Церковь глебово

Казанская церковь в Глебово

Самое заметное строение в небольшой деревне Глебово, что неподалеку от Истры — прекрасный храм Казанской Божией Матери. Это реплика церкви Конногвардейского полка в Санкт-Петербурге, разрушенной в 1929 г. — ранней работы Константина Тона, автора проекта собора Христа Спасителя в Москве.

В 1938 г. ее закрыли, священника Алексея Смирнова арестовали, обвинили в борьбе против Советской власти и расстреляли на Бутовском полигоне. Чтимая старинная икона Казанской Богоматери затерялась. Храм стоял в запустении до 2003 г., когда его вернули РПЦ и отслужили первый молебен.

Что посмотреть

Пятишатровая церковь построена в русско-византийском стиле с характерным для него вытянутым вверх силуэтом. В плане она представляет собой продолговатый крест с полукруглой алтарной апсидой. Фасады и барабаны богато украшены белыми кокошниками, наличниками, резными фризами и полуколоннами. На башни возвращены колокола и восстановлены часы с курантами. Внутренние помещения окрашены в серо-голубой гамме, высокие своды словно парят в нежной дымке.

Священник Алексей Смирнов ныне реабилитирован и причислен к списку новомучеников и исповедников Российских. Недалеко от храма ему установлен памятник.

Рядом с Казанской церковью бьет из земли чистый родник, над которым поставлены часовня и купальня, где паломники освежаются после дороги перед вступлением в храм. При церкви работает воскресная школа.

Практическая информация

Адрес: Московская обл., Истринский р-н, с. Глебово. Координаты GPS: 55.951657, 36.699829. Веб-сайт.

Как проехать: на автомобиле по трассе M-9, за Давыдовским повернуть направо в сторону Истры, время в пути 1 час 15 минут. На электричке с Рижского вокзала или автобусе от ст. метро «Тушинская» до Истры, оттуда на местном автобусе № 46 — до Глебово.

Храм Казанской иконы Божией Матери — православный храм Истринского благочиния Московской епархии, расположенный в селе Глебово Истринского района Московской области, памятник архитектуры [1] .

Кладбищенская церковь строилась на средства местного помещика Степана Шиловского в 1856-59 гг. с благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета. Пятишатровая церковь в псевдорусском стиле принадлежит к числу наиболее ранних повторений церкви Конногвардейского полка К. А. Тона [2] . В храме имелись чтимая Казанская икона греческого письма, впоследствии утраченная.

В 1938 году последний священник храма, Алексий Смирнов (в 2002 году канонизован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских), был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне, а церковь закрыли. Она стояла в запустении, постепенно разрушаясь, в 1989—1990 годах Глебовской птицефабрикой проводились работы по реконструкции, но не были завершены. 4 ноября 2003 года, в возвращённом верующим храме, был отслужен первый молебен. К церкви приписана часовня иконы Божией Матери Казанская [3] .

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Казанская церковь построена стараниями владельца усадьбы Глебово С.С. Шиловского. Храм строился в период с 1845-1859 гг. по проекту архитектора К.А. Тона, прототипом для его композиции послужила петербургская церковь Конногвардейского полка.

Пятишатровый четырехстолпный храм на высоком цоколе, с подвалом для склепа Шиловских, завершен массивным световым восьмериком и угловыми башнями звонниц. Проникнутая духом романтизма, архитектура храма своеобразна и живописна. Внутри церковь была очень богато отделана: полы из белого мрамора, деревянный позолоченный иконостас, в котором находился почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери, в серебряном окладе с позолотой и драгоценными камнями (ценнейшая икона бесследно исчезла в 1917 г.)

В первые годы советской власти храм был разорен и разграблен. В настоящее время храм находится в стадии восстановления, в нем возобновляется приходская жизнь.

В 1998 году Казанский храм был передан верующим (в 2014 г. исполнилось 155 лет), его настоятелем был священник Владимир Матвеев. В 2003 году настоятелем Казанского храма был назначен выпускник Московской духовной академии священник Александр Чепрасов. С этого момента начались регулярные богослужения. 4 ноября 2003 года, в престольный праздник храма, был отслужен первый молебен. В 2004 году был получен священный плат-Антиминс, а 21 июля того же года, в день обретения иконы Казанской Божией Матери, состоялась первая за последние 70 лет Божественная Литургия. На расстоянии 700 м от храма в живописной лиственничной роще находится святой источник. В 2007 г. по благословению митрополита Ювеналия над источником была воздвигнута часовня-купальня в честь Казанской иконы Божией Матери. Потомки храмоздателя помещика С.С. Шиловского — семья известного актёра и режиссёра В.Н. Шиловского, принимает активное участие в возрождении Казанской церкви. В начале 2007 года на храмовую звонницу были установлены 9 колоколов весом от 8 до 700 кг, а в феврале 2008 года был установлен большой колокол «Благовест» весом 1200 кг.

Из книги «Казанский храм в Глебово. 155 лет». 2014 г.

Храм Казанской иконы Божьей Матери в с. Глебово является памятником архитектуры ХIX в. Построен в 1859 г. на средства помещика майора и кавалера Степана Степановича Шиловского, который был погребен в храме вместе с матерью и супругой. Храм построен по проекту выдающегося архитектора К.А. Тона, который известен также как создатель Храма Христа Спасителя, Оружейной палаты, Большого Кремлевского дворца.

В усадьбе Шиловских бывал и подолгу жил великий русский композитор П.И. Чайковский. Здесь были созданы лучшие, по мнению самого композитора, страницы оперы «Евгений Онегин». Здесь же Чайковский работал над балетом «Лебединое озеро». А.П. Чехов называл поместье «маленьким Версалем», о котором он писал в своих заметках: «Именье красивое, уютное, с прекраснейшим парком, с рекой, прудами. с церковью, художественной мастерской, со статуями и монументами. ».

В 1938 году храм, как и многие другие храмы, был поруган и разорен. Священномученик Алексий (Смирнов), который в течение сорока лет нес пастырское служение, был расстрелян на полигоне в Бутово, в 1989 году реабилитирован, а в 2002 году он был канонизован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских.

В конце 80-х годов XX века были начаты работы по реконструкции храма, однако в последующие годы эти работы не проводились. На расстоянии 700 м от храма Казанской иконы Божией Матери в живописной лиственничной роще находится святой Казанский источник с купальней.

Казанская церковь в Глебове типичный помещичий храм. Построена она была в старом дворянском имении на средства его хозяина — дворянина Тамбовской губернии, майора и кавалера Степана Степановича Шиловского. Утвердившись в Глебове, Степан Степанович задумал превратить своё подмосковное имение в центр культурной жизни, где было бы нестыдно принимать знаменитых деятелей русской культуры. И здесь развернулись активные благоустроительные работы. Был перестроен главный усадебный дом, появились флигели и гостевые дома, речку Маглушу перегородили плотиной, разбили пруды с купальнями. Двадцатилетний Мусоргский, впервые посетив Глебово, восторженно писал М. Балакиреву: «Дорогой Милий. барский дом роскошный, на горе; сад английский чудесный. всё великолепно, церковь маленькая, род соборчика». Этим «соборчиком» был Казанский храм, только что построенный С.С. Шиловским. Сохранилось прошение, отправленное Степаном Степановичем Шиловским на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и касавшееся задуманного помещиком каменного храма. Есть возможность процитировать его: «Имение моё сельцо Глебово с деревнями Высоковым и Горками, в коих более 150 душ мужского пола, состоит от приходской Христорождественской села Филатова церкви Звенигородского уезда на три версты, притом дорога, пролегающая от сего имения к селу Филатову, вообще гористая, и в осеннее и весеннее время при дурной погоде и разливе вод делается непроходимою, отчего крестьяне сего имения терпят постоянные затруднения в сообщении с приходской церковью и приходом села Филатова, и особенно когда бывает нужно крестить слабых младенцев или отпевать тела усопших. Посему, представляя на архипастырское благорассмотрение Вашего Высокопреосвященства план, фасад и разрез предполагаемой церкви. покорнейше прошу разрешить мне по сим чертежам построить в сельце моём Глебове на моё иждивение каменную кладбищенскую церковь и о сем моём прошении учинить милостивейшую архипастырскую резолюцию».

Святитель Филарет в «милостивейши» не отказал, и вскоре в Глебове вырос красавец-храм, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери и приписанный к Христорождественской церкви недалёкого Филатова. Неизвестно, каким образом Шиловский добыл «план, фасад и разрез предполагаемой церкви», но все эти документы оказались свойства самого незаурядного, ибо автором Казанского храма в Глебове выступил придворный архитектор императора Николая I, «придумавший» новый стиль российской архитектуры, — творец московского храма Христа Спасителя Константин Андреевич Тон. Сама же Казанская церковь возведена на удивление быстро, чуть ли не за год, явилась уменьшенной копией известного петербургского храма — Благовещенской церкви Конногвардейского полка. Степан Степанович Шиловский храм, выросший в его подмосковном имении, своими заботами не оставил. Церковь была богато украшена, для нужд причта помещик положил «на вечное время» в банк восемь тысяч рублей — из расчёта выплаты пяти процентов годовых. Гости, приезжавшие в усадьбу Шиловских во второй половине ХIХ века, навсегда очаровывались ею и меж собой звали эти места «Фебовым Глебовым» (Феб — одно из имён древнерусского бога Аполлона, покровителя искусств) или «маленьким Версалем». Изящный Казанский храм вполне вписывался в этот образ. Увы, в ХХ столетии от его красоты мало что осталось; к концу советской эпохи некогда прекрасное здание превратилось в развалины.

Читайте так же:  Дизель-центр белая церковь

Вот как «Московские епархиальные ведомости», издававшиеся с 1869 года, описывали в 1875 году приписную к Христорождественскому храму в Филатове «кладбищенскую Казанскую в сельце Глебове церковь каменную, тёплую, построенную иждивением помещика майора и кавалера Степана Степановича Шиловского, с четырьмя по углам башнями, из коих на двух к западу помещены колокола и боевые часы»: «И снаружи, а в особенности внутри храма всё устроено великолепно. В иконостасе все святые иконы, а также и в алтаре, писаны художниками, и иконостас весь сплошь вызолочен на мордан (клеящая смесь, масляный лак), с прекрасною резьбою, вызолоченную на полимент (клеящий тёмно-коричневого оттенка состав под позолоту); устроены вверзу хоры, по витой чугунной лестнице, и пол весь из подольского мрамора; кругом храма небольшая каменная ограда с прекрасною железною решёткою. Посреди церкви повешено бронзовое вызолоченноё паникадило о 50-ти шандалах, пирамидально расположенных, с большой внизу красного стекла лампадою для масла, весом 15 пудов, стоимостью 1200 рублей серебром. Священная утварь, подсвечники, священнические и диаконские облачения, всё это устроено богато, с особенным вкусом и великолепно; всё в церкви до самых мелочей дышит какой-то особенностью и изяществом». Причт тогда составляли священник, дьячок и пономарь. Имелась у них и своя земля, на которой были построены для причта дома «собственные деревянные».

В 1880-е годы усадьба постепенно приходила в упадок и в 1887 году Константин Степанович Шиловский задолжавший банку серьёзную сумму, был вынужден выставить глебовское имение на продажу. Глебово несколько раз переходило из рук в руки — как-то так получалось, что всякий новый владелец очень быстро становился банкротом и избавлялся от недавнего приобретения. Такое положение дел не шло на пользу ни некогда ухоженной усадьбе, ни её чудесной церкви. В 1931 году местная газета в довольно ернической по отношению к верующим форме озвучила ближайшие планы властей. В статье сообщалось, что в «птицеводном гиганте» совхозе «Глебово» рабочих с членами их семей насчитывается 500 человек, культурным ростом им заниматься негде, равно как и негде проводить «массовые собрания». Между тем рядом стоит Казанская церковь, которую посещают «13-17 старушек». Рабочие жаждут занять это помещение под культурные и учебные нужды, однако их обращения остаются без ответа, в связи с чем они говорят, что «это дело пахнет правым оппортунизмом». Обвинения по тем временам было весьма серьёзным, и уже спустя полгода после появления процитированной статьи в газете храм закрыли. В 1937 году добрались и до колоколов, отправив их на переплавку — «на нужды коммунизма». Разговоры о клубе, однако, ни в какие практические действия не претворились, никто переоборудовать церковное здание под клуб не собирался, и, более или менее благополучно пережив последние два месяца 1941 года, когда в районе Глебова развернулись жесточайшие бой с фашистами, храм остался стоять брошенным.

К концу 1980-х годов он выглядел ужасающе: без крестов, без окон, без дверей, с разваливающимся главным шатром, с горами мусора внутри. Глебовская птицефабрика в 1989 году, на волне наступивших перемен, задумалась о реставрации памятника, но дело ограничилось лишь консервацией здания, на большее, в условиях тогдашней экономической и социальной катастрофы, средств не хватило. В 1998 году Казанский храм вернули верующим. Реальное его возрождение, с совершением регулярных богослужений и большим ремонтом, следует отсчитывать с 2003 года, когда к храму назначили нынешнего его настоятеля священника Александра Чепрасова. Ничего не сохранилось из прежнего убранства Казанского храма. Ничего, за исключением всего одной иконы Тихвинской Божией Матери, чудесным образом вернувшейся в свой дом в недавнее время и соединившей, через годы безвременья, две эпохи в истории церкви: дореволюционную и новейшую. Эпохи, когда храм исполнял свою главную роль: был домом молитвы.

Когда в конце 1830-х годов Константин Тон работал над проектом Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге, его идея пятишатрового храма была для отечественной архитектуры, довольствовавшейся тогда превращённой в стереотип эстетикой классицизма, архиреволюционной. При этом архитектор хотел «всего лишь» вернуться к истокам, к шатровому древнерусскому зодчеству, то есть ничего особенного нового не придумывал, а пользовался тем, что появилось и «работало» задолго до него, но в какой-то момент, при Патриархе Никоне, оказалось под запретом. Благовещенскую церковь позже построили, проект императору Николаю I чрезвычайно понравился, и он предложил собрать подобные тоновские проекты под одной обложкой в качестве образцовых, на которые впредь и равняться при строительстве в России православных храмов. Сказано — сделано; и в следующие десятилетия в стране возвели несколько «клонов» Благовещенской церкви; Казанский храм села Глебово — один из них. Стоит оговориться — все эти «клоны» были довольно приблизительными, они строились «по мотивам» Благовещенского храма, с немалыми отличиями в деталях. Весь богатый, но при этом ненавязчивый, гармоничный декор храма выделен белым цветом, как бы ведущим на наш взгляд от детали к детали. Внизу — это сложные зубчатые карнизы треугольных фронтонов, «полувосьмигранные» пилястры, затейливые наличники окон, вверху — более классические пилястры (пилястры боковых башен — профилированные), пояса кокошников (треугольные выступы над нижним поясом, в принципе, тоже можно трактовать, как кокошники), карниз восьмерика. Для подвески колоколов определены две западные боковые башни. В северо-западный — девять колоколов весом от восьми до семисот килограммов, в юго-западной — большой колокол «Благовест», весом 1,2 тонны. До революции на северо-западной башне красовался циферблат часов-курантов, утраченных в советские годы. Ныне они возобновлены — по сохранившимся чертежам. Апсида у Казанского храма одна, полукруглой формы, с двумя традиционно для этой церкви оформленными окнами. Декор апсиды органично вписался в общий декор, ничего отличного от него здесь мы не видим, ну разве что подзор под свесом кровли. Притвор как бы задаёт музыку всего храма, ибо его элементы повторяются буквально везде — на фасадах, боковых и центральном шатрах, в окнах и пр. Среди этих элементов — угловые «полувосьмигранные» пилястры с зубчатыми капителями, треугольное завершение, «рифмующееся» с фронтонами, стилизованный портал входа, боковые окна.

Отметим, что Степан Степанович Шиловский строил Казанский храм не только как кладбищенскую церковь, но и как родовую усыпальницу. Поэтому здание поставили на высокий цоколь; под полом, в подвале, устроили склеп для захоронения скончавшихся членов семьи. Сейчас этого склепа нет. Казанский храм в Глебове — четырёхстолпный, пятишатровый, выстроен по образцовому проекту Константина Тона. Размеры церкви таковы: длина (без апсиды) — более 17,5 метра, без притвора — 14,5 метра; ширина — более 12 метров. Основной четверик в плане представляет собой «примерный» квадрат со стороной около 12 метров, его высота — около 20 метров.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №170. 2016 г.

Казанская церковь с. Глебово

В декабре 1855 года от капитана Степана Степанова Шиловского было направлено прошение в Московскую Духовную Консисторию, в котором сказано: «мое сельцо Глебово с деревнями Высоковым и Горками, в коих более 150 душ мужеска пола, отстоит от приходской Христорождественской села Филатова церкви Звенигородского уезда на три версты. При том дорога, пролегающая от сего имения к селу Филатову, вообще гористая, а в весеннее и осеннее время при дурной погоде и разливе вод делается не проходимою, от чего крестьяне сего имения терпят постоянно затруднения в сообщении с приходской церковию и причтом села Филатова, и особенно, когда бывает нужно крестить слабых младенцев или отпевать тела усопших. Озабочиваясь о возбуждении и поддержании благочистиваго усердия крестьян ко Храму Божию и желая доставить им средства к более частому слышанию Божественных служб и исправлению треб церковных, равно исполнить завещание покойного моего родителя, душевно желал бы я построить в сельце Глебове каменную церковь и устроить при ней кладбище, чтобы церковь сия числилась кладбищенскою». При этом подразумевалось, что в новом храме своих церковнослужителей не будет, а «причт приходской Христорождественской церкви села Филатова отправлял в ней богослужения во дни отпевания и поминовения усопших полагаемым на имеющим быть при ней кладбище, и в другие дни по удобности, а равно исправлял и прочие христианские требы по желанию прихожан».

Читайте так же:  Саентология церковь в москве

Московская Духовная Консистория после положенного изучения вопроса, довольно в короткий срок (в течение двух месяцев) одобрила предоставленный проект и Шиловскому была выдана храмозданная грамота.

Казанская церковь, учитывая ее размеры и архитектурную сложность, была возведена довольно быстро. Как отмечалось выше — в феврале 1856 года С.С. Шиловскому была дана храмозданная грамота, дозволяющая начать строительство. А летом 1859 года храм был готов к освящению. Т.е. стройка длилась около трех лет. В архиве РГАДА сохранилось прошение, поданное приходским священником села Филатово Петром Минервиным. В нем говорилось: «каменная кладбищенская церковь во имя Казанския Божия Матери зданием и утварью к освящению готова, только не достает в ней св. антиминса. […] да благоволено будет повелеть выдать св. антиминс к предложенному сего июля 19-го дня [1859 – Авт.] освящению».

Из полученных данных можно с полным основанием утверждать, что освящение Казанской церкви в Глебово состоялось в июле 1859 года в один из дней между 19 и 29 числами.

Итак, в 1859 году на подмосковной земле появилось архитектурное чудо. К числу редких строительных решений относились 4 башенки по углам здания, отсутствие колокольни и размещение колоколов в одной из башенок, а в другой — часов-курантов. Многие современники по достоинству оценивали новый храм, отмечая его необычность.

Казанская церковь села Глебово после восстановления (вид с юга), 2017 год.

Красивейший храм построен по проекту выдающегося архитектора К.А. Тона, являвшегося также создателем Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты.

Приходской священник Феодор Ильинский из села Филатово, к которому была приписана кладбищенская церковь в Глебово, составляя летопись, в 1875 году писал так: «Казанская церковь построена в византийском стиле; покойный храмоздатель не жалел никаких денег для ея благолепия. И действительно, и снаружи, а в особенности внутри храма, все устроено великолепно. В иконостасе все св. иконы, а также и в олтаре, писаны художниками, и иконостас весь сплошь вызолочен на мордане с прекрасною резьбою, вызолоченною на полименте; устроены вверху хоры, по витой чугунной лестнице, и пол весь из подольскаго мрамора; кругом храма небольшая, каменная ограда с прекрасною железною решеткою. […] Замечательна также серебряная, вызолоченная дарохранительница, представляющая модель самаго храма, серебро 84 пробы, весом тридцать семь фунтов, поставлена в уровень с престолом на пьедестале из белаго каррарскаго мрамора свыше трех пудов весу; стоимость оной показана в две тысячи рублей серебром. Посреди церкви повешено бронзовое, вызолоченное паникадило о 50 шандалах, пирамидально расположенных, с большою внизу краснаго стекла лампадкою для масла, весом пятнадцать пудов, стоимость 1200 рубл. серебром. Священная утварь, подсвечники, священническия и диаконския облачения, все это устроено богато, с особенным вкусом и великолепно; всё в церкви до самых мелочей дышет какою-то особенностию и изяществом».

Как показывают собранные материалы за все время существования Казанской церкви вплоть до её закрытия в 1931 году, не было своих служителей, только в отдельные годы в церкви служили заштатные священники. Подробнее этот вопрос освящается в готовящейся к изданию книге о храмах.

В 1927 году был заключен договор между общиной верующих граждан села Глебово Лучинской волости и Воскресенским уездным исполкомом о том, что передается в «бесплатное пользование […] села Глебово здание культа, состоящее из каменного здания с колокольнею». Договор был подписан 17 августа, под ним стоят подписи жителей селений Букарево, Высоково, Глебово, Горки, Филатово – всего 31 человек. В деле также имеется список членов православных общин сельца Глебово и Филатово, в котором более полусотни имен.

В последующие годы давление органов советской власти на верующих все усиливалось. Датой официального закрытия Казанской церкви села Глебово следует считать 13 октября 1931 года.

После этих событий в здании церкви была смонтирована электростанция. Здание принадлежало местному предприятию птицеводческой направленности и все годы использовалось под различные хозяйственные нужды, складские помещения.

Фотография Казанской церкви, 1985 год.

Казанский храм был поруган и разорен. Пережив оккупацию, в мирное время церковь стояла в запустении, постепенно разрушаясь. В 1989—90 гг. Глебовской птицефабрикой были начаты работы по реконструкции храма, однако, в последующие годы эти работы не проводились.

Реставрация была возобновлена в 2004 году. 4 ноября 2003 года новоназначенным настоятелем храма священником Александром Чепрасовым в престольный праздник храма был отслужен первый молебен, а 21 июля 2004 г., в день обретения Казанской иконы, состоялась первая Божественная литургия. С тех пор богослужения в храме совершаются регулярно согласно расписанию.

Момент прихода отца Александра в Глебово почти совпал по времени с прославлением священномученика Алексия Смирнова. Сразу же молодой священник, наряду с активными мерами по восстановлению храма, стал прилагать большие усилия по прославлению памяти местного святого. 6 июня 2004 года был получен антиминс для Казанской церкви, а через шесть дней 12 июня 2004 года в Глебово состоялся первый молебен в память прославленного священномученика Алексия Смирнова. Молебен завершился Крестным ходом вокруг Казанского храма с новой иконой священномученика, написанной иконописцем Юрием Владимирович Лукьяновым по заказу отца Александра. Еще одна икона сщмч. Алексия была написана тем же иконописцем через год. Тогда же в 2005 году в день памяти святого 28 февраля состоялась в храме первая Литургия, посвященная новомученику Алексию Смирнову.

Крестный ход от Казанской церкви к открытию памятника святому Алексию Смирнову в п. Глебовский, 2007 год

В 2007 г. впервые на Подмосковной земле в центре поселка Глебовский при участии местной администрации был установлен памятник священномученику Алексию Смирнову в честь 140-летнего юбилея со дня его рождения и 5 лет канонизации в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Часовня-купальня в честь Казанской иконы Божией Матери, 2007 год

На расстоянии 700 м от храма в живописной лиственничной роще находится святой источник. В 2007 г. по благословению митрополита Ювеналия над источником была воздвигнута часовня-купальня в честь Казанской иконы Божией Матери.

В начале 2007 г. было установлено 9 колоколов на храмовую звонницу весом от 6 до 700 кг, а в феврале 2008 г. был установлен большой колокол «Благовест» весом 1200 кг.

Фестиваль колокольного звона в Казанском храме, 2014 год

С 2008-2014 гг. приходом Казанского храма совместно с Московским колокольным центром организовывались ежегодные фестивали колокольного звона.

В 2012 г. на башне храма были восстановлены часы-куранты.

Освящение сени над мозаичной иконой святителя Николая Чудотворца, 2013г.

В 2013 г. на территории храма была установлена сень над мозаичной иконой святителя Николая Чудотворца.

Уличный киот с мозаичными иконами у колодца на территории храма, 2016г.

В 2016 г. обустроен уличный киот с мозаичными иконами у колодца на территории храма.

При храме действует детская воскресная школа. Регулярно организуются паломнические поездки. Еженедельно издается воскресный листок. Приход окормляет социально-реабилитационный центр для детей в селе Глебово-Избище.

В соответствии с миссионерской картой приход окормляет Среднюю общеобразовательную школу в поселке Глебовский, а также дошкольные учебные заведения: детский сад №46, и детский сад № 20 «Росинка».

Великое освящение Казанской церкви с.Глебово, фото 19 марта 2017 года

19 марта 2017 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Серпуховского Романа совершил великое освящение храма. 14 лет восстанавливался храм и сейчас стоит в прежнем великолепии, наполняется и перезаполняется верующими. В храме ведется активная приходская жизнь.

Воскресная школа Казанской церкви с. Глебово, фото 2017 год

391480 Рязанская область, Путятинский район, с. Глебово

и. о. настоятеля — иерей Роман Борисов

История Прихода:

Село Глебово упоминается в окладной книге 1676 г.: «построилась церковь в с. Глебове Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и освящена в 1675 году». В приходе было 9 дворов разных помещиков и 30 крестьянских дворов. За столетие церковь обветшала, и прихожане воздвигли новую в 1774 г., при которой был устроен придел Казанской Божией Матери на средства помещика Ивана Трофимова (освящен в 1798 г.) В 1801, 1827, 1830 годах производились ремонтные работы по обновлению кровли, иконостаса на средства прихожан (подпоручики Дм. Серг. Арчаковский, Дм.Черезов и др.).

Читайте так же:  Церковь при нацизме

В 1844 г. церковь была заново отстроена помещиком Михаилом Федоровичем Нестеровым. Но село росло, и вскоре жителям стало тесно в одном храме. Поэтому рядом с деревянной церковью в 1884 г. была построена новая каменная на средства сапожковских купцов Поповых (Мих. Дм. Попов был церковным старостой в 1870-80-е гг., Мих. Гавр. Попов – в 1892-1914. ) и Ивана Гавриловича Потапова, пожертвовавшего на эти цели 6000 р. Помогал церкви и священник из села Строевское Иоанн Аристов. Он приобрел для храма серебряные напрестольные принадлежности на 300 р., за что ему была объявлена архипастырская благодарность.

«Зданием каменный, крыт железом, окрашен зеленою краскою» — указано в клировой ведомости за 1914 год. Колокольни у храма не было, и колокола висели на столбах.
Престолов было три: главный – во имя Обновления храма Воскресения Христова; правый – во имя Казанской Божией матери; позже появился левый – во имя Николая Чудотворца (освящен в 1907 г.). По штату 1873 г. церкви полагалось иметь одного священника и псаломщика (в 1850-е гг. – священник, пономарь, диакон, дьячок).
Воскресенской церкви принадлежала кладбищенская Николаевская церковь, построенная в 1798 г. помещиком Ив. Троф. Черезовым. Она находилась в полверсте от Воскресенского храма. В 1821 г. в ней делались ремонтные работы за счет средств помещиц Ворыпаевой и Серченской. Службы здесь проводились в дни поминовения усопших и в престольный праздник, для чего заимствовалась утварь из Воскресенской церкви. Причта своего никогда не было. Рядом в деревянном доме располагалась богадельня. К 1870-м годам Николаевскую церковь упразднили «по ветхости». Вблизи нее в 1876 г. было положено основание новой каменной Воскресенской церкви.
В 1873-80-е гг. к глебовской церкви была приписана Воскресенская церковь в с. Воршево.

По переписи 1887 г. в приход церкви входили: с. Глебово (295 чел.), деревни Анасьево (154 чел.), Малышево (87 чел.), Малая Дмитриевка (234 чел.), Сотино (157 чел.), Родники, Спировка.

Доходы церкви были небольшими из-за малочисленности прихода и неудобной для обработки пахотной земли (4 участка при разных деревнях, всего 34 дес.). Причт получал также проценты с вечного вклада (2000 р.), завещанного причту в 1870 г. помещиком Потаповым. С 1903 г. причт храма начал получать казенное жалованье. В 1912 г. доход причта складывался из 400 р. жалованья (на два лица), кружечного сбора 350 р., дохода от земли 95 руб. и процентов с вечного вклада 80 р. Дома построены на средства служителей церкви.

В 1915 г. два алтаря и внутренние стены храма были расписаны «священными изображениями». В сентябре 1917 г. в Глебове была открыта большая трехкомплектная школа, выстроенная частично на казенные деньги, но в основном на деньги, изысканные местным священником, заведующим школой, Василием Успенским.
После событий 1917 г. жизнь прихода стала угасать. О времени закрытия церкви нет сведений. Известно, что использовалась как склад.

Священники: Григорий (уп. 1675), Феодотий (уп. 1702), Иоанн Феодотиев (уп. 1738), Иоанн Иоаннов (уп. 1740), Петр Иоаннов (уп. 1787), Никита Петров (уп. 1798), Вас. Петр. Воскресенский (уп. 1815 ), Иоанн Яковл. Карташев (1850-80, в 1866 – назначен благочинным), Вас. Егор. Лебедев (1881-92), Валериан Вас. Сентябрев (1893-1908), Ал-др Иван. Фиников (1909-14), Вас. Успенский (1915-17. ).

Казанский храм в селе Глебово является памятником архитектуры ХIX в. Сооружен в 1859 г. с благословения святителя Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, на средства помещика майора и кавалера Степана Степановича Шиловского, который был погребен в храме вместе с матерью и супругой.

Красивейший храм построен по проекту выдающегося архитектора К.А. Тона, являвшегося также создателем Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Прообразом Казанского храма в Глебово стала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка, созданная К.А. Тоном в 1844—1849 гг. Этот храм находился в самом центре Петербурга (современная Площадь Труда), в 1929-м году его постигла та же участь, что и Храм Христа Спасителя — он был взорван и полностью разрушен. Прототип конно-гвардейского храма, как и Казанского, отличался особенной, древнерусской шатровой формой, которая, к тому же повторялась в архитектуре храма еще четыре раза, в боковых главах, которые использовались как звонницы. С.С. Шиловский не пожалел сил и средств на благоукрашение дома Божьего. В двух боковых башнях были помещены колокола и часы с боем, «смотревшие» на юго-запад. В храме имелись замечательная Казанская икона, греческого письма, бронзовое позолоченное паникадило весом 15 пудов и дарохранительница — серебряная, позолоченная, весом 37 фунтов, которая представляла собой модель самого храма. По отзыву современника, «все в церкви до самых мелочей дышит какой-то особенностью и изяществом». М.П. Мусоргский, гостивший у Шиловских летом 1859 г., писал о своих впечатлениях: композитору Балакиреву: «Дорогой Милий, . барский дом роскошный, на горе; сад английский (род парка) чудесный, …все великолепно, церковь маленькая, род соборчика».

После революции настоятель храма священник Алексий Смирнов с семьей, в которой было шесть человек детей, как служитель Церкви был лишен гражданских прав. Семья священника попала в бедственное положение. В октябре 1928 года церковный совет храма обратился к верующим с просьбой «помочь нашему священнику в необходимом предмете, в хлебе, в виду отказа ему в выдачи пайка, в самом необходимом для существования и жизни. Граждане, просим помочь нашему священнику зерном ржи или мукой, кто сколько может». На протяжении двадцати лет Смирновы были лишенцами, существовали благодаря верующим односельчанам, которые помогали всем, чем могли.

В 1938 году отец Алексий был обложен очередным «культурным и подоходным налогом» в размере 5805 рублей. При этом сумму налога нужно было уплатить в феврале 1938 года. Поскольку денег у священника не было, он снова обратился к верующим оказать помощь в уплате налога.

В 1938 году отец Алексий был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово. Священномученик Алексий (Смирнов), который в течение сорока лет нес пастырское служение, в 1989 был реабилитирован, а в 2002 г. канонизован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память сщмч. Алексия совершается 28 февраля.

Лишившись священника, Казанский храм был поруган и разорен. Пережив оккупацию, в мирное время церковь стояла в запустении, постепенно разрушаясь. В 1989—90 гг. Глебовской птицефабрикой были начаты работы по реконструкции храма, однако, в последующие годы эти работы не проводились. Реставрация была возобновлена в 2004 г. 4 ноября 2003 года новоназначенным настоятелем храма священником Александром Чепрасовым в престольный праздник храма был отслужен первый молебен, а 21 июля 2004 г., в день обретения Казанской иконы, состоялась первая Божественная литургия.

На расстоянии 700 м от храма в живописной лиственничной роще находится святой источник. В 2007 г. по благословению митрополита Ювеналия над источником была воздвигнута часовня-купальня в честь Казанской иконы Божией Матери.

В начале 2007 г. было установлено 9 колоколов на храмовую звонницу весом от 6 до 700 кг, а в феврале 2008 г. был установлен большой колокол «Благовест» весом 1200 кг.

В 2007 г. впервые на Подмосковной земле в центре поселка Глебовский при участии местной администрации был установлен памятник священномученику Алексию Смирнову в честь 140-летнего юбилея со дня его рождения и 5 лет канонизации в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

С 2008-2014 гг. приходом Казанского храма совместно с Московским колокольным центром организовывались ежегодные фестивали колокольного звона.

В 2012 г. на башне храма были восстановлены часы-куранты.

В 2013 г. на территории храма была установлена сень над мозаичной иконой святителя Николая Чудотворца.

В 2016 г. обустроен уличный киот с мозаичными иконами у колодца на территории храма.

При храме действует детская воскресная школа. Регулярно организуются паломнические поездки. Еженедельно издается воскресный листок. Приход окормляет социально-реабилитационный центр для детей в селе Глебово-Избище.

В соответствии с миссионерской картой приход окормляет Среднюю общеобразовательную школу в поселке Глебовский, а также дошкольные учебные заведения: детский сад №46, и детский сад № 20 «Росинка».

19 марта 2017 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Серпуховского Романа совершил великое освящение храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *