Часовня в ельце у вознесенского собора

Вознесе?нский собо?р — главный православный храм города Ельца, кафедральный храм Елецкой епархии.

  • Закрыт — 1934
  • Возвращен — 1947

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Литература
  • 4 Виды Вознесенского собора
  • 5 Ссылки

На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Уже к концу XVIII века этот собор не мог вмещать всех желающих и явно не соответствовал потребностям растущего города. Мысль о постройке нового храма родилась у ельчан в 1800 году: ктитор Федор Сафрониевич Попов по настоянию прихожан поднял вопрос о необходимости строительства «обширного по размерам и красивого по архитектуре нового Соборного храма». Начался сбор пожертвований. Был составлен первый «архитекторский план и фасад на построение нового Собора» (1815). Первый проект собора был разработан в 1824 году. При Иване Герасимовиче Петрове — купце, избранном в 1841 году ктитором, проект храма в «византийском и частию итальянском стиле» выполнил харьковский губернский архитектор Фёдор Иванович Данилов (1810—1885), однако работу Данилова не одобрил Святейший Синод. Следующий проект, архитектора Орловской казенной палаты Брычкова, отклонили уже «прихожане и граждане». В мае 1842 года И. Г. Петров отправился в Москву и обратился к Константину Андреевичу Тону с просьбой «составить на Собор проект и смету». Вскоре последовало согласование проекта и сметы со Святейшим Синодом, Строительным комитетом, Губернской строительной комиссией и Елецкой городской думой. 22 августа 1845 года состоялась закладка храма. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Осипович Вальпреди. Строительство заняло 44 года. В конце строительства к контролю подключился Александр Степанович Каминский; он также спроектировал иконостас собора.

Колокольня, запроектированная на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, осталась недостроенной. Не выполнены ажурные крыльца над северным и южным входами, не полностью была закончена роспись стен, которую осуществляли А. И. Корзухин и К. В. Лебедев.

22 августа 1889 года освящение собора совершил епископ Орловский и Севский Мисаил.

Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской — «каждая капля драгоценного металла должна быть учтена!» Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм. Вновь собор был открыт в 1947 году. В 1954—1958 годах его настоятелем был иеромонах Сергий (Петров), в 1958—1981 — архимандрит Исаакий (Виноградов).

Кафедральный собор Вознесения Господня имеет древнюю историю, знаменитейших авторов и необыкновенную красоту.

2. На этом месте находился соборный храм, который к концу XIII века уже не мог вмещать всех желающих. И в 1800 году ельчанами было принято решение о строительстве нового храма. Долгие годы собирали они пожертвования на строительство. 22 августа 1845 года состоялась торжественная закладка храма. Собралось множество народа, во всех елецких церквях раздавался звон-благовест.

Проект храма разработал русский архитектор Константин Андреевич Тон, автор Большого Кремлёвского дворца, Храма Христа Спасителя, Оружейной палаты Московского Кремля, Екатерининского Собора в Царском Селе.

Читайте так же:  Часовня в честь преображения господня

Для строительства потребовалось более 10 млн. штук кирпича. Был выстроен собственный кирпичный завод. Каждый житель города по дороге на работу должен был приносить к храму хотя бы один кирпичик. А для водоснабжения стройки на берегу реки Сосны была сооружена водоподъёмная машина — насосная станция с конным приводом.

Строительство шло 44 года. И 22 августа 1889 года собор был освящён епископом Орловским и Севским Мисаилом. На торжество было разослано 3 000 пригласительных билетов. Храм не смог вместить всех желающих, народ заполонил всю площадь перед храмом. Ведь стройка была народной.

Высота храма 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра.

3. Были смонтированы огромные железные двери общим весом 8,4 тонны.

4. В 1888 году из флорентийской мозаики был выложен пол храма, о чём свидетельствует цифра «1888», вплетённая в орнамент.

5. Уникальный трёхъярусный иконостас из золочёного резного дерева был спроектирован русским архитектором Александром Степановичем Каминским, автором первого здания Третьяковской галереи, семейного архитектора рода Третьяковых и ученика К.А.Тона.

6. Собор является огромной художественной экспозицией, только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей. Начинал расписывать храм известный художник-передвижник Алексей Иванович Корзухин, академик Императорской Академии художеств, один из лучших жанровых живописцев. Но заказчику он не угодил, и заканчивал роспись Клавдий Васильевич Лебедев, также художник-передвижник, профессор Академии Художеств, русский исторический и церковный живописец.

7. Кстати, на территории собора находится самая знаменитая каменная часовня Ельца. Когда-то здесь был просто холмик и крест над братской могилой ельчан, погибших в битве с войсками Тамерлана в 1395 году. Но стараниями елецких купцов здесь появилась часовня.

Случилось это в 1395 году. Полчища Тамерлана вторглись в южные пределы Руси. В середине августа он вышел к Ельцу и приступил к его осаде. Торопясь использовать летнее время для похода на Рязань, Москву, Смоленск и другие города, Тамерлан потребовал незамедлительной сдачи Ельца на милость победителя. Но ельчане ответили, что они до последнего человека будут защищать свой город. Началось сражение, подобно которому по неравенству сил, вероломству и жестокости со стороны захватчиков и мужеству защитников города, не знала история.

В течение нескольких дней ельчане спешно отражали атаки штурмующих войск. Но таяли силы защитников, всё труднее становилось бороться с возникающими пожарами. Не взяв города с ходу, враги применили большое количество метательных машин, таранов и других приспособлений. Лишившись возможности пограбить город, нападавшие забросали его стрелами с горящей паклей. Наконец, ценою огромных усилий и больших потерь, Тамерлану удалось ворваться в город, где с новой силой разгорелось сражение. На его улицах под ударами сабель падали последние защитники и жители. Начавшийся пожар довершил дело. От города осталось огромное смрадное пепелище. Так трагически закончилась двухнедельная героическая оборона Ельца от многочисленных войск Тамерлана.

Читайте так же:  Часовня усыпальница святополк-мирских

8. Некрополь на территории собора.

Да, кстати, весь проект постройки собора осуществлён не был. Была запроектирована колоссальная колокольня, на 7 метров выше креста главного купола, и ажурные крылечки. В последнее время идут дискуссии по поводу завершения проекта знаменитого архитектора. То есть постройки колокольни. У этой идеи есть как приверженцы, так и противники. Кто победит? Поживём — увидим.

Часовня в память жертв Тамерлана

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид
  • Статьи (3)
  • Комментарии (0)

Часовня во имя Вознесения Господня, святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского над могилой ельчан, погибших в битве с Тамерланом в 1395 г. Первое документальное упоминание о часовне в память павших ельчан, как размещавшейся на этом месте и принадлежащей Никольской богадельне, относится к 1691 г.: «Богадельня Никольская. Едуча от Донковских ворот по дороге к Ливенским воротам на правой стороне подле государева кружечного двора, а у той богадельни часовня. А часовня строена государевым жалованьем. А в той часовне образы . строение богадельницких нищих, а по скаске под тое богадельней в елецкое разорение было кладбище». Эта запись в писцовой книге подтверждает, что часовня была выстроена над братской могилой ельчан, но упоминается здесь, скорее всего, разорение Ельца гетманом Конашевичем-Сагайдачным, сжёгшим город и убившим всех его защитников в 1618 г., в то время как военный гарнизон выступил из Ельца в Калугу для защиты её от литовских войск. Поскольку Елец как город не существовал с 1414 г. до своего нового строительства в 1591 г., маловероятно, чтобы на запустевших местах могла в течение почти двух веков сохраняться память о захоронении ельчан, погибших в 1395 г. Существующая ныне возле Вознесенского собора самая знаменитая каменная часовня Ельца построена 23 июля 1801 г. старанием Анисима Родионовича Лопухина на месте холма над братской могилой, на которой стоял дубовый крест, помещённый в XVII в. в деревянную часовню. Внутри часовни на стене надпись: «Божию милостию сия часовня вхожия Вознесения Господня и Чудотворца Николая и Димитрия Ростовского, построена над посечёнными христианами, от безбожнаго царя Тимир Аксака. Собраны и положены в труп. И для того сей Честный Крест сооружён древних лет, а отстроена старанием Анисима Родионова сына Лапухина 1801 году месяца июля 23 дня». В середине XIX в. при устройстве фундаментов Вознесенского собора было вынуто огромное количества грунта, который не вывозился с Красной площади, а был отсыпан здесь же, вокруг нового собора, в результате чего часовня оказалась наполовину засыпанной, поэтому для входа в неё были сделаны ступени вниз и металлический навес-сень.

К началу XX в. здание часовни сильно обветшало и требовало серьёзного ремонта — тесовая кровля пришла в негодность, возникла необходимость переделать ступени и вход. В начале 1903 г. елецкий купец Иван Сергеевич Лопухин, «проживающий по улице Мало-Дворянской», изъявил желание привести часовню в порядок и представил проект реставрации4. Вопрос был рассмотрен Императорской Археологической комиссией 13 мая 1903 г., а 25 июля т. г. Елецкое полицейское управление сообщило Лопухину, что Департамент общих дел МВД «по сношению с обер-прокурором Святейшего Синода и Императорской Археологической комиссией» разрешил реставрацию часовни на собственные средства просителя по проекту А. Шестерикова, одобренному Строительным отделением Орловского губернского правления. В ходе реставрации стены часовни были вновь оштукатурены и побелены; крыша, главка на ней и крест сделаны новые и окрашены. Вход в часовню также устроен заново — со ступенями из веневского известняка, над входом — кованый навес с такими же решётками по бокам. Внутри часовня оштукатурена, «кроме тех мест, где были священные изображения в кругах. На восточной стороне — святители, без надписания имен, числом 4, а на западе . великомученицы Параскевы со крестом, а сбоку . св. Иоанна Воина, с другой стороны в великомученицы, изображения святых. а над всеми этими изображениями Нерукотворный образ. Отдельно . св. Николай Чудотворец. На стороне северной стены против входа наверху надпись, соответствующая цели назначения часовни. Под надписью вбиты в стену 2 больших гвоздя, коими прикрепляется к стене недавно найденный св. крест, деревянный, ветхий. Длина креста» — четыре с половиною аршина, ширина два аршина пять с половиною вершков, верхняя доска креста, где надпись IНЦI, — длина тринадцать вершков, ширина — семь с четвертью вершка, изображение Спасителя — ростом в два аршина шесть с половиною вершков, в изображении рук Спасителя — один аршин 15 вершков. Размер нижней доски — длина 1 аршин, ширина 8 вершков. «. Крест и изображение на нём оставили в первозданном виде. В советское время часовня постепенно вновь пришла в ветхое состояние. Решением Липецкого облисполкома № 874 от 2 ноября 1971 г. она была поставлена под охрану как памятник истории и культуры. В 1984 г. главка часовни с крестом, разрушенная в 1930-е годы, была восстановлена по сохранившимся фотографиям.

Читайте так же:  Виртуальная часовня георгия победоносца

Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии. Елец. — Липецк: Липецкой областное краеведческое общество, 2006.

Рядом с Вознесенским собором за оградой с его северной стороны расположена часовня над братской могилой ельчан, погибших в борьбе с полчищами Тамерлана в 1395 г. На стене часовни сделана надпись: «Божиею милостию сия часовня построена над посеченными христианы от безбожнаго царя Темир-аксака, собраны в груп и для того сей честный крест водружен древних лет, а состроена старанием Онисима Родионова, сына Лопухина 1801 года месяца июля 23 дня».

Часовня выполнена в форме, напоминающей древнерусский шлем, символ геройства, мужества и несгибаемой воли непокоренных жителей Ельца. Почти квадратное в плане здание заглублено на три четверти своей высоты в землю. Вниз ведёт прямая одномаршевая лестница с крылечком и навесом над ним, с большой площадкой перед входом. Памятник дошёл до наших дней без существенных переделок, он лишь неоднократно капитально ремонтировался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *