Часовня у спаса на крови

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 февраля. /ТАСС/. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов опроверг информацию об обращении представителей Санкт-Петербургской Епархии о передаче в свое ведение ризницы Спаса на Крови. В действительности духовенство просит предоставить им помещение для хранения облачений, сообщил в субботу журналистам глава города.

«О передаче ризницы такого [обращения] не было. Было обращение секретаря петербургской Епархии отца Сергия о том, чтобы им выделили какое-то помещение для хранения облачения. Чтобы они могли переодеваться во время службы в храме Спас на Крови», — рассказал Беглов. По его словам, комитет имущественных отношений (КИО) рассмотрит это обращение 5 марта.

Спас на Крови входит в комплекс государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Храм является музеем, но по соглашению с Санкт-Петербургской Епархией, в нем регулярно проходят богослужения.

28 февраля ряд СМИ сообщили, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий попросил власти Петербурга передать в ведение РПЦ сам Спас на Крови. В свою очередь КИО сообщил, что комитет получал обращение от Санкт-Петербургской митрополии с просьбой передать не весь храм, а только ризницу (часовню) Спаса на Крови. В Санкт-Петербургской митрополии ТАСС также сообщили, что информация о заявке на передачу Спаса на Крови не является достоверной.

Позиция ГМП «Исаакиевский собор»

В ответе директора ГМП «Исаакиевский собор» Юрия Мудрова (направлен ранее в феврале и имеется в распоряжении ТАСС) на соответствующее письмо комитета имущественных отношений говорится, что «передача здания Ризницы — музея в ведение религиозной организации «Санкт — Петербургская Епархия РПЦ (Московский Патриархат)» представляется нецелесообразной по многим причинам». В этой связи отмечается, что Спас на Крови и Ризница — музей представляют собой комплекс «Храм — реквием Императору Александру II». С первых дней возведения этого мемориального сооружения в память императора за ризницей была закреплена функция музея, она использовалась исключительно для хранения даров и пожертвований и сохраняет это мемориальное значение по сей день.

В ответе Мудрова также указано, что изначально архитектором Парландом для клира, настоятеля и штата служителей были выстроены другие здания, входящие в храмовый комплекс: два двухэтажных и один одноэтажный флигель (1899 г., 1905-1907 гг.). «Один из этих двухэтажных флигелей, который находится в 50-метровой доступности от Спаса на Крови, сохранился до наших дней. Именно он и предназначался для нужд причта. Сегодня вышеуказанное здание по адресу: канал Грибоедова, д. 2а лит. А, выведено из публичного пространства (используется как хозяйственное здание) и могло бы служить для приходских целей», — говорится в тексте.

Читайте так же:  Венчальная часовня в хошино

Также в ответе отмечается, что в настоящее время в ризнице-музее готовится постоянная мемориальная экспозиция, посвященная императору Александру II.

О ризнице

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) и часовня-ризница во имя Иверской иконы Божией Матери составляют единый архитектурный ансамбль, созданный в память об Александре II. Здание часовни-ризницы, или часовни-музея, как ее называли в начале ХХ века, было построено Альфредом Парландом в 1906-1907 годах. 27 апреля 1908 года она была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским). С 1930-х годов здание ризницы стало использоваться не по назначению. Был полностью утрачен интерьер и некоторые элементы декора фасадов, вместо монограммы Иисуса Христа на куполе появился шпиль. В начале 1970-х годов храм Воскресения Христова (Спас на Крови) и Ризница-музей вошли в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здание было отреставрировано. В настоящее время в Ризнице-музее проходят выставки.

Фотографии

К архитектурному ансамблю Спаса-на-Крови относится часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери.

Концепция возведения

На нужды возведения святого собора в память о гибели императора Александра Второго осуществлялись денежные поступления, вся Россия сюда слала святые образы и иные церковные реликвии. Для хранения ценных вещей потребовалось специальное сооружение.

Часовня была возведена в 1907-м году также выдающимся Парландом. Через год ее освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

Архитектурное оформление

Ризницу отождествляют с “русским стилем” однако с примесью византийских мотивов. Здание — прямоугольное. Фасады отделывались зигерсдорфским кирпичом, как и храм. По схеме — это “восьмерик на четверике”. Купол имеет 16-тискатное ребристое покрытие.

Главный фасад смотрит на канал Грибоедова. Его колонки выполнены из эстляндского мрамора. Боковые стороны поддерживают столбы, в их углублениях видны глазурованные изразцы. Основной вход выделяют удвоенные колонны, над ним — кокошник-фронтон, по центру — икона из мозаики “Спас нерукотворный”. Наверху — окольцованная Христова монограмма.

История ризницы

Помимо икон здесь содержали каменные образцы от Голгофы, из пещер — Вифлеемской и Гефсиманской, в том числе, крест с частичками от Живоносного Гроба. Святое строение служило в качестве музейного здания, где можно было увидеть чертежи и эскизы, образцы камней и других материалов, которые использовали зодчие в отделке. Его посещали все желающие.

Поскольку в 30-е прошлого века ризница эксплуатировалась неподобным образом, интерьер и часть декора фасадов утратились. Навершием стал шпиль вместо христограммы. К счастью, во время реставрации здания в начале 70-х советской эпохи ее возродили там, где она и была изначально. Тогда Спас-на-Крови и ризницу официально объявили музеем державной значимости, который отдали в ведение Исаакиевского собора.

Читайте так же:  Веькмера часовня

За 4 года до конца прошлого столетия и тысячелетия пост-советские специалисты восстановили икону, выполненную из мозаики и украшающую венец ризничного входа. В 5-ом году нашего века возродили по крупицам архивных материалов венчающую купол хризму.

Экспозиционное пространство

В 2013 году в часовне-ризнице открыли Музей камня, 1-ая и главная часть которого посвящена одноименному герою-материалу, определившему его название и принимавшему активнейшее участие в строительстве и обустройстве Спаса и Исаакия.

Для всеобщего обозрения выставлен мрамор отечественного и итальянского происхождения, имеются тут наши яшмы и порфиры, серпентинит и малахит, а также прочие цветные поделочные камни. Вызывают неподдельный восторг у гостей выставки декоративно-прикладные изделия, выполненные из этих ценнейших ископаемых.

Следующая часть — янтарная. Никого не оставляют равнодушным 6 янтарных икон, а особенно модель Исаакиевского собора, выполненная в масштабе 1:200 из янтаря, дело золотых рук современного большого мастера Александра Крылова. Немалую ценность представляют изделия из Исаакия — печати с резьбой, плакетки и пресс-папье техники флорентийской мозаики.

Центр занимает реставрационный материал. Ценный декор Царских врат был подвергнут разрушению в советские 20-е. Для восстановления художником-экспертом Ларисой Соломниковой была разработана уникальнейшая методика. На выставке представлены исторические фрагменты и фотоматериалы, сделанные во время проведения этих работ.

В экспозиции имеются творения мозаичиста Игоря Лаврененко. Он провел огромнейшую работу по возрождению на фланкирующих столбиках Царских врат — изображений афонских святых. Здесь можно также увидеть возрожденные интерьеры наружных дверных полотен. Восстановлением входа с юго-запада занимался реставратор высшей категории Сергей Смирнов.

В целом, музей самобытен, и интересен и взрослым, и детям. К тому же, тут можно почерпнуть много информации из славной истории Храма Воскресения Христова и родного города.

Собор Воскресения Христова на Крови (храм Спаса на Крови), являющийся филиалом ГМП «Исаакиевский собор», может быть передан в ведение Русской православной церкви. О том, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий якобы обратился с соответствующим письмом в Смольный еще в октябре прошлого года, в соцсетях сообщил депутат петербургского Заксобрания Максим Резник. По данным парламентария, уже 5 марта в городском правительстве состоится посвященное этому вопросу совещание.

Читайте так же:  Часовни в хабаровски

При этом «Фонтанка.ру» со ссылкой на вице-губернатора Петербурга Владимира Кириллова сообщает, в Смольном действительно знают об обращении РПЦ. В то же время информацию о том, что на совещании 5 марта будет обсуждаться именно передача собора, господин Кириллов подтвердить не смог.

В ГМП «Исаакиевский собор» “Ъ-СПб”, в свою очередь, пояснили, что речь, скорее всего, идет не обо всем храме целиком, а о часовне — ризнице, которая в настоящий момент используется в качестве музейного объекта. «Такое обращение к нам действительно поступало еще в октябре прошлого года, наш ответ был отрицательным»,— уточнил “Ъ-СПб” официальный представитель ГМП.

В Часовне-музее Спаса на Крови откроется выставка «»Гимн солнечному камню». Янтарь. А. М. Крылов»

3 декабря 2020 года в Часовне-музее собора Воскресения Христова (Спас на Крови) открывается выставка «»Гимн солнечному камню». Янтарь. А. М. Крылов», на которой будут представлены художественные произведения, воплощенные мастером янтарного искусства Александром Крыловым.

Ключевая роль на выставке отведена янтарной модели Исаакиевского собора в масштабе 1:200, ставшей неотъемлемой частью центрального зала Часовни-музея. Важное место в экспозиции занимают большие храмовые иконы, среди которых Троица ветхозаветная, Спаситель на троне с предстоящими, святой благоверный великий князь Александр Невский, иконы Божьей Матери «Донская», «Иверская», «Владимирская», «Казанская», «Неувядаемый цвет» и другие.

Также на выставке представлены разнообразные по сюжетам и размерам пасхальные яйца, ларцы и шкатулки, кубки и вазы, мелкая пластика, настольные украшения, зеркало в резной янтарной раме и многое другое. Здесь же можно увидеть единственную в мире играющую янтарную скрипку. Изящный, украшенный резьбой и гравированным орнаментом музыкальный инструмент, действительно, звучит. Кроме того, отдельный раздел выставки посвящен воссозданию Янтарной комнаты – этим Александр Крымов занимался более 20 лет. Камеи и картуш – реплики элементов художественного убранства янтарных панно, а также макет уникального интерьера в масштабе 1:20.

Выставка продлится до 31 марта 2021 года.

  • Распечатать

Открытые данные Санкт?Петербурга

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Федеральное агентство по делам национальностей

Портал государственных услуг РФ

Законодательное собрание Санкт?Петербурга

Санкт?Петербургская избирательная комиссия

Государственный заказ Санкт?Петербурга

Официальный интернет-портал правовой информации

Общегородская база вакансий «Работа в России»

Геоинформационная система Санкт?Петербурга

Западный скоростной диаметр

Официальный городской туристический портал Санкт?Петербурга

Единый инвестиционный портал Санкт?Петербурга

Реестр Государственных информационных систем Санкт?Петербурга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *