Храм мученицы татианы при мгу

Храм святой мученицы Татианы — православный храм, имеющий статус Патриаршего подворья; домо?вый храм Московского университета. Располагается в правом флигеле [1] старого здания Московского университета, напротив Манежа, на углу улиц Большой Никитской и Моховой.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Храм в XVIII и XIX веках
    • 1.2 Закрытие храма
    • 1.3 Возвращение и восстановление храма
    • 1.4 Современная ситуация
  • 2 Настоятели
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Храм в XVIII и XIX веках Править

12 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. Так как в этот день праздновалась память мученицы Римской Татианы, её день памяти — Татьянин день — стал впоследствии днём рождения университета, а позднее и всеобщим «студенческим днём».

Поиски домовой церкви для Московского университета начались сразу после его открытия. По-видимому, некоторое время домовым храмом университета был находившийся в XVIII веке напротив университетского дома на Красной площади Казанский собор, где в день инаугурации университета 26 апреля ( 7 мая ) 1755 был совершён по этому случаю торжественный молебен. В 1757 директор университета Иван Мелиссино обратился в Святейший правительствующий синод с просьбой передать университету церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду и Воскресенскую церковь на Охотном ряду. В 1784 году возникла мысль о строительстве университетского храма на месте обветшавшей церкви Дионисия Ареопагита на Никитской улице. Вопрос об устроении храма был окончательно решён после начала строительства главного корпуса Московского университета на Моховой [2] .

Церковь во имя святой мученицы Татианы [3] освятил 5 ( 16 ) апреля 1791 года митрополит Платон, который произнёс слово на текст «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» [4] [5] .

Из проповеди митрополита Платона на освящении храма:

Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною; одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается.

Императрица прислала в подарок университетской церкви к заутрене Светлого Христова Воскресения полную ризницу.

В 1812 году храм сгорел вместе с основными зданиями Университета.

В сентябре 1817 года университетским домовым храмом временно (до 1837 года) стала верхняя церковь соседнего храма Георгия на Красной Горке [6] .

В 1833 году для университета была приобретена усадьба Пашковых, расположенная на углу Моховой и Никитской улиц.

В 1833—1836 годах архитектор Евграф Тюрин перестроил главный усадебный дом в Аудиторный корпус (так называемое «новое здание» университета), левый флигель — в библиотеку, а манежную часть, где в 1805—1808 годах давала спектакли труппа сгоревшего Петровского театра — в Университетскую церковь.

12 сентября 1837 года митрополит Московский Филарет освятил домовую церковь университета в присутствии министра просвещения С. С. Уварова. Строка из проповеди святителя Филарета — «Приступите к Нему и просветитеся» — была выложена на иконостасе, над Царскими вратами. Эта же надпись была выложена на фронтоне здания церкви, выходящего на Моховую улицу. Первым настоятелем домовой церкви стал протоиерей Пётр Терновский.

В 1908 здание университетской церкви было отреставрировано, в 1913 на храме был установлен деревянный четырёхконечный крест, а по фронтону сделана надпись вязью «СВ?ТЪ ХРИСТОВЪ ПРОСВ?ЩАЕТЪ ВС?ХЪ» [7] .

Настоятели университетской церкви согласно Уставу 1835 занимали в Московском университете особую кафедру богословия, поставленную вне факультетской структуры (протоиереи Пётр Терновский, 1835—1858; Николай Сергиевский, 1858—1892; Николай Елеонский, 1892—1909; Николай Боголюбский, 1909—1918). В конце февраля 1852 года в университетской церкви происходило отпевание Николая Гоголя, гроб с телом которого несли на руках его друзья, профессора университета. В начале октября 1855 года здесь отпевали Тимофея Грановского, в 1879-м — Сергея Соловьёва, в 1896-м — Александра Столетова, в 1911-м — Василия Ключевского и многих других профессоров Московского университета. Здесь в 1892 году крестили дочь профессора Ивана Цветаева, будущую поэтессу Марину Цветаеву [7] .

Закрытие храма Править

В январе 1918 года декретом Совнаркома Церковь была отделена от государства и школа — от Церкви.

10 августа 1918 года вышло постановление Наркомпроса о ликвидации домовых церквей при учебных заведениях, после чего Татьянинский храм был закрыт. В августе ректору университета было подано заявление от 175 прихожан «с просьбой возбудить ходатайство о признании этого храма приходской церковью Университетского района».

8 июля 1919 года вышло постановление СНК о закрытии Университетской церкви. В ночь с 17 на 18 июля 1919 года были удалены икона и буквы надписи на фронтоне здания. 24 июля в алтарь церкви были помещены предметы, признанные «имеющими историко-художественное значение», впоследствии переданные музейному отделу Наркомпроса. Иконы и утварь, не заинтересовавшие музейный отдел, были переданы в церковь Георгия Победоносца на Красной горке [8] .

3 октября 1919 года община университетского прихода была причислена решением Московского епархиального совета к Георгиевской церкви на Красной Горке.

В помещении церкви был устроен читальный зал: в храме были поставлены книжные шкафы юридического факультета. На фронтоне здания сделали новую надпись «Наука — Трудящимся» [9] .

Читайте так же:  Первый русский храм на руси

В 1922 году в здании церкви был открыт студенческий клуб.

6 мая 1958 года актриса Александра Яблочкина открыла в здании церкви Студенческий театр, который продолжал находиться здесь до 22 января 1995 года [10] .

Возвращение и восстановление храма Править

25 января 1991 года в здании церкви патриарх Алексий II отслужил молебен с акафистом мученице Татиане.

Осенью 1992 года профессор МГУ Григорий Любимов выступил на презентации Свято-Тихоновского Богословского института с предложением воссоздать домовую церковь святой Татианы.

20 декабря 1993 года учёный совет МГУ принял решение «О восстановлении в прежнем виде архитектурного памятника на ул. Герцена, д. 1, о воссоздании в этом здании православной домовой церкви Московского университета и размещении в других помещениях этого здания музейных экспозиций МГУ».

10 апреля 1994 года в Казанском соборе состоялось освящение иконы святой Татианы, которая была позднее перенесена в Университетский храм. 27 апреля патриарх Алексий II указом № 1341 учредил Патриаршее подворье в Татианинском храме.

С мая 1994 по январь 1995 года происходило противостояние церковной общины и Студенческого театра МГУ. По словам иеромонаха Симеона (Томачинского), «в процессе открытия Татьянинского храма и общения с людьми мы поняли, как много в МГУ православных, церковных людей, особенно среди наших преподавателей и даже среди студентов. Это сейчас православие — общепризнанное, можно даже сказать, модное течение, некий мэйнстрим, а тогда открыто назвать себя верующим было в определённом смысле вызовом. Но в ходе сбора подписей на разных факультетах выяснилось, что таких людей не так уж мало» [11] .

22 января 1995 года, в день памяти святителя Филиппа здание было возвращено Церкви. С первого месяца существования храма святой мученицы Татианы начали издавать газету православного студенчества «Татьянин день» (с 2007 года выходит в электронном виде — сайт Татьянин день). 23 апреля впервые после 77-летнего перерыва Божественная литургия прошла в верхнем храме. 6 мая, в день святого Георгия Победоносца, на храме вновь установили деревянный крест. 16 июня 1995 года состоялось первое венчание (в нижнем храме). 29 декабря две частицы мощей от десницы святой Татианы, почивающей в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, были привезены в Университетскую домовую церковь: одна частица была вставлена в икону святой мученицы, а другая — положена в ковчежец.

В 1996 году частица мощей святителя Филарета Московского была передана в храм студентами Московской духовной академии и семинарии, участвовавшими в обретении этих мощей в Троице-Сергиевой лавре.

В декабре 1997 года храму пожертвована икона Божией Матери «Прибавление ума».

В 1998 году, в Неделю всех святых, в земле Русской просиявших, освящена наружная мозаичная икона мученицы Татианы на фасаде храма.

30 сентября 1998 года был подписан утверждённый патриархом Алексием II договор о передаче в храм святой мученицы Татианы иконостаса храма преподобного Серафима Саровского, привезенного в Москву из Нью-Йорка протопресвитером Александром Киселёвым. В декабре 1998 года началась издательская деятельность храма.

В 1999 году в алтаре храма установлена мозаичная икона Воскресения Христова.

2 декабря 2000 года в цокольном этаже освящён нижний храм — во имя святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. В 2000 году в цокольном этаже храма сооружена и освящена крестильня для совершения таинства Крещения над взрослыми полным погружением. В алтаре храма установлены четыре мозаичные иконы: святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Мирликийского.

В 2001 году на аттике храма восстановлена установленная в 1913-м надпись. В верхнем храме во имя святой Татианы установлено пятиярусное паникадило.

В 2002 году над аттиком храма восстановлен в исторических формах литой бронзовый крест. В канун Рождества Христова ректор МГУ Виктор Садовничий подарил храму ценные напрестольное Евангелие, дарохранительница, потир и иные украшения на престол.

26 января 2003 года в иконостасе храма установлен новый праздничный чин.

Современная ситуация Править

Ныне действуют верхний храм (освященный во имя св. мц. Татианы) с приставным престолом и нижний храм во имя митрополита Московского и Коломенского свт. Филарета.

Церковь Спаса Нерукотворного на Дороге жизни или на Румболовской горе

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид
  • Статьи (3)
  • Комментарии (0)

Нерукотворного Образа церковь в Всеволожске. Открыта памятная доска в честь её устроительницы — княгини Елены Васильевны Всеволожской (урожденной Кочубей). Мраморную плиту с изображением благотворительницы освятил настоятель храма, благочинный Всеволожского округа протоиерей Роман Гуцу. Отец Роман отметил, что храм был создан по благословению митрополита Антония (Вадковского) на месте, которое шведы и русичи осваивали сотни лет. «Недавно прошло празднование 45-летия Всеволожка, но это поселение значительно старше», — отметил он. Храм, по мнению священника, не случайно находится на богоустроенной в фашистскую блокаду Дороге жизни, он призван напоминать слова Спасителя: «Аз есмь путь, истина, и жизнь». Крестоходцы сделали остановку за алтарной частью храма у могилы его первого настоятеля протоиерея Петра Фурсова и совершили заупокойную литию.

Читайте так же:  Храм в сокольниках иконы

В 1898 году сразу после кончины Павла Александровича Всеволожского его жена приспособила под храм-усыпальницу одиноко стоящее здание на окраине усадебного парка. Нехарактерная для православных церквей восьмигранная форма здания напоминает о том, что оно было возведено задолго до превращения в святыню, при владычестве в этих местах шведов в XV-XVI веках. В 1901 году церковь была освящена, через пять лет скончалась и сама княгиня. Ее прах упокоился рядом с гробницей мужа.

После Октябрьской революции храм закрыли, а над семейным захоронением Всеволожских надругались. Гробы вынесли из склепа и оставили в открытом виде. Кощунство продолжалось до тех пор, пока несколько финских девушек из соседней Романовки не захоронили останки на лютеранском кладбище у Румболовской горы. В 1989 году старейший храм Всеволожска был передан православной общине.

Освящен 29 августа 1899 года. В октябре 1931 года храм закрыт. Возвращен Церкви в 1989 году, действует с 1990 года. Повторно освящен священническим чином 24 ноября 1991 года. Храм – памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством.

В северной части города Всеволожска живописной грядой протянулись с севера на юг Румболовские высоты. На самой вершине зеленого массива, среди вековых елей и сосен старинного парка, в бывшем имении Всеволожских Рябове, стоит небольшой красно-кирпичный храм. Инициатором строительства стала супруга князя Всеволожского Елена Васильевна, урожденная княгиня Кочубей.

Павел Александрович Всеволожский — статский советник, почетный мировой судья и предводитель дворянства Шлиссельбургского уезда, был одним из устроителей Ириновской железной дороги, скончался в праздник Спаса Неруктворного Образа 16/29 августа 1898 г. В память о супруге было решено построить в родовом поместье храм — усыпальницу. 6 марта 1899 г. Елена Васильевна получила благословение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) на сооружение над могилой мужа каменной церкви. Освящен храм 16/29 августа 1901 г. во имя Спаса Нерукотворного Образа и был приписан тогда к церкви Преображения Господня в Ириновке.

Воздвигнутый храм был просторным, состоял из одного восьмигранного зала вместимостью до 500 молящихся, небольшого алтаря и открытого притвора. Стены сложены из лицевого кирпича и прорезаны высокими стрельчатыми окнами, имеющими с внутренней стороны ниши, а с наружной изображения высеченных восьмиконечных крестов. Над стенами возвышалась шатровая кровля, придававшая всему облику строения романтический вид. Внутреннее убранство было скромным: иконостас, одноярусный трехчастный, состовлял в длину 9, а в высоту 2,8 метра. Деревянные резные столпы иконостаса соединялись между собой 12 аркадами, в каждой из которых помещались писаные иконы. В нижней части храма помещалась усыпальница Всеволожских (в 1906 г. рядом с мужем была погребена Елена Васильевна), куда из основного церковного зала вела лестница, расположенная возле южной стены храма. Над их могилой под алтарем храма было сооружено белое мраморное надгробие — плита, над которой возвышалось Распятие Спасителя, и горела неугасимая лампада. Пол усыпальницы был выстлан мраморными плитами.

Богослужения в храме совершались только в большие праздники, по субботам и воскресеньям. Первым настоятелем церкви был священник Петр Фурсов, похороненный в 1910 г. за алтарем храма. Над его могилой вплоть до 1941 г. стоял крест. Непродолжительное время настоятелем храма служил о. Василий Климов, перед самой революцией его дело продолжил прот. Александр Васильевич Логиневский. В 1921-22 гг. настоятелем храма был игумен Селафиил — удивительный монах, хорошо запомнившийся прихожанам. В 1922-28 гг. его сменил о. Иулиан, священник, художник, часто писавший этюды в окрестностях Рябова. Последним настоятелем храма был о. Иоанн (Предтеченский), живший с семьей в Петергофе и приезжавший служить в праздники и воскресные дни. В 1928-30 гг. в Рябовском храме неоднократно служил архиерей, очевидно, епископ Шлиссельбургский Григорий, новомученик.

Князья Всеволожские Василий Павлович и его супруга Лидия Филипповна оказывали большое внимание содержавшемуся за счет имения храму. С 1899 по 1917 гг. В.П. Всеволожский бессменно состоял церковным старостой и вместе с супругой заботился о благолепии церкви. После февральской революции 1917 г. наступает период постепенного разорения храма. Весной того же года Василия Павловича арестовали, но вскоре выпустили на свободу; в августе он отправился на фронт, где служил до 1918 г. военным хирургом. Лидия Филипповна, стремясь сохранить свой журнал «Нива», остается в Петрограде, переживает разгром усадьбы и в начале 1919 г., вместе с вернувшимся с фронта мужем, покидает страну.

В 1918 г. в Рябовском имении была организована пролетарская коммуна. К 1919 г. она настолько ослабела, что одна часть территории была передана воинской части, а другая — финской сельскохозяйственной школе (1923 г. — техникум). Изменилась и жизнь храма: не имея пожертвований и поддержки от бывших владельцев Всеволожских, он управлялся церковной «двадцаткой» из числа преданных прихожан, председателем которой стал Дмитрий Иванович Безбородов, служивший прежде у Всевеложских.

Читайте так же:  Никольский храм в пскове

Последняя архиерейская служба в храме была совершена 16/29 июля 1930 г. Круг верующих людей, преданных храму, становился все уже. В последствии был арестован и сослан регент церковного хора Павел Назарьевич Кривошеин, отец 12 детей. В октябре 1931 г. церковь закрыли, всю утварь и колокола звонницы увезли в Ленинград. Тогда же, поздней осенью была осквернена усыпальница Всеволожских. Гробы вынесли из склепа и бросили в открытом виде на улице. Весной 1932 г. финские девушки, жительницы Романовки и Румболова, шедшие после Пасхи из лютеранской церкви, тайком предали останки Всеволожских земле на краю финского кладбища близ Рябовской кирхи. По православному обычаю поставили два креста, однако вскоре их уничтожили, а могилу сровняли с землей.

Судьба храма после закрытия печальна. В 1930-х гг. в нем был склад зерна, затем школа младших лейтенантов, в войну клуб, позже располагалась станция горюче-смазочных материалов. С 1960 г. храм пустовал, пока не изменилась его судьба к лету 1988 г. В год 1000-летия крещения Руси городские власти Всеволожска передали здание православного храма в аренду для устройства кафе.

Вскоре образовалась православная община церкви Спаса Нерукотворного Образа, получившая благословение Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) на восстановление храма. Обращаясь к властям, он писал, что, учитывая местонахождение храма, его можно использовать «в качестве мемориального храма, где возносились бы молитвы о павших на поле брани вождях и воинах, жителях нашего города в блокаду скончавшихся и на Дороге Жизни погибших». Летом 1989 г. местные жители начали приводить в порядок здание церкви, убирать мусор из полуразрушенной усыпальницы. Ко дню Престольного праздника 16/29 августа 1989 г. Дмитрий Амбарцумов (митрофорный протоиерей) при большом стечении молящихся отслужил панихиду, затем состоялся Крестный ход на воинское кладбище. 29 декабря 1989 г. храм во имя Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни был передан православной общине. Богослужения в нем стали регулярными, начиная с праздника Светлого Христова Воскресения, пришедшегося в 1990 г. на 13 апреля, когда настоятелем церкви прот. Игорем Скопцом в стенах возрождающегося храма была совершена первая Божественная Литургия.

Воссоздание храма осуществлялось на народные пожертвования по проекту архитектора В.Е. Жукова. Новый иконостас взамен утраченного сооружался по проекту, выбранному Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном из числа типовых проектов иконостасов начала XX в. Размещение в храме православных святынь осуществлялось по мере их приобретения на пожертвования прихожан. Чин полного освящения восстановленного храма состоялся 24 ноября 1991 г . и был приурочен к 50-летию Дороги Жизни. К этому дню заводом «Русский дизель» была сооружена металлическая звонница и на нее подняты колокола. Самый большой из них, литый в Валдае в 1900 г., был пожертвован в храм Командующим Ленинградским военным округом В.Ф. Ермаковым к Святой Пасхе 1989 г. В 1993 г. в память о защитниках, погибших на Дороге Жизни, у церкви установлены мемориальные доски с именами 187 железнодорожников Ленинград-Финляндского узла, осуществляющих перевозки в 1941-1944 гг.

С информационных стендов около храма

Контактная информация

Храм во имя Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни

Храм во имя Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни был передан православной общине в 1989г. Воссоздание храма осуществлялось на народные пожертвования, большой вклад в восстановление святыни внесли настоятель храма протоиерей Игорь (настоятель храма 1991-2003гг.) и супруги М.М.Реннер и Л.Н.Свешникова. Богослужения в возрождающемся храме стали регулярными.

В 2003г. настоятелем храма был назначен благочинный Всеволожского района протоиерей Роман. Продолжаются работы по восстановлению храма и организации жизни прихода. Уже сейчас радует глаз благоустроенная территория и благоукрашенное убранство храма. Значительно активизировалась жизнь прихода: совершаются многочисленные паломнические поездки по святым местам Санкт – Петербурга и Ленинградской области, а также дальние поездки в другие епархии. Живет и действует детская воскресная школа, поет детский хор, выпекаются просфоры, осуществляется окормление детского реабилитационного центра и социального центра пенсионеров. Большой популярностью пользуются воскресные духовные беседы за чашкой чая для всех желающих. С мая 2007 года звонят колокола новой колокольни, благовествуя о Православии.

На сегодняшний день внешний вид храма немного изменился. За последние годы заменили кровлю, теперь она медная, установили барабан и купол в виде луковки, почистили и позолотили крест. На территории построили часовню во имя святого Пророка и крестителя Господня Иоанна и церковную лавку.

Совершить виртуальную прогулку возле храма во имя Спаса Нерукотворного Образа можно тут .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *