Дворец романовых москва

Телефон: (495) 698-12-56

Адрес: 109012, Москва, ул. Варварка, 10

Проезд: Ст. м. «Китай-город» (выход из метро на ул. Варварка)

Режим работы:* См. здесь

Входная плата:* См. здесь

Интернет:
www.museum.ru/M415 — официальная страница
Государственный исторический музей — W469, официальный сайт shm.ru

В 1859 г. император Александр II в торжественной обстановке открыл музей «Дом бояр Романовых». В музее не только воссоздали богатые интерьеры боярского дома, но и перенесли сюда семейные реликвии Романовых.

После революции 1917 г. палаты переименовали в «Музей боярского быта», который с 1932 г. стал филиалом Государственного исторического музея. Позже, в ходе крупной реставрации 1984-1991 гг., выполненной под руководством архитектора И.И. Казакевич, интерьерам палат вернули прежний облик, задуманный Ф.Ф. Рихтером, кроме того, открыли древние архитектурные детали, не обнаруженные в XIX в.

В настоящее время «Палаты бояр Романовых» — единственный музей, знакомящий посетителей с боярским бытом допетровской эпохи. В 2017-2018 гг. была проведена масштабная реставрация по ремонту фасадов, частичной замене покрытий кровель и реставрационным работам в интерьерах, также были выполнены работы по благоустройству и озеленению территории внутреннего двора. В музее можно увидеть воссозданные интерьеры — как жилые, так и хозяйственные, мебель того времени, предметы быта и личного обихода, одежду и утварь, изразцовые печи, тисненые кожи, сундуки, старинные книги, ткани и пр. Разнообразные экскурсионные программы помогут погрузиться в атмосферу боярской усадьбы и узнать самые мельчайшие подробности её жизни

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Палаты Романовых в Зарядье, оружейная

Музей «Палаты в Зарядье» расположен недалеко от Кремля в центре Москвы. Это единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых. В 19 веке по указу императора Александра в палатах открылся один из первых музеев Москвы — «Дом бояр Романовых».

Палаты Романовых — это трехэтажное здание, два этажа которого сделаны из камня, а верхний — из дерева. Из-за перепада рельефа со стороны улицы видно только верхний этаж, все три этажа раскрываются только со стороны двора.

В отличие от большинства современных домов-музеев, навевающих на посетителей скуку однообразием экспозиции, в этом музее царит удивительная атмосфера патриархальной Руси, а разнообразие экспозиции не оставит разочарованным даже самого взыскательного посетителя.

Экспозиция музея

По традиции того времени, палаты делятся на мужскую половину, занимающую весь первый этаж, в которой расположились:

«Столовая палата» — самое большое помещение первого этажа, где на стол выставлена вся дорогая посуда, которую появлялась лишь на званых обедах, чтоб показать богатство хозяев дома. В углу стоит подлинный шкаф для посуды с слюдяными створками.

Кабинет боярина, удивляющий кожаными обоями, которыми обтянуты все стены помещения.

Библиотека, которая соединяется отдельным входом с кабинетом боярина. Здесь в больших сундуках хранилось самое дорогое — книги. В музее представлены подлинные фолианты четырехсотлетней давности, среди которых книги по военному делу и первая книга Ветхого завета.

Особое удовольствие посетителей, обладающих современными представлениями о нашей «плоской земле», рассмотреть глобус, на котором еще не отмечены некоторые страны и почти не изучен океан.

Только из комнаты боярина и комнаты старших сыновей можно по узкой-узкой лестнице (оставляющей незабываемые впечатления) добраться до верхнего, деревянного этажа — женской половины дома. Вопреки расхожему мнению и художественной литературе, описывающих мрачные средневековые уклады быта женщины, третий этаж удивительно светлый и уютный. Состоит он из:

Сеней — небольшого помещения, где сейчас экспонируются предметы гардероба боярыни.

Комнаты боярыни с уголком ребенка и светлицы — самого светлого помещения дома, где боярыня с дочерьми или служанками занималась рукоделием.

Примечательно, что в каждом помещении палат есть красный угол с иконами. Посетив все этажи музея можно спуститься в подвалы-кладовые дома, где сохранилась подлинная каменная кладка полов и представлены сундуки с запасами хозяев от монет до пушек и ружей.

По желанию, в музее можно воспользоваться услугами опытных экскурсоводов (максимальная группа 25 человек), которые словно проводники во времени погружают посетителей в атмосферу четырехсотлетней давности. Рядом с музеем находится Английский двор и Английское посольство, в котором бывала сама Екатерина II.

Координаты музея

Адрес: Москва, ул. Варварка, 10

Проезд: ст. м. «Китай-Город»

Время работы: Ежедневно — с 10:00 — 18:00, в среду с 11:00 — 19:00, выходной — вторник.

Вход: Взрослые 350 RUB, школьники 150 RUB, студенты дневной формы обучения 150 RUB, пенсионеры 150 RUB.

Пала?ты боя?р Рома?новых — музей московского боярства XVI—XVII веков, является филиалом Государственного исторического музея. Единственная сохранившаяся постройка большой усадьбы бояр Романовых [1] .

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Жилые палаты
    • 1.2 Дом-музей Романовых
      • 1.2.1 XIX век
      • 1.2.2 XX—XXI века
  • 2 Экспозиция
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История [ править | править код ]

Жилые палаты [ править | править код ]

Палаты бояр Романовых в Зарядье были построены на рубеже XV—XVI веков. Владение располагалось на возвышенной местности, называемой Псковской горой. Усадьба имела форму неправильного четырёхугольника и состояла из боярского двора, церковного сада, огорода, хозяйственных и жилых построек. В центре имения находились «палаты на нижних погребах», которые были основным жилым помещением. Другая постройка — «палаты на верхних погребах» — являлась вспомогательной, возведённой в связи с ростом семейных бытовых потребностей. В юго-восточной части владения стояла домовая церковь Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя Благовещения Богоматери и во имя преподобного Никиты Мидикийского [2] [1] .

В 1540-е годы усадьба перешла во владение боярину Никите Юрьеву-Захарьину. По преданию, именно в этих палатах 12 июля 1596 года родился царь Михаил Фёдорович. Во времена правления Бориса Годунова Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599-м Фёдора Никитича заключили в тюрьму, затем насильно постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени палаты оставались бесхозными. Романовы были объявлены государственными преступниками, лишены всех званий и имущества. Усадьба на Варварке, по всей вероятности, была «отписана на государя» [3] [4] [5] .

С 1613 года, после перемещения резиденции царя в Кремль, усадьбу стали называть «Старым государевым двором» [3] . С 1631-го палаты вошли в комплекс строений Знаменского монастыря, созданного по указу Михаила Фёдоровича. Во дворе на месте домовой церкви во имя Знамения построили Знаменский собор — главный храм монастырской обители [6] [7] .

После московского пожара 1668 года к царю Алексею Михайловичу обратился игумен Арсений с прошением о восстановлении комплекса построек:

Здание(я):

Основатель: Император Александр II
Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия
Московский быт XVII века

Образовательные услуги:
Лекции-экскурсии
Музейно-образовательные программы

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

профессионалу

Основные должностные лица:*
Директор: Левыкин Алексей Константинович, тел. (495) 692-56-60
Заведующий: Щуцкая Галина Константиновна, тел. (495) 698-3235

Тел. дирекции:
(495) 698-12-56

Адрес дирекции:
109012, г. Москва, Красная площадь, д. 1

Даты открытия и основания:
открыт: 1859г.

Бюджетный статус:
Федеральный

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

Примечание:
Официальное название организации: Палаты бояр Романовых — отдел Государственного исторического музея.

информация от: 03.09.2018
данные заверены

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .

Бьют челом богомольцы твои Знаменского монастыря, что на вашем Государевом старом дворе твое царское богомолие — монастырь — выгорел со всеми монастырскими службами и с запасьем, на церквах кровли обгорели и ваше государское старинное строение — палаты — от ветхости и от огня развалились, а нам, богомольцам твоим убогим, ныне построить нечем; место скудное; погибаем вконец [3] .

Реставрацией монастыря занялись Милославские — родственники царицы Марьи Ильиничны. На сохранившейся белокаменной основе XVI века мастер Мелетий Алексеев создал новые палаты с крыльцом, укреплённые дубовыми сваями. Нижняя часть была сложена из белого камня, второй этаж построили кирпичным, а верх — деревянным. В постройках расположили игуменские кельи, затем в них разместилось управление монастыря [3] . Романовскую усадьбу неоднократно ремонтировали, некоторые здания перестраивали, а обветшавшие строения разбирали, в результате чего уцелели только палаты, выходившие на Варварку [8] .

После переноса столицы в Петербург постройки приходили в запустение. В результате пожара 1737 года были уничтожены строения Знаменского монастыря, а на палатах сгорела кровля. В 1743-м по указу императрицы Елизаветы Петровны их отремонтировали и начали сдавать в аренду [9] . В 1752— 1762 годах в палатах жил Грузинский митрополит Афанасий, и они стали называться Архиереискими. После его отъезда их сдали в наём малороссиянину В. Григорьеву, затем московскому купцу Т. Ф. Болховитинову, а в конце XVIII века помещения занимал грек А. Ю. Горголи [10] .

В 1821 году палаты из-за ветхости планировалось снести и построить новые. На защиту постройки встал архиепископ Филарет (Дроздов). По его указу здание отремонтировали без изменений внешнего вида [11] .

Дом-музей Романовых [ править | править код ]

XIX век [ править | править код ]

В 1856 году по распоряжению Александра II началась реставрация палат с возвращением им облика XVI—XVII веков для основания в них музея «Дом бояр Романовых» [11] . Для этого постройка была выкуплена у Знаменского монастыря и передана в Придворное ведомство Московской дворцовой конторы. Для археологических работ создали комиссию, в которую вошли Иван Снегирёв, Александр Вельтман, Бернгард Кёне, А. Л. Мартынов. На основе архивных документов и графических материалов архитектор Фёдор Рихтер разработал проект реставрации. В процессе работ были обнаружены сохранившиеся древние окна, двери, переходы, лестницы. Под территорию музея отвели северо-восточную часть монастыря, разобрав поздние постройки. Официальная церемония по закладке и освещению «Дома бояр Романовых» состоялась в августе 1858 года [12] [13] .

Согласно задумке основателей музея, он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя. В ходе реставрации Иосиф Иванович Артари расписал крестовые палаты и девичью комнату. В основу орнамента лёг герб Романовых, выполненный Александром Фадьевым. Своды других помещений оштукатурили и покрасили, оконные переплёты, карнизы и потолки комнат декорировали резьбой. На месте несохранившихся печей были сделаны рельефные изразцы. Экспозиция музея включала девять помещений: поварню, крестовую, молельню, боярскую, девичью, детскую, вышку, опочивальню и светлицу. Их обставили мебелью, изготовленной с аналогов мебели Теремного дворца, Ипатьевского монастыря, а также с изображений на миниатюрах, грамотах, тканях XVI—XVII веков [14] [15] . В комнатах находились серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, мебель. Были достроены второй, третий и деревянный этажи, перестелены полы, восстановлены крыльцо и крыша, на которую в виде флюгера установили геральдический знак дома Романовых — грифона [4] .

Открытие музея состоялось в августе 1859 года. Попасть в него могли только лица высших сословий по бесплатному билету. Среди первых посетителей музея были великие князья Владимир Александрович и Александр Александрович (будущий Александр III). До 1917-го в музее примерно раз в десять лет проводились ремонтные работы. Впервые они были выполнены в 1875 году под руководством архитектора Московской Дворцовой конторы Николая Шохина [16] [17] .

XX—XXI века [ править | править код ]

После революции 1917 года в палатах открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранивший подлинные старинные предметы. После реорганизации в 1923-м его преобразовали в филиал Государственного музея декоративного искусства «Оружейная палата». Через год объединение было преобразовано в «Объединённый музей декоративного искусства» [18] [19] .

В марте 1932 года постановлением Секретариата ЦИК СССР и Приказом № 134 по Наркомпросу РСФСР «Музей боярского быта XVII века» стал филиалом Государственного исторического музея (ГИМ). К нему также присоединили церковь Троицы в Никитниках. В 1937-м, к юбилею Александра Пушкина, была организована выставка «Материалы к трагедии А. С. Пушкина „Борис Годунов“ по истории начала XVII века» [20] [19] [21] .

В первые месяцы Великой Отечественной войны экспозицию палат разобрали, а музей закрыли. Освободившиеся помещения сдали в аренду различным организациям и частным лицам. В 1951 году была создана комиссия по реставрации постройки под руководством архитекторов Ивана Васильевича Маковецкого и И. А. Сахаровой. В верхнем этаже сняли деревянную резную обшивку со стен и потолков как следы «фальшивой реставрации середины XIX века» и поверх штукатурки обтянули холстом. Для удобства осмотра музея устроили внутреннюю лестницу, соединяющую подвал с первым и вторым этажами здания, остеклили арочную галерею дворового фасада [22] .

В 1963 году филиал переименовали в «Музей фондовых выставок ГИМ». В 1972-м производственная мастерская треста «Росреставрация» начала в нём ремонтные работы, которые завершились через пять лет [23] . Последняя большая научная реставрация была проведена в 1984—1991 годах мастерской № 13 «Моспроекта-2». Мастера реконструировали интерьер терема на основе проектов Фёдора Рихтера, старых фотографий и сохранившихся фрагментов резьбы. На фасадах восстановили покраску и утраченные детали кровли. На восточной стороне палат, под балконом, расчистили закладную доску, установленную в XIX веке. Археологи обнаружили белокаменную капитель конца XV века и некрополь XVI столетия. Были вскрыты два бревенчатых сруба, восточная часть которых уходила под подпорную стену. За ней находилась церковь Святого Георгия, в которой в 1450-х годах стоял двор Марии Фёдоровны Голтяи — правнучки Андрея Кобылы, от которого ведут свой род Романовым [24] [25] .

В 2013 году, к 400-летию избрания Михаила Фёдоровича Романова на царство, потомки Фёдора Рихтера — семья Черновых-Рихтеров — и Пол Эдвард Куликовский, родственник сестры Николая II, выделили средства для обновления интерьера парадной трапезной палаты [26] .

Экспозиция [ править | править код ]

Здание состоит из трёх частей, разбитых на разные исторические отрезки: боярской кладовой, монашеских келий и музейной надстройки. Палаты сохранили классический тип русской избы, состоящей из клети и подклета. С внешней стороны стены здания имеют декоративное убранство XVII века — наличники окон, карниз, полуколонны на углах. Внутри — небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены [4] .

Палаты разделены на две половины — мужскую и женскую. На первом этаже представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже — «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII века [4] .

В палатах устроен подземный музей с выставленными раритетами XII—XVI столетий. В нём также демонстрируется культурный слой XVI века, заключённый в специальную витрину [27] [28] . В подклете висят портреты Романовых, стоит русская печь, для которой было изготовлено 314 изразцов. В центре помещения расположен макет постройки. В кирпичном подвале установлен светец. Рядом с ним находится белокаменный подвал конца XV века, в котором хранилась хозяйская казна [29] . Сени соединяют несколько жилых покоев и хозяйственное помещение. В них сохранились печные зеркала, на которых видны плитки с цветочным рисунком, украшавшие печи сразу после открытия музея во второй половине XIX столетия [30] .

Самая большая комната — боярская столовая, в которой обедала семья, устраивались пиры, принимали гостей. Свод украшает растительный орнамент, в комнате расположены шкаф с посудой, шведское паникадило, немецкая гравюра, портрет московского губернатора Тихона Стрешнева в раме, стол, кресла, вдоль стен установлены лавки [31] . Комнату боярина украшают голландские кожаные обои XVII века. Также представлены стол с письменными принадлежностями и обитое кожей кресло, сундук-теремок с книгами. Возле входной двери установлена печь из зелёных поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен [32] .

В покоях старшего сына представлены памятники, показывающие, как развивались науки. Сферический потолок, стены и пол выложены плитами из известняка. Сундук с книгами украшен росписью с изображением птицы Сирин [33] . Стены библиотеки обиты зелёным сукном. В красном углу находится икона Иоанна Богослова, справа от входа — изразцовая муравлёная печь, между двумя окнами — стол работы первой четверти XVIII века [34] . Комнату боярыни украшает деревянное кружево — «плотничный наряд». На стене висит портрет с надписью: «Царица Наталья Кирилловна». Однако ряд исследователей предполагает, что на картине может быть изображена Евдокия Лопухина. В помещении также представлен образ «Знамение Божией Матери» [35] .

Самая светлая комната в доме носит название светлицы. У стен в ней стоят лавки, на которых установлены прялки и ткацкий станок [36] .

«Палаты бояр Романовых» на улице Варварка, что находится в историческом районе Зарядье в Москве, — единственный в России исторический дом-музей, который дает представление о патриархальном боярском быте допетровской эпохи. Этот памятник древней архитектуры, насчитывающий более четырехсот лет, тесным образом связан с историей России. Здание несколько раз перестраивалось, в первозданном виде сохранился глубокий белокаменный подвал, построенный еще в XVI веке. Палаты являлись частью усадебного комплекса, владельцем которого был шурин царя Ивана Грозного, Никита Романович Захарьин-Юрьев, и на первом плане Москвы конца ХVI – начала ХVII века усадьба отмечена под № 15. В экспликации к плану, составленной позже, в 1613 году, указано: «Двор Никиты Романова, который был дедом ныне царствующего государя Михаила Федоровича».

После кончины Никиты Романовича в 1586 году усадьба на Варварке перешли к старшему сыну Фёдору. В 1586 году Фёдор Никитич упоминается как боярин и наместник Нижегородский, а в 1593 году – наместник Псковский. В царствование Бориса Годунова все Романовы как наиболее вероятные претенденты на русский престол подверглись опале. В 1599 г. Фёдора Никитича заключили в тюрьму, а затем, насильно, постригли в монахи под именем Филарета. Романовы покинули свой двор и больше в него не вернулись. Хотя известно, что в 1610–1612 годах инокиня Марфа – Ксения Романова – с сыном Михаилом находилась в Москве и могла жить в усадьбе. Легенда же утверждает, что первый из династии Романовых , Михаил, родился именно в палатах. После освобождения Москвы от польских интервентов, Михаил вместе с матерью отправился в свои костромские вотчины, а затем – в Ипатьевский монастырь, где их застало великое посольство Земского собора с сообщением об избрании шестнадцатилетнего Михаила Федоровича царем. Молодой царь поселился в Кремле, «на государевом дворе», а его мать – в Вознесенском монастыре Кремля. С этого времени родовую усадьбу на Варварке стали называть «старым государевым двором». В 1631 году, после смерти инокини Марфы, царь и патриарх Филарет основали Знаменский мужской монастырь и передали ему свою усадьбу в Зарядье со всеми постройками.

В 1668 году сильный пожар опустошил Москву. Пострадал и Знаменский монастырь, особенно боярские палаты. Восстанавливать их начали в 1674 году, при этом сохранив белокаменное основание и стены старого подклета.

В 1856 году император Александр II принял решение о восстановлении палат своих предков и создании в них музея. Поскольку палаты находились в ведении Знаменского монастыря, государь обращается к церковным властям с просьбой «пробрести дом сей у монастыря покупкою, чтобы поддержать его как древнее достояние своих предков и сохранить их для потомства».

Еще в конце 1856 году была создана Учёная комиссия, в состав которой вошли: историк И. М Снегирев, директор Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, герольдмейстр Б. В. Кене, археолог-архитектор А. А. Мартынов, академик архитектуры, реставратор Ф. Ф. Рихтер. Членам комиссии удалось установить, что этот дом действительно является частью «старого государева двора» и принадлежал Никите Романовичу, а затем Фёдору Никитичу.

Ремонтно-реставрационные работы начались в 1857 году и стали одним из первых примеров отечественной научной реставрации. Палаты определялись Ф. Ф. Рихтером как памятник русского гражданского зодчества конца ХV–ХVII веков. Ему удалось раскрыть три сохранившихся этажа палат: подвалы, подклеть и средний этаж, а также сделать вывод о существовании деревянного верха – терема, который он реконструировал. Надстроенный терем придал палатам завершённый вид. На шпиле дома архитектор планировал установить флюгер в виде прапора, но по указанию императора Александра II он был заменен на герб Дома Романовых с изображением грифона. Нижний этаж палат окрасили разноцветными красками под «бриллиантовый руст», а верхний – терем – светло-жёлтой краской, и старое здание на Варварке превратилось в красивую боярскую каменную палату.

Торжественное открытие и освящение музея «Дом бояр Романовых» состоялось 22 августа 1859 года. Для обслуживания музея было определено шесть должностей. Обязанности смотрителя здания выполнял дворецкий. Он заведовал хранящимся музейными предметами, наблюдал за ремонтно-реставрационными работами, прислугой, состоянием дома. В августе 1859 года Дворцовая контора установила порядок посещения палат. Попасть туда могли только лица высших сословий, которым выдавался бесплатный билет с указанием, что «обозревать музей дозволено два раза в неделю: понедельник и четверг с 11 до 13 часов». Одновременно впускалось не более восьми человек. Посетителям запрещалось въезжать во двор в экипажах, заходить в помещение в верхней одежде, « иметь с собой зонтики, трости и проч.», трогать мебель и вещи (8).

Среди первых посетителей музея были великие князья Владимир Александрович и Александр Александрович, историк-археограф А. В. Горский, поэт Ф. И. Тютчев.

После революции 1917 года музей закрыли, а экспонаты передали в Оружейную палату Московского Кремля, открыли вновь уже как филиал Оружейной палаты. Теперь он назывался «Дом боярина ХVII века», его экспозиция воссоздавала общий облик бытовой обстановки высшего служилого слоя русского общества ХVII столетия. В конце 1920-х годов его переименовали в «Музей боярского быта ХVII в.», а в 1932 году передали Государственному Историческому музею на правах филиала.

В 1960-е годы Исторический музей провел капитальный ремонт и реставрацию палат. В 1984 году музей в очередной раз закрылся на ремонтно-реставрационные работы. Были проведены натурные и археологические исследования здания, выявлены и сохранены его древнейшие элементы, уточнена датировка памятника: конец ХV – начало ХVII века.

В настоящее время экспозиция палат знакомит с бытом богатых боярских семей второй половины XVII века. Палаты делятся на мужскую и женскую половины, подсобные помещения, библиотеку, кладовые. В усадебном подвале находится подземный археологический музей с гончарной мастерской, построенной в период с XV по XVII столетие.

Удивительный и аутентичный Петровский путевой дворец на Ленинградском шоссе слишком долгое время был закрытым от посторонних глаз, чтобы за ним закрепился несколько безжизненный образ. Меж тем культурная жизнь в нем как раз вовсю набирает обороты.

В Москве расположены лишь две официальные резиденции династии Романовых — Кремль и Петровский путевой дворец. История дворца завораживает. Он был построен по указу Екатерины II в конце XVIII века. В нем наследники российского престола останавливались по пути из Петербурга и готовились к коронации в Кремле. Архитектор Матвей Казаков отразил в этом неоготическом сооружении важный для страны исторический момент — победу в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Башни над флигелями выполнены в восточном стиле, а массивные колонны парадного крыльца — в русском.

В целом архитектурный комплекс больше похож на крепость — его флигели окружают двор подобно массивным стенам. Недаром Александр Пушкин в произведении «Евгений Онегин» посвятил ему такие строки: «Вот, окружён своей дубравой, Петровский замок». Эта особенность сообщает внутреннему пространству совершенно уникальную атмосферу — сегодня здесь не слышно шумного города, и ощущение, что находишься в мегаполисе, попросту улетучивается.

Можно только гадать, насколько было приятно учиться здесь курсантам Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, располагавшейся во дворце с 1920 года. Несмотря на то, что особый статус академии на долгие десятилетия закрыл двери дворца перед простыми гражданами, именно это решение помогло сохранить первозданную красоту шедевра Матвея Казакова. Академия «укрыла» от пролетарского гнева символику Российской империи и династии Романовых. Чтобы сохранить уникальную роспись потолка с двуглавым орлом, под ним разместили дирижабль, закрывающий роспись почти полностью. Во дворце сохранилась подлинная лепнина и даже огромные позолоченные и покрытые патиной зеркала, в которые смотрелась сама Екатерина II.

История Петровского путевого дворца необычна и увлекательна, и Музей Москвы проводит экскурсии по уникальным залам, хранящим память не только об императорской династии, но и о Наполеоне Бонапарте — именно здесь располагалась его ставка, когда он так и не дождался ключей от Москвы. И пока первопрестольная полыхала в пожарах, в Путевом дворце горела мебель — Наполеон и командование его армии сжигали уникальныю предметы интерьера и даже паркет, чтобы обогреться и приготовить пищу.

Былое величие, великолепие и предназначение дворец вернул несколько лет назад, когда был передан Москве — сегодня здесь можно остановиться на постой, а номера меблированы на таком уровне, что сама государыня императрица Екатерина Великая была бы в полнейшем восторге. Те, кто хочет «полного погружения» в историческую среду, могут даже пожить в Путевом дворце — в тех самых стенах, где останавливались императрицы, императоры и наследники российского престола.

Теперь здесь проходят также выставки живописи, а с июля каждую среду на лужайке перед Петровским дворцом звучат известные произведения гениев классической музыки. В сопровождении инструментального секстета их исполняют солисты Большого театра: народная артистка России Дарья Зыкова (сопрано), Всеволод Гривнов (тенор) и Ирина Долженко (меццо сопрано).

Читайте так же:  Музей заповедник царицыно большой дворец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *