Дворец петра 3

Дворец Петра III

В восточной части Верхнего парка на живописном берегу прихотливо извивающейся небольшой речки Карости стоит прелестное двухэтажное каменное строение, великолепное сочетание изящества и монументальности, — дворец Петра III (1758-1762 гг., архитектор Антонио Ринальди). Дворец строился на территории потешной крепости Петерштадт, возводимой согласно всем требованиям фортификационного искусства того времени.

Строительство велось по проекту архитектора А. Ринальди, под наблюдением «архитекторного» ученика Савелия Соколова и инженер-поручика Романа Качалова с 1756 по 1762 год. По очертаниям крепость напоминала многоконечную звезду, образованную насыпными валами. Она была окружена глубоким рвом с тремя подъемными мостами, на пяти ее бастионах стояли пушки. Здесь находились постройки различного назначения: солдатские казармы, дом коменданта, дома для генералов и офицеров, гауптвахта, пороховой погреб, арсенал и даже миниатюрная лютеранская кирха с органом. В центре крепости располагался арсенальный двор — пятиугольный плац, на территорию которого вводили въездные ворота. На «Малом увеселительном море» (как называли тогда Нижний пруд), образовавшемся в результате запруды на речке Карость, стояла флотилия из галер, лодок, фрегатов. Гарнизон крепости составлял отряд солдат, выписанных из Германии.

Рядом с крепостью, вдоль правого берега Карости, был разбит итальянский сад с террасами, лестницами, мостиками, беседками, фонтанами, каскадами. В парке находились Менажерия (Зверинец), Эрмитаж, Соловьева беседка, Китайский домик. Все деревянные постройки крепости и сада были разобраны в начале XIX века. Сейчас от потешной крепости сохранились лишь дворец Петра III, въездные ворота, остатки валов и рва. От первичной планировки парка не осталось ничего.

В 1952-1953 годах была произведена реконструкция этого участка: вокруг дворца Петра III были разбиты три цветника, проложены новые дорожки, на газонах установлена мраморная скульптура. Во внешнем облике дворца Петра III покоряют простота и изящество. Своеобразие композиции, удивительно ясные пропорции, изысканность декора позволяют отнести его к самым совершенным произведениям русской архитектуры XVIII века.

Комнаты первого этажа в XVIII веке использовались как служебные помещения и не имели декоративной отделки. В настоящее время в них размещена экспозиция по истории дворцово-паркового ансамбля г. Ломоносова.

Шесть небольших комнат второго этажа — Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар декорированы в характере истинно дворцовых помещений: великолепная лепка, тонкая резьба, удивительные росписи по лаку, живопись, ткани, наборные паркеты блестяще использованы в их отделке. Центральное помещение дворца — Картинный зал. В XVIII веке в зале были размещены в шпалерной развеске 58 картин, отделенных друг от друга узкими посеребренными рамками. Эта шпалерная развеска создавалась по проекту А. Ринальди архитектором Я. Штелиным и художником К. Пфанцельтом, но уже в 1784 году большинство картин было передано по приказанию Екатерины II в Академию художеств. Шпалерная развеска была уничтожена и воссоздана только в наше время, в 1961-1962 годах, по обнаруженным в архивах чертежам. Шестьдесят три картины, украшающие теперь стены этого зала, представляют живопись западноевропейских мастеров XVII-XVIII веков итальянской, фламандской, голландской, немецкой школ. По размерам и цветовой гамме они подобраны так искусно, что воспринимаются как единое декоративное целое.

Уникальным видом отделки Картинного зала, а также Кабинета и Спальни являются росписи по лаку. Они выполнены в характере китайского декоративного искусства русским крепостным «лакирных дел мастером» Федором Власовым. Двести восемнадцать композиций размещены на дверях, панелях, оконных и дверных откосах дворца. Это своеобразные, наивные и трогательные фантазии на китайские темы, в которые русский художник «вложил» свое собственное ощущение жизни далекой и загадочной для него страны.

Реставрация лаковых росписей и шпалерной развески была выполнена художниками-реставраторами Р. П. Саусеном, А. Б. Васильевой, Б. Н. Косенковым, Б. Н. Пуговкиным и другими.

Обращает на себя внимание и лепное убранство перекрытий дворца Петра III. Особенно интересна сохранившаяся лепка Будуара на тему жизни гарнизона существовавшей здесь когда-то крепости. Различные сюжетные композиции, объединенные тонким лепным орнаментом, в который вкомпонованы изображения военных атрибутов, воспринимаются как единое целое.

В интерьерах дворца представлены прекрасные образцы мебели XVIII века работы русских и западноевропейских мастеров и изделия из фарфора.

Дворец Петра III — первая сохранившаяся до нашего времени постройка А. Ринальди. В ней как бы уже заложены те творческие принципы зодчего, которые получили развитие в последующих его работах, определивших его как великолепного мастера стиля рококо и раннего классицизма.

Достопримечательность
Дворец Петра III

Дворец Петра III
59°54?38? с. ш. 29°45?28? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Ломоносов, Санкт-Петербург
Архитектурный стиль Рококо
Автор проекта Антонио Ринальди
Основатель Пётр III
Дата основания 1758
Строительство 1758—1762 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781720667480096 (ЕГРОКН ). Объект № 7810305047 (БД Викигида)
Сайт peterhofmuseum.ru
Медиафайлы на Викискладе

Дворец Петра III — дворец, расположенный в юго-восточной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум». Был построен в 1758—1762 гг. по проекту архитектора Антонио Ринальди для наследника русского престола Великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, и являлся главной постройкой в потешной крепости Петерштадт. Дворец сохранился до наших дней, и в настоящее время в нём располагается музей «Дворец Петра III».

Содержание

  • 1 История создания и архитектура дворца
  • 2 Судьба дворца после 1917 года
  • 3 Внутренняя отделка
    • 3.1 Лепное убранство
    • 3.2 Отделка стен
      • 3.2.1 Шпалерная развеска Картинного зала
      • 3.2.2 Лаковые росписи Федора Власова
    • 3.3 Паркет
    • 3.4 Мебель
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История создания и архитектура дворца [ править | править код ]

В 1743 году Ораниенбаум (бывшее имение А. Д. Меншикова) был пожалован наследнику престола Петру Федоровичу [L 1] . Здесь для него в 1759—1762 гг. строится потешная крепость на южном берегу Нижнего пруда и речки Каросты, получившая название Петерштадт (нем. город Петра). Одновременно со строительством крепости возводится дворец для Петра III, в документах того времени именовавшийся «каменный дом» [L 2] .

Дворец был единственным двухэтажным зданием в крепости и вместе с Почетными воротами крепости составлял единый ансамбль (архитектор А. Ринальди). Малые его размеры связаны прежде всего с тем, что для жилья дворец не предназначался [L 3] . Это был скорее павильон, в котором можно было отдохнуть после обеда.

Объемно-пространственное решение дворца и его планировка необычны. Это небольшое, почти кубической формы двухэтажное здание, увенчанное балюстрадой. В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной дуге. Именно эта часть здания — плавный переход от одной стороны здания к другой — и играет роль главного фасада. Благодаря этому дворец обозревается сразу с трех сторон. Этот прием придает неповторимое своеобразие облику дворца, миниатюрное здание воспринимается как бы в развороте, визуально кажется массивнее, значительнее.

Читайте так же:  Днепропетровский дворец

Первый этаж дворца имел служебный характер. Он трактуется как опора второго, парадного этажа и покоится на невысоком цоколе, прорезанном окнами. Он рустован сплошными горизонтальными полосами, что визуально делает его как бы ниже, приземленнее. Второй этаж решен параднее и производит впечатление большей легкости, ибо в нём преобладают вертикали. Окна, расположенные соответственно окнам первого этажа, по существу являются застекленными дверями. В своей нижней части они защищены кованными решетками с тонким орнаментом.

Дворец является первой самостоятельной работой А. Ринальди в России и в архитектурном отношении несет в себе черты стиля рококо, развитие которого в России не получило широкого распространения — практически сразу его заменил зарождавшийся тогда классицизм [L 3] . Таким образом, помимо дворца Петра III памятниками рококо являются другие объекты дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума — Китайский дворец и павильон Катальной горки (автором которых также является Ринальди).

При жизни Петра III внутренняя отделка была не до конца завершена (в Передней не успели закрепить плафон на потолке, а шпалерная развеска Картинного зала была закончена всего за 5 дней до переворота 28 июня 1762 года) [L 3] . После его смерти крепость Петерштадт и дворец приходят в запустение: вывозятся картины из Картинного зала, постепенно начинают разрушаться строения крепости и прилегающего итальянского сада. В начале XIX века сносятся одноэтажные деревянные строения крепости. От неё остаются лишь земляные укрепления, Почетные ворота и дворец.

Лишь в конце XIX века (1885—1889 гг.) дворец ремонтируется и реставрируется [L 1] . Под началом архитектора Г. А. Прейса заменяется паркетный пол, снимается ветхий штоф и шелк со стен, а сам дворец становится охотничьим домиком. Остаткам крепости придается вид романтических руин.

Судьба дворца после 1917 года [ править | править код ]

После Октябрьской революции 1917 года парк Ораниенбаума переходят в ведение Лесного техникума, основанного в Ораниенбауме в 1918 году [L 4] . Дворец Петра III переходит в его распоряжение в 1929 году и техникум устраивает здесь целый зоопарк — в клетках содержались волк, медведь и пр. в 1935 году дворец арендует Отдел физкультуры и в долине реки Каросты сооружается трамплин. В 1940 году дворец удалось освободить от арендаторов [L 4] .

В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум, находящийся на территории так называемого Ораниенбаумского плацдарма, не был разрушен фашистами в отличие от других пригородов Ленинграда [L 2] . На территории парка располагалась 48-я Ордена Октябрьской Революции Краснознаменная Ропшинская Стрелковая дивизия им. М. И. Калинина под командованием генерала А. И. Сафронова, которая взяла на себя охрану всего дворцово-паркового ансамбля [L 5] . Во дворце Петра III хранились экспонаты из Китайского дворца, которые не успели вывезти в эвакуацию [L 5] .

Единственный снаряд, попавший во дворец в военные годы, угодил в дымоход и разорвался там на уровне второго этажа [L 1] . Из-за этого в Спальне был уничтожен лепной камин, который после войны так и не был восстановлен. Также были повреждены лаковые росписи Федора Власова, расположенные на панелях стен.

После войны дворец открывается как музей уже в 1953 году, однако первоначально используется как выставочный павильон [L 6] . В нём экспонировались предметы декоративно-прикладного искусства Китая с древности до современности [L 7] . После восстановления отделки XVIII века в Картинном зале в 1961—1962 гг. дворец открывается как самостоятельный историко-бытовой музей [L 6] , действующий до сих пор.

Район Петерштадта был реставрирован в 1953—1955 гг. С целью сделать дворец обозреваемым со всех сторон (на что его создатель Ринальди не рассчитывал), а также устроить площадки-накопители для экскурсионных групп, были срыты земляные валы крепости, как подлинные, так и восстановленные в XIX веке. Были устроены три цветника вокруг дворца и поставлено несколько статуй [L 4] .. В таком виде все находится и в настоящее время.

В 1980-е годы на территории разрушенной крепости Петерштадт проводятся археологические раскопки под началом В. А. Коренцвита. В ходе раскопок были выявлены фундаменты зданий крепости и найдены многочисленные предметы бытового обихода. Часть находок представлена в экспозиции музея в настоящее время.

Внутренняя отделка [ править | править код ]

Парадные залы располагаются на втором этаже дворца. Помещений всего шесть (это Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня и Будуар) и все они, кроме Картинного зала, очень небольшие по размеру. Комнаты расположены по периметру дворца, при этом анфиладная система, столь характерная для XVIII века, отсутствует. Главная лестница круглая в плане и не находится на главной оси дворца. Такое расположение залов и лестницы подчинено прежде всего идее комфорта и уюта — дворец создавался для отдыха, а не для официальных приемов и увеселений [L 3] . Комнаты распределены очень логично — Спальня и Будуар обособлены, в то время как остальные помещения тесно связаны с главным Картинным залом.

Декоратором помещений был архитектор дворца Антонио Ринальди. По его проекту в каждой из комнат, несмотря на небольшой размер, разнообразной и утонченной отделкой должен быть подчеркнут их дворцовый характер.

Лепное убранство [ править | править код ]

Во всех залах второго этажа полностью сохранилось лепное убранство перекрытий середины XVIII века, выполненное в технике намазной лепки . В декоре потолка чаще всего встречается цветочный орнамент, характерный для стиля рококо, а также картуши и рокайли [L 3] . Примечательно, что именно во дворце Петра III на потолочном перекрытии Спальни впервые встречается так называемый «цветок Ринальди» [L 3] — две скрещенные цветущие ветви, перевязанные бантом, который позже архитектор будет использовать в декоре всех своих построек (Китайский дворец, павильон Катальной горки, Мраморный дворец, костел св. Екатерины).

Уникальной является сюжетная лепка на потолке Будуара (также по эскизу Ринальди). Это четыре сценки из жизни крепости Петерштадт — поединок двух гусар, часовой с мушкетом на одном из бастионов крепости, кавалерийский дозор и четыре корабля на Малом увеселительном море (в настоящее время это Нижний пруд). Военная тематика была выбрана неслучайно — во-первых, Петр III любил всё военное, во-вторых, дворец располагался на территории хоть и потешной, но все же крепости.

Лепка является главным элементом отделки Буфетной — на 22 двух лепных посеребренных полочках, объединенных растительным орнаментом в единую композицию, размещаются китайские фарфоровые вазочки XVIII века. Ринальди в дальнейшем разовьет идею таких полочек и подобным образом, но гораздо более пышно отделает Фарфоровый кабинет в павильоне Катальной горки.

Читайте так же:  Растрелли большой дворец в царском селе

Отделка стен [ править | править код ]

В XVIII веке стены парадных помещений были затянуты тканью — штофом в Буфетной, атласом в Будуаре, шелком в Передней, Кабинете и Спальне [L 1] . Однако по причине ветхости тканей при реставрации конца XIX века они были заменены на живописные обои (в Кабинете и Спальне), в Буфетной и Передней стены были окрашены в свело-зеленый и охристый цвета соответственно, а в Будуаре стены декорировали резными деревянными панно с накладной резьбой в стиле второго рококо [L 1] .

В настоящее время стены в Передней и Буфетной окрашены, в Кабинете и Спальне затянуты тканью (серебристым и алым муаром соответственно), в Будуаре на стенах сохранены резные панно.

Шпалерная развеска Картинного зала [ править | править код ]

В Картинном зале основным элементом отделки стен является живопись в шпалерной развеске. Такая развеска была характерна для оформления дворцовых интерьеров первой половины и середины XVIII века. Кроме дворца Петра III подобные залы с живописью имеются в Екатерининском дворце в Царском селе, в Эрмитаже и Большом дворце в Петергофе.

Главный принцип шпалерной развески — это объединение различных картин на одной стене не по степени художественной ценности, жанру или направлению, а по колористическому решению полотен, которые размещаются на стене вплотную друг к другу с определенной симметрией [L 1] . Картины разделяют узкие посеребренные рамы. На каждой стене выделяется центральная картина, обычно самая большая по размеру, вокруг которой группируются картины поменьше. Иногда холст полотен приходилось обрезать, подшивать, сами картины по краям зачастую дописывались.

Шпалерная развеска Картинного зала была осуществлена академиком Якобом Штелиным, бывшим воспитателем и библиотекарем Петра III, и художником Лукасом Пфандцельтом, автором коронацианного портрета императора, в 1762 году [L 3] . Однако после дворцового переворота 1762 года и смерти Петра III картины вывозятся из дворца в Императорский Эрмитаж (сначала три картины в 1765 году, затем остальные в 1792) [L 6] .

В ходе ремонтно-реставрационных работ 1885—1888 гг. стены Картинного зала были декорированы живописными обоями. В таком виде зал просуществовал до 1952 года, когда обои были сняты. В 1960—1962 гг. под руководством Р. П. Саусена были проведены работы по восстановлению шпалерной развески. В основу были положены архивные документы и чертежи развески Якобы Штелина, обнаруженные в архиве Академии Наук [L 6] . Картины были получены из Государственного Эрмитажа, при этом четыре из них (так называемые «портреты стариков» Лукаса Пфанцельта) вернулись на свои исторические места.

В Картинном зале представлены живописные полотна различных школ живописи (итальянской, голландской, фламандской и немецкой) XVII—XVIII веков, различных жанров (анималистический жанр, пейзаж, портрет, натюрморт). Центральное место занимают картины итальянских мастеров, выполненные в стиле барокко. Это женские портреты Пьетро Ротари, полотна «Венера с Амуром» Пьетро Либери, «Смерть Клеопатры» Николо Реньери, «Каин, убивающий Авеля» Франческо Романелли. Анималистический жанр представлен двумя картинами Иоганна Фридриха Грота, брата художника-портретиста Георга Грота.

Лаковые росписи Федора Власова [ править | править код ]

В Картинном зале европейскую живопись в шпалерной развеске прекрасно дополняют лаковые панно в стиле шинуазри работы русского художника Федора Власова. Панно также украшают стены, двери и откосы окон и дверей в Кабинете и Спальне. Они представляют собой живописные фантазии в стиле китайского искусства.

Каждая из 218 композиций окружена растительным и геометрическим орнаментом и заключена в резную посеребренную раму из накладной резьбы (кроме дверей). В ней сочетаются мотивы рокайля с листьями камыша и аканта. Основа для лаковой живописи — дерево, покрытое тонким слоем смеси мела и каолина со свинцовыми белилами. Второй слой подцвечен зеленым, чёрным, либо красным цветом и служит фоном для росписи. На этот грунт наносился лак, по которому и выполнялась роспись красками и золотом, растворенным в яйце. Также применялось наложение тонких листочков сусального золота на уже выполненный рисунок [L 1] .

Общая площадь лаковых панно составляет 70 м?, однако ни одна композиция по сюжету не повторяется. При создании росписей по лаку были использованы характерные для китайского искусства приемы: построение рисунка по вертикали, четкие контуры предметов, отсутствие светотени, но при этом в этих панно причудливо сочетается китайский пейзаж и чисто европейская пастораль. Лаковые росписи Федора Власова являются уникальными и наиболее ценными в художественном отношении из всего декоративного убранства дворца [L 3] .

Паркет [ править | править код ]

Во дворце Петра III паркет XVIII века не сохранился до наших дней. Весь существующий сейчас во дворце паркет выполнен во время ремонтно-реставрационных работ конца XIX века. В ряде комнат он был реставрирован, что позволяет предположить, что в паркете XIX века содержатся вставки из подлинного паркета [L 8] . В Передней же пол был полностью заменен с дощатого на паркетный в стиле второго рококо.

В Картинном зале, Кабинете и Спальне паркет является как бы зеркальным отражением декора потолочных перекрытий и составлен из мелких дубовых шашек. Центральные медальоны набраны из мореного дуба, амаранта, ореха, красного и розового дерева [L 1] .

Мебель [ править | править код ]

Образцы мебели, экспонируемые во дворце Петра III, выполнены в XVIII веке как в Европе, так и в России. Наиболее ценным является бюро-кабинет (или Белый кабинет) работы мастера Франциска Конрада, выполненный специально для павильона Эрмитаж в итальянском саду крепости Петерштадт в 1759 году. Бюро является уникальным примером стиля шинуазри в мебели: технология его росписи подобна технологии изготовления лаковых панно Федора Власова.

Также среди интересных предметов мебели выделяются черные лаковые столики с росписью золотом (Япония, XVIII век), резные золоченые табуретки и банкетки (Россия, XVIII век), шкаф в технике маркетри (Германия, середина XVIII века), дамское бюро-туалет со съемными ножками (предположительно принадлежало Екатерине II, Россия, середина XVIII века)

Санкт-Петербург Пригороды Санкт-Петербурга Ораниенбаум (Ломоносов) Дворец Петра III

Дворец Петра III — миниатюрное строение, служившее для отдыха императора. Скромное снаружи, оно, словно небольшая шкатулочка, наполнено изумительными интерьерами и предметами искусства, почти без изменения сохранившимися до наших дней.

Дворец Петра III был возведен на территории Потешной военной крепости Петерштадт, сооруженной на правом берегу реки Карости в Ораниенбауме. Причем, в военном городке это было единственное здание, не предназначенное для военных целей.

Режим работы Дворца Петра III в 2020 году

Закрыт в зимний период (с 15 октября по 24 апреля).

Читайте так же:  Дворец царя миноса на острове крит

Стоимость билетов в Дворец Петра III в 2020 году

  • Для граждан России
    • взрослые — 250 рублей
    • дети до 16 лет — бесплатно
    • школьники (с 16 лет), студенты и пенсионеры — 150 рублей
  • Для граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии
    • взрослые — 250 рублей
    • дети до 16 лет — бесплатно
  • Для иностранных граждан
    • взрослые — 400 рублей
    • дети до 16 лет — бесплатно

Потешная крепость Петерштадт

На территории многих царских резиденций находились строения и городки, которые использовались во время неофициальных церемоний для развлечений и забав высоких особ. Таким сооружением в Ораниенбауме была Потешная военная крепость, построенная в 1757–1760 годах для князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. С детства Петр обожал все военное, но боялся пушечной стрельбы, причем, эта боязнь сохранилась у него на всю жизнь.

По своей форме крепость представляла собой 12-ти конечную звезду, вдоль лучей которой были сооружены валы высотой до четырех метров и широкий ров глубиной в два метра. Внутри находился крепость Святого Петра с пятью бастионами.

Большая часть строений городка имела военное назначение, это были казармы для солдат и гауптвахта, арсенал и дома для офицеров, конюшни и другие хозяйственные постройки. Также здесь были сооружены кирха и цейхгауз. Все эти здания были одноэтажными и в большинстве своем деревянными. Интересно, что последние работы по укладке дерна проводились за два дня до дворцового переворота 26 июня 1762 года.

Со временем деревянные постройки крепости Петерштадт обветшали, а их остатки в конце XVIII века, при Александре I, были разобраны.

Дворец Петра III — описание

Архитектор Антонио Ринальди в 1757–1762 годах построил миниатюрный двухэтажный дворец, имеющий элементы стиля рококо. Это было первое здание, возведенное итальянским архитектором самостоятельно в России, Оно не предназначалось для торжественных приемов и церемоний, а служило для отдыха и развлечений князя Петра Федоровича.

Строение было квадратным в плане, но имело срезанный дугообразный угол. Именно на этом месте и располагался фасад и главный вход в здание. Благодаря такой архитектуре изящный дворец Петра III выглядел более мощно и значимо. Здание увенчано балюстрадой, выглядит скромно и в тоже время торжественно.

На первом этаже располагались лишь хозяйственные помещения, а на втором были обустроены шесть помещений — Передняя и Буфетная, Картинный зал и Кабинет, Спальня и Будуар. Все комнаты имели небольшой размер и были буквально насыщены предметами, интересными хозяину дворца, который был музыкантом и увлеченным коллекционером. Внутреннее убранство здания поражало не роскошью и богатством, а изысканностью и тонким вкусом.

Залы дворца Петра III

Главное украшение Передней — это паркет, созданный по рисункам Антонио Ринальди в XIX веке. Буфетная — это совсем небольшая комната, украшенная фарфоровыми статуэтками.

Картинный зал — главный и самый просторный, в нем размещены около 60 живописных полотен мастеров западноевропейских школ XVIII–XIX веков. Произведения искусства разделены серебряным багетом и занимают полностью всю поверхность стен. В этом зале устраивались домашние концерты, в которых участвовал и сам Петр III. Наследник престола не только любил музыку, но и прекрасно играл на скрипке.

Кабинет Петра III

Одно из украшений кабинета — изящное бюро светлого тона с рисунком в восточном стиле. Также здесь сохранилось кресло из орехового дерева.

Спальня

Спальня Петра оформлена в красном тоне. Бюро украшено двумя попугайчиками, символами верности и любви. Интересна и люстра, созданная по рисунку Ринальди — две ветки, перевязанные лентой, являются своеобразным клеймом автора этого произведения.

Будуар

Плафон этой комнаты украшает лепнина, рисунок которой создал также Ринальди. Лепной рисунок падуги потолка изображает сюжеты из истории крепости Петерштадт. Это башни и бастионы, дозор и морской бой, а также вензель Петра III.

Из истории

За 186 дней своего правления он показал себя энергичным правителем, за это время им было подписано 192 документа. Император заключил мир с Пруссией, запретил пытки крепостных и преследование старообрядцев. В феврале 1762 года в Ораниенбауме им был подписан последний документ — манифест «О вольности дворянской», согласно которому дворяне освобождались от обязательной государственной и военной службы, введенной Петром Первым.

Одной из причин отстранения императора от власти являлось его желание крещения Руси по протестантскому образцу. Гвардия выступила на стороне Екатерины и 26 июня 1762 года в своем дворце в Ораниенбауме Петр III отрекся от власти.

Сохранившийся Дворец Петра III хранит память о трагической судьбе его хозяина. По состоянию на 2016 год здание закрыто на реставрацию. Планируются капитальный ремонт несущих конструкций и гидроизоляция стен, реставрация слуховых окон и замена ветхой деревянной балюстрады на крыше, а также многие другие работы.

  • Посетителям
  • О музее
  • Мультимедиа
  • Поддержка музея
  • Детям
  • Специалистам
  • Петергоф
    • История
    • Большой петергофский дворец
    • Музей «Особая кладовая»
    • Музей «Церковный корпус»
    • Большой каскад
    • Верхний сад
    • Нижний парк
    • Музеи Нижнего парка
    • Дворец «Монплезир»
    • Музей «Банный корпус»
    • Павильон «Эрмитаж»
    • Дворец «Марли»
    • Музей «Гроты Большого каскада»
    • Вольеры
    • Музей фонтанного дела
    • Музей «Императорские яхты»
    • Музей «Екатерининский корпус»
    • Музейный двор
    • Дом игральных карт
    • Историко-культурный проект «Государевы потехи»
    • Музей семьи Бенуа
    • Музей коллекционеров
    • Фонтаны Верхнего сада
    • Фонтаны Квадратных прудов
    • Фонтан «Межеумный»
    • Фонтан «Дубовый»
    • Фонтан «Нептун»
    • Фонтаны Нижнего парка
    • Воронихинские колоннады
    • Лабиринт
    • Фонтан «Самсон»
    • Фонтаны «Чаши»
    • Террасные фонтаны
    • Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
    • Аллея фонтанов
    • Фонтан «Тритон»
    • Каскад «Шахматная гора»
    • Фонтаны «Римские»
    • Фонтан «Пирамида»
    • Фонтан «Солнце»
    • Фонтан-шутиха «Елочки»
    • Фонтан-шутиха «Дубок»
    • Фонтан-шутиха «Зонтик»
    • Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
    • Фонтан-шутиха «Диванчики»
    • Фонтан «Сноп»
    • Фонтаны «Колокола»
    • Фонтаны «Адам» и «Ева»
    • Фонтан «Фаворитка»
    • Фонтан «Китовый»
    • Фонтан «Львиный каскад»
    • Фонтаны «Менажерные»
    • Фонтаны «Тритоны-колокола»
    • Каскад «Золотая гора»
  • Александрия
    • История
    • Парк Александрия
    • Фермерский дворец
    • Петергофские дачники
    • Дворец «Коттедж»
    • Готическая капелла
    • Музей «Дворцовая телеграфная станция»
    • Музей «Фельдъегерский домик»
    • Новая Ферма
  • Ораниенбаум
    • История
    • Парк Ораниенбаум
    • Музей «Большой Меншиковский дворец»
    • Ораниенбаум сквозь века
    • Церковный павильон Большого Меншиковского дворца
    • Музей «Картинный дом»
    • Китайский дворец
    • Павильон «Китайская кухня»
    • Павильон «Каменное зало»
    • Дворец Петра III
    • Павильон Катальной горки
  • Острова
    • История
    • Царицын павильон
    • Ольгин павильон
  • Стрельна
    • История
    • Дворец Петра I в Стрельне
    • Фруктовый сад и огороды Стрельны
  • Ропша
    • История
  • Купить билет
  • Поддержать музей
  • Распечатать карту
  • Сведения об образовательной организации

В связи со штормовым предупреждением 19 ноября все парки ГМЗ «Петергоф» закрыты. Музеи работают в обычном режиме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *