Действующие храмы крыма

Храмы и монастыри Крыма – это те достопримечательности, которые посещает большинство туристов во время своего визита в Крыма. На этой странице мы постарались собрать все самые интересные храмы, церкви и монастыри Крыма с их кратким описанием, адресами, а также составили их рейтинг на основе отзывов туристов.

Россия. Крым. Бахчисарайский р-н, вблизи села Малосадовое, e-mail: [email protected], тел. +79787211080

В апреле мне удалось, по милости Божией, совершить паломническую поездку по православным святыням юго-восточного Крыма. Пригласила меня семья православных гидов-экскурсоводов Малиновских, о которой я рассказала в предыдущей статье. За несколько дней я, конечно, не успела посмотреть все святыни Крыма: их огромное количество. Но увидела все-таки очень многое, и мне хочется поделиться с вами, дорогие читатели Портала «Православие.ру», своими впечатлениями.

Я прилетела в только что открывшийся в Симферополе новый просторный аэропорт «Крымская волна». Находиться в нем очень приятно. Это, пожалуй, самый современный и зеленый аэропорт России, построенный с учетом лучшего мирового опыта.

В зале регистрации возвышается самая большая в Европе «зеленая стена», вокруг – островки крымской флоры. В информационной справке я прочитала о наличии в здании аэропорта более 10000 зеленых растений. На четвертом этаже – открытая терраса с видом на горы Чатыр-Даг, это уникальное архитектурное решение, которое не имеет аналогов в России. Поднялась на террасу – вид действительно прекрасный, и дышится в аэропорту легко.

За три дня мы с Сергеем и Викторией посетили множество православных храмов и монастырей.

1. Симферополь, Свято-Троицкий женский монастырь

Первым делом, конечно, решили посмотреть православные святыни самого Симферополя. Свято-Троицкий женский монастырь с прекрасным Свято-Троицким собором находится практически в самом центре Крымской столицы, на улице Одесской, 12. Старинный собор был впервые освящен в 1796-м году и перестроен в 1868-м. С 2003 года здесь действует женский монастырь.

В соборе почивают мощи святого исповедника, архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), служившего здесь с 1946 по 1961 год. Он был крымчанином по рождению и отдал Крыму последние 15 лет своей жизни. В 2001-м году греческие священнослужители подарили монастырю серебряную раку для мощей святителя.

О своей ссылке владыка говорил коротко: «Куда меня ни пошлют – везде Бог»

Владыка Лука, гениальный хирург и святой человек, перенес множество скорбей, гонений и испытаний. У него умерла жена, оставив сиротами малолетних детей. Его самого преследовали и мучили, отправляли в самую далекую ссылку, за 230 верст дальше Полярного круга, где не жили даже вороны и воробьи, потому что при морозах и свирепых ветрах этого края они замерзали на лету и камнем падали на землю. О своей ссылке владыка говорил коротко: «Куда меня ни пошлют – везде Бог».

Во всех испытаниях, выпавших на его долю, святитель не терял мужества и веры. Он помогал всем, кто встречался на его жизненном пути, и советовал духовным чадам: «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

Владыка работал на пределе сил, делал по 4–5 операций в сутки, не уходил с работы дотемна. Брал на операционный стол безнадёжных и вырывал их из рук смерти. Исцелил огромное количество людей – нередко тех, от кого отказались другие врачи. Полуслепому от трахомы старику-тунгусу он исправил заворот век пересадкой слизистой оболочки, и результат операции оказался так хорош, что старик по-прежнему стрелял белок, попадая им прямо в глаз. Мальчик, оперированный по поводу крайне запущенного остеомиелита бедра, пришел к владыке совершенно здоровым.

Хирург В. Н. Зиновьева, ученица владыки, вспоминала, что он помнил каждого больного в лицо, знал его фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. Говорил: «Для хирурга не должно быть ?случая”, а только живой страдающий человек».

В 1946-м году владыка был переведен в Крым архиепископом Симферопольским и Крымским. Он писал по этому поводу: «Это было, несомненно, по воле Божией, ибо здесь я очень нужен. Мне приходится устраивать разоренную епархию». Во время войны города и села Крыма были страшно разрушены, сильно повреждены прекрасные храмы. Владыке пришлось заботиться о 58 крымских приходах. Много трудов положил он для восстановления церквей и возобновления в них богослужения.

И в наши дни известны многочисленные случаи чудесной помощи владыки

В начале 1955 года владыка полностью ослеп, но никто не слыхал от него жалоб или ропота. Он писал: «Я принял как Божию волю быть мне слепым до смерти, и принял спокойно, даже с благодарностью Богу». Как врач, он оставался тонким диагностом и точно определял исход болезни. Местные поликлиники самых тяжелых больных направляли к слепому профессору, архиепископу Луке, чтобы он поставил верный диагноз.

И в наши дни известны многочисленные случаи чудесной помощи владыки. Каждую пятницу в соборе служится молебен, после которого можно приложиться к мощам святителя. На молебне собирается большое количество верующих.

На территории монастыря работает музей святителя Луки Крымского, и я смогла увидеть личные вещи владыки, картины, которые написал он сам. Знала, что он был высокого роста, но была поражена большим размером его мантии и ботинок. Экскурсовод подтвердила, что святитель Лука был очень высоким, могучего телосложения, величественным. На этом избраннике Божием почивала такая благодать, что когда он входил в любое помещение, вставали даже неверующие люди.

В соборе также находится особо чтимая икона Богородицы «Скорбящая», чудесным образом обновившаяся в 1998-м году.

2. Симферополь, собор во имя Святых апостолов Петра и Павла

Совсем рядом со Свято-Троицким монастырем, на улице Октябрьская, 16, находится кафедральный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. По преданию, он выстроен на месте, где стояла в период Крымской кампании 1770 года штабная палатка Суворова.

Среди святынь собора – старинная Иверская икона Божией Матери, частица святых мощей преподобного Ипатия Печерского, чтимая икона святителя Николая Чудотворца, лик которого в 2004-м году чудесным образом отобразился на стекле киота.

3. Симферополь, храм Святых Равноапостольных Царей Константина и Елены

Рядом с Петропавловским собором, на улице Октябрьская, 8 а, расположен храм Святых Равноапостольных Царей Константина и Елены – бывшая русская полковая церковь, старейший храм в Симферополе. На потолке храма сохранились изображения полковых гербов.

В 1787-м году здесь молилась Екатерина II, приказавшая доставить сюда из Санкт-Петербурга церковную утварь и ризницу.

4. Симферополь, Свято-Александро-Невский собор

Свято-Александро-Невский собор был построен на месте Суворовского редута, освящен в 1829-м году, разрушен в 1930-м и восстановлен совсем недавно, под патронатом президента РФ В.В.Путина.

Здесь почивают мощи архиепископа Таврического и Симферопольского Гурия (Карпова) (1814–1882), просветителя китайцев, прославленного в 2008-м году в лике местночтимых святых.

Владыка Гурий жил в Китае в качестве миссионера в течение 18 лет и перевел на китайский язык несколько богослужебных книг. Равноапостольные труды владыки привели в Православие сотни китайцев.

В 1900-м году его духовные чада (222 человека) во главе со священником-китайцем, священномучеником Митрофаном, приняли мученическую смерть.

Владыка Гурий стяжал духовные дары горячей молитвы и прозорливости

Владыка Гурий стяжал духовные дары горячей молитвы, пламенной проповеди и прозорливости. Известны случаи исцелений по его молитвам, а также случаи его чудесных явлений разным лицам. Так, во время Великой Отечественной войны он явился во сне одной благочестивой монахине и сказал, что сохранит свой город от разрушения. И действительно, несмотря на сражения, Симферополь остался практически нетронутым.

Спустя почти 50 лет после погребения тело святителя оставалось нетленным, а из его руки, случайно поврежденной при перенесении гроба, истекла кровь.

5. Симферополь, Часовня Святых Царственных Страстотерпцев

Часовня была построена по инициативе депутата Государственной думы России Натальи Поклонской в 2016-м году.

Рядом с часовней – бюст святого Государя Императора Николая Второго, воплощённый в бронзе Андреем Клыковым, сыном прославленного русского скульптора. Совсем недавно в часовне мироточили многие иконы и даже бюст святого Императора Николая II, причем благоухание чувствовалось даже на противоположной стороне улицы.

6. Бахчисарай, мужской пещерный Свято-Успенский монастырь

Из Симферополя мы отправились в Бахчисарай. Добраться сюда из Симферополя можно на пригородных электричках (около часа), автобусами (около 30 минут) или на автомобиле (15–20 минут). Название «Бахчисарай» переводится с крымско-татарского как «сад-дворец» и было даровано городу, когда он являлся столицей влиятельного Крымского ханства (XV–XVIII век).

Несмотря на то, что в наши дни численность населения Бахчисарая составляет всего около 27000 человек, город до сих пор сохраняет свой неповторимый колорит, напоминающий о давней эпохе Крымского ханства.

Вблизи Бахчисарая, в одном из самых красивых уголков Крыма, находится древний Свято-Успенский мужской монастырь. С его многовековой историей связано множество преданий. Места эти освящены чудесным явлением иконы Божией Матери.

С двух сторон обитель окружают отвесные скалы высотой до 140 метров. Сюда приезжали Императоры Александр I и II и Николай I, во времена Крымской войны 1853–1856 гг. на территории монастыря был оборудован госпиталь, где оперировал знаменитый хирург Н.И. Пирогов.

Читайте так же:  Храмы греции строили из

7. Инкерман, Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

После Свято-Успенского монастыря мы отправились в Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь – один из древнейших монастырей Крыма. Находится он в Инкермане, пригороде Севастополя. Расстояние от Бахчисарая до Инкермана около 30 километров, время в пути – 45 минут. Часто ходят автобусы Бахчисарай–Севастополь с остановками в Инкермане.

Здесь в I веке трудился священномученик Климент, апостол от семидесяти

Здесь в I веке нашей эры трудился священномученик Климент, епископ Римский, апостол от семидесяти, сосланный в Инкерманские каменоломни императором Траяном за проповедь христианства. В 101-м году по приказу императора святого утопили в море, привязав якорь к его шее. По его молитвам совершалось множество чудес, одним из которых было открытие святого источника для облегчения участи каторжан.

В монастыре построены три пещерных храма, один из них прорублен в скале руками самого святителя Климента. Здесь также есть костница.

Среди святынь – частица мощей от честной главы священномученика Климента (сама мироточивая глава хранится в Киево-Печерской лавре).

Прекрасная природа этих мест, старинные пещеры и сам дух монастыря наполняют душу невыразимым чувством покоя и умиротворения. В свечных лавках продаются самые разнообразные полезные чаи и травяные бальзамы, изготовленные братией обители.

8. Херсонес, Свято-Владимирский собор

Затем мы отправились в Херсонес. Именно на месте этого древнего городища со временем вырос Севастополь, эти места посещал апостол Андрей Первозванный, здесь принял крещение святой равноапостольный князь Владимир.

В XIX веке здесь был расположен Херсонесский монастырь. Во время первой обороны Севастополя обитель заняли французы, которые отсюда обстреливали русские войска. После войны монастырь был восстановлен, и его украшением стал Свято-Владимирский собор, строительство которого начали в 1861-м году в присутствии Императора Александра II, заложившего первый камень будущего храма.

Возведение собора длилось более 30 лет, деньги на его строительство собирались по подписке со всей России. Толщина стен достигала одного метра, а внутренняя отделка поражала своей роскошью и красотой: мраморные стены и колонны, выложенные мозаикой полы, гранитные лестницы на второй этаж, росписи знаменитых художников. После революции собор превратили в музей, во время войны он сильно пострадал и только в наше время возродился в своем былом величии.

Сейчас Свято-Владимирский собор – второй по величине в Крыму и самый крупный храм Севастополя, его высота 26 метров. Он расположен на территории интереснейшего Национального историко-археологического заповедника «Херсонес-Таврический». Его адрес: ул. Древняя, 1.

9. Мыс Фиолент, монастырь святого Георгия Победоносца

Здесь, по преданию, греки-моряки были спасены от гибели святым Георгием

Далее мы отправились к мысу Фиолент. От центра Севастополя до мыса расстояние составляет 16 километров, сюда ходят автобусы, троллейбусы и маршрутки. У мыса Фиолент, что по-гречески означает «Божия страна», находится монастырь святого Георгия Победоносца.

Здесь, по преданию, в 891-м году таврические греки-моряки были спасены от верной гибели святым Георгием, который явился им на скале и указал безопасный путь. Когда после шторма они поднялись на скалу, то обнаружили там его икону. Через год моряки вернулись в эти места, чтобы основать здесь монастырь. Сейчас на скале стоит Поклонный Крест.

Сюда приезжала Царская Семья, и Царь даже выделил средства на строительство нового храма, но революция помешала осуществлению замысла. Здешние благословенные места посещали Пушкин, Алексей Толстой, Бунин, Чехов, Островский и многие другие писатели и поэты.

Это удивительно красивое место. Из монастыря открывается уникальный вид: суровые отвесные скалы всевозможных оттенков – от светлого ракушечника до темной вулканической породы. Яшмовый пляж, посыпка которого изобилует вкраплениями разноцветных минералов, лазурное море, уходящее в бесконечность, благоухание южных цветов, кустарников жасмина и можжевельника – все это непередаваемо прекрасно и утешительно для души, любящей красоту Божьего мира.

10. Феодосия, Казанский собор

Из Севастополя мы поехали в Феодосию, поскольку это родной город моих друзей – экскурсоводов Малиновских, которые и показали мне святыни юго-восточного Крыма.

Добраться из одного города в другой можно на автомобиле, электричке (адрес ж/д вокзала Севастополя: ул. Вокзальная, д. 1) или автобусе (есть прямые и проходящие, ходят часто, время в пути – от 3 до 6 часов, в зависимости от того, по какой дороге едет автобус: через Симферополь – 194 км, или через Ялту – 249 км, цена билета на автобус Севастополь– Феодосия в 2018-м году – около 400 рублей).

Некоторые путешественники строят весь свой отпуск вокруг маршрута Севастополь – Феодосия и остаются очень довольны.

В Феодосии первым делом мы посетили Казанский кафедральный собор (улица Соборная, 52), который создавался как подворье Топловского женского монастыря, на пожертвования горожан. Много лет его усердным благотворителем был граф Николай Федорович Гейден – он пожертвовал обители свою дачу, на месте которой возник сначала деревянный храм, а в 1907-м году и каменный собор. Строительство храма вела игумения Параскева (ныне прославленная в лике местночтимых святых). После революции собор превратили в склад, в годы войны – в госпиталь. После войны началось его возрождение. Собор посещал святитель Лука, который участвовал в организации его обновления художественными росписями на сюжеты Евангелия и церковным убранством.

Сейчас это величественный и прекрасный собор с небольшим садом, настоящая жемчужина Феодосии. Здесь есть почитаемая Казанская икона Пресвятой Богородицы, икона «Знамение», являющаяся покровительницей Феодосии, ковчег с мощами многих святых.

12. Феодосия, Иверский храм

Предполагают, что в этом храме молился Афанасий Никитин

Старинный, бывший армянский храм, построенный предположительно в XIV веке, по преданию, на том самом месте, где проповедовал святой апостол Андрей Первозванный. Предполагают, что в этом храме молился путешественник Афанасий Никитин (рядом находится его памятник). Есть также предположение, что фрески храма (сохранившиеся фрагментарно) принадлежат выдающемуся мастеру фресковой живописи Феофану Греку (1340–1405).

Адрес храма – улица Портовая, 16.

13. Феодосия, Екатерининский храм

Адрес – улица Федько, 95, рядом с автовокзалом и железнодорожной станцией. Нарядный, радующий своим архитектурным обликом храм в русском стиле, прекрасно расписанный внутри, был построен в 1892-м году на средства действительного статского советника, выдающегося ученого своего времени, доктора математических наук, профессора физики Василия Ивановича Лапшина.

20 лет его настоятелем служил священномученик Андрей Феодосийский (Косовский) (1878–1920). Был аре­сто­ван пря­мо в хра­ме 7 де­каб­ря 1920 го­да, в день па­мя­ти великомуче­ни­цы Ека­те­ри­ны. В честь священномученика во дворе церкви в 1999-м году построен ещё один храм с крестильней и воскресной школой.

14. Старый Крым, источник святого Великомученика и Целителя Пантелеимона

Расстояние между Феодосией и Старым Крымом составляет примерно 26 километров, проехать его на автомобиле можно за полчаса, автобус с автовокзала с остановками идет около часа, стоимость билета 50 рублей.

Окрестности Старого Крыма богаты источниками, которые используются в лечебных целях, но самый известный из них – источник Святого великомученика Пантелеимона. Улица Свободы ведет к тихой окраине города, грунтовая дорога спускается к реке Чурук-Су, за которой, на невысоком горном склоне, расположены часовня и источник. Любой местный житель легко покажет вам дорогу.

Люди знают об этом источнике с древних времен

Люди знают об этом источнике с древних времен. К нему приезжал с семьей Император Александр II, бывал здесь и князь Потемкин.

В советские времена жительница Старого Крыма Ксения Токарева дважды слышала во сне голос, который наказал ей быть хранительницей святого источника. Она ухаживала за родником с 1958 года до самой своей смерти в 1985-м году. В народе звали Ксению Матушкой.

Вода в источнике необыкновенно вкусная.

15. Грушевка, Судакский район, храм иконы «Знамение»

Недалеко от Старого Крыма по дороге в Топловский монастырь находится маленькое село Грушевка (историческое название Салы). Расстояние между Старым Крымом и Грушевкой – 16 километров, время в пути – 10 минут, ходят автобусы.

Мы, конечно, не смогли проехать мимо села с таким уютным названием, не заглянув в его необычный старинный храм из бутового камня – живое свидетельство многовековой истории Крыма.

Предположительно храм был построен армянскими переселенцами в XIV веке, а его алтарная часть, сохранившаяся, как жемчужина в раковине, относится ещё к более раннему периоду – к первым векам христианства. Археологи, которые вели раскопки на месте храма, датируют алтарную часть не позже IV века нашей эры.

Древний храм был разрушен гуннами в IV веке и восстановлен в VIII, причем его строители предусмотрительно вырыли длинные подземные ходы на случай войны в сторону Судака и Старого Крыма, а также на гору Агармыш.

Каждый гусар, подписав свою фамилию на шапке, подкидывал её, а девушки ловили

В 1475-м году Крым захватили турки, которые в очередной раз разрушили храм. В 1779-м году христиане Крыма, армяне в том числе, были переселены на Дон, и старинное село опустело. После бескровного присоединения Крыма к Российской империи в 1783-м году в селе был расквартирован гусарский полк, командир которого подарил храму икону Божьей матери «Знамение». В 1792-м году храм был перестроен и освящен уже в честь Знаменской иконы.

Читайте так же:  Храм всех религи

43 гусара изъявили желание остаться жить в Грушевке после окончания службы, и командир решил выписать им невест из российских губерний. Девушкам, желающим приехать в крымское село, давали вольную, и очень скоро невесты приехали. Они участвовали в «шапочном разборе», поскольку каждый из гусар, подписав свою фамилию на шапке, подкидывал её в воздух, а девушки эти шапки ловили. Интересно, что ни одна из созданных таким образом семей не распалась, и сейчас в Грушевке проживают их потомки, которые помнят, от кого из гусар они ведут свой род.

16. Топловский Троице-Параскевиевский монастырь

Недалеко от Грушевки, в селе Тополевка Белогорского района, мы посетили удивительный монастырь, основанный рядом с греческой деревушкой Топлу (с греческого «место, местность»). О том, как добраться до монастыря, подробно рассказывается на его сайте: http://www.toplovskyi.ru/palomnikam/kak-dobratsya-do-monastyrya/

Прекрасные храмы, три целебных источника (святой Параскевы, великомученика Георгия Победоносца и Трех Святителей), купальня, вкусная бесплатная трапеза, недорогая паломническая гостиница, богатый выбор духовной литературы в книжной лавке, множество целебных чаев и лекарственных трав, чистейший воздух, благоухание лаванды, роз, тюльпанов, тишина и благодать старинного монастыря – все это вызывает сильнейшее желание возвращаться сюда снова и снова.

По преданию, здесь во II веке приняла мученическую кончину святая Параскева, а на месте усекновения ее главы забил источник. Он и поныне исцеляет страждущих, особенно часто – от глазных болезней.

Мы с радостью искупались в закрытой купели, куда женщины и мужчины заходят по очереди. Для купания здесь и тем и другим благословляется быть в длинных сорочках.

Сохранилось предание, что святая Параскева по ночам ходит вокруг монастыря и молится

Много веков, когда рядом ещё не было никаких дорог, а источник струился среди густого леса, люди не забывали о нем, настолько целебным он являлся. Паломники тех времен с трудом пробирались сквозь лесные заросли и овраги, молились у родника в надежде получить исцеление и получали его – и это было лучшим свидетельством того, что преподобномученица Параскева не оставляет здешние места своей милостью. Подтверждением этому стало обретение в источнике её иконы. Найденную икону греки взяли с собой при переселении в Приазовье в 1778-м году, и, по преданию, образ спас Мариуполь от холеры.

Сохранилось еще предание, что святая Параскева по ночам, особенно под великие праздники, ходит в монашеском одеянии вокруг монастыря и молится. Молча благословляет она встретившегося ей путника, и, если он болен, исцеляет его своим молитвенным предстательством перед Господом. Когда-то давно злые люди пытались ночью похитить бревна и доски, приготовленные для строительства церкви и монастырских келий, но смогли унести похищенное только до святого источника Параскевы. У родника они замерли и не смогли, несмотря на все усилия и наступление утра, сдвинуться с места.

Обитель часто называют монастырем трех Параскев. Вторую Параскеву от рождения звали Константиной, и была она простой сельской девушкой из болгаро-греческой колонии, проживавшей в XIX веке в этих краях. Семейный быт колонистов был суров и патриархален, молодежь держали в строгости. И юную болгарку Константину ждала размеренная и строгая жизнь, но произошло неожиданное: однажды, когда девушка замешивала тесто, она услышала голос, зовущий её по имени.

Видимо, этот Небесный зов был так силен и чудесен, что Константина оставила дом и родителей и ушла в горы. Она поселилась в пещере, среди дикой природы, и вела молитвенную жизнь отшельницы. Крымские горы зимой суровы, и можно только поразиться мужеству хрупкой молодой девушки, которая решилась на такой поступок. После восьми лет жизни в пещере она переселилась к источнику святой Параскевы, выкопала здесь себе землянку и стала молиться, чтобы у родника возвели церковь. Вскоре построили часовню, и к Константине присоединились несколько женщин, образовав небольшую общину.

Мечта болгарской молитвенницы сбылась ещё при её жизни: в 1863-м году у источника построили церковь во имя святой Параскевы, а годом позже основали женский монастырь. Первые годы его существования жизнь монахинь была крайне тяжелой: сестры жили в землянках, построенных собственными руками, и скудно питались, но их усердная молитва не угасала. В конце своей жизни Константина приняла монашеский постриг с именем Параскева. Через 11 лет после основания монастыря, в 1874-м году, она отошла ко Господу и была похоронена на том самом месте, куда ежедневно ходила молиться. Теперь здесь монастырское кладбище.

Третьей Параскевой стала игумения монастыря, Параскева (Родимцева), управлявшая обителью с 1889 года до ее закрытия.

Монастырь рос и процветал. В 1890-м году граф Николай Федорович Гейден стал его усердным благотворителем и жертвовал земельные участки, недвижимость и крупные денежные суммы. Он также пожертвовал обители свои семейные святыни – старинную Казанскую икону Пресвятой Богородицы, украшенную жемчугом и бриллиантами, и крест с мощами Киево-Печерских угодников, доставшийся ему от деда, графа Зубова.

Не могу удержаться и не сказать несколько слов об этом замечательном человеке, генерале от кавалерии, старосте Казанского собора в Феодосии, попечителе многочисленных сиротских учреждений и благотворительных обществ. Это о нем писала вдова Достоевского Анна Григорьевна: «Последнюю ночь перед выносом Псалтирь у гроба читал граф Николай Федорович Гейден, глубокий почитатель таланта Федора Михайловича».

Судьба Гейденов сложилась трагически. Николая Федоровича арестовали большевики, долго томили в тюрьме, пока его не взял на поруки дворник-татарин. В дворницкой Николай Федорович и отошел ко Господу. Его супруга стала свидетельницей расстрела красными их сына, шестнадцатилетнего кадета.

Матушка игумения Параскева трудилась в монастыре 53 года, из них 39 возглавляла обитель. При ней Топловский монастырь пережил духовный подъем и наибольший расцвет всей монашеской жизни. Здесь подвизались около 300 монахинь, инокинь и послушниц, и по количеству сестер это был самый крупный монастырь в Крыму.

В начале1920-х Топловская обитель была преобразована в сельхозартель, затем здесь был совхоз «Безбожник», потом – пионерский лагерь «Тополек». Игумении Параскеве пришлось увидеть поругание и разрушение своей обители. И только когда матушка поняла, что существование монастыря уже невозможно ни под каким видом, даже под видом женской сельхозартели, и монахинь разогнали куда глаза глядят, – только тогда она позволила себе отойти ко Господу, оставив свой многолетний пост.

Скончалась игумения Параскева в 1928-м году, 3 декабря (по старому стилю), от паралича сердца, проболев пред этим только полтора часа. Во время краткой предсмертной болезни Господь сподобил её исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.

Игумения Параскева (Родимцева) прославлена ныне в лике местночтимых святых Симферопольской епархии. В монастыре хранится множество документально подтвержденных свидетельств о её молитвенной помощи.

Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) пытался открыть монастырь в 1946-м году, но власти не позволили ему это сделать, и возрождение обители началось только в 1992-м году. Сейчас здесь два действующих храма (достраивается третий) и множество святынь, в их числе мощи последней настоятельницы обители, праведной Параскевы.

Вот такое путешествие по православным святыням юго-восточного Крыма у меня получилось всего за три дня, а для рассказа обо всех святынях этого края понадобилось бы гораздо более длинное путешествие и толстая книга вместо небольшой статьи. Тем не менее надеюсь, что даже эта краткая информация вдохновит кого-то из паломников. Ангела-Хранителя в дорогу!

Все святые Крымские, молите Бога о нас!

Исэ-дзингу – самый известный синтоистский храм в Японии. На территорию святыни могут войти только жрецы храма и члены императорской семьи. Туристам разрешено любоваться памяткой архитектуры только издалека. С виду это скромное сооружение, построенное из дерева. Соответствует древней культуре японцев.

Особенности храма Исэ

Храм Исэ в Японии, не смотря на свою запретность, пользуется популярностью среди путешественников. Согласно традициям синто, святилище разрушают каждые 20 лет, а затем строят заново. Поэтому есть отличия в простоте и скромности масштабов. Внешний вид удивляет своей простотой.

Главную святыню посвящают богине солнца Аматэрасу. Стены храма скрывают большое количество сокровищ страны. Также в них находятся реликвии императорской семьи. В этом сооружении находится известное Священное зеркало.

Храм расположен в красивой местности, в гармонии с природой. Вокруг находятся покрытые густой зеленью холмы, нетронутые леса. Туристы имеют возможность прогуляться по невероятно красивым местам природы. Территорию парк окружает национальный парк. В нем находится большое количество исторических памяток и других святынь. В отличие от храма Исэ, они доступны к посещению. Кроме этого, на нашем сайте вы можете прочитать полезную информацию о храме Инари.

История

Сейчас храм разделяется на два комплекса – внутреннее святилище Найку, которое построено в честь богини Аматэрасу, и внешняя святыня Гэку, создана на честь богини еды Окунитамы. В древние времена они находились внутри императорского дворца, и следовали императору, когда он менял жительство.

Такая традиция была нарушена в 4 веке императором Судзин. Он приказал перенести святилища в деревню, недалеко от его дворца. Потом его правительство изменил император Суйнин, который велел своей принцессе определить постоянное место нахождения для святилищ.

Читайте так же:  Храм в быково готический

История гласит, что принцессе в Исэ обратилась сама богиня солнца и сказала где необходимо построить храм. Потом Аматэрасу велела построить святилище Тоеукэ, для ее кухарки. Со временем в комплексе храма создали постройки для лошади, петухов богини. Возле святилища есть огород, на котором выращивают овощи. Из них готовят еду для божества.

Увлекательная история и загадочность храма манит туристов посмотреть хоть издалека на святилище. Путешествие обещает быть интересным и увлекательным. Гармония с природой способствует душевному отдыху.

Адрес:

ул. Гиляровского д. 57, оф. 118.
(м. Проспект Мира).

Офисное здание «Особняк Центросоюза», центральный вход в черную калитку через сквер — 3 двери, Вам нужна правая.

Тел.: +7 (495) 664-35-92
Моб.: +7 (926) 658-58-44

Адрес:

Адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Б.Конюшенная, д.27, БЦ «Медведь», оф. 437 .

Тел.: +7 (911) 844-31-20

Мы работаем с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00.

Исэ?-Дзи?нгу [1] (яп. ???? ) — синтоистское святилище (дзингу) в городе Исе префектуры Миэ, посвящённое божеству Аматэрасу о-миками и отвечающей за снабжение богини продовольствием Тоёукэ.

Исэ-Дзингу
????

Найку
Тип дзингу
Посвящён Аматэрасу
Стиль хондэна Симмэй-дзукури
Сайт isejingu.or.jp/en/index.html

Исэ-Дзингу является главной синтоистской святыней, поэтому иногда её называют просто Дзингу.

От Исэ-дзингу отходит древняя тропа паломничества Кумано-кодо к синтоистским святилищам Кумано-Хонгу-тайся (яп. ?????? )?Кумано-Хаятама-тайся (яп. ?????? ) и Кумано-Нати-тайся (яп. ?????? ).

Исэ-дзингу является хранительницей национальных сокровищ, в частности Священного Зеркала, являющегося императорской регалией. Главный храм закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен — вход разрешён только священнослужителям высшего ранга и членам императорской фамилии. Основная кумирня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. В основную кумирню имеют право входить только император и императрица.

Весь район вокруг святилища представляет национальный парк Исэ-сима, в котором находится немало исторических объектов.

Содержание

  • 1 Структура
  • 2 История святилища
  • 3 Верховный Священнослужитель
  • 4 Праздники
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Храм Исэ состоит из двух комплексов. Первое, внутреннее святилище Найку посвящено прародительнице императорского рода, богине Аматэрасу. Второе, внешнее святилище Гэку посвящено богине еды, Тоёукэ, исполняющей роль кухарки при Аматэрасу. Расстояние между внешним и внутренним святилищами — около 4 километров. До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, исполняющей роль границы священной земли. Священникам запрещалось пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения ками чистоты. Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед. До XII века, когда власть перешла в руки сёгунов, священники порой использовали этот запрет, шантажируя правительство что в случае невыполнения их требований, пересекут священную реку и лично явятся в столицу [2] .

Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. В частности, в Исэ есть собственные сады, огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне, добываемом исключительно трением. Посудой ками служат простые глиняные тарелки и чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается что свою еду ками должны получать два раза в день. Раньше Аматэрасу питалась варёным рисом, а также фруктами и овощами выращенными на территории храма. В период Мэйдзи, с возвращением власти императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ, моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят лишь рис и воду [2] .

К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и забегаловки в которых усталый путник может купить различную снедь или сувениры на память. В былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район красных фонарей. Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу, ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения. Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот. От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её обочине, так как середина предназначена для ками. В святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми расположен павильон для омовений, тэмидзуя. Неподалеку от него можно найти спуск к речке, где можно совершить более полный обряд омовения. Рядом с ним расположено святилище Такимацури-ооками, божество истоков реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни, в которых живёт синмэ — лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем святилище живёт одна такая лошадь, а во внешнем две. Также в святилище Исэ держат священных петухов синкэй. Данные петухи почитаются посланцами Аматэрасу [2] .

Считается что ками любят всё новое и чистое. Поэтому все строения должны регулярно перестраиваться. В Исэ строго блюдут эти традиции и каждые 20 лет для Аматэрасу и Тоёукэ возводится новое жилище. Последний раз святилища обновлялись в 1993 году. Для этого было привлечено около 200 тысяч человек, большая часть которых была добровольцами и участвовала в строительстве бесплатно. Тем не менее, несмотря на значительное число добровольцев, строительство обошлось примерно в 30 миллионов долларов [2] .

Первоначально святилища Аматэрасу и Окунитамы располагались в императорских покоях и кочевали вместе с императорской семьей. В четвёртом веке император Судзин устрашился соседства с божествами и повелел вынести их святилища в деревню Касануи, расположенную поблизости от тогдашнего расположения дворца. В четвёртом веке унаследовавший от Судзина престол император Суйнин задался целью найти место для постоянного святилища Аматэрасу. Поиск места был поручен принцессе Ямато-химэ-но микото. Когда девушка достигла Исэ, к ней обратилась сама Аматэрасу и сказала что именно здесь она и хочет обитать. Сама же принцесса стала первой из принцесс сайо, исполняющих роль верховных жриц и медиумов одновременно. Традиция назначать принцесс жрицами важнейших святилищ прекратилась в 12 веке, вместе с упадком императорской власти. В 478 году, спустя почти 500 лет после основания святилища Аматэрасу, по воле богини в Исэ было перемещено и святилище богини Тоёукэ. Так как оно расположилось поблизости от реки Миягава, выступающей границей святой земли, святилище Тоёукэ стали именовать внешним святилищем или палатами Гэку. За святилищем Аматэрасу же закрепилось название внутреннего святилища Найку [2] .

Считалось, что от правильности и чистоты проводимых в Исэ обрядов зависит судьба императорского рода, а вместе с ним и всей остальной страны. Никакие частные интересы не должны были мешать данному процессу, и все ритуалы были направлены лишь на достижение блага государства в целом. Поэтому храм Исэ содержался только на государственные деньги и никакие частные подношения не принимались. Однако в 12 веке власть перешла в руки сёгунов и финансовая поддержка со стороны государства прекратилась. Это вынудило священников нарушить вековые традиции. Древние норито были изменены, а синтоистский обряд очищения хараэ был представлен как необходимое условие для достижения буддийского просветления. Тем не менее, в условиях всеобщей нестабильности о материальном благополучии храма речи не шло. До начала 17 века, когда страна была объединена родом Токугава, финансовая поддержка сводилась к редким пожертвованиям сильных мира сего [2] . Из-за постоянных междоусобиц перестал собираться специальный налог на содержание храмов, и в итоге денег не осталось даже на важнейший ритуал — обновление жилища бога. Традиция перестройки святилищ прервалась более чем на сотню лет. Перестройка внутреннего святилища не происходила с 1462 по 1585 годы, и постепенно оно разрушалось из-за нехватки финансирования. Внешнее святилище было в последний раз перестроено в 1434 году и сгорело в 1487 году. Ходили слухи, что при этом сгорел и синтай соответствующего божества. Внешнее святилище было вновь отстроено лишь в 1563 году. Из-за отсутствия нужных сооружений часть ритуалов была сокращена, а часть и вовсе отменена. Когда в конце 15, начале 16 века власти взялись за восстановление храмового комплекса, его пришлось отстраивать практически с нуля [3] .

С наступлением мира храм занялся активной пропагандой среди простого населения. Для этого были сформированы целые корпорации почтенных наставников (онси или оси), отправляющихся в провинции агитировать население совершить паломничество в храм. Раньше это было запрещено, а позже невозможно из-за постоянных междоусобиц. Однако с наступлением мира данные паломничества стали крайне популярны. В своих странствиях наставники раздавали таблички, полоски бумаги или материи с именем Аматэрасу. К 19 веку такие амулеты, называемые дзингу таима и почитаемые как своеобразное вместилище духа ками, получили 90 % семей [2] .

С VII по XIV столетия главными жрицами святилища были принцессы японского императорского дома — сайгу [4] . Согласно хронике Манъёсю первой жрицей была принцесса Окунохимэ-мико, дочь императора Тэмму в период Асука. О жрицах в Исэ упоминается также в романах Гэндзи-моногатари и Исэ-моногатари.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *