Церкви в пригороде спб

Санкт-Петербург — молодой город, по сравнению со многими другими старинными городами России, взять хотя бы столицу страны. Однако по духовности город на Неве уже достаточно зрелый.

Аналогично можно сказать и про архитектуру Петербурга, которая способна так же искренне восхитить любого туриста, как и известные исторические ансамбли в городах и столицах мира, которые постарше города Петра.

Северная столица обладает самыми уникальными храмами, всемирными наследиями, бесценными сокровищами города и святыми источниками жизни петербуржцев.

В Санкт-Петербурге 268 конфессий и религиозных объединений. В Русской православной церкви насчитывается — 131 храм. Мы подобрали для вас 10 самых красивых соборов и церквей города, выполненных в самых разных стилях.

1. Смольный собор

Смольный собор возводил Растрелли для Елизаветы Петровны на территории Смольного монастыря, куда мечтала удалиться от дел мирских императрица. Но строительство затянулось, и было завершено лишь при Екатерине II. Хотя стоит отметить и не полностью, 140-метровая колокольня так и осталась в проектах, и в макете.

Воскресения Христова Смольный собор — православный храм, который входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, расположенного на левом берегу Невы на Смольной набережной.

Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для 120 девиц из благородных семей. Это строительство предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней.

Для себя, как будущей настоятельницы, она велела строить отдельный дом. Это место было выбрано неспроста. Будучи молодых лет отроду Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.

Составление планов, фасадов и смет было поручено архитектору Бартоломео Франческо Растрелли в 1744 г. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей.

Архитектор решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен, заменив их стенами с лепниной и вазами. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигнуть 140 м. И, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.

Для колокольни императрица Елизавета велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метров. Этим колоколом она хотела перещеголять московский Царь-колокол.

Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.

Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали «Смольным», по названию самого места — бывшего смольного двора.

Строительство монастыря велось с небывалым размахом, финансирование из казны было щедрым и регулярным. Собор строился очень быстро. Уже готовили церковную утварь. В Москве отлили колокола. Растрелли выполнил проекты иконостасов.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли, Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко — в отличии от европейских фасадных стилей, Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Однако, из-за того, что началась война с Пруссией, строительные работы замедлились. Проект не был завершён, а победа России развеяла желание императрицы уйти в монастырь. Елизавета Петровна так и не увидела освящение собора.

Соборная церковь Воскресения при Елизавете Петровне была выполнена вчерне, безо всякой отделки. После отъезда Растрелли в Италию с 1762 года главным архитектором Смольного собора был назначен архитектор Юрий Матвеевич Фельтен.

Достраивать корпуса собора стали в 1765 году и закончили в 1775 под руководством Фельтена. Однако из-за отсутствия денег интерьеры так и не были завершены. Было окончательно решено не строить колокольню на уже подготовленных фундаментах. Собор оставался недостроенным почти 70 лет, и его состояние постоянно ухудшалось.

В конце 1820-х годов по указанию Николая I начались работы по окончательной достройке Смольного собора по переработанному проекту В. П. Стасова. Фасады собора были окрашены в желтый цвет; купола храма и угловых церквей, по желанию царя, лазоревой краской с золочеными звёздами. В дополнение к 8-ми старым колоколам, которые служили звоном в малых церквах монастыря, были отлиты 12 новых.

«С величайшим трудом», как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей. По проекту Растрелли собор строился холодным. Полы выстлали ревельской плитой, мраморные ступени и площадки для алтарей выполнили на екатеринбургских заводах.

Из лиственницы изготовили двери и оконные рамы, установили чугунные хоры с решетками. Стены оштукатурили и окрасили в белый цвет, колонны и цоколи пилонов облицевали белым искусственным мрамором. Все работы были выполнены за 3 года, собор был достроен в 1835 году.

Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени. Храм строился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составила около 6 000 человек. Собор был украшен мрамором. Колокольне Растрелли так и не было суждено быть построенной.

В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Собор построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Высота собора — 93,7 метра.

Пятиглавие собора выполнено необычным образом. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Верхняя часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.

Даже не испытывающие симпатию к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» «Вот это храм!»

  • Адрес: Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1
  • Ближайшее метро: Чернышевская, Площадь Ленина, Новочеркасская

2. Чесменская церковь

Удивительная по красоте церковь, выполненная в стиле псевдоготики или неоготики, находится на улице Ленсовета, недалеко от станции метро «Московская». Чесменская Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи — действующий православный храм, памятник архитектуры.

Церковь возвели в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 г. Являлась капитульным храмом ордена Святого Георгия, Чесменская церковь и Чесменский дворец некогда составляли своеобразный ансамбль, обращённый к бывшему Царскосельскому тракту.

Инициатива строительства этой композиции недалеко от Путевого дворца принадлежит Екатериной II. Как утверждают историки, бытует предание, согласно которому императрица получила от гонца добрую новость о победе России в Чесменском бою на этом самом месте, где позднее повелела возвести храм.

Торжественная закладка церкви состоялась 6 (17) июня 1777 г. На церемонии присутствовали Екатерина Великая, весь двор и шведский король Густав III, дабы напомнить последнему о военном могуществе Российской империи.

Храм был построен по проекту архитектора Юрия Фельтена. Завершение строительства Чесменской церкви было приурочено к 10-й годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. Торжественное освящение прошло 24 июня (5 июля) 1780 г. На торжестве, вместе с Екатериной II под именем «графа Фалькенштейна» присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II. В память о победе Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими».

При входе в церковь установлена мраморная доска с надписью:

Сей храм сооружен во имя святого пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна в память победы над турецким флотом одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III под именем графа Гогландского и освящен 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна.

Вскоре после освящения храм был передан капитулу ордена Святого Георгия Победоносца. В связи с этим некоторое время Чесменскую церковь именовали «Георгиевской». Екатерина II часто посещала храм, в котором для неё находилось царское место.

Церковь была построена в камне, в псевдоготическом стиле. Она имеет компактный центрический план, представляющий собой «четырёхлистник». Основа внутреннего пространства — квадрат, перекрытый куполом.

К квадрату с четырёх сторон примыкают полукруглые помещения. Стрельчатые арки, опираются на 4 пилона и объединяют эти помещения с центральным в единое целое. На храме — узкие вертикальные тяги на красноватом фоне стен, высокие стрельчатые окна.

Фасад церкви украшен ажурным белокаменным орнаментом, барельефом на фронтоне, стрельчатыми арочками, зубчатым парапетом и остроконечными башенками: пинаклями.

Пять барабанов заканчиваются небольшими куполами с укрепленными на них миниатюрными шпилями. Каждый шпиль несет яблоко с изящным ажурным крестом. В одном из барабанов был помещён большой колокол весом около 100 килограммов, остальные 7 малых колоколов укреплены в другой главе.

Внутреннее убранство церкви отличается строгостью и простотой. Иконостас — восстановленная копия иконостаса, созданного по рисунку Ю. М. Фельтена. В настоящее время церковь является памятником архитектуры федерального значения. Вблизи церкви расположено Чесменское воинское кладбище.

  • Адрес: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 12
  • Ближайшее метро: Московская, Парк Победы, Электросила
Читайте так же:  Молитвенное служение церкви

3. Исаакиевский собор

Главный храм Санкт-Петербурга восхищает своей необыкновенной красотой всех петербуржцев и приезжих — от мала до велика. Силуэт золоченого купола Исаакиевского собора является одним из самых узнаваемых объектов архитектуры и одним из символов города на Неве.

По своему величию и великолепию, главный православный кафедральный собор находится на 4-м месте в мире, уступив первенство собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Высота Исаакия достигает 101,5 метров, диаметр купола равняется 26 метрам, а вес колонны из отесанных гранитных блоков – 114 тонн.

Исаакиевский собор начал сооружаться по приказу царя Петра І в знак почтения святому покровителю государя — святому Исаакию Далматскому. Первый храм был выполнен из дерева, однако такой материал был весьма недолговечен и в 1717 году Петр дал поручение немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить деревянные стены на каменные. В

Внешне новая церковь во многом копировала Петропавловский собор. Даже куранты на колокольне не отличались индивидуальностью и в точности повторяли куранты храма Петропавловской крепости.

Второму варианту постройки не суждено было долго стоять во славу святого Петра Великого. Молния, ударившая в нее в 1735 году, привела к пожару. Третья попытка возродить собор была предпринята Екатериной ІІ.

Исаакий символически поставили за «спиной» «Медного всадника». Строительство было поручено итальянскому архитектору Антонио Ринальди, однако из-за своей болезни он был вынужден вернуться на родину.

Следующим, кто предпринял попытку достроить собор, стал сын Екатерины ІІ — император Павел I. Работу по строительству он поручил другому итальянцу — Винченцо Бренне. В 1816 году во время службы на головы верующих рухнула большая часть потолочной штукатурки. Собору требовался капитальный ремонт.

Император Александр І решил глобально подойти к этому вопросу и приказал построить новый собор. Для этого был объявлен конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. Вариант французского архитектора Огюста Монферрана поразила Александра І. Его работа обещала сделать не просто красивый собор, а нечто особенное, чем бы по праву можно было гордиться.

Строительство собора по проекту Монферрана было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Оно проходило при трех императорах Александре I, Николае I и Александре II. Возведение собора было окончено в 1848 году, но еще около десяти лет было потрачено на отделку интерьера. Освящение собора, по случаю его открытия, было проведено 11 июня 1858 г.

Исаакиевский собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.

Для убранства храма использовался мрамор различных цветов, малахит, лазурит и другие ценные породы камня. Кроме икон, его стены украшали уникальные мозаики. Алтарь был сделан в форме витража. На нем изображен «Воскресший Христос». Эта работа является одной из самых крупных витражных работ в Европе.

Парящий под куполом голубь символизирует Святой Дух. На первый взгляд хрупкая птица являет собой посеребренную бронзовую фигуру с размахом крыльев около 2-х метров. Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по 3 тонны каждая — они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия.

К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов. Мастер расписал плафон площадью 816 м2. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным, что придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. В итоге, Исаакиевский собор — замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4
  • Ближайшее метро: Адмиралтейская, Садовая, Спасская

4. Казанский собор

Ещё один из ярчайших символов города православный храм — Казанский кафедральный собор расположен в самом сердце Санкт-Петербурга — на Невском проспекте. Храм занимает особое место в истории города на Неве и всей России.

Казанский кафедральный собор был построен в 1811 году, в этом же году он был освещен в честь Казанской иконы Божией Матери. Особым временем в истории собора стал 1812 год. После окончания Отечественной войны именно Казанский собор стал памятником русской воинской славы. В его стенах покоится с миром великий полководец Михаил Илларионович Кутузов, здесь же хранятся различные военные трофеи, а также ключи от взятых городов.

Этот величественный Божий храм ознаменовал начало золотой эпохи градостроительного искусства не только Петербурга, но и всей России. Именно с момента построения Казанского собора город Петра начал преображаться и превращаться в достойную столицу великой империи.

Появление храма, кардинально отличающегося от типичных православных церквей, и по своим масштабам, и по оформлению фасадов, и во внутреннем убранстве, стало стартом новой жизни Петербурга. Однокупольный собор высотой почти в 72 метра, да ещё и с огромными гранитными внешними колоннами, — такого русский народ еще никогда не видел.

Поразительно, но все это грандиозное великолепие было возведено за достаточно короткий срок — всего за 10 лет, с 1801 по 1811 гг. А изначально на этом самом месте стояла обычная скромная церквушка, в стенах которой хранилась самая ценная святыня Православного Петербурга — икона Казанской Божией Матери.

Именно для этой чудотворной иконы Павел I пожелал отстроить целый кафедральный собор, который внешне напоминал бы Римский храм Святого Петра. Таким образом, в тяжелейших условиях труда, практически при отсутствии какой-либо техники, простые русские мужики, а также лучшие русские мастера, объединили все свои усилия во имя православной веры. Итогом стал этот грандиозный памятник российского зодчества, а Невский проспект получил статус парадной городской магистрали.

Казанский кафедральный собор был построен по проекту российского архитектора, Воронихина Андрея Никифировича. Безусловно, этот собор стал его главным творением. По настоянию императора Павла I архимтектор воплотил в Казанском соборе прототип собора святого Петра в Риме.

Таким образом, подражая особенностям Римского зодчества, Воронихин стал одним из основоположников российского ампира, или, по-другому этот стиль еще называют русским классицизмом. Ампир прославился как «королевский стиль», так как он характеризуется театральностью, помпезностью в оформлении. Это обязательно колонны, лепные карнизы, античные образцы скульптуры.

Главной особенностью Казанского собора, как раз-таки, являются наружная и внутренняя колоннады. Внешне храм предстает нам в виде четырехконечного латинского креста, середина которого увенчана куполом. Снаружи храм украшают бронзовые скульптуры святых, выполненные лучшими российскими скульпторами.

Особенной гордостью и достопримечательностью внешнего облика собора являются его северные двери. Они полностью повторяют двери, которые Гиберти выполнил специально для Флорентийского крестильного дома еще в XV в. Не менее прекрасен интерьер Казанского собора. Внутренняя форма храма — римская базилика.

Интерьер собора также богат самыми разными рельефными скульптурными работами, но особое место в его убранстве занимает чудесная живопись. Лучшие российские художники Конца XVIII- начала XIX века расписали собор в блестящей академической манере эпохи Итальянского Возрождения.

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга — памятник российского церковного зодчества особой значимости. Именно здесь было положено начало золотой эпохи российского храмового искусства. Именно над этим храмом работали, отдавая все свои силы, лучшие мастера своего дела того времени, а также многочисленный простой русский народ.

Этот храм дал рождение целому поколению лучших градостроителей и архитекторов. Именно Казанский кафедральный собор стал вдохновением и образцом для таких мастеров XIX века, как Росси, Стасов, Монферран и многих других зодчих Отечества и мира.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2
  • Ближайшее метро: Невский проспект, Гостиный двор, Адмиралтейская

По архивным данным, на начало 1917 года в Петрограде действовало до 500 православных храмов различных типов. Примерно половина из них приходилась на домовые церкви, около 35-40 располагалось при кладбищах, около 40 имело статус подворий иногородних монастырей. [1] .

После того, как Временное правительство России взяло курс на отделение школы от церкви, ещё до Октябрьской революции в Петрограде начинается перерегистрация домовых церквей при учебных заведениях в приходские. После октября 1917 года, во исполнение нового декрета — «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» — аналогично начинают превращаться в приходские те храмы, которые действовали до революции при государственных учреждениях, фабриках, мануфактурах и т. п.

Впоследствии, на протяжении 1920—1930-х годов прекращают своё существование, прежде всего, «настоящие» домовые церкви, расположенные в пределах зданий другого функционального назначения. Закрываются также и многие отдельно стоящие храмы: практически все, имевшие статус подворий, деревянные (кроме кладбищенских), а также некоторые из крупных храмовых сооружений. Некоторые из последних были снесены (в основном, на протяжении 1920—1930-х годов), остальные же передавались для использования по народнохозяйственному назначению различным учреждениям и организациям.

Ряд церквей был разрушен в годы Великой отечественной войны 1941—1945 годов. В связи со строительством метро в Ленинграде было снесено две крупных церкви — Знаменская на площади Восстания (1941) [2] и Успенская на площади Мира (1961); ещё одной крупнейшей потерей послевоенного времени стал снос Покровской церкви на площади Тургенева. К началу 1980-х годов в Ленинграде действовало, помимо Духовной академии и семинарии, около 40 православных приходов [3] , в распоряжении которых было более 50 действующих храмов.

Читайте так же:  Видеть себя во сне в церкви на службе

Сейчас в городе насчитывается более 150 приходских православных церквей.

Содержание

  • 1 Храмы в черте города
  • 2 Храмы в пригородах
  • 3 Церкви Царского Села
  • 4 Церкви Петергофа и Стрельны
  • 5 Церкви Кронштадта
  • 6 Церкви курортного района
  • 7 Церкви баптистов
  • 8 Старообрядческие храмы и молельни
  • 9 Примечания
  • 10 Литература

Церковь Апостола Петра и часовня при ней в Лахте

/Лахтинский проспект,94 ;Памятная доска на месте часовни — на берегу Финского залива/

Проект одноглавой церкви создал Шауб В. В. Церковь была заложена 29 июня 1893 года. Одновременно с ней 31 июля 1894 года при участии Иоанна Кронштадтского, считающегося одним из святых покровителей города, церковь была освящена.

При большевиках церковь была закрыта в 1937 году (или 1939 году) и переделана в кинотеатр «Звезда», а часовня снесена. В 1990 году церковь передана верующим

На песчаном берегу Финского залива ещё до основания города находилась у Лахтинского разлива чухонская деревня. Здесь 5 ноября 1724 года Пётр Великий принял участие в спасении терпящих бедствие рыбаков. После этого простудился и вскоре умер от воспаления почек. Существует мнение, что причиной его смерти был именно этот инцидент. В конце XIX века Лахта стала популярным дачным местом петербургской публики, и местные жители решили построить здесь приходской храм в память Петра. Землю для церкви пожаловал владелец Лахты граф Стенбок-Фермор.

Одновременно с церковью на расстоянии 1,5 версты на берегу залива на месте подвига царя была освящена чугунная на гранитном основании часовня, созданная по его же проекту. Часовня находилась рядом со старой сосной, в которую была вделана икона с лампадой. На оборотной стороне доски имеется описание события:

1 Ноября 1724 г. утром Пётр Великий морем отправился из Дубков в Санкт-Петербург. Напротив Лахты яхта императора и сопровождавшее его судно были застигнуты наводнением и страшной бурей. Судно сопровождения затонуло, команда погибла и только двух человек удалось спасти. «Его величество принуждён был держаться с своей яхтой на двух якорях и всем находившемся на ней приходилось жутко». В критическую минуту мужество не покинуло царственного шкипера, он спас своё судно от верной гибели и 2 ноября к вечеру благополучно привёл его в Санкт-Петербург.

На месте часовни установлена памятная доска, которую можно найти по лежащему у берега расколотому валуну, рядом с которым в воде находятся остатки пристани, использовавшейся для причаливания баржи, на которой в Петербург был переправлен «Гром-камень». За доской на месте старой сосны посажена новая.

Расхожее мнение о том, что валун является осколком постамента Петру весьма сомнительно, поскольку «Гром-камень» представляет собой глыбу серого гранита, а расколотый валун состоит из красного финского гранита.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

/7-я линия Васильевского острова, 68)/

Единственная в Санкт-Петербурге церковь, построенная в стиле Московского барокко.

Автор её до сих пор не известен. Заложена 24 мая 1750 года. на деньги винных откупщиков Чиркиных и окончательно освящена 13 сентября 1772 года. В XVIII веке при церкви находилось кладбище, где были похоронены механик и сподвижник Петра А. К. Нартов, ботаник и путешественник, исследователь Камчатки Крашенинников, гравёр М. И. Михаев.

Церковь закрыта в марте 1936 года. Ценные барочные иконостасы и образа уничтожены, внутри церкви сделаны межэтажные перекрытия, хотя здание охранялось государством, оно долгое время было занято складом. Сейчас оно снова возвращено епархии.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

/Приморский пр., 79/

Выстроена для своих крестьян, переселённых из глубины России, канцлером графом Алексеем Петровичем Бестужевым-Рюминым, видным государственным деятелем елизаветинской эпохи в 1764—1765 годов.

Закрыта в октябре 1937 года и переделана с устройством перекрытий. В 1946—1947 годах снесена колокольня. Здание охраняется как памятник архитектуры, Долгое время в нем располагался завод резиновых изделий и игрушек.

В 1992 году храм возвращён верующим, в нем идёт большой ремонт.

С этой церковью связано стихотворение Пушкина:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм…

Церковь Богоявленская Господня (Гутуевская)

/Двинская (Динабургская) улица, 2/

Создана гражданскими инженерами В. А. Косяковым и Б. К. Правдзиком в московском стиле. Заложена в годовщину памяти о чудесном спасении Цесаревича Николая Александровича 29 апреля 1899 года при покушении на него японца-фанатика в городе Отсу. След на черепе от сабельного удара послужил ещё одним доказательством при идентификации останков царя, найденных под Екатеринбургом.

Храм был освящён 29 апреля 1899 года при участии Иоанна Кронштадтского. Закрыта 5 мая 1935 года и передана под склад. Богатое внутренне убранство уничтожено.

В 1991 году храм возвращён верующим.

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

/Шпалерная улица, 35а/3/

В этом храме хранилась одна из самых чтимых святынь Санкт-Петербурга — исполненный на кипарисе список чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находившейся в Москве в церкви Преображения на Ордынке. Его привезла сестра Петра Великого царевна Наталья Алексеевна. Перед прививкой себе оспы, что было необходимо для популяризации массовой вакцинации её подданных, к этой иконе пешком ходила в 1768 году Императрица Екатерина Великая.

Новый храм был воздвигнут на месте старого 20 июня 1817 года по проекту придворного архитектора Л. Руска. За постройкой наблюдал его помощник Л. Шарлемань. Церковь освящена 24 октября 1818 года.

Закрыта 10 января 1932 года. В здании, охраняемом государством, размещалось городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В апреле 1993 года в церкви началось богослужение.

Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости

(набережная Обводного канала, 116)

В год её посещало более миллиона человек. Здесь 9 декабря в день святого Вонифатия — покровителя трезвенников происходили торжественные архиерейские богослужения.

Заложена 14 августа 1894 года в память бракосочетания Их Величеств по проекту академика К. Д. Гримма и Г. Г.фон Голи. Главный придел освящён 14 декабря 1908 года. В доме при церкви размещались приходская школа и библиотека-читальня.

В октябре 1920 года церковь была закрыта. Летом 1998 года возвращена верующим.

Церковь Святого Великомученика Дмитрия Солунского

/Коломяги, 1-я Никитинская улица, 1)/

Посвящена освобождению крестьян и открытию Государственной Думы.

Заложена 9 июля 1906 года и построена по проекту А. А. Всеславина. Освящена 5 декабря. Среди прихожан особенно почитаем был образ святого великомученика Дмитрия Солунского.

Церковь не закрывалась и состоит на государственном учёте в Инспекции по охране памятников.

Церковь Святой Великомученицы Екатерины

/Кадетская линия Васильевского острова, 27/

Один из наиболее любимых горожанами и бывших лучшими в столице по внутреннему украшению храмов, просторный и полный света.

Заложена 26 сентября 1811 года по проекту А. А. Михайлова 2-го в «греческом вкусе». Освящена 23 октября 1823 года. Колокольню и трапезную построил академик Нестеров Ф. И. в 1859—1866 годах.

В работе над церковью принимал участие один из наиболее ярких и известных архитекторов Петербурга, выдающийся представитель эклектики Людвиг Людвигович Бонштедт (1822—1885). Он соорудил ограду, часовни и стал одним из авторов колокольни.

Церковь закрыта в марте 1936 года. Была переделана с устройством межэтажных перекрытий и занята научно-исследовательским институтом.

В настоящее время в ней снова ведётся служба.

Церковь Священномученика Исидора Юрьевского при Православном Эстонском братстве.

/Проспект Римского-Корсакова (Екатерингофский), 24/

На рубеже двадцатого века в Санкт-Петербурге жило около 4000 тысяч православных эстонцев. В 1899 году Православное Эстонское братство, названное именем святого великомученика Исидора, русского священника, которого в Крещение 1472 немцы утопили в проруби в городе Юрьеве (ныне Тарту) в проруби, решило построить себе свой храм.

По проекту члена братства А. А. Полещука 24 августа 1903 года был заложен храм, который был окончательно освящён 4 мая 1908 года. В храме службу вели как по-эстонски, так и по-русски. Во главе братства постоянно находился Павел Петрович Кульбуш -(будущий епископ Ревельский, новомученик Платон) много сделал для распространения православия среди эстонцев.

Закрыта в феврале 1935 года. Сильно переделана внутри и использовалась живописно-оформительским комбинатом. В настоящее время на церкви восстановлены кресты.

Церковь Святого великомученика Пантелеймона Целителя

(Улица Пестеля (Пантелеймоновская), 2а)

Построена для рабочих близлежащей верфи. По проекту адмиралтейского зодчего И. К. Коробова и И. Я. Шумахера в 1735 году был начат каменный храм в стиле барокко, освящённый 27 июля 1739 года.

В 1834 году церковь переделал В. Беретти. В 1912 году военно-историческое общество укрепило на фасаде церкви памятные доски о победах при Гангуте и Гренгаме.

Храм закрыли 9 мая 1936 года, но почему-то не снесли, а взяли под охрану как памятник архитектуры. В 1980 году оно отдано Музею истории города для выставки «Гангутский мемориал».

В июне 1990 года возвращена верующим. В 1991 году церковь передана епархии, но службы начались лишь в 1994 году.

Церковь Покрова Святой Богородицы Епархиального Братства Пресвятой Богородицы

/Боровая улица, 50/

Братство создано в 1884 году для развития церковно-приходских школ и церковного пения в народе.

10 июня 1890 года по проекту Н. Н. Никонова был заложен девятиглавый храм, подражавший русской архитектуре XVII века, который строился на пожертвования рабочих. Эта первая в Петербурге русская как внутри, так и снаружи церковь стала сразу центром просветительской деятельности. Велись беседы со старообрядцами. Также это был центр прозелитизма — богослужения велись на немецком, латышском и английском языках, в торжественной обстановке проводилось присоединение мусульман и евреев к православной церкви. В церкви пел знаменитый хор А. Г. Чеснокова.

Читайте так же:  Церковь миннесота сша

Закрыт летом 1936 года. Колокольня и купола снесены. Интерьер неузнаваемо переделан.

Летом 1989 года в здание въехала евангельская церковь «Дом Евангелия», совершив внутреннее восстановление храма.

Церковь Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

/Улица Белинского, 4/

Первая деревянная церковь построена здесь «тщанием царевича Алексея» и освящена в память о рождении старшей дочери Петра Анны. Выполняя данный ею обет, императрица Анна Иоанновна повелела соорудит каменную церковь, заложенную 8 октября 1731 года по проекту М. Г. Земцова. До 1802 года храм считался придворным. В 1797 году на его портале был изображён орден Святой Анны и церковь стала считаться кавалерской.

Закрыта в январе 1938 года. Охраняется государством.

С весны 1991 года возвращена верующим.

Церковь Трёх святителей Грузинского православного прихода

В 1908 году светлейший князь Е. А. Багратион начал сбор денег на постройку грузинского храма. Временно 19 ноября 1916 года столичным грузинам была предоставлена старинная церковь Трёх Святителей, построенная в 1760 году предположительно по проекту Дж. Трезини.

Грузинский приход закрылся в марте 1918 года из-за отъезда прихожан, а церковь в январе 1930 года была отдана под трикотажную фабрику.

Охраняется государством, в 1991 году передана общине Андреевского собора.

Церковь Пресвятой Троицы («Кулич и Пасха»)

/Проспект Обуховской Обороны (Шлиссельбургский проспект), 235/

Церковь имеет форму кулича, традиционного кекса, выпекаемого по поводу Пасхи, а колокольня — пасхи, торта из творога. Заказчиком церкви такой формы выступил генерал-прокурор Александр Алексеевич Вяземский. Воплотил идею архитектор Н. А. Львов. Постройка церкви велась в 1785-1787 годах на деньги Екатерины Второй, а освящение состоялось в 1790 году.

Храм находился под охраной как «памятник всесоюзного значения», но с марта 1938 года в нём находился клуб.

Весной 1946 года храм был приведён в порядок и открыт для богослужения.

Церковь Спаса Преображения Гренадерского полка

/Инструментальная улица, 3/

Единственное и сильно изуродованное произведение архитектора Константина Андреевича Тона (1794—1881), оставшееся в Санкт-Петербурге. Церковь построена в 1840—1845 годах.

Уничтожение культовых построек архитектора нанесло значительный ущерб облику города, обеднив его панораму и лишив важных высотных доминант. Кроме того, работы Тона в «русском стиле» служили средством русификации архитектурными средствами наиболее европейского из крупных городов России.

Церковь Божией Матери Шестаковской Шестаковского Вознесенского женского монастыря Тверской епархии.

/Старорусская ул.8 (угол Кирилловской ул.2)/

В 1887 г. в 70-верстах от Кашина на реке Сити близь Боженок возникла женская религиозная община, которая в 1906 г. была преобразована в обшежительный монастырь. В Столице на Песках для её подворья купчихой Бильдеевой А. И. участок, а котором была сооружена деревянная церковь. 28 декабря 1896 Иоанн Кронштадтский заложил здесь шатровый каменный храм в стиле XVII века, построенный по проекту Никонова Н. Н., имевший три придела и рассчитанный на 1500 человек.

В 1932 году купола храма были снесены и внутри сделаны межэтажные перекрытия. 5 марта 1993 года храм передан грузинской общине.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Чесменская)

(Улица Ленсовета, 12)

Церковь построена архитектором Юрием Матвеевичем (Георгом Фридрихом) Фельтеном в 1777—1780 годах честь победы русского флота под Чесмой над турками. Расположена на дороге, по которой Екатерина Великая следовала в свою любимую резиденцию в Царском селе. И, по преданию, в том месте, где она встретила посланника, везущего в столицу весть о победе.

Входила в комплекс зданий «Чесменской богадельни», явившемся образцом стиля неоготики.

Сегодня здесь вновь проводятся православные богослужения.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове .

(Каменностровский проспект, 83)

Построена в 1776—1778 годах по проекту Ю. М. Фельтена. Церковь очень нравилась императору Павлу Первому, и он иногда проводил в ней богослужения. При большевиках здание использовалось как спортивный зал военного санатория, по сей день занимающего дворец.

Церковь Пантелеймона целителя при доме призрения душевнобольных Императора Александра III / Фермское шоссе,36/

Церковь была заложена 12 июля 1870 года и освящена вместе с больницей в присутствии цесаревича с супругой 23 октября 1871 года. По словам Константина Тона её «прекрасные пропорции и изящные детали чрезвычайно способствуют привлекательности фасада». 26 февраля 1895 года рядом с церковью открыт бюст «Царю освободителю» работы А. Е. Баумана. В церкви ведутся богослужения.

Проект больницы для неизлечимых больных был разработан И. В. Штромом при участии известных психиатров О.А.Чернота и П.А.Дюкова. Своим учреждением больница обязана цесаревичу Александру Александровичу, который не только финансировал постройку, но ежегодно отпускал 20 тыс. рублей на её содержание. В результате чего больница стала медицинским учреждением «образцовым во всех отношениях, блистающим роскошью, простотой и комфортом»

Церковь Петра и Павла в Шуваловском парке /Шуваловский парк, 31/

Построена архитектором А. П. Брюлловым в 1831—1846 годах.

Церковь Покрова Богородицы у Политехнического института /Политехническая улица, 29/

Построена в 1913 году инженером И. В. Падлевским

Среди великолепного архитектурного наследия Северной Венеции особое место занимают церкви, соборы и монастыри, отличающиеся стилевым многообразием. Их посещение является традиционным пунктом любой экскурсионной программы.

Церкви и соборы Санкт-Петербурга — уникальные собрания шедевров зодчества разных эпох и стилей. Петропавловский, Исаакиевский, Смольный, Казанский соборы поразят величественностью мраморных и гранитных стен, головокружительной высотой колонн, живописными мозаичными иконами, выполненными по эскизам В. Васнецова, А. Рябушкина, Н. Харламова и других прославленных мастеров.

Отреставрированные православные церкви Санкт-Петербурга блистают великолепием как в прежние времена, передавая атмосферу прошлого так явно, что попадая в плен украшенных золотой росписью стен, совершенных ангельских силуэтов, сияния иконостасов, забываешь обо всем на свете, покоряясь силе божественной красоты.

Наш раздел, в котором представлена информация о храмах, соборах, церквях и монастырях Северной столицы, позволит Вам в этом убедиться.

В ходе экскурсии вы узнаете, что находилось в этом необычном здании сто лет назад и что находится сейчас, а также познакомитесь с историей его постройки, легендами и фактами. Изюминкой экскурсии станет посещение смотровой площадки на крыше, с которой открывается потрясающий вид на весь центр Санкт-Петербурга.

Такое важное событие как венчание требует тщательного планирования, анализа и сравнения различных вариантов. Важно месторасположение храма относительно ЗАГСа и мест, подходящих для фотосъемки, его размеры, интерьер и экстерьер, возможность проведения обряда и его стоимость. Подходящие по критериям храмы нужно посетить и пообщаться с батюшкой, который будет венчать. Ниже приведен перечень церквей Санкт-Петербурга, в которых новоиспеченные супруги могут обвенчаться.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии

Этот католический собор имеет запоминающуюся архитектуру и выполнен в виде латинского креста. Рядом с храмом раскинулся Польский сад, в котором после обряда можно провести свадебную фотосъемку. По всем вопросам относительно обряда и размера пожертвования следует обратиться к пастору.

  • Адрес: ул. 1-я Красноармейская, дом 11.
  • Телефон: 316 42 55

Церковь Исидора Юрьевского

Православный храм Исидора Юрьевского всегда привлекал внимание своей узнаваемой архитектурой и нарядными зелеными куполами. Этот впечатляюще величественный и красивый храм, выполненный в русско-византийском стиле, является одним из объектов культурного наследия России. Пожертвование храму за проведение обряда венчания составляет 4-5 тыс. рублей.

  • Адрес: пр-т Римского-Корсакова, 24/11
  • Телефон: 714 25 83

Свято-Троицкий собор

Многие годы считался одним из самых впечатляющих строений города и до сих пор является одним из красивейших храмов. Пять небесно-голубых куполов над белоснежными стенами, украшенными фризом и портиками, выглядят торжественно и величественно. Стоимость венчания здесь составляет 5500 рублей.

  • Измайловский проспект, 7а
  • Телефон: 310 74 02, 251 89 27

Николо-Богоявленский Морской Собор

Захватывающий дух своей красотой и величием, этот собор, расположенный на берегу Крюкова канала, относится к стилю русского барокко. Его богатый декор, золотые купола и колокольня с сияющим золоченым шпилем станут роскошным фоном для фотографий. Внутреннее убранство собора не уступает внешнему оформлению, но главное, что ценят прихожане – это икона Николая Чудотворца, датируемая XVII веком. Стоимость венчания в Николо-Богоявленском Морском Соборе составляет от 9000 рублей. Дополнительную информацию можно получить на сайте собора, по телефону и при личной беседе с батюшкой.

  • Адрес: Никольская площадь, 1/3
  • Телефон: 714 70 85, 8812 714-69-26, 8812 714-08-62

Храм Воскресения Христова

Этот храм, стоящий на берегу Обводного канала, самое приметное строение на всей набережной. Строгую, массивную постройку из красного кирпича с большими арочными окнами украшают маленькие декоративные купола и узорчатая ажурная колокольня. Венчание в этом храме обойдется в 2-3 тысячи рублей.

  • Адрес: набережная Обводного канала, 116
  • Телефон: 316 10 44, 316 0093

Лютеранская церковь Святого Михаила

Пары Санкт-Петербурга, принадлежащие к лютеранской вере, могут обвенчаться в церкви Святого Михаила. Это постройка, выполненная в псевдоготическом стиле, оформлена характерными остроконечными башнями и стрельчатыми окнами и облицована песчаником. Вопросы об обряде молодожены могут задать пастору.

  • Адрес: Средний проспект В.О., 18
  • Телефон: 812 323 33 17

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *