Чин освящения часовни архиереем

Содержание

Аннотация

Справочник «Обряды Православной Церкви» поможет верующим восполнить недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека. В первой части книги – «Православный храм» – были помещены сведения о внешнем и внутреннем устройстве храма, обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Во второй части книги – «Таинства Православной Церкви» – рассказывалось об установлении Таинств, историческом развитии их чинопоследований, о месте, времени и порядке их совершения, а также давались практические рекомендации христианам, готовящимся к участию в том или ином Таинстве.

Из данного выпуска – «Обряды Православной Церкви» – читатель узнает о молебных пениях на разные случаи жизни, о смысле и целях водоосвящения, об обрядах, сопровождающих закладку и освящение храмового здания, обо всем, что связано со смертью и погребением христианина, а также о видах заупокойного богослужения и о других обрядах. Справочник снабжен подробным предметным указателем.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника: «Православные посты и праздники», «Священное Писание и Священное предание», «Иконопись», «Богослужение Православной Церкви» и другими.

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

Источник: Справочник православного человека / [ред.-сост. Пономарев В.]. — Москва : Даниловский благовестник, 2006-. / Ч. 3: Обряды Православной Церкви. — 2008. — 173 с. ISBN 978-5-89101-266-0

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Официальный портал Пермской митрополии
по благословению
митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия

  • Главная
  • Архипастырь
    • Биография
    • Проповеди
  • Митрополия
    • Пермская епархия
    • Соликамская епархия
    • Кудымкарская епархия
  • Духовенство
    • Глава Пермской митрополии, митрополит Пермский и Кунгурский
    • Архиепископ Соликамский и Чусовской
    • Епископ Кудымкарский и Верещагинский
    • Благочинные
  • Храмы и монастыри
    • Монастырское благочиние
    • Первое городское благочиние г.Перми
    • Второе городское благочиние г.Перми
    • Петропавловское благочиние
    • Успенское благочиние
    • Лобановское благочиние
    • Закамское благочиние
    • Добрянское благочиние
    • Лысьвенское благочиние
    • Первое Кунгурское благочиние
    • Второе Кунгурское благочиние
    • Чайковское благочиние
    • Осинское благочиние
    • Чернушинское благочиние
    • Ординское благочиние
  • Святыни и история
    • Святые
    • Святыни
    • Летопись
    • Архиереи
  • Духовное образование
    • Пермская Духовная семинария
    • Отделение дополнительного религиозного образования и катехизации
    • Пермское регентское училище
    • Православная гимназия
    • Воскресные школы при храмах
  • Музыкальные проекты
    • Ансамбль СРЕТЕНЬЕ
    • Архиерейский детский хор
    • Хор ПОКРОВ
    • Хор священников

Отдел

Епархиальный центр гуманитарной помощи

Православный паломнический центр «Пермь Великая»

20.11.2019

Освящение часовни в честь Всех святых в с. Орда

14 ноября Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил чин освящения часовни в честь Всех святых в с. Орда Ординского района Пермского края.

На чине освящения присутствовал глава Ординского района А.С. Мелёхин.

По окончании чина освящения Глава Пермской митрополии обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Я хочу поздравить всех вас с освящением этой уютной часовни, которая теперь будет освящать ординскую землю.

В истории нашего Отечества и в истории Церкви были разные времена, и еще сто лет назад в адрес Церкви могли сказать, что храмы и часовни возводятся вопреки народному мнению. Но, сегодня уже нельзя предъявить такую претензию, потому что храмы и часовни возводятся не по указанию власти, а по желанию жителей того или иного населенного пункта: люди просят, люди проявляют инициативу потому что изъявляют желание, чтобы в их большом или малом селении был храм или хотя бы небольшая часовня. Если бы люди не находил утешения в Церкви, то он бы не ходили туда и не изъявляли желания построить новый храм. А человек хочет идти только туда, где чувствует, что его душа умиротворяется, где ему хорошо. Человек чувствует, что в храме он может открыто, чистосердечно встать перед образом Божиим и своими словами выразить то, что он переживает. Конечно, хорошо, когда человек приходит в храм не только для того, чтобы излить свои печали и переживания, но и поблагодарить Бога, получив просимое в молитве. Такая благодарность встречается редко, но она характеризует человека как цивилизованную личность. Если же человек, получив просимое не испытывает желание поблагодарить Бога и не возвращается в храм для этого, то это тоже его характеризует соответствующим образом. Даже в человеческих отношениях благодарность должна присутствовать, потому что она соединяет людей. Ничто так не соединяет людей, как чувство благодарности, радости и любви».

По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский вручил Архиерейские благодарственные письма инициаторам строительства часовни бывшему главе Ординского района В.А. Бурыкину и А.В. Бурыкину.

Читайте так же:  Часовня усыпальница святополк-мирских

Чтобы вступить в духовную христианскую жизнь, от человека требуется пройти через ряд таинств. Точно так же дела обстоят и с храмом. Если зданию предстоит стать частицей Церкви, то оно должно пройти через своеобразный ритуал очищения и посвящения себя духовному миру.

Простое здание превращается в святое, куда, как принято считать, отныне будет спускаться Дух Святой и распространять на верующих благодать.

Освящение храма — это его «крещение», наделение здания духовной сущностью

Освящение храма — традиция не новая. Ещё древние иудеи представляли Иерусалимский храм обителью Всевышнего, местом особым, святым, к которому надлежало относиться с благоговением.

Современная христианская традиция освящать храм возникла примерно в V веке. Быть может, и раньше. Но именно тогда её утвердили на IV Вселенском соборе.

Поскольку это произошло ещё до раскола, то и ритуал с некоторыми различиями унаследован основными ветвями христианской Церкви — католичеством и православием. Но особенности обряда меняли ещё в течение пяти веков.

В православии чин освящения храма архиереем называется обновлением. То есть, в представлении верующего человека, это не просто формальная вычитка молитв и совершение ритуальных действий, а настоящая трансформация здания, наделение его новой, духовной сущностью.

Храм, как и человек, должен войти в Церковь через ритуал.

Аналогичным образом и человек, который проходит через крещение, умирает для греховной жизни и открывается новому, духовному существованию.

Престол храма — место, где проводится основной обряд освящения

В «Настольной книге священнослужителя» сказано:

«Священнодействия на основание и освящение храма проникнуты тем же духом благодати, какой были исполнены святые отцы, составившие и утвердившие их. Среди них возвышается святой Василий Великий. Каждая молитва, каждое священнодействие заключают в себе глубокое духовное созерцание и сокровенный смысл. Под видом храма видимого, материального этот вселенский учитель разумел Церковь невидимую во главе с Самим Спасителем, собрание верных членов Тела Христова, Бога Живого. Новый храм в этих молитвословиях как бы очеловечивается, и над ним совершаются тайнодействия, подобно тому, как над человеком совершаются Таинства Крещения и Миропомазания; к ним присоединяется еще нечто и от Таинства Священства, ибо храм посвящается на вечное служение Господу».

Освещают новые и осквернённые храмы, а также здания, где затронули престол

Освящение храма обычно производят в нескольких случаях.

В новом здании. Это наиболее распространённая ситуация. Подобно тому, как в православии крестят младенцев, только построенный храм посвящают христианской Церкви. При этом есть несколько чинов, которые нужно отслужить в процессе строительства и по его завершении:

  • «Чин на основание храма»;
  • «Чин на поставление креста»;
  • «Чин благословения колокола»;
  • «Чин освящения часовни».

При повреждении или смещении престола. Такое происходит, например, при ремонте.

В осквернённом здании.

О том, когда храм считают осквернённым, говорит священник Георгий Христич:

Чин великого освящения храма заново совершается, когда церковь осквернена от насилия языческого или еретического или когда при исправлении и возобновлении храма бывает поврежден или поколеблен престол.

Намеренным осквернением является превращение храма в здание иного назначения (это запрещено 13-м правилом 7 Вселенского собора). Если выставка или концерт не мешают литургической жизни храма и имеют отношение к Церкви — это вполне возможно. А вот если храм превращен в выставочный комплекс — уже прямое нарушение канонов!».

Также осквернить храм могут какие-либо греховные действия в нём: убийство, насилие и т.д.

Малое освящение храма проводят, если не осквернён престол

Малое освящение храма может проводить любой священник. Оно проводится, если алтарь ремонтировали, но престол не затронули. Также если престола коснулись неосвящённые руки, либо в храме пролилась кровь, либо кто-то умер, будет уместна такая служба.

Обновлению храма поспособствует простое окропление его святой водой, а также чин «На отверзение Церкви от еретик оскверншагося», его текст есть в требнике.

Читайте так же:  Часовня даниила московского

Об особенностях малого освящения храма рассказывает заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай (Емельянов):

«Малое освящение совершает священник, а не епископ. При этом по-другому одевается на престол облачение (оно обвязывается по периметру веревкой особым образом), не вкладываются под Престол святые мощи, он не помазывается миром.

Именно поэтому мы в России всегда служим на Антиминсе, на котором стоит подпись епископа и в котором вшиты мощи. Само слово Антиминс означает — вместо престола».

Освящённый антиминс — это плат, в который вшивают мощи. Его кладут на престол. В некоторых службах он незаменим.

Антиминс — плат с мощами, нужный для освящения храма

Великое освящение храма проводит архиерей, либо иерей при помощи антиминса

Великое освящение храма обычно проводит архиерей. Это наиболее распространённая и каноническая практика. Только у высшего духовенства есть достаточно полномочий, чтобы провести такой обряд.

Но чин великого освящения может провести и другой священник — по благословению архиерея, хотя процедура тогда будет несколько отличаться. Существуют следующие варианты:

  • Храм освящает сам архиерей. Также он освящает и антиминс. Полный чин есть во второй части требника и называется «Чин освящения храма от архиерея творимаго».
  • Архиерей освящает только антиминс. В таких случаях обряд освящения выполняет другой священник, который ниже по чину: архимандрит, игумен и т.д. Тогда чин освящения храма священником менее торжественный, но сути действа это не меняет.

В «Настольной книге священнослужителя» написано:

«Никто не может основать и построить церковь, кроме правящего архиерея или посланного от него священника. Если же кто-либо дерзнет сооружать церковь без благословения епископа, подлежит извержению как презирающий епископскую власть».

Освещение храма — это служба из молитв, окропления храма и принесения мощей

Освящение храма совершается в несколько этапов:

Освящение воды. Накануне дня освящения храма нужно приготовить воду, так как она используется в обряде. Нужно совершить молебен и приготовить святую воду.

Всенощное бдение. Также производится накануне. В храме служат малую вечерню. Помимо службы обновлению храма проводят и службу святому, в честь которого построили храм.

Накануне освящения храма устраивают всенощное бдение

Устройство престола. На престол заливают специальный состав — воскомастих. С одной стороны это клей, который склеивает углы престола, а с другой — символ, так как источает ароматы, с которыми погребали Спасителя. Во время ритуала исполняют следующие псалмы:

«Вознесу Тя, Боже мой»:

Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои; да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.

Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. [Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.] Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных. Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; 16 открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит. Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки».

«Господь пасет мя»:

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни».

«Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков».

Затем священнослужители во главе с архиереем камнем прибивают четыре гвоздя к доске престола. Использованные камни оставляют под престолом.

Читайте так же:  Часовня пемброк

После того, как престол утверждён, отверзают царские врата. Протодиакон призывает всех преклонить колени. Трижды поют «Господи помилуй», а затем архиерей громко читает молитву «Боже Безнчальный» о ниспослании Святого Духа.

После этого царские ворота закрывают.

Омовение престола водой. Престол крестообразно поливают розовой водой с красным вином. Это символизирует кровь Спасителя. Следует помазание миром престола, что также несёт символическое значение. С одной стороны это иллюстрирует снисхождение благодати Господа, а с другой напоминает о духовных дарованиях.

Облачение престола и жертвенника. Для этого существует специальные ритуальные одеяния, их два:

  • Нижнее. Оно белого цвета и иллюстрирует плащаницу, в которую завернули Иисуса Христа, когда сняли с креста.
  • Верхнее. Украшенное. Это символ славы Господа.

Освящение стен храма при помощи каждения. Их мажут миром и окропляют святой водой. Важный символический смысл несёт само каждение. В Библии говорилось, что Святой Дух пребывал возле Скинии Собрания в виде облака. Дым отлично изображает его. Также освещают иконостас, иконы и прочие принадлежности.

Под престолом и в антиминс вкладываются мощи, доставленные из другого храма. Преемственность — одна из главных черт большинства религий. Христианство — не исключение. Не только священники наследуют миссию друг у друга, но и ни один освящённый собор или храм не обошлись без того, чтобы унаследовать благодать у другого здания.

Освящение престола — престол крестообразно поливают розовой водой с красным вином

Священнослужители выбирают церковь, где хранятся мощи. Их переносят в новый храм. При этом мощи могут принадлежать любому святому, ведь благодать Господа есть в каждом из них. С мощами делают крестный ход вокруг храма, архиерей читает молитвы, а певцы внутри храма исполняют «Кто есть сей Царь славы?». Затем мощи вносят внутрь.

Молитвы, лития, отпуст. После внесения мощей следуют молитвы:

  • «Господи Боже, Иже и сию славу» — читает архиерей;
  • Молитва о создателях храма — читает архиерей, весь народ стоит на коленях;
  • Малая ектения;
  • Архиерей совершает крестное знамение по сторонам света, а протодиакон перед каждым разом, кадя, произносит: «Господу помолимся, сердцем вси»;
  • Хор трижды поет «Господи, помилуй» (трижды);
  • Молитвословия перед отпустом;
  • Архиерей произносит опуст;
  • Возглашение многолетия протодиаконом;
  • Архиерей окропляет храм, освещает его таким образом;
  • Сразу же читают третий и шестой часы;
  • Затем в течение семи дней служат литургию.

  • Состояние: Новое

Освящение храма. Чины архиерейского священнослужения (в кожаном переплете) Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной Литургии только после его освящения. По правилам Православной Церкви освящение храма должен совершать архиерей. В богато оформленной книге аналойного формата приведены чины архиерейского священнослужения, связанные с великим освящением храма.

Издание в кожаном переплете с блинтовым тиснением и с тиснением золотой фольгой напечатано в два цвета. Текст, произносимый архиереем, представлен крупным шрифтом, а текст указаний, ектений и т. п. – мелким.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Страниц: 200 стр., бумага мелованная

Размер: 33 х 24 х 2,5 см

Издатель: Сретенский монастырь, 2017 г.

Чин бываемый при основании церкви и водружении Креста – 5

Чин молитвенный на поставление Креста на верх крова новосозданныя церкви – 32

Чин освящения храма, от архиерея творимаго – 37

Чин освящения каменнаго престола – 73

Чин освящения деревяннаго престола – 103

Последование малаго освящения храма – 134

Последование освящения часовни – 146

Чин благословения и освящения иконостаса – 157

Возследование, како освящати антиминсы архиерею, на нихже священнодействовати священнику во церкви, идеже не имать святая трапеза мощей (приведено с греческаго писменнаго чиновника) – 171

Чин благословения кампана, сиесть колокола или звона – 189

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *