Дворец далай ламы тибета

Дворец Потала (тиб. : ?????? , кит. ???? )[1] — царский дворец и буддийский храмовый комплекс, расположенный в Лхасе, в Тибетском автономном районе КНР. Расположен на возвышающемся над городом высоком холме. Общая площадь дворцового комплекса составляет 360 тыс. м?.

Дворец являлся основной резиденцией Далай-ламы, вплоть до того как Далай-лама XIV, после вторжения Китая в Тибет, вынужденно покинул страну в 1959 году и получил политическое убежище в Индии (Дарамсала).

Сегодня дворец Потала является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах. Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости, внесён в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2001 году в «исторический ансамбль дворца Потала» была включена летняя резиденция Далай-лам, дворец и парк Норбулинка [2] .

Содержание

  • 1 История
  • 2 Расположение и архитектура
  • 3 Белый дворец
  • 4 Красный дворец
  • 5 Фотогалерея
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История [ править | править код ]

В 637 году царь Тибета Сонгцен Гампо возвёл здесь первое здание в том месте, где он обычно медитировал. Когда он решил сделать Лхасу своей столицей, он построил дворец. После своего обручения с китайской принцессой Вэнь Чэн, расширил дворец до 999 комнат, возвёл стены и башни и вырыл обводной канал. Во второй половине VIII века во дворец попала молния и деревянные постройки сгорели, затем по причине междоусобных войн дворец разрушился. Сейчас сохранилась лишь пещера Чогьял Друпук (Chogyel Drupuk) и зал Пхакра Лхакханг (Phakpa Lhakhang).

Дворец в его современном виде начал строиться в 1645 году по инициативе Далай-ламы V. В 1648 году был завершён Белый дворец (Потранг Карпо), и Потала стала использоваться как зимняя резиденция далай-лам. Красный дворец (Потранг Марпо) был достроен между 1690 и 1694 годами. Название дворца происходит по всей видимости от легендарной горы Потала на которой обитает бодхисаттва Ченрези (Авалокитешвара), которого на земле представляет далай-лама.

В грандиозном строительстве принимали участие лучшие мастера того времени из Тибета, Непала и Китая.

Расположение и архитектура [ править | править код ]

Дворец находится на высоте 3 700 м на Красном холме (Марпо Ри) посредине лхасской долины [3] . Из-за террас, площадок на крышах и храмов, он не производит впечатления крепости (дзонга). Общий вид дворца, растянувшегося на горном хребте, с башнями, стенами, лестницами, храмами и пристройками, представляет собой уникальное художественное решение, его величественность и красота ценятся буддистами, архитекторами и художниками, поражают путешественников.

Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.

Белый дворец [ править | править код ]

Белый дворец или Потранг Карпо является частью дворца Потала и жилой площадью для Далай-ламы. Первый Белый дворец был построен во времена Пятого Далай-ламы, в 1649 году он с правительством переехали в него [4] . Затем, в начале XX-го века, при Тринадцатом Далай-ламе, здание было расширено до современных размеров. Дворец содержит жилые помещения, семинарии и типографию. Центральный, окрашенный в желтый цвет двор, известный как Деянгшар отделяет жилые помещения ламы и его монахов Красного дворца от священного дворца Поталы, который полностью посвящен религиозному учению и молитве. В дворце имеются священные золотые ступы-гробницы восьми Далай-лам, залы, библиотеки с важными буддийскими писаниями, например, Ганджур в 108 томах и Данджур в 225 томах. Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника Далай-ламы, а также служебных помещений правительства. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне Далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался управлением.

Красный дворец [ править | править код ]

Красный дворец или Потранг Марпо служил больше местом молитв и религиозных ритуалов, в нём находятся павильоны. Большое значение имеют восемь мемориальных ступ, в том числе Пятого и Тринадцатого Далай-лам.

Помимо ступ, дворец состоит из вереницы больших и малых залов (храмов), посвящённых буддам, бодхисаттвам, далай-ламам, а также для аудиенций и церемоний. В залах выставлены драгоценности и реликвии — пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы, на стенах — сложная система росписи.

В Западном большом зале обычно проходили религиозные церемонии и приёмы.

Особое значение имеет пещера Чогьял Друпук, в которой ещё до строительства дворца медитировал царь Сонгцен Гампо.

Самый высокий в мире древний дворец, на месте которого, по преданию, медитировал царь Тибета Сонгцен Гампо. До середины XX века в нем располагалась резиденция далай-лам. Здесь же находятся мемориальные ступы буддийских лидеров, одна из которых изготовлена из чистого золота и достигает в высоту 15 метров. Знаковое место для буддийской религии — дворец Потала в Тибете.

Место, где жил бог

Дворец Потала назван в честь легендарной горы на юге Индии. Считается, что на ней обитает бодхисаттва Авалокитешва. Именно его и представляет на земле далай-лама. Первое здание на месте дворца Потала появилось в VII веке. По преданию, тибетский царь Согнцен Гампо принес буддизм Тибету. Легенды считают его воплощением Авалокитешва — поговаривали даже, что у него было две головы, одна из которых принадлежала бодхисаттве. Он любил предаваться медитациям на холме в современном округе Лхаса.

Читайте так же:  Рисовать замки и дворцы

Решив увековечить любимое место, а заодно и перенести столицу, он построил дворец. После обручения со второй женой Вэнь-чен, которая привезла в Тибет знаменитую статую Будды Гаутамы (сейчас находится в монастыре Джокханг в Лхасе), он решил расширить свою резиденцию. Огромный замок из 999 комнат, окруженный стенами и башнями, — так выглядел дворец при царе. Но спустя сотню лет дворец частично сгорел из-за молнии, попавшей в него, а позже, к концу существования Туфаньского царства, и вовсе был разрушен во время междоусобиц. Сохранилась лишь пещера, в которой медитировал Согнцен Гампо, и зал Пабалакан.


Дворец Потала

Вторая жизнь дворца

Вторую жизнь в том виде, в котором мы его сегодня знаем, дворец обрел в середине XVII века. Он расположен на высоте 3767 метров над уровнем моря. Далай-лама V приказал восстановить разрушенный дворец. Спустя 3 года был построен Белый дворец. О строительстве Потала бытует интересная легенда. Далай-лама V избрал Белый дворец своей резиденцией и прожил там вплоть до реинкарнации. Но власти боялись, что народ взбунтуется и откажется достраивать дворец, если узнает, что далай-лама в нем больше не живет. Так что реинкарнацию далай-ламы V скрывали около десятка лет.


Дворец изнутри

В Белом дворце находятся несколько павильонов. В Большом восточном павильоне происходили важные политические события, например, церемонии интронизации далай-лам. В центре зала расположен трон далай-ламы, а стены украшены всевозможными фресками. Два солнечных павильона располагаются прямо над Большим восточным. Построены они были намного позже — в начале XX века.

Здесь далай-лама проводил время за чтением священных текстов и решал вопросы управления. В павильоне можно посмотреть золотую статую Будды, фигуру Авалокитешва из яшмы, священные свитки и чайный прибор из золота.

Дорого-богато

В 1690 Дисы Санцзе Джамцо приказал начать работу над Красным дворцом и несколькими мемориальными ступами. Ступами в буддийской архитектуре называют полусферические постройки, которые раньше выполняли роль памятников на могилах правителей. При кремации в ступы помещались останки и пепел. Над строительством Красного дворца работали больше семи тысяч человек, среди которых были мастера из Непала. Стройку закончили через 3 года, здание освятили, а перед фасадом дворца Потала установили памятный столб.

В Красном дворце в основном читали молитвы во имя Будды. В павильонах расположены мемориальные ступы далай-лам, одни из главных святынь дворца. Самые богатые из них — ступы далай-лам V и XIII. Пышность убранства зависела от вклада, который далай-лама внес в развитие Тибета.

Например, ступа далай-ламы V занимает целый этаж: а по высоте и вовсе сравнится с пятиэтажным домом. Ступа 15-метровой высоты сделана из чистого золота. Ступа далай-ламы XIII немного ниже — 14 метров, украшена фресками, повествующими о его жизни.

Место, источающее рай

Самый вместительный зал Красного дворца — Западный большой, площадью около 700 квадратных метров. Здесь далай-лама V устраивал приемы и приносил жертвы. В нем находятся золотые парчовые полотна, которые в конце XVII века подарил китайский император.

Над троном далай-ламы висит транспарант с надписью: «Место, источающее рай». Его подарил лично император Цяньлун. В одном из залов дворца расположена статуя Авалокитешвары. Ее изготовили из чистого серебра по приказу далай-ламы XIII. Павильоны со ступами других далай-лам не столь роскошны, но кровли их покрыты позолотой.

Дворец Потала использовался в качестве зимней резиденции далай-лам, лето они проводили во дворце Норбулинка. В 1950 Китай вторгся в Тибет, и ситуация в стране накалилась. В 1959 году далай-лама XIV был вынужден покинуть Тибет. Поселился он в Индии, где получил политическое убежище. В тех пор дворец Потала утратил свое политическое значение, но остался важным буддийским религиозным центром. В 1994-м его внесли в список Всемирного наследия Юнеско.

Дворец Потала фигурирует первым в списке группы важнейших культурно исторических памятников Тибета, охраняемых государством. Потала – уникальный в мире по высокогорному расположению и размерам дворец-замок, его изображение является эмблемой Лхасы и всего Тибета. Дворец Потала – нетленный и великолепный памятник древнетибетского зодчества. В декабре 1994 года дворец Потала был официально внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Дворец Потала построен на южном склоне Красной горы в столице Тибета городе Лхаса. Тыльной стороной Дворец Потала опирается на склон горы, имеет трапециевидную форму, сужающуюся вверху, на фоне синего неба и белых облаков Тибета дворец, выкрашенный в белый и красный цвета, выглядит величественным, сказочным замком.

Что означает название дворца Потала? По-тибетски «потала» переводится как «место обитания Авалокитешвары», в Индии «potalaka». А гора, на которой расположен Дворец Потала в религиозной литературе называется Путо, и считается священной за то, что как гласит легенда, на этой горе появилась бодхисатва Авалокитешвара. Интересно, что в Китае в провинции Чжэцзян есть вторая гора Путо (???, Путошань), являющаяся священной по той же причине.

Читайте так же:  Исхак паша дворец

Дворец Потала от основания возвышается на 119 метров в высоту, протяженность с востока на запад 350 метров, ширина с севера на юг 270 метров, строительная площадь 130 тысяч квадратных метров, а вместе с передним двором и прудом позади дворца, общая площадь дворцового комплекса Потала составляет 360 тысяч квадратных метров!

Начало строительства дворца Потала относится к 30-м годам 7 века нашей эры. Как свидетельствуют исторические источники, туфаньский вождь Сронцзангампо решил сделать Лхасу своей столицей. Прежде всего, он велел построить на вершине Красной горы в Лхасе, где уже были его медитационные пещеры, царский дворец. После того, как состоялось обручение с танской принцессой Вэньчэн, и Вэньчэн прибыла в Тибет, Сронцзангампо возвел на Красной горе 999 комнат. Вместе с построенным раньше дворцом получился комплекс из тысячи помещений! Кроме того, вокруг была возведена стена с длиной каждой из сторон в 500 метров. В стене имелось 4 ворот, украшенных башенками, и был вырыт обводной канал. К несчастью, во второй половине 8 века из-за попадания молнии, деревянные постройки дворца Потала сгорели. К тому же, в конце существования Туфаньского царства разразилась междоусобная война местных племен, приведшая к разрушению первоначального дворца Потала. Сохранились лишь пещера Фаван и зал Пабалакан.

Дворец Потала, который мы видим сегодня, строился на протяжении нескольких столетий, начиная с 17-го века. Далай Лама 5-й Агван Лобсан Джамцо, в 1645 году дал приказ восстановить разрушенный дворец Потала. В 1652 году Далай 5-й совершил поездку в Пекин. По возвращении в Тибет Далай 5-й переехал из своей прежней обители – монастыря Дрэпунг в завершенный к тому времени Белый Дворец Поталы. Интересно, что после реинкарнации Далай Ламы 5-го, никто не осмеливался сообщить народу об этом, так как правители боялись, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством Дворца Потала. Власть Далай Ламы 5-го была настолько сильна, что его реинкарнацию скрывали более 10-ти лет, чтобы достроить дворец.

В 1690 году на 8-й год после кончины Далая 5-го Дисы Санцзе Джамцо именем Далай Ламы 5-го предпринял строительство Красного дворца и мемориальных ступ в комплексе Поталы, для чего была снесена часть обветшалых строений. В работах было занято 7 тысяч человек мастеров и рабочих, было истрачено 2134 тысяч лянов (1 лян = 150 грамму) серебра, по приказу цинского императора Канси на строительство было послано 114 ханьских и маньчжурских мастеров, в работах приняли участие и непальские мастера. В 1693 году работы были завершены, и в 20-й день 4-го месяца по тибетскому календарю состоялось освящение Красного дворца. Перед фасадом дворца Потала был воздвигнут памятный столб в память о завершении строительства. С тех пор в планировке дворца Потала не происходило крупных перемен.

Когда с площади перед дворцом Потала вступаешь в ворота дворца, то оказываешься внутри двора, огражденного с трех сторон высокой стеной. Прямо к северу идет широкая каменная лестница. Отсюда можно видеть восточный вход и западный вход. Главным является восточный вход (по-тибетски «пинцодолан»). Войдя в него и пройдя темный ступенчатый коридор, попадаешь в Дэянся. Это ровная площадка размером 1600 квадратный метров у входа в Белый дворец. Здесь для Далай Ламы, высокого духовенства и чиновников устраивались театральные представления. С южной и северной сторон площадки имеются галереи, помещения на восточной и западной сторонах служили учебными классами титулованных монахов А вход, прямо обращенный на запад, является главным входом в Белый Дворец Поталы.

Белый дворец Поталы

Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.

Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.

Солнечный павильон расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.

Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.

Читайте так же:  Дворец топкапы стамбул гарем

Красный дворец Поталы

Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.

Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, — самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Второй по высоте ступой является ступа Далай Ламы 13-го. Начало строительства ступы датируется 1934 годом, на строительство ушло 3 года. Высота ступы 14 метров, на внутренней стене павильона есть фреска, посвященная жизнеописанию Далай Ламы 13-го, в том числе эпизод поездки Далай Ламы в Пекин, где он был принят императором Гуансюем и вдовствующей императрицей Цыси.

Западный большой зал (по-тибетски «Сысипинцо») находится к востоку от павильонов со ступами, его площадь 680 квадратный метров. Это самый просторный зал Красного дворца в всего дворца Потала. В этом зале Далай Лама 5-й устраивал приемы, жертвоприношения и прочее. В западном зале хранится также пара парчовых полотнищ, сотканных из золотых нитей, которые в 1696 году были подарены китайским императором по случаю завершения строительства Красного дворца Поталы. Есть также подаренный императором Цяньлуном транспарант с автографом императора и надписью «Место, источающее рай». Этот транспарант находится над троном Далай Ламы.

В самом высоком павильоне Красного дворца Поталы в зале у западной стены установлена статуя одиннадцатиликой и тысячерукой бодхисатвы Авалокитешвары, которая была изготовлена из чистого золота и серебра по приказу Далай Ламы 13-го.

Из самых ранних строений дворца Потала сохранились лишь пещера Фавана («Цзюйцзечжупу») и павильон Пабалакан. Пещера Фавана площадью 27 квадратных метров отличается скромным убранством. По преданию сам туфаньский царь Сронцзамгамбо постигал в этой пещере священные тексты. В пещере установлены статуи сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн, принцессы Чицзуль, Лудунцзана – лиц, известных ов времена Туфаньского царства. Кроме того, сохранилась утварь (очаг, каменный чан, ступа), которой, по преданию, пользовался Сронцзангамбо. Павильон Пабалакан называется также павильоном Авалокитешвары, он расположен над пещерой Фавана.

Павильоны со ступами Далай Лам 7-го, 8-го, 9-го, а также павильоны со ступами Далай Ламы 5-го и 13-го имеют кровли, сплошь покрытые позолотой. Такие же золотые кровли венчают павильоны Пабалакан и Рамлакан. Все вместе они образуют блистательный ансамбль золотых кровель. Большинства кровель имеют традиционную форму китайских крыш с взлетающими углами. На коньках кровель есть украшения в виде колоколообразных монастырей, которые покоятся на лотосовых пьедесталах. Взлетающие угловые конструкции кровель украшены фигурками мифических буддистских животных.

Дворец Потала – это сокровищница бесценных художественных изделий и произведений искусства, а также исторических памятников. Даже для фресок использовались красители, приготовленные из драгоценных металлов и камней. Эти фрески поражают яркостью и свежестью. Во дворце Потала хранятся около 10 тысяч икон «танка», большая часть которых выполнена видными художниками древности. Богатое собрание изданий священных текстов, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне и по достоинству считаются произведением искусства. Не мало издания являются уникальными. Имеются около 100 свитков канонов, выполненных на пальмовых листьях и доставленных из Древней индии и других мест. Самый ранний текст на пальмовых листьях насчитывает не одно тысячелетие. Техника издания священных текстов включает рукописное письмо золотыми и серебряными чернилами, нанесение золотого покрытия на текст, выполненный выпуклым шрифтом. Например, есть издание «Ганчжура», выполненное красителями, приготовленными из золота, жемчуга, серебра, кораллов, железного порошка, медной пыли и морских ракушек. Бумага, на которой написан текст, обладает стойкостью к влажности, гниению и порче насекомыми, прочна и в то же время эластична.

Дворец Потала является великим творением тибетского народа и средоточием его культуры. В нем нашли воплощение достижения тибетцев в архитектуре, ваянии, живописи, металлообработке и других областях науки и искусства. Его вполне можно назвать музеем науки и культуры Древнего Тибета. Кроме того, дворец Потала запечатлел историю хозяйственных и культурных контактов тибетцев с другими национальностями Китая, Непала и Индии. Дворец Потала является гордостью тибетского народа и мировым культурным наследием всего человечества. Также, дворец очень часто видят иностранцы, отправившиеся в тур по Тибету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *