Часовни для отпевания

Отпевание является непременной частью православного погребения. О видах и стоимости отпевания – в статье Московского справочника ритуальных услуг.

Отпевание (последование мертвенное мирских дел, по Требнику) – так в православной традиции называется церковная служба, предшествующая непосредственно погребению. Отпевание, как правило, проводится в храме, и именно такой вид отпевания является «эталонным», так как служба проходит в намоленном месте под руководством священнослужителя, рукоположенного в сан в лоне Русской Православной Церкви.

Несмотря на то, что данный способ отпевания является безоговорочно одобряемым, в настоящее время, для удобства родственников, отпевания проводятся непосредственно при морге, в храме (часовне) на кладбище, в крематории либо заочно.

Отпевание и погребение совершаются на третий день после смерти человека. В расчет берется непосредственно день кончины, даже в случае, если смерть наступила за несколько часов до полуночи. Как правило, отпевание совершается в утренние часы, а погребение – до захода солнца.

Независимо от вида отпевания, необходимо предоставить священнослужителю медицинское свидетельство о смерти, где указана причина смерти (согласно православной традиции, людей, покончивших жизнь самоубийством, не отпевают). Кроме того, для отпевания необходимо приобрести в церковной лавке:

  • венчик,
  • погребальное покрывало,
  • лист с разрешительной молитвой,
  • нательный крест (если на покойном его не сохранилось),
  • малую икону (мужчинам — образ Спасителя, женщинам — образ Божией Матери) и крест в руки.

Отпевание в храме

Так как отпевание в храме является наиболее предпочтительным, остальные разновидности данного чина, так или иначе, повторяют ключевые моменты погребальной службы в храме.

При подготовке к отпеванию в храме гроб с телом ставят посреди церкви, обращенным лицом к алтарю, с четырех сторон зажигают свечи. Рядом с гробом, на столике, помещают кутью, посередине которой устанавливают горящую свечу. Перед началом отпевания покойного накрывают саваном, на лоб помещают венчик, руки складывают крестообразно на груди (правая поверх левой). В левую руку вкладывают крест, на грудь кладут подобающую икону (изображением к лицу покойного).

Присутствующие при отпевании родственники и друзья покойного держат в руках горящие свечи. После чтения разрешительной молитвы родные обходят гроб с телом, целуют икону на груди усопшего и венчик на лбу.

Как правило, отпевание проходит при открытом гробе. Однако, если тому препятствуют обстоятельства, присутствующие целуют крест на крышке гроба.

После прощания священнослужитель накрывает лицо покойного саваном и крестообразно посыпает землей закрытое тело со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». После этого гроб переворачивают лицом к выходу, закрывают крышкой и заколачивают. После этого под пение Трисвятого гроб ногами вперед выносят из храма и помещают в катафалк.

Необходимо заранее озаботиться заказом отпевания в храме. Помимо отпевания, желательно заказать сорокоуст об усопшем. Сорокоуст — это молитвенное поминовение в храме во время литургии в течение сорока дней подряд. По истечении 40 дней можно повторно заказать сорокоуст, либо более долгосрочное поминовение (в течение полугода или года).

Помимо отпевания и сорокоуста, родственники покойного могут оставить гроб с телом усопшего в церкви на ночь накануне дня похорон. В этом случае катафальный транспорт заказывают дважды. В первый день катафальный автобус перевозит тело усопшего из дома/морга в храм, а во второй день – из храма на кладбище. К примеру, похоронное предприятие ЗАО «Ритуал» регулярно организует похороны по православным канонам. В связи с этим стоимость катафальных перевозок является минимальной по Москве.

Отпевание при морге

Отпевание при морге проводится непосредственно после выноса гроба с телом в прощальный зал (возможно наличие отдельной комнаты для отпевания). Несмотря на востребованность данной услуги, отпевание в морге является скорее вынужденной мерой, когда отпевание в храме по каким-либо причинам невозможно.

В общих чертах чин отпевания при морге повторяет службу в храме. Однако родственникам покойного необходимо быть крайне осмотрительными и уточнить, в каком храме служит священник, проводящий отпевание при морге. После этого необходимо обратиться в храм, чтобы проверить эту информацию.

Дело в том, что в последние годы получили распространение случаи отпевания покойных священниками, не имеющими отношения к РПЦ (зачастую эти люди не являются священнослужителями или принадлежат к другому ответвлению христианской веры).

Отпевание на кладбище

Исторически кладбища в сельских и городских поселениях России располагались около церкви (погост). Именно поэтому на территории большинства старинных кладбищ либо в непосредственной близости от них располагаются храмы. Данная традиция была перенята и в строительстве новых кладбищ: обычно на самом кладбище либо во входной зоне располагается церковь или часовня, где проводятся отпевания и поминальные службы.

Как и в случае с отпеванием при морге, отпевание в часовне на крупном кладбище сокращено по времени. Случается так, что из-за загруженности кладбища в часовне/храме отпевают сразу нескольких усопших. Для заказа отпевания в храме или часовне на кладбище необходимо уточнить, в какие дни проводится отпевание, и предупредить священника о необходимости отпеть покойного в определенный день.

Отпевание в крематории

Кремация до сих пор является спорным вопросом в теме православного погребения. И хотя Русская Православная Церковь объявила, что кремация не противоречит православным ценностям, до сих пор большинство верующих предпочитают традиционное погребение гробом.

Тем не менее, отпевание в крематории – весьма востребованная услуга. Однако, как и в случае с отпеванием при морге, необходимо быть бдительными и проверить «квалификацию» священника еще до момента отпевания.

Заочное отпевание

Случается так, что тело покойного невозможно привезти в храм для отпевания. Это происходит, если человек скончался от инфекционной болезни, либо тело покойного утрачено, либо – не может быть перевезено (человек пропал без вести, погиб при стихийных бедствиях, похоронен за пределами России), либо – в случае срочной репатриации в другую страну или перезахоронении (при условии, что при первоначальном захоронении отпевание не совершалось).

В этом случае необходимо обратиться в храм для совершения заочного отпевания. Заказ заочного отпевания, тем не менее, не освобождает родственников покойного от поминания усопшего в молитвах. Необходимо помнить, что, несмотря на авторитетность слова священника, именно поминовение родственниками считается наиболее ценным для загробной жизни усопшего.

Стоимость отпевания

Русская Православная Церковь существует на пожертвования своих прихожан. Практика пожертвований не является обязательной, однако исторически сложилось так, что прихожане заботились о своем храме-приходе и приносили в церковь не только (и не столько) деньги, сколько продукты собственного изготовления: хлеб и вино для причастия, ткани для покровов, воск для свечей, масло для лампад. Более состоятельные прихожане жертвовали золото и серебро, заказывали для храма иконы, церковную утварь.

Данная традиция пожертвований сохранилась до сегодняшнего дня. Церковь не является государственным или муниципальным институтом, поэтому священнослужители в церкви не получают зарплату, их доход складывается из приношений верующих за требы – исполнение церковных таинств и обрядов: крещения, венчания и отпевания. Устанавливая средний размер пожертвований, церковь дает ориентиры для прихожан. Естественно, размер пожертвования может быть разным, в зависимости от финансового положения прихожанина.

Как правило, размер пожертвований различен для различных храмов: средняя сумма высчитывается исходя из того, сколько денег требуется на содержание храма.

Так, размер пожертвования за отпевание в московском храме обычно находится в пределах 2-7 тысяч рублей, при морге – 3500-4000 рублей, при крематории – порядка 4000 рублей, при заочном отпевании – 500-1500 рублей.

Вы можете задать интересующие вас вопросы, а также заказать организацию похорон по православным канонам, обратившись по круглосуточным телефонам (495) 642-28-83, (495) 642-28-84.

Церковь Святой Этельдреды (англ. St Etheldreda’s Church ) — церковь на территории Или-Плэйс в Холборне (Лондон), состоит из часовни и подземной усыпальницы.

Построена церковь во второй половине XIII века в честь Святой Этельдреды и является старейшей по времени постройки действующей католической церковью Англии. Вначале это была часовня, одна из частей подворья монастыря Или. После 1534 года в связи с запретом Католической церкви в Англии, часовня была закрыта, некоторое время крипта использовалась в качестве таверны. В 1620—1622 годах, несмотря на запрет, католические мессы проводились, так как часовня была передана Диего Сармиенто, графу Гондомару, послу Испании.

Во времена правления Оливера Кромвеля (1649—1660) была разрушена большая часть подворья и уничтожены сады, но часовня уцелела. Не пострадала она и от Великого Лондонского пожара 1666 года.

В 1772 году комплекс был продан сюрвейеру Чарльзу Коулу, который разобрал сооружения, а часовня была отреставрирована в Георгианском стиле. В 1820 году была открыта церковь для ирландцев, но вскоре закрыта. С 1829 по 1836 год в здании вновь проводились католические мессы, но позже здание храма было передано Епископальной церкви Уэльса.

Читайте так же:  Часовня михаила тверского в твери

В 1873 году здание было куплено католическим священником Уильямом Локхартом. Под его руководством церковь была перестроена в изначальном стиле. С тех пор и до настоящего времени в церкви проводятся службы и обряды (крещения, венчания, отпевания). В 1925 году зданию был присвен статус памятника. В 1941 году во время «Лондонского блица» немецкая бомба пробила крышу и уничтожила некоторые витражи.

В 1960-х годах в церкви были установлены статуи католических мучеников, пострадавших во время гонений при Генрихе VIII и Елизавете I. Среди них Эдмунд Дженнингс, Свитун Уэллс, Анна Лайн, Маргарет Уорд, Джон Форест, Эдвард Джонс, Джон Роуч, Джон Хафтон.

Отпеванием называется церковный обряд над телом усопшего, совершаемый перед погребением или кремацией на третий день после кончины. Смысл службы – в отпущении грехов покойного и его прощении Богом.

Отпевание – очень важный обряд в процессе захоронения: проводя его, священник помогает очистить душу умершего православного от всех его земных грехов, снять груз боли и всего того, что он хотел, но не успел сделать при жизни. Произнося молитвы, мы помогаем покойному справить с теми испытания, которые ждут его на пути к Богу. Но не стоит забывать, что отпускаются только те грехи, о которых усопший сам покаялся перед смертью.

При этом само по себе отпевание не является пропуском в рай – судьба покойного будет решаться на страшном суде, где по заслугам оценят его поступки при жизни. Церковь говорит, что пока душа усопшего не предстанет перед Господом на сороковой день, о ней надо молиться: считается, что молитвы помогают склонить чашу весов на суде в пользу умершего.

Молитвы об упокоении души умершего, пение церковного хора помогают родственникам легче пережить острую горечь утраты.

Если покойный был православным, службу отпевания проводит православный священник по канонам православной церкви. Обряд совершается на третий день после кончины, первым считается день смерти.

Как правило, обряд отпевания проводят в храме, но допускается и отпевание дома, в морге и даже заочное, если тело покойного по каким-то причинам нельзя доставить в церковь: от него ничего не осталось, далеко или дорого везти, тяжелое эмоциональное состояние родственников. Если в морге имеется православная часовня, как в «Риторг-Сервис», то отпевание там вполне возможно. Надо только быть внимательным, так как вне храма вполне можно натолкнуться на псевдо-священников.

Для проведения отпевания необходимо предоставить священнику свидетельство о смерти, а также подготовить нательный крест, венчик, иконку, покрывало, свечи.

Отпевание покойного обычно проводят на третий день после кончины. Гроб с телом вносят в храм, крышку гроба оставляют у входа. Тело накрывают саваном, на лоб усопшего кладется погребальный венчик, в руки, сложенные на груди, вкладывается свеча. Свечи также должны держать все, участвующие в церемонии, что символизирует победу жизни над смертью.

Священник читает разрешительную молитву, текст её желательно иметь всем прощающимся, чтобы молиться вместе – чем сильнее будет молитва, тем легче будет душе умершего в загробном мире. После молитвы родственники и близкие покойного могут подойти и проститься с покойным: поцеловать венчик и иконку на груди, сказать слова прощания, попросить прощения.

В конце священник, читая молитву, закрывает лицо покойного саваном и посыпает его тело освященной землей. Гроб заколачивают либо в храме, либо на кладбище непосредственно перед погребением, чтобы близкие могли проститься в последний раз.

Кого не отпевают

По уставу церкви не все допускаются к обряду поминовения и погребения. В первую очередь это относится к тем, кто сознательно отказался от Бога при жизни: атеистам и агностикам, не прошедшим таинство православного крещения, крещенным, но отрекшимся от веры, иноверным и инославным, относящимся к вере и церкви с враждой или насмешкой. Не отпевают и тех, кто сам при жизни запретил это делать – воля покойного обязательно соблюдается.

Не отпевают и самоубийц, а также тех, кто погиб при совершении преступления. Для самоубийц запрет объясняется тем, что жизнь – дар Бога, и только он решает, когда прекратить земной путь. Исключение может быть дано для душевнобольных, покончивших с собой в приступе помутнения рассудка: для этого надо подать прошение архиерею, приложив к нему медицинское заключение.

Запрещено отпевать в церкви и некрещенных младенцев, как и любого другого, кто не прошел это таинство. Крещенных младенцев отпевают по особому обряду, так как считается, что они еще не успели совершить грехов.

Отпевание при кремации

Церковь неоднозначно относится к кремации. Священнослужители не одобряют её, но православная церковь официально заявила, что сожжение тела не противоречит церковным канонам. На кремацию родственники покойного зачастую идут из-за дороговизны традиционного захоронения в земле, особенно в крупных городах, где не хватает мест на кладбищах – и сама кремация и последующий уход обходятся существенно дешевле. Учитывая сегодняшние реалии, церковь пошла навстречу верующим и отменила запрет отпевания при кремации – деяние не считается грешным. Но некоторые религии – иудеи, мусульмане – не разрешают отпевать при кремации.

Отпевают обычно в крематории перед сожжением – приносить урну с прахом в храм для отпевания не приветствуется. Надо также учитывать, что вмешательство в придаче тела земле считается нарушением традиций, поэтому вся ответственность возлагается на родственников и тех, кто принял это решение.

Организация отпевания

В нашем комплексе создана и освящена Часовня Вознесения Христова, в которой проводятся православные обряды с привлечением священнослужителей и певчих.

Возможна постановка гроба с телом в часовню на ночь с чтением псалтыри. Также возможно заказать отпевание при проведении панихиды в залах нашего ритуального комплекса и другие требы по православному чину.

Ритуальная служба «Риторг-Сервис» поможет вам организовать обряд отпевания в храмах и церквях Москвы и Подмосковья. Заказать отпевание можно по телефону +7 (495) 530-00-01 (круглосуточно).

Церковь не требует платы за отпевание – ритуал совершается по велению сердца и не может быть платным. Приветствуются добровольные посильные пожертвования, если они сделаны от чистого сердца – ваши деньги пойдут на благотворительность. Размер взноса зависит от храма и того, где и как проводится отпевание: в морге – дешевле, чем выезд священника на кладбище, меньше всего жертвовуют при заочном отпевании. Сейчас принято жертвовать 2-5 тысяч рублей.

Если у вас мало денег, не бойтесь обратиться в храм – священник не откажет в достойных проводах покойного в иной мир. Скорее, вас должны насторожить ценники – лучше поискать другой храм.

Отпевание усопшего — это обязательная процедура для православного человека. По церковным канонам после кончины душа покойного 40 дней проходит через мытарства. Чтобы облегчить путь души к Господу, необходима процедура отпевания. При этом считается, что богослужение не решает судьбу покойного в ином мире. Душа попадает в рай исключительно по мирским заслугам.

Чин погребения проводится в храме по-разному, в зависимости от ситуации. Существует шесть видов обряда:

  • для мирян (классическое отпевание усопшего);
  • для младенцев (до 7 лет);
  • монашеское (для монахов и иеромонахов);
  • для лиц в иерейском сане и епископов;
  • архиерейское;
  • отпевание на первую седмицу Пасхи.

Богослужение по духовным лицам отличается большей продолжительностью и торжественностью. Священников сначала облачают в обычную одежду, потом в священнические одеяния. Отпевание усопшего мирянина в церкви длится около получаса. Тело при этом облачают в одежду, в которой покойный будет погребен.

Если обряд приходится на Пасхальную Седмицу, то он совершается по-особому. Вместо печальных молитв звучат торжественные, радостные. В отдельные дни отпевание усопших не проводится, поэтому процедуру переносят. Это касается Рождества Христова и праздника Христова Воскресения.

Главная задача обряда — проводить умершего в иной мир, снять с него груз грехов, невыполненных обязательств. Духовно он освобождается от тлена и становится свободным.

Тело человека в православии считается храмом души, а земная жизнь рассматривается лишь как преддверие к вечной. Покойного называют усопшим, потому что считается, что в день второго Пришествия Христа мертвые вновь будут возвращены в тела. Их покрывают саваном, который символизирует чистоту жизни. Также он является олицетворением того, что покойный жил под покровом Церкви.

На лбу размещают бумажный венчик, который символизирует Небесный Венец. В правую руку покойного кладут крест, на грудь — икону Спасителя. Гроб с телом вносят в храм, здесь его располагают ногами к алтарю. По четырем сторонам зажигают свечи.

Читайте так же:  Крест на купол часовни

В день отпевания обычно совершается и погребение. Как правило, это третий день с момента смерти. При погребении в ногах умершего ставят крест. Совершается поминальная трапеза.

Отпевание усопшего совершается по традиции на третий день кончины. Если покойный преставился в понедельник, то днем чина погребения обычно становится среда, если в среду, то пятница. Важно помнить при отсчете девяти, а также сорока дней, что учитывается сам день кончины.

Однако реалии жизни могут препятствовать исполнению обряда в срок. Иногда тело покойного задерживают для анатомирования, что приводит к более позднему проведению всех процедур, включая погребение. Сложности могут быть также при перевозке тела из другого региона или страны, при поиске, если человек погиб в катастрофе или в результате стихийного бедствия. Отпевание усопшего может быть проведено в любой другой день, как только появится такая возможность. Можно сделать это непосредственно в храме, который находится рядом с кладбищем. В этом случае гроб не придется везти через весь город, и процесс можно будет завершить быстрее.

При совершении отпевания усопшего соблюдается определенная последовательность действий. Родственникам стоит подготовиться к тому, что придется провести время рядом с телом. Иногда близкие люди не видят умершего с момента, когда его увезли в морг, и впервые видят его уже в храме. Это приводит к нервным срывам, если человек морально не подготовился.

Отпевание умершего в церкви проводится с учетом воли покойного. Возможно, человек хотел, чтобы его отпевал конкретный священник или чтобы процедура прошла в определенном храме. Иногда люди просят не совершать над ними обрядов. Их воля принимается во внимание в первую очередь.

Отпевание усопшего возможно, если человек был крещеным. Церковь не допускает тех, кто не стал христианином при жизни. Исключение — младенцы, умершие до крещения. Причем чин отпевания для самых маленьких был разработан совсем недавно. До этого момента в случае смерти обряд был невозможен.

Чтобы заказать отпевание усопшего, нужно подготовить документы, в том числе свидетельство о смерти. Время проведения бронируют заранее. Это может сделать любой из родственников или наше городское бюро услуг. Все принадлежности для проведения ритуала доступны в церковной лавке.

При организации отпевания усопшего через нас некоторые аксессуары уже будут включены в заказ. Обычно родственникам остается только приобрести черные платки, свечи, подобрать подходящую одежду для посещения храма.

Отпевание усопшего можно провести в морге, если рядом с ним есть часовня. При этом иногда обряд выполняет священник, не имеющий канонического статуса. Желательно уточнить, относится ли конкретная часовня к какой-либо церковной епархии. Можно ли отпеть в определенном морге, стоит уточнить при посещении отделения.

Такой способ выбирают для удобства, а также в ситуации, когда церковное отпевание в храме сопряжено с определенными сложностями. Если часовни при учреждении нет, то иногда организуется обряд в специальном траурном зале, куда приезжает священник. Нужно заранее выбирать время проведения.

В некоторых случаях отпевание усопшего невозможно. Это запрещено церковным каноном. В такой ситуации похороны проходят без обряда. Отпевание не проводится:

  • Для самоубийц . Если человек покончил с собой, то это серьезный грех. Жизнь — дар Божий, а самоубийца не просто отказывается от этого дара, но и не имеет возможности принести покаяние. Поэтому близким, чей родственник совершил суицид, обычно отказывают в отпевании. Исключение могут сделать для душевнобольных людей, но и то не всегда.
  • Если человек не был крещеным . Чтобы рассчитывать на отпевание после кончины, человек должен сначала стать добровольным членом церкви.
  • Если усопший был иноверцем . Обычно для представителей другой религиозной конфессии есть специальные обряды, которые проводят согласно ее правилам.
  • Для богоборцев и людей, отрекшихся от Христа . Это люди, которые всю жизнь были против церкви. Вряд ли они согласились бы на проведение такого обряда добровольно.

Еще совсем недавно не отпевали также некрещеных младенцев, пока не был разработан особый чин. Это решило ряд серьезных проблем. Для верующих родителей крайне важно, чтобы умерший младенец получил шанс на спасение.

Отпевание усопшего можно провести заочно. Обычно этот способ выбирают в нескольких случаях:

  • если поблизости нет храма православной церкви;
  • когда человека успели похоронить без отпевания;
  • при гибели в катастрофе, ЧС, крушении самолета;
  • в боевых условиях.

Как заказать заочное отпевание усопшего? Для этого нужно обратиться в храм. Там объяснят, что нужно делать. Также можно заказать обряд через городское бюро услуг «Ритуал». Нужно уточнять заранее, сколько стоит обряд. Цена услуги определяется индивидуально. Стоимость может не сильно отличаться от очного отпевания, потому что процессы очень похожи.

При заочном отпевании усопшего в храм не вносят гроб. Священник читает молитвы, как и при классическом очном обряде. По окончании процедуры близким передают венчик, землю и специальную разрешительную молитву.

Желательно заказывать заочное отпевание усопшего до похорон. Тогда можно будет использовать по назначению венчик, бросить в могилу полученную от священника землю. Однако это не всегда возможно. Иногда тело не находят вообще. В этом случае рекомендуется сначала все равно провести отпевание, а потом символический процесс похорон (без останков).

Отпевание усопшего выполняет ту же функцию, что и обычная молитва. Однако в первом случае за почившего молится вся Церковь. Также при этом читается разрешительная молитва, которая снимает с покойного невыполненные обязательства, грехи. Простое «славословие» не имеет такой силы, хотя тоже облегчает путь души на небеса.

Если было проведено отпевание усопшего, то родственники могут заказать также сорокоуст. В этом случае о душе покойного будут молиться 40 дней. Разумеется, если человек не был отпет, ничего подобного провести нельзя. За самоубийц, некрещеных, богоборцев молиться можно келейно. Церковь идет навстречу родственникам людей, которые почили без покаяния.

Обряд помогает снять тяжесть грехов и невыполненных обещаний. Душа свободно покидает бренный мир и устремляется к свету. Пока она преодолевает мытарства, родственники могут молиться за покойного, ставить свечи в храме. Стоит заказать сорокоуст, хотя он и не считается обязательным.

Отпевание усопшего можно заказать в городском бюро услуг «Ритуал». Бюро основательно подходит к организации. Родственникам покойного не придется преодолевать себя и заниматься рутинными делами. Если случилось горе, стоит доверить ответственные дела экспертам. Ритуальные агенты подберут для обряда храм, позаботятся о том, чтобы было выбрано удобное для родственников время, согласуют все детали.

В рамках обсуждения проекта документа «О христианском погребении усопших» возникли вопросы об отпевании на дому. Насколько эта практика распространена сейчас? В чем разница ? отпеть покойного в храме или дома? В каких случаях допустимо домашнее отпевание? В нашем опросе – мнения священников из Москвы, Благовещенска, Ставрополя, Саранска и Губкина.

Игумен Силуан (Туманов), клирик Феодоровского кафедрального собора (г. Саранск):

? В этом вопросе, как и во многих других, теория вступает в противоречие со сложившейся практикой. Допустима она или нет, но во многих регионах, например в Мордовии и Нижегородской области, подавляющее большинство отпеваний сегодня совершается на дому. Эта практика укрепилась в советские годы, когда храмов было мало и светские власти препятствовали отпеванию.

С одной стороны, тексты отпевания не говорят об обязательности пребывания усопшего в храме. Они напоминают собравшимся у гроба родственникам о достойной жизни усопшего, обетованиях Христовых и всеобщем воскресении, с другой ? погребение как таинство перехода человека в жизнь вечную уместнее совершать в присутствии всей общины, в том храме, который регулярно посещал для молитвы усопший.

Лично я сторонник отпевания в храме ? разумнее и естественнее для христианина быть отпетым в храме, в котором он молился при жизни.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова:

? За всю историю служения в храме мученицы Татианы у меня не было случая, что б я отпевал на дому. Были случаи, когда отпевания приходилось совершать в «ритуальных залах» при больничных моргах, несколько раз ? в кладбищенских часовнях. Чаще всего это происходило из-за организационных и материальных трудностей, с которыми сталкивались родственники (например, из-за пробок в Москве, а также из-за того, что нет рядом с храмом парковок для катафалка). Приходилось вникать в эти подробности нашего быта и идти навстречу просьбам прихожан.

Формально, к сожалению, нет никаких запретов отпевания ни в этих залах, ни в часовне, ни даже на дому. Однако лучше совершать это богослужение в храме Божием ? в Москве, например, есть много храмов с парковками и недалеко от кладбищ. Этот вопрос, конечно же, надо прояснить в обсуждаемом проекте документа об отпевании.

Читайте так же:  Проект небольшой часовни

Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель храма святого апостола Иакова, брата Божия (г. Губкин):

? Отпевания на дому случаются достаточно часто, и для этого есть ряд причин. Одна из них – то, что у людей банально не хватает средств, чтобы привезти тело усопшего в храм, или нет такой возможности, например, если человек умер в селении, где нет храма, а везти его куда-то далеко по тем или иным причинам затруднительно. С этим священники сталкиваются часто, хотя, конечно, в более или менее крупных населенных пунктах на городских кладбищах есть храмы или часовни, где обычно и совершаются отпевания большинства умерших.

Конечно, в идеале отпевание должно совершаться в храме и, желательно, именно в том, прихожанином которого был умерший человек.

Отпевание на дому еще может быть связано с тем, что люди специально не хотят тратить время (хотя и средства есть). Это происходит от недостатка церковности. Когда умирают постоянные прихожане, никогда не возникает вопроса, где именно отпевать человека: только в храме.

Так как у нас нет критериев, по которым мы могли бы отказывать людям в церковном погребении (допустим, умерший человек никогда в храм не ходил, не исповедовался, не причащался, но по факту крещения является формально членом Церкви), мы не можем отказывать людям и в домашнем отпевании. Тем более, что для родственников умершего подчас служба погребения становится первой церковной службой, на которой они присутствуют.

Повторюсь, отпевание лучше совершать в храме, но тут уж как придется, а мы не можем упускать и такой возможности: священнику очень важно чувствовать ситуацию, найти правильные слова при общении с родственниками усопшего, чтобы вместе со словами соболезнованиями постараться расположить людей к необходимости для них самих церковной жизни.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора (г. Благовещенск):

? За все время, что я был городским священником, отпевать на дому пришлось лишь дважды: один раз ? по приглашению армянской диаспоры, а второй – в большой цыганской семье. То есть сегодня в крупных городах практически не провожают усопших на дому. На мой взгляд, это актуально лишь для сельской местности, где домашнее отпевание – либо часть деревенских традиций, либо просто нет поблизости церкви.

В городе же этот обряд совершается, в основном, в ритуальных залах при моргах или в храмах. Зачастую ритуальные залы становятся последним пристанищем покойных по причине невоцерковленности родственников. И это своего рода акт снисхождения Церкви к немощи соотечественников, которые испытывают влияние секулярного мира. А священники, по примеру древних апостолов, идут за церковную ограду, чтобы проповедовать слово Божие у тела усопшего.

Мне трудно понять священнослужителей, которые отказывают в христианском погребении крещеным православным христианам, которые были редкими гостями в храме. Уверен, в этом есть большая доля нашей священнической вины, что после Таинства крещения мы не смогли ни словом, ни личным примером убедить людей полюбить Бога и Его Церковь.

Священник Евгений Шишкин, клирик Андреевского архиерейского подворья (г. Ставрополь):

? Практика отпевания на дому допустима и оправданна, когда в населенном пункте нет храма или принесение тела усопшего в храм связано со значительными неудобствами. Классическим примером подобной ситуации является период гонений на Церковь. Собственно, отпевание на дому и закрепилось в русской приходской практике как раз в советский период, когда многие верующие стремились не привлекать внимание посторонних к своему участию в жизни Церкви.

В настоящее время обычай совершать отпевание на дому, как правило, сохраняется по инерции, причем по большей части в городах. Однако если приезд священника на погребение в отдаленный хутор, где все богослужения и так совершаются «на дому», выглядит вполне уместно, то в крупном городе необходимость такой практики вовсе не очевидна. Она диктуется, скорее, соображениями комфорта и потребительской психологией: отпевание воспринимается как своего рода «церковная услуга», получить которую «с доставкой на дом» будет значительно удобнее. Однако отпевание ? не услуга, предоставляемая священником, а совместная молитва тех, кто провожает в последний путь близкого человека. Именно поэтому оно должно происходить в храме.

Заметьте, какое удивительное единение в молитве наступает, когда вся община собирается у гроба людей церковных, глубоко верующих прихожан, которых все знали и любили при жизни. Если почивший был постоянным прихожанином какого-то храма, лучше его отпевать в той церкви, где он сам всегда молился; для остальных случаев в большинстве крупных городов есть кладбищенские храмы. Отпевание на дому должно совершаться при наличии каких-либо особых обстоятельств, в виде исключения.

Подготовила Ольга Богданова
специально для портала «Приходы»

«Вы, батюшки, совсем зажрались и обнаглели, вот что я хочу вам сказать…» — обращается к священнику один из прихожан.

На вопрос, что вызвало такую бурную реакцию, он поясняет, что присутствовал на отпевании в морге напротив храма. Несмотря на то что за обряд родственники заплатили, «священник» за десять минут что-то равнодушно-невнятное спел и махнул рукой: «Закрывайте гроб».

Таких случаев по всей стране тысячи чуть ли не в каждом регионе. О незаконном бизнесе «отпевал» и том, как не попасться на их крючок, — в материале РИА Новости.

Дополнительный заработок

«Вчера была на похоронах в другом городе. Священник приехал на кладбище сам и отпевал прямо перед гробом. И как-то очень быстро все прошло. Минут за двадцать неторопливого пения. Священника приглашали не из конкретного храма, а в морге просто дали телефон те, кто организовывал автобус и так далее», — рассказывает москвичка Лидия.

Громкая история произошла несколько лет назад в Санкт-Петербурге. Местное ГУВД раскрыло целую «банду в рясах», которая совершала отпевания в часовне при Елизаветинской больнице. По словам правоохранителей, ее участники представлялись священниками Московского патриархата. Хотя на самом деле часовня принадлежит религиозной организации «Российская апостольская православная церковь», которую в Санкт-Петербургской епархии назвали «раскольнической».

«Отпевалы», по данным ГУВД, ежемесячно выручали более полумиллиона рублей. Общая выручка составила свыше 40 миллионов.

«Через дорогу, при морге, действует шайка дельцов, совершающих незаконные и неблагодатные отпевания. К сожалению, не только в нашем морге, но и во многих других по всей стране. Такой, знаете, дополнительный бизнес администрации. Устраивают на «своей» территории часовню — и вперед», — рассказывает протоиерей Константин Пархоменко, настоятель Троицкого собора Санкт-Петербурга.

«Ряженые»

Проблема «недействительных» отпеваний очень волнует РПЦ.

«В совершении богослужений на кладбищах и в моргах, увы, нередко действуют заштатные клирики из других епархий, запрещенные клирики или даже самозванцы, не имеющие права совершать какие-либо священнодействия», — сетовал в прошлом году патриарх Кирилл.

Такие бродячие священники, как отмечают в РПЦ, являются либо раскольниками, либо запрещенными в служении, либо просто «ряжеными».

Настоящая война развязалась несколько лет назад в Нижегородской области. Местная епархия пожаловалась на регионального лидера в этой сфере бизнеса из-за листовок и щитов с рекламой «услуги отпевания». Комичности ситуации добавляло то, что некоторые из них соседствовали с плакатами, украшенными слоганом «Настройся на отдых!».

«Рекламируемые компанией чтение Псалтыри по усопшим и отпевание не являются ритуальными услугами. Чтение Псалтыри — это молитва. Многие приглашают чтеца, а сами удаляются. Но ведь усопшему нужна именно общая молитва его родных. Что касается отпевания, то это особое священнодействие, и совершаться оно должно по возможности в храме», — объяснял нижегородский священник Алексий Белецкий.

В итоге рекламный совет при Торгово-промышленной палате (ТПП) области рекомендовал местным СМИ перестать рекламировать отпевание. Вдобавок представители ТПП обнаружили, что установленная компанией цена за обряд существенно завышена.

Как разоблачить

Подобные проблемы в Церкви решают различными способами. В некоторых храмах можно увидеть таблички, предупреждающие об «отпевалах». Кроме того, в православной среде существуют «инструкции» по их разоблачению.

«Проверить именно священнослужителя можно, задав ему некоторые вопросы по ведению православной службы. Самозванцы почти всегда отпевание-то неправильно проводят, поэтому ответы на эти вопросы они точно не знают», — советуют на одном из православных форумов.

Например, можно задать «священнику» вопрос: «Во время литургии какие частицы вынимают из второй просфоры?» (Правильный ответ: «Вынимается одна частица — в честь Божией Матери»). Или можно попросить продолжить фразу «Благообразный Иосиф…». Если в ответ вы не услышите: «… с древа снем Пречистое Тело Твое», значит, это «самосвят».

«Сами не попадитесь на этот крючок и предупредите других. Очень грустно, что многие из людей, о ком думают, что они отпеты, на самом деле не отпеты», — предостерегает протоиерей Константин Пархоменко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *