Дворец кшесинской

Телефон: (812) 233-70-52, 313-61-63

Адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, 2-4

Проезд: Ст. м. «Горьковская», «Петроградская» (далее маршр. такси №№ 46, 76), «Спортивная» (далее маршр. такси № 183), «Пл.Ленина» (далее авт. № 49, маршр. такси №№ 183, 30)

Режим работы:* См. здесь

Входная плата:* См. здесь

Интернет:
www.museum.ru/M114 — официальная страница
Государственный музей политической истории России — W1281, официальный сайт www.polithistory.ru

афиша, события и экскурсии

В центре внимания экспозиций и выставок музея — главные политические, экономические и культурные преобразования XIX-XXI веков, переломные этапы истории России, которые предопределили ее судьбу. Вам откроются неожиданные стороны нашей общей исторической судьбы, биографии выдающихся российских политиков, реформаторов, революционеров, императоров и партийных вождей.

Победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2010 г. — проект «Страна Гайдарика» и 2011 г. — проект «Советская эпоха: вдоль и поперек»

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Здание(я):

Особняк М.Ф. Кшесинской. Архитектор А.И. фон Гоген, 1904-1906 гг.
Особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской построен в 1904-1906 гг. архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном (по его проекту в Санкт-Петербурге был возведен также Музей А.В. Суворова в 1901-1904 гг.). Здание особняка Кшесинской является эталоном стиля модерн, привлекает свободной асимметричной композицией, строгой элегантностью, графической четкостью, разнообразием форм и богатой палитрой отделочных материалов. В особняке бывали такие замечательные деятели искусства начала ХХ века как Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, С.П. Дягилев и др. Посещали его и великие князья Романовы

Особняк В.Э. Бранта. Архитектор Р. Ф. Мельцер, 1909-1910 гг.
Особняк домовладельца и предпринимателя Василия Эмануиловича Бранта построен в 1909-1910 гг. по проекту крупнейшего петербургского архитектора — художника конца XIX- начала XX вв. Романа Федоровича Мельцера. Он демонстрирует собой взаимодействие нескольких стилистических направлений в архитектуре начала ХХ века: неоклассицизма, модерна и символизма (данное направление представлено рельефными изображениями, украшающими особняк). С 1957 г. особняк В.Э. Бранта — часть музейного комплекса. В особняке Бранта сохранились парадный вход, главная мраморная лестница, необычайной красоты дубовая лестница с витражами. Стены украшены барельефами античной тематики

Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия по музею
Советская эпоха: между утопией и реальностью
Революция в России. 1917-1922
Россия, год 1917-й
Память дома
Человек и власть в России в XIX-XXI столетиях
Матильда Кшесинская: фуэте судьбы
Империя на путях модернизации. Россия в XIX — начале XX века

Дополнительные услуги:
киоск или магазин

Образовательные услуги:
Лекционные циклы для учителей и преподавателей учебных заведений: основы музееведения (музеи исторического профиля)
Музейная педагогика — музейные занятия в Детском историческом музее (для учащихся 1-8 классов)
Музейные занятия и абонементы для дошкольников (4-6 лет)

Поблизости имеются:
места группового питания

Местные достопримечательности:
Петропавловская крепость
Троицкая площадь
Крейсер «Аврора»

профессионалу

Основные должностные лица:*
Генеральный директор: Артемов Евгений Григорьевич, тел. (812) 233-70-48
Заместитель генерального директора: Гришина Валентина Алексеевна, тел. (812) 313-61-63 доб. 203
Заместитель генерального директора: Кураева Лилия Константиновна, тел. (812) 313-61-63 доб. 206
Зам. директора по научной работе: Костюшева Елена Константиновна, тел. (812) 313-61-63 доб. 234
Зам. директора по развитию: Дмитриева Людмила Михайловна, тел. (812) 313-61-63 доб. 205
Зам. директора по безопасности: Галкин Константин Васильевич, тел. (812) 313-61-63 доб. 208
Главный хранитель: Ходаковская Светлана Андреевна, тел. (812) 313-61-63 доб. 204

Тел. дирекции:
(812) 233-70-48, Факс: (812) 233-73-00

Адрес дирекции:
197046, Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, 2

Даты открытия и основания:
основан: 09.10.1919

Бюджетный статус:
Федеральный

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая, учебная

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 2759,3м 2
фондохранилищ 1074,6м 2
парковая 1,3га

Количество сотрудников:
161, из них 11 научных

Среднее кол. посетителей в год:
130000

В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека, реставрационные мастерские по графике и художественным тканям

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Благотворительный фонд В. Потанина

Единиц хранения:
500 000, из них 200 000 предметов основного фонда

Крупные выставочные проекты:
Я расскажу вам анекдот… Страницы политической истории России XX столетия в зеркале смеха. 2018-2019 гг.
Посетить обязательно! К 95-летию Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года. 2018-2019 гг.
«Клянусь верно служить народу!» Из истории становления института президентства в современной России 2018-2019 гг.
«Под звуки пишущей машинки….» Люди и события. К 150-летию изобретения пишущей машинки. 2018 г.
Карл Маркс. Образ и символ. 2018 г.
«А ведь у нас коммуна!». Петроград в 1918-1921 гг. 2018 г.
Женщины и революция. 2017-2019 гг.
«Мы за мир, за дружбу!». Из истории Всемирных фестивалей молодежи и студентов. 2017-2018 гг.
Осознанный выбор: избирателям об избирательных технологиях. 2016-2018 гг.
Еда – дело государственное! 2016-2017 гг.
Георгий Плеханов – апостол русского марксизма. К 160-летию со дня рождения. 2016-2017 гг.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. О главном. К 110-летию со дня рождения. 2016-2017 гг.
Тайны политических убийств: дело Гапона и дело Распутина. К 110-летию убийства Г. Гапона и 100-летию убийства Г. Распутина. 2016 г.
Освобождение Европы. 2015-2017 гг.
Человек и время: писатель Константин Симонов. 2015-2016 гг.
Историко-литературный факультет советской эпохи. 2015 г.
Реформаторы России: Дмитрий и Николай Милютины. 2015 г.

Выездные и обменные выставки:
«Политика и мода». Выставка, охватывающая период ХХ столетия, является продолжением долгосрочного музейного проекта «Власть и общество», цель которого — представить историю взаимоотношений политики с различными составляющими жизнедеятельности социума

Издания, выпущенные организацией:
Сборник очерков «Музей особого назначения. К 100-летию Государственного музея политической истории России. 1919-2019». Санкт-Петербург, 2019.
Иллюстрированный альбом «Музей особого назначения. К 100-летию Государственного музея политической истории России. 1919-2019». Санкт-Петербург, 2019.
Год 1917-й. Революционный календарь. Санкт-Петербург, 2017.
Революция 1917 года в России: события и концепции, последствия и память. Санкт-Петербург, 2017.
Альбом-каталог «Революция в России. 1917-1922». Санкт-Петербург, 2016.
Денежные знаки Гражданской войны в России. Выпуск 2: Европейский север России. Санкт-Петербург, 2016.
Альбом «Еда — дело государственное!». Санкт-Петербург, 2016.
Денежные знаки Гражданской войны в России. Выпуск 1: Замыслы новой власти и реалии 1917 г. Санкт-Петербург, 2015.
Музей под грифом «Совершенно секретно». Филиал «Гороховая, 2»: по страницам истории. Санкт-Петербург, 2015.

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный музей политической истории России».

Музей является членом Международной ассоциации организаций по истории рабочего движения. Сотрудничает с Генеральными консульствами республики Польша, Федеративной Республики Германия, Королевства Норвегия, Финляндии, Соединенных Штатов Америки в Санкт-Петербурге.

информация от: 22.04.2020
данные заверены

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .

Архитекторы: Гоген фон А. И.
Год постройки: 1904-1906
Стиль: Модерн

Особняк М. Ф. Кшесинской модерн

Кронверкский пр., 1-3 — ул. Куйбышева, 2

1906 — арх. фон Гоген Александр Иванович

1905-1906 — арх. Дмитриев Александр Иванович -интерьеры зала и гостиной ([ 99 ]. С. )

Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции (Музей революции) —

Государственный музей политической истории России (Музей политической истории )

Особняк расположен на старейшей площади города — Троицкой. Построен в 1904-1906 г. арх. Александром Ивановичем фон Гогеном для прима-белерины Матильды Феликсовне Кшесинской.
Архитектура здания в стиле модерн привлекает внимание свободной асимметричной композицией, элегантностью, разнообразием форм. Разная высота его частей, размеры окон повторяют особенности внутренней планировки. Полисадник, ограда и беседка завершают облик здания.

Внешний облик здания дошел до нас практически без изменений. За время послереволюционых событий почти полностью исчезли первоначальные интерьеры особняка и его мебель. В отделке интерьеров сохранились лишь вестибюль, аванзал и лестница (с утратами)

На месте особняка во второй половине XIX в. два двора. На углу квартала стоял деревянный дом на каменном подвале в 5 окон по каждой стороне. Он существовал уже в 1820-х гг. и принадлежал тогда жене отставного штабс-капитана Артемьевой. В 1860-х гг. угловым участком владела купеческая жена М. Е. Алекина, построившая еще 2 флигеля с мезонинами.
Смежный участок с двухэтажным деревянным домом по Кронверкскому пр. принадлежал жене статского советника Вельдбрехта. При следующем владельце, французском подданном И. Ф. Риго, здание расширено каменной пристройкой, а во дворе соружен деревянный флигель. С 1880-х гг. участок перешел коллежскому асессору В. В. Васильеву.
В начале ХХ в. владелицей смежных дворов была вдова надворного советника О. Л. Петрова, но ее недвижимое имущество было передано по исполнительному листу тайному советнику В. Н. Охотникову.

Фасад по Кронверкскому пр.
Зодчий, 1905, Вып.37, Л.43

Фасад по Кронверкскому пр.

Фасад на Дворянскую ул.
Зодчий, 1905, Вып.37, Л.44

1 этаж
(Зодчий, 1905, Вып.37, Л.45)

2 этаж.
Зодчий, 1905,
Вып.37, Л.45

Нижний этаж.
Зодчий, 1905, Вып.37, Л.45
(добавил miraru1)

Фото нач. 1910-х гг.
([*]. С.17)

Фото нач. 1910-х гг.

Двор дома.
Фото 1907-1910 гг.

Вид со двора.
([*]. С.22)

Большая Дворянская.
Старая открытка.

Худ. Ушин Андрей Алексеевич.
Линогравюра
(добавил люблюпитер )

«Вечерний Ленинград»
от 18.09.1957 г. С.1
(добавил — lenarch .)

В 1904 г. участки 1/2 и 3 по Кронверкскому пр. приобрела Кшесинская. Покупку (за 88 тыс. рублей) произвел дворянин А. Э Коллин на свое имя, как доворенное лицо. Но в запродажной записи было указано, что место приобретено на деньги Кшесинской. Официальные документы на ее имя были оформлены 10 сентября 1905 г. (по ст. стилю). До этого балерина жила на Английском пр.,
Проект и постройку особняка Кшесинская заказала акад. арх. А. И. фон Гогену. В создании интерьеров участвовал молодой арх. Александр Дмитриев. Реализованный проект — результат тесного сотрудничества арх. и заказчицы.
Проект особняка фон Гоген разработал в 1904 г. Чертежи, представленные им в Городскую управу, датированы 26 июля. Проект мало чем отличается от построенного здания (объем зимнего сада завершен аттиком, его тройное огко имеет три дугообразные перемычки, купольная ротонда угловой беседки заменена перголой). Окончательный проект опубликован в журнале «Зодчий» за 1905 г.
К осени 1905 г. здание было выстроено вчерне. В воспоминаниях балерины говорится, что она перебралась в новый дом под Рождество 1907 г. Кшесинская вникала в детали внутреннего устройства и убранства, определяла решение некоторых помещений. По словам фон Гогена — внутрення отделка задумана без особой роскоши. Свыше 70 рисунков интерьеров выполнены фон Гогеном и его учеником А. Д. Дмитриевым. По интерьерам особняка работал также арх. М. Х. Дубинский. Но неизвестно были ли его предложения осуществлены. Помощником фон Гогена при постройке особняка был студент Института гражданских инженеров А. В. Самойлов.
Особняк Кшесинской стал классическим образцом петербургского модерна. В 1907 г. на конкурсе лучших фасадов новых зданий Городская управа присудила ему серебряную медаль.
Кроме небольшой фасадной части по Кронвекскому пр. все здание расположено в саду. Жилые помещения обращены окнами на солнечную сторону. На север выходят лишь лестница, вестибюль и уборная.
Палисадник, ажурная, с южной стороны глухая ограда и беседка-пергола на углу украшают здание.

Детали ограды.
Фото —
Анчар, 08.2016.

Внутрення планировка сочетает свободные объемы с парадными анфиладами. Одноэтажное крыло заключает в себе две параллельные анфилады. За внешними объемами здания видна внутренняя организация помещений.

Цоколь здания выложен валаамским красным гранитом скальной фактуры. Над ним идет пояс серого сердобольского гранита. Стены облицованы светлым зигерсдорфским кирпичом. На их фоне выделяются темно синие керамические фризы, металлические конструкции и кованные элементы. Дворовые фасады оформлены просто.

С северной стороны участка для прислуги был отведен небольшой флигель с жилыми комнатами и общей столовой. На заднем дворе находились прачечная, коровник, сарай для экипажей и автомобилей. Гордостью хозяйки были гардеробные комнаты (наверху и внизу), кухня и винный погреб с буфетом, где часто устраивались ужины. Там же в полуподвале были кладовая, ледник, котельная. Обстановка хозяйственной части и комнат прислуги была выполнена мебельной фирмой Платонова.
Парадный вход в здание был расположен со стороны небольшого северного дворика. От тамбура открывалась основная анфилада. Анфилада включает вестибюль, аванзал, большой зал и зимний сад.

М.Ф.Кшесинская у себя
дома (в Белом зале)
журн. «Столица и Усадьба»
№ 52 1916.С.15.

Кшесинская в роли
Аспичии. Балет Ц.Пуни
«Дочь фараона».

Кшесинская в роли
Нирити. Балет Р.Дриго
«Талисман».

М. Кшесинская.
Петербург. 1897 г.

Кшесиннская Матильда (Мария) Феликсовна (1872-1971)
родилась в польской аристократической семье 19 августа 1872 г. в Лигове под Петербургом. Отец — Феликс Иванович закончил Варшавскую балетную школу, танцевал в Варшавском Большом театре. В 1853 г. переехал в Петербург, зачислен в труппу Мариинского театра, считался первым в России «мазуристом». Мать — Юлия Кшесинская была балетной артисткой Мариинского театра. Оставила сцену ради семьи. Дети: Юлия (1865), Иосиф (1867). В 1890 Матильда с отличием закончила театральное училище. На выпускном вечере состоялось ее знакомство с цесаревичем Николаем Александровичем. Вскоре стала первой русской прима-балериной на сцене Мариинского театра, вытеснив итальянских балерин. В феврале 1900 г. балерина встретилась с вел. кн. Андреем Владимировичем. В 1902 у них родился сын Володя.

В своем особняке Кшесинская устраивала прием. Частыми гостями в особняке были актеры Александринского театра М. Г. Савина, В. В. Стрельская, В. Н. Дылов, К. А. Варламов, Ю. М. Юрьев. Здесь пела итальянская певица Лина Кавальери, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Бывали здесь ювелир Карл Фаберже и танцоввщица Айседора Дункан. Балерина принимала здесь всоих коллег Анну Павлову, Тамару Карсавину, Вацлава Нежинского, Сергея Дягилева. Приемы посещали вел. кн. Андрей Владимирович (будущий муж балерины), Борис Владимирович и Кирилл Владимирович. Двоюродный дядя импратора вел. кн. Сергей Михалович вел дела балерины, купил ей дачу в Стрельне . В особняке и на даче проходили домашние спектакли, импровизированные концерты, «капустники». В 1900-е гг. Кшесинская блистательно выступала и в классических балетах М. И. Петипа, и в новых балетах М. М. Фокина, успешно гастроллировала в Европе и России. Владелица особняка была любящей, заботливой матерью и образцовой хозяйкой. На весь Петербург был знаменит повар балерины француз Дени, который сопровождал хозяйку во всех поездках.

22 февраля 1917 г. Кшесинская дала послений ужин в особняке. 27 февраля балерина с сыном и воспитателем покинули особняк — после полученных угроз. 28 февраля разъяренная толпа устроила погром. Затем солдаты мастерских запасного броневого автомобильного дивизиона заняли нижний этаж особняка. С марта по июль 1917 г. в особняке находился штаб большевиков. После Февральской революции Кшесинская пыталась вернуть особняк. По решению Временного правительства особняк должен был быть возвращен. Однако новые владельцы отказались выполнить это требование

В июле 1917 г. балерина получила разрешение на свободный проезд по всей России с правом проживания в любом месте страны и перехалав Кисловодск. Всю Гражданскую войну Кшесинская, вел. кн. Андрей Владимирович и их сын провели на юге. В феврале 1920 г. семья выехала во Францию. В 1921 г. состоялся брак. В 1929 г. Кшесинская открыла балетную студию в Париже. В 1936 г. на сцене Ковент-Гардена в Лондоне в возрасте 64 лет балерина в последний раз выступила с сольным номером. Скончалась в возрасте 99 лет. Похоронена в Париже на кладбище Сен Женевьев де Буа.

([*] — Бобров В.Д., Кириков Б.М. Особняк Кшесинской. ООО Белое и Черное. Санкт-Петербург. 1996) (добавил Mary)

До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской являлся популярным салоном. Здесь проходили балы и торжественные приемы, на которых присутствовали представители императорской фамилии и артистической элиты Петербурга, устраивались домашние спектакли и концерты.

«План я заказала очень известному в Петербурге арх. Александру Ивановичу фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана мы вместе обсуждали с ним расположение комнат в соответствии с моими желаниями и условиями моей жизни. Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн. Всю стильную мебель и ту, которая предназначалась для моих личных комнат и комнат моего сына, я заказала Мельцеру» — писала М. Ф. Кшесинская в своих мемуарах.

Дом особняк г-жи Кшесинской, фасады и планы которого помещены в таблицах настоящего номера, строится на Кронверкском просп., на углу Бол. Дворянской улицы. Кроме небольшой фасадной части, обращенной на Кронверкский просп. против Александровского парка, все здание расположено в саду и, благодаря счастливому положению участка, возможно было все жилые помещения обратить окнами на солнечные стороны. На север выходят лишь лестница, вестибюль и уборные. В нижнем, полуподвальном этаже расположены по желанию владелицы кухня, затем черный буфет, служебные комнаты и приборы отопления. В первом этаже — приёмные комнаты: зал, гостиные, столовые с буфетною и небольшой зимний сад. Во втором этаже — жилые комнаты: спальни, детские и запасные. Отопление водяное с вентиляцию; кроме того, в жилых комнатах предположены печи. Вследствие необходимости установки котла в помещении, выходящем в сад, для доставки угля от улицы проложен небольшой туннельчик. Фасады облицовываются сердобольским гранитом и светлым зигерсдофским кирпичом, в верхних частях — глазурованным. Карнизы и все украшения фасада металлические. Цоколь облицован валаамским гранитом. Внутренняя отделка задумана без особой роскоши и вообще сравнительно скромная; впрочем, уже по настоящее время она потребовала свыше семидесяти отдельных рисунков. В настоящее время заканчивается наружная облицовка, а внутри — установка приборов отопления и штукатурка. Окончание работ предположено к лету будущего года. А. фон Гоген.

(«Зодчий», 1905, Вып. 37, С. 406, miraru1 )

В этом доме в 1908 — 1917 годах жила заслуженная артистка Императорских театров (1904) М. Ф. Кшесинская

(ВПб на 1909. O. III. C. 433, на 1910. С. 468, на 1911. С. 490, на 1912. С. 494, на 1913. С. 347, на 1914. С. 361;

ВПг на 1915. С. 360, на 1916. С. 373, на 1917. С. 377) (добавил Val 39 )

После Октября 1917 г. в особняке размещался ряд государственных учреждений, а в 1937 г. особняк был передан Музею С. М. Кирова. В 1955 г. музею революции, до этого располагавшемуся в Зимнем дворце, передают особняк Кшесинской и соседний особняк В. Э. Бранта . В 1955-1957 гг. эти здания были соединены в один комплекс (архитектор Н. Н. Надежин). Открытие обновленного музея состоялось 5 ноября 1957 г.

Ваш комментарий получен и будет опубликован после проверки модератором

Особняк Кшесинской — один из самых ярких представителей северного модерна, который застал последнего российского императора и пережил Октябрьскую революцию.

Для владельцев заведений

Сейчас в этом роскошном особняке находится Музей политической истории России, а в прошлом столетии здесь жила известная русская прима-балерина Мариинского театра, любимица августейших особ империи Матильда Кшесинская.

Дом был построен в 1906 году архитектором А. И. фон Гогеном, разработавшим проект Мемориального музея А. И. Суворова, а архитектор А. И. Дмитриев занимался оформлением интерьера. Особняк выполнен в стилистике северного модерна — на тот момент это было направление, характерное исключительно для города на Неве. Источником вдохновения этого стиля был национальный романтизм шведской и финской архитектуры. Объёмное пространство выполнено композиционно-разновысоким решением плоскостей: просторным комнатам вторит свободная планировка окон — различных по размерам и формам. Дизайнерские решения основаны на использовании контрастных сочетаний. При строительстве была выбрана самая модная отделка — мрамор различных цветов, майоликовая плитка и кирпич для облицовки, кованый металл. В здании находится зимний сад. Пространство внутри особняка организовано рядом последовательно сочленённых помещений, размещённых на одной оси, которые создают сквозную перспективу.

Особняк Кшесинской имеет очень интересное расположение. Петроградская сторона в начале ХХ века считалась одним из самых модных районов города. Дом был возведён практически на берегу Невы, откуда открывалась живописная перспектива: Сенат, Зимний дворец, Академия наук. Только очень важная персона могла себе позволить такое великолепие.

В 1917 году балерина покинула свой сказочный особняк, после того как получила несколько недоброжелательных писем. В считанные дни её дом заняли представители РСДРП(б) и сделали из него что-то вроде ораторской трибуны, куда 3 апреля приехал Владимир Ильич Ленин. Кшесинская обратилась в суд с требованиями освободить её дом от засилья революционеров и возместить имущественные убытки. В результате в особняк направили соответствующий документ, Ленину даже пришлось дать распоряжение по поводу возврата личных вещей балерины. Но большевики отказались выполнять поручение суда. После особняк захватили войска Временного правительства — дом был вконец разграблен. Кшесинская покинула Петербург, продолжая через адвоката отстаивать свое жилище. Но ей так и не суждено было вернуться в Россию — она вышла замуж и скончалась в Париже, не дожив год до своего столетия.

Особняк был площадкой для многих общественных учреждений, и с 1991 года именуется Музеем политической истории России. Все знают, что на Горьковской есть музей, но мало кто помнит, что с этим красивым домом связана такая живая и такая настоящая история. История одной из самых красивых женщин времён гибели Российской Империи.

Смотрите также:

  • Отгадай достопримечательности и запишись на тест-драйв нового Geely Tugella!
  • Календарь новогоднего настроения от «Фруктового сада»: готовимся к главному семейному празднику года
  • Гид Total: 6 идей, куда поехать на праздники
  • Знакомство с Петербургом: небанальные экскурсии по городу
  • Увлекательные экскурсии для детей в Санкт-Петербурге

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ?

Достопримечательность
Особняк Кшесинской

Особняк Кшесинской в 2013 г.
59°57?16? с. ш. 30°19?28? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Архитектурный стиль Северный модерн
Архитектор А. И. фон Гоген
Строительство 1904—1906 годы
Известные обитатели Матильда Кшесинская
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510364010006 (ЕГРОКН ). Объект № 7810377000 (БД Викигида)
Медиафайлы на Викискладе

Особня?к Кшеси?нской (улица Куйбышева, д. № 2—4 / Кронверкский проспект, д. № 1) — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт-Петербурге.

Содержание

  • 1 История здания
    • 1.1 1917 год
    • 1.2 После 1917 года
    • 1.3 После 1991 года
  • 2 Архитектурные особенности
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История здания [ править | править код ]

Особняк построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» по проекту архитектора А. И. фон Гогена для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров участвовал архитектор А. И. Дмитриев.

1917 год [ править | править код ]

Во время Февральской революции Кшесинская вместе с сыном Владимиром в спешке покинула свой особняк. Опустевшее здание было самовольно занято солдатами мастерских запасного автобронедивизиона. По договорённости с ними Петербургский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С 3 (16) апреля 1917 по 4 (17) июля 1917 здесь работал и произносил речи с балкона особняка В. И. Ленин. Так дом превратился, как писали петроградские газеты, в «главный штаб ленинцев».

Кшесинская предприняла попытки вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты она просила: «1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».

Но прокурор лишь запросил управление запасного автобронедивизиона о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду её ходатайства» и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района «дознание о расхищенном имуществе». Тогда по поручению Кшесинской её адвокат присяжный поверенный Владимир Хесин возбудил в суде гражданский иск о выселении. В качестве одного из ответчиков истицей был указан «кандидат прав В. И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин)». Интересы ответчиков взялся представлять адвокат М. Ю. Козловский.

5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Михаил Гаврилович Чистосердов постановил: «Выселить из дома № 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней» все революционные организации «со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества». Иск в отношении В. И. Ульянова был оставлен без рассмотрения в связи с «непроживанием» его в особняке. После этого Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) вынуждены были официально заявить о выезде из особняка Кшесинской, но военная организация партии наотрез отказалась выполнить судебное решение, а Петербургский комитет также вскоре фактически вернулся обратно.

Утром 6 ( 19 ) июля 1917 года в ходе вооружённого конфликта с большевиками правительственные войска заняли здание. Были арестованы семь большевиков, которые всё ещё занимались эвакуацией партийных документов, в том числе охранник В. И. Ленина — Василий Васильев. После этого особняк был занят самокатным батальоном, прибывшим в Петроград. Солдаты хозяйничали в особняке, разрушая и растаскивая всё, что ещё осталось. Адвокат Хесин продолжал подавать новые иски, теперь добиваясь не только возвращения здания прежней владелице, но и возмещения нанесённого ущерба, который он оценил в треть миллиона рублей.

Сама Кшесинская 13 (26) июля выехала из Петрограда в Кисловодск, где её ждал будущий муж — великий князь Андрей Владимирович [1] , а в феврале 1920 года эмигрировала во Францию [2] .

Выселению нежданных гостей из дома посвящена целая тетрадь воспоминаний судьи Чистосердова — она озаглавлена как «Выселение большевиков из особняка Кшесинской». Сейчас тетрадь хранится в Государственном Архиве РФ, в фонде Владимира Тукалевского (главного редактора «Толстовского ежегодника»). Как и Чистосердов, Тукалевский после революции эмигрировал в Финляндию и жил в Териоках — вероятно, именно там автор и передал издателю тетрадь. Материалы так и не были изданы, хотя представляют огромный интерес для юристов [ нет в источнике ] [3] [ неавторитетный источник? ] .

После 1917 года [ править | править код ]

  • После Октябрьской революции до 1938 года в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков.
  • В 1938—1956 годах — Музей С. М. Кирова (в 1956 году переведён в «Дом Бенуа» на Каменноостровском пр.).
  • С 1957 по 1991 год — Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции. При реконструкции в 1957 году по проекту архитектора Н. Н. Надёжина соединён с бывшим особняком В. Э. Бранта (1909 г., архитектор Р.-Ф. Мельцер) с включением в композицию нового корпуса и устройством вестибюля. Каменные плиты фасада корпуса соответствуют материалу облицовки обоих зданий, но при этом мягко выделяются цветом, а неоклассическая трактовка фасада нового корпуса воспринимается как естественное продолжение форм модерна [4] . В устном завещании Кшесинская одобрила передачу особняка музею [5] .

После 1991 года [ править | править код ]

Долгие годы говорили о кладе, якобы спрятанном в особняке. По версии потомка Кшесинской, Константина Севенарда, клад был зарыт на глубине 14 м. Согласно директору музея Е. Г. Артемову, клада в особняке никогда не было, поиск клада продолжен не будет [5] .

Особняк Кшесинской — это старейшее здание, сохранившееся на Троицкой площади Санкт-Петербурга. Оно возведено в начале XX века, когда был открыт Троицкий мост, соединивший Петроградскую сторону с центром города. Особняк Кшесинской имеет удивительную судьбу и вызывает интерес, как историков, так и обычной публики.

История здания связана с именем Матильды Кшесинской — балериной и светской львицей тех лет. В доме собирался высший свет Санкт-Петербурга, бывали в нем и великие князья из рода Романовых. Однако, во время февральской революции здание заняли большевики и через несколько дней от великолепного убранства не осталось и следа, а с балкона выступал с пламенной речью вернувшийся из эмиграции Владимир Ульянов.

Биография Матильды Кшесинской

Именно здесь, напротив Петропавловской крепости, известная прима балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская в 1904 году приобрела участок земли. В то время у нее подрастал сын и прежний дом, на Английском проспекте, подаренный Николаем II, стал ей тесен. Не желая оглашать свое имя по известным причинам, первоначально Кшесинская оформила землю на посредника — дворянина Александра Коллинга.

Имя знаменитой танцовщицы окутано множеством домыслов и сплетен и, конечно, у столичных обывателей того времени возникал вопрос, на чьи деньги куплена земля и строился дворец, если годовое жалованье балерины не превышало 8 тысяч, а участок земли стоил в 10 раз больше? Многие посчитали, что вся недвижимость балерины (у нее было несколько домов в России и вилла во Франции) достались ей от влюбленного в нее императора.

Согласно одной из легенд, под Невой между домом балерины и Зимним дворцом был прорыт подземный тоннель, которым часто пользовались влюбленные. Отметим, что это предание явно не выдерживает критики, поскольку лишь за несколько лет до этого был построен Троицкий мост, соединяющий Петроградскую сторону с центром города и по сей день считающийся чудом инженерного искусства.

Впервые Матильда Кшесинская и цесаревич Николай Александрович встретились в 1890 году на выпускном балу хореографического училища. Она сумела обворожить наследника престола и между ними завязался роман.

Сразу после училища Матильда начинает танцевать в Мариинском театре и в первый же год она выступила в 22 балетах и 21 опере. Она была талантлива и трудолюбива, но и встречи с цесаревичем, начавшиеся в 1892 году, безусловно, имели огромное значение для её карьеры.

Любовная связь продолжалась два года. Однако, в апреле 1894 года состоялась помолвка Николая с Алисой Гессенской, будущей императрицей Александрой Федоровной. Матильда сильно переживала, хотя с самого начала встреч знала, что цесаревич никогда на ней не женится. С этого времени влюбленные перестают встречаться и остаются друзьями. Вместе с тем, многие годы после женитьбы император помогал и защищал балерину, когда ее старались унизить и оскорбить.

Балерина рассталась с императором, но не рассталась с семьей Романовых. Ее возлюбленным стал близкий друг императора — великий князь Сергей Михайлович, утешивший балерину в трудные дни. Охладев к нему, она завела роман с 53-летним князем Владимиром Александровичем, а затем с его сыном — князем Андреем Владимировичем. В 1902 году у Матильды от него родился сын Владимир, а поженились они лишь через 21 год после знакомства, в 1921 году в Париже.

На сцене Мариинского театра она танцевала 12 лет, причем самые лучшие спектакли принадлежали ей. Она сама решала, кому танцевать.

В 1904 году 32-х летняя балерина оставила сцену, но позже танцевала в Мариинском театре на договорной основе (ей платили 500 рублей за выступление, огромные по тем временам деньги). В этот же год она приступает к реализации своей мечты — строительству для себя и сына большого просторного дома с садом.

Фильм «Матильда»

В октябре 2017 года в прокат вышел фильм Алексея Учителя «Матильда». Сюжет фильма весьма вольно трактует биографии реальных персонажей и совсем не является документальным. Вместе с тем, в нем очень красочно показаны царские усадьбы Санкт-Петербурга, на экране вы увидите много великолепных пейзажей и красивых сцен (в основном, фильм снимался в Царском Селе и Мариинском театре). Николай II показан как человек влюбленный, но понимающий, что должен служить отечеству. В особняке Кшесинской фильм не снимался.

Особняк Матильды Кшесинской — краткое описание

В начале XX века, когда был построен Троицкий мост, на Петроградской стороне начался настоящий строительный бум. Место для своего дома Матильда Кшесинская выбрала сама и стала одной из первых, кто построил свой особняк на Кронверкском проспекте. Проект и создание дома были поручены модному в то время академику архитектуры Александру Ивановичу Гогену. Отметим, что и сама заказчица сыграла немаловажную роль в замысле и реализации проекта.

Здание выполнено в стиле северного модерна, большая его часть расположена в саду. Окна всех жилых комнат выходят на юг и лишь лестница, вестибюль и уборная — на север. Внешний вид здания не отличается роскошью и вместе с тем, оно импозантно и интересно своей асимметричной композицией. Мы видим разную высоту отдельных звеньев и разную ширину окон. Дом украшает ажурная ограда, беседка-ротонда и палисадник,

Расположение и оформление комнат выбирала сама балерина. В его интерьерах, согласно ее замыслу, присутствуют все европейские архитектурные направления, Так, для зала она выбрала стиль ампир, для углового салона — стиль Людовика XVI. Спальня была оформлена в английском стиле, а столовая и соседний с ней салон — в стиле модерн. Особой гордостью Матильды были две ее гардеробные, в одной из них хранилась одежда танцовщицы, а в другой — театральные костюмы.

В подвале находился винный погреб и небольшая столовая, в которой после спектаклей на ужин приходили друзья. В доме собирался весь цвет петербургской интеллигенции. Здесь часто проводили время актеры петербургских театров, в том числе звезды балета, среди которых были Айседора Дункан и Анна Павлова. Наведывались в дом и представители высшего света, в том числе великие князья Романовы.

Дворец был меблирован и освещен по парижскому каталогу. Он поражал утонченной роскошью и уютом интерьеров, смелым и неожиданным сочетанием новых и традиционных отделочных материалов, живописной асимметричностью наружных деталей и свободной внутренней планировкой.

Прислуга жила с светлых удобных комнатах, а обедала в просторной столовой. Чтобы сын Володя мог каждый день пил парное молоко, при доме держали корову. Была также и толстая любимая сыном свинья, а в самом доме жила козочка, с которой Матильда выступала в балете «Эсмеральда».

С началом февральских событий 1917 года, опасаясь за жизнь сына и свою жизнь, балерина была вынуждена покинуть любимый дом. 28 февраля большевики заняли особняк Кшесинской, вывезли из него все ценности, испортили мебель и ковры. Интерьеры были разграблены и разрушены.

Первоначально миниатюрная прелестная хозяйка дома надеялась отсудить свою недвижимость и вернуть ценности, она даже подала в суд (интересно, что одним из ответчиков указывался Владимир Ульянов). Однако, Матильда быстро поняла, что ни одно судебное решение во время революционных событий не выполняется. Вскоре она уехала в Кисловодск, а в 1920 году вместе с князем Андреем Владимировичем навсегда покинула Россию, поселившись в Париже.

С балкона дворца 3 апреля 1917 года Владимир Ленин зачитал знаменитые «Апрельские тезисы».

В 1955–1957 годах особняк Кшесинской соединили двухэтажным переходом с соседним домом известного предпринимателя и благотворителя барона Василия Бранта, Согласно одной из легенд, Василий Брант был влюблен в свою очаровательную соседку и стремился ее почаще видеть. Доподлинно неизвестно, была ли между ними любовная связь но, несомненно, то, что они были знакомы и в гости друг к другу наведывались.

Комплекс зданий занял Музей революции, а в настоящее время в этих зданиях располагается Музей политической истории России. К сожалению, от прежних интерьеров почти ничто не сохранилось. Восстановлены лестница с балюстрадой и ротонда, белый зал и зимний сад. Подлинными является наборный паркет и плиточный пол в Зимнем саду.

Адрес особняка Матильды Кшесинской

Санкт-Петербург, улица Куйбышева 2–4. Вход с Кронверкского проспекта.

Как доехать до особняка Матильды Кшесинской

Ближайшая станция метро — «Горьковская», 5–10 минут пешком. При выходе из метро обратите внимание на два подземных перехода. Вам нужен тот что справа, который ведет на противоположную сторону Кронверкского проспекта. При выходе из подземного перехода пройдите по скверу мимо мечети. Угловое здание на пересечении Кронверкского проспекта и улицы Куйбышева — особняк Матильды Кшесинской.

Режим работы особняка Матильды Кшесинской (Музея политической истории) в 2020 году

Музей открыт с 27 июля. Посетители должны носить маски. Максимальное время пребывания в музее 2 часа.

Музей политической истории закрыт для посетителей с 30 декабря 2020 года до 10 января 2021 года.

  • Понедельник, вторник, суббота и воскресенье — с 10:00 до 18:00
  • Среда и пятница — с 10:00 до 20:00
  • Выходной день — четверг
  • Кассы закрываются на час раньше
  • Санитарный день — последний понедельник месяца
  • 1, 2, 7 января и 1 мая музей не работает

Стоимость билетов в особняк Матильды Кшесинской (Музеи политической истории) в 2020 году

  • Для взрослых — 300 рублей
  • Для детей до 16 лет — бесплатно
  • Для детей 16–18 лет, студентов дневных отделений РФ и пенсионеров РФ — 100 рублей
Читайте так же:  Музей заповедник царицыно большой дворец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *