Дворцы россии рассказ

  • Личный кабинет
  • Мои рассказы
  • Мои попутчики
  • Избранные туры
  • Мои туробъекты
  • Мои турфирмы
  • Выйти

Россия

  • Города и курорты
  • Достопримечательности
  • Виза и таможня
  • Важно знать
  • Что привезти
  • Кухня
  • Развлечения
  • Дешевые авиабилеты

Дворцы и замки России

Какие посмотреть Дворцы и замки в России? На этой странице собраны популярные Дворцы и замки России с фотографиями и подробным описанием. Также здесь вы найдете расположение объекта и сможете посмотреть его на карте. Кроме того, вы можете почитать отзывы о дворце или замке России или оставить свой.

Зимний дворец (в 1918—1943 годах — Дворец Искусств [2] [3] ) — главный императорский дворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38, город Санкт-Петербург. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Предшествующие Зимние дворцы
      • 1.1.1 Первый Зимний дворец — Свадебные палаты Петра I
      • 1.1.2 Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки
      • 1.1.3 Третий Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны
      • 1.1.4 Четвёртый (временный) Зимний дворец
    • 1.2 Пятый (существующий) Зимний дворец
      • 1.2.1 Строительство по проекту Ф. Б. Растрелли
      • 1.2.2 Зимний дворец при Екатерине II
      • 1.2.3 Восстановление после пожара 1837 года
      • 1.2.4 Запасные половины Зимнего дворца
  • 2 Исторические события
  • 3 Архитектура
    • 3.1 Зимний дворец в числах
    • 3.2 Планировочные особенности
    • 3.3 Конструктивные особенности
    • 3.4 Колорит фасадов и кровли
    • 3.5 Общее впечатление
    • 3.6 Своеобразие
  • 4 Залы
    • 4.1 Иорданская галерея
    • 4.2 Иорданская лестница
    • 4.3 Аванзалы Невской парадной анфилады
      • 4.3.1 Аванзал
      • 4.3.2 Большой (Николаевский) зал
      • 4.3.3 Концертный зал
    • 4.4 Малахитовая гостиная
    • 4.5 Малая (Белая) столовая
    • 4.6 Малая церковь
    • 4.7 Большая анфилада
      • 4.7.1 Фельдмаршальский зал
      • 4.7.2 Петровский (Малый тронный) зал
      • 4.7.3 Гербовый зал
      • 4.7.4 Пикетный зал
      • 4.7.5 Военная галерея 1812 года
      • 4.7.6 Георгиевский (Большой тронный) зал
      • 4.7.7 Александровский зал
    • 4.8 Большая церковь
    • 4.9 Октябрьская (Собственная) лестница
    • 4.10 Покои императрицы Марии Александровны
      • 4.10.1 Белый зал
      • 4.10.2 Золотая гостиная
      • 4.10.3 Малиновый кабинет
      • 4.10.4 Будуар
      • 4.10.5 Зелёная столовая
      • 4.10.6 Синяя спальная
      • 4.10.7 Ванная
      • 4.10.8 Уборная (Туалетная)
    • 4.11 Апартаменты наследника
  • 5 Туризм
  • 6 В искусстве
  • 7 Интересные факты
  • 8 Галерея
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

История [ править | править код ]

Предшествующие Зимние дворцы [ править | править код ]

Всего за период 1711—1764 годов в городе на разных участках возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме [4] .

Первый Зимний дворец — Свадебные палаты Петра I [ править | править код ]

Пётр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей [5] . В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки [ править | править код ]

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Пётр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Третий Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны [ править | править код ]

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышёву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство. Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараев и конюшен [5] .

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пёстрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне» [6] . 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года [5] :

Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приёму иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению

Четвёртый (временный) Зимний дворец [ править | править код ]

Был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. Был разобран в 1762 году [7] .

Пятый (существующий) Зимний дворец [ править | править код ]

Строительство по проекту Ф. Б. Растрелли [ править | править код ]

С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60 000 м?. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу (который занимал всё пространство северо-западного крыла) начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал). В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.

Зимний дворец при Екатерине II [ править | править код ]

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-восточную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова (в 1764—1766 годах для Орлова будет возведён Южный павильон Малого Эрмитажа, соединённый с покоями Екатерины галереей на арке). В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем». Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную.

В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775) в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Из этих 317 картин (принято считать, что их было лишь 225) в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века, переданных в Россию в 1764 году и положивших начало собраниям Эрмитажа, сегодня здесь сохранилось по меньшей мере 96 полотен [8] . Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится специальное здание восточнее дворца. В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

Читайте так же:  Дворец петра 3

В 1783 году по указу Екатерины был произведён слом дворцового театра.

В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный (Георгиевский)» зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру. На месте бывших растреллиевских пяти залов Антикамер были созданы Аванзал, Мраморная галерея (Большой аванзал) и Концертный зал.

В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферран оформил «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.

Восстановление после пожара 1837 года [ править | править код ]

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт. Наружными работами (восстановлением фасадов) руководил И. М. Маевский.

Запасные половины Зимнего дворца [ править | править код ]

Впервые название «Запасная половина Зимнего дворца» появилось в процессе восстановления после пожара. Каждая запасная половина включала необходимый набор помещений для временного проживания гостей Высочайшего двора. Как правило, в запас переходили половины, ранее занимаемые членами императорской семьи, покинувшими Зимний дворец по причине замужества или переезда в другие дворцы, а также ушедшими из жизни.

  • Первая запасная половина — занимала второй этаж южного корпуса с видом на площадь и во двор (залы № 283—287, 290—301). До 1828 года здесь жила императрица Мария Фёдоровна, с июля 1839 по 1844 год — великая княгиня Мария Николаевна и герцог Максимилиан Лейхтенбергский.
  • Вторая запасная половина — занимала второй этаж юго-восточного ризалита (залы № 263—268, 273—281). Изначально на этом месте располагались личные апартаменты Петра III и Екатерины II, а также Павла I, после смерти которого императорская половина перешла в разряд запасной с названием «Прусско-королевские комнаты».
  • Третья запасная половина — занимала часть второго этажа западного корпуса с видом во двор (залы № 157—161). Здесь жили дети Николая I.
  • Четвёртая («Детская») запасная половина — занимала первый этаж северо-западного ризалита (залы № 2—16 и ряд служебных помещений). Вход был устроен со стороны набережной и далее через винтовую Детскую лестницу (не сохранилась). Запасной эта половина стала называться после выезда из Зимнего дворца дочерей Николая I — Александры (в 1844 году) и Ольги (в 1846 году). С 1856 года до переезда в собственный Николаевский дворец здесь жил великий князь Николай Николаевич. Созданные после пожара интерьеры А. П. Брюллова частично были изменены А. И. Штакеншнейдером.
  • Пятая запасная половина — занимала первый этаж юго-западного ризалита (залы № 34—53). Вначале эту часть дворца занимали дети Александра II — Мария (залы № 34—38), Сергей и Павел (залы № 39—53). До 1858 года часть помещений, предназначенных для великой княжны Марии занимала Варвара Нелидова. Над Гардеробной (зал № 38) Марии Александровны в комнате в антресольном этаже проживала воспитательница детей Анна Тютчева. С 1894 по 1897 год в залах № 34—53 временно проживала дочь Александра III великая княгиня Ксения Александровна с супругом. После их переезда в собственный особняк на наб. Мойки, 106 залы и получают название Пятой запасной половины. С 1897 года здесь квартировала гофмейстерина императрицы Александры Фёдоровны княгиня Елизавета Нарышкина, «мадам Зизи», а залы № 40—53 занимала обер-гофмейстерина светлейшая княгиня Мария Голицына.
  • Шестая запасная половина — занимала третий этаж западного корпуса (залы № 360—363, 290—301). Здесь проживала светлейшая княгиня Юрьевская — вторая, морганатическая, супруга императора Александра II.
  • Седьмая запасная половина — находилась в здании Большого Эрмитажа.

Исторические события [ править | править код ]

  • 8 апреля (по другой версии — 11 апреля) 1762 года на Пасху состоялся обряд освящения дворца, на следующий день в него въехал императорский двор.

  • 29 декабря1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны[9] . При пожаре по официальным данным погибли 13 солдат и пожарных. Восстановительные работы потребовали громадных усилий, однако дворец был возрождён за два года. Работами руководил В. П. Стасов, который использовал новые конструкции перекрытий и кровли.
  • 5 февраля1880 года народоволец С. Н. Халтурин произвёл взрыв в Зимнем дворце с целью убийства Александра II, при этом было убито одиннадцать солдат из караула и пятьдесят шесть ранено, но ни император, ни члены его семьи не пострадали.
  • 11-13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся знаменитый костюмированный исторический бал в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича.
  • 9 января 1905 года во время шествия колонн рабочих к Зимнему дворцу была расстреляна мирная рабочая демонстрация, что послужило началом Революции 1905—1907 годов.

  • В августе 1914 года после начала Второй Отечественной (Первой мировой) войны часть культурных ценностей из дворца, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву, однако Картинная галерея осталась на месте [10] .
  • В середине октября 1915 года во дворце был размещён военный госпиталь имени цесаревичаАлексея Николаевича. Под госпитальные палаты были отведены залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский залы [10] .
  • Во время революции февраля 1917 года дворец был занят войсками, перешедшими на сторону восставших.
  • С июля1917 года дворец стал резиденцией Временного правительства, которое объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть художественной коллекции была эвакуирована в Москву[11] .

  • В ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 года в дни Октябрьской революции Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили дворец, который охраняли гарнизон юнкеров и женский батальон. Северо-западный ризалит дворца был обстрелян картечью из орудий Петропавловской крепости. В 02 часа 04 минуты ночи 26 октября (8 ноября) восставшие штурмом взяли дворец, арестовали Временное правительство. В кинематографе штурм Зимнего дворца изображался как битва.
  • 30 октября (12 ноября) 1917 годанародный комиссар просвещения А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В течение нескольких месяцев в комнатах первого этажа дворца располагался Наркомпрос. В парадных залах начали устраивать кинематографические сеансы, концерты, лекции, собрания [12] . В 1918—1919 гг. назывался Дворцом Искусств.
  • В 1919 году во дворце открылись первые после революции выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин, а также экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта».
  • 11 января1920 года в залах первого и второго этажей дворца состоялось официальное открытие Государственного музея Революции. К ноябрю 1920 года завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. 2 января1921 года для публики открылись залы Картинной галереи, а в следующем году другие экспозиции Государственного Эрмитажа. Совместно два музея просуществовали в здании дворца до 1941 года [12] .
  • 22 июня1941 года после начала Великой Отечественной войны в подвалах дворца оборудованы двенадцать бомбоубежищ, в которых до 1942 года постоянно проживали около двух тысяч человек. Во дворце была укрыта часть не эвакуированной музейной коллекции Эрмитажа, культурных ценностей из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда [13] .
  • В годы войны строения дворца пострадали от обстрелов артиллерииВермахта и бомбардировокЛюфтваффе, в общей сложности в них попали семнадцать артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы. Были повреждены Малый тронный (Петровский) зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесён ущерб Иорданской лестнице. 7 ноября1944 года дворец был частично открыт для посещения. Восстановление залов и фасадов дворца продолжалось долгие годы после войны [14] .

Архитектура [ править | править код ]

Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращёнными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана Растрелли после его работ по ремонту дворца в Стрельне, вероятно, под влиянием великолепного архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон). Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия.

Зимний дворец в числах [ править | править код ]

Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1476 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175 метров [15] [16] , высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ, которым устанавливалась максимальная высота строящихся в Санкт-Петербурге жилых частных зданий — 11 саженей (23,47 м) [17] . Таким образом, жилые частные здания не могли превосходить по высоте Зимний дворец, прямо в указе не упоминаемый.

Данный архитектурный феномен известен сегодня как «Небесная линия Санкт-Петербурга» — благодаря ему с крыши любого здания исторического центра города можно увидеть практически весь город. Таким образом, линия карниза крыши Зимнего дворца является своеобразной эталонной величиной. [18]

Планировочные особенности [ править | править код ]

Несмотря на перестройки и многие нововведения, основная планировочная схема дворца сохранила идеи Ф.-Б. Растрелли. Дворцовые корпуса формируются вокруг внутреннего Большого двора. В северо-западном и юго-западном крыльях на месте «Тронного зала» и «Оперного дома» были созданы световые дворы, вокруг которых сформировались анфилады жилых покоев. С востока к Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, выстроенный вдоль «Чёрного проезда». В этот проезд выходят корпуса Георгиевского зала, Большой церкви, юго-восточное и северо-восточное крылья дворца; пространство дробится на систему дворов и западин: «Малый» и «Большой церковный» дворы (от находящейся здесь Большой церкви, заложенной ещё в 1763 году), «Церковная» и «Гаражная» (от расположенного тут гаража) западины, «Кухонный двор».

Конструктивные особенности [ править | править код ]

Трёхэтажное здание дворца имеет полуподвальный этаж и многочисленные антресольные этажи, некоторые парадные залы второго этажа — двухсветные. Кирпичная кладка стен на известковом растворе весьма массивна, междуэтажные перекрытия выполнены как в виде кирпичных сводов, так и по балкам. Массивный карниз дворца устроен на каменном основании, которое поддерживают проходящие сквозь кирпичную кладку наружных стен железные скрепы, сохранившиеся ещё со времён Растрелли. Вся стропильная система и все перекрытия над залами в XVIII веке делались из дерева (потолки утепляли войлоком и парусиной, стропила смолили). Брандмауэров на чердаках до пожара не было. При восстановлении дворца главную роль уже стали играть железные конструкции. Столь массовое применение железа в строительстве было необычайным в мировой практике.

Читайте так же:  Дворец пионеров и школьников им ап гайдара москва

Инженер М. Е. Кларк разработал для поддержания кровли Зимнего дворца треугольные стропильные фермы — «кровельные шпренгели», а для перекрытий залов дворца — «дутые эллиптические балки». Шпренгели и балки были изготовлены на Александровском заводе, при этом использовались только две технологии обработки металла: ковка и литьё. Шпренгели установили в залах шириной до 20 метров, балки — до 14 метров. Интуитивный подход в строительстве таких конструкций преобладал над математическим расчётом. В конструкциях применялись самые разнообразные соединения: на болтах, заклёпках, клиньях, хомутах; использовалась также сварка ковкой. После случаев деформации конструкций для предотвращения смещения между шпренгелями были установлены распоры. От качества теплоизоляции чердака зависел температурный режим, а значит и поведение металлоконструкций. 9 августа 1841 года случилась крупная авария — в Георгиевском зале обрушился потолок. Расследовавшая этот случай комиссия пришла к выводу, что двутавровые балки опирались на «ненадёжные места» несущих стен. При восстановлении уже использовали шпренгели. М. Е. Кларк разработал особую конструкцию шпренгелей (высотой 3 метра, длиной 21 метр и весом 447 пудов) с применением элементов таврового прокатного профиля Камско-Воткинского завода. Перекрытие Георгиевского зала стало одним из первых примеров использования проката в отечественном строительстве [19] . В 1887 году под руководством архитектора Горностаева производилось обновление некоторых деформированных и усиление старых конструкций. Большинство из них до сих пор исправно несут свою службу в Зимнем.

При устройстве перекрытий между ближайшими балками были сделаны микросводы из пустотелых гончарных горшков на известковом растворе. Снизу в залах крепили металлический потолок либо оштукатуривали.

До пожара во дворце находилось 450 голландских и коробовых печей. В 1840-х годах в здании была устроена уникальная система отопления аммосовскими печами. 86 пневматических печей расположились в подвалах, нагретый чистый воздух поступал в помещения через жаровые каналы (позже на этой основе будет создана водо-воздушная система). Большое внимание в конце XIX-го века стали уделять и системе вентиляции. Нечистоты аккумулировались в построенном ещё Растрелли коллекторе, отводящим нечистоты в Неву. После реконструкции набережной этот коллектор был заделан и Зимний дворец какое-то время «ходил под себя». В 1886 году Зимний дворец был электрифицирован.

Стропила над Большим Тронным залом Растрелли. Чертёж Растрелли, 1758 г.

З имнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце.

Пять Зимних дворцов. Зимний на Дворцовой площади — самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки — канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец — Анны Иоанновны — у Адмиралтейства; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.

Выше не строить. Высота Зимнего дворца — 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей — 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.

Город в городе. Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.

Парадные залы. Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал — его также называют Большим тронным — был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова. В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.

Фрески из Папского дворца. Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм. В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.

Ошибка архитектора. В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса — и внешне, и внутренне.

Подарок для царя. Малахитовая гостиная — единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом — ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы.

«Жилище отшельника». Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера — «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.

Дворцовые коты. Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник — День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.

Один из крупнейших музеев мира. Зимний дворец входит в музейный комплекс Эрмитаж — один из самых крупных музеев мира. Здесь хранится самая большая коллекция полотен Рембрандта за пределами Нидерландов. Всего в Эрмитаже более трех миллионов экспонатов, для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч. Если осматривать все 350 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет.

Российские монархи не скупились на строительство дворцов. Каждый хотел возвести резиденцию, достойную императорской семьи.

Большой Петергофский дворец

Первым владельцем летней императорской резиденции был Петр I. В период с 1714 по 1725 год над сооружением Петергофского дворца поочередно трудились три архитектора. Сначала Иоганн Браунштейн, однако он не учел специфику почвы, в итоге грунт просел, а в фундаменте появились трещины. Следующим архитектором был Ж. Б. Леблон. Исправляя ошибку предшественника, он укрепил фундамент, а также изменил планировку комнат. Третьим архитектором стал Николо Микетти.

После того, как летняя резиденция стала принадлежать императрице Елизавете Петровне, новый зодчий Франческо Растрелли внес изменения в убранство комнат. Задача архитектора состояла в том, чтобы увеличить здание, при этом его не разрушая.

Владельцы Петергофского дворца менялись, как и модные тенденции, что отразилось на оформлении залов резиденции. При Елизавете Петровне комнаты были исполнены в стиле елизаветинского барокко: плафоны на потолке, резные деревянные украшения, покрытые сусальным золотом, зеркала и окна-обманки для зрительного увеличения комнат. Танцевальный и Аудиенц-зал выглядят сейчас, как при Елизавете Петровне.

Во время правления Екатерины II в архитектуре был популярен классицизм, более сдержанный по сравнению с барокко. Архитектор Ю. М. Фельтен переделал для новой императрицы Тронный зал и Белую столовую, а также Аванзал, который из-за появившихся на его стенах картин стал Чесменским.

Другой зодчий — Ж.-Б. Валлен-Деламот — оформил две соседние с Портретным залом комнаты в стиле «шинуазри». Так в Петергофском дворце появились восточный и западный Китайские кабинеты.

Именно в Петергофском дворце по приказу Николая I в честь помолвки его дочери с принцем Карлом Вюртембергским была построена «Ольгина половина дворца», в которой супруги провели медовый месяц.

После Февральской революции в 1917 году Петергоф стал музеем.

Большой Екатерининский дворец

Получив Ингерманландию в ходе Северной войны, Петр I в 1710 году подарил своей супруге Екатерине Сарскую мызу. Это место позже станет известно как Царское село. До того, как Екатерина I начала строить дворец, на подаренной земле стояла шведская усадьба.

Архитекторы И. Браунштейн и Ферстер руководили строительством нового дворца с 1717 по 1723 год. Сначала он назывался «Каменные палаты», был двухэтажным и состоял из шестнадцати комнат. Поместье больше было похоже на усадьбу, чем на императорский дворец.

После смерти Екатерины I владелицей сооружения стала Елизавета Петровна. По проекту М. Земцова, А. Квасова и С. Чевакинского, дворец был расширен за счет новых флигелей, служебных корпусов и церкви. На смену трем архитекторам пришел Франческо Растрелли, благодаря которому у дворца появился третий этаж. Зодчий объединил все части Екатерининского дворца и оформил его внутреннее убранство в стиле елизаветинского барокко с обилием резных деревянных деталей, покрытых тонким слоем сусального золота. Кроме того, Растрелли создал самую главную комнату дворца — Тронный зал. В оформлении используются позолоченные резные украшения, более десятка зеркал, золотые подсвечники и люстры для 696 свечей, а на потолке располагается плафон «Триумф России» Д. Валериани.

Екатерининский дворец. Источник: wikipedia.org

Екатерина II назначила архитектором дворца Чарльза Камерона. Он добавил боковые флигели, создал ряд новых комнат, в том числе Арабесковую гостиную, в которой на стенах располагаются белые панно с росписями из Помпей. Помимо этого, были обустроены комнаты для Павла Петровича и его супруги.

Читайте так же:  Дворец культуры витебск

При Екатерине II кухни во дворце не было, дабы избежать запахов еды. Обеденные столы также не стояли постоянно, их вносили и устанавливали на время трапезы. Императрица все 34 года своего правления посещала Царское село.

Во время Великой отечественной войны Екатерининский дворец подвергся бомбардировкам, больше всего пострадала центральная часть сооружения, также оккупантами была вывезена Янтарная комната. Эта часть Екатерининского дворца до сих пор не найдена, но реставраторы восстановили ее, основываясь на заметках и чертежах художников и архитекторов.

Зимний дворец

В XVIII в. в Санкт-Петербурге было построено пять зимних дворцов. Первый был подарком на свадьбу императора Петра I и Екатерины Алексеевны от губернатора Санкт-Петербурга, а во втором император провел последние дни своей жизни. Третий Зимний дворец принадлежал Анне Иоанновне, а затем и Елизавете Петровне. Четвертый просуществовал семь лет и был разобран, а уже пятый Зимний дворец стал главной императорской резиденцией.

Елизавета Петровна хотела провести последние годы жизни в новом Зимнем дворце, поэтому торопила Растрелли, своего любимого архитектора. Однако ее воля не была исполнена — императрица умерла до того, как будущая главная императорская резиденция была завершена.

Первым императором, жившим в Зимнем дворце, был Петр III. Он переехал в новую резиденцию прежде, чем оформление комната был завершено. Покои Петра III находились в юго-восточной части дворца и первоначально были предназначены для Елизаветы Петровны, которая любила проводить время у окна и любоваться видом.

Пожар в Зимнем дворце. Источник: wikipedia.org

Петр III прожил в Зимнем дворце два месяца, однако успел во время трапезы с Фридрихом II сделать то, что вошло в историю — назвал свою жену дурой. Вскоре произошел дворцовый переворот, в ходе которого Екатерина II стала императрицей и по совместительству хозяйкой Зимнего дворца. Ее покои, как и Елизаветы Петровны, и Петра III, располагались в юго-восточной части здания.

Следующим владельцем Зимнего дворца стал Павел I, который прожил там четыре года, ожидая завершения строительства Михайловского замка.

В 1837 году во дворце произошел пожар из-за ошибки зодчего О. Монферрана, производившего реконструкцию. Огонь бушевал 3 дня и уничтожил все внутреннее убранство. Последствия ликвидировались два года под руководством В. П. Стасова.

Большой Гатчинский дворец

История Гатчинского дворца начинается с того, что в 1765 году императрица Екатерина II дарит Гатчинскую мызу своему фавориту Григорию Орлову.

Строительство на основе проекта Антонио Ринальди продвигалось медленно, новоиспеченный владелец не спешил переезжать в имение. К тому же, у него были финансовые проблемы, из-за чего Гатчинский дворец в своем первоначальном виде был не таким изящным и роскошным, как при своем следующем владельце — Павле I. После смерти графа Орлова императрица выкупил мызу у его родственников и подарила сыну, чтобы под приятным предлогом отправить его подальше от двора.

В 1790 года в Гатчинском дворце начались новые строительные работы. Появились Чесменская и Овальная галереи, а в Мраморной столовой установили колонны. Требовалось также построить покои для членов императорской семьи, гостей и придворных. Новым архитектором Гатчинского дворца стал Винченцо Бренна. Он добавил к двум существующим служебным каре второй и третий этажи и сделал их жилыми, а также спроектировал комнаты для членов императорской семьи в Арсенальном каре. В 1800 году архитектором Гатчинского дворца стал А. Д. Захаров. При нем церковь во дворце была перестроена.

Гатчинский дворец. Источник: wikipedia.org

После смерти Павла I хозяйкой Гатчины стала его вдова Мария Федоровна. Теперь уже другой архитектор — А. Н. Воронихин — произвел изменения во внутреннем облике дворца, а именно добавил отопление в покои членов императорской семьи.

При Николае I архитектор Р. И. Кузьмин полностью перестроил каре. В таком виде дворец сохранился до нашего времени. Александр III сделал Гатчине основной загородной резиденцией.

С 26 октября 1917 года Гатчинский дворец является музеем. Во время Великой Отечественной войны были повреждены оба каре и парковый фасад здания, после чего немецкие войска оккупировали Гатчину, а при отступлении подожгли и заминировали дворец. Часть экспонатов была уничтожена или увезена в Германию, другие были спрятаны в подвалах, закопаны в парке и вывезены в Ленинград.

Михайловский замок

Павел I — единственный император, который жил в этом дворце во время своего правления. Монарх на протяжении многих лет мечтал, какое сооружение построит на месте Летнего дворца, в котором он родился. В центре здания был возведен храм Архангела Михаила, в честь которого Павел I назвал свою резиденцию.

Проект разрабатывал В. И. Баженов, хотя немалый вклад внес и сам император. Строительством руководил Винченцо Бренна, который уже успел возвести часть Гатчинского дворца.

Прежние императоры строили дворцы, а Павел I возводил замок. Он опасался за свою жизнь, был недоверчив и подозрителен. Императору нужен был не только дворец для парадов, приемов и балов, но и для укрытия от возможных заговорщиков.

Характерными чертами замка является местонахождение (остров или холм), ров, служащий препятствием для непрошенных гостей, оборонительные пушки и перекидной мост. Все эти составляющие были и у Михайловского замка, однако он все равно не похож на классический замок в силу своей роскоши, внутренней архитектуры и окружения за пределами рва. Чтобы окружить замок водой и сделать его более неприступным, с южной и западной сторон были вырыты Воскресенский и Церковный каналы, а с северной и восточной протекали реки Мойка и Фонтанка. Сейчас на месте Церковного канала находится Садовая улица.

Замок строился четыре года. Первоначально Павел I приказал закончить строительство за год, для этого велись работы даже ночью, но учитывая масштаб, замок не мог быть закончен за этот срок. Мрамор изымался со стройки Исаакиевского собора, а произведения искусства — из Зимнего дворца и Царского Села. В 1800 году в день святого Архангела Михаила замок, названный в его честь, был освящен.

1 февраля 1801 года члены императорской семьи переехали в новую резиденцию. В честь этого события Павел I устроил торжественное шествие от Зимнего дворца и маскарад.

Император прожил в своем любимом и «неприступном» замке сорок дней и умер от рук заговорщиков. В этот же день члены императорской семьи вернулись в Зимний дворец и больше никогда не жили в Михайловском замке. Украшения, картины, скульптуры были отправлены в другие дворцы.

В 1819 году замок был отдан Главному инженерному училищу. Во время Великой Отечественной войны в Михайловском замке располагался госпиталь.

Т аврический дворец — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Петербурга. Он служил резиденцией известным историческим личностям, Временному правительству и даже был казармой Конногвардейского полка. Эти и другие любопытные факты вспоминает «Культура.РФ».

От Потемкина до Карамзина: известные обитатели Таврического дворца

Первым владельцем Таврического дворца был светлейший князь Григорий Потемкин, фаворит Екатерины II. Он был генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний, но часто приезжал в Петербург. Каждый раз останавливаться в Зимнем дворце в конце концов стало для него неудобно, поэтому в 1783 году он затеял строительство собственного палаццо. После возведения дворца он довольно скоро решил продать его в казну, однако в 1791 году особняк снова вернулся к своему хозяину: Екатерина II подарила его Потемкину в качестве благодарности за взятие турецкой крепости Измаил. Уже после смерти Потемкина, когда Таврический опять был выкуплен Екатериной, во дворце некоторое время жил полководец Александр Суворов. Другим известным обитателем дворца был историк Николай Карамзин, который провел в Таврическом последние дни своей жизни.

«Искусство спорит с прелестями природы»

Величественный дворец — работа архитектора Ивана Старова, который учился вместе с Потемкиным в гимназии Московского университета. Старов построил для князя не просто дом, а настоящую городскую усадьбу с роскошным парком.

Основу дворца составляют четыре основных помещения — Купольный зал, Большая галерея (Екатерининский зал), вестибюль и зимний сад. На момент возведения Таврического его Большая галерея была самым просторным дворцовым помещением российской столицы: длина зала составляла 74,5 метра, ширина — 14,9 метра. Зимний сад с редкими растениями также впечатлял современников.

Например, так о нем писал Гавриил Державин: «При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная, и разделенная в длину в два ряда еще 36 столпами. Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на малом пространстве здания. С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благословленных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые пeсчаные дopoги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии».

  • Таврический вояж Екатерины II
  • Культурный гид: резиденции и путевые домики Петра I
  • Неочевидное Царское Село

И все-таки Таврический: какие еще названия были у дворца

Сначала дворец назывался Конногвардейским домом, поскольку располагался в слободе Конногвардейского полка, в котором когда-то служил Потемкин. Свое современное название Таврический дворец получил уже после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II. Таким образом увековечили присоединение Тавриды (Крыма) в 1787 году, которое смогло произойти во многом благодаря самому Потемкину. В 1918 году после убийства известного революционера Моисея Урицкого дворец был переименован в его честь. Но это название не прижилось, и довольно скоро историческое наименование Таврический вернулось.

От манежа до колыбели российской демократии: альтернативное использование здания

После смерти Потемкина дворец отреставрировал архитектор Федор Волков. По его проекту на месте Большого зала возвели церковь и пристроили к главному входу портик; а концертный холл он превратил в театр. Кроме того, ко входу в дворец был прорыт канал, соединявшийся с Невой, чтобы к Таврическому могли подплывать небольшие суда.

При Павле I здание снова подверглось реконструкции. После того как император отдал дворец в распоряжение Конногвардейского полка, в Екатерининском и Купольном залах был устроен манеж, а в других помещениях — казармы. В Зимнем саду были организованы конюшни.

В начале XX века дворец был передан Государственной Думе. После революции в Таврическом размещались Временный комитет и Временное правительство, а после в нем обосновался Петроградский совет рабочих депутатов.

Сегодня дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи стран — участников СНГ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *