Десятая часть дохода в церковь

В Библии

Десятина или десятая часть — в Ветхом Завете (Бытие XIV, 20) род дара Богу, известный евреям еще задолго до времен Моисея. Десятина восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мельхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырех побежденных царей. Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника (Числ. XVIII, 21—32). Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами (Второз. XIV, 24-26).

Род повинности на Западе

Десятина на западе Европы первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 г. приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 г. уже предписывал платить десятину, под угрозой отлучения.

Карл Великий в 779 г. превратил ее в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона, под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни). Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части: 1) на построение и украшение церквей; 2) на бедных, странников и богомольцев и 3) на содержание духовенства. Духовенство все более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех вообще прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII в., при папе Александре III).

Вместе с тем церковь все более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища ее в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dime infeodee) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу.

Благодаря тому, что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжелым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества [1].

В эпоху реформации Римско-католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине.

В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка ее отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII в., не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя ее, приходилось найти вместо нее другой источник дохода.

В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн. ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства.

С 1789 г. начинается эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счет государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX в. десятина удержалась в Англии, где в 1836 г. по Tith Commutation Act’у в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определенной суммой, называемой tithe rent-charge. Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

В России

Десятина в смысле налога существовала и в России, где для сбора ее при епископских кафедрах существовали особые должностные лица — десятильники.

Десятиной в древней России назывались также небольшие округа в епархиях, порученные ведению сначала десятильников, а потом поповских старост. Кроме десятильника, в десятинах после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали еще в XVIII веке.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
    • http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/035/35055.htm
    • http://www.workmach.ru/word_35028.html
    • http://www.workmach.ru/word_35029.html

[1] Такова, напр., вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чем см. в книге проф. Любовича: «История реформации в Польше».

Десяти?на (др.-евр. ???????? ; др.-греч. ?????? ; лат. decima ) — десятая часть чего-либо. Это слово наиболее употребимо применительно к практике собирания десятой части дохода прихожанина в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор. 12:17, 18; 14:22, 23).

Содержание

  • 1 Десятина в иудаизме
  • 2 Десятина в Западной Европе
    • 2.1 История
  • 3 Десятина в России
  • 4 Десятина в Османской империи
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Согласно Танаху, десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей [1] . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника [2] . Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами для удобства в пути и на месте купить замену десятины, чтобы натурой нести в храм. [3] .

-Ма‘асер ришон, то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21-24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат ма‘асер, в пользу кохенов (потомки Аарона).

-Ма‘асер шени — вторая десятина (Втор. 14:22) — отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины. В дни паломнических праздников её следовало привезти в Иерусалим для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками

-Ма‘асер шлиши (третья десятина) называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое её название ма‘асар ани («десятина для бедного»), так как она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и прозелитов; Втор. 14:27-29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам

Ма‘асар бехема — десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе её отделения говорится в книге Левит (27:30-33) и у пророка Иехезкеля (34:12-20, 37). Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять ма‘асар бехема, имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена.

-Ма‘асар ксафим — денежная десятина. В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санхедрин (см. Синедрион) в городе Уша постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды. Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания халахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1). (источник еврейская энциклопедия)

История Править

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения.

Карл Великий в 779 году превратил её в налог, обязательный для всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов — смертной казни). Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев;
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда фр. dime infeodee ) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше» [4] ).

Читайте так же:  Трагедия русской церкви регельсон

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века, не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (англ. prediales ) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не со всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньше).

Позднее десятинами стали называть церковно-административные округа [5] , на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями).

Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах, назывались десятильниками. В их обязанности входил, в том числе, сбор средств с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появились десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

После турецкого завоевания Болгарского царства, на территории Болгарии турецкими властями была введена феодальная рента в пользу турецких феодалов («ушр»), которая представляла собой отчисление крестьянским хозяйством в пользу феодала 10 % произведённого продукта в натуральном выражении [6] . После победы в национально-освободительной войне 1877—1878 гг. повинность была отменена.

“Свидетельство о законе десятины приходит, когда живешь согласно этому закону”.

Из жизни Говарда У. Хантера

Незадолго до того, как Говард У. Хантер заключил брак с Клэр Джеффс, Говард пришел к своему епископу, чтобы получить “Рекомендацию для посещения храма”. К его удивлению, на том собеседовании епископ усомнился в том, что он сможет обеспечивать жену и семью всем необходимым на свою зарплату. Говард вспоминал: “Когда я сказал ему, сколько зарабатываю, он ответил, что причина его сомнений в моей способности обеспечивать жену связана с размером десятины, которую я платил”.

До того момента Говард не был плательщиком полной десятины, поскольку не понимал, как важно платить десятину полностью. Он объяснил: “Поскольку в те годы, которые я провел дома, мой отец не был членом Церкви, в моей семье никогда не поднимался вопрос о десятине, и я никогда не осознавал, насколько она важна”.

Говард сказал, что в продолжение их разговора епископ “с добротой… обучил меня важности этого закона, и когда я сообщил ему, что с этого момента стану плательщиком полной десятины, он продолжил собеседование и избавил меня от тревог, заполнив и подписав формуляр рекомендации”.

Рассказав Клэр о том, что произошло, Говард узнал, что она всегда платила полную десятину. “Мы твердо решили, что будем следовать этому закону на протяжении всей семейной жизни и будем ставить десятину на первое место”, – сказал он 1 .

“Уплата десятины укрепляет веру, развивает духовность и духовные способности и делает свидетельство незыблемым”.

Учения Говарда У. Хантера

Господь дал закону десятины простое определение.

В законе [десятины] просто говорится об “одной десятой части из всего своего прибытка” (У. и З. 119:4). Прибыток означает доход, прибыль, выручку. Это – жалованье работающего, прибыль от деловой операции, выручка того, кто что-то выращивает или производит, либо поступление из любого другого источника. Господь сказал, что это закон, действующий “вовеки”, как это было в прошлом 2 .

Подобно всем Господним заповедям и законам, [закон десятины] исполнять легко, если иметь хотя бы немного веры. Господь сказал примерно следующее: “Перенесите запятую, разделяющую целую и дробную части своего дохода, на один знак влево”. Это и есть закон десятины. Все очень просто 3 .

Закон десятины существовал от начала и продолжается сегодня.

Впервые слово “десятина” самостоятельно упоминается в Библии, в самой первой книге Ветхого Завета. Аврама… встретил Мелхиседек, царь Салима и священник Бога Всевышнего. Мелхиседек благословил его, и Аврам “дал ему десятую часть из всего” (Бытие 14:20).

Спустя несколько глав в той же книге Иаков в Вефиле положил обет, сказав: “Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть” [Бытие 28:20–22].

В третий раз десятина упоминается в связи с левитским законом. Господь изрек устами Моисея:

“И всякая десятина на земле из семян земли или их плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня” (Левит 27:30).

Согласно левитскому закону, десятина отдавалась левитам на их нужды, а они, в свою очередь, были обязаны платить десятину с того, что получили, как это видно из слов Господа, когда Он наставлял Моисея:

“Объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины” (Числа 18:26).

Это ясно показывает, что закон десятины был частью левитского закона, и десятину платил весь народ, даже сами левиты, которым было наказано платить десятину с полученной десятины.

Некоторые придерживаются мнения, что закон десятины был учрежден только для левитов, однако история подтверждает тот факт, что он был и остается законом для всех. Он был основой закона Моисеева. Он существовал с самого начала, и его можно найти среди законов Древнего Египта, Вавилонии, и его следы прослеживаются на протяжении всей библейской истории. О нем упоминали Пророк Амос [см. Амос 4:4] и Неемия, которому было поручено заново возвести стены Иерусалима [см. Неемия 10:37–38; 12:44; 13:5, 12]. Вскоре после этого Малахия приступил к исполнению еще более великой задачи – восстановлению веры и боевого духа нации. Прилагая величайшие усилия, бросая вызов жадности тех, кто были верующими лишь на словах, он обрушился на них с обвинением в преступлении, свершенном против Бога.

“Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: ‘чем обкрадываем мы Тебя?’ Десятиною и приношениями.

Проклятием вы прокляты, потому что вы, весь народ, обкрадываете Меня.

Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Малахия 3:8–10) …

Слова Малахии завершают Ветхий Завет напоминанием о законе десятины, указывая, что никто не отменял этого закона, существовавшего от начала. А потому устроение Нового Завета началось с этого наставления …

Вскоре после восстановления Евангелия в этом устроении Господь дал Своему народу через Пророка последних дней откровение, определяющее суть этого закона:

“И после этого те, кто таким образом были обложены десятиной, должны платить ежегодно одну десятую часть от всего своего прибытка; и это будет действующим законом для них вовеки, для Моего святого священства, – речёт Господь” (У. и З. 119:4) 4 .

Мы приносим дар, а также исполняем свой долг, платя десятину.

Десятина – это Божий закон для Его детей, и все же ее уплата – дело сугубо добровольное. В этом смысле он ничем не отличается от закона дня субботнего или любого другого Божьего закона. Мы можем отказаться повиноваться любому из законов или всем им. Наше послушание добровольно, однако наш отказ платить не аннулирует или не отменяет закона.

Если десятина – дело добровольное, тогда можно ли считать ее даром или обязательным платежом? Между двумя этими вариантами есть существенное различие. Дар – это добровольная передача денежных средств или имущества безо всяких условий. Безвозмездно. Никого не заставляют делать подарки. Если десятина – это дар, тогда мы можем дарить что угодно, когда угодно либо вообще ничего не дарить Такой подход ставит Небесного Отца в один ряд с уличным попрошайкой, которому мы, проходя мимо, можем бросить монетку.

Читайте так же:  Ярославль церковь в коровниках

Господь учредил закон десятины, и поскольку это – Его закон, мы обязаны его соблюдать, если любим Его и испытываем желание исполнять Его заповеди и получать Его благословения. В таком смысле закон становится нашим долгом. Человек, который не платит десятину, поскольку у него есть долги, должен себя спросить, не должен ли он Господу. Учитель сказал: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (от Матфея 6:33).

Невозможно одновременно идти на Восток и на Запад. Невозможно одновременно служить Богу и маммоне. Отвергает закон десятины лишь тот, кто не пытался честно следовать ему. Конечно, это чего-то стоит. Для того, чтобы жить по любому из законов Евангелия или любому из его принципов, приходится трудиться, думать и прилагать усилия …

Возможно, платя десятину, мы приносим дар, а также исполняем свой долг. Наш обязательный платеж предназначен для Господа. Наш дар предназначен для окружающих людей и дела созидания Царства Божьего. Если вдумчиво посмотреть на проповедование, которое ведут миссионеры, на программу обучения в Церкви, на прекрасную систему образования и программу строительства, предназначенную для возведения домов для Богослужения, начинаешь осознавать, что уплата десятины – это не бремя, а великая честь. Благодаря десятине мы можем делиться благословениями Евангелия со многими людьми 5 .

“Уплата десятины – это не бремя, а великая честь”.

Жертвуя Господу, даритель должен отдавать что-то ценное.

В книге 2-я Царств 24:18–25 мы читаем, что Давид не желал приносить Господу пожертвования, которые ему ничего не стоили. Вне всякого сомнения, он полагал, что если дар не будет иметь определенной ценности для дарителя, тогда он не годится или неуместен в качестве жертвы для Господа.

Христос говорил, что блаженнее отдавать, чем получать [см. Деяния 20:35], и все же есть люди, которые отдают только тогда, когда при этом ничего не теряют. Это противоречит наставлениям Учителя, Который сказал: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя” (от Матфея 16:24).

Есть люди, не желающие жить по закону десятины из-за его цены. Это противоречит логике Давида, который не желал приносить Господу дар, если ему этот дар ничего не стоил. Те, кто не платят десятину, не видят великих принципов нравственности, сопутствующих закону десятины. Им не хватает понимания этого закона и причин, по которым он дан 6 .

Уплата десятины приносит огромные благословения.

Господь открыл закон [десятины]. Следуя Его закону, мы преуспеваем, а находя, как нам кажется, лучший способ действия, мы терпим неудачу. Совершая поездки по Церкви и видя результаты уплаты десятины, я прихожу к выводу, что это не бремя, а огромное благословение 7 .

Честно платите десятину. Этот вечный закон, который открыл Господь и которого придерживаются верные, начиная с древних Пророков и заканчивая современными, учит нас ставить Господа на первое место в нашей жизни. Возможно, нас не попросят пожертвовать своим домом или жизнью, как это произошло с первыми Святыми. Сегодня перед нами поставлена задача преодолеть свой эгоцентризм. Мы платим десятину потому, что любим Господа, а не потому, что у нас есть для этого средства. Мы можем ожидать, что Господь распахнет “отверстия небесные” (Малахия 3:10) и изольет благословения на верных 8 .

Мы следуем принципу: возвращать Господу часть блага, которое Он дал нам, и эту часть мы называем десятиной. Десятина… – дело исключительно добровольное. Мы можем платить или не платить десятину. Те, кто платят, получают благословения, неведомые остальным 9 .

Мэри Филдинг Смит [была] неутомимым первопроходцем и матерью, супругой и вдовой Патриарха Хайрама Смита, брата Пророка… Однажды весной, когда семья открыла погреба с картофелем, она послала своих сыновей выбрать лучшие клубни, чтобы отнести их в место сбора десятины.

На ступеньках пункта сбора десятины ее встретил один из секретарей, который, видя, как мальчики выгружают картофель, [начал протестовать]. “Вдова Смит, – сказал он, несомненно, помня о ее испытаниях и жертвах, – и не стыдно вам приносить нам десятину?” Он… пожурил ее за то, что она платит десятину, и назвал ее неблагоразумной и недальновидной …

Маленькая вдова встала во весь рост и ответила: “Уильям, это вам должно быть стыдно. Вы что, хотите отказать мне в благословении? Если я не заплачу свою десятину, я должна ожидать, что Господь удержит от меня Свои благословения. Я плачу ее не только потому, что это закон Бога, но и потому, что, делая это, я ожидаю благословений. Соблюдая этот и другие законы, я надеюсь обрести процветание и возможность обеспечить свою семью” (Joseph Fielding Smith, Life of Joseph F. Smith [Salt Lake City, 1938], 158–59) 10 .

Принцип десятины – это нечто большее, чем просто математическое, механическое удовлетворение требований закона. Господь осуждал фарисеев за то, что они механически платят десятину с растений, не обращая внимания на духовное наполнение принципа [см. от Матфея 23:23]. Если мы платим свою десятину просто потому, что мы любим Господа, свободно и с верой, то мы уменьшаем расстояние, разделяющее нас и Его, и наши отношения с Ним становятся более тесными. Мы освобождаемся от уз формальных требований, сильнее ощущаем влияние Духа и чувствуем свое единство с Богом.

Уплата десятины укрепляет веру, развивает духовность и духовные способности и делает свидетельство незыблемым. Она приносит удовлетворение, помогая нам понять, что человек подчиняется воле Господней. Она приносит нам благословения, которые мы получаем, делясь с окружающими посредством целей, для которых и предназначена десятина. Мы не можем себе позволить лишиться этих благословений. Мы не можем себе позволить не платить десятину. Это определенно влияет на наше будущее, равно как и на настоящее. То, что мы отдаем, как отдаем и каким образом исполняем свой долг перед Господом, имеет непреходящее значение.

Свидетельство о законе десятины приходит, когда живешь по этому закону 11 .

Рекомендации для изучения и преподавания

Вопросы

Проведите обзор определения закона десятины в разделе 1. Что такое десятина? Что Президент Хантер сообщает нам о простоте закона десятины?

Какие мысли у вас возникли после прочтения учений Президента Хантера об истории десятины? (См. раздел 2.) Как вы считаете, почему Президент Хантер хотел, чтобы мы поняли, что закон десятины “был и остается законом для всех”?

Каким образом мы одновременно “приносим дар, а также исполняем свой долг”, платя десятину? (См. раздел 3.) Как уплата десятины свидетельствует о нашей любви к Господу? Как мы можем прийти к ощущению того, что уплата десятины – честь, а не бремя?

Почему, жертвуя Господу, даритель должен отдавать что-то ценное? (См. раздел 4.) Как можно преодолеть любые трудности или нежелание, связанные с уплатой десятины?

Прочитайте о многочисленных благословениях, которые, по словам Президента Хантера, приносит уплата десятины (см. раздел 5). Какие из этих благословений вы видели в своей жизни?

Близкие по теме места из Священных Писаний:

Вспомогательный материал

Приступая к чтению главы, можно сначала прочитать ее бегло или просмотреть заголовки разделов, чтобы составить общее впечатление о ее содержании. Затем прочитайте главу снова, на этот раз медленнее, изучая ее глубже. Можно также читать по разделам, удерживая в памяти соответствующие вопросы для изучения. Это может навести вас на более глубокие мысли и поможет понять, как применять знания на практике.

  • Контакты
  • Духовенство
  • Расписание служб
  • Календарь
  • Фотогалерея
  • Видео
  • Контакты
  • Духовенство
  • Расписание служб
  • Календарь
  • Фотогалерея
  • Видео
  • История
  • История храма
  • Проповеди
  • Приходская жизнь
  • Благотворительность
  • Щелковские новомученики

Азы православия

Мастерская

О десятине

Господу нужно отдавать десятую часть дохода. Если я покупаю свечи, книги — будет ли это моей десятиной, или ее нужно подавать отдельно?

Книги мы покупаем сами для себя, свечи ставим Господу как жертву, но это не десятая часть. Десятая часть дохода та, которую мы отдаем от своих трудов либо в руки нуждающихся, либо на строительство храма, монастыря и т.п. Господь ни в чем не нуждается, Он Сам все дает человеку. Нуждаемся мы с вами, и поэтому мы должны дать что-то тем людям (а через них — Самому Христу), которые находятся в нужде. Есть у нас такие: получают мало, не могут даже детей прокормить, вот им и надо помогать. Или можно пожертвовать на строительство храма, а когда молитва идет «о устроителях, благотворителях, украсителях святаго храма сего», то в это время поминается и ваша лепта, ваш вклад, ваша десятая часть. Представьте себе: мы ушли в мир большинства, а в храме будет идти служба и поминаться ваше доброе дело вклад. Как это важно для души!

Что значит «отдать десятину» Богу?

Мы должны постоянно обновляться, делиться с ближними. Любой сосуд, наполненный водой или вином, жаждет обновления: воду из него выливают, а потом наливают новую. Если его не трогать, вода позеленеет, испортится, станет непригодной.

Читайте так же:  Инструкция по пожарной безопасности для церкви

В Священном Писании сказано, что десятую часть от своих трудов надо отдавать Господу. Господь в наших десятинах не нуждается. В них нуждаемся мы сами, для нашего обновления. Апостол Павел говорит: «Дающего рука не оскудеет». Слова апостола уже две тысячи лет остаются в силе. Чем больше отдаем от себя, тем больше получаем от Бога.

Если человек скупой, ему трудно с этим смириться. Мы часто таким советуем: «Отдавай для начала ненужные вещи. Начни с этого. А привыкнешь, жалко не будет, и с дорогими для тебя вещами легко расстанешься. У тебя не будет пристрастия ни к чему.»

Нужно душу раскрыть в добре. Это самое главное. Для этого и существует «десятина». Отдавайте ее Господу. Как сделать это?

Если вы знаете человека, стоящего на улице с протянутой рукой, который собирает не на выпивку, а на самом деле терпящего нужду, надо ему помочь. Через руки вдов, сирот, бедных Сам Бог принимает. Можно отдавать десятину на стройку храма, монастыря, на восстановление церковных зданий, больниц, православных школ. Человек везде может проявить свою любовь к Богу и ближнему.

Вопрос: Что написано в Библии о десятине?

Ответ: Многих христиан беспокоит вопрос о десятине. Во многих церквях вопросу десятины уделяется слишком большое внимание. Вместе с тем, немало христиан отказывается следовать библейской рекомендации приносить пожертвования Господу. Десятины и подаяния должны быть радостью и благословением. Печально, что сегодня такое отношение встречается в церквях довольно редко.

Десятина является ветхозаветным постановлением. Это было требованием закона, согласно которому все израильтяне должны были приносить в скинию/храм Господний десятую часть всего заработанного и выращенного ими (Левит 27:30; Числа 18:26; Второзаконие 14:24; 2 Паралипоменон 31:5). Некоторые считают, что старозаветная десятина была способом взимания налогов для обеспечения священников и левитов. Однако в Новом Завете мы не находим приказов и даже рекомендаций христианам следовать системе десятин. Павел лишь отмечает, что верующим следует откладывать часть их дохода для поддержки Церкви (1 Коринфянам 16:1-2).

Кроме того, в Новом Завете нигде не указан конкретный процент, который следует отделять от прибылей, а только говорится, что человеку следует жертвовать столько, «сколько позволит ему состояние» (1 Коринфянам 16:2). По сути, христианская Церковь позаимствовала 10% из ветхозаветной десятины и определила ее, как «рекомендуемый минимум» для пожертвований христиан. Тем не менее, христиане не должны чувствовать себя обязанными всегда давать десятину. Им следует давать столько, сколько позволяют им обстоятельства – «сколько позволит ему состояние». Иногда это может быть больше, чем десятая часть, а иногда – меньше. Все зависит от возможностей человека и нужд Церкви. Каждому христианину нужно ревностно молиться и искать Божьего руководства в принятии решения, каким образом и сколько он должен жертвовать (Иакова 1:5). «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:7).

5 причин давать десятину 15.10.2018 14:18

Десятина – это десятая часть дохода, отдаваемая для церковных нужд. Десятину нужно отсчитывать от всей суммы валового дохода, без вычета налогов. Пример: если ваша зарплата 10 000 руб., то 13% налога будет составлять 1 300 руб., а десятина будет составлять 1 000 руб. Итак, почему же христиане должны давать десятину в храм?

1. Чтобы почтить Творца

«Отдавайте Божие Богу» (Мф. 22:21). Жадность — одно из преобладающих качеств большинства людей. В отношении восприятия своего и чужого имущества людей можно примерно разделить на четыре вида:

— «То, что принадлежите тебе, — моё, и я заберу это» — так мыслят воры и разбойники;

— «Моё принадлежит мне, и я не собираюсь с тобой делиться»;

— «Моё принадлежит мне, но я могу тебе дать попользоваться»;

— «То, что принадлежит мне, — твоё, и ты можешь воспользоваться этим».

Но есть ещё одна имущественная установка, которая должна укорениться в нашем мышлении, она лучше всех вышеупомянутых. Вот она: «Всё, что у меня есть, принадлежит Богу, а я лишь распорядитель Его даров». Бог владеет всей землёй и всем, что на ней. «Господня — земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней» (Пс. 23:1), «Моё серебро и Моё золото, говорит Господь Саваоф» (Аггей 2:8). Это Бог «даёт тебе силу приобретать богатство» (Втор. 8:18).Мы не должны хвалиться тем, что Бог дал нам, но должны хвалиться тем, что знаем Его (Иер. 9:23-24). Почему нам должно быть жалко отдавать Господу 10% своих доходов, если на самом деле всё на земле принадлежит Ему? Если бы не Он, не было бы ни земли, ни дохода, ни сил приобретать богатство, не было бы самой жизни. Какую щедрость Он проявил по отношению к нам, сказав отдавать Ему лишь десятую часть! «И всякая десятина на земле… принадлежит Господу: это святыня Господня» (Левит 27:30).

2. Чтобы получить своё наследие

«Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Галл. 3:29)
Авраам был первым, кто отдал десятину (см. Быт. 14:20). Внук Авраама, Иаков, тоже отдавал десятину (см. Бытие 28:22). Левий, потомок Авраама, отдавал десятину в лице Авраама (см.Евр.7:9). Десятину стали отдавать ещё до закона Моисеева. Мы, как семя Авраамово и наследники обетования, признаем себя частью этой семьи в т.ч. тем, что отдаём десятину. Господь Иисус Христос сказал иудеям: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин. 8:39). Было бы неправильно называть себя детьми Авраама и в то же время игнорировать один из замечательных его примеров — отдавать десятину. Потому нам надо отдавать десятину, будучи духовными потомками Авраама, отца верующих.

3. Чтобы исполнить завет

«Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее» (2 Кор. 3:11).
Если сравнивать Закон Моисея и Новый Завет, который мы получили через Иисуса Христа, то Новый Завет стоит выше закона Моисея. В Послании к Евреям Новый Завет назван лучшим. Всё в Новом Завете лучше, чем в Законе Моисея. И если даже по Закону Моисея люди должны были приносить десятины, то тем более это должны делать мы, живущие по закону совершенному, закону свободы (см. Иак. 1:25), ведь нам христианам на пути к совершенству необходимо раздать абсолютно всё: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Если мы считаем себя письмом Христовым, написанным не на каменных скрижалях, а на плотяных скрижалях сердца (2Кор.3:3), и если мы стремимся исполнять Божьи заповеди не потому, что таково правило, а потому что мы обрели свободу от греха, — то мы должны с лёгкостью отдавать Господу десятую часть того, что принадлежит Ему.

Некоторые верующие говорят: «Мы не отдаём десятину, потому приносить десятину предписывал ветхозаветный закон, а мы живём по Новому Завету». Если так рассуждать, то получается, что мы можем и плохо обращаться с родителями, потому что это в Ветхом Завете, а не в Новом, написано: «Почитай отца твоего и мать твою…» (Исх. 20:12). Мы почитаем своих родителей и приносим десятину, потому что закон написан на наших сердцах Божьим Духом. Мы даём десятину добровольно и с готовностью, потому что Его Дух побуждает нас отдавать то, что, как сказал Бог, принадлежит Ему.

4. Чтобы показать свою любовь

Любовь является самой сильной мотивацией. Те, кто искренне любит Господа, отдают не только десятину, но и жертвует на другие нужды общины, и делают это не с сожалением и не по необходимости, а радостно и с любовью: «С веселым оком прославляй Господа и не умаляй начатков трудов твоих; при всяком даре имей лице веселое и в радости посвящай десятину. Давай Всевышнему по даянию Его, и с веселым оком — по мере приобретения рукою твоею, ибо Господь есть воздаятель и воздаст тебе всемеро. Не уменьшай даров, ибо Он не примет их: и не надейся на неправедную жертву» (Сир.35:7-11).
5. Чтобы выполнить своё обязательство

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Господь Иисус Христос не критиковал фарисеев за то, что они давали десятину, наоборот, Он одобрил это и сказал, что им надлежит это делать. Слово «надлежать» подразумевает обязательство, долг. Потому отдавать десятину — это долг каждого христианина. Особую актуальность приобретает заповедь о десятине, когда приход не строиться по типу конторы по оказанию религиозных услуг, а строится как живая община, где каждый прихожанин-общинник несет и чувствует свою ответственность за свой храм, свой приход, свою общину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *