Анализ рассказа бунина часовня

«Темные аллеи» Бунина — это некий цикл рассказов, которые посвящены одной теме. Любовь — главная тема этих произведений. Здесь мы видим глубокое чувство между мужчиной и женщиной. Эмоции переполняют каждого, кто участвует в роли любовника. В каждом человеке мы видим свои «Темные аллеи», которые проходят сквозь жизнь. В каждом человеке скрыто тайное желание и страсть.

Самым первым рассказом из этого сборника является «Часовня», который написан в 1944 году. Он небольшой по объему, но более глубоко раскрывает свои философски-социальные мировоззрения.

Этот рассказ описывает некое прошлое и детство, хотя повествование ведется в настоящем времени. Именно детство — это тот период, когда душа более чистая и свободная от грехов. Только странно то, что детей заинтересовали окна «Часовни», а так же кладбище. С одной стороны — это яркий солнечный день, где есть любовь, свет и доброта.

Судя по такому описанию, автор пытался донести до читателя

Дети больше восприимчивы ко всему, происходящему вокруг. Они тонко чувствуют то, что там есть что-то такое, что их заинтересует. Везде жарко, солнечно и весело, а там темно, страшно и холодно. Детям интересно то, что запрещено и недоступно. Они хотят увидеть какой-то скрытый и потусторонний мир.

Дети начинают размышлять о жизни и смерти. Они начинают задумываться о том, как это так? Мы гуляем здесь, нам тепло и весело. А они лежат там в холоде и темноте.
Дети так же и думают о дяде, лежащем в гробу, который сам себя застрелил из-за того, что был влюблен. Здесь мы видим как дети размышляют о любви, чувствах. Они задаются вопросом: «А что дяди всегда стреляют в себя, когда любят?»

Автор показывает нам контраст любви. Любовь — это добро и зло. Это всегда страдание и страсть. То что сочетается оказывается не сочетаемым и здесь философия жизни. Чем жарче солнце, тем холоднее тьма. Поэтому, автор останавливает своего читателя у часовни, чтобы заставить его поразмышлять между добром и злом, между светом и тьмой.

Анализируемый мной рассказ И.А. Бунина «Часовня» входит в цикл «Тёмные аллеи» и является в нём самым коротким, но от этого не менее значимым, он несёт в себе довольно глубокий философский смысл.

Само название данного произведения достаточно символично и обладает определённой семантикой: часовня представляется нам тихим, уютным местом, где можно побыть наедине со своими мыслями, обратиться к Богу, помолиться.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но по мере прочтения рассказа перед нами предстаёт совершенно противоположный образ: полуразрушенное кирпичное здание с зияющим окном, из которого «ничего не видно, оттуда только холодно дует». И вообще, она являет собой скорее усыпальницу, где «в железных ящиках лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил», а не тихую молельню.

Нарратором в рассказе выступает сам автор, однако пространственно-временная организация текста указывает на то, что он повествует о событиях в ретроспективе, интерпретируя их детским взглядом. В отличие от взрослых, дети воспринимают всё через образы, и этот прием помогает Бунину передать контрасты окружающего мира наиболее ярко.

Солнечный летний день, наполненный светом, теплом и всевозможными красками символизирует радость жизни. В то же время детей влечет и нечто другое, тайное, потустороннее, совершенно противоположное: заброшенное, заросшее кладбище, одинокая, полуразрушенная часовня, темнота и холод, железные ящики с умершими людьми, — все, что олицетворяет смерть. Заглядывая «в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли», они ощущают, приближение к чему-то новому, потустороннему: «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…». «Всё это очень интересно и удивительно», прикасаясь к «смерти», дети познают жизнь.

Читайте так же:  Часовня утоли моя печали

Молодость и старость – тоже противоположны, но в контексте данного произведения мы понимаем, что их объединяет тот факт, что жизнь может прекратиться и в молодом и в старом возрасте. Помимо гробов со стариками, в часовне лежит молодой человек, который «был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя». Автор простыми, наивными детскими словами передаёт всю трагедию данного обстоятельства. Хотя любовь являет собой прекрасное удивительное глубокое чувство, она может стать причиной большой человеческой драмы.

Таким образом, становится понятно, что основным приёмом данного произведения является антитеза, а именно противопоставление композиционных образов, создающее эффект резкого контраста. Конфронтируют настоящее и прошлое, молодость и старость, свет и тьма, тепло и холод, жизнь и смерть… А символической границей между противоположными мирами является «разрушающаяся кирпичная часовня», а точнее давно разбитое окно этой самой часовни, которое является художественной выделительной деталью в миниатюре Бунина.

Финальная фраза рассказа: «И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна» подтверждает, что вся наша жизнь построена на контрастах, таков закон бытия.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id60425

Анализ рассказа И. Бунина «Часовня»

Название рассказа «Часовня» конечно, неслучайно.

Какие ассоциации вызывает слово «часовня»?

(Покой, тишина, молитва. Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых. Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешённости от мира — момент истины для человека). Об этом нам говорит и автор, призывая читателя остановиться, задуматься, поразмышлять…

Часовня — молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно читать молитвы.

Часовня соединяет два пространства: временное и вечное – жизнь и смерть. Приходя на кладбище, родные поминают ушедших из жизни в часовне, читают молитвы, ставят свечи.

Разрушающаяся часовня говорит о том, что земное бытие не вечно. Смерть страшна, поэтому нужно дорожить жизнью и тем, что она дает. Дорожить каждым часом бытия и жить достойно.

Место действия: заброшенное кладбище, к ладбище семейное, скорее всего принадлежало господам из усадьбы: или все умерли, или уехали за границу)

Вместе со словом «заброшенное» в рассказ входит тема забвения. Все замерло. Как в кинофильме – стопкадр. В предложении четыре подлежащих (день, поле, кладбище, часовня), предложение односоставное, назывное. В предложении нет сказуемого, поэтому н ет движения, время остановилось.

Эта миниатюра напоминает стихотворение в прозе, содержит многие признаки лирического произведения: это эмоциональная окраска, концентрация мыслей и чувств, особый ритм, мелодичность.

«Часовня» – это рассказ–воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства. Интересно, что Бунину важно передать именно «детское» восприятие всего описываемого. Может быть, это объясняется тем, что дети острее и тоньше чувствуют, их ум и душа еще не так зашорены и слепы, как у взрослых?

Читайте так же:  Часовня матушки ксении

Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны, детей интересует нечто другое – их притягивает заброшенное кладбище и окна полуразвалившейся часовни.

С самых первых строк произведения Бунин показывает, что жизнь – это соединение контрастов, противоположностей, компромисс между светом и тьмой, добром и злом. И нельзя однозначно сказать, где заканчивается одно и начинается другое.

Так, все кладбище заросло цветами и травами: «бугры в высоких цветах и травах». На этом фоне торжества жизни еще более одинокой выглядит полуразвалившаяся часовня. Детей, как магнит, притягивает именно она, а вернее то, что находится внутри, за узким разбитым окном. Рассказчик говорит, что ему и его друзьям, ничего не видно, они лишь чувствуют холодное дуновение – прикосновение другого мира. Дети еще не могут рационально объяснить свое любопытство, но на уровне чувств они понимают, что прикасаются к чему-то очень важному, потустороннему, скрытому – к какой-то великой тайне: «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…»

Их благоговейный интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Возможно, в этот момент дети впервые прикоснулись к одному из важнейших вопросов человечества – вопросу смерти. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где «лежат холодные ящики» с телами.

И опять мы сталкиваемся с контрастом – приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, саму ее основу – любовь: «…у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте…»

Автор подчеркивает, что среди гробов с «бабушками и дедушками» был гроб с молодым дядей, «который сам себя застрелил». Почему он это сделал? Рассказчик передает краткий диалог, который произошел, судя по всему, между детьми. Один из них объясняет, что этот человек был очень влюблен, а «когда очень влюблен, всегда стреляют себя…» Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. Но больше ничего и не нужно – за этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.

Что же дети открывают для себя там, в неизведанном мире за окном, в глубине часовни?

1. Смерть рядом с жизнью (по Бунину, первый шаг к смерти – крик при рождении).

2. Умирают не только старые, но и молодые.

3. Можно умереть и от любви.

Приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, ее основу – любовь. Автор подчеркивает, что среди гробов с «бабушками и дедушками» был гроб с молодым дядей, «который сам себя застрелил».

Этими словами, в сущности, можно объяснить и бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст, сочетание несочетаемого – вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях, говорит нам Бунин-философ и писатель. Это подтверждают и финальные строки произведения: «И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна».

Читайте так же:  Часовня на юрловском

Мы видим происходящее не только глазами взрослого, но и глазами детей.

«Там ничего не видно, оттуда только холодно дует». Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: «холодно дует», «стреляют себя», «дедушки и бабушки», «жутко и весело» и т.д. Маленькие герои задают детские вопросы «А зачем он себя застрелил?», следуют детской логике «…а когда очень влюблён…». И по-детски, как в сказках, делят мир на «свой» – это цветы, травы, солнце) и «чужой» – железные ящики, холод, чужая смерть.

Анализ композиции. Нетрудно заметить, что в её основе – антитеза:

Противопоставляются холод и жара, тьма и свет, старое и новое, молодость и старость, день и ночь, дети и взрослые, печёт–дует, чем–тем. И если соединить эти слова друг с другом, то «проявятся» весы, качели. Символом качели – символизирует равновесие, гармонию жизни.

Детям и жутко, и весело, они испытывают и удивление, и страх, находясь в земном, ярком, солнечном мире и желая заглянуть в мир потусторонний… Вокруг – буйный рост трав и в то же время – часовня «разрушающаяся». Итак, мы убеждаемся в том, что произведение пронизано контрастами.

Дети видят две картины.

Солнце, поле, за садом старой усадьбы заброшенное кладбище

У нас цветы, трава, шмели, бабочки

Там ничего не видно, оттуда только холодно дует

Там темно и холодно

Мы можем играть, бегать

Они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках

Именно эти слова создают антонимичную картину.

Доминирующая антитеза: жизнь – смерть.

В начале произведения – картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни. Создаётся впечатление, что смерть торжествует над жизнью. Об этом говорят очень выразительные эпитеты – старая, заброшенное, одинокая, разрушающаяся, разбитое. Окружающая природа борется с разрушением, но время всесильно и непобедимо. «Река времён» уничтожает, кажется, всё, что встаёт на её пути. Но властна ли она над человеческой памятью, любовью?

Границей между двумя мирами является характерный для художественного мира Бунина образ окна. Перейти границу они не пытаются: исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда «холодно дует». Детское повествование заканчивается репликой: «…всегда стреляют себя…».

Если обратиться к анализу художественного времени, то можно заметить, что это два разных мира: лето, день, солнце (настоящее время) — и ночь, холод, тьма (прошлое).

Но противопоставляются и ещё две «формы» времени: «всегда» знаменательно, что это слово обрамляет произведение и «давно», «молодой» и «старые» последний эпитет относится и к разрушающейся, заброшенной усадьбе. Приходим к выводу, что в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей.

Художественное время и художественное пространство рассказа.

Июль (цветущая рожь)

Кроме этого, все глаголы рассказа в форме настоящего времени. Создаётся удивительное ощущение, что эту историю рассказывает немолодой человек, вспоминающий своё детство. Но как гармонично переплетаются воспоминания и как будто сегодняшние переживания!

Так гениально соединяются в рассказе французская старость и русское детство — два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде — мгновение и вечность.

Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного – к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *