Интересные факты об исаакиевском соборе

И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают — в материале портала «Культура.РФ».

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга. Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание — уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени — Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было — он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой — и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм. Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола — почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи — более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей — портиков, гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Читайте так же:  Троице-измайловский собор троицкий собор

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года — своды, купол и колокольни. Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней — лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов — «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

  • Падающие башни России
  • 10 фактов о Спасском соборе
  • Топ-5 достопримечательностей Калининграда

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I, опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II, а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Читайте так же:  Где находится собор александра невского

Мифы и легенды

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего — похоронить его в храме — так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, — входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II отрекся от престола.

Храм в советское время

В первые годы советской власти храм оставался действующим, однако государство его не финансировало, а все церковные ценности изъяло. В 1931 году в здании музея был открыт антирелигиозный музей. Одним из ключевых экспонатов стал подвешенный к куполу собора 90-метровый маятник Фуко, который доказывал факт вращения Земли вокруг своей оси.

Во время Великой Отечественной войны в подвалах Исаакия находился склад, где хранились музейные ценности, которые не успели эвакуировать. Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли — и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) — настенные росписи.

Кафедральный собор Сретения Господня — храм Православной церкви Украины в городе Херсон.

Кафедральный собор
Собор Сретения Господня
Собор Стрітення Господнього
46°38?20? с. ш. 32°34?46? в. д. H G Я O L
Страна Украина
Херсон ул. Василия Стуса, 45
Конфессия Православие
Епархия Херсонская епархия
Тип здания Крестово-купольный храм
Архитектурный стиль неоклассицизм
Строитель В. И. Волохин
Архитектор К. И. Квинто
Строительство 2 февраля 1889
Состояние действующий храм
Медиафайлы на Викискладе

2 февраля 1889 состоялось торжественное освящение храма. В 1893 при храме основана церковно-приходская школа, где обучали базовым знаниям детей из малообеспеченных семей. После Октябрьского переворота, во время первой оккупации Херсона большевиками, приходскую школу закрыли. В 1922 году храм был разграблен большевиками. В 1930 году храм был закрыт советской властью «по просьбе рабочих». В 1938 году разрушили верхнюю часть храма — купол и колокольню. Богослужебную литературу и иконы сожгли на костре, который разожгли у входа в храм. Нижнюю часть храма большевики оборудовали под склад. В 1941 году, в период немецкой оккупации Херсона, когда в городской администрации Херсона работали члены ОУН (б), храм был вновь открыт. Состоялось повторное освящение культового сооружения. После вытеснения немецких оккупантов подразделениями РККА храм продолжал свою работу. Однако уже в 1962 году было решено вновь закрыть храм. Лишь благодаря нежеланию жителей и по-настоянию прихожан, а также личной борьбе протоиерея Алексея Алексеенко и приходского старосты Алексея Филипповича Замараева, храм остался нетронутым.

Читайте так же:  Карта петербурга исаакиевский собор

В 1988 году начат вечерний цикл библейских разговоров. 1989 открыли духовную школу для взрослых. В 1992 открыли Воскресную школу для детей.

1997 вокруг храма разгорелся скандал, причиной которого послужило использование современных методов в богослужебной практике: перевод литургических текстов на современный русский язык, использование музыкальных звукозаписей и т.п.. Община была объявлена вне лона УПЦ МП. 10 сентября 1997 проходит визит духовенства храма к Патриарху Киевскому и всея Руси-Украины, Филарету, в Киев. 19 октября 1997 храм становится кафедральным собором Херсонской епархии УПЦ КП.

Кафедральный собор Сретения Господня — храм Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата в городе Херсон.

История собора [ править ]

2 февраля 1889 состоялось торжественное освящение храма. В 1893 при храме основана церковно-приходская школа, где обучали базовым знаниям детей из малообеспеченных семей. После Октябрьского переворота, во время первой оккупации Херсона большевиками, приходскую школу закрыли. В 1922 году храм был разграблен большевиками. В 1930 году храм был закрыт советской властью «по просьбе рабочих». В 1938 году разрушили верхнюю часть храма — купол и колокольню. Богослужебную литературу и иконы сожгли на костре, который разожгли у входа в храм. Нижнюю часть храма большевики оборудовали под склад. В 1941 году, в период немецкой оккупации Херсона, когда в городской администрации Херсона работали члены ОУН (б), храм был вновь открыт. Состоялось повторное освящение культового сооружения. После вытеснения немецких оккупантов подразделениями РККА храм продолжал свою работу. Однако уже в 1962 году было решено вновь закрыть храм. Лишь благодаря нежеланию жителей и по-настоянию прихожан, а также личной борьбе протоиерея Алексея Алексеенко и приходского старосты Алексея Филипповича Замараева, храм остался нетронутым.

В 1988 году начат вечерний цикл библейских разговоров. 1989 открыли духовную школу для взрослых. В 1992 открыли Воскресную школу для детей.

1997 вокруг храма разгорелся скандал, причиной которого послужило использование современных методов в богослужебной практике: перевод литургических текстов на современный русский язык, использование музыкальных звукозаписей и т.п.. Община была объявлена вне лона УПЦ. 10 сентября 1997 проходит визит духовенства храма к Святейшему Патриарху Киевскому и всея Руси-Украины, Филарету, в Киев. 19 октября 1997 храм становится кафедральным собором Херсонской епархии УПЦ КП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *