Дорога из санкт-петербурга в москву достопримечательности

Трасса М-10 «Россия» (Е-105) связывает две столицы — Москву и Петербург. В прошлом её называли «царской дорогой», по которой русские правители и их свита совершали регулярные путешествия. Вдоль неё сохранилось немало интересных памятников культуры, в том числе, путевые дворцы императрицы Екатерины Великой. Она могла бы стать прекрасным туристическим маршрутом, наподобие «Золотого кольца»: хорошее транспортное сообщение, как автомобильное, так и по железной дороге, старинные города, живописная природа.

Трасса М-10 «Россия» в Тверской области

Вдоль неё идет платная скоростная трасса М-11. Она удобна, но неинтересна, своего рода «дорожный фастфуд». С двух сторон тянутся сплошные леса, и от этого однообразного пейзажа вскоре начинаешь уставать. К тому же не все готовы раскошелиться на весьма внушительную сумму.

Трасса М-11 в Тверской области

Мне много раз приходилось ездить по М-10 целиком и по отдельным участкам. Многие проезжают её за один день. Но если вы хотите по-настоящему узнать эту дорогу, лучше потратить на неё минимум два дня, лучше больше.

Начнем наше путешествие из Петербурга, вспоминая до сих пор актуальное произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Его маршрут был таким: София, Тосна, Любани, Чудово, Спасская Полесть, Подберезье, Новгород, Бронницы, Зайцово, Крестьцы, Яжелбицы, Валдай, Едрово, Xотилов, Вышний Волочок, Выдропуск, Торжок, Медное, Тверь, Городня, Завидово, Клин, Пешки, Черная грязь. Некоторые из этих населенных пунктов мы посетим и на нашем пути.

В Петербурге дорога на Москву начинается от площади Победы с её величественным монументом Защитникам Ленинграда. Затем Московское шоссе переходит в трассу М-10 «Россия». Однако, если позволяет время, стоит на участке до Новгорода отклониться от этого маршрута и уйти на трассу Р-23, ведущую на Псков. Мы не сильно увеличим время в пути, зато посмотрим несколько интересных достопримечательностей.

Первая интересная точка на нашем пути — Гатчина. При наличии времени здесь можно сделать остановку. Разумеется, Гатчина не то место, которое смотрят на бегу. Однако если вы уже были здесь, вам наверняка захочется оживить воспоминания. Проспект 25-летия Октября, переходящий в Киевскую улицу, ведет нас мимо Большого Гатчинского дворца и роскошного дворцового парка. С другой стороны — землебитный Приоратский дворец, возвышающийся на берегу Черного пруда.

Гатчинский дворец и Большая терраса-пристань

Приоратский дворец в Гатчине

За деревней Черницы, стоящей чуть в отдалении от дороги, не доезжая аэродрома «Сиворицы» можно заметить остатки противотанкового рва с надолбами, часть оборонительного рубежа времен Великой Отечественной войны (координаты: 59°28’55?N 30°1’56?E).

Дальше по правую сторону будет усадьба Сиворицы (Никольское), приобретенная в 1761 году промышленником Петром Григорьевичем Демидовым и построившего здесь усадьбу. К сожалению, в наши дни усадебные постройки и часть партера относятся к территории психиатрической больницы имени П.П.Кащенко. А вот пейзажный парк, сохранивший свое очарование, открыт для посещения.

Не пропустите Выру. Здесь по правой стороне в здании Вырской почтовой станции работает музей «Дом станционного смотрителя» по повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель». Увы-увы-увы. Уже в третий раз я забываю о нем, а когда вижу, доставать фотоаппарат поздно. По другую сторону дороги находится усадьба Нижняя Дача, от которой частично сохранился усадебный парк.

Следующая достопримечательность — усадьба Рождествено, расположенная в селе Рождествено Гатчинского района (Рождествено, Музейная ул., 1). В усадебном доме конца XVIII века находится музей писателя Владимира Набокова, которому оно досталось в наследство от дяди в 1916 году. Сохранился пейзажный парк с липовыми, дубовыми, еловыми аллеями.

Чуть в стороне от дороги, в поселке Красный Маяк расположены остатки усадьбы Михайловская. В прошлом здесь находилась станция линии оптического телеграфа Санкт-Петербург — Варшава.

Не доезжая Луги, около развилки высится величественный мемориальный комплекс «Партизанская слава», открытый в 1975 году (координаты: 58°47’20?N 29°52’57?E). Он посвящен боевому братству партизан Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Сохранился железобетонный дот времен войны.

Мемориальный комплекс «Партизанская слава»

Дальше трасса Р-23 уходит в обход Луги. А мы сворачиваем на автодорогу Великий Новгород — Луга (бывшая Р-47, ныне 41К-141 на территории Ленинградской области, 49А-04 на территории Новгородской области). Здесь практически нет машин, ехать — одно удовольствие. Вокруг расстилаются живописные пейзажи, встречаются интересные памятники.

По Большой Санкт-Петербургской улице въезжаем в Великий Новгород, возвращаясь на маршрут Радищева. Этот город лучше смотреть не торопясь. Здесь удобно остановиться на ночлег, благо, гостиниц много, на любой вкус. Мы ночевали в Парк Инн Великий Новгород**** на берегу Волхова.

Если вы в Новгороде впервые, в первую очередь стоит посмотреть Новгородский кремль (Детинец), Ярославово Дворище и Торг, Рюриково городище, музей деревянного зодчества Витославлицы, Свято-Юрьев монастырь с Георгиевским собором. На Ярославовом дворище сохранился Путевой дворец Екатерины, построенный в 1771 году и реконструированный в 1825-1827 годах по проекту архитектора В.П.Стасова (Великий Новгород, ул.Дворцовая, 1).

Памятник «Тысячелетие России» и Софийский собор, 1045-1050 год

Георгиевский собор в Юрьеве монастыре, 1119 год

Рюриково городище: церковь Благовещения на Городище и храм Спаса Преображения на Нередице

Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Кирика и Иулиты из деревни Кашира Маловишерского района, 1745 год

Если позволяет время, можно съездить на Ильменский глинт, расположенный на южном берегу Ильмень-озера между дельтами рек Ловать и Шелонь. Самый высокий участок глинта находится между деревнями Коростынь и Пустошь. Это самое протяженное на Русской равнине обнажение пород, сформировавшихся из морских отложений девонского периода (420-360 млн. лет назад), геологический музей под открытым небом, отчасти напоминающий Андома-гору на Онежском озере.

От Великого Новгорода мы вернемся на трассу М-10 «Россия» и теперь наш путь будет идти всё время по ней. Мы проедем мимо интересных старинных поселений, в которые при возможности можно заехать. Например, в рабочий поселок Крестцы, первое письменное упоминание о котором относится к XIV веку. Здесь сохранились церковь Святой Троицы (1865), Екатерининский собор (1777), Краеведческий музей, музей «Крестецкая строчка», памятник авиаторам Северо-Западного фронта (1978) и другие. В Крестцах находится Путевой дворец Екатерины Великой, возведённый в 1778-1783 годах (ныне — Музыкальная школа, ул. Московская, 2).

Другое, не менее интересное село — Яжелбицы. По преданию, когда князь Александр Невский шел на битву со шведами, он сказал: «Я желаю биться…», а затем: «…И жице…» (жить). Так возникло это странное название. Сохранились руины Путевого дворца Екатерины (почти напротив магазина по адресу Центральная ул.,76а), церковь Александра Невского 1805 года. В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев упоминает Яжелбицы, а в 1790 году его под стражей, закованного в кандалы, везли через Яжелбицы в ссылку.

Дальше на нашем маршруте следует прекрасный город Валдай. Чтобы попасть в него, нам надо будет свернуть с трассы налево (если едем из Питера). Впервые он упоминается в берестяной грамоте XII века. На всю Россию славились мелодичные валдайские колокольчики. В бывшей церкви великомученицы Екатерины (Львовская ротонда) 1786-1794 годов постройки работает Музей колоколов (г.Валдай, ул.Труда, 2а). Еще одна достопримечательность — Музей уездного города в особняке XIX века (ул.Луначарского, 7). На Валдайском озере на острове Сельвицком расположен очень красивый Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1653 году по образцу Иверского монастыря на Афоне. Если позволяет время, в Валдае можно остановиться на ночевку.

Выехав из Валдая, мы вновь оказываемся на трассе М-10. В селе Едрово, известном с XV века и описанным Радищевым, сохранился заброшенный Путевой дворец Екатерины Великой (Едрово, Московская ул, 1а). Вскоре после него проедем село Куженкино, известное с 1583 года. Здесь сохранилась изящная Спасо-Преображенская церковь 1841 года. Близ Куженкина многие годы функционирует стихийный рынок, где продают дары местных лесов — ягоды и грибы. С этим местом у меня связана одна весьма грустная и неловкая история: «Богатые москвичи» в Куженкино.

Чуть в стороне от М-10 находится Бологое, где бордюр превращается в поребрик (или наоборот). Валдайская возвышенность славится своими пейзажами. Если позволяет время, можно остановиться здесь на несколько дней. В Волговерховье расположен исток Волги. Живописны озера Селигер, Вельё, Пирос и другие. На Селигере находится Нило-Столобенская пустынь, основанная в XVI веке.

Курганы на озере Пирос

Дальше мы проедем через Вышний Волочек. Многие объезжают его по платной объездной дороге, помня ужасные пробки, которые скапливались здесь до постройки М-11. Но мы поедем через город, чтобы посмотреть на его достопримечательности. В самом Вышнем Волочке с гостиницами туго, а вот в окрестностях немало баз отдыха. Несколько раз мы останавливались в отеле «Эко-парк» на берегу озера Мстино. Очень приятное место для отдыха.

Утро на озере Мстино

Вышний Волочёк — очень красивый, некогда богатый город на торговых путях. К сожалению, в наши дни он весьма запущен. Здесь сохранились Путевой дворец Екатерины, каналы и другие гидротехнические сооружения старинной Вышневолоцкой водной системы, в том числе, Вышневолоцкое водохранилище начала XVIII века, старинная городская застройка, Богоявленский собор, Казанский женский монастырь и другие достопримечательности.

Река Цна и Богоявленский собор в Вышнем Волочке

Казанский проспект в Вышнем Волочке

От Вышнего Волочка до Твери дорога очень живописна. Мы проедем мимо старинного села Выдропужск, известного с XVI века. Там можно увидеть церковь Смоленской (Выдропусской) иконы Божией Матери и руины путевого дворца. Не доезжая Торжка можно заехать в музейный комплекс «Василёво», где сохранились остатки старой усадьбы помещиков Львовых. Там находятся валунный Чертов мост, сделанный без цементного раствора, собранные со всей Тверской области памятники деревянного зодчества XVIII — начала XX веков и другие интересные постройки.

Выдропужск с трассы М-10

При возможности стоит заехать и в Торжок, чтобы насладиться атмосферой провинциального, некогда богатого и значимого города. Здесь сохранились основанный в XI веке Борисоглебский монастырь, деревянная Тихвинская церковь, старинная городская застройка, многочисленные храмы и музеи, очередной путевой дворец. Великолепно смотрится отреставрированная набережная Тверцы. И, конечно, не забудьте отведать в Торжке знаменитые Пожарские котлеты, которые так нахваливал Александр Сергеич:

На досуге отобедай,
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке.

UPD Признаться, фраза «…и отправься налегке» немного смутила. Может, поэт имел ввиду что-то другое?

Новоторжский Борисоглебский монастырь

Храм Тихвинской иконы Божией Матери

Недалеко от Торжка, в некотором отдалении от трассы М-10 расположена усадьба Знаменское-Раёк, построенная в палладианском стиле, одно из лучших творений архитектора Н.А.Львова. В селе Медное с 1999 года работает Итальянская сырная ферма, основанная Пьетро Мацца.

Главный дом усадьбы Знаменское-Раёк

Далее на нашем пути стоит Тверь. Великолепный город с массой интересных памятников архитектуры. После огромного пожара 1763 года, уничтожившего всю центральную часть города, включая деревянный кремль, Тверь была перестроена по регулярному плану. Её памятники архитектуры многочисленны: роскошный Путевой дворец с картинной галереей, Старый мост через Волгу, старинная городская застройка, многочисленные музеи, Морозовский городок, красавица Волга. В идеале, на знакомство с Тверью нужно отвести минимум 2 дня.

Памятник А.С.Пушкину в Твери и Староволжский мост

Императорский путевой дворец в Твери

Угол площади Ленина и Советской улицы

После Твери места уже весьма обжитые: чувствуется близость к столице. В выходные дни на трассе нередки пробки. В селе Эммаус расположены два интересных музея. Первый — мемориально-художественный музей Владимира Александровича Серова (с. Эммаус, 29 ). Второй — музей Калининского фронта, в том самом месте, где 5 декабря 1941 года войска Калининского фронта прорвали оборону немецко-фашистских войск, начав контрнаступление Красной Армии под Москвой (поселок Эммаус, Школа -интернат).

Трасса М-10 обходит село Городня, но мы поедем прямо, по старой дороге. Это очень древнее место: первые поселения возникли здесь в VI-V веке до н.э. Городня находилась на южных рубежах Тверского княжества. Ныне существующий храм Рождества Богородицы в Городне на Волге был построен во второй половине XIV века и является самой древней постройкой во всей Тверской области. В 1412 году после пожара церковь была заново отстроена на старом подклете. В Городне сохранилось несколько старинных зданий, среди которых — небольшой путевой дворец.

Храм Рождества Богородицы в Городне

Волга в Городне

После Городни трасса М-10 некоторое время идет вдоль Волги — Иваньковского водохранилища, а затем пересекает его по Безбородовскому мосту. Для меня это совсем родные места: рядом расположена дача, по Иваньковскому водохранилищу я много лет хожу под парусом.

На Иваньковском водохранилище

В поселке Новозавидовский, который расположен в нескольких километрах в стороне от трассы, находится дом-музей крестьянского поэта Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848-1930). Вскоре после поселка Мокшино можно уйти на Конаково, где сохранилось несколько старинных построек, включая перевезенные деревянные дома из затопленного при строительстве Иваньковского водохранилища города Корчева, а также Конаковская ГЭС.

А трасса М-10 «Россия» поведет нас через два старинных села: Завидово (Тверская область) и Спас-Заулок (Московская область). В Завидове, первое летописное упоминание о котором относится к 1560 году, несколько заслуживающих внимание достопримечательностей. С дороги виден огромный храмовый комплекс Успения Пресвятой Богородицы: Успенский храм, Троицкий храм и самая высокая в Тверской епархии пятиярусная колокольня. Рядом с ними расположены четыре музея: Музей истории храмового комплекса села Завидово, Музей народных промыслов, «Ямщицкая изба» и «Государева дорога».

Храм Преображения Господня в Спас-Заулке, 1833-1837 годы постройки

Интересен своими достопримечательностями город Клин. Большинство знает его по дому-музею П.И. Чайковского (г. Клин, ул.Чайковского, 48). Однако здесь немало других мест, которые стоит посмотреть: самая древняя постройка Клина — церковь Успения Пресвятой Богородицы середины XVI века, Соборная площадь с перестроенным в советское время Троицким собором 1836 года, церковь Воскресения Христова 1712 года в стиле московского барокко, старинная городская застройка, включая Торговые ряды в псевдорусском стиле, дом-музей А.П.Гайдара (ул.Гайдара, 17), река Сестра.

Троицкий собор в Клину

Памятник П.И.Чайковскому в Клину

Чуть в стороне от Клина по дороге А-108 («Большая бетонка») расположены две усадьбы: Боблово и Тараканово, связанные с именами Д.И.Менделеева и А.А.Блока. А трасса М-10 дальше идет через Солнечногорск, который знаменит не только своими пробками, но и Путевым дворцом (г. Солнечногорск, Красная ул., 84), в котором размещается музей. Рядом с городом находится рукотворное озеро Сенеж, образованное во второй четверти XIX века при строительстве Екатерининского канала между реками Сестра и Истра.

У Льяловской развязки у въезда в Зеленоград расположен Холм Славы с мемориальным комплексом «Штыки» (Москва, М-10 «Россия», 40-й км). В декабре 1941 года в окрестностях шли тяжелые бои за Москву. В братской могиле покоится около 760 человек, прах одного из которых в 1966 году был перезахоронен у могилы Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля.

В Елино можно уйти на Фирсановку, чтобы полюбоваться усадьбой Середниково конца XVIII — начала XIX века, где в 1829-1832 годах бывал Лермонтов. Рядом находится киногород Piligrim Porto, где сохранились декорации к многочисленным советским и российским фильмам.

В деревне Чёрная грязь расположен бывший путевой дворец 1776 года — почтовая станция, ставшая в XIX веке одной из крупнейших на дороге из Петербурга в Москву. Она увековечена в названии последней главы «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева.

Это уже пригороды Москвы. С каждым годом здесь увеличивается число многоэтажных «человейников», торговых центров, складов и коттеджных поселков. Рядом — аэропорты Шереметьево. Химки встречают бесконечными пробками в обоих направлениях. Проехав по путепроводу через МКАД, затем мы пересечем Химкинское водохранилище канала имени Москвы. Последний Путевой дворец нам встретится около метро «Динамо» — знаменитый Петровский замок.

Петровский путевой дворец

Ленинградское шоссе перейдет в Ленинградский проспект, затем в Тверскую улицу и закончится на Манежной площади около Московского Кремля. Наше путешествие из Петербурга в Москву закончено.

Трасса М-10, объездная М-11 и все, что с этим связано

По уже сложившейся традиции начало нашего нелегкого, но вполне увлекательного пути мы зафиксировали в городе-геморрое с малоизвестным названием Москва.

Экипаж: три отважных путешественника мама, папа и дочь.

Боевая машина: Вольво ХС90, 2012 г. в., бензин, турбированный движок 2,5л., 215 л.с.

Заправки: ЛУКОЙЛ (Москва, Питер, Новгородская обл.) и Шелл (Великий Новгород).

Технические средства: транспондер, навигатор, радар-детектор, видеорегистратор.

Платный участок Москва-Солнечногорск

13 мая в 7 часов утра мы уже «топтались» у первого въезда на платный участок дороги М-11. Транспондер был надежно прикреплен к лобовому стеклу и денег на его счету было более чем достаточно.

И тут произошло непредвиденное: по какой-то неведомой причине наш транспондер был отклонен системой и шлагбаум не открылся. Мы сделали попытку проехать через другой терминал, та же история…

В общем, пришлось нажать на кнопку автомата и получить билетик. Поехали. Дорога вполне ровная и комфортная, кроме нас почти никого не было на дороге. Крейсерская скорость 150–170 км/ч.

Камеры, призванные обогащать ГИБДД за наш с вами счет, на платных участках отсутствуют так же, как и инфраструктура в виде туалетов, островков для отдыха, заправок и кафе. Разделительная линия между направлениями движения усилена вертикальным металлическим ограждением, которые также установлены по краям проезжей части в обе стороны. Редко встречаются кармашки, где можно остановиться, хотя дальнобойщики уже заняли некоторые «полянки» на прилегающей территории. Так что, дамы и господа, только вперед!

Пролетели этот участок примерно за полчаса и на выезде приготовили 400 руб. Коллеги, имейте в виду, что на этом участке дороги для транспондера нет никаких скидок! Когда отдавали денежки, задали вопрос контролеру, почему нас «не пустил» шлагбаум на въезде. Проверили транспондер на предмет работоспособности и выяснилось, что мы, оказывается, просто не зарегистрированы на этом участке дороги. А вот на следующем участке (том, что в объезд Твери и Вышнего Волочка), как обещал нам сборщик денег, шлагбаум любезно позволит нам ехать дальше.

На выезде с первого платного участка круглосуточно работает пункт продажи и обслуживания этих самых транспондеров.

Я не поленился посетить его с целью выяснить, почему мой гаджет был отклонен. Девочка, по моей просьбе, каким-то неведомым образом активировала транспондер для всех существующих платных дорог, где он должен работать и мое артериальное давление снова пришло в норму.

Коллеги, изучайте личный кабинет на сайте Росавтодора, где-то там зарыта функция активации транспондеров для проезда по платным участкам дорог!

Выезд на трассу М-10

И снова привычная всем дорога в Питер.

Коллеги, ахтунг! На обочинах, в кустах и зарослях снова дежурят стукачи-«дружинники» с хорошо замаскированными камерами. В убитые деревеньки, которые мы проезжали, тоже приковыляла «цивилизация». Гроздья работающих и муляжных камер! Будьте предельно внимательны! Обновляйте базы в навигаторах и антирадарах! Смотрите по сторонам, обращайте внимание на стоящие на обочинах убитые дешевые автомобили, за ними запросто могут быть спрятаны видеокамеры. В общем, за рулем не спать!

Асфальтовое покрытие участка трассы М-10 от Солнечногорска до въезда на платный Тверской отрезок вполне сносное. Заправок достаточное количество, много брендовых (Лукойл, ВР, Shell, Роснефть, ТНК) и еще больше каких-то неизвестных.

Читайте так же:  Достопримечательности гбердска

Платный участок №2 (334-й км — 543-й км, объезд Торжка и Вышнего Волочка)

Асфальтовое покрытие ровное и гладкое, вполне свободно и комфортно. Камеры отсутствуют, крейсерская скорость 150–170 км/ч. Картина вокруг такая же, как и на первом платном. Наверное, создадут инфраструктуру когда-нибудь наши «благодеятели»!

Транспондер в этот раз открыл шлагбаум, и мы проехали этот участок со всеми полагающимися нам скидками, указанными на сайте Росавтодор.

И снова на М-10

На М-10 выехали в конце Тверской области. С замаскированными камерами такая же история. Будьте внимательны! В населенных пунктах их меньше, но они есть, лучше здесь не рисковать, а ехать как полагается.

Остановились на минутку попить чаю. Рядом работал передвижной пост ДПС. Поговорил с ДПС-ником. Он сказал, что с 1 июня будет введен в эксплуатацию Новгородский участок трассы М-11. Кстати, будьте внимательны при въезде на платный участок № 2 со стороны Москвы, не проскочите съезд на нее! Общий указатель есть, а вот несколько съездов с М-10 немного смущают. Снижайте скорость и смотрите, куда ведет развязка.

Великий Новгород и Новгородская область (М-10)

Проверенных брендовых заправок вдоль трассы существенно меньше. Заправляйте полные баки в районе Валдая (там проверенный Лукойл) и тогда спокойно доедете до Питера.

За Валдаем, в сторону Великого Новгорода активно ведется ремонт дороги. Вот уже сколько лет! Снижение скорости, сужение дороги, небольшая пробка. Но терпимо. Примерно километра 2–3. Потом снова поехали. Дорожное покрытие весьма сносное, ехать вполне комфортно. Как вспомнишь Вышний Волочек, сердце кровью обливается!

Когда поедете из Питера, на выезде из города заправляйте полные баки на брендовых заправках (особенно, у кого машина чувствительна к топливу).

На обратном пути мы выехали из Питера на половине бака, и я был вынужден заехать в Великий Новгород на дозаправку. Заправлялся на заправке Шелл. Супер! Впечатления самые положительные: чистенько, комфортно, качественно.

На выезде из Великого Новгорода в сторону Москвы встретили две заправки Лукойл (информация для фанатов этого бренда). А вот на трассе первая брендовая заправка попалась нам примерно через 180 км. Контролируйте состояние топлива в баке!

Крайне неприятно удивили дороги в самом Великом Новгороде: ямы на проезжих частях диаметром до метра и глубиной 30–40 см, таких ям и колдобин примерно 70%. Водители смотрят, как говорится, только «себе под ноги». Очень напомнило Вышний Волочек (для тех, кто в курсе). М-дя…

Ленинградская область (М-10). Санкт-Петербург

На этом участке трассы до самого Питера мало что поменялось. Ехали себе и ехали. Дорожное покрытие сносное, заправки стали появляться питерские, немного брендовых, еще больше никому не известных. Здесь уже на ваш выбор. ДПС-ников не встречали вообще. В сам Питер въехали достаточно быстро, никаких ремонтных работ на въезде в город, да и в самом городе. В общем неплохо.

Для тех, кто никогда не бывал в Питере. Люди ездят по принципу «Еду как могу». Будьте предельно внимательны, поворотники не включаются, перестроения из разряда «удивительное рядом», движение по городу как в песне «Заправлены в планшеты космические карты!».

Очень много дорог с односторонним движением. Лучше всего использовать навигатор, он серьезно выручает.

И еще: в Питере есть одна фишка. Это разрешающий для вас сигнал светофора и одновременно разрешающий сигнал для пешеходов.

Поначалу немного вводит в ступор, потом привыкаешь. Только обязательно пропускайте пешеходов!

В целом, дороги в Питере такие же, как и в Москве: где-то хорошие, где-то плохие, где-то никакие, а где-то ремонт. Всего понемногу.

Где мы остановились

Для людей существует много различных способов найти себе пристанище в период проведения отпуска или выходных.

Мы, как всегда, долго изучали информацию на Букинге и в очередной раз абсолютно не прогадали. В итоге наш выбор пал на мини-отель «Жасмин», что на набережной Фонтанки. Отличное местоположение самого мини-отеля, в шаговой доступности Фонтанка, Летний сад, Михайловский Замок, до набережной Невы прогулочным шагом минут 10–15.

Номер современный, двухкомнатный с ванной комнатой, где подогревается пол. Никакого шума, вход и въезд в тихий внутренний двор, где всегда есть место для машины, что очень немаловажно.

Дорога от Москвы до Питера кажется самой неэкзотической, самой знакомой и предсказуемой трассой России на протяжении последних добрых двух сотен лет. У каждого москвича есть друзья в северной столи.

Дорога от Москвы до Питера кажется самой неэкзотической, самой знакомой и предсказуемой трассой России на протяжении последних добрых двух сотен лет. У каждого москвича есть друзья в северной столице, а у каждого петербуржца какие-нибудь дальние родственники проживают в первопрестольной. Каждый из нас, автолюбителей, хоть раз если не до Питера доезжал по Ленинградке, то уж хотя бы то Твери добирался, а потому со знанием дела рассуждает о превратностях этой дороги. Поэтому, когда у нас созрело решение почтить своим присутствием самые модные нынче памятники культуры, я подумала было, что писать-то будет не о чем. Но материал стремительно набирался и просился на страницу, и я не смогла ему отказать. Мне есть о чем поведать вам, последователи наших путешествий! Итак, мы отправились в путь в первый выходной день, 7-го мая, в воскресенье, после трудной рабочей недели. Впереди были три праздничных дня, еще три рабочих в счет отпуска и выходные, то есть полноценная неделя, посвященная знакомству с достопримечательностями северной столицы.

Изучение Интернет-ресурсов практически никак не помогло в выработке маршрута: много фотографий, много исторической информации и ни слова о том, куда стОит поехать в первую очередь и что можно посмотреть за неделю. Также почти нет описаний, как проехать к объектам осмотра и как оптимизировать маршрут. Поэтому в этом описании я не хочу уделять много внимания исторической стороне дела, а просто постараюсь дать практическую информацию для путешественников. Московский менталитет мне девать некуда, так что – извините!

Итак, экипаж № 1 на Киа Маджентис стартовал с юга-запада столицы в воскресенье утром. Пустынные улицы Москвы, МКАД, Пятницкое шоссе с целью объезда пробки на Ленинградке, и встреча в Зеленограде. Второй экипаж на Киа ШУМА 2 – в 13.00 мы стартовали, наконец-то, из Зеленограда. Ленинградка была относительно свободна до Солнечногорска. От Солнечногорска тянулась длинная очередь машин, в хвост которой мы и встали в деревне Дубинино. В общей сложности 1 час времени было убито на преодоление этого небольшого городка. Дорога неплохая, почти везде есть разделительное ограждение, однако местами очень большая колейность. Доблестной милиции почти нигде не видно, даже на постах ДПС затишье. Неспешно миновав Московскую область, мы въехали в Тверскую. Машин стало значительно меньше, дорога хорошая, но чуть ли ни в каждом населенном пункте притаились скоростемеры. Встречные водители активно сигнализировали о ГАИшных засадах, поэтому нам удалось проехать без потерь.

В 15 часов пополудни задача пообедать встала перед нашими экипажами во всей красе. Хотелось найти симпатичное местечко на трассе, где спокойно можно было бы посидеть и вкусно поесть. На 117-м километре Ленинградки такое место обнаружилось. Мне кажется, что влияние на это место оказала близость деревни Завидово. Комплекс «Кнакер» — супермаркет, ресторан, кафе в ярких красно-желтых цветах смотрится несколько нелепо посреди деревни. В кафе было вполне симпатично, но шумно – работал телевизор. Поэтому мы выбрали тихую и спокойную обстановку ресторана с мягкими креслами и диванами. Повар немец, все очень вкусно, блюда по-немецки щедрые. Цены на уровне среднего московского ресторана. Стоимость горячих блюд 500-900 рублей, салатов – 250-350 рублей. Сумма счета без спиртного и десертов – около 4000 рублей. Кстати, надо отметить отличную сантехнику и отделку санузла. Похоже, это самое комфортное место на трассе для облегчения…

После сытного обеда, потеряв чуть больше часа времени, мы отправились дальше. От «Кнакера» через московское море лежит живописная дорога. При наличии времени обязательно заехали бы в Городню – небольшой городок под Тверью. Там очень красивая церковь 17 века на берегу Волги… От Твери до Торжка – около 60 км, первые километров 45 дорога вполне приличная, только полностью отсутствует разметка. Вероятно, в ближайшее время она появится, но в начале мая разметка на дороге – это вообще редкость. В районе Торжка дорога просто отвратительная, объездная + еще 10 километров после Торжка – колдобина на колдобине. Максимальная скорость – 90 км в час, и то с натяжкой. Зато потом начинается отличная дорога, на которой можно разогнаться и компенсировать отставание. Конечно, жизнь осложняют работники ГАИ, которых в Тверской области, кажется, слишком много…

Радует, что дорога ремонтируется. Пока еще хорошие участки перемежаются с плохими, но хороших уже больше. Однако именно поэтому приходится терпеть неудобства, связанные с ремонтом дорог. Например, с 271 по 292 километр – капитальный ремонт дороги, на всем протяжении стояла пробка. Движение медленное, т.к. очень много широких фур, встречные проезжают впритирку. На некоторых участках проезд организован по очереди – то с одной стороны, то с другой.

После Вышнего Волочка до станции Березай примерно 10 км дороги, которую можно назвать автобаном. Однако расслабляться нельзя – везде караулят бдительные стражи скоростей. На всей трассе скорость – 90 км в час, и ловят на скорость не только в населенных пунктах…

Заранее было решено, что ночевать мы будем в Великом Новгороде. Несколько лет назад мы уже были в этом городе, останавливались в отеле «Интурист». Однако обслуживание там не очень понравилось, поэтому решено было отель поменять. Решили забронировать «Береста Палас», отель системы Best western, полноценные 4*. Бронировали из Москвы по телефону, приехав, назвали фамилию и нас поселили. Стоимость стандартного двухместного номера 2700 рублей, двухместный с третьим местом для ребенка – 3280. Это со скидкой и с завтраком. Отель вполне приличный, есть ресторан и бар, неплохие номера, в стоимость входит посещение сауны и бассейна с утра до 13.00, только с парковкой машины были небольшие проблемы – мест на парковке не было. Поужинали мы в баре. Рядом с нами ужинала группа то ли из Тайланда, то из Кореи и это внушало опасения, что обслуживать будут чрезвычайно долго. Но нет, обошлось. Обслуживали быстро. К отелю вечером была только одна конкретная претензия: везде декларируют прием кредитных карт, однако на ресепшн сказали, что тогда стоимость номера увеличится на 10% (то есть не будет скидки), а в баре сообщили, что у них терминал не работает. Вежливо предложили сходить в банкомат в холле отеля и снять наличные.

Проснувшись, часиков в 8 утра мы отправились на завтрак. Завтрак в отеле с 7 до 10 утра. Однако на шведском столе было пусто, стоял только творожок. Девушка из обслуживающего персонала сказала, что к 8.30 принесут горячее. На вопрос, как же так, завтрак ведь с 7.00, она ответила, что ничего не знает и попросила нас подождать до половины девятого. Не хотелось портить себе настроение с утра, но вообще-то это бардак. Пришлось подождать, принесли блинчики и кашу, поставили тарелки с колбасой и сыром. Где-то к 8.45 поставили титан с кипятком и титан с кофе. В общем, завтрак не удался…

Однако до Питера оставалось всего 150 км и хотелось уже скорее отправиться в путь.

Без проблем выехав из города и миновав кусок отвратительной дороги недалеко от города, встали на хорошую трассу, где можно было держать крейсерскую скорость 100 – 120 км/ч. Однако замечена одна характерная особенность: в новгородской области ГАИ стояло почти в каждом населенном пункте, однако практически никто не предупреждал об этом. Такое впечатление, что у них вообще не принято мигать или жизнь проходит по принципу «Попал сам – дай попасть другому». Забегая вперед сообщу, что в областях обеих столиц и «туда», и «обратно» доблестных стражей было весьма мало, а в Новгородской и Тверской областях – с избытком. Однако машины с Питерскими номерами (78, 98), Новгородскими (53) и номерами Ленинградской области (47) совершенно не предупреждают о засадах ГАИ. Что касается фур и дальнобойщиков, то на эстонцев, финнов и т.д. рассчитывать вообще не приходится, мигают только наши. Но не легковым машинам, а своим, таким же дальнобоям. Если едешь перед фурой, или за ней, то, конечно, увидишь, но специально тебе не мигнут. Еще одна трудность в предупреждении встречных машин о засадах ГАИ – разделительное ограждение. Около 2/3 дороги оборудовано разделительным ограждением, что, в принципе, хорошо, но сигнала фар не видно.

Дорога до Ленинградской области вполне приличная, по Ленобласти тоже ничего, но чуть хуже. Пугает другое: в Ленобласти ОЧЕНЬ ПЛОХО с заправками. На 65 км от начала области до Питера встретилось, кажется, только 2 штуки по нашей стороне дороги, и пару – на противоположной. Последняя заправка мелькнула километров за 50 до Питера, следующая – уже только в пригороде.

Въезжая в Ленобласть, почти сразу видишь указатель «Гатчина». Ехать туда не решились, сразу было понятно, что в недельные планы Гатчина не влезает. Поехали дальше. Не доезжая около 16 км до Питера – указатель «Пушкин». Поворот налево, без светофора. Налево уходят две дороги, нам нужна та, которая правее. Примерно 5-6 км – и мы в городе. Для москвичей поясню. Пушкин и Павловск находятся буквально друг за дружкой, смотреть их можно вместе, в 1 день. Дворцы, парки, Царскосельский лицей. Въезжая в Пушкин, попадаете в ту его часть, где ничего интересного нет. Езжайте прямо по главной дороге до переезда. Прямо на переезд – и вы в Пушкине. Перед переездом налево – и вы в Павловске. Далее в обоих местах нужно ехать по указателю «Дворцы». Мы отправились в Пушкин. Екатерининский дворец виден издалека, слева парк и уже понятно, что нужно где-то припарковаться. Мы были в выходной день, правда, приехали где-то около 11 утра, поэтому народу было пока немного, но ожидался аншлаг. Дорога упирается во дворец, т.е. в тупик. Направо есть небольшая дорога с односторонним движением, но на ней уже стояло пару автобусов. Поэтому мы припарковались недалеко от знака «Стоянка запрещена», где уже стояло с десяток машин. К вечеру их было – вообще не протолкнуться.

Дальше пойдет повествование, посвященное неумелой организации работы музеев и снобистскому отношению избалованных местных людей к приезжающим туристам. Так что особо нервных питерцев прошу удалиться, начинается нелицеприятное. Начнем с того, что вход в парк платный – около 70 рублей на человека. На входе мы прикупили книжку о прелестях Екатерининского дворца по цене 100 рублей. А дальше уткнулись в хвост огромной очереди на вход в этот самый дворец. Мои спутники уже было хотели отказаться от идеи посещения этого дворца сегодня, но своевременно купленная книжка с фотографиями янтарной комнаты убедила их все-таки встать в эту длиннющую очередь. Уточнив у милиционера, как надолго эта очередь («часа на 2, не меньше!»), решили, что будем стоять по очереди: экипаж 2 гуляет часик, мы стоим, а потом меняемся. В очереди есть неприятная особенность: стоит один человек, а потом подходит к нему друг вся группа. Ты надеешься продвинуться человек на 30, а продвигаешься на 5. Время работы музея (впрочем, как и почти всех музеев Питерских пригородов) с 10 до 17. В этот музей вход для групп с 10 до 12 и с 14 до 16. Вход для «дикарей» с 12 до 14 и с 16 до 16.30. Так что, если мы не успеем войти во дворец до 14 часов, наши шансы на посещение сильно снижаются. Прошел час, наши спутники вернулись. Настала наша очередь гулять. Мы сразу решили, что не пойдем по выставкам, а просто погуляем по парку. Парк замечательный, ухоженный. Не хватает указателей, где что расположено, карт местности и т.д. Они есть на входе и еще где-то, но их мало. Красиво, спокойно, белочки бегают, утки плавают…

Через час вернулись, встали в тесную очередь озлобленных людей. Простояли еще минут 20, после чего вышел человек из здания музея и запустил нас во дворец. Одновременно запустили человек 100 народу, что вызвало невероятную давку у входа. Попав внутрь, мы опять оказались в хвосте очереди в кассу. Минут 20 времени, по 220 рублей с носа (+100 рублей за фотосъемку) и мы можем идти! Как бы не так! Теперь мы уперлись в толпу жаждущих попасть внутрь, состоящую человек этак из 120-150. Более того, нас тут же подперли сзади еще человек 30-40. Откуда они взялись? Не спрашивайте, не знаю! Это очередь из тех, кого партиями пропускают в комнатку для натягивания бахил поверх обуви. А потом надо еще постоять с вредной тетенькой на входе в зал, где она отсчитывает по 20 человек и запускает к экскурсоводу. Посещение с экскурсией – это замечательно, но пробежка по залам и рявкание экскурсовода вместо ответов на вопросы меня не впечатлили. А девушка экскурсовод, оттарабанив свой текст, сообщила, что у нее 0,5 часа на группу, ей некогда, и если хотите походить и позадавать вопросы – приезжайте зимой.

Уважаемые музейные деятели! Вы дерете немалые деньги с туристов, цены уже вполне приблизились к европейским. С иностранцев дерут еще больше за тот же сервис (520 рублей за вход во Дворец). Ну неужели нельзя относиться к людям по-человечески, не унижая их очередями и не портя отношение к культурным ценностям доставить людям удовольствие от посещения дворца? Почему нельзя продавать прямо на улице билеты на сеансы, например? Купил билет и гуляй по парку! Мы вошли к экскурсоводу в 15.00. И это с 11 часов утра! Какой бы прекрасной не была янтарная комната, после такого великого стояния она мало кому способна понравиться! Вот и на нас она не произвела должного впечатления. Сверху – имитация янтаря, снизу янтарь натуральный. Оттенки оранжевых и красноватых тонов, насыщенные желтые цвета – все это фольга, подложенная под тонкие пластины янтаря. Обстановка торжественная, но очень уж напыщенная. Сейчас отреставрировано 56 залов, но работают не все. Жаль, что после войны почти ничего не осталось от Дворца и все это новодел.

Быстрая пробежка по Дворцу и долгое стояние в очереди сделали свое дело – очень хотелось чего-нибудь съесть. Прямо во дворце есть так называемый ресторан самообслуживания. Кафе, где идешь с подносом и набираешь себе еду. Цена легкого обеда вполне ресторанная – пирожок, кофе и салат обошлись в 600 рублей… В качестве альтернативы на улице есть хот-доги и мороженое, также шастают бабушки с домашними пирожками.

Читайте так же:  Отрадненский район краснодарского края достопримечательности

К сожалению, из-за большой потери времени надо было выбирать, куда еще мы можем успеть. Выбор пал на Царскосельский лицей, где учился Пушкин. Билеты по 30 рублей. Многое восстановлено, но нет ощущения новодела. Посетить стОит. Наш подросток был в восторге.

В 17 часов все музеи закрываются. На вход они закрыты уже с 16.30, так что нам ничего не оставалось, как тронуться в Питер. Павловск мы оставили на обратную дорогу.

Дорога прямая и понятная, ехать надо по Московскому шоссе, потом по Московскому проспекту и приедешь в центр – полная аналогия с Москвой, где Ленинградское шоссе и Ленинградский проспект.

В Питере заранее через Интернет нашли квартиру в центре, на Мойке. Первый этаж – комары, немного сыровато и темно. Вход со двора. А выходов из этого двора. Настоящий бандитский Петербург! Несколько раз выходили из дома в разные стороны и, пройдя вереницей дворов, оказывались на совершенно разных и неожиданных улицах. Раздолье!

Следующий день был праздничный, 9 мая. Мы решили посвятить этот день Кронштадту. Выехали с утра пораньше, пока никого не было на дорогах. Питерская карта города сильно помогла. Конечно, москвичам, привыкшим к четырем кольцам по городу, трудно ездить по улицам, где нет ни одного кольца! ?

После выезда из города – маленький кусочек КАД (по аналогии с МКАД). Съезд на Кронштадт и 17 км по дамбе. С обеих сторон море, солнышко, отличная погода. Ощущение, что ты находишься на теплом морском побережье, так и хочется нырнуть в воду. Вдоль всей дамбы – толпы рыбаков, ловят корюшку.

Сам город напомнил Севастополь – небольшой, уютный, много моряков, военные корабли и музыка в порту. Собор Иоанна Кронштадского поразительной красоты снаружи – резьба по камню очень впечатляет. Внутри 2 экспозиции – Кронштадт в Северной войне (со шведами) и Кронштадт в Великой отечественной. Несмотря на праздник, музей работал. Храм, однако, закрыт. Музей расположен на колоннаде, а в самом храме склады. Рядом с храмом площадь и памятник адмиралу Макарову. Мы прогулялись, дошли до порта, маяка, прошли через сдвижной мост к верфи, где до сих пор со времен Петра I ремонтируют корабли, подышали морским воздухом. Погода позволяла! После утомительной езды и стояниях в очередях тихий и скромный Кронштадт нам очень понравился. Весь город-крепость окружен толстыми стенами, где сейчас размещаются автостоянки, ремонтные мастерские и т.д. Правда, перекусить было негде, но мы все равно собирались сегодня пораньше вернуться в Питер. Обратная дорога также была легкой и беспроблемной.

В этот день мы запланировали посещение Петергофа. Есть 2 достойных варианта приехать сюда. Первый годится для хорошей погоды: от Эрмитажа ходят катера-ракеты, в пути минут 30-40. Второй – на автомобиле. Не зная о первом, мы выбрали второй. Выехали из дома не рано, поэтому и собрали все возможные пробки. Из города выбирались около часа. На карте Питера есть Петергоф, направление нужно держать на Стрельну. В Стрельне новый Путинский дворец, можно посмотреть на него издалека. Проезжаем дальше – там музей под открытым небом «деревня Шуваловка». Но он закрыт на реставрацию. Еще дальше – и вот он, город Петергоф. В городе на себя сразу обращает внимание Собор Петра и Павла – просто пряничный домик. Очень красивый, построен в 1905 году. Собор действующий, но закрывается в 17 часов. Проехав еще немного дальше, попадаем к Верхнему парку Петродворца. Там мы оставили железных коней и пошли наслаждаться искусством. Прогулки по Верхнему парку бесплатные, вход в Нижний парк стоит 100 рублей до 17 часов, пока работают фонтаны. После 17 часов фонтаны выключают и можно гулять бесплатно. Кстати, все мы люди, поэтому опишу еще один момент. С туалетами в Петергофе не все просто. Конечно, туалет есть в Большом дворце (15 рублей). Но если хочется сначала погулять, то лучше, купив билет в кассе парка, встать спиной к кассе и пройти вперед через площадь, затем между двумя зданиями и еще метров 50 вперед. Вот, теперь можно спокойно гулять!

Описывать Петергоф я не буду. Это надо видеть! Все настолько красиво, ухожено, продумано, что просто диву даешься. Очень органичное сочетание природной красоты и великолепия, созданного человеком. Мы посетили Большой дворец (150 рублей за билет) и гроты (100 рублей за билет). В гроте замечательно рассказывала молодая девушка-экскурсовод, интересно, со знанием дела. Во Дворце на нас не шумели, очереди не было. Много прекрасных интерьеров. Но, честное слово, фонтаны производят большее впечатление! В самом комплексе есть еще много объектов, которые можно посмотреть: дворец «Коттедж», Эрмитаж, Монплезир, Марли. За один день успеть все осмотреть просто невозможно. Искренне советую приехать один раз посмотреть дворцы и интерьеры, а в другой раз просто погулять по парку. Конечно, в хорошую погоду. Большое количество фонтанов, многие из которых с различными сюрпризами, великолепный парк, Невская губа… Сюда я точно собираюсь приехать еще не раз!

Поимев привычку обедать во дворцах, мы посетили кафе при Большом дворце. Кажется, не отличаясь разнообразием, оно тоже называлось «Дворцовое». Кафе приличное, готовят быстро и неплохо. Цена вот не обрадовала – около 1,5 тыс. на человека, учитывая, что никто ничего спиртного не пил. В качестве альтернативы народ сидел на лавочках со своими бутербродами – тоже вариант!

Вечер мы провели в Питере. Обнаружили недалеко от снятой нами квартиры ресторан-пивоварню «Тинькофф» и неплохо провели там время.

Вообще изначально идея прокатиться по пригородам Питера родилась из того, что я, по пути в командировку в Сургут изучала в самолете Аэрофлотовский журнал, где было написано про Выборг. Город на картинках мне очень понравился, я загорелась желанием съездить туда. Но знающие люди подсказали, что в Выборге нет смысла останавливаться ночевать, да и осмотр достопримечательностей займет один день, поэтому лучше остановиться в Питере. Так и зародилось наше путешествие по Ленинградской области. Но Выборг остался его заветной целью, поэтому заранее было решено, что этот день мы полностью посвящаем осмотру Виипури.

Выехать из Питера можно по Выборгскому шоссе или как на Кронштадт. Далее через Ольгино, Лисий нос (там на дороге есть симпатичный ресторанчик «Лисья нора»), Сестрорецк (такие замечательные дома-усадьбы, настоящий курорт русского дворянства) – на Выборг! Дорога вполне неплохая, по 1,5 полосы в каждую сторону. Много фур, но они смещаются вправо и позволяют себя обогнать. ГАИ нигде не было, дорога ровная и прямая, так что средняя скорость по этой дороге составила 120 км/ч.

В Выборге ехали все время по главной дороге, доехали до площади с памятником Ленина. По нашему опыту, это и есть самый центр. Однако никакого подобия Круглой башни 13 века не видно. Пришлось спросить местное население. Оказывается, со своего основания до 1720 года Выборг был шведским. Потом его отбил Петр I и вплоть до 1920 г. Выборг был русским. При выделении Финляндии из состава РСФСР Выборг отошел финнам. В 1940 году, во время финской войны его отбили наши, а в 1941 заняли немцы. В 1944 Выборг был освобожден советскими войсками. Все эти переходы из рук в руки, видимо, и породили идею второго центра города, коим и стала эта площадь с Лениным. Здесь сидела советская власть, сейчас сидит российская. А чуть дальше, еще метров 500 – и вот он, старый Выборг. Мы оставили машину у здания рынка (ему недавно исполнилось 100 лет), прогулялись по Крепостной улице, сходили в замок и поднялись на башню Олафа. Здесь все цены были весьма демократичнее, чем в Питере, хоть нас и пугали заезжими финнами. Вход в замок – 5 рублей, башня – рублей по 30, кажется. Музей в замке тоже около 30 рублей. Замок был построен еще шведами. Весьма интересно, если вы не сильно избалованы, например, чешскими замками. Потом по набережной вернулись к рыночной площади. Архитектура города явно западная, дома в европейском стиле, все очень симпатичное, только грязно. Много домов с печным отоплением, узкие улицы и деревянные балки на домах придают городку особый шарм. Через рыночную площадь мы подошли к Круглой башне. Не могу удержаться, чтобы не сказать несколько слов о ней. Сейчас в башне ресторан и именно здесь нужно обедать! В 1860 году башню было решено снести, т.к. она уже не выполняла никаких защитных функций и стояла практически посреди города. Но один шведский архитектор и историк посчитал, что нельзя сносить такую ценность и выкупил ее под ресторан. Там долго шли какие-то исторические работы и в 1928 году, когда Выборг стал финским, в башне был открыт ресторан. Во время войны в башне кормили местное население и раненых, после войны там были советские аптечные склады. Но в 1976 году в башне снова открылся ресторан. Мы пообедали там и нам очень понравилось! Уровень цен не сравним с Питерским (полный обед с десертом около 600 рублей на человека с учетом безалкогольного вина от Петера Мертеса для меня). Обслуживание отличное, народу очень мало. В общем – наивысший балл!

Выйдя из ресторана, мы отправились искать еще один объект нашего внимания – парк Монрепо. Один коллега по работе жил когда-то в Выборге, он-то и рекомендовал посетить этот парк. Однако с башни Олафа, возвышающейся над городом, парка мы не увидели, поэтому пришлось опять обратиться к помощи местного населения. Оказывается, надо было проехать вперед через мост еще пару километров и смотреть на столбы освещения. В Москве на таких столбах крепят рекламные пилоны, а в Выборге именно на этих маленьких пилончиках и были расположены указатели. Парк Монрепо – это очень красивая дикая природа, никакой парковой архитектуры, просто камни, сосны, озеро. Карелия! Иногда встречаются беседки, где можно подумать о жизни, есть источник и несколько объектов, сделанных руками человека. Когда-то здесь была усадьба (сейчас она в плачевном состоянии) и прилегающая к ней территория: дикий лес и озеро. Хозяин явно был романтиком: здесь соседствует античность и классика, Европа и Китай. Жаль, что мало что сохранилось из рукотворного. Но и природную красоту стОит посетить. Мы побродили по лесу и скалам часа три и были в полном восторге. Входной билет стоил 20 рублей, на территории есть кафе. Но очень рекомендую для пущей романтичности взять с собой бутерброды и термос и устроиться где-нибудь у воды…

После таких прогулок отлично спится!

Очень хотелось посетить и Ораниенбаум, и Ломоносов и еще раз съездить в Петергоф. Но наши спутники ни разу не были в Питере, поэтому было решено погулять последний день по городу. Мы зашли в квартиру Пушкина на Мойке. Впечатление не очень хорошее. Мрачно, грустно, как будто он умер тут вчера… Были в Спасе на Крови, гуляли по Невскому, прокатились по каналам, выехали на Неву, подплыли к Авроре и обогнули Петропавловку. В последний день перед дальней дорогой не хотелось садиться за руль, поэтому весь день был посвящен исключительно пешим и водным прогулкам!

Несколько слов об ощущениях тех, кто посетил Питер впервые или давно там не бывал. Конечно, по красоте зданий, дворцов и каналов в России равных ему, наверное, нет. Очень люблю яркую, купеческую Москву с ее кривыми улочками, но Питер величественен, горд и прекрасен. Обидно, что только недавно праздновали его 300-летие, многое реставрировали, но уже видны обшарпанные дома и отвалившаяся штукатурка в двух шагах от центра. Радует, что везде чисто, если не считать вечера после салюта 9 мая. Все достопримечательности сверкают в готовности показать себя туристам, кое где есть неплохая подсветка. Правда, меня очень удивил музей демократии имени А.Собчака, расположенный в великолепном дворце Белосельских-Белозерских. Но все-таки у меня создалось впечатление, что это не столичный город. Еще несколько лет назад Питер было мало отличим от Москвы по стилю жизни, а сейчас это стало заметно. Появилась провинциальная неторопливость (после бешеного ритма Москвы все кажутся сонными), заметна разница в окружающих машинах (в Москве на десяток машин иномарок в 2 раза больше, в Питере ценят отечественный автопром), видны различия в количестве кафе и ресторанов (в Москве их явно больше). Например, «Якитория» в Питере довольно дорогое место и там всегда есть свободные столики. В Москве же посещение «Якитории» связано почти всегда с очередью, да и вообще, у нас ресторанов японской кухни просто на порядок больше и она дешевле. Также мы обратили внимание на качество мясной и колбасной продукции – после обилия московских и подмосковных производителей с наклейками «Без сои», «Из парного мяса» и т.д. – продукция двух питерских мясокомбинатов напоминает по ассортименту советские времена. Цены, как нам показалось, не ниже московских. Народ на улице одет менее кричаще, меньше пробок, в метро давка тоже меньше. В общем, если Питер и не выглядит теперь столицей, он от этого ничего не потерял. Появилась некая провинциальная прелесть вместе со столичным великолепием.

Обратно тронулись по той же дороге – Московский проспект, потом Московское шоссе. На уже знакомом повороте примерно в 16 км от Питера свернули на Пушкин, затем перед переездом ушли налево в Павловск и дальше поехали по указателям «Дворцы». Уже подъезжая к Павловскому дворцу, начинаешь вертеть головой в разные стороны: такие красивые строения вокруг! Может, и не дворцы, но и домами их язык не поворачивается назвать.

Как обычно, плата за вход в парк, потом во дворец. Приехали мы во Дворец, он весь в лесах: готовятся к саммиту Большой восьмерки. Но не беда, внутри все было просто великолепно! Этот Дворец понравился больше всех! Во-первых, он не такой напыщенный. Конечно, он строился не как императорский, а как великокняжеский. То есть люди для себя его строили, а не для показухи, и это очень чувствуется. Очень многое из убранства Дворца сохранилось: часть хранили в Исаакиевском соборе в Питере, часть успели вывезти на Урал. После экскурсии по второму этажу можно самим пройти на третий и посмотреть на интерьеры русского дворянства 19 века. У музея осталось очень много мебели и из этого сделали выставку интерьеров. Нам понравилось. А на первом этаже за небольшую доплату (около 20 рублей) можно посетить палаты Марии Федоровны. Именно здесь чувствуешь, какая яркая и неординарная была она женщина. В ее комнатах очень чувствуется характер хозяйки, она показалась мне очень симпатичной. В целом можно сказать, что Павловский дворец оказался самым милым и интересным. Правда, напоследок хотелось выпить кофе во дворце, но местный ресторан обслуживал группу. Не беда, на выходе из парка было кафе, где мы с удовольствием выпили чаю-кофе с блинчиками и тронулись в обратный путь.

Выехали из Павловска около 12.30, по дороге остановились один раз пообедать, а ужинали в 10 часов вечера уже дома…

Подводя итог, хочу заметить, что обычно сероватый, угрюмый и ветреный Питер (я бываю там весной и осенью) встретил нас в этот раз теплым весенним солнышком и безоблачным небом. А поездка эта не была бы столь приятной без наших во всех отношениях приятных друзей и родственников – жителей Северной столицы. Спасибо вам, наши питерцы!

Комментарий автора:
…После Вышнего Волочка до станции Березай примерно 10 км дороги, которую можно назвать автобаном. Однако расслабляться нельзя – везде караулят бдительные стражи скоростей. На всей трассе скорость – 90 км в час, и ловят на скорость не только в населенных пунктах…

Уже давно родилась идея путешествия из Петербурга в Москву, но только не как обычно, по трассе за 8-10 часов, а как в старину, останавливаясь во всевозможных уездных городках, осматривая достопримечательности некогда (да и сейчас) самой оживлённой дороги Российской империи. Здесь путешествовали монархи, Радищев, Пушкин, да и практически все классики.

Подробная публикация будет вскорости на Мосгордрайве, а пока тезисно, чего интересного и что поразило.

В Питере ударными темпами строят самое высокое офисное здание Европы — Лахта-центр. Много было разговоров про Охта-центр, но он бы сильно нарушил вид исторического центра, а теперь его передвинули еще дальше

Трасса из Петербурга в Москву, наверное, до сих пор самая загруженная и неприятная. То три полосы, то сплошные населенные пункты. Самое неудобное в том, что после введения поездов Сапсан по железной дороге между Питером и Москвой запретили регулярное товарное сообщение и всё перевозится фурами, заполонившими трассу М-10.

Хотя если отъезжать от М-10, то можно видеть участки строящейся платной М-11, которая сейчас работает только от Москвы до Солнечногорска (450 руб) и в объезд Вышнего Волочка (200 руб)

Ленинградская область – территория уныния. Мало плохой погоды, так еще и денег явно нет. Так, например, выглядит Тосно:

В Тосно только-только приступили к восстановлению исторической застройки и храмов. Ну как смогли:


Да, это бывший храм

Под Тосно есть прекрасная усадьба:

Прекрасный готический храм, правда, вот в таком виде:

На самой трассе можно видеть редкие сохранившиеся станции 19 столетия. Здесь меняли лошадей, останавливались путники, ночевали, столовались. Редкие сохранившиеся станции заброшены:

В одном из мест относительно недалеко от Питера можно отъехать в сторону и подивиться на руины Аракчеевских казарм:

Удивительный утопический проект был. По инициативе Аракчеева в России образовывались военные поселения, куда из-под палки в казармы сгоняли крестьян. Не пошло, но сами казармы прям Парфенон!

Под Великим Новгородом перед одним заводом можно видеть удивительнейший арт-объект «Унесённые временем». Ильич на паровозе:

Сам Великий Новгород, кроме кремля поражает высочайшей концентрацией церквей на небольшой площади. Купцы пытались перещеголять друг друга:

Храмы из камня с возрастом Москвы. Настоящая старина, правда, не везде в хорошем виде, а порой и откровенно разрушается, но город однозначно стоит посещения.

Стоит зайти в Грановитую палату, единственное в России готическое здание, построенное, судя по историческим хроникам, немцами.

Отдельно удивляет поразительный Драматический театр Великого Новгорода, советский брутализм. На западе ради таких зданий едут в некоторые города и делают подобную архитектуру главной достопримечательностью, а в Великом Новогороде здание скорее не любят.


Просто ВАУ!


Чуть отъехать от трассы в Бронницу и просто поразительный заброшенный храм на холме

А еще тут делают «лучшие памятники»

Если углубиться в лес под Валдаем и пройти еще несколько километров по тропе пешком, то можно полюбоваться на дореволюционный каменный мост через реку Ярынья

Читайте так же:  Достопримечательности древней греции и рима


Фото не передаёт масштабов, а он огромный, будто где-то в Италии

И рельсы здесь английские:

В Яжельбицах также можно посмотреть на развалины старого путевого дворца:

В самом Валдае любят фотографировать коров:

Если откинуть природу, то сам Валдай совершенно какой-то обыкновенный купеческий городок, прям не за что зацепиться:

В районе Валдая можно сделать крюк и посмотреть на удивительную и совершенно заброшенную усадьбу Заключье (дорога правда, местами не очень, но на кроссовере любом проедете)

Бологое. Город, который знают все, как середину пути, но в котором на удивление делать нечего. Вокзальная площадь:

Здесь настолько ничего не происходит, что даже выходившему когда-то на перрон покурить Высоцкому поставили бюст:

Это просто какой-то Питер в миниатюре с системой каналов и богатейшей, но заброшенной застройкой

Вышний Волочёк — удивительный город, который смог всё потерять, несмотря на то, что до сих пор находится на пересечении больших наземных и водных путей.

Город просто прекрасный, но про него никто не знает. Даже для меня был удивлением

Город, в котором на середине пути могли бы останавливаться толпы туристов даже нормальных гостиниц не имеет почти. Стыдно и обидно, и никому ничего не нужно.

В общем, обязательно посетите Вышний Волочек

В торжокском районе, опять же если углубиться от трассы можно посмотреть на огромный каменный мост 18 века!


Знакомый вид? Да, здесь снимали «Ночной дозор»


Кто в Торжке не бывал, красоты не видал. Это просто сказка.

А дальше уже Тверь, в Москву дверь.

В общем, обо всем подробно будет на Мосгордрайве позже.

как жить в свое удовольствие

  • Страны
    • Абхазия
    • Беларусь
    • Вьетнам
    • Индия
    • Камбоджа
    • Китай
    • Малайзия
    • Россия
    • Таиланд
    • Турция
    • Филиппины
    • Казантип
  • О Детях
    • Беременность
    • Воспитание
  • Саморазвитие
    • Здоровье
    • Сознание
    • Свобода
    • Семья
    • Система
    • Средства
  • Советы
    • Туристам
    • О здоровье
  • Обзоры
    • из путешествий
    • от читателей
    • с фестивалей
  • Блог
    • Наш город
    • El_puzo
    • Nastena
  • Услуги
    • Подбор туристической страховки
    • Оформлении вьетнамской визы
    • Поиск билетов на самолет
    • Помощь в аренде жилья

Перед поездкой обязательно читайте новую статью о дороге в Питер из Москвы 2020

Поездка из Москвы в Питер — это одно из самых популярных авто путешествий этого года. Летом 2020 половина моих друзей доехала до Санкт-Петербурга. Мы с Настей сами любим прокатиться до Северной столицы, благо малое расстояние это позволяет без особых пробле. О нашей последней поездке, и нюансах ленинградского шоссе я хочу рассказать в этой статье. Обновлено к сезону 2020 года.

Последнее время автопутешествия набирают популярность в России, даже не смотря на дорожающий бензин. С другой стороны заграничные поездки ведь тоже не дешевеют, да и не так много мест, куда можно спокойно отправится. Весенний Питер — это хорошая тренировка перед поездкой в Крым или в Краснодар. Сесть за руль. Проехать примерно 800 км. Это доступно почти каждому автолюбителю. Вот и популярен маршрут. Скажу больше, весной в Северной столице вполне неплохо можно провести время, осенью кстати Питер тоже особенно красив, но об это в другой раз.

Летом же культурная столица радует многообразием экскурсий. Фонтаны, мосты, умеренный климат. Яркий летний праздник Алые Паруса — для выпускников и гостей Санкт-Петербурга. Музыкальные события и многое другое. И есть только одна проблема — найти подходящее жильё по приезду.

Самый доступный маршрут из Москвы в Питер

Начну с короткого обзора дороги, так как сам в гневе закрыл с десяток сайтов с кучей воды и минимумом полезной информации. Когда ищешь описание трассы из Москвы до Питера, тебя мало что интересует, кроме самого описания трассы и маршрута.

Как правило выбор стоит между поездкой по бесплатной М10 и платной М11. Поэтому рекомендую к прочтению статьи с описанием этих маршрутов и дорог:

Мы выезжали из Подольска, взяв двух попутчиков на Блаблакар для экономии средств. По совету друзей и не смотря на пугающие сообщения Яндекса о возможном образовании «глухих пробок» на маршруте, наша дорога получилась следующей:

  • Выезд на МКАД со стороны М2, по нему до Ленинградского шоссе. При этом сколько не пытались найти подходящий объезд, лучше чем по полузабитому МКАДу ничего найти не удалось. Тут мы потратили 2 часа, вместе с дорогой от Подольска по причине не самого удачного времени выезда. Лучше из Москвы в Питер на машине выезжать в 6 утра, но об этом мы узнали чуть позже, уже прикатив к друзьям в Сосновый Бор
  • Важным моментом стал выезд из Москвы. Не смотря на явную дружбу навигаторов с платными дорогами, соваться туда не надо. Честно говоря, вся платная трасса Москва — Питер — это показатель жадности, глупости и в какой-то мере беззакония, но об этом позже. Пока же просто советую объехать максимальное число платных участков в Питер из Москвы, даже потратив полчаса на пробку. Тут главное не в пятницу вечером в путь собираться, а то встрять можно надолго. Спасибо дачникам, ну и тем, кто делает дороги недоступными для населения. Мы потратили ещё пару часов на то, чтобы выехать за Солнечногорска, т.е. фактически наши первые 4 часа пути это был всего лишь выезд из Москвы в сторону Питера
  • Вся трасса из Москвы в Санкт-Петербург вполне пригодна для почти комфортной поездки на машине. Единственный платный объезд, которым воспользовался я, и который готов рекомендовать — это объезд Вышнего Волочка. Поверьте, потраченные 220 рублей стоят того, чтобы не стоять за сотнями фур во многочасовой пробке
  • Неприятным сюрпризом стал ремонт моста в районе Тригубова, но это было аж в 2017 году. Сейчас такой проблемы уже нет.
  • Камер и полиции на дороге излишне много, как и населенных пунктов, из-за чего приходится часто замедляться, увеличивая время в пути. Мой совет, чтобы случайно не проехать на скорости какую-нибудь деревню, пристраивайтесь за быстрой фурой. Всё равно на всей Ленинградке, кроме платных участков, максимальная скорость 90км/ч. Тише едешь, меньше штрафов
  • Обратите внимание — заправок на платных участках нет, так что заправляйтесь перед заездом на них. В частности, как пишет наш читатель Сергей, ему на протяжении всего нового платного участках (около 200 км) не встретилось ни одной заправки.

Итак, подведу предварительный итог: выехав в 10 утра из Подольска, до Ленинградского шоссе мы добрались к 12 часам, а к Питеру мы подъехали лишь к полуночи, правда пара остановок немного увеличили путь. Заплатили 220 рублей за объезд Вышнего Волочка и сожгли около 60 литров бензина за весь путь. Первые расходы составили 2300 рублей, включая кофе по дороге (эх славные времена дешевого бензина). Сейчас один только бензин обойдется в почти 3000 рублей. С попутчиков мы взяли 2200 рублей, фактически окупив поездку.

Дорога из Подольска, через Москву до Питера на машине заняла 14 часов. Пожалуй, это самый долгий вариант из всех возможных (поезд, самолёт).

Подробнее о дороге в Питер на машине

Платные участки дороги в Питер из Москвы

Хочется выразить своё недовольство положением вещей. Одну из самых популярных трасс от Москвы до Питера сделали самой неудобной и дорогой, причем на деньги налогоплательщиков. С наших налогов были предоставлены безвозмездные кредиты на строительство платных для нас же участков дороги. При этом никакой адекватности в ценах не наблюдается.

Для сравнения, отправляясь на юг в Краснодар или в Крым на машине по М4 я трачу порядка 900 рублей на платные участки, общей протяженностью более 300 км, в то время как за первый же платный участок Ленинградки требую без малого 1000 рублей. Поэтому нет ничего удивительного, что М4 всегда имеет хороший поток автомобилей, в то время как платная Ленинградка всегда стоит позорно пустой. Даже на таком полезном объезде Вышнего Волочка машин немного.

Ничем иным, как гражданским протестом такое игнорирование широкой и удобной, но такой дорогой дороги назвать нельзя. И я, кстати, тоже призываю к бесплатным объездам, не стоит кормить тех, кто не уважает людей. Если боитесь толкания в пробке, выбирайте самолёт или поезд и быстрее, и дешевле.

ВНИМАНИЕ! От нашего читателя Сергея важное замечание по дороге в Питер из Москвы

Предупреждение для тех, кто решит воспользоваться платными участками — вновь введенный участок не доезжая Бологое в объезд Валдаю и В.Новгороду — ВООБЩЕ НЕ имеет заправок на протяжении 200км. И не съехать никуда. Две или три цистерны стояли на пути, но кроме очередей из машин признаков заправки с них мы не увидели. Выскочили с платной на сухом баке. Ближайшая заправка после выезда на трассу километров в 5-7.

Ситуация с платными участками куда более катастрофична, чем кажется на первый взгляд. Я и мои друзья, катаясь по нашим дорогам, замечали совсем абсурдные трассы. Порой за пару километров среднего по качеству асфальта с вас требуют заплатить порядка 100 рублей. При этом явных альтернатив таким участкам нет, лишь петли в несколько десятков километров, делающих объезд бессмысленным.

Я, в общем-то не против платных дорог, если цена будет адекватной и соответствовать качеству. Например, на М4 даже с учётом оплаты всех участков, дорога получается не только быстрее, но и дешевле. Я бы с радостью раз в год платил по 1500 за свободную дорогу на Юг, но оставлять такую сумму за десяток километров — это не дело.

Камеры и полиция на дороге из Москвы в Питер

После выезда на ленинградку и проезд Солнечногорска появилась надежда на хорошую езду, но не тут то было. Первые 200 км от Москвы — это медленное унылое волочение в общем потоке по деревням и населенным пунктам со сплошными камерами и даже полицейскими патрулями. В общем, мой совет ехать В Питер не торопясь, иначе действительно выгоднее будет заходить на платный участок трассы, зато без лишних штрафов.

Замечу, что из Питера я не привез ни единого штрафа, но для этого действительно пришлось очень медленно и аккуратно ехать, наблюдая за всеми знаками и попутными фурами. Такое, кстати, почти никогда не удается сделать по дороге в Крым и Краснодар. Предполагаю, что виной тому расположение камер. На Ленинградки их много, но висят они честно. На М4 есть подозрение, что пара камер щелкает ограничение скорости за пределами населенных пунктов. В этом году ещё раз проверю

Возможно дорога до Крыма на машине сможет кого-то заинтересовать. Кроме того предлагаю прочитать небольшой цикл рассказов о поездке в Карелию на машине, раз уж вы задумались о Питере:

Мобильная связь по дороге в Санкт-Петербург

К моему удивлению, на отдельных перегонах трассы Москва — Санкт-Петербург связь не работала ни на одном из сотовых операторов популярной четверки. Это тоже показалось удивительно, ведь даже на серпантинах краснодарского края работали не только МТС и Мегафон, но даже относительно молодой в тех местах Теле2

О наших поездках по краснодарскому краю и выбору мест для отдыха на Черном море, можно прочитать в отдельном цикле рассказов:

С другой стороны не очень то она и нужна эта связь: навигатор работает и без интернета, а разговаривать по телефону за рулём себе дороже.

Состояние дороги из Москвы в Питер

Состояние дороги я бы назвал удовлетворительным. Сильных ям и выбоин не осталось. Есть несколько ремонтов слегка увеличивающих время в пути. Нам удалось обнаружить несколько интересных и полезных решений на дороге из Москвы в Питер:

  • В первую очередь — это отдельные полосы для обгона на протяжении практически всего пути. Такой подход к организации движения на двухполосной дороге очень удобен, здесь не приходится десятками километров тянуться за чередой фур и других тихоходов
  • Ещё очень понравилось световое выделение пешеходных переходов, которые очень сложно не заметить, а значит и пешеходы целы и водители довольны.

Остановки по пути из Москвы в Санкт-Петербург на машине

Еду мы брали с собой, так как именно в тот период очень тщательно планировали свой рацион. Поэтому наш опыт автотуристам будет малоинтересен. Наши попутчики никакой еды не брали, а следовательно, могут послужить примером для всех, кто собрался посетить северную столицу, отправившись из Москвы на машине в Питер.

О контроле питания и тренировках, рассказывает Настя в нескольких статьях, вот первая часть:

Пару слов о попутчиках. Я вообще люблю рассказывать о людях, которых встречаю в дороге. Иной раз мне кажется, что именно ради подобных встреч я и отправляюсь в новые места. Путешественники оказываются интересными собеседниками, способными рассказать массу историй, а иной раз и вовсе подкинуть полезные идеи. По дороге в Питер в попутчики нам попались два молодых человека нашего возраста Влад и Миша. Полные противоположности друг друга, но вполне подходящие собеседники.

Влад очень общительный, вплоть до того, что порой становилось даже немного завидно, ведь сам такой общительностью не обладаю. А это очень полезная черта для путешественников. Вообще мы успели очень о многом поговорить и поделиться впечатлениями из своих поездок, так что было весело. Миша, напротив молчаливый и спокойный попутчик. Не хотелось бы сглазить, но на блаблакаре мне всегда попадаются интересные люди с не менее интересными историями, хотя может мне теперь просто все люди интересны.

Благодаря Владу мы заехали в музей деревянного зодчества, расположенный под Торжком. Заехали совершенно случайно, просто он упомянул, что кто-то из друзей рассказывал о музее. Мы, не сильно торопливые, потому решили, что лишние несколько километров нам не повредят. Так и заехали посмотреть на деревянные строения русских мастеров. Более подробно и с красивыми фото смотрите отдельную статью про комплекс под открытым небом:

Вторая большая остановка, которую нам пришлось сделать была по пути на трассе, для того чтобы поесть. Повторюсь, мы брали еду с собой, а вот ребятам пришлось заботится о питании. Поели они к счастью благополучно и совсем не дорого — супы от 100 рублей, может кому пригодится. Пища в дороге — важный момент, не каждому кафе будешь доверять. Нет ничего хуже чем расстройство желудка в долгом пути. Поэтому мы стараемся питаться в проверенных местах. Ну и постоянно держим наготове аптечку, но это уже другая история.

Хочу поделиться несколькими интересными статьями, как о людях в дороге, так и о путешественниках, которых мы регулярно встречали и будем встречать, ну и про аптечку рекомендую прочитать, ведь для поездки даже в Питер из Москвы одной автомобильной аптечки будет мало:

Наконец, спустя без малого 14 часов мы доехали в Купчино, где расстались с попутчиками. Сами направились в Сосновый Бор, где нас уже давно ждали друзья и обещали устроить увлекательные экскурсии по окрестностям, но об этом в следующей статье.

Надеюсь было интересно. Не стесняйтесь задавать вопросы, с радостью отвечу и поделюсь тем, что успел узнать сам. До скорого продолжения.

map.avtogai.ru

Достопримечательности Москвы

В Москве громадное количество памятников, музеев, мостов, восхитительных архитектурных сооружений. Всего не перечислить. Один Кремль чего стоит.

Расскажем про Коломенское. Это старая резиденция царей, бывшее подмосковное село. На сегодняшний день это музей-заповедник. На территории в 350 га расположены действующие церкви, музеи, площадки для развлечений.

Совсем недавно, примерно перед 80-ми годами прошлого века, здесь находилось Село Коломенское, в котором проживали местные жители. Они утверждали, что являются потомками дворовых людей царя. Проживали они в больших деревянных домах, некоторым из которых было по триста лет. Эти дома охранялись государством. После выселения эти здания сгорели или были разрушены. Сейчас — это любимое место отдыха и прогулок для москвичей и гостей столицы.

Достопримечательности Петербурга

Весь город Санкт-Петербург — одна большая достопримечательность. Здесь собрано просто огромное, колоссальное количество разнообразных памятников и шедевров архитектуры. Но все, же об одном хочется рассказать особо — это с детства знакомый памятник Петру Первому, великий «Медный всадник».

Этот великолепный образец искусства стоит на Сенатской площади, автор этой композиции французский скульптор Фальконе.

Только над моделью этого замечательного памятника скульптор трудился тысячу дней. Более трех лет прохожие могли ежедневно наблюдать, как бравый офицер верхом на лошади взлетал на помост и ставил лошадь на дыбы.

Подготовка гипсовой модели заняла целых 12 лет. Затем долгое время никто не решался отлить из металла это прекрасное творение. Наконец нашелся наш соотечественник, мастер по отливке пушек Емельян Хайлов.

Совместными усилиями два великих таланта, Фальконе и Хайлов, после многочисленных попыток, смогли отлить памятник.

Вес этого сооружения равен 8000 кг, а высота — 5 метрам.

Это грандиозный памятник Петру Первому стал популярным местом у молодоженов и туристов из разных уголков мира.

Достопримечательности Новгорода

Новгородский Кремль, Ярославо Дворище, Софийский Собор, Витославицы, Антониев монастырь, Рюриково городище — эти и другие архитектурные памятники старины можно увидеть в Новгороде. Расскажем об одном из них.

Софийский Собор это поистине чудесное творение русских мастеров зодчества. Собор был воздвигнут между 1045 и 1050 годами. Этот восхитительный храм расписан прекрасными фресками, которые поражают своей изысканностью и великолепием. Софийский Собор — это главная святыня новгородцев.

На сегодняшний день это действующий храм. Экскурсии открыты ежедневно после 12 часов.

Достопримечательности Твери

Тверь — древний русский город. Естественно, в таком городе есть много мест, которые нужно и интересно посмотреть. Успенский Собор, Церковь Белая Троица, Староволжский мост, Музей козла, Музей тверского быта, памятник Афанасию Никитину и еще другие памятные места. Возьмем, к примеру, музей козла.

Музей козла был открыт недавно, в 2008 году. Такое расположение к этому животному родилось у Тверичан из-за того, что на протяжении многих лет, с 13 по 18 века, Тверь являлась основным поставщиком в России изделий из козлиных шкур.

Более 600 экспонатов собрано в этом музее. Здесь есть все, что связано с козлом: шкуры, поделки, скульптуры, рисунки. Что характерно, людям, у которых фамилия связана со словом «козел», вход в музей бесплатный.

Достопримечательности Валдая


Достопримечательности Клина

С городом Клином и его окрестностями связано много известных фамилий знаменитых людей. Поэтому есть большое количество музеев, в которые можно заехать по пути и посмотреть. Как они жили, работали и отдыхали в этих местах.

Можно посетить музей Аркадия Гайдара, Д.И. Менделеева, Александра Блока, П.И. Чайковского и других не менее знаменитых людей искусства и культуры.

Усадьба Демьяново старейшее и очень красивое место. Здесь в разное время жили и работали Тимирязев, Васнецов, Танеев, Белый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *