Достопримечательности валаамского монастыря

Смотрите также:

Валаам

Валаамский архипелаг расположен в северной части Ладожского озера. Это природный парк, который обладает редкой и удивительной красотой. Отвесные обрывы скал, вершины и ущелья, плато напоминают горную местность. На острове растет множество видов растений. Хвойные деревья имеют возраст до 300 лет. Летом на Валааме — белые ночи, самая короткая из которых длится 3 часа 45 минут.

Самый известный остров Валаамского архипелага — остров Валаам, на котором находится Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Без этой древней иноческой обители немыслим Валаам для православных людей.

Как доехать на остров Валаам

Из города Сортавала:

С конца мая по конец сентября из города Сортавала до острова Валаам можно доехать на теплоходе «Метеор». Рейсы осуществляются ежедневно в 9.00 и 11.00. Отправление с острова Валаам в 12.00 и 15.00. Время в пути — 50 минут.

Стоимость проезда + экскурсионное обслуживание: от 1500 до 2500 руб. в зависимости от программы экскурсии и дня недели (цены 2012 года). Детям 7-12 лет — скидка 50%, дети до 7 лет — бесплатно (без места, без питания на экскурсии).

До города Сортавала можно доехать на общественном транспорте:

— из Санкт-Петербурга: на поезде Санкт-Петербург – Костомукша (от Ладожского вокзала) до города Сортавала. Время в пути 5-6 часов

— из Петрозаводска: на автобусе Петрозаводск – Сортавала или Петрозаводск – Лахденпохья (до Сортавалы). Время в пути около 5 часов

или на автомобиле:

— из Петрозаводска: через Пряжу, Колатсельгу и Ляскеля (по трассе Р-21). Расстояние 280 км

— из Санкт-Петербурга: по Приозерскому шоссе через Приозерск по трассе А-129. Расстояние 250 км

В зимний период на остров Валаам можно добраться на катере на «воздушной подушке». Доставка из Сортавалы начинается с конца января (в зависимости от толщины льда). Время в пути 45 минут.

Из города Питкяранта:

С конца мая по конец сентября из города Питкяранта до острова Валаам можно доехать на теплоходе «Метеор». Время в пути — 40 минут. Рейсы осуществляются с причала базы отдыха «Длинный берег». Адрес базы отдыха: г. Питкяранта, ул. Ленина, 178. Периодичность поездок зависит от набора экскурсионной группы. Можно взять только билет на «Метеор» или билет + экскурсионное обслуживание.

Стоимость проезда — 1200 руб. в обе стороны, проезд + экскурсионное обслуживание — от 2250 до 2500 руб. в зависимости от дня недели (цены 2012 года). Детям 7-12 лет — скидка 50%, дети до 7 лет — бесплатно (без места).

До города Питкяранта из Петрозаводска можно доехать:

на автобусе Петрозаводск – Сортавала или Петрозаводск – Лахденпохья (до города Питкяранта)

на автомобиле – через Пряжу, Ведлозеро, Колатсельгу (по трассе Р-21). Расстояние 202 км

Желающим посетить Валаам на своем водном транспорте разрешается швартоваться только в Монастырской бухте у причала музея.

С островом Валаам есть вертолетное сообщение из Петрозаводска.

В туристических фирмах можно заказать однодневные и многодневные круизы на теплоходах из Санкт-Петербурга с посещением острова Валаам. Однодневный обычно включает: ночь на теплоходе (дорога на остров), день на острове (около 10 часов), ночь на теплоходе (дорога обратно). Маршруты круизов выходного дня из Санкт-Петербурга могут включать также остановки на острове Коневец, в Сортавале, Свирьстрое (с посещением Александро-Свирского монастыря), Мандрогах.

Карта Карелии

Что посмотреть на острове Валаам

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Остров Валаам знаменит своим архитектурным ансамблем Спасо-Преображенского монастыря. На протяжении веков, когда единственным хозяином на острове был монастырь, Валаам превратился в единый ландшафтно-архитектурный комплекс. Были возведены церкви, часовни, скиты, создана внутренняя инфраструктура. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.

До наших дней сохранились: Спасо-Преображенский собор, Успенская церковь, гостиница, конюшенный и водопроводный дома, постройки Белого и Красного скитов.

Из истории монастыря

По одной из версий название «Валаам» происходит от финского «высокая земля». По другой версии название острова Валаам происходит от имени языческого бога Ваала.

Острова были заселены еще в X веке, и почти сразу на них обосновались православные монахи. Датой основания Валаамского монастыря историки считают время Крещения Руси (988 год). В 15 веке монастырь называли Великой Лаврой. Он являлся центром книгописания. К началу 16 века в монастыре жили 600 монахов. В 16-17 вв. Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению шведами. С 1811 по 1917 архипелаг входил в Финляндское княжество Российской империи. Период 1839-1917 гг. – время расцвета монастыря.

После Октябрьской революции Валаам стал принадлежать Финляндии. В 1940 году после окончания советско-финской войны территория Валаамского архипелага была присоединена к СССР. В послевоенное время в брошенных кельях и скитах размещалась школа юнг, а позже сюда были переселены инвалиды войны с материка, а затем была размещена турбаза.

Лишь в 1989 году в канун праздника святого апостола Андрея Первозванного на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. Сейчас восстанавливается на Валааме и скитская жизнь, возрождается древнее знаменное пение, характерный валаамский распев. Воссоздается древняя обитель.

Правила посещения действующих храмов на Валааме:

Женщинам – нельзя в брюках, шортах, коротких и прозрачных юбках, декольте. На голове должен быть платок.
Мужчинам — нельзя в майках, шортах, в головном уборе. Спортивные костюмы также не приветствуются.

Воскресенский скит, расположенный на горе над Большой Никоновской бухтой, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Св. Апостол Андрей воздвиг каменный крест. Скит можно легко узнать по зданиям красного кирпича. В ансамбль входит Воскресенская церковь, келейные корпуса, монастырская трапезная.

Воскресенский скит – единственный недействующий скит на Валааме. Здесь расположена Паломническая служба Валаамского монастыря, организующая экскурсии по острову. От скита можно пройти к часовне Вознесения, откуда открывается потрясающий вид на бухту.

Остров Валаам — это уникальный заповедник с отвесными скалами, бухтами, островами, тихими внутренними озерами и хвойным лесом. На Валааме произрастает множество видов растений, хвойные деревья имеют возраст до 300 лет. На острове гнездится более 200 видов птиц, многие занесены в Красную книгу России.

На Валааме, как и в других заповедниках Карелии, не разрешается сбор грибов и ягод, разведение костров вне специально отведенных мест.

Валаам — самый большой остров Валаамского архипелага на Ладожском озере. Среди туристов и паломников Валаамом принято называть весь архипелаг. Славится он великолепной природой, древней историей и красотой расположенных здесь культовых сооружений. Природные и рукотворные достопримечательности Валаама вдохновляли побывавших здесь в разное время знаменитых художников, поэтов, писателей, музыкантов: Александра Дюма, Фёдора Тютчева, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Петра Чайковского и других. Ежегодно архипелаг посещает более ста тысяч человек.

Спасо-Преображенский монастырь (Валаамский монастырь)

Валаам издревле был оплотом православия на Севре Руси. Единого взгляда на время основания монастыря нет. По преданию, в X в. здесь жили в затворничестве миссионеры из Греции Сергий и Герман. На месте, где они упокоились, возведён прекрасный Спасо-Преображенский собор.

Сооружения, которые мы видим сегодня, сформированы в XIX столетии. Монастырь не миновало лихолетье Первой мировой войны. После 1917 года Валаам стал частью вновь образованной Финляндии. В годы Советско-финской войны территория монастыря оказалась в зоне вооружённого конфликта.

После окончания Великой Отечественной войны уцелевшие помещения приспособили под интернат для инвалидов-фронтовиков, который затем перенесли на материк. В 1990 г. обитель передана в ведение РПЦ. С этого момента началось его возрождение.

Монастырь украшают ухоженные кельи, красивые часовни, трапезные, великолепные монашеские сады. На территории усадьбы находятся кафе, гостиница, библиотека. В обители хранятся мощи праведников Германа и Сергия, Антипы Валаамского, Валаамских старцев.

Со смотровой площадки монастырской колокольни высотой 70 м. открывается прекрасная панорама Монастырской бухты.

Адрес: Валаамский монастырь, Сортавала, Республика Карелия, Россия.

Скит Всех Святых

Всехсвятский скит — самый древний за пределами Свято-Преображенского монастыря. Первым здесь жил в затворничестве преподобный Александр Свирский. Жильём для монаха стала вырытая им пещера.

В середине XIX века на средства игумена Дамаскина возведены трапезная, келейные корпуса и храм Всех Святых. В 1939 г. монахов вывезли в Финляндию. В 1993 году церковь заново освятили, служение возобновилось.

Скит приводит в восхищение путешественников своей гармонией и красотой башенок и куполов. Вокруг разбит красивый сад Выращенные монахами вкусные ягоды и плоды можно купить в монастырской лавке.

В праздник Всех Святых внутрь скита могут войти все желающие. В этот день священнослужители и паломники следуют Крестным ходом от усадьбы Преображенского монастыря ко Всехсвятскому скиту.

Адрес: Скит Всех Святых, Республика Карелия, Россия.

Свято-Владимирский скит

Обитель возведена в XXI веке и выполнена в псково-новгородском архитектурном стиле. Представляет собой единый комплекс, куда входят храм, кельи, библиотека, студия иконописи. Здесь находятся личные покои Патриарха Всея Руси. На первом этаже открыт Музей истории обители. Его посетителей музея сопровождает гид-послушник, который провожает в парадную Владимирскую церковь.

Фасад церкви, освящённой в 2008 г. в честь князя Владимира с приделами Всех Святых и мученицы Людмилы Чешской, украшен орнаментами из цветной майолики и резными фронтонами. Стены расписаны в древнерусской манере.

Планировка комплекса выполнена таким образом, что паломники не нарушают спокойное течение жизни братии и минуют резиденцию патриарха.

Адрес: Свято-Владимирский скит, Главная монастырская дорога, Республика Карелия, Россия.

Вознесенская часовня

Вознесенская часовня на Валааме является сакральным отображением храма Вознесения Господня, построенного на Елеонской горе в Иерусалиме — на том месте, где Иисус Христос «восшествовал на небо во плоти». Инициатором воссоздания в своей обители обстоятельств главных событий Нового Завета стал игумен Спасо-Преображенского монастыря Маврикий. По возвращении со Святой Земли он переименовал Лещёвое озеро в Мертвое море, реки стали называться Кедрон и Иордан. Скалистая гряда у берега Малой Никоновской бухты превратилась в Елеонскую гору.

Прекрасный пятиглавый храм Вознесения Господня после 1940 года был заброшен. Восстановлен из руин по уцелевшим эскизам. Фасад часовни украшен богатой резьбой, голубые купола увенчаны позолоченными шарами и крестами.

Богослужения в Вознесенской часовне проходят не часто, но поток паломников в святое место не иссякает.

Адрес: Вознесенская часовня, Главная монастырская дорога, Республика Карелия, Россия.

Гефсиманский скит

Обитель образована в начале прошлого века по повелению игумена Спасо-Преображенского монастыря Маврикия, который после паломничества на Святую Землю задумал сделать центр «русского Иерусалима». Гефсиманский скит повторяет одноименный сад в Иерусалиме, где молился Христос перед Крестными Страданиями.

Заброшенные в годы советской власти строения недавно отреставрированы, возобновилась монастырская жизнь. В комплекс скита входит храм Успения Пресвятой Богородицы. В архитектуре строения использованы цвета Богородицы: голубая кровля сочетается с жёлтыми стенами. Внутренний интерьер украшает резной иконостас из кипарисового дерева.

В начале 1920-х годов в Гефсиманском ските жил исповедник «старого стиля» иеромонах Тимон (Питкевич), в схиме Михаил.

Адрес: Гефсиманский скит, Главная монастырская дорога, Республика Карелия, Россия.

Игуменское кладбище

В полутора километрах от горы Фавор расположено Игуменское кладбище. Здесь, в непроходимом лесу, в XIX веке поселился схимонах Николай. К нему за благословением приезжал сам император Александр I. На могиле угодника установлен гранитный крест. Неподалёку стоит церковь во имя Преподобных Отцов.

В 2011 году на территории Игуменского кладбища поставили крест в память об искалеченных солдатах Великой Отечественной войны, которые доживали свои дни в Валаамском интернате. На гранитной стене золотыми буквами выбиты их имена.

Кладбищенская церковь была последней, освященной о. Дамаскиным, который более сорока лет правил Валаамом. Игумен похоронен у северной алтарной стены. Рядом покоятся его ученики и последователи.

Адрес: Игуменское кладбище, Республика Карелия, Россия.

Никольский скит

В середине XVIII века скит выполнял функцию таможни. Здесь проводился досмотр кораблей и лодок, заходящих на остров. Алкогольные напитки выливали, табак сжигали. Хорошо сохранившийся Никольский храм возведён в середине XIX века. Над входом установлен деревянный барельеф с изображением Николая Угодника. Восьмиугольная шатровая кровля покрашена в голубой цвет. Купол и крест на ней — позолоченные. Росписи во внутреннем убранстве специально не стали реставрировать, чтобы максимально сохранить их подлинность.

В зимнее время богослужения проходят в домовой церкви, освящённой во имя преподобного Иоанна Дамаскина. Находится она на втором этаже корпуса, где живут монахи.

Адрес: Никольский скит, Республика Карелия, Россия.

Скит Александра Свирского

На уединенном Святом острове Валаам находится Свирский скит, история которого начинается 500 лет назад. Здесь, среди скал, в вырубленной пещере поселился монах Александр Свирский. После его смерти у входа в грот установлен поклонный крест.

В середине XIX века игумен Дамаскин основал на острове скит. Когда обитель эвакуировали в Финляндию, возведённая здесь церковь разрушилась.

Сейчас скит восстановлен. К пещере, где жил и молился Александр Свирский, ведёт вырубленная в скале лестница. У подножия древнего креста высится каменный барельеф монаха.

Деревянная церковь скита построена без единого гвоздя. Из металла здесь только колокола. Каждое воскресенье проходят службы.

Адрес: Скит Александра Свирского, о. Святой, Республика Карелия, Россия.

Часовня Ксении Петербургской

Часовня Ксении Петербургской возведена она в 2015 году. Интересная история, связанная с ней, свидетельтсвует о том, насколько бережно на Валааме относятся к сохранению гармонии местного ландшафта. Сначала зодчие сделали лёгкий макет часовни в натуральную величину и поставили его на место. Игумен Панкратий, плавая в лодке по Монастырской бухте, оценивал архитектуру. Согласно замечаниям, кровля часовни была несколько снижена.

Изящным строением из белого каррарского мрамора можно любоваться издалека и вблизи. Интерьер часовни украшен восхитительными мозаичными иконами.

Адрес: Часовня Ксении Петербургской, Антониевская дорога, Республика Карелия, Россия.

Коневский скит

Тихий и живописный скит на берегах Коневских или Игуменских озер стоит в отдалении от Главной монастырской дороги. Здесь хранится чудотворная икона Божьей Матери.

Возведён он в первой четверти XIX века. Здесь, в одинокой келье, проживал монах-отшельник Дамаскин. Впоследствии, когда он стал игуменом, основал скит во имя Коневской иконы Божией Матери. К сожалению, в прошлом веке строения были стёрты с лица земли. Восстановлены лишь в 2004 году.

Коневский скит самый малый по размеру на Валаамских островах. Здесь проводит дни в молитвах монах Арефа, который ранее жил в Предтеченском скиту.

Адрес: Коневский скит, Главная монастырская дорога, Республика Карелия, Россия.

Монастырская бухта

Причалы Монастырской бухты, которая глубоко врезается в остров Валаам, редко пустуют. Это место отправления катеров и лодок, развозящих экскурсантов по скитам на другие острова. При желании, можно арендовать гольф-кар с водителем или электровелосипеды и прокатиться по острову самостоятельно. Пункт проката находится напротив причала.

На берегах бухты высятся три чудесных часовни, разные по архитектурному стилю. Покровская отличается белой шатровой крышей, Благовещенская имеет покатый голубой купол. Часовня иконы Божией Матери выделяется яркой окраской и ажурными элементами. От причала к центральной усадьбе Валаамского монастыря ведут мощеная булыжником дорога и каменная лестница.

При подъезде к бухте виден памятник апостола Андрея Первозванного. По преданию, он высаживался здесь по пути в Новгород. Проповедник уговорил местных волхвов убрать древнее языческое капище и установил каменный крест.

GPS координаты: 61°23’19.0 N 30°56’28.4 E.

Большая Никоновская бухта

Большие круизные лайнеры принимает основной причал Большой Никоновской бухты. Отсюда начинается экскурсионный тур «Новый Иерусалим», который включает осмотр Вознесенского и Гефсиманского скитов, Поклонного Креста. Это самый популярный маршрут у туристов. Бухта отличается большими размерами. Живописная береговая линия защищена от штормов цепью малых островов.

На Никоновской горе находится смотровая площадка, с которой туристы любуются великолепным видом Ладоги.

Адрес: Причал, Республика Карелия, Россия.

Смотровая площадка на горе Елеон

Туристов, которые ищут, что посмотреть на Валааме самостоятельно, экскурсоводы указывают в сторону горы Елеон на Валааме. Это особо почитаемое паломниками место, духовное отражение иерусалимской Масличной горы, откуда вознесся Иисус Христос. Вершину горы украшает прекрасная деревянная часовня Вознесения Господня.

Рядом находится смотровая площадка. Чтобы сюда попасть, необходимо дойти до Гефсиманского скита и повернуть налево. Заблудиться невозможно — единственная тропа приведёт к изумительному месту, откуда открывается потрясающая панорама Ладожского озера.

Впечатление, которое производит Валаам с высоты горы Елеон, остаётся в памяти на всю жизнь.

Читайте так же:  Достопримечательности северной европы презентация

GPS координаты: 61°22’18.6 N 30°54’05.3 E.

Остров Скитский

Второй по величине остров архипелага связан с большим островом дорогой и мостом. Попасть на него можно пешком, на гольф-каре или велосипеде. Здесь находится Скит Всех Святых, который и дал название участку земли на Ладоге площадью 2,77 кв. км.

Скитский остров очень холмистый и покрыт хвойными лесами. На одной из придорожных скал высечен памятный знак «Сделана сия дорога в 1845 году». Возле дороги стоит «сосна Шишкина». На этом месте талантливый художник писал свои знаменитые пейзажи.

Природной достопримечательностью острова является столетняя дубовая аллея, высаженная монахами.

Адрес: Остров Скитский, Республика Карелия, Россия.

Валаам переводится с финского как «высокая земля». И в самом деле, остров величественно возвышается на 60 м над озером, его видно отовсюду.

Существует предание о том, что во времена язычников эти острова были единым огромным жертвенником. И когда сюда пришел Святой Апостол Андрей Первозванный, он уничтожил капища языческих богов, воздвиг Святой Крест и предсказал великое будущее этих мест.

Здесь всё уникально: сам остров, его природа, люди. Когда–то монахи привезли и посадили здесь большое количество растений, которые гармонично слились с первозданной природой. Даже погода на Валааме не такая, как на материке, до которого рукой подать: на островах летом солнечных дней в три раза больше. А люди приехали сюда с одной целью: служения Богу.

Карта

Достопримечательности, отмеченные на карте города:

Как и откуда добраться на остров

Самостоятельно

  • 1. На «Метеоре» из Петербурга – маршрут на один день
    Стоимость: 3 тысячи рублей туда и обратно
    Время в пути: 4 часа
    Время на посещение монастыря: 8 часов
  • 2. На «Метеоре» от пристани в Сортавале
    Cтоимость туда и обратно: 1500 рублей
    Время в пути: 50 минут
  • 3. На теплоходе от пристани в Приозерске
    Что посмотреть в самом Приозерске
    Стоимость: 1500-2000 рублей
    Время в пути: 1 час
    Официальный сайт города с ценами и дополнительной информацией: http://www.priozersk.ru/4/marshrut/002.shtml
  • 4. На грузовом баркасе или небольшом судне от пристани Лахденпохья
    Что посетить в Лахденпохье
    Стоимость: на баркасе цена договорная, возвращение обратно по мере выгрузки
    на судне 600 рублей в оба конца, на посещение монастыря 4 часа
    Время в пути: 40 минут
  • 5. С паломниками от пристани в Приозерске на теплоходе паломнической службы «Валаам», зарегистрировавшись предварительно на подворье монастыря в качестве паломника (Адрес: С-Петербург, Синопская наб.,34; Москва, 2-Тверская-Ямская, 52).

Сайт для паломников с расписанием ближайших поездок: http://vp.valaam.ru

С экскурсией

  • 1. Многодневный тур на теплоходе по Ладожскому озеру, организованный в турагентствах Петрозаводска и Сортавалы.
    Цена и продолжительность тура зависят от маршрута.
  • 2. Круизный лайнер «Петербург»
    Офис по адресу С-Петербург, ул.Загородная, 24,
    Телефон: (812)3159746
    Сайт с ценами и расписанием: http://www.latti.ru
    Цены от 4500 р за однодневную экскурсию

Спасо-Преображенский монастырь

Мужской Спасо-Преображенский монастырь начал строиться в 14 веке. Монахи не вырубили при этом ни одного дерева, они использовали только те, которые повалил ветер.
Едва успели завершить строительство и число монашествующей братии возросло до 600 насельников, как сюда стали проникать шведские отряды, и монастырь пришел в запустение.

Петр Первый не особо жаловал монастыри и монахов, но отказать игумену Кирилло-Белозерского монастыря, просившему о восстановлении Валаамской обители, не смог. И на островах снова началось строительство. А испытания продолжились: новые деревянные постройки уничтожил пожар. Елизавета Петровна уделяла особое внимание монастырю, помогала в его восстановлении, но что могли сделать 11 монахов, оставшихся в разоренной обители, даже с поддержкой государыни!

И всё-таки монастырь поднимался. Новый период расцвета наступил в 19 веке, когда обителью твердой рукой правил отец Дамаскин. Он ввел суровое правило: монах, пришедший на Валаам, уже не мог его покинуть. Строительство велось под руководством лучших архитекторов. Именно тогда на Валааме был построен водопровод, наладилось регулярное сообщение с Петербургом. Монастырь в это время имел свой небольшой флот.

К началу 20 века здесь жили 1000 человек. Паломниками приезжали сюда и русские государи: Александр Первый и Александр Второй, сюда стремились набраться мудрости от валаамских старцев русские писатели, художники и философы: Рерих, Шишкин, Куинджи, Лесков.

Нелегко пришлось монастырю во времена, когда Валаам оказался финской территорией. Русский православный монастырь в лютеранско-протестантской стране! Дошло до того, что службы пришлось вести по-фински. Но нет худа без добра. Невольная «эмиграция» спасла обитель от разорения, однако впереди его ждало полное запустение. Перед освобождением Валаама советской армией монахи, гонимые страхом репрессий, покинули остров и впоследствии основали монастырь на территории Финляндии, который назвали Новый Валаам. А на осиротевшем острове сначала открыли школу юнг, а потом — дом-интернат для инвалидов.

Прошло много лет, и на Валаам в 1989 году в значимый для него день памяти Андрея Первозванного высадились шесть монахов. Началась новая жизнь старой обители.

Валаамский церковно-археологический и природный музей-заповедник

Музей работает на территории монастыря. В его коллекции представлены экспонаты, рассказывающие об истории Валаама и его святынь. Здесь есть картины художников, совершивших паломничество в монастырь: И.Шишкина, А.Куинджи, П.Балашова, Ф.Васильева. В конце 19 века монастырь издал альбом П.Балашова с репродукциями картин с видами Валаама. Шишкин, вернувшись с острова, представил на очередной выставке 18 пейзажей, написанных на Валааме. Кроме того, в музее хранится коллекция старинной меднолитой пластики.

Деятельность музея не ограничивается только просветительской деятельностью, он также является научно-исследовательским центром. Основное направление работы — изучение природы, истории монастыря, письменных свидетельств о монастырской жизни в разные периоды. По итогам исследований готовятся выступления на научно-практических конференциях по культуре и истории Русского Севера.

Музей на Валааме не совсем обычный — научные сотрудники живут и трудятся бок о бок с монахами, совместно возрождая уникальный монастырь.

Коневский Игуменский скит

Игумен Дамаскин стремился к уединению и молитвам вдалеке от людей. Поэтому по его распоряжению на одном из озер был построен скит, получивший имя Коневский, по названию иконы Коневской Божьей Матери.

Послушники, проживавшие в скиту, должны были не только пребывать в постоянных размышлениях и молитве, но и соблюдать дополнительный устав с еще более строгими правилами и запретами, чем в основном уставе. Например, в праздники они не ели рыбу и молочные продукты.

Скит был разобран в середине прошлого века и сейчас восстановлен. Осмотреть его можно только снаружи, туристам запрещено входить внутрь, посетить скит могут лишь паломники.

Воскресенский (Красный) скит

В конце 18 века монах Никон решил уйти в скит для отшельнической жизни. Он поселился на берегу небольшой бухты и провел остаток жизни в одиночестве и молитве. Уже после его смерти здесь были построены два корпуса келий и трапезная, в которой сейчас кормят паломников.

Здесь хранится одна из святынь монастыря, кувуклия — маленький грот с частицей Гроба Господня, которые принес сюда Апостол Андрей Первозванный. Скит открыт для посещений.

Гефсиманский желтый скит

В скит ведет узкая тропа по живописным местам с видом на озеро. Сейчас скит — это храм Успенья Богородицы и два небольших корпуса, где проживают несколько монахов.

Храм окрашен в желтый цвет — цвет Богородицы — отсюда и название скита. Храм открыт в светлое время суток. От скита можно подняться на Елеонскую гору.

Никольский скит

Находится на соседнем Никольском острове, но с Вааламом его связывает деревянная дорога из узеньких мостков. Монахи, проживавшие в скиту, имели необычное для монастыря послушание — осуществляли таможенный контроль всего, что привозили сюда, чтобы избежать проникновения на архипелаг спиртного.

Корабли не причаливают сейчас на остров, и путешественники с палубы любуются двумя церквями и природными красотами.

Свято-владимирский скит

Этот скит заложил Патриарх Алексий в 2002 году. Сейчас строительство закончено, помещения декорированы под убранство храмов Пскова и Новгорода 15-18 веков, устроен иконостас из белого мрамора.

Здесь есть музей Алексия Второго, рассказывающий о его жизни и подвижническом пути, а также библиотека и иконописная мастерская. Самое главное здание скита – резиденция Патриарха. Скит частично доступен для осмотра.

Остров Путсаари

Остров был куплен Александром Вторым у финских властей, потому что здесь находился скит, основанный монахами Валаамского монастыря. Здесь были разведены сады, организована добыча серого мрамора, выстроена церковь святых Сергия и Германа. Когда-то она была украшением местности. Сейчас ей требуется реставрация.

Семиметровый гранитный поклонный крест был установлен на самой высокой точке острова и служил маяком для судов. Долгое время здесь добывали гранит. Основание памятника Екатерине Второй в Санкт-Петербурге сделано из гранита с Путсаари.

В 90-х годах прошлого века на острове жил только один неведомо откуда пришедший человек по имени Владимир. Спал в полуразрушенной церкви и восстанавливал церковь своими силами, показывая образец добровольного служения.

Путсаари интересен и с геологической точки зрения. Здесь сохранились следы древних землетрясений, после которых осталась дуга гранитных гор, а в центре в результате подземных толчков образовалось красивое озеро, названное Святым. На острове есть небольшая бухта. Вокруг — множество маленьких островков, создающих живописный архипелаг.

Видео

Видео-экскурсия на остров Валаам:

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Великая Северная война
    • 1.2 Развитие монастыря
    • 1.3 Великое княжество Финляндское
    • 1.4 В составе независимой Финляндии
    • 1.5 Монастырь в период советско-финской войны
      • 1.5.1 Ново-Валаамский монастырь
    • 1.6 Монастырь в 1940—1941 годах
    • 1.7 Период Великой Отечественной войны
    • 1.8 Советский период
  • 2 Возрождение
    • 2.1 Устав монастыря
    • 2.2 Распорядок дня
    • 2.3 Прочие сведения
  • 3 Структурные подразделения
    • 3.1 Скиты Валаамского архипелага
      • 3.1.1 Скиты на удалённых островах Ладожского озера
    • 3.2 Подворья
  • 4 Настоятели и наместники
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История [ править | править код ]

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря, спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман [1] , пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными. Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.

Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год. [2]

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

Великая Северная война [ править | править код ]

В начале XVIII века Пётр I начал борьбу за выход к Балтийскому морю и экспансию России на северо-запад. В 1702 году (11 (22) октября) Россия захватила крепость Нотебург (переименована в Шлиссельбург), а весной 1703 года — крепость Ниеншанц в устье Невы. Здесь 16 (27) мая 1703 года началось строительство Санкт-Петербурга, а на острове Котлин разместилась база русского флота — крепость Кроншлот (впоследствии Кронштадт). В ходе военной кампании 1710 года русской армии удалось взять Выборг. Тогда же на основе Ингерманландской губернии была создана Санкт-Петербургская губерния.

В 1713 году в результате финской кампании русские войска взяли Гельсингфорс и Або.

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоёванной территории, когда ещё не был подписан мирный договор.

В 1719 году освящён деревянный Спасо-Преображенский храм, построены келейные корпуса и вспомогательные помещения.

В 1719 году на завоёванных землях была образована Выборгская провинция, вошедшая в Санкт-Петербургскую губернию. В новую провинцию попал и Валаамский архипелаг, входивший в Кексгольмский лен [3] . В 1721 году, подписав Ништадтский мирный договор, Швеция официально признала присоединение к России Ингерманландии, Кексгольмского лена и части Карелии с дистриктом Выборгского лена. [4]

Развитие монастыря [ править | править код ]

К 1730 году возведена Успенская церковь, построена деревянная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти первые постройки. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов.

В 1774 году был освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви.

Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 году, начал большое каменное строительство. В 1805 году в южной части наружного каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а в северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом с тех пор возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В XIX веке был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом 1000 пудов.

Великое княжество Финляндское [ править | править код ]

В 1811 году Финляндская губерния, а с ней и Валаамский архипелаг, вошла в состав Великого княжества Финляндского Российской империи. Губерния получила прежнее название — Выборгская. В 1819 году монастырь посетил император Александр I. В церковном отношении монастырь до 1892 года находился в подчинении Санкт-Петербургских митрополитов, а затем вошёл в новоучреждённую Выборгскую и Финляндскую епархию.

Наибольший подъём обители пришёлся на XIX век. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был петербургский архитектор, академик Алексей Горностаев.

Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания. После смерти игумена Дамаскина монастырём управлял его преемник — Ионафан II, который смог осуществить наиболее масштабное начинание игумена Дамаскина — строительство нового величественного Спасо-Преображенского собора, рассчитанного более чем на 3000 человек.

Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек.

В составе независимой Финляндии [ править | править код ]

После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему монастырь номинально сохранялся, но, оказавшись церковью национального меньшинства (основная религия Финляндии — лютеранство), он испытал на себе усиливающуюся дискриминацию со стороны финских властей [6] . Власти Финляндии потребовали от архиепископа Серафима (Лукьянова) в течение трёх месяцев выучить финский язык. На языковой экзамен владыка не явился и за это был депортирован на остров Коневец. В деле дерусификации русской же Православной церкви финские власти начали координировать свои действия с властями Эстонии, где дерусификация Православной церкви была быстро возведена в ранг государственной политики и опробована в преимущественно русском Печорском уезде. Из Эстонии был выписан священник Герман Аав, назначенный в ноябре 1923 года епископом Карельским, викарием архиепископа Серафима. При нём монастырь погрузился в атмосферу «несогласия и тяжбы» [6] . Начиная с 1925 года православные службы на Валааме были переведены на финский язык. Параллельно финские власти основательно укрепили сами острова в военно-инженерном отношении на случай конфронтации с СССР.

Финляндская православная церковь, с 1923 года в юрисдикции Константинопольского патриархата, перешедшего на новоюлианский календарь в том же году, под давлением финских властей приняла западную Пасхалию, вынудив и Валаамский монастырь перейти на новый стиль. Переход на новый стиль в 1920-х годах был причиной разрушения единства Валаама. Точку в противостоянии, продолжавшемся 10 лет в монастыре, поставил высадившийся на острове финский спецназ [7] . Значительная часть братии тогда отказалась подчиниться архиепископу Финляндскому Герману. Эти «старостильные» монахи выехали в Сербию, Грецию, Македонию, Германию, США, Марокко.

В 1930 году монастырь содержал 300 человек братии и 100 трудников и наёмных работников [8] . Питались монахи скудно, как следует из составленного протокола собрания старшей братии от 13 мая 1930 года: «братия монастыря исключительно питается растительной пищей, рыбу… кусок булки получает только в праздники… питается постным маслом… Имея ограниченные средства, монастырь старается во всём экономить… Помимо этого… бесплатно кормит бедных богомольцев и других лиц, что обходится не [в] один десяток тысяч марок… делает частные пожертвования и впредь не отказывается помогать посильно» [8] .

Читайте так же:  Каркассон достопримечательности карта

Ежегодно в монастырь приезжало несколько тысяч паломников и туристов (из разных стран, в основном финнов). Так, в монастырской книге зарегистрировано, что в 1936 году Валаам посетили «туристы» числом 3540 человек из 22 государств, из которых 2137 были финнами, 562 шведами и 40 русскими [9] .

Монастырь в период советско-финской войны [ править | править код ]

Во время Советско-финской войны 1939—1940 годов монастырь попал в зону боевых действий. Монахи оказали поддержку беженцам из Восточной Карелии (в основном православным). Уже 16 ноября 1939 года правление монастыря постановило:

1. Пожертвовать на эвакуированных граждан Восточной Карелии 50 000 марок наличными и книгами духовного содержания на 12 000 марок;

2. Пожертвовать на издание духовной литературы для тех же граждан 5000;

3. Пожертвовать на эвакуированных православных Карельского перешейка 5000; Пожертвования направить через посредство Братства Сергия и Германа [10]

26 ноября и 9 декабря 1939 года (по старому стилю) произошли первые советские воздушные налёты на Валаам [10] . В декабре 1939 года началась эвакуация с Валаама. 20 декабря 1939 года с острова были вывезены больные и пожилые монахи, а также послушники и женщины [11] . 28 декабря 1939 года прошла ещё одна волна эвакуации [12] . Эвакуированных в ходе этих двух волн (136 человек) разместили в зданиях школ в 120 км севернее Ювяскюля [13] . 6 февраля 1940 года состоялась новая эвакуация — на военных грузовиках уехали все монахи и игумен, оставив в монастыре пятерых человек: двоих иеромонахов (для окормления финских православных военнослужащих), иеромонаха Симфориана (Матвеева), инженера послушника Владимира Кудрявцева, капитана парохода «Сергий» монаха Ираклия (Майкевича) [14] .

В январе-феврале 1940 года советская авиация бомбила строения монастыря. Бомбёжки были частыми: 6, 19, 20, 21–28 января, 2–4 февраля и 10–16 февраля 1940 года [12] . О бомбардировках Валаама писали в белоэмигрантской прессе [15] .

Эвакуировавшиеся монахи увезли с собой всё самое ценное, включая подлинник Валаамской иконы Божией Матери (иконописец — иеромонах Алипий, в миру — Алексей Константинов), другие святыни и колокола (в наше время межцерковные переговоры о возвращении подлинника Валаамской иконы Божией Матери в Валаамский монастырь ведутся между РПЦ и ФПЦ уже более 20 лет). 18 марта 1940 года над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора, возвестивших о прекращении жизни обители [16] . Монахи осели в местечке Хейнявеси в Финляндии, в усадьбе Папинниеми, где основали Ново-Валаамский монастырь [17] . На воссоздание монастыря поступили пожертвования из-за рубежа — 25 629,25 марок от Толстовского фонда и (22 июня 1940 года) — 50 000 марок от папы Римского [18] . На момент эвакуации братия монастыря состояла из 173 человек, из которых 123 были из крестьян, 23 из мещан, двое из духовенства и двое потомственных дворян [19] . Почти все были грамотными — малограмотных насчитывалось только 14 человек [19] .

Иногда встречающиеся утверждения о жертвах среди монахов при эвакуации опровергаются монастырскими метрическими документами и послужными списками братии, которые показывают, что при эвакуации никто не погиб [20] .

Ново-Валаамский монастырь [ править | править код ]

По окончании Великой Отечественной войны в 1945 году митрополит Григорий (Чуков) посетил Новый Валаам и совершил присоединение монастыря к Московскому патриархату. Многие старые иноки заявили о своём желании вернуться на родину, на старый остров [21] . Через 12 лет, в 1957 году монастырь перешёл в юрисдикцию Финляндской православной церкви. В том же году в СССР уехали только семеро монахов; младшему из уехавших тогда было 59 лет, а старшему — 84 [21] . В 1977 году прекратились службы на церковнославянском языке, а в 1981 году умер последний русский монах. Сейчас монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей — как паломников, так и туристов. Это уединённый благоустроенный монастырь среди озёр и лесов — с музеем, культурным центром и библиотекой.

Монастырь в 1940—1941 годах [ править | править код ]

Сведения об оставленных строениях монастыря с марта 1940 по июнь 1941 года скудны. Известно, что в монастырских строениях почти сразу разместили школу боцманов и роту юнг [22] . На Валаам был командирован для отбора рукописей и книг из монастырской библиотеки и архива историк Сергей Миляев, автор печатных изданий по борьбе с религиозными пережитками [22] . В 1941 году в журнале «Безбожник» на двух страницах появилась публикация Миляева о монастыре под названием «Бывший очаг мракобесия и шпионажа» [23] . Миляев на основе найденных им в монастырском архиве документов (с точными цитатами) выдвинул против братии монастыря ряд обвинений [24] . Все использованные Миляевым документы сохранились [25] . В 1940 году вышла статья Миляева о монастыре в журнале «На рубеже», где сообщалось следующее [26] :

вплоть до 1940 г. Валаам был маленьким «государством монахов» — мракобесов, эксплоататоров, банкиров, затем — шпионов и диверсантов, форпостом международной контрреволюции на границе с Советским Союзом. Это «государство» по площади было в 30 раз больше, чем Ватикан — «государство» папы Римского, вдвое больше княжества Монако — осколка феодальной Европы. А доходы валаамских монахов были в четыре раза больше, чем доходы княжества Монако

Миляев отметил, что «вся история Валаама 1918—1940 гг. — это история антисоветского форпоста на северо-западных границах СССР» [27] .

Миляев отобрал из монастырской библиотеки для вывоза в СССР 1191 книгу, однако до начала Великой Отечественной войны вывезти удалось не все из них [27] .

Период Великой Отечественной войны [ править | править код ]

Осенью 1940 года на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, членский состав которой в 1941 году отправился на оборону Ленинграда. 20 сентября 1941 года Валаамский архипелаг был занят финнами [28] . Основная часть построек монастыря уцелела, но было повреждено имущество обители. Так, у большого Андреевского колокола монастыря весом 16 тонн был оторван язык и отпилена третья часть (её куда-то увезли) [29] . В 1942—1944 годах монастырь был восстановлен и действовал. Финская армия оплачивала монастырю постой в его строениях, причём на эту плату обитель приобретала себе продукты. На Валаам вернулась лишь небольшая часть эвакуированной в 1940 году братии, причём монашествующие принимали участие в боях против СССР (двое были награждены финскими орденами) [30] .

Ущерб монастыря от пребывания советских войск использовался фашистскими пропагандистами. В монастырь часто приезжали немцы, которые его фотографировали, а также представители иных стран фашистского блока — Болгарии, Румынии, Словакии, Венгрии и Хорватии [31] . Братия монастыря от этих посетителей имела выгоду — через них монахи посылали в другие страны валаамцам письма и фотографии [32] . В августе 1942 года Валаам посетил итальянский корреспондент и фотограф Лино Пеллегрини, оставивший подробный репортаж в официальном печатном органе фашистской партии «Il popolo d’Italia» (примерно через месяц его перепечатал белоэмигрантский «Парижский вестник») [33] .

Сложным был вопрос об отношении к советским военнопленным. 27 декабря 1941 года послушник инженер Владимир Кудрявцев письменно потребовал от игумена Харитона направить монастырские деньги на улучшение питания советских военнопленных. Харитон отказал, так как речь шла о реализации вывезенных с Валаама в 1940 году риз, на что Кудрявцев ответил: «Это не я Вам говорю, сам Христос». 4 января 1942 года Кудрявцев вновь написал игумену Харитону по этому вопросу, на что Харитон потребовал от него покинуть монастырь. В итоге Кудрявцев был удалён из обители [34] . В марте 1944 года монастырь согласился принять к себе иноков Печенгской обители ввиду их тяжёлого положения в условиях войны [35] .

19 сентября 1944 года финские войска и монахи покинули Валаамский архипелаг [35] . Позднее там было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция.

Советский период [ править | править код ]

В 1950 году в бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, куда в том числе принудительно помещались инвалиды войны с материка, включая Ленинград. Переведён на материк в 1984 году.

Только с 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник [36] , и немного позже началась реставрация памятников.

Возрождение [ править | править код ]

18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии собор с внутренним каре и ближайшие скиты, кроме Воскресенского и Гефсиманского [37] .

13 декабря 1989 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, на остров ступили шестеро монахов: иеромонахи Варсонофий (Капралов), Геронтий (Федоренко), Фотий (Бегаль), иеродиакон Серафим (Гордеев), послушники Леонид Макаров и Вадим Эрлих. Прибывшие насельники разместились в бывшем изоляторе Дома инвалидов. Возобновились богослужения в храме во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. С самого начала на Валааме были заведены строго уставные службы, возрождался валаамский распев [37] .

18 января 1993 года указом патриарха Алексия II наместником обители назначен архимандрит Панкратий (Жердев), со 2 июня 2005 года — епископ Троицкий. Под его началом находится игумен Мефодий (Петров), являющийся также директором православного культурно-просветительского центра «Свет Валаама» [38] .

27 февраля 1994 года архимандрит Панкратий заново освятил часовню Валаамского монастыря на Синопской набережной в Санкт-Петербурге, что завершило процесс возврата этой часовни монастырю [39] .

В 1998 году большой общественный резонанс получило заявление братии Валаамского монастыря о пагубности экуменизма и сотрудничества со Всемирным советом церквей (ВСЦ) [40] [41] . «Участие в деятельности ВСЦ, основанной на экклезиологической ереси, — сказано в заявлении братии Валаамского монастыря, — неизбежно вынуждает православных участников экуменического движения относиться к инославным сообществам как к равноправным „церквам“, облагодатствованным Святым Духом, тем самым попирая догмат о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Заявление подписано 150 монахами монастыря, включая его священноначалие, выступившее решительно против совместных «экуменических молений», в частности, с новостильной Финляндской православной церковью, епископы которой тоже хотели служить на Валааме [40] . Данное заявление, опубликованное также под заголовком «Молчанием предаётся Бог» [41] , контрастировало с официальной политикой РПЦ и её главы патриарха Алексия II по отношению к экуменизму и ВСЦ. Встревоженный бескомпромиссной позицией валаамского монашества, Архиерейский собор Русской православной церкви в 2000 году принял «Основные принципы отношения к инославию». В документе подробно разъясняется позиция РПЦ по отношению к инославию, в частности то, что Православная церковь не может признавать «равенство деноминаций», но подчёркивается приоритетность богословского диалога с другими конфессиями и полезность участия в работе различных международных организаций в сфере служения миру, но без всяких догматических уступок и компромиссов в вере [42] .

13 декабря 2005 года впервые зазвучал 1000-пудовый благовестник — колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программы восстановления старинной звонницы.

С 14 по 17 сентября 2007 года монастырь посетил священноигумен обители патриарх Алексий II, 16 сентября в Смоленском скиту он совершил освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери; по освящении храма отслужил в нём первую Божественную литургию [43] . После богослужения патриарх вручил наместнику Валаамского монастыря епископу Панкратию орден благоверного князя Даниила Московского (II степени) — во внимание к архипастырским трудами и в связи с 20-летием служения в священном сане [44] .

21 сентября 2008 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, патриарх Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса Свято-Владимирского скита (архитектор Андрей Анисимов) на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме [45] .

10 июля 2009 года патриарх Кирилл и глава Республики Карелия Сергей Катанандов в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита открыли музей имени патриарха Алексия II; открытие было приурочено к 20-летию возрождения монашеской жизни на Валааме [46] .

В конце мая 2010 года монастырь посетил предстоятель Константинопольской церкви патриарх Варфоломей, находившийся в России с официальным визитом в РПЦ [47] [48] .

Согласно данным настоятеля — епископа Панкратия, по состоянию на 2011 год общее количество насельников в монастыре составляло 217 человек, включая скиты и подворья. Из них 37 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 89 монахов, 19 рясофорных послушников, 60 послушников. Постоянно в монастыре работают от 30 до 40 трудников [49] .

Устав монастыря [ править | править код ]

Валаамский монастырь — ставропигиальный, то есть находится под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Указом патриарха Алексия II в Валаамской обители восстановлено игуменство, которое предусмотрено старинным Уставом Валаамского монастыря, утверждённым к применению также указом патриарха. Устав Святого Валаама составлен по типу и строгости Афонских монастырей; повелевает «ничего не предпринимать настоятелю без совета братии». Поэтому регулярно собирается Духовный собор старшей братии, в который входят игумены, духовник, благочинный, гостинник, ризничий, помощник игумена по приёму паломников, скитоначальники, казначей, эконом [50] .

Распорядок дня [ править | править код ]

О распорядке дня в Валаамском монастыре и особенностях богослужений подробно рассказал в православной печати настоятель — епископ Панкратий.

Богослужебный суточный круг в Валаамском монастыре начинается в 17 часов вечерней с малым повечерием. Затем читается валаамское монашеское правило, три канона с акафистом Божией Матери и чин прощения.

После правила братия направляется в трапезную на ужин. В 21 час удар колокола возвещает время безмолвия, во время которого монахи читают келейное правило, состоящее из Иисусовой молитвы и поклонов.

Утреня, предваряемая полунощницей, в монастыре совершается в 5 часов. После этого служится ранняя Божественная литургия. Служба заканчивается в начале девятого. После утреннего чая (келейно) и краткого отдыха монашествующие, послушники и трудники отправляются на послушания, распределённые благочинным. В 13 часов — обед в братской трапезной. За трапезой кто-либо из братии читает святоотеческие творения. Присутствие всей братии обязательно. После чтения настоятель в знак благословения передаёт чтецу часть своей трапезы, которую тот принимает с благодарностью и умилением. После трапезы в 13 часов 30 минут каждый день у раки основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, служится молебен, а в среду — молебен у чтимого списка иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица». В воскресенье после вечерни соборно служится молебен с акафистом преподобным Сергию и Герману. В 21 час — расход из храма.

Каждый монах вместе со своим духовником или с настоятелем индивидуально решает, когда лучше молиться, читать келейное правило. Для новоначальных насельников келейное правило длится обычно полчаса, затем, по мере приобретения навыка и духовного опыта, продолжительность чтения правила постепенно возрастает.

В 22 часа отход ко сну. Сон у братии длится обычно четыре-пять часов ночью и пару часов днём, после обеда. Всего на сон в сутки выделяется шесть-семь часов, как об этом предписывается в святоотеческих книгах. В «Добротолюбии» указано, что новоначальный монах должен спать шесть часов. «Меньше не надо, потому что нервная система может не выдержать. Но и досыта высыпаться тоже не рекомендуется», — уточнил в интервью для печати епископ Панкратий [49] .

Прочие сведения [ править | править код ]

  • По данным игумена Мефодия[38] , Валаамский монастырь покидают до половины пытающихся начать здесь свою монашескую жизнь [51] . По неофициальным опубликованным данным, из каждых двадцати приезжающих в монастырь трудников впоследствии остаётся в обители и принимает постриг только один [52] .

В Валаамский монастырь ежегодно прибывают свыше 100 тысяч паломников, из которых около 90 тысяч — туристы [51] .

Монастырь духовно окормляет военнослужащих действующей воинской части Минобороны РФ — радиолокационной роты 334-го радиотехнического полка ПВО, расположенной в южной части острова Валаам [38] [53] .

В монастырских гостиницах могут быть размещены одновременно до 200 паломников [49] .

Епископ Панкратий предложил создать правовые механизмы, регулирующие порядок паломничества в Валаамский монастырь, поскольку даже природа архипелага не выдерживает 100-тысячного людского натиска за три летних месяца. За основу регулирования предложено взять порядок пребывания в Афонских монастырях: там чётко определено число паломников, которые могут посетить Святую Гору, каждому из них выдается особое письменное благословение — диамонитирион (греч.- ?????????????). Это удобно и для монастыря: заранее известно, сколько паломников приедет и какое количество мест необходимо приготовить в гостиницах [49] .

Читайте так же:  Грасс достопримечательности

Структурные подразделения [ править | править код ]

Скиты Валаамского архипелага [ править | править код ]

Скит Всех Святых (Белый скит, Большой скит) ( 61°23?33? с. ш. 30°54?43? в. д. H G Я O L ) — скит, расположенный на Скитском острове Валаамского архипелага. Основан игуменом Назарием в конце XVIII века [54] . Самый первый и самый большой скит, в 1789—1796 годах были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии. В 1840—1844 годах скит был перестроен по проекту архитектора Алексея Горностаева. Церковь скита: нижний тёплый храм освящён в 1849 году во имя Всех Святых; верхний холодный освящён в 1850 году во имя Всех Небесных Сил Бесплотных. Рядом со скитом находится могила старца иеросхимонаха Антипы, завещавшего похоронить его вне скита, чтобы к нему могли приходить и женщины, так как по причине строгости устава, женщинам посещение скита было позволено исключительно во время крестного хода в день Всех Святых [54] .

В наше время женщинам посещение скита разрешено только раз в году — в первое воскресенье после дня Святой Троицы. Однако с февраля 2014 года, когда в игуменском корпусе (имеющим отдельный вход с внешней стороны скита) была освящена домовая церковь в честь чудотворной Серафимо-Дивеевской иконы Божьей Матери «Умиление», которую преподобный Серафим Саровский называл «Радость всех Радостей», женщины-паломницы могут попасть по особому благословению на некоторые службы в течение всего года, не заходя на территорию самого скита.

Скит Николая Чудотворца ( 61°23?53? с. ш. 30°55?42? в. д. H G Я O L ) — расположен на Крестовом (или же Никольском [54] ) острове у входа в Монастырскую бухту. Включает храм Николая Чудотворца (построен в 1853 году) и домовую церковь Иоанна Дамаскина (построена в 1856 году). Архитектор Алексей Горностаев. В 1858 году был возведён двухэтажный каменный келейный корпус. В XIX веке в скиту были устроены маяк и монастырская таможня. В качестве маяка служила каменная часовня во имя Николая Чудотворца, находившаяся на острове до того, как в 1853 году был построен храм; на ней в тёмные ночи зажигался фонарь [54] .

Скит Иоанна Предтечи (Предтеченский скит) ( 61°23?21? с. ш. 30°52?57? в. д. H G Я O L ) — расположен на Предтеченском (вариант названия — Монашеском [54] ) острове архипелага. Деревянная часовня в честь Иоанна Предтечи была построена в 1855 году [54] . Через три года, в 1858 году на месте Предтеченской часовни по проекту архитектора Алексея Горностаева была возведена двухэтажная деревянная церковь. Надпись на колоколе в ней гласила, что он отлит для Валаамского монастыря при царе Борисе Годунове в 1603 году [54] . Верхний этаж освящён во имя Иоанна Предтечи, нижний этаж (пещерный) освящён во имя Трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Устав в этом скиту отличается особой строгостью, посещение посторонними не разрешается, женщины на остров не допускаются. На 1909 год в храме в качестве достопримечательностей хранились два древних креста, один из которых был изготовлен в начале XVIII века, а другой — в 1682 году. При ските был похоронен почитаемый в нём схимонах Иона [54] .

Коневский скит ( 61°22?44? с. ш. 30°54?24? в. д. H G Я O L ) — расположен в лесном массиве на берегу Игуменских озёр. Освящён в 1870 году, разобран в 50-х годах XX века, восстановлен в 2004 году и освящён во имя Коневской иконы Божией Матери. Неподалёку от одноимённой церкви располагалась келья игумена Дамаскина, в которой он прожил семь лет перед тем, как был избран главой обители [54] .

Авраамиевский скит (скит Авраамия Ростовского) ( 61°20?20? с. ш. 31°00?17? в. д. H G Я O L ) — расположен на Емельяновском (Авраамиевском) острове. В 1873 году была возведена деревянная церковь во имя святого Авраамия Ростовского с квадратной колокольней. В советское время скит был разрушен, в 2014 году начато его восстановление.

Воскресенский скит (Новоиерусалимский скит, Красный скит) ( 61°22?22? с. ш. 30°53?28? в. д. H G Я O L ) — расположен на горе Сион, в юго-западной части острова Валаам, где, по преданию, апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест. В 1906 году на месте деревянной часовни во имя святого апостола Андрея Первозванного (1846) было построено двухэтажное храмовое здание. Верхний храм освящён в честь Воскресения Христова. Нижний храм освящён во имя святого апостола Андрея Первозванного, в нём находится мраморная купольная часовня с подобием Гроба Господня. Рядом со скитом был разбит фруктовый сад. Все строения выполнены из красного кирпича.

Гефсиманский скит (Жёлтый скит) ( 61°22?12? с. ш. 30°54?09? в. д. H G Я O L ) — расположен у подножия горы Елеон. Освящён в 1911 году, включает церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенскую часовню на горе Елеон, домик для братии, часовню «Моление о чаше». Храм построен в русском архитектурном стиле из бруса, обшит тёсом.

Смоленский скит ( 61°22?47? с. ш. 30°55?23? в. д. H G Я O L ) — устроен в 1917 году на южной оконечности Скитского острова по проекту великого князя Петра Николаевича. Храм, воздвигнутый для поминовения русских воинов, погибших за Отечество, был освящён в 1917 году во имя Смоленской иконы Божией матери. Восстановлен в 2005 году.

Свято-Владимирский скит ( 61°22?22? с. ш. 30°56?09? в. д. H G Я O L ) — основан в 2002 году. Главный храм освящён в 2008 году во имя святого равноапостольного князя Владимира. В скиту построена резиденция патриарха Московского и всея Руси с домовой церковью святой мученицы Людмилы. В скиту имеются келейный корпус, иконописная мастерская и небольшой храм Всех Святых. Автор проекта и главный архитектор Андрей Анисимов.

Скит Александра Невского ( 61°22?27? с. ш. 30°56?22? в. д. H G Я O L ) — заложен в 2014 году [55] , находится неподалёку от Владимирского скита. Включает храм Александра Невского и келейный корпус. По некоторым данным, сейчас входит в состав Владимирского скита.

Александро-Свирский скит (скит Александра Свирского, Свято-островский скит) на Святом острове ( 61°24?45? с. ш. 31°03?13? в. д. H G Я O L ), где в XV веке около семи лет жил в пещере Александр Свирский, удалившись в него в 1474 году [56] . В 1855 году на пожертвования мецената купца Никитина [54] на острове был построен деревянный храм (архитектор Алексей Горностаев) и освящён во имя святого преподобного Александра Свирского. Восстановлен в 2001 году после пожара 1999 года.

Ильинский скит на острове Лембос ( 61°24?39? с. ш. 31°07?07? в. д. H G Я O L ) — в 1868 году по проекту архитектора Г. И. Карпова была возведена деревянная церковь во имя пророка Илии с колокольней и кельями, уничтожена в 70-е годы XX века, заново отстроена в 2006 году [57] .

Скит Германа Аляскинского (Патриарша пустынька) на Байонном острове ( 61°24?27? с. ш. 31°06?31? в. д. H G Я O L ) — основан в 2010 году.

Казанский скит на восточном побережье острова ( 61°23?22? с. ш. 31°00?20? в. д. H G Я O L ) — заложен в 2015 году, строится.

Интересные места Валаама

На сайте собраны достопримечательности Валаама — фото, описание и советы путешественникам. Список составлен на основе популярных путеводителей и представлен по типу, названию и рейтингу. Здесь вы найдете ответы на вопросы: что посмотреть на Валааме, куда сходить и где находятся популярные и интересные места Валаама.

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь (он же – Преображенский) располагается на острове Валаам, что в Ладожском озере.

Монастырь был основан выходцами из Новгорода в начале XIV века. В течение долгих лет монастырь служил крепостью, неоднократно отражая нападения воинственных шведов, однако в 1611 году он пал перед врагом. В 1715 году монастырь был восстановлен по указу Петра Первого.

Валаамский монастырь всегда славился своим строгим уставом. Некоторое время он даже использовался в качестве тюрьмы. Также здесь всегда было хорошо организовано хозяйство, садоводство, молочное животноводство, рыбный и кустарный промыслы.

Сегодня это действующий мужской монастырь. Посещение его туристами возможно по предварительному оформлению турпутевки. Также в монастыре можно приобрести аудиозаписи хора братии монастыря.

Координаты: 61.66902400,30.95581000

Остров Валаам

Валаам – крупнейший остров всего Валаамского архипелага, который располагается в северной области Ладожского острова. Остров неизменно привлекает туристов своей девственной природой и заповедными святынями, расположенными здесь.

Валаам находится на расстоянии 22 километров от материка. Здесь проживает порядка 200 человек, при этом большинство из них – монахи. В летнее время остров переполнен туристами. Порядок на острове поддерживается церковными властями. Расположенный здесь мужской монастырь находится в подчинении у патриарха. Главный собор монастыря носит название Свято-Преображенского Валаамского, он был полностью перестроен в XIX веке. Сегодня здесь можно услышать прославленное валаамское пение.

Свое название остров получил от финно-угорского «валам». что значит горная, высокая земля.

Интересен для осмотра скит Александра Свирского в 8 километрах от монастыря. В общей сложности на острове насчитывается около 10 скитов

Любителей военной истории привлекут остатки построек линии Маннергейма.

Координаты: 61.40066300,61.40066300

А какие достопримечательности Валаама вам понравились? Рядом с фотографией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Гефсиманский скит

Гефсиманский скит, построенный в 1911 году игуменом Маврикием, расположен на Сионской горе. В 1910 году здесь был установлен поклонный крест серого гранита с символикой крестных страданий Спасителя.

Его церковь, увенчанная шатрами, освящена во имя Успения Богородицы. Внешний интерьер церкви богато украшен резьбой, а внутреннее убранство, в частности, иконостас, было выполнено из кипариса, сегодня, к сожалению, полностью утраченного.

Сейчас в скиту ведутся реставрационные работы.

Рядом с ним находится небольшая деревянная часовня, где можно увидеть икону «Моление о чаше». За церковью, между пихт, расположены два келейных корпуса для братии, в которых в 1930-е годы жили финские артиллеристы.

Координаты: 61.37180800,30.89232400

В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности на Валааме только по фотографиям.

Остров Святой

Остров Святой принадлежит к Валаамскому архипелагу. В старые времена его называли по-разному: Пюха Сара, Пюха, Пюхасаари. Пюха переводится также «святой». Было у острова и название «Угрюмый». Одинокий остров, абсолютно безлюдный, скалы, мрачно нависающие над водой, к нему всегда было трудно подплыть на лодке, ее просто могло разбить в щепки. Видимо отсюда и такое «угрюмое» название».

Предания говорят, что здесь некоторое время проживал преподобный Александр Свирский. Поселившись на Валааме, он решил совсем уединиться от людей и поселился на острове Святом. Молитвы днем и ночью сделали свое дело — монах услышал голос, по зову которого он вернулся домой, на родину.

В XVIII веке здесь поставили скит. Чуть позже была поставлена церковь в честь Преподобного Александра Свирского, а также крест у церкви. Можно пройти и в пещеру, где жил Александр Свирский, там тоже стоят крест и икона.

Координаты: 61.41135000,31.05608000

Никольский скит

Никольский скит является одним из красивейших скитов острова Валаам. Расположился он в полутора километрах от Центральной усадьбы монастыря. Добраться до него можно по дороге, проложенной в XVIII веке. Сначала она проходит по Валааму, а затем по деревянным живописным мостам, которые соединяют острова.

Никольский скит принял первых монахов в XVIII веке. В то время здесь жило 12 монахов, которые занимались рыболовством и таможенным досмотром: на остров Валаам был запрещен ввоз табака и спиртных напитков.На самой вершине холма расположился отреставрированный шатровый храм Свято-Никольского скита. Раньше на этом месте стояла небольшая часовня с маяком, построенная в начале XIX века. Стены внутри храма расписывали монахи, проживающие на его территории и главной темой росписи было житие Николая Чудотворца.

У пристани туристы могут полюбоваться на гранитный поклонный крест, уставленный в 1861 году, и небольшое деревянное строение, которое раньше выполняло функцию таможенного пункта. Братия жила в келейном корпусе, реставрацию которого провели в 1988 году.

Координаты: 61.36777800,30.92883100

Владимирский скит

Владимирский скит на острове Валаам — относительно новая постройка. Основан скит был в 2002 году, строительство завершено в 2007 году. Проект скита разработала «Мастерская Андрея Анисимова» с участием архитекторов Анисимова Андрея и Ефимовой Татьяны. Архитекторы старались воплотить свой проект в том, чтобы все здания скита были связаны единой идеей и составляли цельный ансамбль.

При Владимирском ските была возведен храм в честь равноапостольного Владимира, который в 2008 году был освящен патриархом Алексием Вторым. У храма есть два придела: во имя святой великомученицы Людмилы и во имя Всех Русских Святых. Храм был построен чисто в русском стиле, но с элементами модерна.

Цокольный этаж скита занимает музей истории Валаамского монастыря. Отдельный зал в музее посвящен патриарху Алексию Второму, много сделавшему для возрождения монастыря на Валааме.

Координаты: 61.37304200,30.88714600

Ильинский скит

Валаамский монастырь помимо своего основного монастырского двора имеет несколько скитов — таких небольших «кусочков» монастыря, которые находятся в труднодоступных местах. В скитах обычно живет несколько монахов или послушников.

Ильинский скит находится на территории знаменитого Валаамского монастыря, расположенного на Валаамском архипелаге Ладожскго озера. История скита уходит в XIX век, он был основан игуменом Дамаскиным. Скит дал название и острову — Ильинский. В пятидесятые годы XX века скит был полностью уничтожен. В 2006 году полностью восстановлен.

До этого старая церковь скита была не очень выразительной. Новую церковь архитекторы постарались сделать на славу. Она создана в северном чисто-русском стиле с шатровым покрытием.

Координаты: 61.41134300,31.12169200

Коневский скит

Игумен Дамаскин в 1870 году основал Коневский скит на месте своего уединения и назвал его так в честь Акафистной (Коневской) иконы.

Первоначально в Коневском скиту была построена часовня, которая была в 1858 году перенесена с Предтеченского острова. Затем по проекту Г. Карпова была основана церковь. Насельники Коневского скита строго чтили устав и не вкушали в праздники рыбу и молочное – то, что в изобилии водилось в Коневских (Игуменских) озерах.

В настоящее время в Коневском скиту находится не больше трех человек. Восстановленный храм имени Коневской Божией Матери считается святыней скита. Рядом расположена келья, в которой обитает отшельник и послушники. Туристам разрешается бывать на территории Коневского скита, но в храм вход воспрещен. По предварительной договоренности зайти в храм могут только паломники.

Координаты: 61.37106800,30.93589800

Воскресенский скит

Воскресенский скит, известный также как Красный скит, был построен в 1901-1906 годы финляндским епархиальным архитектором В.И.Баpанкеевым. Он находится на вершине холма над Большой Никоновской бухтой, в 800 метрах от Гефсиманского скита.

Он был построен благодаря паломнику И.М.Сибиpякову, который предложил игумену Гавpиилу построить его на месте, где жили монастырские рыбаки, и пожертвовал 10 тысяч рублей. Центром скита является двухэтажная церковь, похожая на храм в Иерусалиме.

Вход в нее представляет собой открытое крыльцо с четырьмя колоннами, соединенными арками. Под ним расположен вход в нижнюю церковь, названную именем Андрея Первозванного. В ней можно увидеть «кувуклию» – грот из серого мрамора, где хранилась частица «истинного гроба Господня».

Летом в верхнем храме проводятся небольшие концерты духовного пения. В комплекс скита входят два келейных корпуса и трапезная, в которой кормят паломников и туристов.

Координаты: 61.37349400,30.89251000

Юбочные ели Валаама

Валаам является самым крупным островом красивейшего архипелага из более чем 50 островов в северо-западной части Ладожского озера в Карелии.

Сплошь заросший лесом, изобилующий многочисленными бухтами, заливами, проливами и внутренними озерами, Валаам выделяется из сотен других ладожских островов. Все здесь необычно: громадные массы гранита, поросшие мхами, могучие сосны, корни которых, как руки, цепляются за совершенно голые камни, гряды валунов.

Также на Валааме можно встретить необычного вида ель с густой, спускающейся до самой земли кроной – знаменитые ели в «юбках», которые были посажены монахами Валаамского монастыря.

Координаты: 61.39803400,30.97904200

Самые популярные достопримечательности на Валааме с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Валаама на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *