Где памятник родина мать

Ро?дина-ма?ть — один из широко распространённых образов, использовавшихся в мировой культуре [ источник не указан 690 дней ] . Особенно популярным образ стал в СССР времен Великой Отечественной войны.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Скульптуры «Родина-мать»
  • 3 Использование образа и названия
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

История [ править | править код ]

Само выражение «Родина-мать» бытовало в русском языке еще в XIX веке, например оно встречается в поэме Некрасова «Саша» [1] .

Своим происхождением советский образ Родины-матери обязан плакату Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Образ присутствует также на плакате того же художника «За Родину-мать!» [2] а также, возможно, на плакатах В. Б. Корецкого «Новыми победами прославим наши боевые знамена!» [3] и Д. А. Шмаринова «Воин, ответь Родине победой!» [4] . Образ Родины-матери использовался в патриотических постановках: в частности, эту роль в таких постановках исполняла Римма Маркова [5] .

Скульптуры «Родина-мать» [ править | править код ]

Известнейшими и крупнейшими монументальными воплощениями образа стали: статуя «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом Кургане в Волгограде, статуя «Родина-мать» на берегу Днепра в Киеве. Также небольшая статуя «Родина-мать» установлена на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге.

В честь победы в Великой отечественной войне в Армении и Грузии воздвигнуты статуи местным аналогам Родины-Матери. В Армении это статуя Майр Айастан — «Мать-Армения» в Ереване, в Грузии — «Мать Картли» (Картлис Деда) в Тбилиси.

П. Перминов, скульпторы Н. Клиндухов, С. Присяжнюк

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

  • Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ
  • Бриллианты, шампанское и гречка: успехи России на всемирных выставках
  • 5 новинок исторического парка «Россия — Моя история»

Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

Читайте так же:  Как залить на кладбище памятник

Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Адрес

пр. В. И. Ленина, Мамаев Курган

Высочайшая статуя Европы «Родина-мать зовет!» по праву считается одной из самых известных достопримечательностей России, занесенной за свою величину в книгу рекордов Гиннеса и множество мировых справочных изданий по архитектуре и скульптуре. Стоящая на постаменте женщина с мечом символизирует Родину, зовущую своих сыновей на сражение с внешним врагом.

Родина-мать на карте

Скульптура была изготовлена скульптором Евгением Вутетичем и инженером Николаем Никитиным в период с 1959 по 1967 годы. Из-за огромной высоты статуи, составляющей около 85 метров, Никитин проводил сложнейшие расчеты по установке, впоследствии использовавшиеся при строительстве Останкинской башни, однако уже в 1965 инженеры комиссии Госстроя СССР отметили, что конструкция стоит на ненадежной глиняной почве, а в 2013 году российский скульптор Владимир Церковников сообщил, что памятник может обрушиться в любой момент из-за ошибок при конструировании.

Сама статуя создана из железобетона, а меч, который держит в руках фигура Родины первоначально был сделан из титанового сплава, а в 1972 году заменен на более легкий и гибкий стальной. По замыслу скульптора, работа является частью общего ансамбля вместе с магнитогорским монументом «Тыл фронту» и берлинским «Воином-освободителем».

Памятник находится на возвышенности Мамаев Курган, рядом с воинским мемориальным кладбищем и Храмом всех святых. Исторический центр города расположен в 3,5 км. До ближайшей остановки общественного транспорта 10 минут ходьбы.

Скульптура
«Родина-мать зовёт!»

Фото 2010 года
48°44?32? с. ш. 44°32?13? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Волгоград
Автор проекта Е. В. Вучетич,
Н. В. Никитин
Дата основания 1959
Строительство 1959—1967 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 381410012530236 (ЕГРОКН ). Объект № 3410022020 (БД Викигида)
Высота 85 м
Материал бетон
Сайт stalingrad-battle.ru
Медиафайлы на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный)

Внешние изображения
Родина-мать
(Сферическая панорама у подножья монумента)
Скульптура Родина-мать зовет

Скульпту?ра «Ро?дина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России и Европы (без постамента — самая высокая статуя в мире на момент постройки и в течение последующих 22 лет).

Монумент является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине. [1] [2] [3] [4] .

Содержание

  • 1 Общая информация
  • 2 Технические данные
  • 3 Реставрация
  • 4 Факты
  • 5 Галерея
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Общая информация [ править | править код ]

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

В 1958—1967 годах по проекту и под непосредственным руководством скульптора был сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами М. С. Алешенко, В. Е. Матросовым, В. С. Зайковым, Л. М. Майстренко, А. Н. Мельником, В. А. Маруновым, В. С. Новиковым, А. А. Тюренковым; архитекторами Я. Б. Белопольским, В. А. Дёминым, Ф. М. Лысовым и др.; руководитель группы инженеров — Н. В. Никитин [5] ).

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.

Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры [6] . По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова [7] , Валентина Изотова [8] или Екатерина Гребнева [9] . Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.

В ночное время скульптура освещается прожекторами.

Технические данные [ править | править код ]

Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура) [10] — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра [11] . Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.

Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.

Скульптура полая. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживают 117 металлических тросов (с учётом двух шлейфов — по 4 троса в каждом, и камеры натяжения — 10 металлических тросов), постоянно находящихся в натянутом состоянии.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году клинок заменили на другой — целиком состоящий из стали,— а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность [12] [13] . Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

Читайте так же:  Открытие памятника александру второму

Расчёты устойчивости конструкции выполнены Н. В. Никитиным.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник „Сталинградская битва“» Александр Величкин.

В марте 1965 года Госстрой СССР выдал рекомендацию усилить стоящий на обводнённой толще майкопских глин фундамент скульптуры для предотвращения «сползания» в сторону Волги. В 2013 году архитектор Владимир Церковников направил министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с опасениями об сползании фундамента и возможном обрушении скульптуры. Директор музейного комплекса Александр Васин отверг эти опасения [14] .

Реставрация [ править | править код ]

Проект реставрации статуи подготавливался с 2008 по 2016 годы [15] . В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи [16] ; это был последний частичный её ремонт [15] . В 2017 году проводились противоаварийные работы: были заменены канаты внутри статуи, обеспечивающие её устойчивость, отремонтированы внутренние помещения, заменены освещение и система пожаротушения. В марте 2019 года началась реставрация внешней поверхности статуи, которую завершили в мае 2020 года к 75-й годовщине Победы [17] . Для этого вокруг скульптуры были созданы 30 ярусов строительных лесов высотой 60 метров и весом 270 тонн [18] . Основные цели — очистка статуи от грязи и мха, возвращение ей первоначального цвета и заделка трещин в бетоне, общая длина которых, по подсчетам реставраторов, составила 13 километров. Кроме того, производится восстановление частей заржавевшей арматуры [19] . Столь масштабная комплексная реставрация памятника проводится впервые [18] .

Факты [ править | править код ]

  • Скульптура «Родина-мать зовёт!» занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. Вес монумента — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент [когда?] статуя занимает 9 место в списке самых высоких статуй мира [20] . С момента постройки до строительства статуи Единства в 2018 году была самой высокой нерелигиозной статуей в мире.
  • Слева направо сравнение по высоте (в том числе пьедестал) с самыми большими статуями в мире: Статуя Единства, Будда Весеннего Храма, Статуя Свободы, Родина-Мать, статуя Христа-Искупителя и «Давид» работы Микеланджело.

    Галерея [ править | править код ]

    Почтовая марка «Родина-мать зовёт!» ГДР 1983 года

    Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде открыли после реставрации. Торжественная церемония состоялась в среду, 24 июня, в рамках мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    «Жемчужина памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» олицетворяет силу духа, мужество, героизм и бесстрашие советских солдат. Ежегодно сюда приходят сотни тысяч людей, чтобы почтить память воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому для нас важно сохранить его для поколений, в память о нашей великой истории», — сказала министр культуры Ольга Любимова.

    24 июня в Волгограде состоялся военный парад, во второй половине дня Любимова вместе с вместе с известными музыкантами и артистами заложила липовую аллею в рамках акции «Сад памяти». В 20:30 мск на главной высоте России состоится концерт Победы.

    Реставрационные работы начались летом 2017 года и стали первыми с момента установки монумента «Родина-мать зовет!». В ходе восстановления в июле прошлого года рабочие нашли рядом со скульптурой артиллерийский снаряд и гранату времен Великой Отечественной войны.

    Завершающий этап начался в мае 2019 года, а в октябре начался демонтаж строительных лесов. На работы было потрачено более 668 млн рублей.

    В результате были заменены стальные канаты, удерживающие статую на опорной плите, отреставрирована бетонная поверхность монумента, памятнику придали тот светлый цвет, который был 50 лет назад.

    Памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде — это главный монумент ансамбля «Героям Сталинградской битвы» в важнейшем в России мемориальном комплексе Мамаев курган. Это своего рода композиционное ядро памятника-ансамбля. Статуя также является центральной частью триптиха, в который входят монумент «Тыл— фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Берлине. Статуя олицетворяет образ Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

    Гигантская скульптура была изготовлена из предварительно напряженного железобетона, а меч сделан из фторированной стали. Кстати, изначально меч для самой высокой статуи в стране изготовили из нержавейки, обшитой титановыми листами, однако такая конструкция способствовала его деформации. Было принято решение использовать другой материал — меч в итоге поменяли.

    «Родина-мать зовет!» — это не только самый главный и самый знаменитый объект мемориального комплекса, но и самая высокая нерелигиозная скульптура на Земле (самым высоким религиозным памятником является «Будда весеннего храма» в Китае — его высота составляет 152 метра), один из самых высоких памятников человечества.

    На создание скульптуры ушло 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (и это только на саму фигуру женщины, не учитывая основания, на котором она стоит).

    Создание и возведение скульптуры продолжалось на протяжении 8 лет, с 1959 по 1967 годы. Авторы проекта: скульптор Е. В. Вучетич и инженер Н. В. Никитин.

    Место для монумента выбирали таким образом, чтобы его было хорошо видно в любую погоду, даже с расстояния в десятки километров, в том числе и из окон проезжающих мимо поездов.

    Кстати, силуэт статуи на красном фоне является центральным изображением на утвержденных в 2000 году гербе и флаге Волгоградской области.

    Высота памятника «Родина-мать зовёт!»

    Изначально планировалось, что высота памятника составит всего лишь 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение серьезно увеличить высоту статуи для того, чтобы «обогнать» статую Свободы в США (высота которой без пьедестала равняется 46 метрам). Распоряжение было выполнено.

    После завершения работ Родина-мать стала самой высокой статуей на планете (и остается таковой, если не брать во внимание религиозную статую Будды в Китае). Фигура женщины высотой 52 метра стоит на высоком монументе — общая высота композиции составляет 87 метров.

    История памятника

    Победа в Сталинградской битве стала ключевым и переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Именно в Сталинграде (нынешний Волгоград) велось сложнейшее и кровопролитное сражение Великой Отечественной войны. Оборона города заняла 200 дней. А победа над врагом в Сталинградской битве позволила Красной армии пойти в контрнаступление, когда казавшийся непобедимым враг начал постепенно сдавать позиции.

    Конкурс на создание памятника героям и самому событию был объявлен еще до конца Второй мировой войны, в сентябре 1944 года. В нем приняли участие как известные архитекторы, так и простые солдаты и жители города. Люди присылали свои идеи и эскизы через военно-полевую почту. Также идеями делились и из других стран — например, из Китая и Марокко.

    Например, архитектор Георгий Марцинкевич предложил установить здесь высокую колонну с фигурой Сталина, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков. Любопытно, что будущий создатель памятника Евгений Вучетич, участия в конкурсе не принимал.

    Несмотря на то, что конкурс проходил в 1940-е годы, работы над памятником стартовали уже после смерти Сталина, в конце 1950-х. Приказ о строительстве был подписан Никитой Хрущевым в 1958 году. А открыли памятник лишь в октябре 1967 года, уже при Леониде Брежневе.

    Изначально предполагалось, что рядом с женской фигурой будет установлена статуя солдата, стоящего на коленях и протягивающего Родине-матери меч. Однако Вучетич решил, что солдат не может никому передать свой меч. От плана двух статуй отказались.

    А кем была прототип Родины-матери? Кто позировал создателю памятника, увы, доподлинно никто точно не знает. Лишь предполагают, что скульптор лепил ее с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе (есть также версии о том, что для скульптора позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова и Екатерина Гребнева), а лицо Вучетич «взял» у своей собственной жены Веры. Макет головы статуи можно увидеть в музее-усадьбе Вучетича в Москве.

    Историки также пишут, что скульптор вдохновлялся барельефом «Марсельезы» на парижской Триумфальной арке, а также античной скульптурой Ники Самофракийской.

    Сам же образ Родины-матери родился гораздо раньше появления памятника; ее можно было увидеть на плакатах СССР агитационного характера еще в 1941 году. Автором стал советский художник Ираклий Тоидзе. Прототипом Родины-матери стала его жена, которая, узнав о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз, вбежала в мастерскую художника, закричав: «Война!». Тоидзе был настолько испуган и потрясен выражением лица жены, что тут же сделал несколько набросков.

    Если за облик Родины-матери отвечал Евгений Вучетич, то инженерные расчеты велись под руководством Николая Никитина, построившего Останкинскую телебашню.

    «Родина-мать зовёт!» сегодня

    Родина-мать стала первым памятником в СССР, созданным из железобетона. Железобетон был одним из самых доступных и дешевых материалов. Однако из-за его использования на статуе начали появляться трещинки уже через несколько лет.

    Впоследствии проводились реставрационные работы в 1972 и 1986 годах. В 1972 году также заменили меч. Кроме того, чтобы сохранить Родину-мать ее ежегодно стали покрывать водоотталкивающим средством.

    Внутри статуи натянуты специальные металлические канаты, способствующие дополнительной устойчивости. Они же отвечают за жесткость металлического каркаса. Не так давно на тросы установили современные датчики — сегодня состоянием конструкции специалисты следят с помощью компьютеров.

    В ночное время скульптура освещается прожекторами.

    Памятник «Родина-мать зовет!» на google-панораме

    Как добраться до монумента «Родина-мать зовет!»

    Добраться до Мамаева кургана и главного памятника мемориального комплекса «Родина-мать зовёт!» можно на любом виде общественного транспорта Волгограда. Сюда ходят и автобусы, и троллейбусы, и трамваи и электрички. Кроме того, если вы живете в центральной части города, сюда можно дойти и пешком. Тем более, что виден гигантский памятник практически из любой части Волгограда.

    На электричке сюда можно доехать от вокзала Волгоград-1. Время в пути составит всего 8 минут.

    Электрички от сервиса Яндекс. Расписания:

    Из центра города до мемориального комплекса также ходят скоростные трамваи, которые идут по проспекту Ленина. Здесь же можно сесть на автобус, троллейбус или маршрутку.

    А можно заказать такси, воспользовавшись услугами одного из популярных приложений, вроде Gett, Uber или Yandex.Такси.

    Также можно доехать сюда на личном автомобиле.

    Вот карта, как добраться сюда из центра Волгограда:

    Памятник «Родина-мать зовет!»: видео

    Читайте так же:  Железо памятники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *