Церковь в мулах

Верхние Муллы — бывшее село в Пермском крае, административный центр Пермского района, с 1958 года входит в состав Перми с сохранением функций районного центра. Расположено на реке Мулянке, на юго-западе Перми, на территории Индустриального района.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Транспортное сообщение
  • 3 Известные уроженцы
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

После покорения Иваном Грозным Казани (1552) в этих местах — в районе рек Верхняя Мулянка и Нижняя Мулянка — жили татарские князья, один из которых был имамом или муллой. Верхнемуллинский починок упоминается в 1579 году в Строгановских писцовых книгах. Село Верхние Муллы упоминается в 1623—1624 годах под названием Никольское (по названию церкви). В XVII—XIX веках село было административным и хозяйственным центром владений Строгановых [1] .

В 1628 году татары ушли из этих мест и здесь стали жить приписные крестьяне. Первые жители села Никольского — Иван Бакшеев, Иван Баландин, Василий Верхоланцев и другие [1] .

30 декабря 1773 года близ села произошло сражение, в ходе которого правительственные войска разбили большой отряд сторонников Пугачёва.

В 1823 году в селе было открыто мужское начальное училище. В 1865 году было основано женское начальное училище (школа) — это была одна комната, в которой одновременно занимались ученики первых трёх классов.

В начале 1920-х годов в селе располагался райсовет Култаевского района, здесь же находился Верхнемуллинский сельсовет, который был образован в феврале 1923 года. В 1927 году открылся театр крестьянской молодёжи, а в 1936 году силами колхозов сельсовета построен колхозный Дом культуры [1] .

Верхнемуллинский сельсовет после образования 26 марта 1939 года Верхнемуллинского района [2] перешёл в подчинение Верхнемуллинскому райсовету. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 мая 1958 года Верхнемуллинский сельсовет был ликвидирован, а территория с селом Верхние Муллы и деревнями Б. Субботино, Кокорята, Любимово, Хмели и Казанцево переведены в городскую черту Перми [3] [4] .

В Верхних Муллах находится музей истории Пермского района.

  • 1904 (164 дворов, 70 мужчин, 84 женщин, 154 всего) русские) [источник не указан 474 дня]
  • 1908 (148 дворов, 380 мужчин, 394 женщин, 774 всего) русские) [источник не указан 474 дня]
  • 1926 (356 дворов, 603 мужчин, 732 женщин, 1335 всего) русские 1326 , татары 9) [источник не указан 474 дня]

Свято-Николаевская церковь

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид
  • Статьи (2)
  • Комментарии (0)

Свято-Николаевская (в Верх. Муллах). Первая церковь – деревянная – уже была в 1623-1624 гг. В 1762 г. построена каменная. Сооружена на средства кн. Голицыных и Шаховских. Закрыта 28.11.1936 г. и отдана под склад. В 1944 г. частично разрушена. В 50-е гг. 20 в. из её обломков построен ДК в пос. Первомайский.

Е. Н. Шумилов «Православные и единоверческие храмы Пермского края. Краткий исторический справочник»

Никольская церковь в селе В.Муллы XVII-XX вв.

По писцовым книгам Яхонтова (1679 г.) и Кайсарова (1623 г.) следует заключить, что храм построен между 1579 и 1623 г. (ответ на запрос Пермской учено-архивной комиссии о древностях и храмах за 1901 год. Заполнен священником В. Муллинского Никольского храма Николаем Серебренниковым). По переписи Яхонтова Верхние Муллы значатся починком (от слова «начать», т.е. небольшое поселение в 2-5 дворов, недавно созданное). По переписи Кайсарова село (бывший починок В. Муллы) называется Никольским по названию Церкви. Церкви в те времена в Прикамье в большинства своем строились деревянными. Н. Серебренников упоминает древнюю деревянную церковь на месте каменной.

Еще одно свидетельство о древней церкви – ставленнические дела (о поставлении священника на церковное место) за 1739-1740 гг. «Бьют челом богомольцы…, вотчины господ Строгановых Чусовского ведомства Верхнемуллинского села Николаевской церкви поп Иаков с причетники… Благослови государь и посвяти к означенной Николаевской церкви… в попы… тояже церкви диакона… Иосифа».

Клировая ведомость В. Муллинской Николаевской церкви за 1901 год называет дату постройки 1762 год «тщанием князей Голицыных и Шаховских». По всей видимости, и обновлена «тщанием князей Голицыных и Шаховских».

Окончательной же вид храм приобрел в 1857-1871 годах. Главный храм во имя Святителя Христова Николая Мирликийского Чудотворца освящен 9 мая 1857 года, а в приделах – в честь иконы Тихвинской Божьей Матери, освящен 1 ноября 1870 года; в честь Архистратига Божия Михаила, освящен 7 ноября 1871 года. «В 1857 году возобновлен и благолепно украшен храм усердием почетных его прихожан пермских купцов – братьев Каменских».

Вид церковь имела по различным описаниям такой: «Зданием каменная с таковою же колокольней, ограда вокруг церкви каменная с чугунной решеткой. Престолов в ней 3 (в главном храме во имя Святителя Христова Николая Мирликийского Чудотворца, в честь Архистратига Божия Михаила)».

Читайте так же:  Свадебная церемония в церкви

«Верхне-Муллинская церковь, состоящая из 2 отделений холодного пятиглавого и теплого, на котором по одной главке на Северной и Южной сторонах … Колокольня — каменная четырехугольная, а алтари пяти и шестигранные. Внутри украшена стенной живописью… снаружи выбелена известью. Оба отделения церкви и колокольня имеют отдельные кровли из листового железа, окрашенных малахитом. Пять глав на холодном отделении и при оном алтаре купол и шпиц на колокольне, а также купол и глава на Северном и глава на Южном алтарях обиты белым железом. Кресты на главах и алтарях… вызолочены. Пол в обоих отделениях церкви чугунный. На колокольне 9 колоколов, один из которых в 310 пудов (около 5 тонн), в 1882 году заменен на 400 пудовый (6,4 тонны). Церковь обнесена каменною оградою с таковыми же столбами, покрытыми листовым железом, с утвержденною между столбами чугунною решеткой с 2 воротами. Крыша на столбах, решетки и ворота окрашены малахитом. Предалтарный иконостас деревянный столярной работы в три става, окрашенный белой краской с довольно приличной резьбой и позолотой из червонного золота… верх иконостаса над иконой Воскресения украшел золоченой резьбой и заканчивается вызолоченным крестом и над южными и северными воротами на верху резные херувимы окруженные сиянием».

Вопрос об архитекторе до сих пор не выяснен. Архитектор точно неизвестен, есть предположение, что ее строил И.И. Свиязев. Годы жизни Свиязева (1797-1875) почти совпадают с последними перестройками церкви. Но по тщательным исследованиям известного пермского архитектора А.С. Терехина документальных свидетельств этого нет.

Из наиболее ценного и почитаемого на 1901 год, по сведениям священника Н. Серебренникова, в Никольской церкви имелось: «Икона Божьей Матери в серебряной вызолоченной ризе, украшенная каменьями и жемчугом, пожертвована в 1762 году. Икона Божьей Матери «Троерученица», украшенная бисером и мелкими разноцветными камушками из древнего Никольского храма. Два Евангелия 1717 и 1758 годов».

Церковные праздники: «Особенно же Верхнемуллинский храм посещается в 9 число мая, когда святою церковью празднуется перенесение из Мир-Ликийский в Бар-град мощей святителя Христова и чудотворца Николая, которому посвящен Верхнемуллинский летний храм».

В 1936 году церковь была закрыта. Во время войны рухнули оба боковых придела. Окончательно разобрали Никольскую церковь только в 1950 годы. Кирпичи пошли на строительство Дома культуры в поселке Первомайский.

Составитель: Шевырин С.А. Источник информации: статья с сайта муниципального народного музея истории Пермского района

Свято-Троицкая церковь

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид
  • Статьи (3)
  • Комментарии (0)

Сооружена в 1773 г. на средства князей М. М. Голицына и Б. Г. Шаховского. К сер. 19 в. сильно обветшала и в 1877 г. разобрана. Взамен её в кон. 50-х гг. 19 в. заложена каменная. Зимний (Александро-Невский) храм построен в 1875 г., летний (Свято-Троицкий) – в 1882 г. Сооружена на средства прихожан и князя С. М. Голицына. Закрыта 4.02.1937 г. Здание использовалось махорочной фабрикой. Вновь открыта в 1989 г.

Е. Н. Шумилов. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. С. 45.

Свято-Троицкая церковь была заложена на высоком берегу Камы в конце 50-х годов ХIХ века и строилась князем Сергеем Михайловичем Голицыным. Закрыта в конце 1930-х г.г., использовалась как склад. В 1989 г. пострадала от сильного пожара, в этом же году возвращена верующим. В 2004 г. начата реставрация.

Каменная церковь на месте старого храма Благовещения Пресвятой Богородицы была заложена на берегу Камы в селе Нижние Муллы в конце 50-х годов XIX века и строилась на средства князя Сергея Михайловича Голицына по проекту губернского архитектора Григория Павловича Летучего (Летючего). Иконостас и фрески летнего храма сохранялись до конца 80-х г.г., когда были уничтожены пожаром. В настоящее время ведутся восстановительные работы. Храм имеет два придела: главный (летний храм) – в честь Святой Троицы, второй (зимний храм)– в честь святого благоверного князя Александра Невского. Зимний придел храма освящен Преосвященнейшим Иринархом, епископом Пермским и Соликамским 21.10.2007 г. Храм является памятником архитектуры ХIХ века регионального значения, о чем в документе «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермской области местного значения» от 05.12.2000 г. имеется запись за № 713Р.

Святой источник преподобного Трифона Вятского. Этот святой источник расположен склоне горы на берегу реки Мулянка недалеко от села Нижние Муллы и примерно в пяти километрах от села Култаево. Источник носит имя святого Трифона Вятского, который жил здесь неподалеку в пещере и свершил здесь несколько подвигов. Гляденовская гора, как её называют, издавна была священным местом у остяков — местных жителей. Языческое капище на горе существовало здесь еще до нашей эры. А жертвоприношения продолжались вплоть до XVI века нашей эры, примерно в то время и поселился здесь преподобный Трифон. Посредине капища росла огромная ель поклонялись ей остяки с рек Печеры, Сильвы, Обвы, Тулвы и вогулы, собирались здесь для жертвоприношений приезжали князья остяцкий Амбал и вогульский Бебяк. И как то посетил преподобного Трифона купец знатный Федор Сухоятин и подарил преподобному топор из хорошего железа. Купец поведал преподобному, что один христианин из города Чердыни, посмеявшись над почитаемым деревом, внезапно заболел и помер. Услыхав об этом, преподобный решил — изничтожить языческое мольбище. Четыре недели он постился и молил и затем взяв икону и топор пошёл к тому месту, где росла ель. Ель была огромным и необычайно широким деревом — две с половиной сажени в обхвате, ветви достигали четырех саженей длины, а другие и более. Помолившись, преподобный возложил на себя образ и с молитвой начал рубить ель топором. На ели висело много предметов, оторые язычники приносили в жертву своим богам, — золото, серебро, шелк, полотенца и шкуры зверей. Срубив дерево святой сжег все приношения вместе с елью. Узнав об этом остяков зародилось желание убить преподобного. Но они не смогли в силу разных причин сразу воплотить свою злую мысль и потому немного позже когда они еще по другой причине возжелали смерти преподобного и придя на то место, где жил преподобный, остяки долго искали, но не смогли найти его келлии, ибо по воле Божией она осталась для них невидима. К источнику ведет хорошо видимая тропинка. Сюда приезжает много паломников посетив сначала старинный Свято-Троицкий храм села Нижние Муллы.

Читайте так же:  Серпухов сретенская церковь

Почти 130 лет стоит на высоком берегу Камы Свято-Троицкий храм, на месте, неразрывно связанным с именем Святого преподобного Трифона. Именно отсюда ещё в ХVI веке семена христианской веры начали распространяться по Прикамью. Это было началом новой истории края, приобщением к глубочайшей духовной традиции.

В 2019 году на территории Троицкой церкви был открыт памятник Трифону Вятскому. Автор памятника — молодой пермский скульптор Илья Галиулин, выпускник Пермской академии живописи, ваяния и зодчества. Скульптура выполнена из бронзы в Красноуфимской мастерской художественного литья. Существенную поддержку оказала Компания «Лукойл», на протяжении последних лет финансирующая реставрацию храма. Преподобный изображён плывущем на лодке. Житие святого гласит: После того, как Трифон оставил Пыскорскую обитель, стал искать себе уединения, на берегу Камы он нашёл малую лодку, сел в неё и поплыл вниз по реке. Удалившись от монастыря на 150 поприщ, у Гляденовской горы, он достиг реки Нижней Мулянки. Здесь ему чудесный голос трижды указал на это место для пребывания, и тотчас же волны направили лодку к берегу, к устью реки Мулянки, при впадении в неё другой речки. Сойдя на берег и поднявшись на гору, Трифон обрёл здесь уединённую красивую поляну, окружённую лесом. Здесь он остановился и устроил себе небольшую хижину, выкопав пещерку. Так Трифон начал в этом месте жизнь пустынника и подвижника. Долгое время, до прихода сюда Трифона, Гляденовская гора была капищем. Там росла огромная ель, которую украшали подвески из серебра и золота, остяки подносили ей лучшие добычи из кожи, меха. Дерево считалось неприкосновенной святыней. Трифон срубил и сжёг ритуальную ель и разорил языческое святилище. Узнав, что ель срублена, а отшельник не претерпел никакого вреда, остяки воскликнули: «Велик Бог христианский!» Они не решились причинить пустыннику вреда, но всё же долго не могли простить ему уничтожения своего святилища. Спустя некоторое время Трифон по просьбе Максима Строганова ушёл из этих мест в Пыскор, где к тому времени иссякли колодцы с рассолом.

По преданию, первая деревянная церковь была поставлена в память о преподобном Трифоне Вятском, лишь через 100 лет, в 1678 году. После постройки здесь его учениками и последователями первого деревянного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, село стало именоваться Нижнемуллинское (по названию реки Нижняя Мулянка). Населённый пункт впервые упоминается в письменных источниках в 1623 и 1624 гг. Первыми жителями посления были татары. Позже здесь поселились русские первопоселенцы, а татары переместились в соседнее село Култаево. Место для поселения было выбрано удачно: рядом река Кама, речки Мулянка и Батуиха. К тому же земля после раскорчёвки оказалась достаточно плодородной. Земли, на которых стояло это поселение, были пожалованы царём Иоанном представителям рода Строгановых. Позднее село перешло князю Михаилу Михайловичу Голицыну.

Читайте так же:  Церковь сан пере в фигерасе

В конце 50-х гг. ХIХ столетия на месте старого обветшавшего храма была заложена каменная церковь, которая строилась на средства уже Сергея Михайловича Голицына и князя Бориса Григорьевича Шаховского по проекту губернского архитектора Григория Павловича Летучего. Однако после отмены крепостного права князь отказал в субсидиях, и строительство прекратилось. Только с 1871 года благодаря усердиям прихожан, работы по строительству церкви были продолжены. В 1875 году был завершён и освящён зимний (тёплый) придел во имя благоверного Александра Невского, а летний (главный, холодный) в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, был освящён только в 1882 году. В 1866 году при церкви была открыта церковно-приходская школа.

В 1937 году Троицкий храм в Нижних Муллах был закрыт. Здание церкви новые власти использовали для разных хозяйственных нужд (в Божием доме устроили засолочный цех). В годы Великой Отечественной войны здесь работала махорочная фабрика (с 1942 по 1952-й). С 1960 по 1982-й гг. здесь опять находился засолочный цех и склад совхоза «Большевик». В 1985 году здание подверглось разрушительному пожару, полностью уничтожившего иконостас и уникальные фрески. После этого «события», опустевшее и осиротевшее здание храма, возвышавшееся на высоком берегу Камы, являло всем проплывающим судам как маяк живому укору беспамятности и беззаконию. После пожара власти передали здание храма Пермской епархии.

В 1989 году церковь была открыта для прихожан. Приходу предстояло поднять огромную церковь практически из руин. Первый большой объём восстановительных работ был выполнен ещё в начале 90-х гг. ХХ столетия. С просьбой о срочной помощи прихожане обратились к тогдашнему генеральному директору предприятия ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» Вениамину Платоновичу Сухареву. Задача была одна: предотвратить дальнейшее разрушение храма, выполнив комплекс противоаварийных работ. Вторая большая глава в истории возрождения святыни началась в 2004 году. Прихожане повторно обратились к руководству предприятия и попросили помочь в реставрации ветшающего храма. Новый генеральный директор предприятия Владимир Юрьевич Жуков, как и его предшественник, не остался равнодушным к просьбам о помощи. Основополагающим принципом по восстановлению церкви стало стремление сделать всё на самом высоком современном уровне, применить разработки и технологии реставрации старинных зданий, разработанные в России и Европе.

Для реставрации стен была использована штукатурка особого состава, специально заказанная в Германии. Воссоздать в Свято-Троицком храме стилистику и атмосферу ХVI века, времени Трифона Вятского, помогает новый иконостас, сделанный по образцам той эпохи. Иконостас украшен золотом и художественной эмалью. Все иконы в нём написаны в стилистике школы прп. Андрея Рублёва. В стиле ХVI столетия выполнен и пол храма. Светлые, гладкие каменные плиты, из которого выложен простой и изящный рисунок, дают зрительное ощущение лёгкости и воздушности. Традиции эпохи преподобного Трифона Вятского выдержаны и в драгоценной церковной утвари, заказанной для храма на заводе «Софрино» в Московской области. В зимнем приделе благоверного Александра Невского можно увидеть уникальный в своём роде иконостас, который был спроектирован и изготовлен сотрудниками компании «Посад-Изограф» из Сергиева-Посада специально для церкви Святой Живоначальной Троицы в Нижних Муллах. Этот иконостас-кувуклия, выполненный в виде часовни. Он символизирует кувуклию-часовню, заключающую в себе великую святыню — Гроб Господень. Это так называемый «круглый» иконостас, созданный в стиле шатровых иконостасов ХVI века. Подобного нет ни в одном храме Пермского края.

Свято-Троицкий храм обладает необычной акустикой — звук здесь держится 18-20 секунд. С 2004 года здесь трудился инженер-реставратор ООО «Профреставрация» — Стрельбицкий Иван Георгиевич. С 2006 года реконструкция Троицкого храма ведётся в рамках Соглашения об экономическом и социальном сотрудничестве между Пермским краем и ОАО «Лукойл». В 2009 году фасады церкви были окрашены водно-дисперсионной фасадной краской нежного красно-оранжевого цвета с выделением белой краской архитектурных деталей. 12 февраля 2009 года на звоннице прозвучал новый голос Свято-Троицкого храма, его главного благовестника — колокола, который весит 4 тонны 150 кг. Спустя некоторое время жители села Нижние Муллы и окрестностей услышали пронзительные перезвоны всех 12 колоколов. Они были отлиты на колокольно-литейном заводе города Воронежа по подобию колоколов звонницы Московского кремля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *