Храм в ольгинке

Храм Святой Равноапостольной княгини Ольги

Небольшой посёлок Ольгинка, расположенный в Туапсинском районе на берегу чудесной бухты, давно уже завоевал славу одного из самых популярных мест черноморского побережья Краснодарского края. Отдых в Ольгинке можно провести, посещая достопримечательности, среди которых особое место занимает храм Святой Ольги, который считается самым крупным на побережье Туапсинского района.

История Храма

Ранее, ещё до 1864 года, селение, расположенное на этом месте, имело название «Туме-Кале».

После назначения наместником в эти места князя Михаила Романова за ним приехала и его жена Ольга Фёдоровна. Именно в её честь назвали, основанную на месте старого поселения станицу, первоначально пребывавшую в составе Шапсугского военного подразделения. В 1870 году после того как оно было расформировано станицу преобразовали в селение под названием Ольгинское. С тех пор посёлок Ольгинка живёт и развивается под покровительством Святой Ольги. Тем более приятно, что в посёлке в 2006 году был открыт великолепный русский православный храм Святой Ольги. «Корнем православия» на русской земле с древних времён называли княгиню Ольгу. После коварного убийства восставшими древлянами в 945 году её супруга – киевского князя Игоря, оставшись с трёхлетним сыном на руках и отказавшись от замужества, Ольга всецело посвятила себя государственному служению. За годы правления она проявила себя великой созидательницей, которая смогла не только усовершенствовать государственную жизнь и способствовать становлению культуры Киевской Руси, но и построить первые христианские храмы, ставшими центрами церковной жизни и проводниками основ веры в массы язычников.

О храме

Престольный праздник храма – 24 июля в день почитания святой княгини Ольги.

Храм Святой Ольги имеет пять куполов и поражает своим великолепием. В плане эта церковь представляет прямоугольный, трёхапсидный храм. Он имеет приделы с двух сторон. Говорят, что он очень похож на утраченный проект Троицкого собора в посёлке Стрельня, ныне входящего в состав Петродворцового района Санкт-Петербурга, автором которого был известный итальянский архитектор Доменико Трезини. Позолоченные купола храма удерживаются на достаточно высоких восьмигранных барабанах с красивыми окнами в форме арок, которые вытянуты по вертикали. Юго-западная часть применяется как звонница. Шесть колоколов для неё были отлиты на московском автозаводе ЗИЛ. Самый большой колокол весит более ста килограммов. Апсиды также покрыты позолотой. В храм ведёт гранитная лестница, перила которой выполнены из белого мрамора. Впечатляет также и внутреннее убранство церкви. Массивные деревянные двери с резьбой, богатейший, поражающий своим великолепием иконостас, красивые цветные витражные окна, чудесная крещенская купель, отделанная изящной мозаикой – всё это вызывает восхищение и создаёт особую божественную атмосферу. Нижний престол освящён в честь Параскевы Пятницы. Вся территория храма ограждена забором из кирпича с коваными решётками.

Храм Артеми?ды в Эфе?се, или Артемисион (греч. ?????????? ; тур. Artemis Tap?nag? ), известный также как Храм Диа?ны — одно из Семи чудес античного мира, греческий храм, посвящённый местному культу богини Артемиды [?] (соответствует римской богине Диане). Находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии, в настоящее время — около города Сельчук на юге провинции Измир, Турция [1] .

Достопримечательность
Храм Артемиды Эфесской

Воображаемое изображение храма, гравюра Мартина Хемскерка (XVI век).
37°56?58? с. ш. 27°21?50? в. д. H G Я O L
Страна Турция
Местоположение около города Сельчук
Конфессия древнегреческая религия
Архитектурный стиль архитектура Древней Греции
Архитектор Херсифрон и Paeonius of Ephesus [d]
Медиафайлы на Викискладе

Храм пережил несколько жизненных циклов. Самая ранняя версия храма (теменос) датируется ещё бронзовым веком. Александрийский учёный и поэт Каллимах в своём «Гимне Артемиде» приписывал его сооружение амазонкам. В VII веке до нашей эры этот храм был разрушен наводнением

  • [?] . Затем около 550 года до н. э. началась реконструкция, а фактически — сооружение нового, куда большего по размерам храма, которое вёл знаменитый зодчий Херсифрон вместе с сыном Метагеном
  • [?] . Строительство этого храма длилось около двух веков и было завершено около 380 года до н. э. архитекторами Деметрием и Пеонием [2] . В 356 году до н. э. храм был сожжён Геростратом, но через некоторое время восстановлен. Последняя версия храма
  • [?] , на восстановление которого выделил средства Александр Македонский, описана в труде Антипатра Сидонского[en] «Семь чудес света»:

    Я увидел стену возвышенного Вавилона, по которой идет дорога для колесниц, и статую Зевса у Алфея, и висячие сады, и колосса Родосского, и огромный труд высоких пирамид, и обширную гробницу Мавсола; но когда я увидел дом Артемиды, который поднялся к облакам, эти другие чудеса потеряли свой блеск, и я сказал: «Вот, кроме Олимпа, Солнце нигде не выглядело так великолепно.

    В IV веке н. э. храм был закрыт в связи с провозглашением христианства государственной религией Римской империи и разрушен [4] . В настоящее время на этом месте сохранились только фрагменты последнего храма.

    Содержание

    • 1 Культ Артемиды у древних греков
      • 1.1 Особенности культа Артемиды в Эфесе
    • 2 Местонахождение и история первого храма
    • 3 Второй храм
      • 3.1 Храмовый клад
      • 3.2 Поджог Герострата
    • 4 Третий храм
      • 4.1 Окончательное разрушение
    • 5 Обнаружение развалин храма и археологические исследования
    • 6 Панорама
    • 7 См. также
    • 8 Примечания
    • 9 Литература
    • 10 Ссылки

    Артемида в древнегреческой мифологии была вечно юной богиней охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительницей всего живого на Земле, дающей счастье в браке и помощь при родах, позднее — богиней Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты [5] . В шестой день третьего (Боедромиона) месяца греки проводили жертвоприношение Артемиде Агротере [6] [7] .

    Святыни Артемиды, посвящённые ей храмы и фестивали («Артемизии») проходили по всему греческому миру. Особой известностью пользовались эфесские Артемизии. Во времена Древней Греции, и позже, при римском правлении, эфесские Артемизии превращались в важнейшее событие панэллинских фестивалей и стали частью греческой политической и культурной самобытности. Помимо всего остального, эти фестивали были хорошей возможностью для не состоявших в браке найти себе пару. Артемизии включали всевозможные игры, конкурсы, театрализованные представления во имя богини. Плиний Старший описывает Артемизии в своём труде «Естественная история», празднества запечатлел на своих картинах художник Апеллес, друг Александа Македонского [8] . В эпоху Римской империи император Коммод (177—192 гг. н. э.) поощрял Артемизии и дал своё имя фестивальным играм [9] .

    Особенности культа Артемиды в Эфесе Править

    Культ Артемиды в Эфесе возводится к временам полумифического Андрокла и имел некоторые отличительные черты. В Эфесе богиню, которую греки связывали с Артемидой, почитали в виде архаичного, доэллинского идола — ксоана [10] , которое было вырезано из дерева и украшено драгоценностями. Черты этого идола имеют мало сходства с древнегреческими божествами и более похожи на ближневосточные и египетские божества. Тело и ноги эфесского идола заключены в сужающуюся столбообразную фигуру [en] . На монетах, чеканившихся в Эфесе, богиня изображена в настенной короне [en] — атрибуте богини Кибелы как защитницы городов [10] .

    Предметы, похожие на виноградную гроздь, покрывающие грудь богини, традиционно принято интерпретировать как многочисленные сосцы, символизирующие плодовитость богини. Эта интерпретация идёт с поздней античности и привела к тому, что её стали называть Diana Efesia Multimammia и другими подобными эпитетами, типа Многогрудая, Полимастос (??????????) [11] . Однако соотнесение этих частей с грудями не встречается у античных языческих авторов, оно появляется только у христиан: впервые это отмечается в христианской литературе III—IV вв. н. э. [12] .

    Читайте так же:  Православные соборы и храмы россии

    С 1970-х годов эта интерпретация поставлена под сомнение. Рядом исследователей высказывалась точка зрения, что эти атрибуты возможно, вообще не являются анатомическими деталями, поскольку у них отсутствуют соски и, кроме того, они отличаются по цвету от «тела» богини [13] . Книббе и некоторыми другими исследователями [14] [15] высказывалась альтернативная точка зрения, что эти детали могли быть украшениями, ритуально помещенными на первоначальной статуе (возможно, тестикулы жертвенных быков) [16] , мутировавшими в поздних копиях в органично включенные в её облик элементы. Возможно также, что «груди» Артемиды Эфесской представляют собой изделия из янтаря в форме тыквы, эллиптические в поперечном сечении, с отверстиями для подвешивания. Они были обнаружены при археологических раскопках 1987—1988 гг. Эти предметы остались на том месте, где древнюю деревянную статую богини застало наводнение VIII века до н. э. Такая форма ювелирных изделий была разработана уже во время геометрического стиля [17] [18] .

    Храм располагался недалеко от древнего города Эфес, примерно в 75 километрах к югу от современного города Измир, Турция. В настоящее время это окраина города Сельчук.

    В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма в Эфесе последовательно существовали три святилища (теменоса) [19] :

    • VIII века до н. э.;
    • середины VII века до н. э.;
    • небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16?31 м.

    Точную дату сооружения первого святилища сложно оценить. Древнегреческий писатель и географ Павсаний (II век н. э.) полагал, что этот теменос старше знаменитого оракула Аполлона в Дидиме, сооружённого примерно в VII веке до н. э. [20] . По оценке Павсания, доионическими жителями Эфеса были лелеги и лидийцы. Александрийский учёный и поэт Каллимах в своём «Гимне Артемиде» приписывал сооружение теменоса в Эфесе амазонкам, которые поклонялись Артемиде как своей покровительнице. Павсаний цитировал поэмы Пиндара, который утверждал, что основатели храма-амазонки были связаны с осадой Афин, но сам Павсаний, в отличие от Тацита, считал, что храм (теменос) появился раньше амазонок [21] .

    Современные археологические раскопки не подтвердили существования амазонок, упомянутых Каллимахом, но не противоречат утверждениям Павсания о древности этого места. Раскопки, которые в этом месте перед Первой мировой войной вёл британский археолог Дэвид Хогарт [en] , позволяют идентифицировать остатки трёх последовательно сооружавшихся храмовых зданий [22] . Раскопки 1987-88 гг. [23] подтвердили, что на этом месте ещё в бронзовом веке находился храм с глиняным полом, сооружённый во второй половине VIII века до нашей эры [24] . Храм в Эфесе представлял собой пример периферийного храма на побережье Малой Азии и, возможно, был самым ранним греческим храмом — периптером. Этот храм был разрушен наводнением в VII веке до н. э. [25] , которое насыпало над первоначальным глиняным полом слой песка и обломков толщиной более полуметра. Среди обломков были найдены фрагменты барельефа с изображением грифонов и Древа Жизни, по всей видимости, из северной Сирии, а также просверленные слитки янтаря эллиптического сечения. Вероятно, это были украшения ксоана эфесской богини, уничтоженного при наводнении. По оценке А.Баммера, хотя место храма подвергалось затоплению и в период между VIII и VI веками до н. э. было засыпано 2-метровым слоем иловых отложений, а с VI по IV века до н. э. — новым слоем в 2,4 метра, дальнейшее использование этого места «указывает на то, что сохранение идентичности фактического расположения сыграло важную роль в сакральной организации» [26] .

    Гераклит Эфесский (VI—V века до н. э.) посвятил храму Артемиды свой труд «О природе».

    Строительство нового храма финансировалось, по крайней мере частично, царём Лидии Крёзом [27] , который был правителем Эфеса [28] . Проект нового храма был разработан примерно в 550 году до н. э. известным критским архитектором Херсифроном и его сыном Метагеном. Согласно проекту, здание храма имело 115 метров в длину и 46 метров в ширину, и, предположительно, было первым греческим храмом, построенным из мрамора. Периферийные колонны имели 13 метров в высоту, и стояли в два ряда, формируя широкий церемониальный проход вокруг целлы, где находилась статуя Артемиды. Тридцать шесть из этих колонн, по словам Плиния, были украшены резными барельефами. Скульптор Эндоиос [29] создал новую статую богини из эбонита или почерневшего виноградного дерева и наиск, чтобы разместить её к востоку от алтаря под открытым небом.

    Строительство второго храма длилось около двух веков и было завершено около 380 года до н. э. архитекторами Деметрием и Пеонием [30] .

    Храм стал важной достопримечательностью Эфеса, которую посещали купцы, путешественники и правители государств, многие из которых приносили Артемиде подношения в виде ювелирных украшений и различных товаров. Согласно легендам, храм также выступал в качестве убежища для тех, кто спасался от преследования или наказания.

    Храмовый клад Править

    В позднейшие времена археологи обнаружили в развалинах храма клад, получивший название «клад Артемисиона», который насчитывал более тысячи предметов, в том числе, вероятно, древнейшие монеты, изготовленные из электрума (сплава серебра и золота). Клад в храме Артемиды является самым ранним из таких монет, когда бы то ни было обнаруженных [31] . В этой коллекции имеются экземпляры монет время чеканки которых оценивается примерно в 625—600 годы до н. э., с выбитыми надписями ?????? ??? ???? или просто ?????? («Фанес») [31] . Об интерпретации этих надписей у нумизматов нет единой точки зрения. Согласно одной из гипотез, эту надпись следует интерпретировать как «Я — печать Фанеса» (знак принадлежности некоему Фанесу, который мог быть эфесским купцом), согласно другой, её следует воспринимать как посвящение Фанету — одному из эпитетов бога Аполлона [32] , брата Артемиды.

    Анализ фрагментов барельефа на самых низких барабанах храмовых колонн, хранящихся в Британском музее, показал, что для строительства второго храма использовались колонны предыдущей версии здания, которые были надлежащим образом декорированы. По-видимому, об этом не знал Плиний Старший, который в своей «Естественной истории» утверждал, что архитекторы нового храма решили построить его на болотистой местности в качестве меры предосторожности против землетрясений.

    Поджог Герострата Править

    Согласно легенде, в 356 году до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Древней Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться [33] . Плутарх по этому поводу писал, что Артемида была слишком занята рождением Александра, чтобы заниматься спасением своего храма [34] .

    Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нём говорится просто как об «одном безумце», однако историк Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил таким образом его имя для потомков [35] .

    Читайте так же:  Храмы московского района санкт-петербурга

    Александр Македонский счёл необходимым восстановить храм и выделил средства на постройку нового «чуда света». Работы начались в 323 г. до н. э. и продолжались многие годы, к началу III века до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Архитектор Александр Дейнократ (согласно Страбону, его звали Хейрократ), руководивший работами, сохранил прежний план здания, подняв сооружение на более высокое ступенчатое основание. Третий храм был больше второго; 137 метров в длину, 69 метров в ширину и 18 метров в высоту. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в девять рядов. По преданию [36] , каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей. Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и рельефами Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому, выделившему средства на строительство, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу. Он изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за следующие три века ни одному из художников не удавалось получить такой гонорар за одну картину.

    Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний, а служил одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

    Павсаний (ок. II в. н. э.) сообщает об алтаре в храме, посвящённом Артемиде Прототронии и галерее изображений над этим алтарем, включая фигуру богини ночи Нюкты работы скульптора Рекуса (VI век до н. э.). Плиний описывает изображения амазонок — легендарных основательниц Эфеса, бывших под покровительством Артемиды Эфесской, работы скульптора Скопаса. Различные источники описывают интерьер храма, украшенный картинами, позолоченными колоннами, а также изображениями божеств работы известных греческих скульпторов Поликлета, Фидия, Кресила и Фрадмона [en] [37] .

    Третий храм существовал на протяжении шести веков, его описание многократно встречается в ранних христианских хрониках об Эфесе. Согласно Новому Завету, появление первых христианских миссионеров в Эфесе заставило местных жителей бояться бесчестия храма [38] . Сочинение Иоанна Богослова II века включает в себя апокрифическую историю о разрушении храма Артемиды, согласно которой апостол Иоанн публично молился в храме, изгоняя его демонов, и «внезапно алтарь Артемиды раскололся на множество частей … и половина храма упала, мгновенно обратившись к ефесянам, которые плакали, молились или убегали» [39] .

    В противовес этому, римский эдикт 162 г. н. э. признал важность ежегодного фестиваля Артемизий, и официально включил его в литургический календарь Эфеса, увеличив его продолжительность с нескольких дней в марте-апреле до целого месяца [40] .

    В 268 году н. э., при правлении императора Галлиена, храм Артемиды подвергся разграблению и разрушению готов [41] . Как отмечал готский историк VI века Иордан, «вожди готов Респа, Ведук и Туруар, захватили корабль и отправились через пролив Геллеспонта в Азию. Там они разрушили многие густонаселенные города и подожгли знаменитый храм Дианы в Эфесе» [42] .

    Какой ущерб храму нанесли готы, неизвестно, но, по всей видимости, храм был отремонтирован, поскольку, ряд источников отмечает. что храм использовался для богослужения в период расцвета христианства и был закрыт в результате преследований язычников в конце существования Римской империи [43] . История храма между 268 годом и моментом его закрытия практически неизвестна, как и точная дата его закрытия. Аммоний Александрийский комментирует закрытие храма в своём комментарии к Деяниям Апостолов (середина V века н. э.), где упоминает, что закрытие храма произошло на его памяти [43] . Предполагается, что закрытие храма Артемиды произошло в начале-середине V века, в качестве самой ранней даты называется 407 год н. э. [43] . После закрытия храма имя Артемиды было стёрто из надписей по всему городу Эфесу [43] .

    Окончательное разрушение Править

    Неизвестно, сколько времени прошло между закрытием храма и его окончательным разрушением. Некоторые из элементов храма в конечном итоге были использованы при строительстве других зданий [44] . Так, некоторые из колонн в соборе Святой Софии в Константинополе первоначально принадлежали храму Артемиды [45] , а в ??????????? ???????? ???????? упоминается использование в Константинополе нескольких статуй и других декоративных элементов из этого храма.

    Основными античными источниками о храме Артемиды в Эфесе являются «Естественная история» Плиния Старшего [46] , Помпоний Мела и «Жизнь Александра» Плутарха [47] .

    После шести лет поисков экспедиция под руководством Джона Вуда [en] , спонсируемая Британским музеем, обнаружила местонахождение знаменитого храма. Это произошло в 1869 году, раскопки продолжались до 1874 года [48] . Несколько фрагментов скульптур храма были найдены во время раскопок 1904—1906 гг. под руководством Дэвида Хогарта [en] . Восстановленные скульптурные фрагменты постройки IV века и некоторые предметы из более раннего храма были собраны и выставлены в «Эфесской комнате» Британского музея [49] . Кроме того, в Британском музее хранится часть одного из древнейших в мире кладов монет (600 г. до н. э.), обнаруженного в фундаменте древнего храма [50] .

    В настоящее время на месте храма стоит одна-единственная колонна, восстановленная из обломков.

    Находился в двух километрах к северо-востоку от города Эфеса в Малой Азии. На культ Артемиды Эфесской оказала влияние малоазийской богини плодородия, и Артемида почиталась здесь, подобно Кибеле, в виде многогрудой богини (по другим интерпретациям, в виде выпуклостей на теле богини изображались бычьи тестикулы, виноград, тыквы и т. д.).

    Первый вариант храма был возведен в промежуток от конца VII в. до н.э. до середины VI в. до н. э. До этого на его месте располагалось святилище, построенное когда-то на месте святилища анатолийской Матери богов (по преданию, еще ойкистом Эфеса, Андроклом – Paus. VII, 2, 7) . Согласно Титу Ливию, храм Артемиды (Дианы) Эфесской славился уже при Сервии Туллии, т.е. в середине VI в. до н.э. (Liv., I, 45). Для датировки имеет значение также свидетельство Геродота, который говорит, что «известные золотые коровы и большинство колонн» в Эфесском храме – посвятительный дар Крёза, который завоевал Эфес ок. 560 г. до н.э. (I, 92). Имя Крёза действительно присутствует в посвятительных надписях на останках колонн храма, которые хранятся в Британском музее.

    По свидетельствам Плиния Старшего, первым строителем храма был Херсифрон. Храм ионического ордера был построен почти целиком из мрамора и окружён двойным рядом колонн, всего их было 127 (Plin. XXXVI, 95). Этот первый вариант храма в 356 г. до н. э. сжёг желавший прославиться таким образом Герострат, после чего храм был отстроен заново, без значительных изменений. Страбон пишет, что «граждане воздвигли другой, более красивый [храм], собрав для этого женские украшения, пожертвовав своё собственное имущество и продав колонны прежнего храма» (XIV, I, 22 – перевод Г. А. Стратановского). У нового здания было 3 ряда колонн на переднем фасаде и мраморная черепица вместо прежней глиняной. По словам Страбона, после окончания строительства большинство посвятительных даров для украшения изготовили местные художники, а алтарь был украшен произведениями Праксителя (XIV, I, 23). Именно этот новый храм и стал известен как одно из чудес света, войдя в соответствующие списки, которые составлялись в эллинистическую эпоху. В 263 г. н. э. его разграбили готы. Остатки строения были найдены при раскопках в конце 1869 г. в болоте, на глубине 6 м.

    Читайте так же:  Храмы башни в древнем двуречье

    Исторические источники:

    Геродот. История. I;

    Тит Ливий. История Рима от основания города. I;

    Читайте также:

    Невероятный Эфес в Турции — обычные развалины или настоящая находка для любителей истории?

    Автовокзал в Кушадасы — небольшой, но очень уютный

    Интересный факт — на территории современной Турции находятся остатки сразу двух из семи чудес света античного мира. Мы, конечно же, не упустили возможности и посмотрели оба (первое чудо — Галикарнасский мавзолей). Сегодня я хочу рассказать про Храм Артемиды Эфесской, который был построен недалеко от древнего Эфеса.

    1. Краткая историческая справка

    Храм Артемиды был построен в 6 в. до н.э. в честь покровительницы города (Эфеса) богини Артемиды. Причем культ богини уходит корнями в глубокую древность — еще до появления в этих местах греков в городе поклонялись богине, которую называли «Великая мать». Греки назвали ее Артемидой и возвели огромный и невероятный по тем меркам храм в ее честь.

    Артемида — одна из самых значимых богинь в древнегреческой мифологии, покровительница всего живого на земле, богиня охоты, целомудрия и плодородия, прекрасная, но жестокая.

    Для постройки храма было выбрано очень необычное место — на болоте. В те времена многие постройки разрушались частыми землетрясениями, поэтому архитектор решил возводить храм на болотистой местности в надежде, что при землетрясении почва самортизирует и храм останется целым. В последствии это решение оказалось ошибочным — в настоящее время практически все остатки храма ушли на дно болота.

    Когда храм был достроен (а на строительство ушло почти 120 лет!), окончательные размеры составляли 110 м в длину и 55 м в ширину, в храме было установлено 127 колонн высотой 18 м. Так что зрелище действительно впечатляющее.

    В Стамбуле нам удалось посмотреть, как на самом деле выглядел храм раньше. Это мини-копия храма Артемиды из стамбульского парка миниатюр:

    Копия храма Артемиды Эфесской

    Интересно, что храм выполнял не только свои прямые функции — он был также финансовым и деловым центром, здесь совершались сделки, люди отдыхали и прославляли богиню.

    Но храм простоял недолго — в 336 г. до н.э. безумец Герострат поджег храм Артемиды. Важные конструкторские детали были выполнены из дерева, поэтому от храма остались только колонны. Зачем же Герострат сделал это? По его словам, таким образом он хотел навсегда войти в историю. И у него это получилось даже несмотря на то, что власти Эфеса запретили упоминать его имя. Один из историков все же написал имя безумца, и оно вошло в историю.

    Впоследствии храм был восстановлен Александром Македонским, но в 263 г. н.э. был разграблен племенами готов и постепенно пришел в упадок.

    2. Полезная информация

    Сейчас от когда-то великолепного храма Артемиды осталось немного — всего лишь одна колонна, собранная из обломков. Поэтому ожидать чего-то грандиозного не стоит, все же это утраченный памятник древнего мира.

    2.1. Время посещения и стоимость

    Территория никак не охраняется, поэтому проходить можно свободно в любое время — нет ни определенных часов работы, ни кассы с билетами.

    2.2. Где находится и как добраться

    Расположен храм вблизи небольшого городка Сельджук прямо на въезде в город, так что можно даже дойти пешком. Также можно добраться на городском автобусе-долмуше от Кушадас или пешком от расположенного неподалеку древнего города Эфес.

    Удобно сначала съездить в Эфес, а потом (если останется время), сходить и к храму Артемиды. Насколько я знаю, многие тур.агентства как раз и предлагают экскурсию, в рамках которой можно посетить оба места.

    Расположение на карте:

    Мы сначала доехали до Эфесе, побродили по его развалинам, а после дошли пешком до Артемиды. Затем за 5 минут добрались до остановки в Сельджуке и поехали на долмуше обратно в Кушадасы.

    Кстати, дорога от Эфеса до Артемиды довольно удобная — вдоль трассы проложен тротуар и велодорожка.

    Аллея для прогулок от Эфеса до храма Артемиды:

    Забавно, но местные приезжают на эту аллею на пикник — мы как раз увидели семью, расстилающую ковер прямо на одной из дорожек.

    Храм Артемиды точно не пропустите, т.к. на дороге будет указатель:

    3. Что осталось от храма Артемиды

    Мы повернули по указателю в надежде увидеть одно из семи чудес света, а увидели вот что:

    Толпы туристов и огромное болото с обломками храма. Почему не все камни ушли под воду — загадка:

    Схема храма Артемиды:

    Это и есть все, что осталось от одного из семи чудес света, кстати, оригинальные колонны были выше на 4 метра, чем эта восстановленная колонна:

    А на самой верхушке колонны сейчас живут аисты:

    Часть обломков лежит на суше:

    Также на прилегающей территории есть небольшая лавка с сувенирами, как и в любом туристическом месте.

    4. Выводы и впечатления

    Конечно, я ожидала от древнего храма немного больше, чем просто болото и одна-единственная колонна. Заранее ничего про храм не читала, хотелось просто посмотреть, что от него осталось. Ехать туда специально, наверное, не стоит — смотреть там нечего, разве что просто прочувствовать место, представить, как все это выглядело раньше.

    Но вот после посещения Эфеса вполне можно сходить — находится храм совсем близко, дорога живописная и удобная. Удивительно все-таки, насколько природа сильнее, чем любые рукотворные сооружения — как до строительства храма здесь было болото, так и сейчас, спустя почти пару тысяч лет, здесь по-прежнему болото.

    Кстати, в храме была установлена необычная статуя Артемиды, которой сейчас, конечно, нет. Тем не менее, в одном из тайников Эфеса мы нашли копию той самой необычной статуи (совершенно нетипичной для скульптуры Древней Греции). Прочитать о нашей поездке в Эфес можно в этой статье.

    5. Видео

    И, конечно, небольшое видео, которое мы сняли на болоте с храмом Артемиды:

    А Вы видели когда-нибудь чудеса света или, может, были в тех местах, где они когда-то были построены? Какие ощущения возникают, когда находитесь в таком значимом месте с богатой историей? Где стоит побывать? Поделитесь в комментариях!

    Кстати, если вы только собираетесь в Кушадасы, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать один из этих отелей с хорошим рейтингом:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *