Церковь покрова украина

Москва. 14 октября. INTERFAX.RU — Покров Пресвятой Богородицы отмечает в воскресенье Русская православная церковь.

Праздник был установлен в середине Х века. По легенде, однажды на рассвете во время всенощного бдения в Константинополе святой юродивый Андрей увидел Богородицу, которая шествовала к храму по воздуху. Помолившись, Дева Мария подошла к престолу, сняла с головы покров и простерла его над головами молящихся. Когда Богоматерь покинула церковь, покров стал невидимым, но в храме оставалась благодать, которая снизошла с Богородицей. Вскоре после этого события от Константинополя, по преданию, отступили войска неприятеля.

Образ Покрова, оберегающего от бед, оказался особенно близок православным верующим на пространстве исторической Руси, где огромное количество храмов впоследствии было названо в честь одноименного праздника.

В этом году патриаршее богослужение по случаю Покрова Богородицы пройдёт в Минске, где в эти дни находится с визитом патриарх Кирилл. Вместе с духовенством и прихожанами он будет молиться о многомиллионной пастве Русской православной церкви и сохранении единства православия.

Поводом для такой сугубой молитвы стали события вокруг Украинской православной церкви, на каноническую территорию которой предъявил свои права Константинопольский патриарх Варфоломей. Отвечая на просьбу президента Украины Петра Порошенко, он провозгласил курс на автокефалию, отменил указ XVII века о передаче Киевской митрополии Москве и реабилитировал лидеров украинского раскола.

Официальный ответ Синода РПЦ будет дан уже в понедельник на выездном заседании в Минске, а сегодня, в день Покрова, внимание верующих Московского патриархата приковано к Киеву, где состоится молебен «за автокефалию» с участием Порошенко и заодно ожидаются акции националистов (14 октября также отмечается День защитника Украины).

С учётом того, что не так давно раздавались угрозы в адрес Киево-Печерской лавры о том, что на Покров будут происходить захваты святынь, т.н. «московских центров», наместник лавры призвал верующих по возможности находиться в ней в течение всего дня. В свою очередь власти Украины пообещали не допустить проявлений религиозного экстремизма на фоне последних событий, связанных с церковной жизнью страны.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — действующий православный храм в Киеве, на Приорке по адресу улица Мостицкая, 2.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покровы Пресвятой Богородицы, Приорка
Страна Украина
Местоположение Киев
Адрес Киев, переулок Мостицкий, 2
Конфессия православие
Автор проекта Ермаков, Евгений Фёдорович
Строитель Казанский, Николай Николаевич
Строительство 1902—1906 годы
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура
  • 3 Настоятели
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

Еще в XVIII веке, когда Приорка ещё не была пригородом Киева, а лишь пригородной слободой, здесь стояла деревянная церковь святых Георгия и Дмитрия. В 1791 году ее разобрали, а в 1795-м «тщанием заседателя бывшего совестного суда Стефана Рыбацкого, купцов Тимофея Зарембы и Андрея Хижняка» на каменном фундаменте построили деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы [1] .

Читайте так же:  Г Белая церковь ул Ленина

К началу XX века Приорка уже была окраиной Киева, значительно увеличилось ее население. Возникла потребность в новом, более вместительном, храме. Прихожане снова разобрали церковь и 26 сентября (9 октября) 1902 года заложили новое здание. Освящение построенного храма состоялось 3 (16) сентября 1906 года. Общая сумма расходов на строительство церкви составила 57 тысяч рублей серебром, большую часть из которых составляют пожертвования духовных лиц, киевского купечества и приорских прихожан [2] .

При советской власти приход церкви зарегистрировали в декабре 1920 года. В то время адрес — Межигорский переулок, 16, или 24. В 1920-х годах в приходе Покровской церкви служил причт Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

В 1922 году при церкви образовалось сестринство. В него входили Надежда Дорошенко (алтарница), Наталья Кихно, Пелагея Нетецкая, еще несколько женщин. Помимо церковных дел, сестры занимались благотворительностью: готовили обеды и развозили их по киевским тюрьмам.

Потом некоторое время в церкви сосуществовали приходы УАПЦ и традиционной «старославянской» (то есть Патриаршей) общины. В конце 1920-х годов храм полностью отошел к старославянскому приходу. В 1930-х годах в церкви служил отец Леонтий.

В феврале 1938 года храм закрыли, а в его здании устроили овощную базу. С приходом нацистов в сентябре 1941 года церковь снова открылась — и после этого не закрывалась. Однако церковная утварь и предметы для богослужения были потеряны — за исключением дверей от иконостаса с иконой Архангела Михаила. Она стоит в правом боковом алтаре храма до сих пор. Новый иконостас, сохранившийся по сей день, был сооружен в 1944 году стараниями тогдашнего настоятеля храма Тимофея Коваля. Иконостас расписал известный украинский художник Иван Ижакевич.

Исповедальные книги, метрики и клировые ведомости церкви (с 1737 по 1920 года) хранятся в Центральном государственном историческом архиве Украины (ЦДИАК) в городе Киеве [3] .

Покровская церковь — единственная на Виноградаре и поэтому в храме всегда многолюдно. Кроме местных жителей приезжают люди, которые после сноса одноэтажной Приорки получили квартиры в других районах города.

К 100-летию со дня освящения храма заново перекрыт главный купол церкви (благотворители пожертвовали 56 тысяч гривен).

Читайте так же:  Сонник дорога в церковь

Главная часть храма, почти квадратная в плане, увенчана большим круглым барабаном с массивной луковичнообразной главой в псеврусском стиле и четырьмя небольшими круглыми барабанами с такими же луковичнообразными куполами.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покрoвская церковь):

Содержание

  • 1 Белоруссия
  • 2 Босния и Герцеговина
  • 3 Германия
  • 4 Казахстан
  • 5 Киргизия
  • 6 Китай
  • 7 Латвия
  • 8 Молдавия
    • 8.1 Приднестровье
  • 9 Польша
  • 10 Россия
    • 10.1 Алтай
    • 10.2 Белгородская область
    • 10.3 Брянская область
    • 10.4 Владимирская область
    • 10.5 Волгоградская область
    • 10.6 Вологодская область
    • 10.7 Воронежская область
    • 10.8 Калининградская область
    • 10.9 Калужская область
    • 10.10 Карелия
    • 10.11 Красноярский край
    • 10.12 Курская область
    • 10.13 Липецкая область
    • 10.14 Москва
    • 10.15 Московская область
    • 10.16 Нижегородская область
    • 10.17 Оренбургская область
    • 10.18 Ростовская область
    • 10.19 Рязанская область
    • 10.20 Санкт-Петербург
    • 10.21 Северная Осетия-Алания
    • 10.22 Свердловская область
    • 10.23 Смоленская область
    • 10.24 Ставропольский край
    • 10.25 Тверская область
    • 10.26 Тульская область
      • 10.26.1 Недействующие
    • 10.27 Другие регионы
  • 11 Узбекистан
  • 12 Украина
  • 13 Финляндия
  • 14 Примечания
  • 15 См. также

Это название носит ряд храмов, освящённых в честь православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Автор фото, UNIAN

Военный символизм Покровы тянется с казацких времен

В этом году Украина впервые официально будет отмечать День защитника отечества не 23 февраля, как ранее, а 14 октября — в день, который совпадает с христианским праздником Покрова.

Но современные верующие — далеко не единственные, кто считает этот праздник своим. 14 октября имело особое значение для запорожских казаков, бойцов армии УНР, украинских повстанцев-националистов, а ныне древнюю суть этой даты заново открывают для себя и неоязычники. Они связывают Покрову с окончанием цикла работ на земле, а следовательно началом свадеб и подготовкой к зиме.

Именно этот богатый набор связанных с Покровой смыслов и дает основания историкам говорить об исторической преемственности, связанной с этой датой.

«Современное Украинское государство является историческим и политическим наследником Руси, казачества, освободительного движения и тысячелетней христианской традиции. День защитника Украины, назначенный на праздник Покрова, станет важным свидетельством этой приемственности и отграничения нашего государства от советского тоталитаризма», — говорит Владимир Вятрович, председатель Украинского института национальной памяти.

Чужаки с Руси

По христианским легендам, Покрову начали праздновать в Византии в X в. в память о чудесном освобождения Константинополя от завоевателей.

По одной из легенд, Царьград окружили чужаки, и жители города собрались на ночную службу во Влахернскую церковь, чтобы молиться о своем спасении. Их молитва была услышана, и под сводами храма явилась Богородица, чтобы защитить горожан под своим покровом (омофором). Этот знак жители Византийской столицы трактовали однозначно: город будет спасен. Вскоре действительно прибыли воины-защитники и прогнали чужаков.

Читайте так же:  Церковь михаила архангела в грозном

Интересно, что по некоторым преданиям, этими чужаками могли быть не арабы, а русичи-язычники, жившие по ту сторону Черного моря — княжеские войска либо Аскольда, либо Олега.

Однако уже через два века праздник отмечали и на христианской Руси, строя церкви и монастыри, посвященные Покрове Богородицы.

Сегодня старейшим храмом в Украине, посвященным Покрове, является Покровская церковь в селе Сутковцы Хмельницкой области, возведенная в середине XV в. как крепость.

«Покрой землю снежком»

Как это всегда бывает с религиозными праздниками, Покрова оставила в себе часть дохристианского смысла и удачно вписалась в календарь сельскохозяйственных работ.

В Украине Покрова Пресвятой Богородицы сначала считалась девичьим праздником. Отчасти потому, что до 14 октября заканчивались важнейшие работы на земле и можно было наконец готовить свадьбу.

В ночь на Покрову девушки, мечтавшие о замужестве, приговаривали: «Покрой землю снежком, а меня — женишком». А их родители шутили: «Пришла Пречистая — несет старост нечистая, а придет Покрова — заревет девка, как корова».

Мысли о замужестве переплетались с подготовкой к зиме: «Покрова накрывает траву листьями, землю снегом, воду — льдом, а девушек — брачным венцом».

Пора свадеб и гуляний продолжалась вплоть до начала Рождественского поста.

Естественно, что для нынешних неоязычников ближе именно этот — земельно-ритуальный аспект Покровы. Для них праздник означает засыпание природы и укрывание земли на зиму: «На Покрову до обеда — осень, а после обеда — зима».

Казацкий праздник

Во времена Запорожской Сечи праздник плавно изменил свой гендерный знак с женского на мужской и получил название Казацкая Покрова. Для запорожцев Богородица была заступницей и покровительницей, а Покрова символизировала своеобразный небесный щит, защиту от врагов — как в свое время для жителей Константинополя.

Историки пишут, что для запорожцев этот день был самым большим праздником. На Покрову выбирали нового атамана. А еще в этот день казаки, как перелетные птицы, отправлялись на зимовку по своим теплым хуторам, оставляя на Сечи только заставу из немногих воинов.

Тогда же возник и новый тип иконы — «Казацкая Покрова». На ней изображают украинских гетманов, церковных иерархов и государственных деятелей, покрытых омофором Богородицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *