Богоматерь оранта собор святой софии в киеве

Мозаика в апсиде.

Местоположение данной мозаики в системе росписей собора можно посмотреть на схемах: в изометрии и в разрезе по оси главного купола.

Детали
[A] Лик Богоматери [A1] Лик Богоматери [B] Левая половина надписи [C] Правая половина надписи

  • Лазарев 1953/2. [64] Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Киевской Руси // История русского искусства. В 13 т. Т. 1. — М.: Изд-во АН СССР, 1953. — Илл. на стр. 157.
  • Лазарев 1960/1. [142] Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. С приложением статьи А. А. Белецкого о греческих надписях на мозаиках. — М.: Искусство, 1960. — Табл. 27-30.
  • Мозаики и живопись древнего Киева 1982. [10639] Мозаики и живопись древнего Киева: [Альбом]. — Л.: Художник РСФСР, 1982. — Табл. I.
  • Лазарев 2000/2. [10] Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 31-32, цв. илл. 1.
  • Собор Святої Софії 2001. [121] Собор Святої Софії в Києві: [Альбом]. — К.: Мистецтво, 2001. — Илл. 99, 132, 133.
  • Колпакова 2004/1. [134] Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — Илл. на стр. 292.
  • Eastmond 2013. [7526] Eastmond A. The glory of Byzantium and early Christendom. — London: Phaidon Press Limited, 2013. — P. 169, cat. 164.
  • Пребывает там Бог с людьми 2015. [8221] «Пребывает там Бог с людьми». Мозаики Киевской Руси: [Альбом-календарь на 2016 год]. — Seriate: La Casa di Matriona, 2015. — Табл. XV (лик Богоматери).

«Оранта занимает в системе мозаик Софии Киевской совершенно исключительное место. Это изображение, имеющее в высоту 5,45 м, бросается в глаза каждому входящему в храм и до всякой рефлексии воспринимается как главное, центральное, доминирующее: образ Оранты определяет лицо всего интерьера. Каков этот образ?

Традиционный жест Оранты, восходящий к раннехристианскому искусству, – поднятые до уровня головы руки – есть жест молитвы. Но сказать так – значит сказать еще не все. Слово «молитва» слишком легко воспринимается после веков новоевропейской культуры в настроенческом, сентиментальном, психологическом, пиетистском духе, как «Andacht»; средневековая архаика понимала молитву иначе и притом более жизненно. Чтобы понять подлинный смысл жеста Оранты, полезно вспомнить известное место в Библии, где описывается именно такой жест. Согласно повествованию Книги Исхода, во время тяжелой битвы израильтян с амаликитянами Моисей поднял руки в молитве за свой народ – и до тех пор, пока он упорным усилием удерживал руки воздетыми, побеждали израильтяне, а когда руки Моисея невольно опускались, одолевали враги. Участие Моисея в битве даже по чисто физической своей трудности не уступит труду каждого ратника. В свете этого эпизода, популярного в средние века и служившего ветхозаветным прообразом позы Оранты, становится понятным, какого рода молитва изображена в знаменитой киевской мозаике. Эта молитва – многотрудное духовное воинствование «за други своя», «духовная брань», воински-непреклонное «дерзание» перед Лицом Бога, напряжение теургической силы, от которого должны расточиться видимые и невидимые, телесные и бесплотные враги города и народа. Целую вечность не опускающая своих воздетых рук Оранта есть поистине «Воевода» для своих людей, самоотверженно принимающая на себя воинский труд заступничества за них, как Моисей принимал на себя бремя своего народа… Жест киевской Оранты духовен, но присутствующий в нем момент телесного усилия и воинской непреклонности делает изливающуюся в нем доброту очень несентиментальной и родственной по духу доброте воина. Такой должны были видеть свою небесную Заступницу воины из дружины Ярослава.

Вторая примечательная черта Оранты – ее пропорции. В. Н. Лазарев замечает относительно них: «Фигура Оранты… слишком коротка и приземиста. Голова (0,90 м) составляет лишь одну шестую часть фигуры. Нижняя часть последней (2,80 м) непропорционально коротка по отношению к размерам головы (1:3). Если бы мастер учел перспективное сокращение, то он должен был удлинить именно нижнюю часть фигуры, чего он как раз не сделал. Поэтому фигура и кажется такой короткой и большеголовой, что придает ей несколько архаический характер».

В. Н. Лазарев отмечает большую одухотворенность в близкой иконографически и хронологически мозаике нарфика храма Успения в Никее; но очевидно, что греки XI столетия, современники тончайших умозрений Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата, нуждались в ином образе божественного представительства, нежели сподвижники Ярослава. Кто бы ни был родом мастер, создавший киевскую Оранту, он сумел проявить столько такта в понимании запросов и чаяний русских людей, что его творение стало не только фактом истории византийского искусства, но и страницей истории духовной культуры дружинной Руси. Лик Оранты, бодрственный и ясный, человечный и непреклонный, ее округлые сильные плечи, ее широкие ладони с не слишком удлиненными пальцами, ее надежные, устойчиво стоящие ноги, твердо прорисовывающиеся под широкими складками хитона, – все это дает живой образ молодого киевского христианства, уже прикоснувшегося к глубинам эллинского умозрения, но еще простодушного и немного мирского по своему складу, еще не выстрадавшего трагической утонченности, здорового, бодрого и цельного. Позднее придет время для изображений Богородицы, вытягивающихся вверх, как «светоприимная свеща». Для нашей эпохи был важнее другой образ, из того же Акафиста, образ, который народная мысль связала с киевской Орантой: «нерушимая стена». Если бы одухотворенность Оранты была более монашеской и менее воинской, если бы ее фигура была более хрупкой и менее устойчивой, она не смогла бы являть столь важный для идеала Софии символ заградительной стены против сил разрушения, против «тьмы внешней».» (Сергей Сергеевич Аверинцев. «К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской»).

Расписание богослужений на

текущую неделю:

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! По возможности будем стараться вовремя размещать расписание богослужений на неделю. По вопросам расписания богослужений звоните по тел. 8931 337 9337 м. Людмила.

Страница просмотрена (11376) раз

Поделиться:

  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)

Православный календарь

Седмица 31-я по Пятидесятнице. Вмц. Анастасии Узорешительницы (ок. 304).

Мчч. Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304). Прп. Никифора Прокаженного (1964).

Сщмчч. Димитрия Киранова и Феодора Поройкова пресвитеров (1938).

Евр., 329 зач., XI, 17–23, 27–31. Мк., 42 зач., IX, 42 – X, 1. Вмц.: Гал., 208 зач., III, 23–29. Лк., 33 зач., VII, 36–50.

Читайте так же:  Какие соборы есть во владимире

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *