Библия в православной церкви

Нередко можно услы­шать упреки в адрес пра­во­слав­ных, будто у них многое про­ти­во­ре­чит Свя­щен­ному Писа­нию хри­стиан – Библии. К при­меру, они молятся Бого­ро­дице и святым, а не одному только Богу, а также почи­тают иконы и назы­вают свя­щен­ни­ков «отцами», хотя Библия запре­щает это делать. Они испол­няют мно­же­ство обря­дов, о кото­рых в Библии вроде бы нет ни слова. Что же это значит: пра­во­слав­ные отка­за­лись от Библии, заме­нив ее соб­ствен­ными изоб­ре­те­ни­ями, кото­рые они назы­вают «Пре­да­нием»? Давайте раз­бе­ремся.

^ Цер­ковь, напи­сав­шая Библию

Один пра­во­слав­ный свя­щен­ник в США рас­ска­зы­вал такую исто­рию. На улице к нему подо­шел про­по­вед­ник и сказал: «Хотите, я рас­скажу вам о Церкви, кото­рая осно­вана на Библии?» На это свя­щен­ник отве­тил: «А хотите, я рас­скажу вам о Церкви, кото­рая напи­сала Библию?» Его ответ может пока­заться дерз­ким и над­мен­ным, но, если заду­маться, он довольно точно отра­жает то, какой Пра­во­слав­ная Цер­ковь видит саму себя. Это не значит, разу­ме­ется, что она пол­но­стью урав­ни­вает апо­столь­скую общину с тем, что мы сего­дня назы­ваем Пра­во­сла­вием. Нет, апо­столы не носили митры, не имели икон, не слу­жили водо­свят­ные молебны, и это всем понятно. Но пра­во­слав­ные наста­и­вают: они – прямое и непо­сред­ствен­ное про­дол­же­ние этой общины. Наша Цер­ковь воз­никла не потому, что кто-то когда-то про­чи­тал Библию и решил, что теперь ему нужно учре­дить такую-то орга­ни­за­цию на таких-то прин­ци­пах, а потому, что в свое время Гос­подь при­звал Авра­ама, затем Исаака, затем Иакова, и на каждом новом этапе Боже­ствен­ное Откро­ве­ние допол­ня­лось и рас­ши­ря­лось, затем запи­сы­ва­лось – и так воз­никла Библия внутри этой Церкви, избран­ного Божьего народа. Сего­дня она про­дол­жа­ется в Пра­во­сла­вии.

Пре­да­нием как раз назы­вают вот эту живую связь эпох, а вовсе не неко­то­рую сумму обы­чаев и при­вы­чек, кото­рые могут меняться от века к веку и от народа к народу. Свя­щен­ное Писа­ние, то есть Библия, – цен­траль­ная и глав­ная часть этого Пре­да­ния, с кото­рой должно све­ряться всё осталь­ное.

И все-таки, почему же тогда у пра­во­слав­ных многое «не по Библии»? Почему бы им не отка­заться от того, чего нет в Библии в явном виде?

Прежде, чем начи­нать раз­го­вор об этом, поста­ра­емся точнее опре­де­лить, что именно мы имеем в виду. Во-первых, в Пра­во­слав­ной Церкви, какой она суще­ствует на земле, всегда было и будет немало иска­же­ний и нару­ше­ний идеала Пра­во­сла­вия – этого никто не скры­вает. При­ходя в Цер­ковь, чело­век не пере­стает быть несо­вер­шен­ным и часто совер­шает такие поступки, кото­рые про­ти­во­ре­чат учению этой самой Церкви. Но такие иска­же­ния опро­вер­га­ются и отвер­га­ются самими пра­во­слав­ными. Значит, об этом мы сейчас гово­рить не будем.

Есть и другой вид несов­па­де­ний – когда в совре­мен­ной цер­ков­ной или даже свет­ской жизни появ­ля­ются какие-то обычаи, отсут­ству­ю­щие в Библии, но не про­ти­во­ре­ча­щие ей. Так, неко­то­рые, хотя и очень немно­го­чис­лен­ные хри­сти­ане, не счи­тают воз­мож­ным празд­но­вать дни рож­де­ния, поскольку един­ствен­ный день рож­де­ния, упо­мя­ну­тый в Библии, – это тор­же­ство в честь царя Ирода, на кото­ром и отру­били голову Иоанну Кре­сти­телю. Конечно, так, как Ирод, нам весе­литься не стоит – но значит ли это, что мы вообще не вправе отме­чать дни рож­де­ний доро­гих нам людей? По-моему, никак не значит. Ведь очень многое в нашей жизни тоже не встре­ча­ется в Библии, но глупо было бы тре­бо­вать от хри­стиан отка­заться от этих при­зна­ков совре­мен­ной жизни, а равно и от обы­чаев и при­вы­чек, кото­рые не нахо­дят в Библии пря­мого под­твер­жде­ния, но ни в чем ей не про­ти­во­ре­чат. Они воз­никли позд­нее, в иных усло­виях, ведь жизнь нико­гда не стоит на месте. Поэтому про­стота и непри­тя­за­тель­ность апо­столь­ской молитвы посте­пенно пре­вра­ти­лась в пыш­ность визан­тий­ских обря­дов – точно так же, как легким сре­ди­зем­но­мор­ским туни­кам пришли в нашем кли­мате на смену тяже­лые зимние пальто.

Словом, такие несов­па­де­ния мы тоже сейчас рас­смат­ри­вать не будем. Пого­во­рим о тре­тьем роде несо­от­вет­ствий: когда что-то в совре­мен­ной пра­во­слав­ной прак­тике напря­мую про­ти­во­ре­чит, как кажется, веле­ниям Библии. А таких момен­тов кри­тики назы­вают немало: пра­во­слав­ные молятся не только Богу, но и умер­шим людям, покло­ня­ются их телам и изоб­ра­же­ниям, назы­вают своих настав­ни­ков отцами, а еще… Впро­чем, для начала хватит – раз­бе­ремся хотя бы с этим.

^ Глаза, руки и ноги

Но прежде, чем обра­щаться к пра­во­слав­ным, давайте посмот­рим на всех хри­стиан вообще. Много ли среди них людей с выко­ло­тыми гла­зами и отруб­лен­ными руками и ногами? Немного, причем они не сами сде­лали себя инва­ли­дами. А ведь Хри­стос ясно тре­бует в Еван­ге­лии: если тебя соблаз­няет глаз, рука или нога, нужно изба­виться от этой части тела, потому что лучше тебе увеч­ному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неуга­си­мый ( Мк.9:43–48 ). Если пони­мать эти слова бук­вально, вывод оста­ется только один: взгля­нул на что-то непри­стой­ное – выколи себе глаз; пошел, куда не надо, – немед­ленно отруби ногу. Конечно, в жизни каж­дого чело­века такое бывает не еди­но­жды, и бук­вально испол­нить это нет ника­кой воз­мож­но­сти. Так что нам стоит заду­маться – какой смысл стоит за этими яркими и запо­ми­на­ю­щи­мися сло­вами, чему хочет научить нас Хри­стос? По-види­мому, тому, что в борьбе с грехом не сле­дует себя жалеть, и на пути к Богу не обой­тись без само­огра­ни­че­ний, порой очень болез­нен­ных и непри­ят­ных.

Всем оче­видно, что в Библии немало таких мест, кото­рые невоз­можно при­нять как непо­сред­ствен­ное руко­вод­ство к дей­ствию во всех слу­чаях жизни – ведь Библия не инструк­ция по пожар­ной без­опас­но­сти, кото­рой нужно сле­до­вать в соот­вет­ству­ю­щей обста­новке без раз­ду­мий и коле­ба­ний. Нет, она, скорее, выстра­и­вает для чело­века некие основ­ные цен­но­сти и при­о­ри­теты, кото­рые могут по-раз­ному вопло­щаться в его повсе­днев­ной жизни, и тут уже ему самому при­хо­дится многое решать для себя. Ведь и Бог ждет от нас не сле­пого фана­тизма, а разум­ного и осмыс­лен­ного послу­ша­ния.

Вот с этих пози­ций мы и поста­ра­емся понять, как согла­су­ется прак­тика Пра­во­слав­ной Церкви с биб­лей­ским уче­нием.

^ Бого­ро­дица и святые

Глав­ной ново­стью, кото­рую при­несла в мир Библия, была весть о Едином Боге. Языч­ники могли пом­нить о Творце мира, но пред­по­чи­тали иметь дело не с Ним, а с мно­го­чис­лен­ными боже­ствами, каждое из кото­рых заве­до­вало какой-то опре­де­лен­ной сферой жизни: этому надо молиться об урожае, тому – о воен­ной победе, а вон той – в случае зубной боли. Именно к такому миру были обра­щены слова первой запо­веди: Я Гос­подь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим ( Исх.20:2–3 ). Но что же мы видим у пра­во­слав­ных – снова мно­го­бо­жие? Молятся не только Богу, но и святым, осо­бенно Бого­ро­дице? Просят их о помощи, словно бы забыв о Творце?

Давайте вслу­ша­емся: как и о чем просят святых пра­во­слав­ные? Гово­рят ли они им: «Такой-то, как гос­по­дин над уро­жаем или зубной болью, надели меня своими дарами»? Нет, они обра­ща­ются к ним со сло­вами: «моли Бога о нас». Все хри­сти­ане, да и не только они, время от вре­мени просят других о молит­вен­ной под­держке, потому что пони­мают: чело­веку трудно одному пред­сто­ять перед Богом, ему нужна помощь собра­тьев по вере, их соглас­ная молитва обла­дает огром­ной силой. Именно о такой помощи и под­держке пра­во­слав­ные просят своих стар­ших бра­тьев и сестер, кото­рые уже закон­чили свой жиз­нен­ный путь и пред­стоят перед Гос­по­дом. Эти люди в своей жизни пока­зали, как много может их молитва, как охотно они при­хо­дят на помощь другим – так неужели мы должны пре­не­бре­гать их под­держ­кой?

Ведь мы верим, что у Бога все живы. Не слу­чайно еще в Ветхом Завете Гос­подь, обра­ща­ясь к людям, назы­вал Себя «Богом Авра­ама, Исаака и Иакова» – первых святых Своей Церкви. Он мог бы ска­зать о Себе: «Я Вечный, Я Творец неба и земли» – и многое, многое иное. Но Он пред­по­чел гово­рить о Себе в связи со свя­тыми, в жизни кото­рых и рас­кры­ва­лось пред­став­ле­ние о Едином Боге. Знать, что есть Творец, – хорошо, но это мало что значит лично для тебя. А вот знать, что есть Тот, Кто заклю­чил союз с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом, и Он пред­ла­гает тебе войти в этот союз, при­со­еди­ниться к ним, – это уже совсем другое дело. И в этом деле просто необ­хо­дима будет под­держка тех, кто вошел в этот союз прежде тебя.

Но отдельно стоит ска­зать о Бого­ро­дице, ведь Ее не только просят о молит­вах, но и посто­янно воз­ве­ли­чи­вают в цер­ков­ных пес­но­пе­ниях, ставят фак­ти­че­ски на второе место после Христа. Но ведь Она всего лишь чело­век!

Эти споры воз­никли не вчера, им почти столько же лет, сколько и хри­сти­ан­ству. Один из визан­тий­ских импе­ра­то­ров активно про­ти­вился почи­та­нию Бого­ро­дицы. Одна­жды он привел своим при­бли­жен­ным такой пример: пока­зал им коше­лек с золо­том и спро­сил, дорого ли тот стоит. «Разу­ме­ется, дорого», – отве­тили при­двор­ные. Тогда он высы­пал из него золо­тые монеты и снова задал тот же вопрос. «Теперь ничего не стоит», – отве­тили они. «Так и Мария, – напут­ство­вал он их, – пока носила во чреве Христа, была достойна почи­та­ния, теперь же ничем не отли­ча­ется от прочих женщин».

Неужели не отли­ча­ется? Еван­ге­лие с этим не согласно. Доста­точно про­чи­тать первую главу от Луки, чтобы уви­деть: с Марией почти­тельно бесе­до­вал архан­гел Гав­риил, а мать Иоанна Кре­сти­теля Ели­са­вета назы­вала Ее «бла­жен­ной среди женщин». Но и этого мало – Сама Мария, полу­чив­шая Духа Свя­того, поняла, что это почи­та­ние оста­нется с ней навсе­гда: при­з­рел Он на сми­ре­ние рабы Своей, ибо отныне будут убла­жать Меня все роды; сотво­рил Мне вели­чие Силь­ный, и свято имя Его ( Лк.1:48–49 ). Соб­ственно, именно в таком виде Ее почи­та­ние и доныне суще­ствует у пра­во­слав­ных – прак­ти­че­ски теми же сло­вами они воз­ве­ли­чи­вают Деву из Наза­рета и сейчас.

Есть тут и еще один очень важный момент: про­слав­ляя Бого­ро­дицу, пра­во­слав­ные хри­сти­ане сви­де­тель­ствуют о вели­чии чело­века. Да, Хри­стос тоже родился как про­стой чело­век, но при этом Он не пере­стал быть Богом, и в этом отли­ча­ется от всех нас. Но Мария была про­стой девуш­кой, а значит, Ее пра­вед­ность и чистота могут быть хотя бы в теории доступны каж­дому из нас. Нако­нец, Хри­стос прожил земную жизнь как муж­чина. Он пере­жил и испы­тал всё, что может выпасть здесь на долю чело­века, но Он не жил в жен­ском теле, у Него не было семьи, родных детей. Мария испы­тала все и даже прошла через страш­ную потерю Сына – и поэтому в какие-то моменты жизни мы можем обра­титься за помо­щью и под­держ­кой именно к Ней: Она пере­жила это… Отка­заться от такого заступ­ни­че­ства озна­чало бы не просто обед­нить себя, но и напря­мую отверг­нуть ска­зан­ные в Библии слова.

^ Мощи, иконы

Хорошо, но зачем же тогда святых не просто просят о молитве, но и почи­тают их мерт­вые тела (мощи) и даже изоб­ра­же­ния? Ведь ясно ска­зано: Не делай себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не покло­няйся им и не служи им… ( Исх. 20:4–5 ). Ска­зано, но и объ­яс­нено: Твердо дер­жите в душах ваших, что вы не видели ника­кого образа в тот день, когда гово­рил к вам Гос­подь, дабы вы не раз­вра­ти­лись и не сде­лали себе изва­я­ний, изоб­ра­же­ний какого-либо кумира, пред­став­ля­ю­щих муж­чину или жен­щину ( Втор. 4:15–16 ).

Итак, запрет на изоб­ра­же­ния явно отно­сится к Вет­хому Завету, в кото­ром Бог пре­бы­вает неви­ди­мым и непо­сти­жи­мым, и вся­че­ские фан­та­зии на Его счет строго запре­ща­ются. Соб­ственно говоря, этот запрет оста­ется в силе и в Пра­во­слав­ной Церкви (хотя встре­ча­ются и его нару­ше­ния): Бога-Отца и Свя­того Духа изоб­ра­жать нельзя. Но почему нельзя изоб­ра­зить чело­века Иисуса? Или других людей, кото­рые дороги нам? Если нельзя, то при­дется уни­что­жить все вообще порт­реты и фото­гра­фии. Когда кто-то держит перед собой изоб­ра­же­ние люби­мого чело­века, нахо­дя­ще­гося вда­леке, мыс­ленно или вслух раз­го­ва­ри­вает с ним, целует его, он, соб­ственно говоря, совер­шает точно то же самое, что и почи­та­тели икон. При этом никто, конечно, не думает, что икона или фото­гра­фия заме­няют нам живую лич­ность, что они нужны нам сами по себе, а не как свое­об­раз­ная связь с этой лич­но­стью.

Но мощи, мерт­вые тела, кото­рые сле­до­вало бы похо­ро­нить и оста­вить в покое? Первый пример чудо­твор­ных мощей мы, кстати, встре­чаем в Библии: умер­ший, кото­рого слу­чайно поло­жили на кости про­рока Елисея, вне­запно ожил! ( 4Цар. 13:21 ) Даже в Ветхом Завете, где любое при­кос­но­ве­ние к трупу или могиле делало чело­века риту­ально нечи­стым, для людей было исклю­чи­тельно важно быть похо­ро­нен­ными в соб­ствен­ной родо­вой гроб­нице. Бывали случаи, когда в такую гроб­ницу спе­ци­ально клали тело умер­шего про­рока, заве­щав похо­ро­нить себя рядом с ним ( 3Цар. 13:29–32 ). Если ты почи­тал чело­века при его жизни, если наде­ешься уви­деться с ним после смерти, тебе не может быть без­раз­лична его могила. Да и совре­мен­ное обще­ство, так ста­ра­тельно скры­ва­ю­щее смерть, пожа­луй, нуж­да­ется в еще одном напо­ми­на­нии, что этот порог всем нам пред­стоит пере­сту­пить, и важно другое: с чем мы подой­дем к нему.

Конечно, верно, что икона или мощи, или любой другой мате­ри­аль­ный пред­мет (кре­стик, освя­щен­ная вода, просфора) могут стать насто­я­щим идолом, пред­ме­том покло­не­ния, кото­рый якобы сам по себе исце­ляет чело­века. Это уже явно нару­шает биб­лей­скую запо­ведь – но ведь и Пра­во­сла­вие такой подход счи­тает маги­че­ским и одно­значно его осуж­дает.

Однако Цер­ковь в том числе при­звана освя­тить и пре­об­ра­зить этот мир, поэтому она нико­гда не станет ухо­дить в «область чистого духа», отка­зы­ваться от обря­дов, освя­щен­ных пред­ме­тов – то есть от мате­ри­аль­ного мира. Нет, она при­ни­мает и пре­об­ра­жает чело­века в его целост­но­сти, с душой и телом, о чем и сви­де­тель­ствует почи­та­ние мощей и икон. И почи­та­ние здесь отли­ча­ется от покло­не­ния, кото­рое при­над­ле­жит только Богу.

^ Мно­же­ство отцов

Хри­стос, каза­лось бы, ясно сказал уче­ни­кам: отцом себе не назы­вайте никого на земле, ибо один у вас Отец, Кото­рый на небе­сах ( Мф. 23:9 ). Но отчего же у пра­во­слав­ных только и слышно: «отец такой-то»? Это же явное про­ти­во­ре­чие!

Начнем с того, что про­ти­во­ре­чие это встре­ча­ется уже внутри Нового Завета. Апо­стол Павел в 4?й главе Рим­ля­нам неод­но­кратно назы­вает «отцом веру­ю­щих» Авра­ама, но мало того: он кате­го­ри­че­ски наста­и­вает, что сам явля­ется отцом по отно­ше­нию к тем, кого он обра­тил к вере! Вот что он пишет: …прошу тебя о сыне моем Они­симе, кото­рого родил я в узах моих ( Флм. 1:10 ). И даже объ­яс­няет: хотя у вас тысячи настав­ни­ков во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе бла­го­вест­во­ва­нием. Посему умоляю вас: под­ра­жайте мне, как я Христу. Для сего я послал к вам Тимо­фея, моего воз­люб­лен­ного и вер­ного в Гос­поде сына ( 1Кор. 4:15–17 ).

Вряд ли апо­стол не знал про­ци­ти­ро­ван­ных выше слов Христа или созна­тельно ими пре­не­брег. Значит, он пони­мал их вовсе не в том смысле, будто запре­щено само слово «отец». Видимо, Хри­стос обли­чал опре­де­лен­ное отно­ше­ние к чело­веку – и можно даже понять, какое… В Еван­ге­лии мы читаем спор Христа с Его про­тив­ни­ками ( Ин. 8:37–45 ): они уве­ренно назы­вают своим отцом и Авра­ама, и даже Бога (каза­лось бы, куда пра­виль­ней!), но Хри­стос бро­сает им в лицо страш­ное обви­не­ние: ваш отец – диавол. Почему? А потому, что они охотно и после­до­ва­тельно испол­няют его волю.

Людям свой­ственно бывает ссы­латься на какие-то внеш­ние авто­ри­теты. В том же самом посла­нии, где он отста­и­вал свое отцов­ство, Павел писал: у вас гово­рят: «я Павлов»; «я Апол­ло­сов»; «я Кифин»; «а я Хри­стов». Разве раз­де­лился Хри­стос? разве Павел рас­пялся за вас? или во имя Павла вы кре­сти­лись? ( 1Кор.1:12–13 ) Вот, по-види­мому, что запре­щал Хри­стос: сек­тант­ство, при кото­ром имя учи­теля ста­но­вится зна­ме­нем борьбы с после­до­ва­те­лями иных сект. А вот духов­ных связей, подоб­ных отно­ше­ниям отца и детей, Он явно запре­щать не соби­рался.

Читайте так же:  Чимеево церковь отзывы

Так что цитату из Еван­ге­лия не стоит выди­рать из кон­тек­ста. И кстати, сразу после слов об отцах идет запрет назы­ваться настав­ни­ками (закроем все школы и инсти­туты?), а также призыв: «боль­ший из вас да будет вам слуга» (всюду дирек­то­ров назна­чим убор­щи­ками?).

Разу­ме­ется, список мнимых несо­от­вет­ствий между Биб­лией и жизнью пра­во­слав­ных хри­стиан можно было бы про­дол­жать – но уже, навер­ное, пока­зано глав­ное. Библия никак не содер­жит некий свод уни­вер­саль­ных правил пове­де­ния, соблю­де­ние кото­рых и будет «хри­сти­ан­ской жизнью». Нет – она зовет нас к пере­ме­нам в серд­цах, к взрос­ле­нию и само­сто­я­тель­но­сти, ука­зы­вая глав­ные ори­ен­тиры и огра­ни­че­ния и предо­став­ляя сво­боду в осталь­ном. Пра­во­слав­ное Пре­да­ние пред­ла­гает нам двух­ты­ся­че­лет­ний опыт осмыс­ле­ния и про­жи­ва­ния каждой биб­лей­ской цитаты – и прежде, чем отвер­гать его, стоит к нему при­смот­реться повни­ма­тель­ней. Ведь вполне может быть, что, при­смот­рев­шись, вы захо­тите не отверг­нуть его, а при­нять.

Библия — это священная книга христиан. Она состоит из Ветхого и Нового Заветов, ядром которого является Евангелие. Большинство книг Ветхого Завета были написаны на иврите, за исключением нескольких поздних книг, написанных на арамейском. Книги Нового Завета были написаны на диалекте греческого койне.

Слово Библия происходит от греческого слова biblia, означающего книги (в множественном числе), а оно в свою очередь от byblos — папирус. Библия состоит из отдельных произведений, написанных разными авторами в разное время на протяжении 16 столетий. Эти произведения так и называются «книги», например: «книги Нового Завета» или «книги Ветхого Завета» и дошли до нас только в переводах и списках.

Состав книг Библии (Библейский Канон) складывался постепенно. Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до н. э. до IV в. до н. э. Считается, что канонические («богодухновенные») книги Ветхого Завета были собраны воедино книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э., а оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на соборе, который состоялся в Карфагене в 397 г. (по другим источникам, Лаодикийским собором 363 г.). Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин Писание (обязательно с большой буквы) или же Священное Писание, являющееся частью Священного Предания Церкви. Этот факт подчеркивает важность правильного понимания библейских текстов. Заявленная протестантами самодостаточность Писания («Sola Scriptura»), порождает множество противоречащих друг другу толкований Библии, лишающих священные тексты их подлинного смысла.

В этом разделе собраны ссылки на сайты, содержащие сами библейские тексты, их толкование и другие материалы и исследования.

Так, собираясь зайти в храм, для начала обратите внимание на свой внешний вид. Конечно, миниюбки или шорты — не лучшая одежда для этого. Также традиционно принято, чтобы женщина находилась под сенью храма с покрытой головой, а мужчина, наоборот, с непокрытой. Если с собой нет головного убора — не беда, в любой церковной лавке можно взять платочек.

Входя на церковную территорию, нужно остановиться и трижды с поклоном перекреститься. То же самое необходимо сделать при входе в саму церковь. Далее, если вы пришли на службу, то займите любое место, откуда вам достаточно хорошо видно и слышно священников и без необходимости больше по храму не ходите вплоть до окончания богослужения. Вторить хору можно только тогда, когда это делают все по канону службы: во время пения «Отче наш», «Символа веры» и других общих молитв, которые могут быть разными в зависимости от дня.

Между службами можно помолиться о своих нуждах произвольно и здесь уже нет каких-то специальных жестких правил, главное, делать это осознанно, а не механически, и с верой. Молитва всегда должна иметь адресата, ведь это разговор, и странно было бы беседовать, ни к кому конкретно не обращаясь.

Также любой может приложиться к святыням: мощам, иконам, крестам.

Существует множество народных суеверий о том, что можно и чего нельзя делать со свечками, однако на самом деле важно одно — все, что вы совершаете в храме, не должно быть простой формальностью. Богу не требуется одолжение и деньги, ему нужна только любовь. Приходите в храм так, будто навещаете родителей — с радостью, теплом и полным доверием.

Зачем нужно молиться?

Этот вопрос задают многие невоцерковленные люди: зачем молиться, если Бог и так видит все наши нужды? Безусловно, видит, но, уважая нашу свободу, никогда не станет делать что-то, о чем мы не просим. Так что молитва — это акт нашей доброй воли и смирения перед Ним.

Многим современным людям, воспитанным на возвеличивании собственного «я», слово «смирение» режет слух. Однако стоит понимать, что это не самоуничижение, не раболепство, а доверие Богу. Как ребенок, который просит помощи у родителей в том, с чем сам по причине возраста и неопытности еще не может справиться, так и мы, чей жизненный опыт и объем знаний не сопоставимы с Божественными, просим Его поддержки, заступничества, а порой и чуда. Господь — наш Небесный Отец, а любому родителю хочется, чтобы его дети общались с ним как можно больше и никогда не забывали.

33 “ причины” не ходить в храм

Прием 1: “ А я хожу в церковь”.

о, что Церковь больше думает о смерти, чем о жизни, это тоже дьявол выдумал. Он пригово¬рил всех нас к вечной казни, от которой пришел избавить нас Христос Спаситель. А Церковь, ос¬нованная для этого Господом, думает и говорит не о смерти, а о вечной жизни. Для верующего человека смерть тела — это не конец жизни. Душа продолжает жить и по разлу¬чении с телом. Она переходит в другую жизнь, жизнь бессмертную. Значит, только жизнь в Цер¬кви и может дать нам настоящую, нескончаемую, вечную жизнь, семена которой мы сеем здесь, на земле, во время этой нашей быстро летящей вре¬менной жизни.
А мы считаем, что суета, которая наполняет нашу нынешнюю жизнь, и есть ее смысл, и есть вся наша жизнь. Все куда-то несемся. Куда.
В будущей жизни уже не будем ни о чем об этом думать, переживать. Не будем жить по сво-ей воле. Если, не приведи Господь, в ад попадем, там нас точно никто не будет спрашивать, чего мы хотим. А если, дай Бог, в рай, — то там нам наша личная свобода будет не нужна, там мы не будем видеть в ней никакого счастья, потому что у нас будет неизмеримо большее, безграничное счас¬тье — творить волю Божию.
Одна раба Божия, проживя эту жизнь и ог¬лянувшись на все прошедшее, сказала:
— Только и нужно было — ходить в церковь да делать добрые дела.
Преподобного Серафима Саровского, кото¬рый еще в этой жизни побывал в раю и потом вер¬нулся, спрашивали: — Батюшка, все ведь люди грешные. Почему одни пойдут в рай, а другие — в ад? Какая между ними такая разница?
Преподобный ответил:
— Все дело в решимости.
Решишься: «Что бы ни было, буду стараться не грешить. Буду в церковь ходить, буду Бога просить. Не будет получаться — буду каяться. И опять буду стараться жить от греха подальше». Такого грешника Господь помилует. А того, кто отвергает дверь спасения, кто говорит: «Один раз живем, все равно помирать, бери от жизни все, там все равно страдать, так хоть здесь повеселиться», — такой сам уже все решил, что ж с ним сделаешь? Господь, говорят, насильно не спасает. Еще ни один человек не избежал смерти оттого, что старался о ней не думать. Нужно готовиться к будущей жизни. Нужно здесь так соединиться со Христом, чтобы не расстаться с Ним никогда. Нынешняя жизнь тогда и станет жизнью истинной, исполненной великого смысла и наибольшей — пасхальной — радости.
Потому мы и празднуем так торжественно наш главный и любимый русский праздник —
ПАСХУ ХРИСТОВУ.
В пасхальную ночь, в эти самые радостные минуты года, в наших ликующих храмах мы восхваляем Воскресшего Господа, поправшего Своею смертию смерть, и во всей вселенной звенят дивные слова Божественного Златоуста: Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь. Да, много у дьявола приемов, с помощью ко¬торых он силится не пустить нас в церковь. Вон как старается! И это еще не всё. Значит, дело стоящее, раз враг рода человеческого так усерд¬ствует. Значит, и нам надо стараться не поддать¬ся ни на один из его приемов, поставить фильтр у себя в голове для любых мыслей против церкви, все препятствия преодолеть — и все-таки прийти в храм, чего бы нам это ни стоило.
Все эти мысли не называют реальных причин того, почему не надо было бы ходить в церковь. А являются лишь мыслями. И мысли эти — от дья¬вола. А он никогда правды не говорит.
Если же он придумает еще тридцать три при¬ема, или триста, или сколько угодно — у него их заготовлено на все вкусы, лишь бы они казались нам заслуживающими внимания, лишь бы мы ве¬рили ему, а не Богу, не Матери-Церкви, — то все равно нам нужно будет их отбросить, разоблачив одним-единственным приемом: ОТ ЦЕРКВИ МЫСЛЬ ОТВОДИТ — ЗНАЧИТ, ОНА ОТ ЛУКАВОГО.
Поэтому, если ты в церковь не ходишь или ходишь редко, то приглядись, на чем тебя враг обманывает. И отвергни это, потому что это от него исходит, а он уж точно ничего хорошего не посоветует.
Все эти «аргументы», которые лукавый нам подбрасывает и которыми мы, к несчастью, руко¬водствуемся в жизни, — перед Богом, Который будет нас судить, будут ничто. На Суде Христо¬вом мы увидим все таким, как оно есть на самом деле, без всякой дьявольской идеологии. И уви¬дится ясно, что они были сами по себе, а правда жизни — сама по себе. Так что будем учиться отбрасывать их и жить просто и прямо — по Евангелию, по совести.
Пойдем к Богу, пойдем в храм, что бы ни было против этого. Такова воля Божия. А она — благая и совершенная

Прием 2: ” У меня Бог в душе”.

” У меня Бог в душе”. А следовательно, в церковь ходить не нужно. Он у тебя, мол, и так в душе. Но ведь это же неправда! Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где все говорит про Бога, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое присутствие, Его благодать. Тогда бы мы старались жить так, как Бог велит. А это Его воля – чтобы мы ходили в храм.
Невидимый враг – очень хитрый. Он хитрее нас. Он всевает нам эту мысль: ” У тебя Бог в душе! ” А на самом деле это не Бог вошел в нашу душу, а только мысль про Бога, с которой к нам проник, наоборот, окаянный. Как волк в овечьей шкуре. И льстит нам.
На самом деле у нас в душе чего только не бывает: и осуждение, и раздражение, и мысли черные – совсем не Бог. Как ото всего этого освободиться? Как бороться с вражьими помыслами? Только с Божией помощью. Сам человек со “ своими ” вроде бы мыслями справиться не может, даже если очень захочет. Это и подтверждает еще раз то, что они на самом деле не наши, а вражьи.
Преподобный Амвросий, старец Оптинский, когда к нему приходили бесовские мысли, крестился и говорил: ” Не соизволяю.” Никакого внимания не нужно уделять им. Не задумываться. Сразу – отбрасывать. Молиться Иисусовой молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. И они отойдут. Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды, Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви.
Во время Божественной литургии в церкви совершается главное ее чудо, непостижимое для Ангелов. Сам Господь дал его нам для нашего спасения. Во время общей молитвы священников на специально приготовленные в алтаре хлеб и вино сходит Дух Святой, и они становятся истинными Телом и Кровью Христовыми. По виду, и вкусу они остаются хлебом и вином, но на самом деле это Сам Господь. Люди, которые причащаются Святых Христовых Таин, по своему опыту знают, что они получают великую освящающую силу, исцеляющую и душу, и тело.
Для того – то мы и ходим в храм, и причащаемся, чтобы в наши уста, в наше тело, а тогда и в душу действительно входил Бог.
Господь сказал: Ядый Мою Плоть, и пияй мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем.
Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к Таинствам Исповеди и Причащения. Ведь мы же регулярно моемся – очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.

Прием 3: ”Я еще не созрел”.

“Зрей! – говорит дьявол. – Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть”. Не читай Евангелие, “Закон Божий”, творение святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни.
Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию.
“ Я еще не пришел к этому”.
Чтобы прийти, нужно идти. Ну так иди.
А куда идти?
Конечно, в храм.

Прием 4: ” В церковь стало ходить много людей напоказ, политики стоят со свечками в руках, ходят бандиты – не хочу им уподобляться ”.

”В церковь стало ходить много людей напоказ, политики стоят со свечками в руках, ходят бандиты – не хочу им уподобляться ”.
Правильно, не уподобляйся. Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя даже своим положение в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, миллионам православны русских людей – они все ходили в церковь. Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу, проливая невидимые миру слезы за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога, без молитвы народ. Только Господь, только матерь Божия, все русские святые могут избавить нас от гибели, на которую нас постоянно толкают дьявол и слуги его. И тут ни одна молитва, в том числе и твоя не лишняя.
Помнишь сказку про репку ? Это сказка и про общую молитву, про наше в ней участие. А если бы мышка отказалась участвовать в общем деле, сказала, что боится дедку, или обижена на бабку, или ей не нравиться внучка? Так бы и не вытянули репку.

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Читайте так же:  Католические церкви в америке

Прием 6: ”Я не знаю, как себя вести в церкви, а вдруг меня плохо встретят? ”

Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело и мы увидим совершенно точно, что все, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мир, мир Ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще все изменить и спасти свою душу. В будущей будет только вечное раскаяние. Но тогда действительно будет поздно.
Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа – и получил от Него прощение и вечное спасение. Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться к Господу.

Прием 7: “Я не такой уж сильно верующий”.

Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все – в пути. Все мы хотим, чтобы наша вера стала крепче, хотим быть ближе к Богу.
Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять.
“ С кем поведешься , от того и наберешься ”, — говорит народ.
Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой – станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее.
Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помози моему неверию ( Мк. 9, 24). Господь поможет, Господь даст.
А верующему – все возможно. Это тоже евангельская истина.

Прием 8: ” На Бога надейся, а сам не плошай ”.

Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела… У христианина, который надеется на Бога, дел – невпроворот. И прежде всего – с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием… Только поворачивайся!
И, конечно, занимайся своими обычными делами – перекрестившись, помолившись.
Если Господь благословит твои труды, все будет спориться, все успеешь, и все пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно.
А если год?
А если жизнь?
Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия – не задумываться.
Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его.

Прием 9: ” А что в церкви делать?”

У каждого православного в церкви дел очень много.
Входя в храм ( лучше – до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие – перед иконами и за упокой – на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещенных православных христиан – о здравии, о упокоении. Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли.
С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом. Не так давно почивший старец Николай Гурьянов, который жил на острове под Псковом, говорил:
— Какие вы счастливые, что вы верующие… Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве.
Старайся ни с кем не беседовать – вслушиваться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся – от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.
Старайся ни с кем не беседовать – вслушиваться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся – от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.
О чем мы говорим с Богом?
Прежде всего, мы Бога благодарим.
Вот для чего мы ходим в церковь – в первую очередь.
Мы постоянно пользуемся Его бесчисленными благами: постоянно сокращается наше сердце, постоянно мы видим, слышим, думаем, радуемся – живем. Постоянно живет весь мир вокруг нас. Это все совершает Живодавец Господь.
А что касается болезней и всяких бед, которые тоже совершаются в жизни, то это – не от Бога, это от нашей греховности и от дьявола.
Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мир бы захлебнулся в нем.
Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога.
Никакое добро не бывает само собой разумеющимся. Это – все победа над злом в главной битве, которая и есть жизнь.
“ Слава Богу за все”, — сказал в конце своей жизни, среди скорбей великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.
Вторая наша просьба к Богу — о прощении грехов.

Прием 10: “ Что такое записка? ”

Записки, которые мы подаем в церкви о здравии и упокоении, читаются в алтаре. На каждой Литургии батюшка вынимает из просфор частички за живых и умерших. В конце Литургии он погружает их в Святую Чашу с Телом и Кровью Христовыми и молится: Отмый Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною. И тем, кого помянули, бывает великая польза.
Просфоры потом раздаются в храме верующим. Они вкушают их, приносят домой, разрезают и каждый день едят натощак по кусочку, запивая святой водой. И сами освящаются.
Иногда нам снятся люди умершие. Снам верить не положено, разгадывать их – дело опасное. Невидимый враг и здесь может обмануть. Приснился живой человек – просто помолись о его здравии, приснился умерший – помолись за упокой. Особенно – если их помянуть в церкви. Сами себе почившие уже помочь не могут – только на нас надеются. Поэтому, если к нам придет мысль:” А стоит ли идти в церковь? Что там делать” – можно будет ей ответить:” Да хоть бы умерших помянуть”. Уже оно это — большое дело. Для них это – как хлеб. Люди принося в церковь продукты ( все, кроме мяса) – милостыню, которая тоже усопшим на пользу.
На вопрос о том, насколько важно поминать на Литургии живых и умерших, протоиерей Николай Гурьянов как – то сказал:- Поминайте, поминайте. Сказано: В нюже меру мерите, возмериться вам. ( Мф.7, 2). И меня помяните.

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Читайте так же:  Ярославль церковь в коровниках

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Прием 5: “ Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять мировоззрение”.

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой ( вот уже началась польза!). скажи смиренно: “ Простите, я тут еще нечего не знаю. Но я хочу знать. Подскажите мне пожалуйста…” даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверять им, хотя это и покажется тебе более легким ( легко – не всегда хорошо) . по всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого вага – делать из мухи слона. Тебе кто – то сказал одно какое – то слово ( и сам, может, об этом уже пожалел) – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *