Екатерининский дворец экспонаты

Церковь в Екатерининском дворце, Пушкин

История Царского Села начинается с того момента, как император Петр I подарил своей жене Екатерине Саарскую мызу в 1710 г. Спустя 7 лет начинается строительство дома под руководством архитектора Браунштейна, и по прошествии 7 же лет оно заканчивается, а императрица присуждает ему название «Каменных палат».

Свой знаменитый ныне облик дворец обрел в период царствования императрицы Елизаветы Петровны. Фасад здания был выкрашен в лазоревый цвет, который чудесно гармонировал с золочеными элементами декора. Дворец становится трехэтажным — северную сторону отныне венчают золотые купола церкви, а к южной примыкает великолепное парадное крыльцо. На многих элементах украшений появляется вензель его хозяйки — Елизаветы Петровны. Коснулись изменения и интерьера. Впервые здесь была использована новая планировка — комнаты переходили из одной в другую по всей протяженности дворца, образовывая так называемую Парадную анфиладу. Автором этих изменений был знаменитый архитектор Растрелли, работавший и над созданием архитектурного комплекса Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Начиная с 1770, в эпоху Екатерины II, во дворце работал известный архитектор Чарльз Камерон. Убранство резиденции под его руководством обрело черты античной архитектуры. При Александре I оформлением комнат занимался уже архитектор В. П. Стасов, в этот период главным сюжетом интерьеров становится блистательная победа над Наполеоном.

Залы и комнаты дворца

Главный зал дворца, самый большой во всех дворцах Петербурга — Большой, или Тронный. Потолки достигают около 47 м в высоту, а ширина его — примерно 18 м. Внимание сразу же привлекают великолепный паркет и величественный плафон, закрывающий весь потолок. Изображения на плафоне символизируют Изобилие, Науку и Искусство, Войну и Победу.

Прогуливаясь по знаменитой Парадной анфиладе с огромными окнами высотой во всю стену, можно увидеть Серебряный и Синий кабинеты, гостиные Лионскую и Арабесковую, купольную столовую и китайский зал, официантскую комнату, опочивальню, парадный кабинет. Отдельного упоминания заслуживает знаменитая Янтарная комната. В 1716 г. король Пруссии Фридрих-Вильгельм I подарил Петру I панели из янтаря. Поскольку площадь кабинета была несколько больше панелей, пришлось заказать недостающие элементы, на которые ушло примерно 450 кг камня. Судьбу этой комнаты знает сегодня каждый школьник, к счастью, после пропажи во время Второй мировой ее удалось восстановить.

Практическая информация

Адрес: Пушкин, ул. Садовая, 7. Веб-сайт.

Царское Село находится всего в 25 км от Питера. Дорога на автомобиле по Пулковскому и Петербургскому шоссе займет от 30 минут до часа. На электричке: от Витебского вокзала до станции «Царское Село», далее от автовокзала города Пушкин на автобусе или маршрутках № 382 до остановки «Музей-заповедник „Царское Село“». Общее время в пути — около часа. Кроме того, от станций метро «Московская», «Купчино» и «Звездная» до музея курсируют автобусы и маршрутки.

Часы работы: с 10:00 до 18:00 (продажа билетов до 16:45). Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

До 16 лет вход бесплатный, билеты для студентов, школьников и пенсионеров РФ — 350 RUB, взрослые билеты — 700 RUB. Также можно купить аудиогид, он стоит 200 RUB. В кассах принимают карты Visa, MasterCard, UnionPlay и Maestro. Фотографировать в зале Янтарной комнаты запрещено. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Государственный музей-заповедник «Царское Село» не сотрудничает с какими бы то ни было интернет-площадками по продаже билетов; не имеет лиц, уполномоченных на реализацию своих билетов.

Фото Екатерининского дворца в Царском Селе

Время: 10:00-18:00. Выходной день – вторник.

Стоимость: 700–1500 руб.

Екатерининский дворец — Царское село, ул. Садовая, 7

Екатерининский дворец – украшение Царского села, главное сооружение этого дворцово-паркового ансамбля Каждый день этот объект принимает не менее 2 тысяч туристов. Дворец был возведен в качестве летней резиденции царицы Екатерины I.

Строительство началось в 1748-ом году и продолжалось вплоть до 1756-го. Убранство дворца стало отражением двух стилей, господствовавших в те времена: барокко и классицизма. Здание поражает своим великолепием и богатством декора.

Екатерининский дворец имеет протяженность в 306 метров, построил это уникальное здание выдающийся архитектор, ярый приверженец стиля барокко в искусстве Франческо Растрелли. Любимый зодчий русских царей создал план, разработал интерьеры дворца, определил материалы отделки.

Растрелли выбрал для дворца уникальное цветовое решение – сочетание голубого, белого и золотого. Императорская резиденция смотрится величественно и торжественно. На фасаде – белоснежные колонны, статуи, элементы лепнины. Флигели соединены с центральной частью дворца высокими атриумами. В дворцовый ансамбль входит красивейшая церковь с позолоченными куполами: в ней молились члены царской фамилии.

При строительстве Екатерининского дворца только на позолоту было потрачено свыше 100 кг. чистого золота.

Оформлением внутренних помещений дворца занимался сам Растрелли, а также великие архитекторы И. Монигетти, В. Стасов и Ч. Камерон.

Внутри дворец поражает обилием золотого цвета. Все залы, опочивальни, коридоры украшены позолоченной лепниной. Особой красотой отличается Малая анфилада или царские покои.

Туристам обязательно нужно осмотреть Большой зал Екатерининского дворца, созданный по чертежам Растрелли. В этом огромном помещении с невероятно высокими потолками проходили балы и маскарады. В зале стоит трон, который занимал самодержец. Общая площадь Большого зала – 860 квадратных метров.

Особого расцвета дворцовая жизнь достигла при императрице Елизавете Петровне. В этот период на содержание придворных, балы и церемонии тратилась половина государственной казны. Растрелли получил от российского правительства финансовый карт-бланш и распорядился им в полной мере, создав произведение архитектурного искусства мирового значения.

Читайте так же:  Петродворец дворец музей

Залы Екатерининского дворца уникальны отсутствием перекрытий, что делает их просторными и светлыми. Окна во дворце огромные, чуть ли не до самого пола, в дневные часы лучи солнца полностью пронизывают залы.

В годы Гражданской войны дворец подвергся разграблению, были утрачены многие картины, предметы интерьера, уничтожено много единиц старинной мебели. Впоследствии Екатерининский дворец был признан государственным музеем, но и этот статус не уберег его от массового изъятия предметов искусства в 30-е годы.

Многие туристы посещают Екатерининский дворец ради одного экспоната – легендарной Янтарной комнаты, восстановленной по имеющимся чертежам к 300-летнему юбилею Петербурга. Это – самая популярная достопримечательность дворца.

Оригинальная «Янтарная комната» была утрачена в годы немецкой оккупации, ее поиски продолжаются до сих пор. На восстановление уникальной достопримечательности было потрачено свыше 6 тонн калининградского янтаря.

В годы ВОВ город Пушкин (Царское село) был почти полностью разрушен, в руины был превращен и общемировой памятник архитектуры – Екатерининский дворец. Русскому народу ценой огромных усилий удалось полностью восстановить свое культурное достояние. Реставрация Екатерининского дворца продолжалась на протяжении нескольких десятилетий.

Экскурсии по дворцу занимают примерно 60 минут, остальное время можно провести в потрясающе красивых Екатерининском и Александровском парках. Кроме того, будет очень интересно побывать в музее «Царскосельский лицей Пушкина».

Екатерининский дворец является частью Музея-заповедника «Царское село», входит в перечень культурного наследия России. Объект расположен по адресу: Царское село, ул. Садовая, 7. Экскурсии по дворцу проводятся с 10.00 по 18.00. Выходной день – вторник.

Видео:

Как добраться:

[yandexMap name=»Екатерининский дворец» description=»Царское село, ул. Садовая, 7″]Царское село, ул. Садовая, 7[/yandexMap]

Екатерининский дворец, также известный как Большой Царскосельский, — бывшая резиденция императорской семьи и один из самых крупных дворцовых особняков пригородной территории Санкт-Петербурга. Находится в городе Пушкине (Царском селе). Екатерининский дворец неразрывно связан с российской историей и загородной жизнью вельмож XVIII-XIX века. В 2017 году исполнилось 300 лет с момента закладки первого камня в фундамент исторического сооружения.

История основания Екатерининского дворца

Усадьба проектировалась как летняя резиденция супруги Петра I — Екатерины. Строительство продолжалось в течение 7 лет и в 1724 году состоялось торжественное праздничное открытие. Изначально новые хоромы царицы были весьма скромны и ничем не выделялись из ряда других аналогичных архитектурных сооружений. В своём «скромном» виде особняк простоял около 20 лет, пока на трон не взошла дочь Петра — Елизавета.

Императрица активно взялась за перестройку дворца, поручив мероприятие известным русским архитекторам. Сменяя друг друга, зодчие пытались довести царские палаты до того образа, который желала видеть Елизавета. Тем не менее результат работ не особо удовлетворил императрицу, которая по-прежнему считала здание скромным и несовременным. Тогда в 1752 году она пригласила вести реконструкцию известного заграничного мастера Бартоломео Растрелли.

Работа итальянца, тяготевшего к роскоши и золотым элементам, пришлась как нельзя кстати. Поощряемый императрицей, Растрелли довёл размах дворцового строительства до нешуточных по тем временам масштабов. Одного золота на декор и украшения внешних фасадов было потрачено более ста килограммов. Четыре года Растрелли перестраивал в стиле позднего барокко царские палаты и окультуривал ландшафтную зону вокруг них. Потраченные Елизаветой деньги, подкрепившие авторские задумки архитектора, дали свои плоды. В день презентации новой резиденции приглашённые были просто ошеломлены величием и роскошью нового дворца. Перед гостями предстал особняк длиною более 300 метров в длину, сияющий небесной голубизной стен и золотой отделкой деталей. Дворец окружал роскошный парк с идеальной планировкой ландшафта.

После смерти Елизаветы её более экономная сноха пыталась выполнить завещание предшественницы и позолотить парковые скульптуры. Узнав о стоимости проекта, Екатерина свернула отделочные работы почти в самом начале процесса. Все годы своего правления и пребывания в имении Екатерина II пыталась адаптировать роскошные территории дворцово-паркового ансамбля к реальной жизни. Поминая расточительство свекрови, она старалась упростить внешний антураж Большого Царскосельского.

Залы и комнаты Екатерининского дворца

В многометровом Екатерининском дворце расположено большое количество залов, каждый из которых оформлялся в индивидуальном стиле и предназначался для определённых мероприятий и торжеств. Растрелли расположил парадные помещения анфиладным способом по всей длине дворца. На тот момент анфилад такой протяжённости в России нигде не было.

Одни из самых известных комнат и помещений:

Но есть ещё один зал, о котором ходят легенды. Янтарная комната в Екатерининском дворце — самое знаменитое помещение. Известна она не только роскошью убранства, но и своим таинственным исчезновением.

Янтарная комната

Первоначально Янтарная комната возводилась в Германии, и автором её стал немецкий архитектор Шлютер. Помещение, полностью отделанное янтарём, проектировалось для королевского дворца Германии. Янтарных залежей в немецких землях было предостаточно, и в коллекции германских королей значились не только самородки, но и готовые изделия, среди которых было несколько зеркал в янтарных рамах. Но ни во дворце, ни в замке Шарлоттенбург, где строился подобный кабинет, «янтарная» идея не прижилась. Работы были свёрнуты, а интерьеры разобрали и увезли на хранение.

Начало российского пути

Неизвестно, сколько бы пришлось авторским деталям из роскошного камня томиться не у дел, если бы о янтарном эксклюзиве не узнал царь Пётр. Император загорелся желанием получить удивительные интерьеры для сооружений Петербурга, и вскоре прусский король преподнёс Петру янтарную комнату в качестве международного презента. Подарок до Санкт-Петербурга из Германии везли два десятка телег. По прибытии оказалось, что многих частей не хватает и процесс застопорился. Петру так и не удалось при жизни увидеть кабинет в собранном виде. Он хранился в загородном имении, пока про дарованный немцами янтарь не вспомнила его дочь Елизавета.

Читайте так же:  Китайский дворец план

Императрица решила украсить янтарным декором одно из помещений Зимнего дворца, чем и занялся Бартоломео Растрелли. Отсутствующие детали были заменены в интерьере другими элементами, а комната стала служить местом для праздничных приёмов. Позднее Янтарная комната была перенесена в Большой Царскосельский дворец, где реконструировалась и дополнялась экспонатами ещё в течение нескольких десятилетий.

Итог многолетнего труда не прошёл даром. Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского села называли «восьмым чудом света». Сочетание тёмного и светлого янтаря позволило добиться объёмного звучания декора. Центральный ярус Янтарной комнаты состоял из восьми панно, в половину из которых были вставлены цветные картины флорентийской мозаики. Каждая из них имела своё название. Комнату украшали комоды ручной работы, янтарный столик, зеркальные пилястры. Тёплый, солнечный янтарь в сочетании с искусственным освещением, изумительной резьбой и позолотой, производил неизгладимое впечатление.

Тайна исчезновения

За время своего существования в Янтарной комнате несколько раз проводились реставрационные работы. Янтарь — хрупкий камень, подверженный негативному внешнему воздействию, склонный к пересыханию и растрескиванию. Именно поэтому в годы Второй мировой войны, когда немцы подошли к Ленинграду, янтарные стены не стали разбирать и эвакуировать Комнату лишь бережно закрыли упаковочными материалами и оставили на месте.

Когда в Пушкин вошли оккупанты, то первым делом они разобрали и вывезли из Екатерининского дворца Янтарную комнату. Ценный трофей установили в музее Кёнигсберга, в книге которого была зафиксирована дарственная надпись. Но радоваться немцам пришлось недолго — наступление советских войск заставило очередной раз разобрать мировой шедевр. С тех пор Янтарную комнату больше не видел никто. Она тщетно разыскивалась по всей Пруссии и близлежащим странам. Существует большое количество домыслов и легенд, согласно которым следы ценной реликвии всплывают то тут, то там, но тайна так и остаётся тайной.

Воссоздание

С конца 60-х гг. в СССР около двадцати лет существовала комиссия по розыску Янтарной комнаты. После многолетних безуспешных поисков советское правительство вынесло распоряжение своими силами восстановить историческую ценность. При дворце была открыта янтарная мастерская, где по имеющимся эскизам мастера создавали вновь драгоценный интерьер. За 13 лет Янтарная комната была восстановлена почти наполовину. Приятным сюрпризом на рубеже веков стало то, что нашлись некоторые фрагменты реликвии — часть флорентийской мозаики и янтарный комод. Полностью работы были завершены в 2003 году. Янтарная комната вновь ожила в преддверии празднования 300-летия Петербурга.

Увидеть величие и роскошь Янтарной комнаты Екатерининского дворца Пушкина, а также других залов резиденции, даст возможность самостоятельная или организованная экскурсия в Царское село.

Если вас интересует история всей Северной столицы – рекомендуем ознакомиться с разделом экскурсий по Санкт-Петербургу у нас на сайте. Приобретая экскурсию на сайте онлайн, вы сэкономите свои средства и обеспечите полноценный тур с насыщенной программой.

В Государственном историческом музее стартовал проект под названием «Живая экспозиция». В течение года раз в месяц в залах музея будет появляться по одному новому экспонату из царскосельского Екатерининского дворца.

30 июля Большому Екатерининскому дворцу исполняется 250 лет. В московском музее решили поздравить петербургских коллег, показав у себя уникальные экспонаты из бывшей царской резиденции. Причем, каждый предмет будет выставлен рядом с вещами своей эпохи.

«Живая экспозиция» «говорящих экспонатов»

Отчего этот необычный проект решили назвать «Живая экспозиция»? Вот разъяснения Ираиды Ботт, заместителя директора государственного музея-заповедника «Царское село»: «Это «Живая экспозиция» не только потому, что экспонаты будут заменять, двигаться во времени и пространстве, но и потому, что это живые вещи сами по себе. Мы их называем «говорящие экспонаты». Это экспонаты, которые могут очень много поведать о себе, о Царском селе, об исторических событиях, которые происходили в резиденции. Наконец, о коронованных владельцах, по воле которых эти экспонаты и появились в коллекции или были просто созданы. Мы начинаем нашу историю с 1760-го года, буквально через 4 года после официального освящения придворной церкви и дворца, после начала официальной жизни нашего дворца, и заканчиваем 1917-м годом, когда последний Романов, последний владелец покинул Царское село, и у Царского села началась новая жизнь – уже музейная».

Растрелли построил Большой Екатерининский дворец – знаменитый, пышный и нарядный – при Елизавете Петровне. Однако, носит он вовсе не ее имя. Не логичнее ли было бы называть дворец Елизаветинским? Рассказывает ведущий научный сотрудник Исторического музея и куратор проекта «Живая экспозиция» Елена Горохова: «Екатерининским он называется не в честь Екатерины II, хотя она очень много сил приложила к обустройству новых залов, перестройке самого дворца, в ее время было внесено много новшеств в архитектуру Большого царскосельского дворца. Дело в том, что Петр I подарил Сарскую Мызу (так она называлась в то время) в 1710 году своей будущей супруге Екатерине Алексеевне. То есть, Екатерининский дворец называется по имени Екатерины Алексеевны – Екатерины I. С 1717 по 1723 год проходило строительство первого здания и первого дворца. Это был небольшой двухэтажный дворец для Екатерины I «о шестнадцати светлицах» – так он проходит по документам. И, между прочим, это здание сохранилось. Последующие архитекторы вписали его в состав Большого дворца».

«Я сейчас не хочу раскрывать наши секреты»

Читайте так же:  Чудо дворец

И тот музейный комплекс, который существует в нынешнем виде, предоставляет для Государственного Исторического Музея, московского музея, целую серию экспонатов. Елена Горохова объясняет, по какому принципу отбирали эти экспонаты: «Нам не хотелось засушивать наш проект, нашу выставку, нам хотелось внести нечто живое и человеческое, что было бы понятно современным зрителям. И поэтому часть экспонатов (я сейчас не хочу раскрывать наши секреты) будет говорить о каких-то человеческих переживаниях, о каких-то неординарных судьбах, может быть, не столь известных широкой публике членов императорской семьи».

Все секреты мы, конечно, раскрывать не будем, но вот уже сегодня открывается этот проект совершенно уникальным экспонатом. Продолжает Елена Горохова: «Вот единственная подлинная мозаика середины XVIII века, которая входила в декор знаменитой янтарной комнаты – одной из самых известных в золотой анфиладе Большого царскосельского дворца. В 1716 году получил Петр Первый в подарок панели янтарного кабинета прусского короля Фридриха Вильгельма Первого. Но в петровское время не сумели их восстановить. Дело в том, что сколько не существовало проектов янтарной комнаты в Пруссии – то в одном дворце она начинала создаваться, потом переносилась в другой – все равно попала она в Россию немножко недоконченной. И то, что мы называем янтарной комнатой в Царском селе, это не только создание многих и многих великолепных мастеров янтарного дела буквально всех прибалтийских государств. Но это также творение и русских мастеров и итальянцев. Вот этих мозаик было четыре. Флорентийские мозаики, одна из которых здесь представлена, были дипломатическим подарком австрийского двора императрице Елизавете Петровне. Техника флорентийской мозаики это, пожалуй, самая сложная из мозаичных техник. А сюжетная мозаика это еще более сложное произведение декоративно прикладного искусства. Над созданием каждой из таких мозаик, во флорентийской мастерской в середине XVIII века, сто мастеров работали, в среднем, около полутора лет. Когда янтарная комната исчезла и стало понятно, что следы ее найти не удается, то было принято решение о восстановлении янтарной комнаты и начали восстанавливать и флорентийские мозаики. Надо сказать, что к этому времени уже были утрачены навыки составления таких многофигурных сюжетных композиций. До сих пор вы можете купить какие-то небольшие брошечки, цветочки какие-то в технике флорентийской мозаики, но это совершенно другое. Это гораздо более сложная техника. Здесь нужно подобрать драгоценные и поделочные камни таким образом, чтобы выявить рисунок, увидеть его, и чтобы этот рисунок совпадал с изображением того предмета, к которому он подбирается».

«Это – не янтарь»

Мы знаем, что янтарь это гамма оттенков желтого, коричневого, золотистого, иногда его в красноватый подкрашивают. Но здесь мы видим, что цвета такие же, как на живописном полотне – весь спектр красок. Елена Горохова уточняет: «Совершенно верно, потому что эта мозаика не янтарная. Янтарные панели действительно были из кусочков янтаря разного цвета – прозрачные, полупрозрачные, светлые, темные и в этом, собственно, заключается секрет притягательности, красоты этой комнаты, мерцания различных оттенков янтаря. А здесь речь идет не о янтаре, здесь речь идет о сложнейшей технике флорентийской мозаики, для создания которой применялись поделочные и полудрагоценные камни – лазуриты, сердолики, драгоценные мраморы, агаты, яшмы – для того, чтобы воспроизвести то полотно, которое клалось в основу этой мозаики. Как это ни удивительно, это полотно существует. В процессе подготовки к восстановлению вот этих мозаик, наши реставраторы объехали много стран. В том числе, в мастерской Пьетро Дюро, во Флоренции, которая до сих пор существует, обнаружились подлинники, выполненные итальянским художником Дзотто. Вот эти картоны, на основе которых были созданы все четыре мозаики. Это позволило с наибольшей достоверностью восстановить эти мозаики. Так вот, в мастерской Пьетро Дюро, в середине XVIII века, на создание одной такой мозаики тратилось полтора года. Наши реставраторы потратили два года на воссоздание одной мозаики. И когда были воссозданы все четыре мозаики, вдруг, в Бремене, в Германии, обнаружилась подлинная мозаика – одна из мозаик, украшавших янтарную комнату. И вот именно ее мы сейчас представляем нашим посетителям. Причем между той, которую воссоздавали не имея перед глазами образца, и подлинником – отличий почти нет. Как признаются специалисты, им не удалось полностью детально восстановить только небеса. Но здесь, видимо, мрамор. Вы посмотрите, какие замечательные, удивительные мраморы подобраны для того, чтобы воссоздать небеса на этой картине. Они просто дышат. Может быть, просто на территории России не нашлось таких мраморов. Может быть, в Италии они были. Вот это единственное, пожалуй, отличие от мозаики воссозданной нашими реставраторами».

Так что, как утверждает Елена Горохова, безо всякого преувеличения можно сказать, что реставраторы совершили невозможное: «Поэтому я считаю, что это не просто слова, когда говорят, что имена тех людей, которые восстановили янтарную комнату и флорентийские панно достойны стоять рядом с именами мастеров, которые создали подлинные шедевры, утраченные, к сожалению, теперь».

Бесценная флорентийская мозаика в янтарной раме помещена в витрину из толстого бронированного стекла. Чтобы не мешали его блики, нужно найти правильную точку обзора, и тогда уже ничто не помешает разглядывать аллегорическое изображение «Осязание и обоняние». Здесь юноша гладит по лицу возлюбленную, кавалер протягивает даме розу, и та вдыхает ее аромат, а на переднем плане принюхиваются к чему-то собачки. У них ведь тоже есть обоняние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *