Храм рождества пресвятой богородицы спб

Це?рковь Рождества? Пресвято?й Богоро?дицы — православный храм в посёлке Александровская города Сестрорецка. Курортный район Санкт-Петербурга.

Православная церковь
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Вид на церковь с северо-востока

Храм Рождества Пресвятой Богородицы
60°03?07? с. ш. 29°58?43? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Сестрорецк, проспект Красных Командиров / 5-я Линия
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Благочиние Курортное
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль северный модерн
Автор проекта А. Е. Шретер
Основатель Е.П. Литовка
Первое упоминание 2002 год
Дата основания 2004 год
Строительство 2004—2005 годы
Состояние действующий храм
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура, убранство храма
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Храм построен по инициативе жителей посёлка Александровская, среди которых одним из самых активных был почётный гражданин города Сестрорецка Литовка, Евгений Петрович. Церковь была заложена в 2004 году и строилась при содействии ведущих предприятий Курортного района и санатория «Сестрорецкий Курорт» на пожертвования частных лиц (среди них — оперная певица И. П. Богачёва, балерина И. А. Колпакова).

Первое богослужение в храме состоялось 21 сентября 2005 года, в престольный праздник.

Храм построен по проекту авторского коллектива «Петербургского Архитектурного Товарищества» под руководством молодого архитектора Александра Евгеньевича Шретера [1] . Сам храм занесён в Белую книгу Санкт-Петербурга, как достопримечательность города.

Внешний облик храма творчески переосмысливает опыт церковной архитектуры, характерной для северного модерна. Каменный штукатуренный храм белого цвета снаружи украшен объёмными мозаичными иконами. Церковь увенчана шлемовидным куполом.

Внутри храм выкрашен белой краской. Иконостас и киоты деревянные, резные. Иконостас пятиярусный, расписанный в традиционно русском стиле.

Среди почитаемых святынь: частица Животворящего Креста Господня и список чудотворной Киккской иконы Божией Матери «Милующая», подаренный храму греками-киприотами из монастыря Киккос. Кроме тго, в храме находится ковчег с мощами святых.

Рядом с храмом благоустроенный сквер с детской площадкой [2] .

Чётки (от др.-рус. чьт? — «считать, читать, почитать») — шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. Во многих религиях — индуизме, исламе, христианстве и буддизме — используются для счёта прочитанных молитв или иных ритуальных действий, сохранения внимания и концентрации, задания ритма и т. п.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Материалы
  • 3 Конструкция чёток
    • 3.1 Нить
    • 3.2 Разделители
    • 3.3 Привески
  • 4 Функции чёток
  • 5 Символическое значение чёток
  • 6 Способы ношения чёток
  • 7 Чётки в буддизме
    • 7.1 Тантрический буддизм
  • 8 Чётки в индуизме
  • 9 Чётки в исламе
  • 10 Чётки в христианстве
    • 10.1 Католичество
      • 10.1.1 Францисканцы
      • 10.1.2 Ирландия
      • 10.1.3 Баски
    • 10.2 Православие
      • 10.2.1 Старообрядчество
    • 10.3 Англиканство
    • 10.4 Лютеранство
  • 11 Чётки в бахаизме
  • 12 Чётки в сикхизме
  • 13 Чётки в неоязычестве
  • 14 Нерелигиозное использование чёток
  • 15 Разновидности и варианты названия чёток
  • 16 Чётки в культуре и искусстве
    • 16.1 Пословицы и поговорки
    • 16.2 Музеи и коллекции чёток
  • 17 Личности, связываемые с чётками
  • 18 Интересные факты
  • 19 Примечания
  • 20 Литература
  • 21 Ссылки

Древнейшие из известных чёток были созданы во II тысячелетии до нашей эры в Индии.

Чётки-вервица представляли собой кусок верёвки. При изготовлении прочих узелковых чёток могут применяться различные шнуры или нити, например, брояница традиционно изготавливается из овечьей шерсти. Лестовка чаще всего делается из кожи с внутренностью валиков-«бобочков» («ступеней») из бумаги. Зёрна чёток могут изготавливаться из различных материалов: дерева различных пород — кипариса, можжевельника, бука, сандала и др.; минералов, в том числе самоцветов и драгоценных камней — горного хрусталя, янтаря, нефрита, яшмы и др.; жемчуга, коралла, кости, стекла, керамики, металлов, пластмасс, плодов и семян различных растений — лотоса, дерева бодхи, рудракши и др.

Нить Править

Последователи Ваджраяны (тантрического буддизма) используют чётки с нитью, образованной из пяти разноцветных волокон: синего, зелёного, белого, красного и жёлтого цветов, которые символизируют пять элементов, лежащих в основе видимого мира (пространство, воздух, вода, огонь и земля).

Разделители Править

В индуизме чётки со 108 зёрнами чаще всего имеют разделители-привески после 36-й и 72-й бусин (либо отличающиеся от прочих 36-я и 72-я бусины).

В старообрядческой лестовке три первых и три последних «ступени» отделяются от прочих бобочков плоским участком кожаной полосы, а группы в 12, 38, 33 и 17 бобочков разделены более крупными («великими») «ступенями».

Привески Править

Соединённые в кольцо чётки часто дополняются каким-либо элементом.

В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина — знак Будды.

В традициях кришнаизма одна бусина имеет кисточку, символизирующую Кришну с павлиньим пером в волосах.

Во многих традициях на свободных концах чёток оставляют несколько бусин, которые используются в качестве счётчиков полностью отчитанных чёток.

Христианские чётки часто имеют в своём составе крест, медальон и (или) кисточку. Старообрядческая лестовка имеет на месте соединения концов ленты привеску в виде четырёх обшитых треугольников, в которых в старой традиции находилось семь счётных передвижек.

  • счётное приспособление:

По зёрнам, узлам, валикам или иным составляющим чёток производится счёт прочитанных молитв, мантр, совершённых поклонов и тому подобных ритуальных действий. При делении зёрен или иных счётных элементов чёток на группы (особенно неравные, как, к примеру, на лестовке), становится проще отсчёт большого набора чисел. Применение привесок-счётчиков делает возможным счёт больши?х чисел, на счётчике откладывается число полностью отсчитанных чёток. То есть счётчик является следующим регистром при передаче чисел в системе счисления с основанием, равным числу зёрен в кольце чёток.

  • напоминание:

Чётки сами по себе являются напоминанием о молитве, а соединённые в кольцо — о непрерывной молитве. Устройство чёток иногда согласовано с молитвенным или иным ритуальным правилом, то есть число зёрен диктует последовательность слов и (или) действий.

  • задание ритма:

Молитвенные правила, медитативные практики и иные ритуальные действия, совершаемые с использованием чёток, требуют соблюдения определённого ритма, который задаётся и поддерживается перебиранием чёток.

  • сохранение концентрации:

Перебирание чёток позволяет практикующему сохранять внимание, бороться с утратой концентрации и сном. Так, к примеру, непрестанное повторение Иисусовой молитвы без счёта, практикуемое в исихазме, предполагает необходимость сохранения внимания, в частности, чёткость текста молитвы, что облегчается ритмичным перебиранием чёток. Каждое зерно возвращает внимание верующего к молитве.

  • символизм:
Читайте так же:  Puzzleit тег храмы

Конструкция и форма чёток, число элементов, материал, цвет, способ ношения и использования наделяются в различных учениях разными символическими смыслами. Наиболее часто чётки связываются с цикличностью и бесконечностью, со связью и преемственностью, с венком (венцом), лестницей в небо.

  • отличительный знак:

По виду чёток можно делать выводы о принадлежности их владельца к той или иной ветви учения, о степени его подготовки.

В некоторых практиках чётки из различных материалов наделяют способностью излечивать те или иные недуги. Кроме того, мелкая моторика пальцев, перебирающих чётки, может помочь при лечении болезней суставов.

В католицизме чётки-розарий символизируют венок из роз, который во время молитвы символически преподносится в дар Богородице и Иисусу Христу.

Вайшнавы ассоциируют 108 бусин чёток со 108-ю главных гопи Вриндаваны, 109-я Головная Бусина символизирует Кришну.

В зависимости от размера чёток и традиций возможны различные способы ношения. Специальные короткие чётки с небольшим числом зёрен или узлов (так называемые перстные чётки) надеваются на палец. Более длинные, такие как традиционная брояница, надеваются на запястье. Католические чётки-розарий часто носятся в руках, наматываясь на одну из рук, при необходимости вставляются за пояс (ремень) или убираются в карман. Можно носить чётки в специально сшитом мешочке — «scapula», который может быть украшен вышивкой, на нём могут быть написаны тексты молитв или изображены святые.

Традиционный способ носить длинные чётки — надевать на шею в виде ожерелья:

…Он себе на шею чётки
Вместо шарфа навязал,
И с лица стальной решётки
Ни пред кем не подымал…
А. С. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный»

На шее мелких чёток ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.
А. А. Ахматова. «На шее мелких чёток ряд…»

При этом длинные монашеские чётки могут опускаться до земли и ниже.

Буддийские чётки традиционно насчитывают 108, 54, 27, 21 (культ богини Тары) или 18 бусин (узелков). Однако существуют чётки и с иным количеством зёрен — 159 (135 в круге и по 12 в двух кисточках), 143 (117 в круге и по 13 в двух кисточках), 98 (75 в круге, 22 в одной кисточке, 1 — в другой), 50, 41 (39 в круге и по одной в двух кисточках), 33. По количеству зёрен в чётках можно определить принадлежность последователя к тому или иному течению буддизма или местной секте [1] .

Известны с III века. Хрустальные чётки — один из атрибутов Авалокитешвары.

Тантрический буддизм Править

В тантрическом буддизме часто используют чётки из костей яка или человека, но это не является обязательным. Как правило, чётки делаются из различных пород дерева или камней. Традиционное количество бусин в чётках — 108. В буддизме чётки используются для подсчёта количества произнесённых мантр. При этом каждая бусина чёток используется дважды: в первый раз, когда практикующий произносит полный круг мантр — 108, во второй, когда количество начитанных мантр превышает 1000, то есть 10 раз по 108. В этом случае специальный счётчик передвигается на 1 бусину вперёд относительно центрального звена чёток — «ступы». Часто этот счётчик состоит из 10 элементов, которые передвигаются подобно чёткам, что облегчает подсчёт сотен. Для каждой практики в буддизме есть определённое рекомендованное число повторений мантр, которое является минимальным для достижения опыта духовной реализации данной практики.

Для тантрического буддизма также свойственны чётки с 19 зёрнами в форме человеческих черепов. [1]

Индуистские чётки-ожерелье (рудракша) обычно содержат 108, 54 или 50 (по числу букв индийского алфавита) зёрен. Чётки являются непременным атрибутом богов — Сарасвати, Брахмы, Шивы, Ганеши и др.

Мусульманские чётки обычно насчитывают 99 (по числу имён Аллаха), 33 или 11 бусин и привеску. Традиционные мусульманские чётки состоят из одиннадцати шариков, затем — перемычка (овальное зерно, плоский кружок и т. п.) и далее опять та же последовательность до установленного количества шариков. Это исходит из того, что мусульманская молитва состоит из 11 частей:

  1. Намерение молитвы
  2. Стояние на ногах
  3. Произнесение слов «Аллах велик» (Аллаху Акбар)
  4. Коленопреклонение
  5. Падение ниц
  6. Произнесение молитвы
  7. Повторение имени Бога
  8. Произнесение Шахады (свидетельства) «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его»
  9. Приветствие
  10. Произнесение разных имён Аллаха (до 99 имён)
  11. Непрерывное повторение хором общепроизносимых частей молитвы вслед за имамом

В христианстве чётки появились не позднее IV века. Считается, что начальной формой чёток была верёвка с навязанными узлами — так называемая «вервица». В различных источниках указываются разные личности, введшие чётки в христианскую практику. Чаще всего называется святой Пахомий.

Чётки в монашестве называются «духовным мечом» и вручаются монаху при постриге.

Чётки являются атрибутом в иконографии архангела Селафиила.

Католичество Править

Католические чётки (розарий) обычно состоят из 50 зёрен, разделённых на пять декад и используются для молитвы. Также могут использоваться чётки с 33 и 150 зёрнами. Розарий символически означает «венец веры» из роз.

Францисканцы Править

Монахи францисканского ордена использовали семидекадный розарий в память о семи радостях Девы Марии, называемый «францисканский венчик», «серафический розарий» или «розарий семи радостей Девы Марии».

Ирландия Править

В Ирландии во времена гонений на католиков использовался особый ирландский розарий для скрытого ношения, состоящий из единственной декады зёрен и не соединённый в кольцо.

Баски Править

У басков традиционно использование розария в виде кольца, надеваемого во время молитвы на палец и состоящего из креста и десяти зёрен.

Православие Править

В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки со 100 бусинами (монашеские чётки) или с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо кратным числам 10 или 12. В 87-м правиле Номоканона XI века говорится о вервице, имеющей 103 узелка. «Да творит безкнижныи инок, за полуночницу, вервиц десять. за утреню, вервиц десять. за часы, вервиц десять. за девятыи час, и вечерню, десять. за павечерню десять. вервица же да имать узлы, сто и три. на всяком же узле да чтет преднаписаную молитву. канон же им есть, сущим убо малаго образа, поклонов триста. схимником же, поклонов, шесть сот. тогожде святаго.» [2] Чётки используются при совершении Иисусовой молитвы.

Читайте так же:  Храм в хохлах картинки

В балканских православных странах используется особый род вязаных чёток — брояница.

Ранее чётками обязательно пользовался любой православный — монах или мирянин. Так, например, в 13-м поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано:

…Следует христианину всегда держать в руках — чётки, а молитву Иисусову — неустанно на устах; и в церкви, и дома, и на торгу — ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…

В современной церковной практике Русской Православной церкви отношение к использованию чёток мирянами осторожное, считается, что чётки обязательны исключительно монахам. Миряне пользуются чётками в основном по ситуации. Это может быть клирос, крестный ход, домашнее молитвенное правило.

Обязательное использование чёток сохранено старообрядцами.

Старообрядчество Править

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки из кожи в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Англиканство Править

В середине 1980-х годов в англиканской церкви разработаны так называемые «англиканские» или «экуменистические» чётки. Как и традиционные православные, они содержали 33 бусины по числу лет земной жизни Христа, но разделённые на группы, как в католическом розарии.

Лютеранство Править

В современной практике могут использоваться оригинальные чётки, предложенные шведским епископом Мартином Лённебо (Martin Lonnebo), так называемые «жемчужины жизни» (швед. Fralsarkransen , англ. Pearls of Life ) состоящие из 18 зёрен разной формы, размера и материала.

В бахаи используют чётки с 95 зёрнами для обязательного ежедневного 95-кратного повторения Великого Имени. Также возможны чётки с 19 зёрнами по кругу и пятью на свободном конце для счёта 95 как пяти раз по 19.

В ритуальной практике сикхов используются чётки с 27, 54 или 108 камнями.

По аналогии с христианством, чётки применяются и в основных течениях неоязычества — викканстве, асатру, родноверии. Устоявшихся традиций, определяющих количество зёрен и их чередование, не имеется [3] , поэтому каждый умелец может изготовить чётки самостоятельно, вложив в них собственный религиозно-мистический опыт и его толкование.

Чётки могут использоваться в качестве модного атрибута, аксессуара. Их носят на шее как бусы, на запястье как браслет, вешают на зеркало заднего вида в автомобиле и т. д.

Пример нерелигиозных чёток — греческие комболои.

В Армении, Азербайджане, Грузии, Казахстане и России наряду с традиционными используют ещё и плоские, так называемые «перекидные» чётки — плоскую ленту, не соединённую в кольцо, набранную из небольшого числа прямоугольных пластинок. Обычное число элементов в таких чётках — 13, но возможны также чётки с 8, 10 и 12 элементами. Чётки подобной конструкции (так называемые «болтухи») нередко изготавливаются в местах лишения свободы на территории бывшего СССР из разного материала: от плексигласа до хлеба. «Перекидные чётки» используются как атрибут «крутого» человека и не связаны с каким бы то ни было религиозным культом. Подобные чётки крутят, перехватывая пальцами, вокруг пальцев или всей ладони.

Нам довольно часто задают вопрос о освящении четок. Конечно же, мы постараемся ответить на этот вопрос в меру нашей компетенции.

Итак, «нужно ли освещать четки? или – «А ваши четки освящены?»

Так нужно ли освещать четки? И да, и нет. Скажем так – это не обязательно, но полезно.

Именно вот конкретно Вам – это нужно, раз встал такой вопрос. Причем, это ни кто не должен делать за Вас – освещать свои четки должны именно Вы, сотворя молитву в Церкви. Побывав еще один раз в храме (хоть на 20 мин), мы не обнаружим здесь ничего, (как мы знаем) кроме пользы для своей души.

Освещаются четки на водосвятном молебне, который, как правило, проходит после завершения Литургии. Предварительно попросив разрешения, положите четки на специальный столик возле чаши с водой (или можно их просто держать в руках) – священник по прочтении молитв обязательной окропит их. Все всегда бесплатно или как говорят — во Славу Божию.

Наверное, у Вас закономерно возникнет вопрос – «а почему вы, работники мастерской, сами это за нас не сделали?». Вот именно что поэтому – если каждый из нас лишний раз, переступит порог храма и его притвор, то мы считаем, что это послужит, лишь к большей пользе для Вашей души, и никак собственно иначе. И пусть таким поводом в данном случае, послужит обряд освящения – т.е. водосвятный молебн, (узнать, когда будет водосвятный молебен и проводится ли он в данном храме — всегда можно спросив у матушек за свечным ящиком)

Но, есть один немаловажный нюанс, а именно: «Почему можно не освящать православные четки?»

Любые православные четки будут иметь в своей составляющей крест.

Сам по себе крест Христов является символом победы над смертью и спасения человеческого рода. Поэтому само по себе любое изображение креста – свято и почитаемо по определению. Соответственно присутствие креста священно само по себе.

Итак, освещать или нет православные четки – все зависит от Ваших умозаключений, которые исходя в свою очередь от Ваших ожиданий – т.е. от веры и доверия к Богу.

Вот наше мнение:

Хотя православные четки и так освящены присутствием в четках православного креста, все же призываем Вас прийти еще раз в Церковь, и помолится, освятив четки за себя, своих близких, родных, а так же за своих друзей и врагов наших.

Помяните в своих святых молитвах и нас (мы в этом так же, конечно же, всегда нуждаемся) сотрудников православной мастерской четок «Вифлеем»: р. Б. — Сергей, Владимир, Валентина, Александр, Юрий, Вера, Александр, Дмитрий, со всеми их близкими.

Всего Вам самого доброго, читайте Евангелие, и храни Господь.

Ваши «Православные четки.ру»

Богословское обоснование.

Здесь, прежде всего, стоит понять – для чего и зачем мы освещаем различные окружающие нас предметы, или например даже наше жилище? Так ли это необходимо для христиан, и почему.

Читайте так же:  Храм виноградная сочи

Дело в том, что мы святы святостью Христа – и христианин, вообще по идее, должен все освящать вокруг себя, будучи светильником в тварном, природном мире. («И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». от Мф. 5-15)

Будучи рожденным св. крещением свыше, через дарованные таинства приобщения каждый из нас является свечой освещающей все и вся вокруг (опустим здесь возникающие вопросы, о соответствии жизни современных христиан с евангельскими строками, но, все же, как нам здесь это тема отдельного разговора)

Итак, мы, проходя путь жизни здесь, обладаем самыми важными качествами на земле – быть для всех христовыми, быть здесь на земле проводниками Его воли и Его явного присутствия («по делам их судите их») Будучи призваны к святости горней Любви, мы добровольно взяли на себя обязательства соответствия жизни во Христе, руководствуясь уже не своими желаниями, но Его любовью, как целью достижения блага.

Церковь благословляет вокруг себя лишь то полезное, что может служить во благо, и к благу человека – жилье, машину, предметы, сами действия, и даже оружие (если оно носит сугубо оборонительный характер) Если предмет или действие является благим, то каждый христианин «вначале всякого дела» произносит слова: «Господи благослови», таким образом, призывая имя Господне и явственную помощь Его.

Поэтому, первое, что нужно понять – любой христианин может (да и должен) являться соприсущным субъектом святости. Но, в то же время, и объектом так же – на нас также в это же время и минуту, распространяется благодать Распятого.

Живя жизнью действительного духовного делания, проходя два житейских поприща вместо одного, мы живя в миру и будучи не от мира сего – должны в меру своих малых сил соответствовать Евангельскому идеалу отдавшего за нас Свою жизнь, т.е. в буквальном смысле «освещать» все вокруг.

Таким образом, призывая благодать Духа Святого на наши дела, предметы и начинания мы распространяем и утверждаем незримое присутствие нетварных эманаций в т.ч. в себе(см. житие и учение св. Григория Паламы)

Здесь важно отметить, что благодать Божия призывается лишь на те дела, предметы, действия, которые априори должны быть полезны человеку, но никак не могущие принести вред его душе.

Четки даются монашествующим и православным мирянам как меч духовный, это оружие для победы над своей ветхой греховной косностью, польза же от искренней молитвы есть основа близости к Богу, что есть единственное успокоение духа в человеке. Ничто и никто не может заменить этого: «Се стою и стучу» — говорит Спаситель, («Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною») что может быть выше, нежели если даже сам Бог ближе к нам, нежели наше же дыхание? Четки всего лишь инструмент – нитки, проволока, камни и труд, собственно все. Остальное – делает человек. А Бог будет всегда рядом при этом, что сами понимайте, делает сие лишь при одном условии – искренность и не лицемерность.

Наши четки сделаны православными верующими христианами, сделаны для молитвы и напоминания о Боге. Мы хотим, что бы наши четки стали тем духовным мечом, который поможет и выручит в трудную минуту. И если человек взяв в руку четки, искренне вспомнит хоть на секунду о Боге, то, наверное, наше цель (как мастерской православных четок) будет, таким образом, достигнута. Пусть так и будет.

Еще раз – всего Вам всем, самого доброго)) Храни Бог.

Четки – это нанизанные на нить бусины или навязанные на плотной нити узелки, часто соединенные в кольцо. Перебирая эти бусинки (узелки), человеку легче держать ум сосредоточенным на молитве, не поддаваться сонливости и не сбиться в подсчетах молитв, когда они читаются по определенным правилам. Слово «четки» происходит от древнерусского глагола «честь», т.е. «читать», «считать». Православный человек молится по четкам, отсчитывая количество прочитанных Иисусовых молитв.

Откуда появились четки?

С глубокой древности было замечено, что во время многократного произнесения одной и той же молитвы человек должен занимать свое тело какой-то механической деятельностью, чтобы не возникало психического напряжения. Древние монахи занимались во время молитвы каким-то рукоделием, иногда люди во время произнесения молитвы перекладывали камушки из стороны в сторону, вязали узелки, нанизывали семена, ракушки, зерна. Впоследствии были придуманы четки, то есть веревка с узелками. Четки можно встретить практически во всех религиях мира.

Считается, что в православной традиции первыми стали использовать для молитвы четки великие отцы Церкви IV столетия, такие как преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий и святитель Василий Великий.

Антоний Великий и Пахомий Великий Василий Великий

Могу ли я молиться по четкам?

Многие думают, что четки – это атрибут только монахов. Действительно, во время пострига они вручаются монаху, как «духовный меч», как орудие в борьбе со страстями. Но молиться по четкам может и мирянин, получив на это благословение священника.

Ношение четок напоминает человеку о необходимости «непрестанной молитвы», как сказано в Евангелии. Ведь часто в мирской суете мы забываем помолиться в течение дня, а четки на запястье об этом напоминают.

А.М. Шилов «Иеромонах Иероним»

Какие были четки раньше?

Считается, что именно Василий Великий придумал так называемую вервицу (со старославянского «веревка») – четки, которые представляли собой несоединенную в кольцо веревку из завязанных узелков. Эти древние четки послужили прообразом для современных, используемых в наше время плетёных четок.

Современные плетенные четки произошли от вервицы

На Руси вервица превратилась в лестовку (с древнерусского «лестничка») – кожаную ленту в виде лестницы. Внутрь ленты обычно зашивали текст с Иисусовой молитвой. Форма таких четок глубоко символична, она означает лестницу в небо, по которой мысленно молитвенники возносились к Господу.

Сегодня лестовка осталась в обиходе старообрядцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *