Изборский храм

Никольский собор

Василий Шелёмин
сентябрь 2002

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид
  • Статьи (4)
  • Комментарии (1)

Никольский собор построен в XIV в. Действует.

Когда Изборск был перенесён со старого городища на Жеравью гору, изборяне решили не расставаться со своим небесным покровителем святым Николаем, деревянный храм которому стоял на месте нынешнего каменного. Впервые о появившемся в крепости храме летописи упоминают под 1341 годом. В 1349 году псковский князь Юрий со священнослужителями освящает Спасо-Преображенский придел храм. В 1849 году к собору с западной стороны пристроили колокольню.

Собор Николы построен в ХIV в., судя по архитектурным формам и основным конструкциям. В псковских летописях церковь впервые упоминается под 1341 г., в связи с неприятельскими нападениями на Изборск, но материал постройки не указывается. Таким же образом церковь упоминается в летописях и под 1349 г., когда речь идет об освящении престола Спаса ..»у святого Николы на палатех . И только в документах XVI-ХVII вв. сообщается о каменном храме. В 1585 г. — «Да в городе же церковь Николы Чудотворца каменна, а на церкви той крест железной, позалочен, да на палатях придел Преображения Спасова. » В 1698 г.: «. Да в городе Изборске церковь соборная каменная во имя Николая Чудотворца. » В документах ХVII в неоднократно упоминается каменная соборная церковь Николы.

С 1599 г. церковь стала кафедральным собором, а архиепископ стал называться Псковским и Изборским. Известное нам описание соборной Николаевской церкви относится к 1764 г. Она значится в Псковской провинции Изборского уезда: «. церковь каменная с единым приделом, в них освященных два престола в настоящей Николая чудотворца и в придельной во имя Преображения Господня. При той церкви приделана с другой стороны палатка кладовая каменная ж, она церковь состоит внутри пригорода Изборска. Колокольня каменная на городовой башни плоска в два гнезда, на ней 4 колокола, 2 небольших да 2 поменьших без надписи. Кроме оной соборной да придельной других церквей не имеется. При той церкви вблизости имеется житница казеная деревянная, другого строения церковного никакого не имеется. Около той церкви ограда деревянная, забранная с трех сторон в столбы, а с четвертой городовая каменная стена мерою 45 сажень. » В клировых ведомостях церкви за 1798 г. она значится «. каменная с приделом. «. Этот придел по его конструкцией наличию керамического пояса на барабане можно датировать ХVII-ХVIII вв. В начале ХVII в. сооружен притвор, судя по его архитектурным формам. В 1849 г. была построена ныне существующая колокольня. До этого времени колокольня помещалась на крепостной Колокольной башне.

Собор Николы расположен в юго-восточной части древней крепости у Никольского захаба. Его основной кубический объем с полукруглой апсидой на восточном фасаде завершен мощным барабаном с поздней главой полусферической формы. С запада к храму примыкает низкий притвор, с которым связана невысокая поздняя двухъяруеная, квадратная в плане колокольня, с юга одноапсидный придел, по южному фасаду разделенный на восточную повышенную часть с пощипцовым покрытием и декоративным барабаном, несущим главку луковичной формы, и западную галерею. Интерьер собора довольно тесен. Четыре мощных квадратных в плане столба несут пониженные подпружные арки с парусами, поддерживающие барабан главы. Индивидуальной особенностью перекрытия собора является то, что южный, северный и западный рукава креста перекрывают две подпружные арки, одна из которых с юга и севера примыкает к стенам четверика. Аналогов этому перекрытию на Псковской земле нет. О древнем происхождении храма говорят также квадратные в плане столбы. Это самый ранний храм из одноапидных, распространенных в XV веке на Псковской земле. Над западным нефом хоры, в юго-западном углу — палатка — придельная церковка. Галерея притвора перекрыта коробовым сводом, покоющимся на боковых взаимно перпендикулярных коробовых сводах. Придельная церковь и ее притвор перекрыты полулотковыми сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. Каждый фасад храма расчленен четырьмя лопатками на прясла, завершенные двух и трехлопастными арочками, центральные прясла больше боковых, подобное членение в дальнейшем традиционно для храмов псковской школы зодчества. Это самый ранний вариант из сохранившихся храмов.

В Новгороде фасады с такими членениями появились в 1313 г. — церковь Николы Белого на Софийской стороне. Из древних щелевых проемов сохранились, кроме барабана, два щелевых на апсиде, остальные с арочными перемычками появились позже. Световой барабан украшен двумя поясками: аркатурным и над ним — из уступчатых полукруглых ниш. Шея главы южного придела декорирована керамическим пояском конца ХVII — нач. ХVIII вв. Яруса колокольни имеют по краям пилястры, а арочные проемы — архивольты. Колокольня: квадратная в плане, имеет два яруса. Построена в 1849 г. в стиле провинциального классицизма, она не гармонирует с общим характером средневековой архитектуры Никольского собора. Видимо, звонница на Никольской башне, разобранная при сооружении колокольни, могла находиться в древности на притворе. Материал памятника — известняковая плита. Снаружи оштукатурен и побелен. Длина с притвором и колокольней — 26 метров, ширина с приделом — 18 м. Четверик — длина 18 м, ширина — 12 м.

Подробнее на сайте http://www.opskove.ru/det/12_det.html

Изборский Никольский собор «словно олицетворяет лучшие черты русского человека», — писали об этом храме. Именно Никольским храмом открывается замечательная страница русской каменной летописи, которую мы называем «псковской архитектурной школой». Никольский собор в Изборске строился, когда Псков уже обрёл независимость от Новгорода — во второй четверти ХIV века. К тому времени городок-крепость перебрался на нынешнее место, на Жеравьей горе, а до этого он располагался на Труворовом городище — остроконечном высоком мысе. Со временем назрела необходимость расширить и укрепить город. Расширяться же и укрепляться можно было только на новом месте. И в 1303 году город «переехал» на полверсты южнее, на Жеравью (Журавлиную) гору.

Новую крепость окружили каменными стенами. В 1330-х годах внутри этих стен поднялся Никольский собор, впервые упоминаемый в летописях в 1341 году. Через восемь лет письменные источники вновь упоминают храм — в связи с освящением Спасского престола. К сожалению, в этих источниках нет сведений о том, из какого материала построена эта церковь. Лишь в документах рубежа ХVI-ХVII веков появляется вот такое описание: «Да в городе же церковь Николы Чудотворца камена, а на церкви той крест железной, позалочен, да на палатях придел Преображения Спасова. » Многие исследователи считают Никольский собор в Изборске — по многим «родовым» признакам — предшественником псковского Троицкого собора, возведённого в 1365-1367 годах.

В книге «Тропой легендарного Трувора» (из знаменитой «жёлтой» серии «Дороги к прекрасному» советского издательства «Искусство»), В.В. Косточкин пишет: «Смотреть на него особенно приятно при боковом освещении солнца, когда чёткие и живописные тени от лопаток и завершающих их кривых мягко ложатся на чуть неровные, как бы живые и окутанные воздухом плоскости стен, обмазанные слоем известкового раствора, под которыми хорошо чувствуется плитняковая кладка. В эти недолгие минуты Никольский собор приобретает особую пластичность, его как бы вибрирующие стены играют светом и тенью, он поистине превращается в скульптурное изваяние. Одиноко, словно замкнувшись в себе, стоит сейчас Никольский собор внутри крепости. Вокруг пусто, всё поросло травой. Только за колокольней, потеснившись к крепостной стене, вытянулось в ряд несколько деревянных домов. » А ведь лет четыреста назад Никольский Собор смотрелся просто колоссальным, по праву считаясь величественной постройкой в крепости.

Никольским собор стал в первую очередь потому, что Изборск зачастую называли Домом Николая Чудотворца (по аналогии: Псков — Дом Святой Троицы, Новгород — Дом Святой Софии). Первый храм во имя этого Божьего угодника возвели, когда ещё крепость располагалась на Труворовом городище — сейчас на месте, где он стоял, находится Никольская церковь. Надо отметить, что на Псковщине святитель Николай Чудотворец, считавшийся на Руси покровителем сельского хозяйства, больше почитался как «поборник земли русской», защитник всех страждущих и помощник в повседневных делах. Поэтому не удивительно, что именно святителя Николая выбрали покровителем пограничного «железного», то есть несокрушимого, города Изборска. Между прочим, сам собор поставлен в полном соответствии с русской градостроительной традицией строить храмы поближе к главным воротам, в данном случае — к арке захаба. Через неё открывается вид сразу на два фасада этой чуть приземистой церкви, с её простыми и лаконичными формами, словно сама историческая обстановка, как обращали внимание некоторые исследователи, приучила местных жителей к скромности, приучила довольствоваться и в архитектуре малым.

Читайте так же:  Храм во власове

Не стоит забывать, что Никольский храм — это ещё один и одна из первых (среди дошедших до нас) каменных церквей псковской архитектурной школы. Безусловно древнее его, пожалуй, лишь соборы псковских Мирожского и бывшего Ивановского монастырей. В фундаментальном труде историка архитектуры Алексея Комеча «Каменная летопись Пскова» говорится, что Никольский собор близок к новгородской школе; в результате проведённых исследований, по высказыванию данного автора, этот храм можно считать связующим звеном между новгородской и псковской школами зодчества и одной из отправных точек развития последней. С 1599 года Никольский храм получил статус кафедрального. Через несколько десятилетий он описывался как «церковь каменная с единым приделом». Через некоторое время сообщалось об «освящённых двух престолах в настоящей Николая Чудотворца и придельной во имя Преображения Господня. «

Спустя двести с небольшим лет, в 1849 году, к собору пристроили провинциально-классическую двухъярусную колокольню, совсем не похожую на те звонницы, что строили в Средневековье. В ХIХ веке Никольский собор ремонтировался. По крайней мере, из документов известно, что в храме велись строительные работы, в результате которых появились новые окна, а уже имеющиеся были расширены — до этого они больше напоминали бойницы. Расширили и входной проём. А вот окна в барабане заделали. Археологи установили, что в древности и верх церкви тоже был другим — его стены поднимались выше, отличалась форма кровли. В прежние времена последняя являлась, скорее всего, восьмискатной или лопастной, в соответствии с традициями новгородской архитектуры. Существующее четырёхскатное покрытие с полусферической главой появилось лишь в середине ХIХ столетия, однако по мнению исследователей, именно оно придало облику строения единство и законченность (и это, вообще говоря, не характерно для ХIХ века, когда переустроительная активность вела чаще к порче древних памятников).

После революции 1917 года, Изборску и его Никольскому храму в известной степени повезло: ещё в 1920-е годы, согласно Тартусскому мирному договору, территория города (как и вся западная часть Псковского уезда вместе с Печорами) почти на два десятилетия отошла к Эстонии. Собор тогда не закрывался и службы в нём не прекращались. Более того — во время Великой Отечественной войны немцы хотели снять со звонницы колокола, но изборяне не позволили им это сделать. К слову сказать, местные жители отстояли свой храм и во времена хрущёвской оттепели, когда власти на второй волне богоборчества порывались закрыть церковь. Если не считать пристроенной значительно позже колокольни, Никольский собор Изборска — типичный древний храм северо-запада России. Его глубокая древность определяет весь его облик: тогда, в ХIV веке, мастера ещё не разделяли «декоративное» и «утилитарное» — слившись воедино, то и другое рождало тот специфический архитектурный сплав, который так привлекает нас в зодчестве вольных русских городов. Можно сказать, что конструктивные особенности собора «прописаны» на его фасаде: традиционные для Псковщины лопатки, делящие внешние стены натрое, отмечают те места, где натрое же делится четырёхстолпный внутренний объём. Из декора — ничего, кроме легкого, символического изгиба венчающих прясла арочек под самым карнизом; полукруглая апсида вообще ничем не украшена; и лишь массивный барабан, зодчие позволили себе разнообразить двумя декоративными поясами — снизу аркатурным, сверху — рядом полукруглых ниш. Барабан этот когда-то был световым; заложенные впоследствии световые проёмы со стрельчатыми завершениями и сейчас можно увидеть в нижней части этого коренастого цилиндра — их наполовину закрывают листы позднейшей четырёхскатной кровли. Купол крыт серебристым металлом.

Весь лаконичный, если не сказать — скуповатый облик собора производит впечатление свойственной северянам спокойной уверенности в себе — но без нарочитой угрюмости. Проделанные в толще кладки арочные окна с глубоко посаженными рамами наглядно демонстрируют нам реальную толщину стен и ещё раз подчеркивают, какой же Никольский собор всё-таки мощный. Появившийся в ХVI столетии южный придел, такой маленький, что на него не раз обратишь внимание, при ближайшем рассмотрении оказывается внешне даже позамысловатее собора. Фигурные срезы крыши и карнизов, неожиданный керамический поясок на барабанчике над самой главкой — это, безусловно, приметы позднейшего времени, новых вкусов, «звучащие», однако же, более чем деликатно, лёгким штрихом, как подпись художника в углу живописного полотна. А вот колокольня — позднейшая пристройка; впрочем, невысокий (ниже самого собора) двухъярусный столп «присоседился» к древнему храму предельно тактично, а в оформлении его простых и строгих фасадов авторы по мере сил попытались «перепеть» старинную псковскую песнь в камне. В результате колокольня смотрится вполне органично, особенно если сравнивать с возобладавшим в конце ХIХ столетия повальным увлечением пристраивать к камерным древним храмам несоразмерные по высоте и эстетике многометровые башни колоколен в псевдорусском «кирпичном» стиле.

Размеры Никольского собора — 26 х 18,5 метра (с приделом и колокольней), собственно четверик — всего 18 х 12 метров. Изнутри он кажется ещё компактнее из-за большой толщины стен и особенностей конструкции. Четыре мощных столпа делят на три части и без того достаточно небольшой внутренний объём, дополнительно ограничивая его своей внушительной массой; единственная перспектива — вверх. Захватывающая дух устремлённости ввысь заставляла забыть о суровостях и тяготах, задуматься о возвышенном. Сами несущие столпы — четырёхгранные, что является верным признаком глубокой старины постройки. Также в интерьере собора замечаем не характерные для позднейшего псковского зодчества слишком массивные, пониженные арки перекрытия, т.н. архаичный феномен. Сейчас в интерьере Никольского собора немного икон. Это, конечно же, не значит, что у храма и города (точнее, села) нет великих святынь. Образ святителя Николая Чудотворца и Корсунская икона Божией Матери не одно столетие почитались прихожанами. К сожалению, о Корсунском образе сейчас приходится говорить в прошедшем времени — тридцать лет назад его украли, и ныне на его месте находится копия. Но кто знает, может, чудотворная икона ещё вернётся в эти стены?

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №56, 2013 г.

Успе?нская це?рковь (храм Успе?ния Пресвято?й Богоро?дицы) — ставропигиальная православная церковь на Васильевском острове Санкт-Петербурга. Построена подворьем Киево-Печерской лавры. Ныне состоит при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни. Адрес: набережная Лейтенанта Шмидта, 27.

Православная церковь
Храм Успения Пресвятой Богородицы
59°56?00? с. ш. 30°16?32? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, 27
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Архитектурный стиль Псевдорусский
Автор проекта Косяков, Василий Антонович
Первое упоминание 1895 [1]
Дата основания 1721 [1]
Строительство 1895—1897 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781410045170016 (ЕГРОКН ). Объект № 7810164008 (БД Викигида)
Материал кирпич [1] и песчаник
Сайт spb.optina.ru
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 История подворья
    • 1.1 Троицкое и Псковское подворья
    • 1.2 Киевское подворье
    • 1.3 Оптинское подворье
  • 2 История храма
    • 2.1 Строительство
    • 2.2 1900—1935 годы
    • 2.3 Советский период
    • 2.4 Восстановление храма
  • 3 Архитектура, убранство
  • 4 Деятельность Подворья
    • 4.1 Учреждения на территории комплекса
    • 4.2 Скит подворья
    • 4.3 Мужской хор «Оптина Пустынь»
  • 5 Настоятели подворья
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Троицкое и Псковское подворья Править

В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом Петра I, началось строительство архиерейских подворий членов Святейшего Синода. Здание на углу набережной Невы и 15-й линии было приобретено у Нарышкиных Троице-Сергиевым монастырём. Однако к середине XVIII века монастырь перенёс своё подворье на набережную реки Фонтанки и оставил перестроенный дом с домовой церковью Рождества Христова на Васильевском острове. В 1756 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» было опубликовано объявление о продаже первого здания. В течение десяти лет подворье удалось лишь сдать в аренду Академии наук, покупатель же не нашёлся. Такое положение привело к тому, что 10 (21) апреля 1766 года, Екатерина II издала указ о передаче здания Псковской епархии для устройства подворья [2] .

Читайте так же:  Какие храмы есть в царицыно

Подворье Псковского архиерейского дома использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Доход был небольшим, контролировать деятельность из Пскова было сложно. В результате, в 1854 году, по просьбе временно управляющего Псковской епархией архиепископа Рижского и Митавского Платона (Городецкого), Святейший Синод принял управление подворьем на себя. Взамен Псковский архиерейский дом с 1856 года начал получать ренту. Смена управления не изменила хозяйственную ситуацию на подворье. 11 (23) августа 1872 года было решено его продать.

Киевское подворье Править

Во избежание передачи комплекса с домовым храмом другому ведомству, митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) предложил продать его для подворья Киево-Печерской лавре. 11 (23) июня 1875 года было получено Высочайшее разрешение на продажу земли без торгов за 86000 рублей.

К моменту покупки подворье представляло собой участок, застроенный двухэтажным, неоднократно переделывавшимся, главным зданием с полуподвалом. В нём находилась домовая церковь Рождества Христова [3] . Во дворе — несколько небольших служебных зданий и склад строительного камня, арестованный полицией, поскольку хозяин не был установлен. При входе находилось общественное «ретирадное место», распротранявшее зловоние, и мусорная яма. Митрополит предполагал сделать полную перестройку подворья, но вскоре скончался, и, за отсутствием утвержденных проектов, работы не осуществились.

Поскольку подворье было бедным, его жилые и хозяйственные помещения сдавались в аренду мирским людям. Был начат косметический ремонт, пристраивались и перестраивались здания; в 1879 году по проекту П. И. Шестова возведён новый одноэтажный флигель по 15-й линии, который назвали «Запасный дом». Однако всё это было недостаточным для статуса подворья, в котором размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Домовый Рождественский храм к тому времени уже не мог вместить всех молящихся, само помещение было пожароопасным. В 1883—1885 годах была осуществлена попытка капитальной перестройки главного здания по проекту Н. А. Мельникова, но она не добавила удобств. Помещения оставались полутёмными, ровность стен, полов и потолков была нарушена; а в митрополичьих покоях, во избежание обрушения потолка были установлены чугунные колонны в качестве подпорок [3] . В 1893 году на углу «Запасного дома» была устроена часовня по проекту гражданского инженера А. М. Воробьева.

В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий. В конкурсе участвовали проекты архитекторов А. М. Воробьева, В. А, Демяновского, В. А. Косякова, О. И. Тибо-Бриньоля и М. А. Щурупова. По его итогам был принят проект В. А. Косякова (при участии Б. К. Правдзика) [4] . Согласно проекту, главной архитектурной доминантой подворья и этой части невской набережной должен был стать новый храм, большинство зданий предполагалось выстроить заново. В 1894—1895 годах на месте снесённого здания на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде. Из своих комнат митрополит мог непосредственно перейти в храм. Остальные служители подворья разместились в двухэтажном дворовом флигеле [5] . Запасный дом был надстроен третьим этажом [6] . Через три года был перепланированы сад и два двора; построены сарай с кладовыми и конюшня. В 1900 году была сооружена ограда. В подвальных помещениях, на окнах и дверях, были установлены полуавтоматические противопаводковые ставни.

Таким образом подворье представляло собой закрытый комплекс построек с отдельным входами для братии, митрополита и посетителей. Запасный дом сдавался внаём. Постоянно при подворье проживало, кроме настоятеля, около 15 монашествующих. Братия, в основном, трудилась на церковных послушаниях. 22 января (4 февраля) 1903 года на подворье скончался митрополит Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев). В 1915 году в подвалах подворья была складирована богатая библиотека митрополита Владимира (Богоявленского), погибшая через девять лет во время наводнения.

С 1919 года началось постепенное «уплотнение» жилья, монашествующие были перемещены из келий в небольшие помещения. В пяти комнатах проходили занятия Петроградского богословского института. В начале 1920-х годов настоятель отец Трифиллий (Смага) активно противодействовал деятельности обновленческого Высшего церковного управления, ссылаясь на автономность подворья, относящегося к украинской части Церкви. Однако, под угрозой Василеостровского благочинного протоиерея Николая Платонова ликвидировать подворье, формально признал Высшее церковное управление и согласился поминать епископа Артемия (Ильинского). Такой поступок не был принят в Лавре, и отец Трифиллий, после объяснения духовному собору монастыря обстоятельств подчинения обновленцам, получил благословение держаться епископа Мануила (Лемешевского). В 1923 году братия подворья была принята в общение в Патриаршую церковь. В ночь с 2 на 3 февраля 1924 года отец Трифиллий был арестован вместе с епископом Мануилом.

После закрытия 29 сентября 1926 года Киево-Печерской лавры подворье продолжило своё существование самостоятельно. Впоследствии небольшая часть братии поддержала иосифлянское движение. В ночь на 23 августа 1930 года некоторые монашествующие и часть прихожан были арестованы по обвинению в «систематическом задерживании разменной серебряной монеты, подрывая этим денежное обращение в СССР». Они были осуждены по статьям 58-10 и 59-12 уголовного кодекса с последующей отправкой в лагеря. Последних членов братии арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан к марту 1932 года. Фактически подворье перестало существовать.

Оптинское подворье Править

К концу 1980-х годов комплекс бывшего подворья был занят различными организациями и коммунальными квартирами. Запасный дом был надстроен четвёртым этажом, келейные флигели — двумя этажами и перепланированы. Монастырский садик утратил свою целостность и регулярность.

В 1988 году вновь была открыта Оптина пустынь. Осенью 1990 года наместник монастыря архимандрит Евлогий (Смирнов) обратился к властям Ленинграда рассмотреть возможность передачи одного из городских храмов (в том числе закрытых) для основания в нём монастырского подворья. Среди предложенных храмов был Успенский, на котором и остановил свой выбор наместник. С этого времени началась реставрация храма и восстановление помещений подворья путём выкупа и расселения коммунальных квартир. Освобождённые помещения вновь перепланированы для нужд подворья.

Строительство Править

Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев, был заложен 15 (27) августа 1895 года архимандритом Феогностом (Пашковым). Работы по строительству продолжались без перерыва с раннего утра до наступления темноты. Для ускорения процесса было решено использовать, вместо кирпича, бетон для устройства основных арок. В сентябре 1896 года внутри строящегося храма была возведена временная церковь, где постоянно проходили богослужения. 14 (26) сентября 1897 года на купола были подняты кресты. Главный придел в честь Успения Пресвятой Богородицы был освящён 18 (30) декабря 1897 года митрополитом Киевским и Галицким Иоанникием (Рудневым), а боковой, в честь печерских преподобных, — 19 (31) декабря. Летом 1898 года были позолочены купола и произведены отделочные работы. После освящения в храме был установлен временный иконостас из старой домовой церкви подворья [3] . Отделочные работы и роспись были завершены к 1903 году.

1900—1935 годы Править

В храме литургию служили ежедневно, а по воскресным и праздничным дням дважды в день: раннюю — в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских, а поздняя — в главном приделе Успения Пресвятой Богородицы. Популярным в народе было еженедельное пение акафиста Успению Божией Матери — традиция, заведённая ещё с 1870-х годов. Периодически акафист служил сам киевский митрополит.

Весной 1922 года из алтаря храма были похищены потир, крест и оклад с напрестольного Евангелия. «Двадцатка» храма была обвинена в ненадлежащем хранении имущества. В 1930-х годах в храме служили певчими Михаил Васильевич Гундяев и Раиса Владимировна Кучина — родители патриарха Московского и всея Руси Кирилла [7] .

Первая попытка закрыть храм была предпринята в 1932 году. 4 февраля Василеостровский районный совет предложил передать храм заводу «Метприбор» [8] . Поскольку организация отказалась от предложенного здания, Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса от 5 марта 1932 года. Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту. Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

После прекращения существования подворья приход получил ставропигиальный статус. Это положение косвенно спасало храм от решений закрыть его. Однако к лету 1932 года на Васильевском острове не осталось ни одного прихода Ленинградской епархии, а приток в Успенскую церковь епархиального духовенства из закрытых храмов вынудил пересмотреть её статус. В итоге, 13 июня храм был передан в ведение митрополита Ленинградского.

Читайте так же:  Храм в павловске воронежской области

В конце 1933 — начале 1934 года в приходе прошли очередные аресты (в рамках дела о «евлогиевцах»): под следствие попали четверо священников, служивших в храме. Через полгода, 25 августа решением Ленинградского облисполкома храм был закрыт, хотя службы продолжались до 23 января 1935 года.

Советский период Править

После закрытия храма, его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта. В 1936 году церковь использовали как спортивный зал. В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО; в самом храме — склад РККФ, в подвале — бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением Анастаса Микояна, здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка. Проект был разработан институтом «Ленгипроинжпроект». В результате работ была уничтожена метлахская плитка, уничтожена или закрашена живопись, в алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы, в центре размещено ледовое поле площадью 289 м?, на хорах — буфеты и кладовые для инвентаря. Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки. Зал был украшен портретами Ленина, флагами и транспарантами. Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались такие фигуристы, как Людмила Белоусова и Олег Протопопов. После окончания строительства Дворца спорта «Юбилейный» в 1967 году крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем — цветочная плантация для продаж.

Восстановление храма Править

В июне 1991 года Ленгорисполком принял решение передать бывший Успенский храм ставропигиальному Свято-Введенскому монастырю Оптина пустынь. 28 августа 1991 года в бывшем хореографическом зале катка [9] был установлен временный иконостас, начаты службы.

В течение пяти лет изучалось техническое состояние памятника, создавался проект восстановления; одновременно разбирались установленные после закрытия храма стены, вывозился мусор. Первое богослужение в южном приделе состоялось в октябре 1993 года. Ежедневно службы стали совершаться здесь лишь с февраля 1996 года. Тогда же началась реставрация центрального алтаря.

16 января 1998 года на куполе был водружён крест. К 2003 году восстановлен иконостас. К середине 2013 года церковь снаружи и внутри была полностью восстановлена, и 15 сентября патриархом Кириллом храм был освящён великим чином.

Успенский храм пятиглавый, бесстолпный, вместимостью до 2000 человек. Проект выдержан в псевдорусском стиле. Построен с применением как кирпича, так и бетона. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова. Наружные мозаики были исполнены в мастерской В. А. Фролова [10] . При строительстве храма, впервые в Санкт-Петербурге, гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.

Храмовое пространство образовано системой перекрещивающихся арок. В связи с этим в церкви отсутствуют столбы. Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами Снегирёвым, Н. И. Струнниковым и Яковлевым под руководством академика Ф. А. Соколова. Роспись была отреставрирована группами реставраторов под руководством Л. А. Любимова, Ю. В. Смолянского, Е. П. Большакова. Кроме того, в храме работала группа, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского государственный академического института имени И. Е. Репина Я. А. Штеренбергом и Г. М. Журавлёвым, к концу работ составлявшая 80 человек.

На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен в 2007 году). Под барабаном — четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне». На парусах находятся образа четырёх Евангелистов. Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы, северного — Архангелы и русские святые, южного — Спас Эммануил. На межалтарных стенах находятся изображения «Распятие на Кресте» и «Снятие со Креста», на хорах — святых Киево-Печерского патерика.

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

До закрытия храма в нём находились иконы, написанные насельницами московского Новодевичьего монастыря и иконописцами под руководством московского художника Николая Михайловича Софонова. Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.

В Успенском храме находятся иконы:

  • преподобных старцев Оптинских с частицами их мощей,
  • святых Киево-Печерских с частицами их мощей,
  • преподобного Амвросия Оптинского с частицей его мощей,
  • святого великомученика Пантелеймона Целителя с частицей его мощей.
  • Божией Матери «Скоропослушница», написанная в одном из Афонских монастырей;
  • Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша».

На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.

Учреждения на территории комплекса Править

При подворье Оптиной пустыни действуют институт, православная гимназия, воскресная школа, антисектантский центр, золотошвейная мастерская и библиотека. В 1994 году при Подворье была открыта Общедоступная школа для детей и Богословские курсы для взрослых. В 1999 году на их базе был открыт Институт религиоведения и церковных искусств с двумя отделениями: богословским и церковных искусств. Основным направлением богословского отделение является изучение богословских и исторических наук, а также христианской культурологии. При этом во время обучения предусматривается практика в областях апологетики, миссионерства и социальной работы. Отделение церковных искусств специализируется на трёх направлениях: церковной музыки, иконописи и реставрации [11] . Подразделением Института является Воскресная школа, открытая в 1994 году. Православная общеобразовательная гимназия имени святого преподобного Амвросия Оптинского была основана в 2010 году.

Деятельность реабилитационного центра «Диалог» направлена на помощь лицам, пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных организаций. Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации.

Скит подворья Править

В 1999 году подворье Оптиной пустыни получило 40 гектаров земли у посёлка Сосновый Бор Выборгского района Ленинградской области для открытия подсобного хозяйства и строительства скита [12] . На участке разобрали руины трёх зданий и возвели скитский дом. На животноводческой ферме содержатся коровы, куры, страусы, еноты-полоскуны; заведена пасека; в прудах разводятся японские карпы. На территории скита в 2006 году начато строительство храма во имя преподобного Амвросия Оптинского. В 2010 году к скиту приписана каменная церковь святого благоверного князя Александра Невского, построенная в 1907 году и отреставрированная в 2007 году.

Мужской хор «Оптина Пустынь» Править

Одновременно с восстановлением Успенского храма в 1996 году на подворье был создан мужской хор «Оптина Пустынь». Первая знаменная литургия была отслужена 15 сентября 1996 года на память преподобных Антония и Феодосия Печерских. На всем протяжении своего существования коллектив занимается возрождением древнерусского певческого наследия, пополняя богослужебный репертуар древними церковными распевами, расшифрованными группой музыкальных палеографов. Помимо древнерусских певческих стилей хор исполняет распевы православных певческих традиций – греческой, сербской, болгарской и грузинской, монастырские подобны, современные аранжировки древних распевов, духовные песнопения русских композиторов. Основатель коллектива, художественный руководитель и регент – Александр Семёнов.

Настоятели подворья и храма
Даты Настоятель
7 (19) июня 1886 — 5 (17) июня 1892 архимандрит Иаков
7 (19) июня 1892 — 5 июля 1922 архимандрит Феогност (Помиков) (1845—1925)
5 июля 1922 — 3 февраля 1924 архимандрит Трифиллий (Смага) (1877—1946)
1924—1927 архимандрит Иоасаф (Стаценко)
1928—1929 архимандрит Феодосий (Михайловский) (1897—после 1931)
1929 — 22 августа 1930 архимандрит Трифиллий (Смага) (1877—1946)
март 1931 — июнь 1932 епископ Николай (Муравьёв-Уральский) (1882—1961)
июль 1932 — 21 декабря 1933 протоиерей Николай Петрович Тихомиров (1873—1937)
1934—1935 протоиерей Николай Георгиевич Ладыгин (1882—после 1935)
1935—1991 период закрытия
1991—1996 иеромонах Иннокентий (Орлов) (род. 1964)
1996—2013 игумен Ростислав (в миру Ярослав Якубовский)
2013 — настоящее время игумен Арсений (Мосалёв) (род. 1968)

На подворье служили иерей Константин Кобец и архимандрит Гурий (Егоров).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *