Храм в с Буках

Це?рковь Свято?й великому?ченицы Екатери?ны — православный храм в Санкт-Петербурге на Васильевском острове.

Православная церковь
Церковь Святой великомученицы Екатерины

Церковь Святой Екатерины ночью
(вид с Биржевого моста)
59°56?46? с. ш. 30°17?09? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Санкт-Петербург, Кадетская линия
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Тип здания Православный храм
Автор проекта А. А. Михайлов 2-й (колокольня и притвор — А. М. Болотов либо Л. Бонштедт)
Первое упоминание 1745 год
Строительство 1811 — 1823 (колокольня и притвор — 1861—1863)
Приделы Главный — святой великомученицы Екатерины, северный — апостола Иоанна Богослова, южный — пророка Иоанна Крестителя.
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520269150006 (ЕГРОКН ). Объект № 7810179000 (БД Викигида)
Состояние Реставрируется
Сайт cerkovekaterina.ru
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Предшествующие храмы
    • 1.2 Современный храм
  • 2 Архитектура, убранство
  • 3 В литературе
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Предшествующие храмы Править

С 1745 года на месте, занимаемом храмом располагалась «полотняная» (переносная) церковь Святой Троицы Кабардинского полка.

После передислокации полка на месте храма была построена деревянная Никольская церковь, принадлежавшая Астраханскому драгунскому полку.

В 1760-е годы храм перешёл в ведение Кексгольмского пехотного полка и был переосвящён во имя Святой Екатерины. Из походного храма полка сюда перенесли ризницу и утварь. В 1782 году деревянная Екатерининская церковь стала «оспенною», предназначавшейся для заболевших оспой или корью.

В день Рождества Христова в 1809 году церковь со всей ризницей и утварью сгорела. При пожаре удалось спасти лишь храмовый образ великомученицы Екатерины.

Современный храм Править

Православная церковь Святой Екатерины была заложена 26 сентября (8 октября) 1811 года по проекту архитектора Андрея Михайлова 2-го в «греческом вкусе». Строительство продолжалось 12 лет в связи с начавшейся вскоре Отечественной войны 1812 года, когда резко сократился приток пожертвований. Храм освятили 23 октября (4 ноября) 1823 года.

В 1861—1863 годах по проекту архитектора Андрея Болотова (либо Людвига Бонштедта) были пристроены колокольня с трапезной. Одновременно были сооружены трапезная, часовня, сторожка и соединяющая их ограда.

С 30 января (12 февраля) 1906 по март 1909 года настоятель — протоиерей Николай (Покровский). С 1909 года настоятелем церкви был богослов и профессор Духовной академии протоиерей Сергий Соллертинский, которого в 1917 году сменил протоиерей Леонид Тихомиров, автор книги по истории храма и один из инициаторов создания Русского общества любителей мироведения (РОЛМ).

После революции 1917 года храм разграбили, а его последний настоятель протоиерей Михаил Яворский (зять священномученика Философа Орнатского) скончался в 1937 году в сталинском концлагере.

В 1930-х годах многие ленинградские учреждения пытались получить здание в пользование. В январе 1933 года президиум Василеостровского райсовета удовлетворил ходатайство Гидрологического института и передал здание храма для организации лаборатории. В июне 1933 года гидрографическому управлению передали часовню «ввиду того, что верующие от пользования часовней отказались». В декабре 1935 года накануне престольного праздника храм был закрыт. Закрытие храма описал в своих мемуарах Анатолий Краснов-Левитин. С 1936 по 1953 год здание храма почти не использовалось в хозяйственных целях и не эксплуатировалось. Во время блокады Ленинграда в июне 1942 года в часовню при церкви попали снаряды. Из рук ангела, венчающего купол, был изъят крест [1] . В 1953 году переделанное с устройством междуэтажных перекрытий здание, ставшее четырёхэтажным, охраняемое государством как памятник архитектуры, занял Всесоюзный нефтяной геологоразведочный институт. Была реконструирована под трансформаторную подстанцию разрушенная в войну часовня.

В марте 1996 года часть здания возвратили верующим, и 1 декабря того же года состоялось малое освящение части. Регулярные богослужения проходят только в помещении под колокольней. 1 декабря 2000 года на колокольню поднят позолоченный крест. 7 декабря 2004 года впервые был отслужен молебен святой великомученице Екатерине в освобождённой части церкви под куполом.

В 2004 году обветшавшая деревянная скульптура ангела была снята с купола и перенесена в помещение во дворе храма, а затем отправлена на реставрацию. 2 декабря 2017 года на купол установили современную копию ангела с крестом в руках [2] . Как и её предшественница, она изготовлена из дерева по оригинальным сохранившимся чертежам [3] .

Изначально здание церкви представляло собой центрально-купольное сооружение с греческим крестом в основе плана. Храм был построен с отступом от «красной линии» улицы. Вертикальной доминантой был купол на высоком барабане в виде ротонды с колоннадой ионического ордера и скульптурой ангела на медном шаре на его вершине (скульптор — И. П. Прокофьев). В руках ангела находится медный позолоченный крест. У западного фасада был устроен восьмиколонный коринфский портик. На его фронтоне находился барельеф, изображавший святую великомученицу Екатерину, принимающую венок от Богоматери с Иисусом Христом на руках (рисунок В. И. Демут-Малиновского).

Из-за постройки в 1861—1863 годах каменной колокольни портик разобрали, и храм был соединён с колокольней. Колокольня над западным фасадом нарушила первоначальную композицию. В дальнейшем облик храма почти не менялся.

Внутри церковь была светлой, просторной. Храм имел два боковых придела: правый — во имя пророка Иоанна Крестителя, левый во имя апостола Иоанна Богослова. Стены были расписаны. На кессонах находились лепные розетты. В барабане купола — 12 каннелированных пилястр.

Читайте так же:  Храм в сокольниках иконы

Все иконостасы были одноярусными, деревянными, окрашенными белой масляной краской с декорацией золочёной резьбой. Скульптурное оформление иконостаса создавалось по рисункам В. И. Демут-Малиновского. Иконы в большом иконостасе писали Ф. П. Брюллов и Г. И. Угрюмов.

Над главным престолом на четырёх тумбах была установлена сень из балдахина, стоявшего над гробом императрицы Елизаветы Алексеевны во время переноса её тела из Белёва.

Запрестольным образом в главном алтаре первоначально являлась картина с изображением Животворящего Креста с предстоящими коленопреклонёнными патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. В 1865 году её заменили иконой Воскресения Христова, работы художника К. П. Брюллова.

Основным конструктивным недостатком здания являлась недостаточная вентиляция. В связи с этим копоть от свечей и деревянного масла постоянно пачкала стены и позолоту, что требовало ремонта каждые 6-10 лет.

Церковь святой великомученицы Екатерины, величественный купол которой венчает Ангел, словно благословляющий и дома города, и живущих в них людей, и воды Финского залива, и суда, уплывающие в неведомую морскую даль, видна издалека, и без неё сейчас уже трудно представить восточную часть Васильевского острова.

В 1912—1914 годах Анна Ахматова и Николай Гумилёв снимали комнату на Тучковом переулке. В строках Ахматовой, описывающих этот период их жизни, упомянут и храм:

Покинув рощи родины священной
И дом, где Муза Плача изнывала,
Я, тихая, веселая, жила
На низком острове, который, словно плот,
Остановился в пышной невской дельте.
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и легкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным.
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм святой Екатерины. [4]

Описание: Богослужения проходят каждое воскресенье в 13.00

Orgelvesper — каждую среду в 19.30

Духовная музыка — каждое воскресенье в 16.00 Показать полностью.

Экспозиция «Мир органа» — каждое воскресенье по завершении концерта, в 17.30. Стоимость 500 рублей. Лекции наших церковных органистов для просвещенных любителей музыки и всех, кто хотел бы узнать историю создания органа и изучить его устройство, услышать уникальные истории из мира органистов и музыковедов)) Добро пожаловать!

Следите за анонсами и афишами!

При входе на музыкальные мероприятия собираются пожертвования в сумме 350 рублей. Только у нас вы можете услышать лучших исполнителей в прекрасной аутентичной акустике!

На платные концерты в кассах города приобретают билеты, о чем указывается в афишах.

ДОМ ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ, ПОЭТОВ, ПИСАТЕЛЕЙ, ХУДОЖНИКОВ, ПАСТОРОВ И СТРАНСТВУЮЩИХ ПРОПОВЕДНИКОВ, И ПРОСТО — ТАЛАНТЛИВЫХ, ДУМАЮЩИХ, ЛЮБЯЩИХ, ТВОРЯЩИХ ЛЮДЕЙ!

ДВЕРИ ОТКРЫТЫ — ВХОДИ, ДРУГ!

Церковь Святой Екатерины приглашает всех прихожан и гостей, а также всех:

— кто любит приходить на органные богослужения и воскресные концерты,
— кому интересна история нашего города, Васильевского острова и церковного здания,
— кто хочет услышать лютеранскую проповедь Слова Божьего,
— кто ценит хорошее общение и любит задавать вопросы :)),
и всех, кто просто хочет заглянуть к нам, проходя мимо, но стесняется. :))

Добро пожаловать — спрашивайте, оставляйте свои комментарии, заходите и оставайтесь с нами!

http://akolomiitsev.ru/ — сайт Андрея Коломийцева, органиста и клавесиниста церкви

Другое

  • Отправить деньги
  • Участники 2 803
  • Фотографии 1 178
  • Ещё.
  • Обсуждения 17
  • Аудиозаписи 162
  • Видео 184
  • Файлы 21
  • Ссылки 2
  • Контакты 1
  • Действия

    • Уведомлять о записях
    • Сохранить в закладках
    • Поиск записей
    • Пожаловаться

    НА БОГОСЛУЖЕНИЯ КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В 13.00!

    Дорогие жители Васильевского острова!

    Наша община основана в 1728 году. Нынешнее здание церкви построено в 1771 году, и 26 января, уже скоро, мы готовились отпраздновать 250-летний юбилей. Около 15 зданий на острове, Показать полностью. включая весь двор вокруг и администрацию района, выстроены на деньги общины.

    Реставрацию, которая завершилась всего месяц назад, община ждала с 1989 года. В сегодняшние трудные времена город потратил порядка 70 миллионов рублей на то, чтобы фасад был таким красивым и чистым, и радовал всех.

    Огрызки яблок и корки хлеба из-под ног апостола Павла мы начали собирать и относить в урну напротив сразу, как сняли леса. Бумажки от бургеров и стаканы, а также собачье дерьмо с паперти наши прихожане, которым в среднем 85 лет, убирают регулярно.

    Но вот, не достояв до юбилея три недели, церковь получила первое граффити. Зачем этот рисунок? Вам плохо, когда чисто и красиво? Про то, что всем наплевать, что здесь церковь, мы даже не говорим. Но вот — красивое здание, одна из жемчужин нашего района.

    Надо загадить. Вот просто надо.

    Так давайте в следующее воскресенье! Ждём всех с краской, молотками, мусором, и что там у вас — и сделаем, что можем. Загадим так, чтоб видно было издалека. Сделаем такое убожество и помойку, чтобы стала символом района и его жителей!

    Ждем всех сегодня, 3 января, в 13.00 — Silvesterandacht! Первое богослужение в Новом, наступившем году!

    Девиз на предстоящий год: «Ииисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» Лк. 6:36 Показать полностью.

    На предстоящую неделю и Второе воскресенье после Рождества: «И отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме» Ис. 58:10

    Псалом 137:2-5: «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твоё за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твоё превыше всякого имени Твоего.
    3 В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.
    4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих,
    5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня».

    1 Ин. 5:1-15:
    «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него.
    2 Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
    3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.
    4 Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
    5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
    6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
    7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино.
    8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
    9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём.
    10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём.
    11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь – в Сыне Его.
    12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
    13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
    14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
    15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него».

    Базилика святой Екатерины Александрийской — католический храм в Санкт-Петербурге, один из старейших католических храмов России. Памятник архитектуры. Расположен по адресу: Невский проспект, д. 32-34.

    Католический храм
    Базилика святой Екатерины Александрийской

    Вид с Невского проспекта
    59°56?08? с. ш. 30°19?44? в. д. H G Я O L
    Страна Россия
    Город Санкт-Петербург
    Конфессия Католицизм
    Епархия Архиепархия Матери Божией
    Орденская принадлежность у
    Архитектурный стиль архитектура барокко
    Автор проекта Трезини, Пьетро Антонио,
    Ж. Б. Валлен-Деламот,
    Минчиани и А. Ринальди
    Архитектор Доменико Трезини
    Дата основания 1783
    Строительство 1738 — 7 октября 1783
    Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781420109600006 (ЕГРОКН ). Объект № 7810612000 (БД Викигида)
    Состояние Действующий храм
    Сайт catherine.spb.ru
    Медиафайлы на Викискладе

    Приход храма административно относится к Северо-западному деканату Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Единственный католический храм России, которому присвоен почётный титул малой базилики [1] .

    Содержание

    • 1 История
      • 1.1 Строительство
      • 1.2 Храм во времена Российской империи
      • 1.3 После 1917 года
      • 1.4 Возрождение
    • 2 Архитектура и внутреннее убранство
    • 3 Настоятели прихода после его возрождения
    • 4 См. также
    • 5 Примечания
    • 6 Ссылки

    Строительство Править

    Католический приход святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невской перспективе (Невском проспекте), однако строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Всё это время община служила во временном храме, зал для которого был оборудован в соседнем доме (на месте современного дома 34 на Невском проспекте). Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

    Храм во времена Российской империи Править

    Храм св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский (впоследствии перезахоронен в Польше), а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора. Здесь он венчался и крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию. Также прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католицизм: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие.

    Служение в церкви осуществляли представители разных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы. В 1859 году в храме был крещён будущий архитектор Ф. О. Шехтель [2] .

    В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками, однако доминиканская община при храме продолжала существовать.

    Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан.

    В настоящий момент идут процессы по беатификации ряда священников, работавших в храме: о. Константина Будкевича, епископа Антония Малецкого, епископа Болеслава Слоскана, епископа Феофила Матулениса.

    После 1917 года Править

    При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году.

    Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; в нём служили французские священники. Доминиканец Мишель Флоран служил в храме с 1935 по 1938 год и оставался в это время единственным католическим священником в Ленинграде [3] .

    В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из сорокатысячной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого пострадал интерьер, детали внутреннего убранства, оплавились металлические трубы органа. О. Флоран был арестован в 1941 году и приговорён к смертной казни, но в последний момент казнь заменили высылкой в Иран через Баку [3] .

    Здание храма использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. Начались реставрационные работы. В феврале 1984 года, в результате поджога, в здании вспыхнул сильнейший пожар, который свёл на нет работу реставраторов и окончательно уничтожил внутреннее убранство. В огне погибла вся скульптура, остатки росписей, мраморные алтари и 12-метровый корпус органа конца XVIII века. После этого сгоревший храм стоял закрытым, а окна были заколочены. В здании монастыря были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.

    Возрождение Править

    Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. К октябрю 1992 года завершился первый этап реставрационных работ, был установлен временный алтарь. В октябре 1998 года была открыта часовня Благовещения, а 16 апреля 2000 года была освящена алтарная часть храма. В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.

    11 марта 2006 храм Св. Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов, организованной посредством телемоста. В молитве принял участие папа римский Бенедикт XVI.

    29 ноября 2008 года после многолетних реставрационных работ был освящён главный неф церкви [4] .

    В 2013 году церкви был дарован статус малой базилики. Она стала единственной базиликой в России [5] .

    При церкви действует воскресная школа, катехуменат, детский центр им. Урсулы Ледуховской, встречи движения Живого Розария, доминиканцев-мирян. Приходской хор регулярно выступает на различных фестивалях. В храме проводятся концерты и встречи с деятелями культуры. Работает общество помощи нуждающимся.

    Приход насчитывает около тысячи прихожан, среди них известный джазовый музыкант и педагог Геннадий Гольштейн, писатель и журналист Илья Стогов.

    Здание имеет форму латинского креста, с поперечным трансептом, увенчано большим куполом. Длина здания храма — 44 метра, ширина — 25 метров, высота — 42 метра. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея (на латыни): «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Мф 21. 13) и дата завершения строительства собора. Над главным престолом ранее был помещён большой образ «Мистическое обручение святой Екатерины», написанный художником Иоганом Меттенлейтером и подаренный храму императрицей Екатериной II, но разорения храма после революции образ не пережил. В храме не позже 1789 года был установлен орган. Затем иезуиты поменяли его на новый, который славился как один из лучших в Петербурге (инструмент не сохранился), в конце XIX века в церкви установили орган, сделанный в Германии (также не сохранился).

    Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году, во время разграбления храма, одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм.

    В 2013 году началось восстановление алтарной части, восстановлены по фотографиям двери. В 2014 году по фотографиям восстановлен и установлен алтарный крест.

    Читайте так же:  Караганда храм петра и павла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *