Христос на тивериадском озере

Тивериа?дское озеро [2] [3] [4] [5] [6] , в евангельском контексте более известное как Галиле?йское море [7] [8] [9] [10] [11] или Геннисаре?тское озеро [10] [11] , а в древнем Израиле и во многих современных источниках по Израилю — как озеро Кине?рет [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] (ивр. ? ?? ???? ??, «ям Кинне?рет» [20] [21] , причем ям означает «море»; араб. ????? ????? ?, «Бухайрат-Табария» [21] , «Бахр-Табария» [6] [22] ) — пресноводное озеро на северо-востоке Израиля.

Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле — в среднем, на 213 м ниже уровня моря. Это самое низкое пресноводное озеро на Земле [23] . Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды. Максимальная глубина — 45 м, площадь — в среднем 165 км?. Объём воды — около 4,15 км?, площадь водосборного бассейна — около 2700 км? [24] . На западном побережье расположен город Тверия.

Содержание

  • 1 Происхождение названия
    • 1.1 Упоминания в Библии
  • 2 Физико-географическая характеристика
  • 3 История
    • 3.1 Древние времена
    • 3.2 Современность
  • 4 Хозяйственное значение
  • 5 Туризм
  • 6 Галерея
  • 7 Интересные факты
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Литература

Название «Тивериа?дское озеро» дано по городу Тивериада (современная Тверия) на западном берегу озера. Город был основан в I в н. э. и назван в честь римского императора Тиберия. [25]

Более употребимое в переводах библейских текстов евангельское название «Галиле?йское море» дано по Галилее, исторической области Израиля, которую озеро ограничивает с востока. [25]

Название «Генисаре?тское озеро» дано по долине Генисаре?т (Гиноса?р) [he] и находившемуся в долине древнему городу Генисарет. Название «Генисарет» является эллинизированной формой древнесемитского названия «Кине?рет» [26] . Город Кинерет существовал ещё до покорения Ханаана евреями и процветал во время событий, описанных в Новом завете. В синодальном переводе город и долина именуются Хиннереф [27] или Хиннароф [27] .

Библейское и принятое в современном иврите названия озера «Кине?рет» (или «Кинне?рет») происходит от ханаанского названия города Киннерет, и возможно, восходит к имени угаритского божества-покровителя города Кинар [28] [29] [30] .

Существуют также берущие начало в Талмуде версии происхождения названия озера — от слова др.-евр. ????? , kinor, «скрипка» (считается, что форма озера напоминает древнееврейскую скрипку, имеющую форму современной арфы), либо от плода др.-евр. ???? , kinar, «Ziziphus lotus». [31] [30]

Упоминания в Библии Править

Упоминается в русских переводах Ветхого Завета как «море Кинне?реф» (Чис. 34:11 и др.) или «море Хинне?рефское» (Нав. 12:3 и др.), и как «Хиннароф» (Нав. 11:2) [8] [9] [32] .

По Библии, через эту область проходит граница земли Израильской. Укреплённый город Хиннереф (Киннерет) упоминается, как находящийся на землях колена Неффалимова (Нав. 19:35). В современном переводе Российского библейского общества — «Киннерет».

Озеро многократно упоминается в Евангелии как «Галилейское море» (Мк. 1:16 и др.) [8] , «Тивериадское море» (Ин. 21:1), «Геннисаретское озеро» (Лк. 5:1), просто «озеро» (Лк. 8:22—23, Лк. 8:33 и др.), или «море» (Мк. 4:35—41, Мф. 8:24, Мф. 4:18 и др.).

В Новом завете Геннисаретское озеро связывается со многими рассказами о земной жизни Иисуса Христа. На берегах озера и в прибрежных городах (особенно в Капернауме) Иисус провёл большую часть своего земного служения [32] . Именно на Геннисаретском озере рыбачили апостолы Пётр и Андрей, когда были призваны Христом на апостольское служение [33] .

Тивериадское озеро расположено в Иорданской рифтовой долине, северной части Сирийско-Африканского разлома, значительно ниже окрестностей (разница высот — около 550 м). Как и Мёртвое море, Тивериадское озеро — результат этого разлома. Имеет форму закруглённого вытянутого ромба. Протяжённость озера — до 23 км в длину и до 11 км в ширину. Длина береговой линии в зависимости от уровня воды — от 55 до 60 км, площадь озера — в среднем 165 км?, максимальная глубина — 45 м.

Северный и южный берега озера пологие, восточный и западный, будучи краями разлома — обрывистые, с востока к озеру спускается плато Голанские высоты. С севера в Тивериадское озеро впадает несколько рек, берущих начало на Голанских высотах, в том числе река Иордан, которая затем вытекает с южной стороны озера. Тивериадское озеро — самый низкий на Земле пресноводный проточный водоём, высота зеркала озера колеблется между ?208 и ?215 метров от уровня моря.

Древние времена Править

Обилие пресной воды и рыбы, ровный климат и плодородная почва окрестностей озера благоприятствовали хозяйственной деятельности человека с древнейших времён. В эпоху ранней бронзы здесь проходил «морской путь» из Египта в Месопотамию и существовала процветаюшая городская цивилизация. Целебные источники в окрестностях Киннерета были известны древним египтянам [20] .

Читайте так же:  Алтай отдых телецкое озеро

Город Киннерет упоминается среди городов, покорённых Тутмосом III после битвы при Мегиддо (XV в. до н. э.). Хиннереф (Кинерет) описывается в Библии как укреплённый (на момент покорения Ханаана евреями) город, который предстоит завоевать колену Неффали (Нав. 19:35). Раскопки свидетельствуют о расцвете города в период Израильского царства.

В 732 г. до н. э. окрестности озера, как и вся Галилея, были завоёваны ассирийским царём Тиглатпаласаром III. Западный берег озера Киннерет был присоединён к ассирийской провинции Мегиддо, а восточный — к провинции Карнаим в области Васан. При Селевкидах на восточном берегу озера возник город Гиппос (Сусита), вошедший в Декаполис, и просуществовавший до 739 г. н. э. В начале I в. до н. э. район был завоёван царём Иудеи Александром Яннаем, а в начале I в. н. э. сыновья Ирода I, Ирод Антипа и Филипп, основали Тивериаду (ныне Тверия), названную в честь Тиберия, и Юлиас (в русской традиции Вифсаида Юлия, по-арамейски Бет-Цайда).

После разрушения Иерусалима в 70 году н. э. и подавления восстания Бар-Кохбы Галилея становится центром еврейства. В результате Тверия превратилась в единственный город Римской империи, большинство населения которого составляли евреи. В Тивериаде были построены 13 синагог. Тивериадский синедрион становится для евреев высшей инстанцией в религиозных делах; высшая еврейская академия, перенесённая сюда из Иерусалима, делается центром еврейской учёности. В эту эпоху в Тверии была записана часть Иерусалимского Талмуда. А в самой Тверии и в округе жили еврейские мудрецы того времени — таннаи и амораи.

В византийский период вдоль берегов озера было построено множество церквей.

Крестоносцы, построившие мощные укрепления на западном берегу Тивериадского озера, боролись за приобретение контроля над его восточным берегом и воздвигли там крепость Курси. В 1187 рядом с озером произошла битва крестоносцев с войсками египетского султана Салаха ад-Дина (битва при Хаттине), завершившаяся поражением крестоносцев.

Современность Править

В начале XX века в районе Кинерета группой халуцианской [34] молодёжи были основаны первые в Палестине кибуцы — Дгания (1909) [35] (ивр. ? ????? ?? — василёк) и названный в честь озера Квуцат-Кинерет(1913) [36] . За время британского мандата была создана цепь еврейских поселений на западном и южном берегах озера. На восточном берегу был основан кибуц Эйн-Гев, попавший в блокаду во время Арабо-израильской войны (1947—1949).

В Шестидневной войне Израиль захватил Голанские высоты у Сирии, сделав таким образом озеро своим внутренним водоёмом.

В настоящее время озеро имеет большое народнохозяйственное значение. Кинерет является главным пресным водоёмом Израиля [18] . В 2019 году из Кинерета получено 560 млн м? воды, что составило около 25 % всего потребления в Израиле [37] . В 1994 году был подписан мирный договор с Иорданией, по которому Израиль обязуется поставлять той 50 миллионов кубических метров воды в год [38] . Бо?льшая часть этого количества забирается прямо из озера. Поскольку озеро служит не только источником пресной воды, но и местом туризма, а также является районом сельскохозяйственного производства и интенсивного строительства, озеро и его побережье подпадают под юрисдикцию большого числа министерств и органов местной власти, что затрудняет защиту его вод [39] .

Озеро славится своей рыбой, отлов которой поставлен на промышленную основу. В озере в наши дни ежегодно вылавливают около 2000 тонн рыбы, большая часть из которой — знаменитая рыба святого Петра, она же тиляпия [40] .

На западном побережье озера расположен город Тверия, один из четырёх святых для евреев городов (наряду с Иерусалимом, Хевроном и Цфатом). Вдоль всего побережья озера находятся «дикие» и платные (их большинство) пляжи, всевозможные места отдыха. На берегах озера бьют горячие источники, богатые солями и серой. Многие из них используются для лечебных целей. [31]

Побережье озера связано с многими эпизодами из жизни Иисуса Христа и поэтому популярно среди христианских паломников. На северном берегу Тивериадского озера находится Капернаум (Кфар-Нахум), в котором, как считается, жил и проповедовал Иисус Христос, а сейчас ведутся раскопки и высятся францисканская церковь и монастырь на горе Нагорной проповеди (Блаженства). В месте выхода реки Иордан из Тивериадского озера находится Ярденит — по христианской традиции, именно в этом месте был крещён Иисус. Историческая область Гиносар славилась плодами, отличавшимися своими размерами и особой сладостью. На восточном берегу находятся развалины монастыря Курси, места евангельского чуда изгнания бесов в стадо свиней. [20]

Читайте так же:  Полигональное озеро в хибинах

В полутора километрах к югу от Тивериадского озера, на берегу реки Иордан, расположен первый еврейский кибуц в Палестине — Дгания. Сейчас это процветающее хозяйство. У ворот кибуца стоит маленький сирийский танк, подбитый во время Войны за независимость. [35] [41]

В 13 километрах от Дгании на берегу озера находится кибуц Эйн Гев [en] . До Шестидневной войны рядом с ним проходила граница с Сирией. Этот кибуц славится не только интенсивным и продуктивным сельским хозяйством, но и музыкальными фестивалями, проводимыми в нём каждый год во время пасхальной недели. В них участвуют лучшие израильские музыканты и артисты из-за рубежа. Концерты проходят в специально выстроенном амфитеатре под открытым небом. [42] [43]

Кроме того, недалеко от Тивериадского озера расположено множество археологических достопримечательностей: древний римский город Бейт-Шеан, древности Тверии, Гамла на Голанских высотах, места, где, по Новому Завету, Иисус творил свои чудеса, где расположены могилы праотцов и великих раввинов. В 2013 году на дне озера недалеко от телля Бет-Йерах археологи также обнаружили ряд монументов, которые, как предполагают, представляли собой церемониальные сооружения для похорон [44] [45] .

В месте впадения Иордана в Тивериадское озеро располагается парк развлечений «Парк а-Ярден» [46] (ивр. ? ??? ????? ?? — «Парк Иордана», «Иорданский парк»), подаренный правительством Франции Израилю.

Русский художник Василий Поленов
Тивериадское озеро

Приступая к работе над картинами серии Из жизни Христа (1890-е — начало 1900-х) художник писал о стоящей перед ним задаче создания образа Христа: «Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». В следующей за Христом и грешницей картине, вошедшей в цикл — На Генисаретском (Тивериадском) озере, — он остановился на том облике Христа, который был найден им в предыдущей картине.

Тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением (это именно лицо мудреца, а не пророка и страдальца), то же состояние самоуглубления, которое здесь особенно выразительно, поскольку обусловлено сюжетом картины. Собственно и сюжета никакого нет: по берегу озера неслышно идет с посохом в руке глубоко задумавшийся путник, его окружает пейзаж с покойным, тихим озером, окаймленном цепью доходящих до горизонта гор, и с древними камнями на берегу. Но во всем этом пустынном безлюдном пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, он дышит такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всей «бессобытийности» сюжета картины значительность происходящего для зрителя не оставляет сомнения. Красота евангельского повествования передана художником через зримую красочную красоту живописи. Эти тонкие связи между словом и живописью были уловлены художником еще тогда, когда он увидел в Париже интерьер русской церкви, в оформлении которой были использованы пейзажи Боголюбова. «. Оригинально и красиво, — писал он в одном из писем родным, — в церкви видеть большие пейзажи, переносишься в природу и евангельские повествования и легенды». Во всяком случае, уже картина На Генисаретском озере свидетельствует о высокой значимости пейзажа в размышлениях Поленова о гармонии, к которой он всегда стремился и которая воплощалась для него в евангельском Иисусе.

Страницы биографии

B 1872 году жизнь Поленова, классного художника первой степени по исторической живописи и кандидата прав, складывалась очень удачно. Весной вышло постановление об отправке его на шесть лет за границу пенсионером Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве», с июня началась его командировка. Поленов посетил Москву, где осмотрел ряд частных коллекций живописи, затем Киев, Вену и Мюнхен. Художественная жизнь этого города захватила его «круговоротом работы». Круг художников, творчество которых привлекло особенное внимание Поленова, довольно широк и разнообразен.

Читайте так же:  Жемчужина алтая телецкое озеро

Учитель и ученики

Многие живописцы — Нестеров, Константин Коровин, Илья Остроухое, Исаак Левитан, Головин и другие — отмечали различные аспекты воздействия на них поленовского творчества. В начале 1880-х годов у Поленова появилась непосредственная возможность руководить художественным развитием молодежи. Осенью 1882 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив в классе пейзажа и натюрморта Алексея Саврасова, и вел этот класс до 1895 года. В отличие от Саврасова, взывавшего к эмоциям своих учеников, Поленов обращал внимание прежде всего на технику живописи. Постепенно он погружал своих учеников в тайны колорита, которыми сам владел блестяще.

Элеонора Пастон о Василии Поленове

Своеобразие художника, его личности было во многом связано с той средой, в которой он сформировался. Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранившей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, был известным историком, археологом и библиографом. Дмитрий Васильевич сумел передать сыну глубокий интерес к древним культурам, в частности — к изучению русской старины, ее памятников. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей.

«Малый он чудесный, мы, что называется, душу отводим. Товарищ он хороший. Мы мечтаем о будущей деятельности на родной почве. (Из письма Репина Крамскому в 1876 г.) «

Венецианская школа. Полотно «Христос на море Галилейском» поражает эмоциональной напряженностью. Здесь изображена сцена, описанная в Евангелии от Иоанна. Господь является своим ученикам, занятым ловлей рыбы. Увидев Христа, Петр бросился в море, чтобы первым встретить своего Учителя. На этой карти. Читать далее

Генисаретское или Тивериадское или море Галилейское — названия озера, на котором любил бывать Христос. Там он познакомился со своими учениками, там проповедовал народу, там любил уединяться.


Христос на Генисаретском озере.
И. К. Айвазовский. 1894 75х48 Холст, масло.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
http://gallery.crimea.ua/ru/preview2.php?p=101&n=101158


На Генисаретском (Тивериадском) озере.
В. Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло, 79 х 158.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Справа внизу подпись: В Поленовъ 88 (буквы В и П переплетены).
Приобретена П. М. Третьяковым.
Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 2800.

Картина «Христос на Генисаретском озере» или, как её называл Поленов, «Христос идёт по берегу озера» (ГТГ) является второй работой, задуманной в цикле «Из жизни Христа», которая появилась практически сразу за первой «Христос и грешница», и вызвала столько эмоций у зрителей.

Эскиз – вариант картины находится в Днепропетровском художественном музее. Картина неоднократно повторялась и варьировалась художником. Вариант – повторение, исполненный в 1889 г., находится в Курской картинной галерее имени А. А. Дейнеки, вариант – повторение 1890 г. – в Киевском музее русского искусства.


На Генисаретском (Тивериадском) озере (повтор).
В. Д. Поленов. 1888 или 89 г. Холст, масло, 92?385.
Курская Государственная галерея им.А.А. Дейнеки
Инв. № 80, из коллекции Воронцова


Мечты. Иисус на Генисаретском озере.
В. Д. Поленов. 1894 г.


Мечты.
В. Д. Поленов

«Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один». Евангелие от Иоанна 6:14-15.

Комментарий В. Д. Поленова: Ясное безоблачное небо, справа на скалистом берегу сидит Иисус с посохом, опершись головою на руку, и смотрит вдаль; перед Ним гладкая поверхность Тивериадского озера, за которым противоположный высокий берег.

«…Трудная задача передо мной, непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться,— слишком я охвачен величием этого человека и красотою повествования о нем».

Этот сюжет неоднократно Поленовым повторялся. Записи художника, хранящиеся в архиве Третьяковской галереи сообщают об одном эскизе 1887 года и 6 вариантах (указание в Каталоге Музея-усадьбы В.Д. Поленова. Л., 1964. С. 100). В настоящее время специалистами собрана информация об 11 авторских вариантах-повторениях.


Мечты (На горе)
В. Д. Поленов. 1894. 180х165.
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева


На горе.
В. Д. Поленов. 1894 г., холст, масло, 151х142.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *