Хотьково монастырь адрес

Хотьковский Покровский монастырь

Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Покровский монастырь «на Хоткове» в излучине реки Пажи на Оборской горе был основан в при князе Московском Юрии Даниловиче Долгоруком и митрополите Московском святителе Петре, около начала XIV века. В 1336 году монастырь входил в состав Радонежской волости. Близость к Радонежу обусловила связь обители с великим Радонежским святым, преподобным Сергием. В Хотькове принял постриг брат Сергия, Стефан. Так как обитель была смешанной — т.е. здесь подвизались как монахи так и монахини — в монастыре сообща приняли постриг, а затем почили родители преподобного Сергия, святые Кирилл и Мария. После Куликовской битвы, на которую святой Сергий благословил русское войско, в Хотьковской обители были захоронены павшие в бою радонежские воины. Наконец, в некоторых источниках указано что и сам преподобный Сергий принял монашество в Хотькове «у Покрова.»

В 1422 году на земле Московской «был глад и зима студеная», оскудела и Покровская обитель. Но в том году были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, что послужило прославлению великого святого и оживлению Хотькова монастыря.

Женская обитель

После 1504 года, когда вышел указ о запрещении смешанных монастырей, обитель становится женской. В 1506 году великий князь Московский Василий Иоаннович назначил обители небольшую ругу — денежное и хлебное содержание. Вдобавок к этому основным занятием инокинь было огородничество, что и давало им пропитание.

В 1544 году Хотьковская обитель была приписана к Троицкому Сергиеву монастырю.

Долгое время все постройки монастыря были деревянными. В 1610 году, обитель была сожжена войсками Лжедмитрия II, 16 месяцев осаждавших Троице-Сергиев монастырь и разорявших окрестности. По окончании смуты опустошенный монастырь быстро восстановился. В 1648 году было воздвигнуто первое каменное строение обители — Покровский собор.

Синодальный период

В 1722 году монастырь посетил царь Петр I. После этого из Голландии были выписаны мастерицы, которые научили насельниц прясть тонкую нить и ткать из нее особо тонкое полотно. Монахини не только освоили ремесло, но стали украшать ткань кружевом, золотом и шелковым шитьём. Изготовляли они в основном храмовые украшения и богослужебные облачения. Свое мастерство они передавали воспитанницам из сирот, которых брали на воспитание в монастырь. Таким образом основным занятием монахинь перестало быть земледелие, вместо которого вошли золотное шитье и иконопись.

По проведении секуляризации в 1764 году обитель была определена самостоятельным третьеклассным женским монастырём. Разворачивается строительство — в 1768 году был возведен храм во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1791 году северный надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.

В XIX веке монастырь стал особенно известным. Сюда стали приходить люди, идущие в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы поклониться мощам родителей преподобного Сергия. На протяжении века строились новые храмы и здания — в 1816 году был возведен новый более обширный Покровский собор; в 1833 году выстроен храм во имя святителя Митрофана Воронежского над южными вратами; в 1834 году появилась колокольня; в 1835 году сооружены два придела в Никольском храме. Также в камне были выстроены в 1826 году богадельня на 40 престарелых сестёр; в 1879 году гостиница для богомольцев; в 1884 году церковно-приходская школа на 60 детей; в 1890 году больница на 10 коек; мастерские. В 1904 году был возобновлен Никольский храм, около того же времени были отстроены дом настоятельницы и гостиница.

С начала XIX века монастырь также стал своего рода тюрьмой или исправительным заведением для провинившихся монахинь и осужденных на монашество мирянок. До 1840-х годов монастырь был особножительным. Затем было введено общежитие, что потребовало возвести новые корпуса — Трапезный, Рукодельный, Общежительный. К концу синодального периода обитель сделалась многолюдным монашеским центром, насчитывавшим около 400 насельниц.

Ежегодно в октябре под стенами монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка, к концу синодального периода близ монастыря вырос посёлок.

Разорение

В 1918 году монастырь разграбили, в 1919 году часть зданий отдали детской колонии, а в 1921 году — официально закрыли. После этого монастырь некоторое время существовал под названием «трудовой артели кустарных изделий». В середине 1920-х годов монахини еще пытались сохранять прежний уклад, хотя большую часть зданий уже занимали службы детской колонии.

В 1928 году монашеская артель была закрыта, тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х годов закрыли продолжавшие работать монастырские храмы. В 1931 году последнюю игуменью монастыря Варсонофию арестовали и сослали. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище.

После Великой Отечественной войны в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум. Бывший поселок при монастыре вырос в город Хотьково.

Архитектурный комплекс монастыря был приведен в упадок. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, иные ценности были конфискованы, и судьба их остаётся неизвестной. Менее ценную утварь сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Здания были перестроены или разрушены. В 1930-е годы мрамор от соборов монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена «Комсомольская.» Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х годов.

Возрождение

В 1987 году местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 году Покровский собор монастыря был возвращен православной общине и возобновился как приходской храм. В 1990 году монастырские здания были возвращены Церкви.

10 июня 1992 года было принято синодальное решение восстановить монашескую жизнь в обители, определив её как ставропигиальный женский монастырь [1]. Монашеская жизнь вновь началась тут с 1 августа 1992 года, под началом игумении Олимпиады (Барановой). Новая монашеская община сложилась во многом из бывших медицинских работников.

В 1990-е годы рядом с Радонежем монастырю выделили 30 га лугов, где были условия для развития молочного хозяйства.

К 1998 году были открыты просфорня, пекарня, пошивочная и иконописные мастерские; имелось подсобное хозяйство. Для прихожан были открыты библиотека и воскресная школа. Монастырь принял попечение о доме престарелых и, по возможности, о детях психиатрической больницы в Абрамцеве. Оказывалась посильная помощь малоимущим, по праздникам — благотворительные обеды. Было возобновлено чтение неусыпаемой псалтири.

Впоследствии открылся детский приют для сирот до 8 лет. Заработала иконописная мастерская, был организован музей.

Статистика

  • 1504 — две деревянные церкви, 16 монашеских келий [2]
  • 1642 — 44 монахини [3]
  • 1764 — ко времени секуляризации имел 8 приписных деревень, более 100 сестер [4]
  • нач. XX в. — ок. 400 насельниц, монастырь владел тремя десятинами земли [3]
  • 1916 — 70 монахинь и 67 послушниц (по штату полагалось соответственно 60 и 60) [2]
  • сер. 1920-х — в «трудовой артели» ок. 160 монахинь [2]
  • ок. 1998 — более 50 сестер [3]
Покровский собор Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой.

Храмы и архитектура

Покровский собор

Деревянный соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в 1337 году, когда в обители преставились преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В то время они были погребены в трапезной части храма.

Собор стал первым зданием обители отстроенном в камне в 1644-1648 годах. Он был возведен и убран на средства царского стольника Феодора Василтевича Янова. Этот храм простоял до 1811 года.

В 1811-1816 годах вместо прежнего построили более просторный собор с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святителя Алексия Московского. Пятиглавый (однокупольный с четырьмя декоративными главками), бесстолпный собор построен в стиле классицизма, из оштукатуренного кирпича с белокаменными деталями. Стены были расписаны в 1893 году. Собор был закрыт в 1935 году, росписи забелены, использовался в хозяйственных целях. Возвращен верующим в 1989 году и вновь отреставрирован — тогда были восстановлены утраченные детали фасадов, главы, внутреннее убранство, пол из каменных плит. Иконостас и утварь были выполнены в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца Хотьковского Покровского монастыря, 2015. Фото Юрия Булкина

Никольский храм

Храм во имя святителя Николая Чудотворца был выстроен в 1765-1768 годах. Это был небольшой теплый храм. В 1835 году в нем были освящены два придела: во имя апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В 1900-1904 годах взамен прежнего был выстроен новый крупный храм на 1200 человек в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. А. Латкова. Был расписан в 1911 году артелью Сафоновых. Кирпичный собор побелен по обмазке. Храм был закрыт в середине 1920-х годов. В 1980-х годах реставрировался, на стенах сохранились незначительные фрагменты росписи.

Святые ворота и Иоанно-Рождественский храм

Трехчастные Святые ворота с северной стороны были сооружены из кирпича в середине XVIII века. В 1791 году их надстроили церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи. Двухсветный одноглавый храм с пониженными объемами алтаря и притвора завершен фронтонами, в нем сохранились балочные перекрытия. Святые ворота — единственный сохранившийся к началу XXI века памятник барокко в монастыре.

Южные ворота Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой.

Южные ворота и Митрофановский храм

Южные Водяные ворота в 1833 году были увенчаны надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского.

Колокольня

Была сооружена в 1834 году. Один из её колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 году в Москве. Колокольню разрушили в 1934 году.

Прочие постройки

Южные Водяные ворота, два двухэтажных симметричных корпуса богадельни 1826 года постройки, и две угловые квадратные башни в два яруса 1780 года образуют южный фронт монастырских стен. К началу XXI века ограда сохранилась частично.

Трапезный, Рукодельный, Общежительный корпуса были построены в середине XIX века. Кирпичные оштукатуренные здания снаружи имеют черты позднего классицизма. В корпусах — коридорная планировка. В Трапезном корпусе находились игуменские кельи.

Монастырская больница по планировке напоминает монастырские кельи. Одноэтажное с холодным мезонином рубленое здание обшито тесом и поставлено на кирпичном цоколе; прослеживаются черты архитектуры ампира.

Дом настоятельницы и гостиница — краснокирпичные двухэтажные здания с имитацией форм древнерусского зодчества — были построены в 1900-х годах по проекту А. А. Латкова.

Подворья

Настоятельницы

  • Петронида (ок.1604)
  • Евфимия (Королевинская) (упом. сентябрь 1641)
  • Иулия I (ок. 1689)
  • Феодосия (Куличкина) (9 сентября 1692 — ?)
  • Марфа
  • Иулия II
  • Мариамия
  • Анфиса (Шишкова) (1715 — 1720)
  • Ираида
  • Клеопатра
  • Евграфа
  • Иринарха (Латышева) (1723 — ?)
  • Максимилла (Юшкова)
  • Илария
  • Феодосия
  • Марфа
  • Анфия (Грушевская) (1763)
  • Македония (Борисова) (кон. XVIII в.)
  • Маргарита (Афанасьева) (кон. XVIII в.)
  • Ксанфиппа (Тихонова) (кон. XVIII — нач. XIX вв.)
  • Евпраксия (Коротаева) (1809 — 1848)
  • Магдалина (Шигарева) (1848 — 1852)
  • Вера (Львова) (1855 — 1858)
  • Антония (1858 — 1866)
  • Филарета I (1866 — 1871)
  • Варсонофия (Мережковская) (1871 — 1895)
  • Филарета (Меркурьева) (7 июня 1895 — 1905)
  • Никандра (? — до 1918)
  • Варсонофия (Евдокимова) (1918 — 1921 (1928))

  • Герман (Хапугин) (15 января 1989 — 10 июня 1992) настоятель прихода
  • Олимпиада (Баранова) (с 1992)
  • Святыни

    • Мощи прпп. родителей святого Сергия, Кирилла и Марии Радонежских
    • Список Хиландарской иконы Божией Матери «Млекопитательницы-Типикарницы» — дар от сербского народа патриарху Алексию II; в октябре 2008 года, в день 700-летнего юбилея, передан в Хотьков монастырь [5]

    Использованные материалы

    • Житие и акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским Хотьковским чудотворцам, Свято-Покровский Хотьков монастырь, 1998, 34-36.
    • Покровский Хотьков монастырь обитель родителей преподобного Сергия, Издание Покровского Хотькова монастыря, Москва 2008, [приложение] с. 193
    • Страница информационного сайта Сергиево-Посадского района:
      • http://www.sergiev-posad.ru/tyrizm/attraction/?id=17558
    • «Покровский Хотьковский монастырь, Россия,» страница частного сайта Анны и Павла Попковых Biancoloto:
      • http://www.biancoloto.com/hotkovo/hotkovo.html (фото)

    [3] Житие и акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским Хотьковским чудотворцам, Свято-Покровский Хотьков монастырь, 1998, 34-36.

    В жизни Хибиногорского монастыря новая точка отсчета

    «Запомните этот день: отсюда начинается отсчет полноценной жизни этого монастыря, его активное созидание». Эти слова митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан произнес в Хибиногорском монастыре 21 июля, в день Казанской иконы Божией Матери.

    Исполнить замысел Всевышнего

    Этот единственный на Кольском полуострове и вообще на Севере Европы женский монастырь основан 14 лет назад. Но так сложилось, что за все это время здесь не появилась сестринская община, игуменья Акилина оставалась единственной насельницей. Теперь же прибыли три монахини, одна из них будет исполнять обязанности настоятельницы. Прежняя игуменья отправилась на покой и осталась жить в монастыре.

    В проповеди, последовавшей за службой и крестным ходом, владыка Митрофан отметил особое значение для всех верующих и земли Русской заступничества Божией Материи, а также особую роль монастырей, где человек может попытаться исполнить замысел Всевышнего о себе. Божия Матерь, соединившая два естества — от Бога и от человека, является, по словам патриарха Кирилла, Воеводой монашествующих. Вполне естественно, а если говорить церковным языком, то промыслительно, что новая точка отсчета совпала с праздником Богородицы.

    Сначала прошли стажировку

    Владыка прямо на проповеди представил монахинь, которые отныне будут составлять сестричество Хибиногорского монастыря и налаживать его полноценную жизнь.

    — Сестры отбирались в течение моего служения епископом на Североморской кафедре, мы готовили их и три месяца назад отправили по благословению архиепископа Феогноста, который заведует монастырями и монашеством в управлении Московской патриархии, в Зачатьевский монастырь, — пояснил чуть позже «Мурманскому вестнику» владыка Митрофан. — Это древняя обитель, рядом с храмом Христа Спасителя. Там замечательная игуменья Иулиания, которая создала, можно сказать, образцовый женский монастырь, и их территория используется для таких стажировок.

    Туда и отправились монахини Митрофания, которая в течение десяти лет была келейницей владыки (тогда еще иеромонаха, во время его служения в Варзуге), и Таисия, принявшая постриг уже в Североморской епархии. Там они познакомились с сестрой Фаддеей — опытной монахиней, которая пострижена18 лет назад. Она попросилась поехать с ними.

    Сестра Митрофания будет исполнять обязанности настоятельницы. Утвердить ее на этом посту может только Священный Синод, предположительно это произойдет осенью.

    По молитве и жизнь

    — Активная жизнь монастыря — это жизнь молитвенная, — уточнил в беседе с «МВ» владыка Митрофан. — Изначальный смысл монастыря — уединиться для молитвы, так заведено с IV века, когда в Римской империи церковь стала государственной. И сейчас главная задача — это не хозяйственные дела — завести скотину или наладить производство свечей. Монастырь растет по результатам молитвы. Насколько в нем сильна молитва, настолько в него как пчелы на мед начинают собираться люди: послушники, монахи, паломники, прихожане — все туда хотят. Если этого нет, никаким калачом не заманишь.

    По словам митрополита, Хибиногорский монастырь — уникальное место, и оно должно быть очень востребовано.

    — Уж как наши паломницы любят ездить в Трифонов-Печенгский монастырь, но я думаю, в женский монастырь они будут ездить еще с большей охотой, — в частности, сказал он. — Вообще каждая женщина должна в будущем примерять на себя подобное развитие событий, иметь такую светлую мечту — в конце жизни посвятить себя Богу, заняться молитвой — не только о себе, но и о тех, кто останется в миру, в первую очередь родственниках. Счастливы те, у кого в роду есть монахиня.

    Казанский образ Божией Матери значим для любого верующего человека, ведь он связан с многочисленными избавлениями страны от смертельной опасности — от польской интервенции в XVII веке до Великой Отечественной войны. И для владыки Митрофана он также имеет особое значение. Его прадед был управляющим дворцом великого князя Михаила Александровича Романова и спас Казанскую икону (подарок императорскому дому монахов Площанской пустыни в 1888 году), когда революционные матросы громили здание. Эту икону потомки царского слуги берегли много лет. И, по словам митрополита, она сохранила их всех во времена гонений. Сейчас икона пребывает в Серафимовской церкви Санкт-Петербурга, в ограде которой упокоены герои-подводники и «Курска», и нынешней катастрофы.

    От начала мира в бесконечность

    Хибиногорский монастырь стоит наособицу, у склона горы Юкспор, на вершине которой, кстати, установлен поклонный крест.

    — Здесь особая тишина и особая красота. Всегда жаль уходить отсюда после службы, хочется подольше остаться, — говорит апатитчанка Любовь Константинова.

    Когда-то власти выселили Казанский храм из города. Прежний, расположенный почти в центре, снесли, а новый «благословили» подальше от глаз, в поселке Юкспорйоке, в бывшем жилом доме. Кстати, он примечателен еще и тем, что значительную часть убранства составляют иконы спецпереселенцев.

    — За каждой из них — судьба, трагедия и вера, это великое сокровище, — так сказал об этом митрополит.

    В любом случае вышло все вполне промыслительно — монастырю и подобает уединение. Здесь, как нигде, ощущается тот поток жизни во Христе, о котором также говорил митрополит Митрофан:

    — Мы в потоке жизни во Христе, в Церкви это называется Преданием. И мы все уходим в это Предание, и наши жизни, наша история — это Предание. Оно идет от начала мира и уходит в бесконечность.

    Опубликовано: Мурманский вестник от 31.07.2019

    • дороги
    • спутник
    • гибрид

    Монастырь основан 20 апреля 2005 года в Кировске Мурманской области по решению Священного Синода. Монастырь был преобразован из прихода Казанской иконы Божией Матери по прошению Преосвященного архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона. Храм Казанской Божией Матери был построен в Кировске в советское время — в 1946 году. По состоянию на 2005 год, в монастыре находились только настоятельница Акилина (Энгельман) и одна послушница, а также штатный священник храма иерей Георгий Звонцов.

    Прежде самым северным женским монастырем считалась Скоропослушническая обитель в Приполярье, в г. Печоре Республики Коми. Теперь на Русском Севере появилась обитель и за Полярным кругом. 20 апреля 2005 г. решением Священного Синода учрежден Хибиногорский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Кировске Мурманской области.

    Возглавила обитель м. Акилина (Энгельман), принявшая постриг несколько лет назад. Новый монастырь призван продолжить традиции женского благочестия в этом суровом крае. До сих пор мурманчане помнят о подвижничестве схимонахини Херувимы (Александры Куршевой), много лет подвизавшейся в Свято-Никольском соборе г. Мурманска и препятствовавшей его закрытию в советское время. Помнят и монахиню Евдокию (Волкову) из ссыльных, которая была первой старостой Казанского храма Кировска. Именно этот храм и стал престольным для нового монастыря.

    Открытие обители стало возможным после того, как в конце прошлого года в Кировске освятили церковь Спаса Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Редкий случай — появилась она здесь в самый пик гонений на Православие, 75 лет назад. В ту пору сюда, в Хибинские горы, со всей страны согнали десятки тысяч репрессированных. Возводя знаменитый ныне индустриальный гигант «Апатит», они построили для себя и каменную церковь. Власти молиться в нем не разрешили, и верующим приходилось ездить за 23 километра в деревянный Казанский храм. Теперь же надобность в этом отпала, просторные его помещения займут монахини.

    Читайте так же:  Монастырь в городе дзержинском

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *