Бухты охотского моря

Шантарский архипелаг
В этот день нас ждет путешествие по Шантарскому архипелагу. Это дикие острова, где расположен национальный парк. На острове Большой Шантар полудрагоценные яшмовые сланцы, белые кварцы и мраморные жилы лежат прямо на поверхности.
Будем искать высматривать косаток на горизонте, особенно тех, которых выпустили в дикую природу после незаконного отлова в 2018 году. Нам очень важно знать об их судьбе.

Остров Утичий — место гнездования охотоморских птиц. На острове Феклистова посетим остров Арка, мыс Красный и рейд Энельгельма.

Ночевки и программа по Шантарским островам может быть
скорректирована турлидером группы.

(проживание в палаточном лагере)

Отъезд в Комсомольск-на-Амуре
Ранним утром мы выезжаем в Комсомольск-на-Амуре, куда прибудем к вечеру,
Переезд на скоростных микроавтобусах.

Министерство транспорта сообщило об отсутствии источников финансирования на мероприятия по подъему и утилизации судов, затонувших в бухте Нагаева в Магаданской области, следует из протокола по итогам совещания 26 октября у вице-премьера Виктории Абрамченко, которая курирует в правительстве экологию. У РБК есть копия протокола, его подлинность подтвердила представитель Абрамченко. РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса.

В этой бухте Охотского моря, на восточном побережье которой расположен Магадан, выявлено 21 затонувшее судно: пять из них принадлежат Минобороны, четыре — Росимуществу, остальные не имеют собственника или он неизвестен. Проблема с брошенными кораблями не решается уже много лет: еще в 2014 году президент Владимир Путин поручал утилизировать затопленные суда в акватории бухты Нагаева. Они мешают безопасному судоходству и создают экологические риски — в частности, являются источниками периодических утечек топлива. Например, в августе 2018 года в бухте было обнаружено нефтяное пятно площадью 250 кв. м.

Новое поручение решить проблему с затопленными судами дал в августе 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин по итогам поездки на Дальний Восток. Оно касается не только бухты Нагаева, а всех судов, затонувших в акваториях Дальневосточного федерального округа. Всего там обнаружено 580 затопленных кораблей, 235 из которых необходимо поднять и утилизировать в первую очередь. Минтрансу, Минфину и другим профильным ведомствам (Минприроды, Минобороны и Росимущество), а также «Роскосмосу» поручено разработать план мероприятий по подъему и утилизации затонувших на Дальнем Востоке судов, в том числе бесхозяйных. К 30 сентября ведомства также должны были определить источники финансирования таких работ и сроки их исполнения.

За чей счет планируется поднимать суда

Поручение Мишустина пока не выполнено, следует из протокола совещания у Абрамченко. С точки зрения Гражданского кодекса заброшенные корабли — это недвижимое имущество. «Поэтому требуется отыскать собственников и заставить их эту недвижимость поднять и утилизировать или переработать каким-то иным способом», — объясняла вице-премьер в интервью РБК в конце сентября. Но собственников таких кораблей не всегда удается найти или они оказываются банкротами, в этом случае включается механизм признания имущества бесхозяйным и установления права муниципальной собственности на него через суд. «Публичный собственник в лице, например, Росимущества тоже не знает, что с этими кораблями делать. Муниципалитеты самостоятельно с такой задачей не справятся», — добавляла вице-премьер.

Читайте так же:  Севастополь бухта кораблей

Абрамченко поручила Минтрансу подготовить предложения об исключении из реестра затонувших в бухте Нагаева судов для прекращения их правового статуса в качестве недвижимого имущества, говорится в протоколе совещания. Это позволит их считать металлоломом. Она поручила Минфину и Минприроды проработать вопрос финансирования подъема и утилизации затонувших судов за счет доходов от сдачи их на переработку, а правительству Магаданской области — привлечь к этому частные компании, следует из документа. Такое поручение прорабатывается, сообщили в пресс-службе Минфина. Представитель Минприроды перенаправил запрос в Минтранс. РБК направил запросы в Минобороны, Росимущество и «Роскосмос».

В правительстве Магаданской области РБК сообщили, что властями предпринят ряд подготовительных мероприятий для подъема кораблей. Они получили предложение от некоммерческой организации «Фонд полярных исследований», которую возглавляет специальный представитель президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. Об этом правительство Магаданской области сообщило в письме, направленном Абрамченко 2 ноября. Кроме того, в правительстве «получили информацию о стоимости закупки лома черных и цветных металлов от магаданских компаний «Металлком» и «Магаданчермет», а также о стоимости проведения обследования одного затонувшего судна от московской «МИК-СЕРВИС».

Директор ассоциации ломосборщиков «Руслом.ком» Виктор Ковшевный сообщил РБК, что к ассоциации обратились дальневосточные ломосборщики около трех недель назад по поводу этих затонувших судов. «Мы готовим с ними программу, собираем сейчас информацию с разных сторон. Еще рано говорить о результатах. Все корабли в разном состоянии, некоторые с нефтепродуктами», — пояснил он. Представитель крупной ломосборочной компании «Транслом» сообщил, что компания рассмотрела бы участие в утилизации кораблей, но ее к обсуждению пока не привлекали.

Во сколько обойдется утилизация

За подъем затонувших близ Магадана четырех судов, принадлежащих Росимуществу, готово взяться правительство Магаданской области, если ведомство передаст их области, с этим согласно Росимущество, говорится в протоколе по итогам совещания у Абрамченко. Одно из этих судов — «Фиш Карриер «Малли» — еще в 2018 году Росимущество обязала утилизировать Магаданская транспортная прокуратура, посчитавшая, что оно представляет опасность для судоходства и может нанести экологический вред акватории. По оценке заместителя руководителя Росимущества Евгения Гаврилина, который участвовал в совещании, подъем «Малли» обойдется в 10,5 млн руб. Стоимость подъема остальных кораблей в протоколе не указана.

Абрамченко в интервью РБК говорила, что Росимущество оценивает утилизацию одного затонувшего корабля в 5 млн руб. Но другие ведомства называют «просто какие-то чудовищные суммы» — по несколько сотен миллионов рублей, отмечала она.

Читайте так же:  Волга сазанья бухта

Вице-премьер считает необходимым подготовить изменения в законодательство, чтобы собственникам «впредь было неповадно затапливать корабль и считать это нормальной утилизацией», создавая «кладбища кораблей». Владельцы уже затопленных судов «должны возмещать ущерб или сами их поднимать и утилизировать», сказала она, предложив также внести поправку в Кодекс торгового мореплавания, чтобы с момента исключения судна из реестра его считали «грудой металлолома», а не недвижимостью.

Власти Магаданской области ищут пути срочного решения давней экологической проблемы, напомнившей о себе накануне губернаторских выборов,— в конце прошлой недели с затонувших в бухте Нагаева кораблей поднялось нефтяное пятно площадью свыше 250 кв. м. По словам врио губернатора Сергея Носова, будут приняты срочные меры по ликвидации утечек нефтепродуктов, а затем проведена системная работа по очистке дна бухты и других частей акватории Магадана от затопленных плавсредств. Стоимость подъема судов может составить несколько десятков миллионов рублей и будет определяться после их осмотра специалистами.

Во вторник вечером в Магадане состоялось экстренное закрытое совещание комиссии ЧС с участием членов областного правительства и ряда федеральных структур по вопросам предотвращения экологической катастрофы в омывающей город бухте Нагаева. В прибрежных водах покоится 36 судов, из которых под влиянием времени и морской воды периодически возникают утечки горюче-смазочных материалов. Последний случай произошел 10 августа, оценочный район распространения нефтяного пятна по площади превысил 250 кв. м. Мазут собирают пятый день, но следы остаются на поверхности. Точная локализация утечки также не произведена. Спасатели Магаданского филиала Дальневосточного регионального отряда МЧС России осмотрели судна «Профессор Моисеев» и «Выборг» и полагают, что нефтепродукты вытекают из обоих.

Траулер «Профессор Моисеев» с 50 тонн мазута на борту затонул в 2006 году. До этого он более двух лет находился под арестом возле причала Магаданского морского торгового порта. Владельца судна, которое вело браконьерский промысел морепродуктов, так и не установили. За время простоя кингстоны траулера повредила вода, что и стало причиной затопления. «Выборг» погиб 19 декабря 1947 года, когда на рейде торгового порта взорвался пароход Дальневосточного морского пароходства «Генерал Ватутин». Последний занимался перевозкой взрывчатки для нужд золоторудных приисков. Всего тогда погибло не менее 100 человек — это экипажи и пассажиры стоявших на причале судов, работники Нагаевского торгового порта, сотрудники пожарной охраны и японские военнопленные.

Как пояснил “Ъ” перед совещанием один из его участников, ответственность за захламляющие морское дно суда долгие годы не могут поделить власти разных уровней. По закону водные объекты — федеральная собственность, следовательно, средства из муниципального и областного бюджета выделить на подъем судов невозможно. У кораблей нет официальных владельцев, а значит, переложить ответственность на них тоже не получится. По словам источника, «в экстренной ситуации, которая сложилась сегодня в регионе, более логичен и вероятен вариант передачи акватории на баланс области».

Читайте так же:  Броутона бухта

«Еще в 2014 году президент России дал поручение об утилизации затопленных судов в акватории бухты Нагаева. Если бы поручение Владимира Владимировича Путина исполнили вовремя, этой ситуации бы не возникло,— подчеркнул на совещании врио губернатора Сергей Носов.— Поручение президента должно быть выполнено, а все брошенные суда — подняты со дна и утилизированы. Это в южных морях затонувшие корабли становятся основой для коралловых рифов. Но это не наш с вами случай». Отметим, поручение, данное Минсельхозу РФ в декабре 2014 года, касалось повышения эффективности использования рыбного терминала Магаданского морского порта, и предусматривало, среди прочего, очистку акватории бухты Нагаева от затопленных судов. До сих пор это поручение не выполнялось.

Чем Магаданская область планирует завлекать туристов

По словам господина Носова, сначала будут приняты срочные меры по ликвидации утечек нефтепродуктов, а затем проведена системная работа по очистке дна бухты Нагаева и других частей акватории Магадана от затопленных плавсредств. Он уже направил главе кабмина Дмитрию Медведеву письмо, в котором обосновал необходимость проведения реконструкции гидротехнических сооружений рыбного терминала морпорта и передачу их из федеральной собственности в региональную. Власти региона намерены обратиться за помощью в Сахалинский филиал ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», имеющий достаточный опыт подъема затонувших судов и расчистки дна. Стоимость услуг можно будет рассчитать после детального осмотра кораблей, но в правительстве Магаданской области уже говорят о десятках миллионов рублей.

Как сообщил “Ъ” магаданский межрайонный природоохранный прокурор Станислав Пруцков, сейчас по факту утечки проводится проверка: «Мы выезжали на место происшествия со специалистами Тихоокеанского морского управления по надзору на море в городе Магадане. Отобраны пробы, по результатам анализа которых будет сделан вывод о происхождении пятна, объеме и масштабе нарушения. В городском отделе полиции проводится доследственная проверка по данному факту». Сотрудники Центра лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу передали пробы вещества в хабаровскую лабораторию для определения типа нефтепродукта. Загрязненный грунт собрали в мешки и временно разместили на специальной бетонной площадке. Господин Пруцков отметил, что утилизация грунта будет произведена после получения результатов анализов.

Среди наиболее неблагоприятных последствий загрязнения акватории бухты местный эколог, заведующий лабораторией Института биологических проблем Севера ДВО РАН Александр Андреев выделил угрозу популяции лососевых: «Если утечку не ликвидировать, то приливно-отливными течениями нефтепродукты будут распространяться в Тауйскую губу. Это чревато тем, что загрязнение достигнет устьев нерестовых рек, что грозит экологическими проблемами — сейчас идет нагул мальков».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *