Часовня в воронеже

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Третья по счету часовня выросла в центре Воронежа в последнее десятилетие XIX века. По ходатайству торговцев Толкучего рынка городская дума в августе 1893 года выделила земельный участок на Староконной площади рядом с водонапорной башней. Весной 1894 года строительство деревянной часовни уже велось, но не по утвержденному проекту, а меньших размеров, поскольку торговцы считали ее временной и вели сбор средств на каменное здание.

Городской архитектор A.M. Баранов, который, очевидно, был автором первоначального проекта, предложил сделать чертежи с натуры и вновь утвердить их. Работы шли своим ходом. В ноябре 1900 года часовню осматривал губернский архитектор А.А. Кюи, отметивший, что в ее подвале устроены жилые помещения. Он предложил сломать деревянное обложенное кирпичом здание и перестроить его в каменное. Не берусь утверждать, была ли эта рекомендация выполнена, и когда именно.

Особого причта и здесь не полагалось, часовню приписали к Алексеевскому Акатову монастырю. Монахи проводили службу по просьбам торговцев находившейся поблизости толкучки. Торговый люд щедро жертвовал на содержание часовни деньги, на ее украшение — иконы. Две из них выделялись особо: список чудотворной иконы Божией Матери Троеручицы в богато украшенном окладе и образ Смоленской Божией Матери, именуемой Одигитрией. Эта икона и дала название часовне, которая называлась Одигитриевской.

Первое решение о закрытии часовни вынесла, как ни странно, городская управа. Вот как, по словам бывшего гласного думы, журналиста и краеведа Всеволода Веселовского (1927), обстояло дело: «В положении часовни стало обнаруживаться много нехороших сторон. Заведовавшие часовней самовольно стали расширять ее против разрешенных размеров, делая это украдкой, замаскировывая работу разными фокусами; через пять лет вместо 115 кв. аршин часовня заняла 390 кв. аршин. Внутри часовни ей придан был вид церкви с иконостасом. Снаружи были повешены колокола. А главное — началась работа под часовней, под землей. Под землей были вырыты помещения, далеко выступавшие за пределы площади, занимаемой часовней, устроены были печи, а затем пошли уже слухи, что вечерами и ночами подземелья часовни служат притоном темного люда и еще хуже. Образована была комиссия для обследования дела, в которой был и пишущий эти строки; комиссия подтвердила в докладе думе справедливость нареканий и дума постановила — убрать часовню. Дело затянулось перепиской и препирательством с духовным ведомством надолго».

Читайте так же:  Часовни для отпевания

Подобную аргументацию мы находим и в решении горисполкома от 9 марта 1925 года: «Ввиду того, что Одигитриевская часовня обслуживает незначительное число верующих, что последние используют ее не по назначению (для склада своих товаров, продаваемых ими на той же площади) и принимая во внимание, что вблизи находится другая церковь, вполне достаточная для удовлетворения религиозных чувств верующих, — признать необходимым указанную часовню закрыть, для чего поручить Административному отделу расторгнуть договор с верующими, а здание часовни, как затрудняющее движение на торговой площади и по его ветхости и устройству не могущее быть использованным для других целей, — снести».

Спустя две недели власти вернулись к проблеме часовни: жалоба верующих отклонена, прежнее решение оставлено в силе. Вскоре часовня была сломана. Судя по фотографиям, она стояла на том месте, где сейчас находится Театр оперы и балета. Конечно, была у этого решения Советской власти идеологическая подоплека (в 1923 году в часовне служил активный борец с обновленчеством епископ Бутурлиновский Митрофан (Поликарпов; +1934), но, наверное, имелись и общие резоны с городской думой. Площадь в это время еще не носила сегодняшнего (правильнее было бы сказать: вчерашнего) имени, все приходские церкви в 1925 году действовали, компания по их уничтожению началась чуть позже, к концу 1920-х годов.

С использованием материалов из книги «Храмы Воронежа», автор Акиньшин А.Н., издательство «Кварта».

Комментарии и обсуждение

Местоположение не верное, у Акиньшина ошибка, которую некоторые краеведы продолжают тиражировать — часовня стояла между соляными амбарами и водонапорной башней Кряжова на самой Староконной площади — напротив северной аллеи Кольцовского сквера.

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Часовня Бориса и Глеба расположена в бывшем селе (ныне — микрорайон) Шилово Советского района Воронежа. Храм-часовня во имя князей-мучеников Бориса и Глеба построен по проекту архитектора А.Г. Федорца и находится на территории воинской части Министерства по чрезвычайным ситуациям. Освящен митрополитом Мефодием 20 октября 2000 года, у ее подножья — два памятных гранитных камня. Строительство велось чуть больше года. Самостоятельного штата часовня не имеет. 25 октября 2009 года Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в сослужении духовенства совершил освящение креста для храма.

Читайте так же:  Часовня матушки ксении

памятник архитектуры (региональный)

Православный храм
Спасская церковь
Церковь Спаса Нерукотворного Образа
51°39?16? с. ш. 39°12?19? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Воронеж, ул. Фрунзе, 16б
Конфессия Православие
Епархия Воронежская
Благочиние Никольское благочиние
Архитектурный стиль барокко, русский стиль
Первое упоминание 1741 год
Дата основания 1744 год
Приделы Николая Чудотворца,
Смоленской иконы Божией Матери
Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 361410179510005 (ЕГРОКН ). Объект № 3600087000 (БД Викигида)
Состояние действующая
Медиафайлы на Викискладе

Церковь Спаса Нерукотворного Образа — православный храм в Воронеже. Относится к Воронежской епархии.

Здание храма состоит из частей, построенных в различное время. Объёмы середины XVIII века выполнены в формах барокко. Пристройки XIX века выдержаны в формах «тоновской» архитектуры, стилизующей древнерусские формы. Храм увенчан двумя куполами: над главным приделом — высотой 23,53 м и над колокольней — высотой 28,8 м.

Решением облисполкома № 246 от 21.04.1983 церковь состоит на учёте как памятник архитектуры и является объектом культурного наследия областного значения. [1]

Первое упоминание о находящейся в «воронежском кремле» церкви относится к 1676 году. Именовалась она тогда «Преображения Господа нашего Иисуса Христа». Архимандрит Димитрий (Самбикин) считал, что Спасская церковь выстроена вместо неё. По другой версии, Преображенская церковь уже в ту пору называлась Спасской. Об этом отмечено в статье о храме в «Воронежской старине» издания Воронежского Церковного Историко-Археологического Комитета за 1905 год. Церковь также упоминается в Переписной книге Воронежского уезда 1678 года:

Церковь Преображения Господа нашего Иисуса Христа да придел великого чудотворца Николая. А у церкви во дворе поп Артемей Тимофеев, у него же попа живет на купленном месте портной мастер Дмитрейко Родионов.

В 1741 году священник Михаил Феоктистов обратился к епископу Иоакиму с просьбой разрешить построить «наместо обветшавшей деревянной церкви всемилостивого Спаса каменную во имя же всемилостивого Спаса». Спустя год прихожанами начался сбор «храмосозидательных» средств на строительство новой каменной церкви и в 1744 году благословением нового иерарха, Феофилакта, был заложен первый камень. Работы шли неспешно, и 11 ноября 1750 года епископ освятил придел во имя святого Николая Чудотворца. Сама же церковь Спаса Нерукотворного Образа была завершена в 1755 году. [2] Немного позже в церкви был возведен ещё один придел — во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Читайте так же:  Маленький храм часовня

В XIX веке храм пришлось несколько раз перестраивать. В 1841 году была расширена трапезная с алтарями, переделаны её своды. В 1851 году был выстроен новый главный алтарь. В 1854 году в старой колокольне обнаружились опасные трещины, угрожавшие обвалом. Работы по переустройству были поручены военному инженеру Егору Харитоновичу Гиацинтову [3] , предложившему возвести заново четырёхъярусную колокольню и вынести приделы из трапезной к главному алтарю. Его проект, после доработки в строительном ведомстве в Москве, был утвержден самим императором Александром II в 1857 году. Церковь была перестроена, но не полностью: колокольня была снижена и в итоге оказалась двухъярусной. По обе стороны её первого яруса пристроили караулку и кладовую, при входе — паперть. Позднее вокруг церкви была возведена ограда, в 1880 году установлены новые иконостасы. В конце XIX века, на деньги местных купцов, рядом с церковью была построена небольшая каменная богадельня. Была открыта приходская школа грамоты. В начале XX века приход церкви насчитывал более сотни дворов.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, здание использовалось как хранилище документов госархива и только в конце 1993 года Спасская церковь была возвращена епархии. 19 ноября 1995 года в храме состоялась первая служба. В июле 1997 года, во время земляных работ, на территории церкви были обнаружены останки жертв красного террора. В настоящее время продолжается возрождение храма, восстанавливается иконостас, обустроен придел во имя Смоленской иконы Божией Матери. При храме действуют воскресная и музыкальная школы, православная библиотека. [4]

    Дополнительные фотоматериалы с Викисклада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *