Церковь возле лубянки

Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке — церковь Русской православной церкви в Москве, построенная в 1514—1518 гг. и снесённая в 1924 г. Находилась на углу Большой Лубянки и Кузнецкого Моста [1] .

В 1514 г. Василий III распорядился построить в Москве одиннадцать каменных церквей. Среди них была и Введенская церковь, которая была сооружена в 1514—1518 гг. итальянским архитектором Алевизом Новым для поселенцев Псковского подворья [1] .

В 1551 г. состоялся Стоглавый собор, по решению которого Введенская церковь стала главным храмом одного из семи сороков, или благочиний, на которые была поделена Москва [1] .

В первой половине XVII в. Введенская церковь была приходским храмом князя Дмитрия Пожарского, и именно в ней с 1612 г. хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая помогла спасти Москву от нашествия поляков [1] .

В Смутное время церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы пострадала от вандализма поляков. Князь восстановил её и сразу же после победы в октябре 1612 г. поставил в этом храме чудотворную Казанскую икону Божией Матери, спасшую Москву. До окончания строительства Казанского собора в Введенскую церковь дважды в год совершали крестный ход из Кремля [1] .

После того, как икону торжественно перенесли в новый Казанский храм, патриарх Филарет учредил к ней на Лубянку [ прояснить ] особый крестный ход. Известно, что царь Михаил Федорович накануне праздника бывал в Введенской церкви на вечерней службе [1] .

Князь Пожарский подарил Введенскому храму список Казанской иконы в золочёном окладе, щедро украшенном жемчугом, и икону Спасителя с изображением святителей Петра и Алексея. Также Пожарский пожертвовал храму образ Знамения [1] .

В честь своей супруги, скончавшейся в 1635 г., Пожарский устроил во Введенской церкви придел во имя св. великомученицы Параскевы Пятницы [1] .

В середине XVIII века Введенская церковь на Лубянке была заново перестроена архитектором Постниковым на средства прихожан. Он внёс значительные изменения в архитектурный облик церкви: заново были выстроены восьмерик с трапезной и колокольня в стиле барокко [2] . Церковь освящал будущий знаменитый митрополит Платон [3] .

В 1817 г. в храме была обновлена живопись на средства владельца антикварного магазина Д. А. Лухманова [3] .

В 1826 г. здесь отпевали графа Растопчина [3] .

В 1924 г. церковь была снесена, так как являлась помехой автомобильному движению. Иконы и святыни храма передали в близлежащую церковь Вознесения бывшего Варсонофьевского монастыря, которая впоследствии также была разрушена [1] .

Сейчас на месте, где стоял Введенский храм, находится площадь Воровского.

Фундамент Введенского храма, наряду с фундаментами трех других снесённых храмов, был обнаружен археологами во время работ по замене коммуникаций. Как сообщил в июне 2017 года руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов, «находки представляют собой руины», которые с целью сохранения должны быть законсервированы и засыпаны «стерильным грунтом, чтобы вернуть их в привычную среду» [4] :

Это подземные части сооружений, которые никогда не предназначались для того, чтобы находиться на открытом воздухе. Экспонировать их очень сложно с технической точки зрения.

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской (первоначальное предполагавшееся название — храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке [2] [3] — изменено в связи с изменением наименования соответствующего праздника [4] ) — православный храм ставропигиального Сретенского монастыря Русской православной церкви, расположенный в Москве.

Православный храм
Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Лубянке
55°45?58? с. ш. 37°37?46? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Москва
Конфессия православие
Епархия Московская
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль ар-деко [1]
Автор проекта Дмитрий Михайлович Смирнов [1]
Строительство 2013—2017 годы
Медиафайлы на Викискладе

Построен в 2014—2017 годах как «храм на крови» в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Представляет собой пример современной российской храмовой архитектуры [5] . Автор проекта — архитектор Дмитрий Смирнов.

Пятиглавый храм имеет высоту 61 м и вмещает около 2000 человек. Стены облицованы владимирским известняком, украшенным резьбой. В состав храмового комплекса входит верхний храм Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской, нижний храм святого Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов, ряд дополнительных помещений и подземная автостоянка. Имеется возможность проводить службы под открытым небом на площади перед храмом.

Читайте так же:  Церкви михаила архангела михайловского монастыря

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура и оформление
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

В советское время Сретенский монастырь был закрыт, там разместилось общежитие НКВД. Часть построек монастыря была снесена. На его территории проводились расстрелы [6] .

Весной 2011 года патриарх Кирилл высказался за увековечение на территории Сретенского монастыря памяти погибших за веру в годы гонений на Церковь: «Самым лучшим было бы построить здесь, на этой омытой кровью земле, храм, который был бы храмом, посвящённым новомученикам и исповедникам российским» [7] .

С 3 октября по 10 декабря 2012 года проходил открытый конкурс проектов храма. К проектам предъявлялись следующие требования: хорошая вместительность (около 2000 человек), возможность проведения богослужений под открытым небом, возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма, наличие большого количества дополнительных помещений и подземной автостоянки. На конкурс было представлено 48 проектов. Победитель был объявлен в начале марта 2013 года, им стал проект ИП «Мастерская Смирнова» [8] [9] , второе место занял «Моспроект-2» [10] . Согласно эскизному проекту Дмитрия Смирнова и Юрия Купера, новое здание превосходило по высоте существующий храм монастыря примерно на 10 м, а его площадь составляла более 10 тыс. м? [11] . Помимо собственно храма, проект предусматривал большое количество дополнительных помещений: казначейство, экономический отдел, переговорная, архив и склад антиалкогольной продукции [ прояснить ] , швейный цех и другие. В подземном пространстве разместится парковка на 90 автомобилей [12] [13] .

Осенью 2013 года планы осуществления проекта вызвали критику со стороны защитников исторического наследия, представителей архитектурного сообщества [11] [8] [12] и части местных жителей [14] . Строительство храма предусматривало снос нескольких строений монастыря, четыре из которых имели статус «ценных градоформирующих объектов» [12] . Против сноса застройки и строительства нового храма выступили представители Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Глава совета московского отделения ВООПиК Владимир Хутарев-Гарнишевский отмечал, что его строительство нарушит «принципы сохранения исторического наследия и уважения к духовной и материальной культуре России»; он указывал, что при новом строительстве пострадает и ценный археологический пласт, сохранившийся с XIV века [11] [15] . Движение «Архнадзор» обращало внимание, что возведение здесь новых зданий прямо противоречит законодательству, так как в 2010 году территория монастыря была признана охранной зоной объекта культурного наследия. Константин Михайлов отмечал, что 40-метровое здание станет новой высотной доминантой района и разрушит исторический облик Рождественского бульвара [14] .

С целью изменения границ охранной зоны памятника глава Москомнаследия Александр Кибовский обратился с соответствующим письмом к министру культуры Владимиру Мединскому. В ноябре 2013 года комиссия Москомнаследия одобрила снос шести монастырских строений для освобождения места под строительство [14] . 19 декабря исторические постройки были снесены [16] .

28 декабря 2013 года, в день памяти священномученика Илариона, патриарх Кирилл освятил место строительства храма [17] . Перед началом строительства были проведены археологические работы [5] [18] . 8 сентября 2016 года, в престольный праздник — Сретения Владимирской иконы Божией Матери, были освящены и установлены главный купол и крест нового храма [19] . Росписи в храме были выполнены группой из примерно 30 художников под руководством Дарьи Шабалиной и Михаила Леонтьева [20] .

25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, патриарх Кирилл совершил великое освящение храма и провёл в нём первую божественную литургию [21] . На торжественной церемонии присутствовал президент России Владимир Путин и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) и другие иерархи Русской зарубежной церкви. После освящения храма патриарх Кирилл вместе с духовенством прошли крестным ходом в монастырский собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери и перенесли оттуда в новый храм мощи небесного покровителя монастыря священномученика Илариона (Троицкого). В конце церемонии Владимир Путин преподнёс в дар храму икону Иоанна Крестителя XIX века [22] .

Храм заметно отличается от первоначального проекта [5] [10] . Он имеет высоту 61 м и рассчитан на 2000 человек [22] . Храм построен из бетона с использованием кирпича [18] . Облицован храм известняком из Владимирской области, украшенным резьбой в виде орнаментальной вязи. На портале храма установлены бронзовые рельефы патриарха Тихона и архиепископа Илариона [23] . Основной объём перекрыт монолитным железобетонным куполом площадью 334 м? и диаметром 18,5 м. Храм увенчан пятиглавием [18] .

Храмовый комплекс имеет пять уровней и оборудован четырьмя лифтами [18] . На верхнем уровне размещается храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. На его стенах — росписи с ликами новомучеников. В апсиде изображена Тайная вечеря, где присутствуют как апостолы, так и новомученики. Иконостас сделан невысоким, в византийском стиле. Нижний храм посвящён святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам, в его центре находится большой баптистерий (купель для крещения взрослых и детей) [22] . Стенки купели покрыты смальтовой мозаикой. Росписи нижнего храма посвящены теме вхождения в церковь и подвигу святых апостолов [18] . Общая площадь росписей составляет 6 тыс. м? [24] . Помимо храмов, в состав комплекса входят галерея для братии, трапезная, аудитории для катехизаторских курсов, помещения для воскресной школы, редакции портала «Православие.ru», музея Туринской плащаницы, музея новомучеников, конференц-зал, ризничная, котельная и т. п. [10]

Читайте так же:  Имя наталья по церкви

Снаружи расположено большое патриаршее крыльцо, которое может выполнять функцию алтаря во время богослужений под открытым небом [18] (площадь перед храмом вмещает до 7000 человек) [10] . У входа в храм — небольшая шатровая колокольня с одним колоколом [18] .

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

В 1514 году сын Ивана Грозного, Василий III, являвшийся в то время московским государем, издал указ о постройке в Москве одиннадцати каменных церквей. Одной из них стала церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм, которая строилась в 1514-1519 годах под руководством известного зодчего из Италии Алевизо Фрязина.

Известную славу церковь приобрела в начале XVII века, когда являлась приходским храмом для семьи князя Пожарского. Когда весной 1611 года произошло восстание жителей Москвы против польских солдат, князь Дмитрий Пожарский построил рядом с церковью укреплённый острожек для защиты ополченцев от поляков. Во время восстания в боях князь был ранен и скрывался в Троице-Сергиевой Лавре. В это время поляки разграбили и подожгли храм. А после того, как этих чужеземцев из Москвы прогнали, Пожарский выделил средства на восстановление церкви. После ремонта в неё была помещена Казанская икона Божией Матери, спасительница Москвы от поляков. Спустя некоторое время, в 1612 году, она была перенесена на Красную площадь, в построенный там Казанский собор.

Из известных святынь в Введенском храме находился список Казанской иконы, в украшенной жемчугами золочёной ризе, подаренный церкви князем Пожарским. Одна из его дочерей собственноручно расшила образ Спасителя с изображениями на нём святителей Петра и Алексея, который тоже был передан храму. Так же, из чувства благодарности, князь Пожарский поместил в церковь Введения Пресвятой Богородицы принадлежавший ему образ Знамения. Себе же оставил список с него, который поместил на каменном столпе возле своего дома, стоящего неподалёку от церкви. Позже этот столп с иконой включили в усадебную ограду. Икону со столпа сняли и передали во Введенскую церковь уже после революции. До того момента, пока храм не снесли, она там и хранилась.

В середине XVIII века архитектор Постников в процессе перестройки внёс значительные изменения в архитектурный облик церкви. К оставленным без изменения части стен и алтарным апсидам были выстроены заново восьмерик с трапезной и колокольня. В это же время церковь приросла приделами Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы (в память о похороненной в этой церкви первой жене князя Пожарского Прасковьи Варфоломеевны). Новые постройки возводились в стиле барокко. Будущий знаменитый митрополит, в то время ещё архиепископ Платон, лично провёл обряд освящения нового храма. В 1751 году Стоглавый собор поделил Москву на семь церковных сороков, и Введенская церковь была назначена для ведения духовных дел одного из них, Сретенского сорока.

В 1817 году живопись в храме была обновлена и выполнена в стиле Рубенса и Рафаэля. Сделано это было на средства слывшего знатоком искусства владельца антикварного магазина Д.А. Лухманова. Древние иконы при этом были сохранены и тоже остались в церкви. В 1826 году здесь отпевали графа Растопчина.

В 1924 году под надуманным предлогом помехи автомобильному движению церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм была снесена. Церковное убранство было передано в церковь Вознесения бывшего Варсонофьевского монастыря, располагавшуюся неподалёку в одноименном переулке, но позже и та церковь была снесена тоже.

Сейчас место на Лубянке, где стоял Введенский храм, находится на площади Воровского, на углу улиц Большая Лубянка и Кузнецкий мост.

Читайте так же:  Серпухов сретенская церковь

Церковь Людовика на Малой Лубянке была построена по проекту знаменитого архитектора Д.И. Жилярди в 1830 году. Сегодня она обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения. Департаментом культурного наследия было выдано разрешение на проведение сложного комплекса реставрационных работ в соответствии с согласованной ранее в ведомстве документацией.

Глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов: «Французский храм в стиле позднего классицизма – ампира – по праву может быть назван одним из наиболее необычных московских храмов. Его главный фасад венчает невысокий портик, опирающийся на фронтон с шестью тосканскими колоннами, а по бокам от главного входа расположены две колокольни. Примечательно, что это единственный католический храм Москвы, который на протяжении всего советского периода оставался действующим. Сегодня мы говорим о втором важнейшем этапе его реставрации, который, как и первый, будет осуществлен благодаря Городской программе субсидий».

Алексей Емельянов рассказал, что одним из наиболее сложных этапов реставрации станет процесс восстановления уникального мраморного пола церкви. В советское время он был сделан из недостаточно качественных материалов и на сегодняшний день покрылся трещинами и потемнел. Новый пол будет сделан из высококачественного греческого мрамора светлого цвета, который мастера тщательно подобрали в соответствии с историческим цветовым решением, а также в сочетании с элементами иконостаса. Еще одна «мраморная» деталь церкви Людовика, которую предстоит отреставрировать – это подоконники. Также трудоемким будет этап восстановления искусственного мрамора колонн, нижняя часть которых разрушилась из-за влаги. В силу того, что в России данная технология применяется достаточно редко, этот процесс потребует особенно кропотливой работы мастеров.

Визуальный осмотр интерьеров выявил множество очагов с разрушениями орнаментальной росписи и станковой живописи, выполненной на холстах. За прошедшие 17 лет, после предыдущей реставрации, настенная живопись стала повторно разрушаться. Теперь реставраторам предстоит заняться ее скрупулезным восстановлением.

В ходе реставрации будет заменена медная кровля над западным нефом, расчищены ступени, ведущие в храм, отреставрирована белокаменная облицовка входной группы, воссозданы оконные и дверные заполнения, в том числе решетки оконных приемов, реставрация лепного декора

«Отмечу, что главная цель реставраторов на данном объекте – возвращение его исторического облика. Все воссозданные элементы должны визуально соответствовать неповторимому стилю церкви. Мы со стороны Мосгорнаследия будем контролировать весь ход предстоящих реставрационных работ» — добавил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Напоминаем, что в 2017 году был завершен первый этап масштабный реставрации церкви Людовика. Тогда реставраторы сняли и отреставрировали кресты на подкрестных яблоках, расчистили белокаменную кладку от поздних слоев краски, сняли деформированный штукатурный слой, промыли поверхности от грязи, укрепили кирпичную кладку специальным биоцидным раствором, воссоздали штукатурное покрытие, отреставрировали фасадные элементы (руст, тяги, карнизы), отремонтировали кровлю, устроили водостоки, выполнили подоконные отливы, а также восстановили золочение там, где его оно было нарушено.

Территория, где располагается церковь Людовика принадлежит католическому приходу с конца XVIII века. В 1790 году была возведена деревянная церковь во имя Святого Людовика, ее освещение состоялось 30 марта 1791 года. Современное здание церкви было построено в 1830-е годы. Средства для ее постройки были выделены из вкладов прихожан и полученного у русского правительства займа в 50 тысяч рублей ассигнациями. Освещение состоялось 17 июня 1949 года, о чем напоминает мраморная доска в алтарной части церкви.

Считается, что церковь построена по проекту архитектора Алессандро Осиповича Жилярди, двоюродного брата Доменико Жилярди. Иногда авторами называют их обоих или приписывают авторство только Доменико Жилярди. Доподлинно известно, что Доменико не строил церквей, ими занимался Алессандро. Внутреннее пространство церкви разделено двумя продольными рядами белокаменных колонн. Мощный цилиндрический свод, декорированный росписью, охватывает центральный неф и пресбитерий – алтарную нишу, где расположен главный престол. В отделке храма принимал участие Сантин Петрович Кампиони, возможно, главный белокаменный алтарь – его творение.

К 1917 году приход насчитывал уже 2700 человек. Старостой церкви в начале ХХ века был Юлий Петрович Гужон, подданный Франции и крупный промышленник. После прихода к власти в России большевиков храм неоднократно разорялся, однако, на протяжении всего советского периода оставался единственно действующим католическим храмом в Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *