Часовня на острове сите

Святая часовня – это придворцовая часовня на острове Сите в Париже , построенная в 13 веке по приказу Cвятого Людовика для хранения Тернового венца, фрагмента Истинного креста и других святых реликвий, приобретенных французским государем. Часовня и располагающаяся рядом Консьержри являются остатками древнего королевского дворца Сите, находившегося на месте нынешнего Дворца правосудия. Ближайшая станция метро – Сите (Cite). Часовня является одним из самых любимых памятников , посещаемых туристами в Париже.

октябрь — март: 9.00 — 17.00

апрель — сентябрь: 9.00 — 19.00

Не работает 1 января, 1 мая и 25 декабря

Взрослый билет — 10 евро

До 25 лет — 8 евро

Бесплатно до 18 лет

Бесплатно в первые воскресенья с ноября по март

Билет, совмещенный с посещением Консьержри — 15 (12) евро

Действует Paris Museum Pass

Метро: 4 линия остановка Сите (Cite)

Линии 1,7,11, 14 — остановка Шатле (Сhatelet)

RER B или C : станция Сен-Мишель (Saint-Michel)

Автобусы №№ 21, 24, 27, 38, 58, 81, 85, 96 и Balabus

Это была первая такого рода часовня – реликварий с элегантной и оригинальной архитектурой, заключающейся в значительной высоте и почти полным отсутствием в верхнем ярусе стен, замененных на огромные окна-витражи. Несмотря на изысканность интерьеров и сложность архитектуры часовня была построена всего за 7 лет. В интерьерах использованы скульптуры, картины, но особо драгоценны витражи – именно они представляют богатство Сент-Шапель. Во времена Французской революции святые реликвии из часовни были вынесены, в 1790 г. она была закрыта для служб и передана под заседания политического Клуба Сент-Шапель. В 1797 г. в часовне располагают архив Дворца правосудия. Лишь в 1836 г. под влиянием общественности власти решились на реставрацию часовни. Она продлилась 26 лет. В 1862 г. здание, ставшее эмблемой «пламенеющей готики», попало в список исторических памятников Франции. Однако необходимо подчеркнуть, что ввиду плачевного состояния, в котором здание оказалось к 19 в., и предпринятых тогда реставрационных работ, часовня, скорее, является памятником 19 в.

Король Франции Людовик IX (Святой Людовик) приказал построить Святую часовню при своем королевском дворце на острове Сите. Основное предназначение здания – служить хранилищем для святых реликвий, активно приобретаемых королем. В начале 13 века реликвии находились в Константинополе. Во время Четвертого крестового похода (1204 г.) Константинополь был осажден крестоносцами и позже разграблен ими. Западные рыцари разоряли не только дворцы, но и церкви. Таким образом, император только что созданной Латинской империи Балдуин VI завладел всем, что смог найти в византийском императорском дворце Буколеоне, в том числе Истинным крестом и Терновым венцом. Реликвии остались у Балдуина и были переданы его наследникам. В 1237 г. последний латинский император Константинополя Балдуин II в рамках своего евротура приехал во Францию, чтобы найти союзников и помощи для отпора болгарам, осаждающим Константинополь. В 1238 г. для финансирования своей империи он был вынужден заложить святые реликвии венецианскому торговцу; по договору реликвии должны были перейти в собственность купца по истечении 4 месяцев.

Св.Людовик был вряд ли склонен оказывать военную помощь Балдуину, но был очень заинтересован в покупке Тернового венца. После серии переговоров и проверки подлинности реликвии Венец был куплен за баснословные для того времени деньги – 135 тысяч ливров, что составляло почти половину годового королевского дохода (на строительство же часовни было потрачено 40 тысяч ливров). Реликвия отправилась во Францию в 1239 г. под присмотром доминиканских монахов. 10 августа 1239 г. кортеж был торжественно встречен в Вильнев-л’Аршевек (Шампань). Ему навстречу выдвинулась королевская семья. 18 августа Терновый венец прибыл в Париж, где был радостно встречен народом и священниками. На следующий день состоялась праздничная церемония возложения Венца в часовню Св.Николая во дворце Сите. Через два года, в 1241 г., король приобрел также часть Святого креста и семь других реликвий Страданий Христовых, таким образом сформировав «Святую коллекцию».

Святая коллекция времен Людовика IX состояла из 22 реликвий. Сейчас от них остались только 3: фрагмент креста, гвоздь и Терновый венец. Во время Французской революции их перевезли из Сент-Шапель в аббатство Сен-Дени, а в 1804 г. они возвращены архиепископу Парижа. В данный момент ценности хранятся в Сокровищнице собора Парижской Богоматери .

После приобретения Святых реликвий Людовик решил построить специальную часовню – настоящий реликварий – для хранения и поклонения им. Однако он вовсе не хотел строить часовню, которая стала бы местом паломничества христиан, т.к. в верхний ярус часовни, где предполагалось хранить реликвии, не было входа извне. Это новое здание появилось внутри дворца Сите, основной резиденции короля, и заняло место разрушенной для этой цели часовни Св.Николая. Выбор места был неслучаен: он подчеркивал тесную, священную связь между реликвиями и королевской короной, так же, как это делали византийские и германские правители во дворцах Буколеоне и Экс-ан-Шапели (Ахена). Имелась также и юридическая подоплека: именно на реликвиях вассалы приносили клятвы своим сеньорам. Часовня была соединена с дворцом галереей Мерсье, ведущей в личные покои короля. В часовне у короля был ораторий – ниша в южной части четвертого пролета. Первоначально в часовне не было стульев, присутствующие садились на каменные скамейки. Амвон был установлен позже между вторым и третьим пролетом. Часовня на самом деле состоит из двух – нижней часовни, предназначенной для слуг и придворных, и верхней – для короля и его семьи.

Точная дата начала строительства неизвестна. К работам приступили между осенью 1241 г. – датой прибытия реликвий в Париж – и маем 1244 г. – датой, когда впервые в папских бумагах упоминается факт строительства. В 1246 г. Святой Людовик учреждает коллегию из 5 каноников, которым поручается хранить реликвии, следить за витражами и вести службы в часовне. Официально часовня была освящена 25 апреля 1248 г.: папский легат верхний ярус посвятил Святому кресту, а архиепископ Буржский посвятил нижний ярус Деве Марии. На строительство ушло 4-6 лет, скорость работ свидетельствовала о финансовом благополучии государства. Святой Людовик был королем-строителем, по его указаниям были построены военные укрепления, гражданские здания и многочисленные религиозные учреждения. Известно, что он лично посещал стройки и контролировал их. Что касается архитектора Святой часовни, то имя его неизвестно. По одной из версий, это был Пьер де Монрёй, архитектор часовни Богородицы в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре и южной части собора Нотр-Дам в Париже. Другие называют Тома де Кормона, главного каменщика Амьенского собора (больше всего сходства в архитектуре Святой часовни находят с часовней Богородицы Амьенского собора).

Читайте так же:  Восьмиугольная часовня

Архитектурная программа сопровождалась символической программой, отразившейся в украшении верхнего яруса. Людовик имел особое влечение к культу Страстей Христовых, отразившееся, в частности, в проводимой им ежегодно в Святой четверг процедуре мытья ног бедным. Но Страсти Христовы неразрывно были связаны с Воскресением, изображенным на большой раке. Несмотря на мученические сцены под окнами, символизм и архитектура верхнего яруса выражают оптимизм посредством высоты, высокой стрелки, гармонии цвета и дематериализации пространства, в котором стекло заменило стены. Стрела стала новой Вавилонской башней, построенной в христианскую эпоху и не разрушившейся. Витражи действительно поражают; они составляют почти 620 квадратных метров застекленного пространства из 15 окон 15-метровой высоты и 4,5-метровой ширины с изображениями 1113 библейских сцен от Адама и Евы до Апокалипсиса. Колонны между пролетами представлены 12 апостолами, символически представляющими опору церкви.

Роза часовни – типичный представитель «пламенеющей готики», названной так по сходству с языками пламени. Она была выполнена в 15 веке и насчитывает 87 лепестков-ячеек.

При посещении Часовни Вы можете воспользоваться специальным приложением для гаджетов , которое расскажет о содержании сцен, изображенных на витражах.

Виртуальный визит Сент-Шапель

Sainte-Chapelle

В историческом центре Парижа, на острове Сите, находится один из прекраснейших памятников готического зодчества – часовня Сент-Шапель (Святая капелла), построенная в XIII веке по приказу Людовика IX. Она входит в грандиозный архитектурный ансамбль дворцового комплекса, главное здание которого до февраля 1358 г. было королевской резиденцией; после произошедшего в том году восстания оно стало именоваться Дворцом парламента, а позднее – Дворцом правосудия.

История

Часовня была необходима для достойного хранения и почитания особо ценных христианских святынь, многие из которых были вывезены из Константинополя во время крестовых походов. Другую часть реликвий Людовик IX приобрел у венецианских купцов, к которым они попали от латинского императора Балдуина II в качестве залога (в их числе были свидетельства Страстей Господних – Терновый венец, часть креста, на котором страдал распятый Иисус Христос, гвозди и наконечник пронзившего его копья).

Когда ларец с терновым венцом был доставлен во Францию, на расстоянии десятков километров от Парижа его встретил Людовик IX и босиком, в грубой рубахе, вместе со своим братом пошел во главе торжественной процессии, под приветствия ликующего народа. К имени этого монарха часто добавляли «Святой», так как он славился благочестием и в годы своего правления построил больше церквей и монастырей, нежели замков, а духовные порывы заставляли его лично таскать тачки с камнями на строительстве религиозных объектов.

Задуманную как реликварий часовню возвели довольно быстро (1242 – 48 г.г.), и она стала настоящим шедевром: ее великолепие поражало и восхищало современников и все последующие поколения. Из глубины веков до нас дошли интересные цифры: строительство двухуровневой капеллы потребовало огромных, по тем временам, затрат в сумме 40 тыс. ливров (графский замок тогда могли построить за 1,2 тыс. ливров), а сделка с купцами при выкупе реликвий обошлась в 135 тыс. ливров.

Сент-Шапель освятили в апреле 1248 г. в честь Святого Креста (верхний ярус) и Девы Марии (нижний ярус). С этого времени каждую Святую пятницу здесь торжественно выносили для поклонения Истинный Крест Господень. Французы верили, что реликвии чудесным образом оберегают короля и всю страну.

Святая капелла выстояла во время пожаров и наводнений, но в годы Великой французской революции (1789 – 99 г.г.) ее, как и многие другие объекты, связанные с монархизмом и религией, не обошла разрушительная ненависть восставших. В этот смутный период часовню неоднократно грабили и громили – она лишилась бесценных святынь и мебели; почти трехметровую раку из позолоченной меди и серебра вывезли на переплавку, внутри и снаружи здания многое было изуродовано.

Одни крушили, а другие спасали. Благодаря этому удалось сохранить органы (их разместили в церкви Сен-Жермен-л’Осерруа) и большую часть статуй (заслуга археолога А. Ленуара). Но некоторые украденные реликвии так и сгинули, а для тех, что удалось найти в круговороте исторических событий, определили иные места хранения.

Часовню, возраст которой приближается к восьми столетиям, несколько раз реставрировали. В частности, в XV веке на ней установили новый шпиль и заменили круглый витраж. В 1830 – 60-х г.г. проводили масштабные работы по восстановлению и нанесению новой росписи на стены, пострадавшие при наводнении в XVII веке, а также по воссозданию уничтоженного в революцию шпиля, реставрации самого здания и уцелевших витражей. Почему «уцелевших»? Да потому, что в 1803 г. в помещениях часовни разместился архив, а перед этим часть витражей была снята и продана или уничтожена. Уже в нынешнем веке реставраторы в течение нескольких лет кропотливо работали над семью витражами, на что было выделено €10,0 млн.

Читайте так же:  Что такое церковь собор часовня

Сент-Шапель включена в перечни национальных исторических памятников Франции и всемирного достояния ЮНЕСКО.

Архитектура здания

Пока не была возведена и освящена часовня в королевской резиденции, реликвии хранились в Святой капелле замка Сен-Жермен, которая в архитектурном плане стала прототипом для Сент-Шапель. Строительство возглавлял знаменитый зодчий – Пьер де Монтрёй, известный также по прозвищу «Пьер из Монтрейля». Считается, что в этом его произведении самым великолепным образом сошлись воедино религиозные представления о мироздании, инженерное дело, геометрия и многие ремёсла.

Согласно замыслу архитекторов, по форме часовня похожа на ларец, предназначенный для хранения религиозных святынь – реликварий, каковым, по сути, она и стала. Ее увенчивает изящный шпиль, взметнувшийся на 75 м, а по периметру крыши разместились злобные химеры, напоминающие тех, что глядят с высоты Собора Парижской Богоматери. Настоящие размеры часовни не потрясают воображение (в длину 35 м, в ширину 11 м), но архитектурные решения и ухищрения позволяют воспринимать это здание как большое и, одновременно, прозрачное, почти невесомое. Многие его элементы похожи на богатую вышивку.

Снаружи восхитительно смотрится сочетание легкости верхних конструкций с мощными контрфорсами и строгим фундаментом. Внутреннее пространство часовни зрительно увеличивается за счет нестандартного размера одного из пролетов: укоротив его на 35 см по сравнению с остальными, авторы проекта создали перспективу, в которой неф кажется длиннее, а окно (так называемая «роза») на западной стене – крупнее.

При строительстве большим новаторством стало использование металлических связей для удержания каменных блоков, хотя это и потребовало огромных затрат (железобетон появился спустя шесть столетий).

Нижний ярус часовни предназначался для придворных, гвардейцев, охранявших дворец, и прислуги. Своды в этой части капеллы невысоки (6,6 м) и здесь, казалось бы, должно быть мрачновато из-за нехватки света, но ее декоративное убранство столь многоцветно, что этого ощущения не возникает. Множество тонких колонн делят помещение на три части – центральный и боковые нефы, а также поддерживают своды, на которые опирается верхний ярус. Благодаря изяществу колонн и слепым аркадам вдоль стен, создается впечатление простора, небольшое пространство как бы расширяется.

Верхний ярус капеллы был отведен для хранения святынь (на специальном постаменте стояла богатейшая рака для них) и молений короля, его семьи и приближенных. Снизу туда можно было попасть по узкой лестнице, а из дворца – через наружную галерею, которая до нашего времени не сохранилась.

Установленные здесь мощные опоры не выглядят таковыми: их основательность скрывается за несколькими тончайшими колоннами, стоящими вплотную друг к другу. Каркас стен сконструировали таким образом, чтобы как можно больше пространства осталось для устройства окон. После установки витражей, общая площадь которых заняла более 600 м2, стало казаться, что стен вовсе не существует – они терялись на фоне потока света, лившегося внутрь капеллы через цветные окна, особенно в солнечные дни.

Что посмотреть в Сент-Шапель

При оформлении обоих ярусов часовни были проявлены большой вкус и фантазия. На выбор средств и способов обустройства интерьеров повлияли также разница в архитектуре помещений и их предназначении. Множество элементов декора привлекает внимание – то и дело хочется замедлить шаг, вглядеться и полюбоваться, узнать о них более подробно.

Нижний ярус

Окна здесь невелики, но они украшены витражами с повествованием о житии Девы Марии. Эта мозаика была изготовлена в XIX веке и сменила обычные стекла, которые вставили в XII веке после наводнения. В цветовой гамме этого яруса ведущие роли отданы золотой, красной и синей краскам. По всем стенам – декоративные арки, имеющие форму трилистника; в двенадцати медальонах изображены апостолы.

Колонны украшены росписью – лилии на лазурном фоне (королевская геральдика) и, чередуясь с ними, крепостные башни (в честь королевы-матери, Бланки Кастильской). Своды, цвета ночного неба, расписаны золотыми звездами и окаймлены золотым же орнаментом. На полу установлены плиты, отмечающие места упокоения каноников и хранителей церковной сокровищницы.

Верхний ярус

Верхняя – королевская – часть капеллы неповторима по красоте. Здесь только один неф, но его размеры впечатляют: высота 20,5 м, ширина 17,0 м. Благодаря огромным разноцветным витражам, помещение наполнено мерцанием, игрой и переливами света. А когда лучи солнца пронизывают все его пространство, этот эффект настолько силен, что рассказать об увиденном можно лишь с помощью поэтических сравнений и ярких эпитетов.

Кроме устройства великолепного освещения, посредством витражного искусства была решена еще более важная задача: обратившись к Ветхому и Новому заветам, показать историю человечества, начиная от Сотворения мира и заканчивая Апокалипсисом. Большая часть витражей, в которых воплотился этот грандиозный замысел, оригинальна, т.е. сохранилась с XIII века, другие – результат трудов реставраторов. Площадь витражей столь велика, что на них удалось разместить свыше тысячи сюжетов, знакомиться с которыми следует в определенном порядке – перемещаясь от северной стены по ходу часовой стрелки. Установленный в часовне экран помогает лучше рассмотреть библейские и религиозные сцены, понять их значение. Здесь есть и рассказ о том, как Людовик IX привез святыни в Париж.

Витражные окна сделаны разными по форме. На западной стене окно круглое и выглядит, как раскрывшаяся роза. Контуры ее многочисленных ярких лепестков напоминают языки огня, что делает понятным выражение «пламенеющая готика», часто употребляемое в рассказах о часовне. В восьми окнах имеется по четыре стрельчатые арки, а во всех прочих – по две арки. Цветосочетания тоже разнятся: «роза», выполненная в XV веке, более многоцветна, чем остальные 15 витражей, в мозаике которых преобладают красные и синие элементы, что тоже наводит на мысли о пламени.

Читайте так же:  Крест на купол часовни

Очень интересны опоры, разделяющие и поддерживающие витражи: каждая из них «собрана» из девяти тонких изящных колонн. В простенках установлены 12 статуй апостолов; часть из них – это оригиналы, считающиеся шедеврами скульптурной готики. Прежнее великолепие их росписи и утраченные скульптуры удалось воссоздать во время реставрационных работ.

По всему помещению второго яруса проходит высокий плинтус, а украшающие его аркады выполнены из мрамора столь искусно, что выглядят ажурными. Аркады прерываются большими нишами, две из которых когда-то предназначались для королевских особ. В этой части капеллы просто поражает количество больших и малых архитектурных и декоративных элементов, делающих ее прекрасной и величественной.

Побывав в Сент-Шапель, нельзя не восхищаться гениальностью средневековых зодчих, сумевших создать такой шедевр. Их талант позволил наполнить это здание теплом и радостью света Божьего, что на протяжении столетий вносит в души восторг и благоговение.

О доступе в часовню и к христианским святыням

Сент-Шапель открыта для посетителей ежедневно, за исключением праздников. Вносить туда металлические предметы запрещено – это контролируют дежурящие у входа жандармы. Если доведется побывать в Париже летом, можно не только осмотреть этот впечатляющий исторический и культурный памятник, но и побывать на одном из концертов классической музыки, которые часто проходят в здании часовни и имеют огромный успех у публики.

Реликвии, некогда хранившиеся в королевской часовне, уже более двухсот лет находятся в Соборе Нотр-Дам де Пари. Поклониться им можно в строго определенные дни, с учетом католического церковного календаря:
— Терновый венец выносят в 15-00 каждый месяц в 1-ю пятницу и в Великий пост каждую пятницу;
— частицу Креста Господня выносят с 10-00 до 17-00 в Страстную пятницу.

Взрослый: 8.50 €
Льготный: 6.50 €

Текст и фотографии — Yuna Lee

Адрес: 8 Boulevard du Palais, 75001 Париж

Как добраться: линия метро 4, станция Cite

Часы работы: январь-март — понедельник-воскресенье 9:00-17:00 / апрель-сентябрь — 9:00-19:00 / октябрь-декабрь — 9:00-17:00

Часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle)

Сент-Шапель — небольшая изящная часовня, расположенная на острове Сите к востоку от Нового моста. Первоначально это была часть старого королевского дворца, в котором короли Франции проживали до 1358 года, когда из соображений безопасности им пришлось перебраться в Лувр. Это единственная сохранившаяся часть дворца. Изящный шпиль высотой 74 м парит над массивным фасадом Дворца правосудия, который практически полностью загораживает часовню.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Часовня Сент-Шапель была сооружена по приказу Людовика IX в 1248 году, чтобы хранить здесь Терновый Венец Спасителя и частицы Креста Господня, которые король приобрел у императора Константинополя за колоссальную цену, намного превышавшую расходы по строительству Сент-Шапель. Хотя вряд ли реликвии можно считать подлинными, ныне они хранятся в соборе Нотр-Дам и выставляются каждый год в Страстную пятницу.

Часовня состоит из двух ярусов, нижний — для дворцовых слуг, тогда как придворные и члены королевской семьи пользовались верхним, поднимаясь туда по винтовой лестнице. Верхний ярус — один из лучших образцов архитектуры высокой готики, он славится витражами, занимающими практически все стены. На окнах — сюжеты из библейской истории, от Книги Бытия до Апокалипсиса. Своды опираются на изящные колонны, хрупкий вид которых противоречит их прочности. Когда солнце освещает красно-лиловые витражи, можно понять, почему часовню именовали «Шкатулкой с драгоценностями».

В 1242-1248 годах на парижском острове Сите по приказу короля Людовика IX была выстроена часовня Сен-Шапель. Здесь хранили самые почитаемые христианские святыни; некоторые из них были вывезены во Францию во время крестовых походов. Другие реликвии король купил у венецианских купцов: Терновый венец, гвозди, наконечник пронзившего Христа копья и часть креста, на котором он был распят.

Верхний ярус часовни в 1248 году освятили в честь Святого Креста, нижний — в честь Девы Марии. На каждую Святую пятницу для поклонения верующим выносили Истинный Крест Господень. В XV веке Сен-Шапель обрела новый шпиль, круглый витраж был заменён.

Во время Великой французской революции часовню несколько раз грабили, раку отправили на переплавку, здание обезобразили. Тем не менее, большая часть статуй и органы сохранились. Сен-Шапель реставрировали в 1830-1860-х годах. До окончания работ святыни хранились в Святой капелле замка Сен-Жермен.

Колонны на нижнем ярусе часовни украшает роспись: лилии на лазурном фоне и крепостные башни. На витражах изображены сцены из жизни Богоматери, выполненные в XIX веке. В 12 медальонах здесь установлены изображения апостолов.

Часовня Сен-Шапель включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО и в перечень национальных исторических памятников Франции. При её строительстве использование металлических связей для удержания каменных блоков стало новаторством: железобетон был изобретён только через шесть веков. Общая площадь витражей верхнего яруса превышает 600 м?, и проникающий сквозь них свет создаёт иллюзию практически полного отсутствия стен.

Сен-Шапель открыта каждый день с 09:30 до 17:00 зимой и до 18:00 летом. В первую пятницу каждого месяца и в каждую пятницу Великого поста в 15:00 в часовню выносят Терновый венец. В Страстную пятницу верующие могут поклониться частице Креста Господня с 10:00 до 17:00. Ближайшая к часовне станция метро — Cite. Неподалёку расположены Дворец правосудия и Собор Парижской Богоматери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *