Гомель памятник кириллу туровскому

Памятник
Памятник Кириллу Туровскому
52°25?29? с. ш. 31°00?50? в. д. H G Я O L
Страна Белоруссия
Город Гомель, Гомельская область
Скульптор Лев Гумилевский, Сергей Гумилевский [1] [2]
Архитектор Николай Жлоба [1] [2]
Дата постройки 2004 год
Материал бронза

История и описание [ править | править код ]

В сквере Кирилла Туровского возле Гомельского областного драматического театра 4 сентября 2004 года был открыт памятник «Златоусту, паче всех воссиявшему нам на Руси» [3] Кириллу Туровскому ко Дню белорусской письменности. Кирилл Туровский — епископ, писатель, философ и проповедник, за красноречие и глубину мысли получил имя «Златоуст». Авторы памятника: скульпторы Лев Николаевич Гумилевский и его сын Сергей Гумилевский, заслуженный архитектор Беларуси — Николай Фёдорович Жлоба [3] .

Фигура Кирилла Туровского, отлитая из бронзы, высотой 3,5 метра, установлена на двухметровый гранитный постамент. В левой руке он держит свиток, на котором текст его молитвы: «О владыко пресвятый, избави господи град сей и страну сею от всякого зла» [1] .

На торжественном открытии памятника Кириллу Туровскому приняли участие руководители ряда министерств, области и Гомеля. Владимир Нестерович Дражин — заместитель премьер-министра Республики Беларусь, председатель организационного комитета по проведению Дня белорусской письменности в Турове сказал:

Памятники создаются на столетия, и этот памятник — подарок будущим поколениям нашей страны [3] .

Валерий Степанович Селицкий является председателем правления Общества Кирилла Туровского, а также инициатором создания памятника Кирилл Туровскому в городе Гомеле, в своём выступлении подчеркнул:

Мы являемся свидетелями поистине значимого события: здесь, в самом центре нашего прекрасного Гомеля, открывается памятник Кириллу Туровскому — великой личности в истории восточного славянства. Этим знаменательным актом древняя и современная история белорусского народа и государства как бы связывается воедино ещё одной нитью [3] .

Памятник Кириллу Туровскому освятил архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх [3] .

  • Описание
  • Карта местоположения
  • Проживание

Скульптуры, памятники, мемориалы

Кирилл (ещё можно встретить вариант имени Кирилла) Туровский – известный белорусский деятель, богослов, писатель. Родина его – белорусский город Туров, который в то время был самым древним центром письменности на территории всей Беларуси. Имя этого деятеля широко прославлено не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Он плодотворно занимался проповеднической, религиозной и политической деятельностью. Исторических сведений о его биографии известно очень мало.

Говорят, что родился Кирилл в семье достаточно состоятельных родителей. Начальное образование он получил дома, а после продолжил свое обучение в школе. Свой талант Кирилл проявил в своих знаменитых литературных произведениях, так называемых «словах», которые были посвящены различным праздникам. В них проявляются восхищение природой, радость жизни, вдохновение. Он умело сочетал в своем творческом мастерстве литературное слово и свою индивидуальность. В 1984 году его включили в Собор белорусских святых.

Читайте так же:  Элиста памятник

Кирилл Туровский – яркая особа своего времени. Если проанализировать совсем скудные сведения о его жизни, которые дошли до нас, то перед нами возникает образ своего рода монаха-отшельника. С другой стороны, по своим знаниям он далеко превосходил своих современников. Он был одним из тех, кто помог богословской мысли Беларуси шагнуть далеко вперед.

4 сентября 2004 года в городе Гомеле был установлен памятник белорусскому деятелю. Установили его в одноименном парке около городского драматического театра. Авторами памятника были известные скульпторы Беларуси Лев Гумилевский и его сын Николай. Торжественное мероприятие по случаю открытия памятника было приурочено к одному из главных праздников Беларуси – Дню белорусской письменности, который празднуется в первую неделю сентября.

Памятник — скульптура высотой около 3,5 метров, установленная на высокий гранитный постамент. Воодушевленное, целеустремленное лицо, ровная осанка, тонкие красивые руки – таким видится посетителями Кирилл Туровский. Он держит в своих руках свиток, на котором размещен текст написанной им самим молитвы. Для того, чтобы посетители смогли его прочитать, авторы перевели древние письмена на шрифт, который назывался «полуустав XIV века». Текст молитвы такой: «О Владыко пресвятый, избави господи град сей и страну сею от всякого зла».

Кирилл Туровский – мастер церковного праздничного красноречия, за это и ещё за выдающееся ораторское искусство его прозвали вторым белорусским православным Златоустом. Написанные им произведения приобрели известность в сербских и болгарских списках. О его выдающемся таланте, значении его творчества свидетельствует тот факт, что его произведения были включены в «Златоустов» и «Торжественник». Их высокое значение определяется тем, что размещали их рядом с великими деятелями православной литературы Иоанном Златоустом, Григорием Богословом и другими.

Приезжающим в Гомель обязательно нужно посетить парк, в котором установлен памятник, чтобы отдать дань уважения одному из величайших деятелей православной культуры и прикоснуться к прекрасному.

  • Описание
  • Фото и видео 3
  • Как добраться
  • Где отдохнуть 108
  • Где поесть 123
  • Экскурсоводы 1
  • Что почитать 9

Описание

Памятник Кириллу Туровскому в Гомеле был установлен 4 сентября 2004 года и приурочен ко Дню письменности. Автор памятника – известный белорусский скульптор Лев Гумилевский и его сын Николай Жлоба.

Памятник Кириллу Туровскому представляет собой бронзовую скульптуру высотой в 3,5 метра, водруженную на двухметровый гранитный постамент. Кирилл Туровский держит в руках свиток с текстом молитвы, которую сам же и написал. Правда, чтобы текст молитвы был более менее понятен, письмена перевели в более поздний вариант шрифта – так называемый «полуустав» 14 века.

Читайте так же:  Памятники мю лермонтову в москве

Личность Кирилла Туровского в представлении не нуждается: философ, проповедник, поэт, епископ, канонизированный после смерти. Кто такой Кирилл Туровский, знает каждый белорус ещё со школьной скамьи. «Златоуст, который паче всех воссиял на Руси» — именно так говорили о нём ещё при жизни. Кроме памятника Туровскому в Гомеле, установлены памятники и в другим городах Беларуси – в Минске, Турове и др.

Памятник Кириллу Туровскому в Гомеле расположен в центре Гомеля, недалеко от площади Ленина, на Советской улице. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что памятник является частью многих экскурсий по Гомелю.

город Гомель, 2004 год

Описание:

Бронзовое изваяние великого гуманиста и просветителя 12-го века установлено на гранитном постаменте в сквере возле областного драматического театра. Правая рука Кирилла Туровского выражает воззвание, а в левой он держит берестяную грамоту со словами одной из своих молитв «О, владыка пресвятой, избавь господи град сей и страну сею от всяких бед».

Сведения об авторах проекта:

Скульптор – Юрий Гумилевский
Скульптор – Сергей Гумилевский
Архитектор – Николай Жлоба

Историческая справка:

КИРИЛЛ (ум. после 1182) — епископ Туровский, знаменитый проповедник, автор многих поучений, торжественных Слов и молитвенных текстов. Материал к биографии К. дает его Житие, написанное, скорее всего, в XIII в. и включавшееся в рукописные Прологи под 28 апреля. Он родился в г. Турове, с молодых лет посвятил себя Богу, избрав подвиг столпничества; уже будучи столпником, сделался знаменит как проповедник “божественных писаний”; впоследствии был поставлен Туровским епископом (до 1169 г.) и, надо полагать, после этого в особенности много подвизался как церковный оратор и учитель. Житие сохранило свидетельство об успешном выступлении К. против ереси Владимиро-Суздальского епископа Федора, “Федорца” (о которой известно и по летописным упоминаниям). Очевидно, около 1182 г. (или раньше) К. оставил епископскую кафедру и удалился на покой в один из туровских монастырей; это ясно из того, что в 1182 г., по летописным свидетельствам, в Турове значился уже другой епископ, Лаврентий, а также из того, что молитвенный цикл (или часть его), как показывает источниковедческий анализ, создавался престарелым К. уже после оставления епископства, в одном из монастырей Турова. Житие чтит К. в первую очередь именно как выдающегося церковного проповедника, называя его вторым Златоустом. До нашего времени дошло большое число торжественных Слов и проповедей К. (Притча о душе и теле. Повесть о белоризце и мнишестве, Сказание о черноризческом чине, восемь Слов на церковные праздники — в неделю цветную, на Пасху, на Фомину неделю, в неделю жен мироносиц, о расслабленном, о слепце, на Вознесение, на собор св. отцов Никейского собора); кроме того, сохранилось Послание К. к архимандриту (с 1182 г.) Киево-Печерского монастыря Василию и целый ряд молитвенных текстов (около 30 молитв, каноны). Во всех этих произведениях К. предстает как церковный писатель высочайшего уровня. Его писания по содержанию всегда направлены к толкованию евангельских истин (будь то “Слово на Фомину неделю”, в котором автор, напоминая смысл праздника, объясняет пастве, как следует применять к себе пример апостола Фомы и поучаться от слов Христа, обращенных к нему, или же Сказание о черноризческом чине, рассказывающее о смирении, терпении, внимании к своей душе, которым проповедник стремится научить своих слушателей и читателей). Форма сочинений К. исполнена большого мастерства; он был искусным ритором, владевшим сложными уподоблениями, тонкими реминисценциями, всеми риторическими правилами украшения речи. Он писал как прямой преемник школы византийских проповедников, недаром в различных сборниках и Торжественниках его Слова помещались рядом с произведениями Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофилакта Болгарского и других знаменитых христианских учителей. Молитвы К., так же как и его слова и проповеди, органично вписываются в церковную традицию; и по содержанию, и по форме они соответствуют лучшим образцам этого жанра. В “Слове на новую неделю по Пасхе” К. так восхваляет праздник, уподобляя ликование верующих о воскресении .Христа весеннему пробуждению природы (текст в переводе): “Ныне весна красуется, оживляя все сущее на земле: бурные ветры, тихо вея, умножают плоды, и земля, семена питая, рождает зеленую траву. Весна же прекрасная — это вера Христова, которая через крещение к жизни пробуждает человеческую природу, бурные же ветры — греховные помыслы, которые покаянием обращаются в добродетели и душеполезные плоды умножают; земля же естества нашего, слово божье как семя приняв и блюдя в себе страх перед ним, всегда дух спасения рождает. Ныне новорожденные ягнята и тельцы, быстро тропы пробегая, скачут и тут же, к матерям вернувшись, радуются, да и пастухи, на свирелях играющие, с весельем Христа славят! Ягнятами именую кротких людей из язычников, а тельцами — жрецов из неверных (т. е. не христианских) стран, которые, видя воплощение Христа и (слыша) апостольское учение и чудеса, к святой церкви поспешно обратившись, молоко учения ее сосут, и учителя стада Христова, о всех молясь, Христа Бога славят, собравшего в единое стадо волков и ягнят”.

Читайте так же:  Памятник абая кунанбаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *