Какой был дворец екатерина 2

Зимний дворец, архитектурный памятник XVIII века, некогда служил императорской резиденцией, местом жительства царей. Красивейший архитектурный ансамбль Зимнего дворца является одним из главных символов Санкт-Петербурга, уникальным объектом и меккой международного туризма.

Ныне существующий дворец — 5-й по счёту, построенный в 1754—1762 годы. В то время он стал самым высоким жилым зданием в городе на Неве, в нём насчитывалось около 1500 комнат. Началось возведение дворца при Елизавете Петровне, которая не дожила до окончания строительства. Принимал работу в 1762 году уже Пётр III, но тогда строители только закончили отделку фасадов, а многие внутренние помещения ещё не были готовы. Строительство Зимнего дворца было завершено уже при Екатерине II.

Сейчас Зимний дворец является одним из зданий Эрмитажа, начало коллекций которому положила Екатерина Великая. Знаменитое здание в центре Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади, во многом связано с именем этой царицы. И многим туристам в наши дни интересно, сколько комнат Екатерина II занимала во дворце, какие это и сохранили ли они свои исторические очертания, чтобы можно было сегодня прикоснуться к истории. Рассказываем обо всём этом.

Бывшие покои Екатерины II в Зимнем дворце

Императрица Екатерина II прожила в Зимнем дворце все годы своего правления, с 1962 по 1796-й, — 34 года. В начале царствования в её половину входило только 9 покоев как личного, так и представительского характера. Вполне естественно, что в 1790-х годах, к концу правления императрицы, число апартаментов изменилось. Они по-прежнему продолжали занимать восточную часть Зимнего дворца от Иорданской лестницы и до половины её сына, наследника Павла Петровича.

Парадную половину императрицы Екатерины II открывали «два проходных покоя» (зал № 193), за ними следовала Арабесская перед галереей, к которой с востока примыкала Столовая камер-пажей и официантов (№ 194). За Белой галереей (№ 195) располагалась Штатс-дамская (№ 195 — юго-восточная часть). Перед Штатс-дамской (№ 197 — восточная часть) находился Буфет (№ 196 — северная часть). Далее следовали Большая лестница, называвшаяся Красной (№ 196), Предцерковный зал (№ 270) и Церковь во имя Спаса Нерукотворного образа (№ 271).

Из Предцерковного зала можно было пройти в Столовую (№ 269) и Буфетную через пост лейб-гвардии Конного полка Рейтары (№ 196 — южная часть). В личные покои Екатерины II можно было попасть с Дворцовой площади, поднявшись по Малой лестнице. Эта лестница выходила к Столовой (№ 269). Сегодня на её месте находится Комендантская лестница. Известный историк М. И. Пыляев описывал эту часть Зимнего дворца следующим образом:

…взойдя на Малую лестницу, входили в комнату, где на случай скорейшего исполнения приказаний государыни стоял за ширмами для статс-секретарей письменный стол с чернильницей. Комната эта была окнами к Малому дворику; из нея вход был в уборную; окна последней комнаты были на Дворцовую площадь.

Здесь стоял уборный стол, отсюда были две двери: одна направо, в бриллиантовую комнату, а другая налево, в спальню, где государыня обыкновенно в последние годы слушала дела. Из спальни прямо выходили во внутреннюю уборную, а налево — в кабинет и зеркальную комнату, из которой один ход в нижние покои, а другой прямо через галерею в так называемый «Ближний дом»; здесь государыня жила иногда весною….

За Зеркальным кабинетом с окнами на Малый дворик располагались две комнаты камер-юнгферы Екатерины II Марии Саввишны Перекусихиной (№ 263–264).

Потайные лесенки в Зимнем дворце

Личные покои Екатерины II в Зимнем дворце были сплошь пронизаны небольшими лесенками. Были и потайные лесенки, одна из которых связывала антресоли с Библиотекой. Эту потайную лесенку оформили под библиотечный шкаф красного дерева, а одна из его створок служила дверью, через которую можно было пройти на лесенку и подняться на антресоли.

Примечательно, что в начале правления Екатерины II потайные лесенки не были «бирюльками». т.е. не строились лишь для потешных игр. Они приносили пользу в то время, когда дворцовые перевороты были не только на слуху, но и постоянной угрозой. В годы правления императрицы Екатерины II её неоднократно пытались свергнуть. Но никому этого не удалось сделать, и до Зимнего дворца никто не добрался. Так, что со временем эти лесенки стали рассматриваться как таинственный декор.

Антресоли императрицы Екатерины II

С антресолями Екатерины II связана очень важная страница жизни Зимнего дворца. Сейчас полагают, что современный Эрмитаж на Дворцовой площади буквально «вырос» из скромных антресолей этой императрицы.

Антресоль — верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках XVIII века и первой половины XIX века. Приходилось либо делить большие окна этажа, либо устраивать низенький этаж с самостоятельными, сравнительно малой величины окнами. Антресолью также называли верхнюю часть высокой комнаты, разделённой на два полуэтажа.

Антресоли 1-го этажа

В Зимнем дворце с 1763 года на антресолях первого этажа находилась мыльня, построенная по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота. В неё вошли 3 помещения. По описаниям 1790-х годов, в банный комплекс уже были включены: Купальня (№ 272); под ризницей Большой церкви (№ 701) находилась Уборная и непосредственно под алтарем — обширная Баня с бассейном. Баня, или мыльня, которая была обита от пола до потолка липовыми деревянными панелями.

В Купальню можно было спуститься по небольшой деревянной лесенке из личных покоев императрицы. Помещения окнами выходили на Дворцовую площадь и Миллионную улицу. Там же, на антресолях, находился кабинет со спальней для графа Григория Орлова, а позже жили и последующие фавориты царицы.

Китайские антресоли

Также у императрицы в Зимнем дворце были 4 небольшие комнаты, которые назывались Зелёными антресолями. Именно в эти помещения складировались различные предметы, коллекционированием которых Екатерина Великая увлекалась в те или иные годы своей жизни. Поначалу собрание не носило систематизированного характера, но по мере его разрастания вещи стали «раскладывать по полочкам», после чего на этих антресолях остались экспонаты восточного происхождения, и антресоли стали называть Китайскими.

Нередко императрицей использовались антресоли в качестве места для принятия обедов в кругу близких людей. Екатерина обожала подобный антураж, где изысканно сочетались уют, экзотика и роскошь. Впоследствии, признавая их огромнейшее значение для истории, антресоли периодически ремонтировали, причём, с сохранением исторических интерьеров. Об этом свидетельствует записка вице-президента Гоф-интендантской конторы графа П. И. Кутайсова, датированная началом 1833 года. Тогда Кутайсов писал Николаю I:

Все прочее подверглось влияниям моды, кроме Китайских антресолей времен новейших, но напоминающих эпоху царствования Екатерины II, столь славную для России. Совершенно будучи уверен, что сохранение сих памятников полезно как для истории, так и для археологии, я имею честь представить о возобновлении нынешним временем сих комнат. Сие тем более кажется мне удобным, что Камерцал-мейстерская весьма богата отличными Китайскими произведениями, лежащими там без всякого употребления несколько десятков лет и бесполезно подвергающихся порче…

Реставрация Китайских антресолей Екатерины II продолжалась с 1833 по 1835 год. Работы велись под руководством архитектора Л. И. Шарлеманя 2-го. Однако всё было напрасным. Пожар в Зимнем дворце 1837 года погубил Китайские антресоли. К сожалению их восстанавливать не стали.

Бывшие и оставшиеся покои Екатерины II

Если в начале правления у императрицы было всего 9 покоев, то к концу правления их насчитывалось 20. В архивных документах имеется еще один перечень помещений на половине императрицы Екатерины II: 1. Главный приход и большая вхожая лестница; 2. Парадные три антикамеры; 3. Аудиенция (Тронная зала); 4. Столовая; 5. Мундшенкская; 6. Лестница на все этажи; 7 и 8. Две проходные комнаты; 9. Парадная опочивальня; 10. Уборная; 11. Комната для камердинеров; 12. Опочивальня; 13. Будуар; 14. Кабинет; 15. Библиотека; 16. Лестница для хода Ея Величества; 17. Комната с антресолью (в ней — печь-лежанка); 18. Спальня; 19 и 20. Две комнаты.

Увы, сейчас лишь малая часть из покоев Екатерины II сохранила очертания 1790-х годов. В последующие годы множественные ремонты и перепланировки исказили облик и «географию» покоев императрицы. К примеру, современный Александровский зал занимали Совет, Сержантская и Кавалергардская, затем шли Тронная Екатерины II с залом для аудиенций, Кавалерская с эркером-фонариком и Бриллиантовая комната (№ 279). Но ещё есть на, что посмотреть, и вы теперь знаете, где и что находилось.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2
  • Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская» (680 м); «Гостиный двор» (1,2 км); «Невский проспект» (1,2 км)

Санкт-Петербург Пригороды Санкт-Петербурга Царское Село (Пушкин) Екатерининский дворец

Екатерининский дворец занимает центральное место в дворцово-парковом ансамбле Царского села. Ежедневно его великолепные залы посещают тысячи туристов, а наибольшей популярностью в Екатерининском дворце пользуется знаменитая Янтарная комната, восстановленная к 300-летию Санкт-Петербурга.

Екатерининский дворец можно назвать памятником терпения русского народа, сумевшего восстановить историческое здание, разрушенное в годы оккупации немецкими войсками города Пушкина. Прошло более 70 лет со дня окончания войны, но до сих пор выполняется реставрация некоторых залов.

Продолжительность экскурсии по дворцу составляет около часа, в оставшееся время рекомендуем прогуляться по Екатерининскому и Александровскому паркам, а также посетить Музей-лицей А.С. Пушкина.

Режим работы Екатерининского дворца в 2020 году

Музей закрыт для посетителей с 30 декабря 2020 года по 10 января 2021 года.

В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15–20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.

В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы: Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I и Буфетная. В маршруте №2 эти залы заменены на выставки и посещение Парадного кабинета Александра I. Поэтому маршрут №2 можно назвать урезанным. По возможности стоит выбирать для посещения маршрут №1.

  • 2 июня — 31 августа
    • Ежедневно с 12:00 до 19:00
    • По понедельникам и средам время работы продлено до 20:00
    • Выходной день — вторник
    • Дворец закрыт 1, 5 и 8 июня
  • 13 — 31 мая и 1 — 30 сентября
    • Ежедневно с 12:00 до 18:00
    • Выходной день — вторник
  • В зимний период (по апрель)
    • Ежедневно, кроме вторников и последнего понедельника каждого месяца
    • Касса работает с 10:00 до 16:45. Последний вход в музей в 17:00.
    • Во время весенних, осенних и зимних школьных каникул касса работает с 12:00

Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).

В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.

Стоимость билетов в Екатерининский дворец в 2020 году

  • Для взрослых — 700 рублей
  • Для детей до 16 лет — бесплатно
  • Для учащихся (с 16 лет) и студентов — 350 рублей
  • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана — 350 рублей
  • Сохраняйте входной билет в парк! Билет в дворец выдается только при предъявлении билета в парк.
  • Экскурсия на русском языке включена в стоимость билета
  • Есть аудиогид на английском, французском, немецком, и китайском языках. Стоимость аренды аудиогида — 200 рублей. В залог необходимо оставить 1000 рублей или документ, удостоверяющий личность

Описание

Строительство величественного здания, протяженность которого составляет 306 метров, выполнял известный архитектор, мастер стиля барокко Франческо Бартоломео Растрелли. Именно он определил основные размеры здания, отделку его фасадов и внутренних интерьеров.

Сооружение здания велось с 1748 по 1756 год, интерьеры дворца в основном отражают два стиля — барокко и классицизм. Екатерининский дворец великолепен, как снаружи, так и внутри.

Внешнее убранство

Голубой, белый и золотистый цвет здания придают ему торжественный и праздничный вид. Фасад украшен белыми колоннами, лепными элементами и фигурами атлантов. От центральной части дворца отходят флигели, соединенные крытыми галереями. В северной части строения возвышается пятиглавая дворцовая церковь с позолоченными куполами.

Южное крыло, где раньше находилось парадное крыльцо, увенчано позолоченным куполом со звездой на шпиле. Всего на позолоту наружных и внутренних элементов здания ушло почти 100 килограммов червонного золота.

Внутреннее убранство

В оформлении интерьера Екатерининского дворца приняли участие такие прославленные архитекторы, как Франческо Растрелли и Чарлз Камерон, Василий Стасов и Ипполит Монигетти.

  • По проекту Растрелли на втором этаже здания были созданы залы для приемов, они были украшены золотой резьбой и располагались по одной оси, составляя Золотую парадную анфиладу. Также он оформил и покои, предназначенные для проживания царской семьи, так называемую Малую анфиладу.

По рисункам архитектора был создан Большой зал или Светлая галерея — это самый большой зал Екатерининского дворца. Часто его называют Тронным залом и Большой галереей, он предназначался для официальных приемов и парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного во всю ширину здания составляет 860 кв. метров.

Надо отметить, что при Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах и содержание царского двора, а также придворных церемоний стали составлять едва ли не большую долю государственного бюджета. Растрелли учел масштаб проводимых мероприятий и вложил в строительство зала все свое мастерство, талант и инженерное искусство.

Зал размерами 47 на 17 метров не имеет ни одного перекрытия, что создает ощущение простора и света. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают все помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.

  • В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II — Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.

Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.

Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зеленую столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.

  • При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.
  • Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862–63 годах Парадную лестницу.

Из истории

Своей красотой Екатерининский дворец обязан трем российским императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, уделявшим большое внимание загородной резиденции в Царском селе.

В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат.

Его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Браунштейна. Одновременно на склоне с восточной стороны был разбит Верхний сад, состоящий из трех террас, и Нижний сад. К западу был построен Зверинец, позже преобразованный в Александровский сад.

В 1744 году по плану молодого архитектора Квасова здание было надстроено и связано галереями с пристроенными двухэтажными флигелями. В дальнейшем каждый новый Российский правитель также перестраивал Екатерининский дворец.

Коренное преобразование прошло при императрице Елизавете Петровне в 1752 году. Четыре года Франческо Растрелли, известный специалист стиля барокко, руководил работами по реконструкции здания и парка.

Читайте так же:  Какие дворцы в пушкине

Во время Великой Отечественной войны территория Царского села была оккупирована и дворец практически полностью был разрушен, 80% его интерьеров было утрачены. Янтарная комната была вывезена фашистами из Пушкина и бесследно исчезла в Кенигсберге перед вступлением в него советских войск.

Кроме того, многие экспонаты музея были потеряны еще до начала войны, в 1930-е годы, когда началась распродажа многих ценных предметов живописи, скульптуры и прикладного искусства. Сотрудники комплекса, как могли, защищали экспонаты, намеченные к продаже. Хранители пытались спасти произведения искусства, снижая ценность картины, например, вместо итальянской школы указывали испанскую.

Кроме того, многие ценные работы уходили в Эрмитаж: когда там появлялась «брешь», произведения искусства отбирали из музея в Царском селе.

Полностью были утрачены ценные экспонаты детской половины дворца, в том числе учебники, диапозитивы и гербарии, карандаши и тетради. Это все было отдано в детские колонии, куда привозили всех детей Петрограда, лишившихся родителей.

В 1959 году, благодаря кропотливой работе реставраторов, историков и архитекторов были открыты шесть залов музея. В 2003 году посетители смогли увидеть и жемчужину Екатерининского дворца — Янтарную комнату, на восстановление которой ушло около 6 тонн янтаря.

Екатерининский дворец до 1910 года назывался Большим Царскосельским. В настоящее время это объект культурного наследия Федерального значения, входящий в состав Государственного Музея-заповедника «Царское село».

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец сказочным замком возвышается на вершине холма, давшего название будущей царской резиденции — Царское Село. Он очаровывает и восхищает, его лазоревые фасады поражают грандиозными размерами; в нем отразилась неповторимая особенность русского национального характера — эмоциональность восприятия. И в зимний пасмурный день, и в лучах редкого петербургского солнца, наполненные экспрессией и внутренним напряжением стены дворца словно излучают жизнерадостную энергию, заряжая ею все окружающее пространство.

Так получилось, что своим рождением Екатерининский (Большой) дворец обязан блистательным хозяйкам, трем женщинам-императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, которым дворец принадлежал в XVIII веке и которые уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии, проекты и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, садоводов.

В роскошных залах Екатерининского дворца жили, работали, давали аудиенции, устраивали дипломатические приемы иностранным послам и парадные балы и маскарады все российские монархи. Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I, а позднее Екатерина II проводили здесь не только летнее, но и зимнее время.

Над созданием дворца, начиная с 1718 года, последовательно работали архитекторы И. Браунштейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Ф.-Б. Растрелли, Ч. Камерон, Д. Кваренги, В. Стасов, И. Монигетти и многие другие. Ведущая роль в возведении дворца принадлежала архитектору Ф.-Б. Растрелли: с 1748 года он руководил всеми строительными работами. Растрелли определил размеры сооружения, спроектировал основные элементы художественной отделки фасадов и многочисленных интерьеров. Строительство грандиозного здания протяженностью 306 метров продолжалось с 1744 по 1756 год.

Архитектурный образ Екатерининского дворца, построенный на световых эффектах и декоративных контрастах, характерных для стиля барокко, поражал современников великолепием. В интерьерах дворца отразились различные художественные стили, главным образом барокко и классицизм. Несколько помещений, переделанных в середине XIX века, получили отделку в стилистике эпохи историзма.

Императоры и члены семьи Романовых с большим удовольствием проводили досуг в этой загородной резиденции. Следует отметить, что каждый из новых хозяев (в том числе и последний владелец дворца — император Николай II) считали своим долгом внести какие-либо изменения в художественную отделку парадных покоев и многочисленных помещений для царских детей, гостей и слуг.

Для хранения сервизов, мебельных гарнитуров, скатертей и других предметов царского быта отводились специальные помещения. Многочисленные гоф-фурьеры, тафельдеккеры, кофешенки и прочие придворные чины наблюдали за состоянием дворцового имущества.

Кладовые находились в служебных помещениях дворца, а также в его боковых флигелях — циркумференциях, окружающих парадный двор. Здесь же располагались кухни, в которых готовилась еда к царскому столу.

Залы для парадных приемов находились на втором этаже на стороне парадного двора и шли цепочкой друг за другом по одной оси. Они составляли так называемую Золотую анфиладу. Отдельные покои выделялись под жилые комнаты. Их называли Малой анфиладой. В Малой анфиладе размещались личные комнаты императрицы Марии Федоровны, вдовы Павла I, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) и его брата Константина Павловича.

В середине XIX века император Александр II распорядился отделать для себя покои в нижнем этаже Зубовского флигеля, сооруженного в 1770-х годах по желанию Екатерины II; здесь же жила вместе с детьми его фаворитка Екатерина Долгорукая. В 1880 году в одном из залов Екатерининского дворца состоялось их бракосочетание.

К сожалению, личные покои царской семьи не дошли до наших дней. Часть из них была переделана сразу же после Октябрьской революции при превращении дворца в историко-бытовой музей, большая же часть так и не была восстановлена после Великой Отечественной войны.

В настоящее время экспозиция музея состоит из двадцати шести восстановленных залов, куда входят парадные залы Золотой анфилады, созданные архитектором Растрелли, личные комнаты сына Екатерины II — великого князя Павла Петровича и несколько интерьеров, принадлежавших императору Александру I. Последними были восстановлены Предцерковный (Стасовский) зал, созданный по распоряжению Николая I, и Парадная мраморная лестница, оформленная архитектором И. Монигетти при императоре Александре II.

Екатери?нинский дворе?ц (также Головинский дворец, Екатерининские казармы) — дворцово-парковый комплекс в Москве, построенный для Екатерины II на месте императорского дворца Анненгоф в 1773—1796 годах в стиле русского классицизма. В разное время над строительством и отделкой Екатерининского дворца работали Пётр Макулов, Антонио Ринальди, Карл Бланк, Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези [1] .

Во время войны с Наполеоном дворец был разрушен и вновь восстановлен в 1823 году. В обновлённом здании разместился Кадетский корпус. Дворец расположен по адресу 1-й Краснокурсантский проезд, строение 3/5, в настоящее время в нём находится Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации [2] .

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Предшествовавшие проекты
      • 1.1.1 Усадьба Головина
      • 1.1.2 Анненгоф
    • 1.2 Екатерининский дворец
  • 2 Парк
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История [ править | править код ]

Предшествовавшие проекты [ править | править код ]

Усадьба Головина [ править | править код ]

Во время правления Петра I долина реки Яузы стала местом строительства больших усадебных комплексов для приближённых к царю государственных деятелей. Это была живописная и свободная от плотной застройки местность, хорошо подходившая для масштабного строительства. Усадьбы и государственные резиденции в Лефортово, возведённые на рубеже XVII—XVIII веков, отличались от архитектуры старой Москвы и стали прообразом дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга. Первоначально усадьбы строились для вельмож, но в них часто устраивались государственные приёмы и торжественные церемонии. Впоследствии эти усадьбы были превращены в императорские резиденции [3] .

В начале XVIII века на противоположных берегах Яузы находились владения ближайших сподвижников Петра I — генерал-адмирала Франца Лефорта и генерал-фельдмаршала Фёдора Головина. Формирование дворцово-паркового ансамбля Головина относится к 1702 году, когда по проекту архитектора Дмитрия Иванова был возведён каменный дом и разбит регулярный парк. Поскольку усадьба Головина была построена по образу дворцово-паркового комплекса Версаля, именно её Пётр выбрал для приёма посланника французского монарха Людовика XIV в марте 1703 года [4] [5] [6] .

По мнению историка Ольги Евангуловой, характерной чертой дворцово-паркового ансамбля Головина была его геометрически правильная организация, которая получила развитие в дальнейшем. Согласно плану, парк представлял собой прямоугольную «сетку», типичную для многих садовых планировок раннепетровской эпохи. В центре композиции располагался парадный двор с жилыми и общественными помещениями. По сторонам от двора находились хозяйственные постройки и декоративные элементы парка. Перед главным фасадом дворца был устроен прямоугольный пруд, окружённый статуями. С противоположной стороны от парадного входа располагался увеселительный павильон с крытыми аллеями и фонтаном. По сохранившимся документам известно, что проектированием парка занимался лейб-медик Николай Бидлоо [7] .

После смерти Головина в 1706 году усадьба пришла в упадок, в 1721-м она была выкуплена у наследников в казну. Переустройство усадьбы и парка император поручил Бидлоо [8] . В июне 1722 года московский обер-комендант Иван Измайлов получил распоряжение Петра:

Велели мы здесь Доктору Бидлоу строить двор и огород, купленный у детей покойного Фёдора Головина, и к той работе определить Московского гарнизона солдат, чтоб всегда были 1000 человек с принадлежащими обер и унтер офицерами … в приёме и в расходе денег, и в порядке, и в покупке припасов к тому строению, тебе надсматривать и во всём доктору Бидлоу помогать [9] .

К 1720-м годам сформировался облик Головинского сада, располагавшегося между современными Госпитальным и Дворцовыми мостами. Об особенностях композиции можно узнать по сохранившимся планам и описаниям. Сад состоял из двух частей: территории бывших владений Головина и левобережной партерной части Лефортовской усадьбы, которая также перешла в казну в 1727 году. В планировке садов применялись основные принципы организации регулярных парков. Во время правления Петра II столица вновь была перенесена из Петербурга в Москву, а императорский двор располагался в Лефортовском и Головинском дворцах [10] .

Анненгоф [ править | править код ]

С мая 1731 года усадьба и сад служили летней резиденцией императрицы Анны Иоанновны и в честь неё получили название Анненгоф. На его территории по проекту архитектора Бартоломео Растрелли возвели новые деревянные строения в стиле барокко [11] . В 1731—1735 годах в Анненгрофе был прорыт канал и создан партер перед главным фасадом дворца. В 1736—1740 годах в Лефортове шли работы по облагораживанию Верхнего сада или Анненгофской рощи, как он был назван позже [12] . Резиденция императрицы была устроена по принципам французского классицизма, и все элементы дворцово-паркового ансамбля были соподчинены [12] .

В 1736 году Зимний Анненгоф из Кремля также перенесли в Лефортово, после чего Анненгоф перестал быть лишь летней резиденцией [12] . При Елизавете Петровне неподалёку был построен новый деревянный дворец, которому было возвращено историческое название — Головинского. 1 мая 1742 года во дворце был дан пышный обед по случаю коронации императрицы. В 1741—1742 годы здесь были возведены новые дворцы, церковь Воскресения, Иллюминационный театр, Оперный дом и Триумфальные ворота [13] . Новый ансамбль, сформировавшийся при Елизавете Петровне, был создан архитекторами Растрелли и Михаилом Земцовым [14] .

Екатерининский дворец [ править | править код ]

Ансамбль продолжал действовать при Екатерине II. Осенью 1762 года Екатерина приехала в Москву для церемонии коронации и остановилась в Головинском дворце. В 1770-м архитектор Семён Яковлев построил новый каменный мост через Яузу, соединивший две части ансамбля. Во время эпидемии чумы 1771—1772 годов в Москве во дворце также останавливался граф Григорий Орлов. В 1773-м на фундаментах снесённого Летнего Анненгофа началось строительство каменного дворца для Екатерины II по проекту князя Петра Макулова и архитектора Антонио Ринальди. Новый дворец, получивший название Екатерининского, был самым крупным в Москве в XVIII веке [15] . В 1774 году к дворцу был пристроен придворный театр. На месте сгоревшего Головинского дворца возведели два ряда корпусов с мастерскими и хозяйственными помещениями [16] . Во время правления Екатерины дворец несколько раз перестраивался, его облик менялся. В 1778 году обнаружилось, что при возведении Екатерининского дворца использовался кирпич плохого качества. Строительство продолжили под руководством архитектора Карла Бланка, но фундамент здания оставался непрочным. Летом 1779-го стены и фундамент каменного дворца были разобраны, а в 1782—1783 годах здание отстроили заново. Отделкой фасадов и внутренних интерьеров занимался архитектор Джакомо Кваренги, лепниной — Франческо Кампорези. Строительство Екатерининского дворца продолжалось до 1796 и стоило казне 3,6 млн рублей [17] [11] [2] .

Комплекс с его протяжёнными фасадами насыщенного красного цвета и внутренними дворами представляет собой одно из наиболее значительных сооружений русского классицизма. Кваренги сделал акцент на центральных частях фасадов с помощью протяженных колоннад большого ордера. Так, сохранившаяся лоджия уличного фасада включает портик из 16 колонн тёмного «дикого камня» — серого песчаника. Колонны коринфского ордера венчают капители с украшениями из листьев аканта. Между стволами колонн поставлена чугунная решётка, которая подчёркивает монументальность классицистического ансамбля. Антаблемент ордера Кваренги продолжил по периметру всего дворца [1] [2] .

Павел I не любил Екатерининский дворец и сразу после кончины своей матери в 1796 году превратил здание в казармы Московского гарнизонного полка. Отделка парадных помещений, в том числе тронного зала, была значительно упрощена, а перед зданием устроили плац [16] .

Во время Отечественной войны 1812 года дворец был разрушен, восстановлен в 1823 году под контролем генерал-майора Петра Ушакова. Московскую императорскую резиденцию перенесели обратно в Кремль. В 1824-м (по другим источникам — в 1825-м) в отремонтированном здании разместился Кадетский корпус. Здание было отделано внутри по новому проекту Осипа Бове. Кадетскому корпусу была передана также Анненгофская роща, а царский Головинский сад был открыт для посещений. В 1828 году к северной части дворца пристроили здание, в котором с 1849 года разместился 2-й Кадетский корпус. Позднее в служебных корпусах располагалось Алексеевское военное училище [17] [16] .

В 1881 году в северной части Анненгофской рощи была построена военная тюрьма, называемая Лефортовской. Перед тюрьмой располагались жилые кварталы. К началу XX века Головинский сад зарос, его пруды были полностью заброшены, а территория застроена [17] .

В начале 1930-х годов усадьба была превращена в парк культуры и отдыха площадью 33 гектаров. В городском парке построили ряд новых объектов: стадион, зелёный театр, аттракционы [12] . С 1937 года во дворце размещалась Военная академия бронетанковых войск, сейчас Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации. В 2004 году столичные власти инициировали переговоры с Министерством обороны России о передаче прав собственности Екатерининского дворца городу [18] . По состоянию на 2010 год, передача не произошла [19] .

Парк [ править | править код ]

Дворцовый парк был разбит в 1703 году, в советское время неофициально назван Лефортовским по имени Франца Лефорта, сейчас это официальное название парка. Регулярная планировка в парке сохранилась со времён Петра I, восстановлены главные аллеи, Головинский пруд и Крестовый пруд, у которого находится ныне полуразрушенный «Грот» конца XVIII века — каменная подпорная стенка с колоннами и нишами. Беседка поблизости была выстроена в начале XX века [20] . Общая площадь усадьбы составляет 65,5 гектаров. Вход в парк свободный. Дворец и ближайшая к нему территория по-прежнему находятся в ведении военных структур и закрыты для посещения [21] [22] .

В XVIII веке у власти в России часто оказывались женщины, и в их жизни, естественно, были фавориты. Они безмерно одаривались титулами и поместьями, зачастую имели огромное политическое влияние. Некоторые получали в подарок настоящие дворцы. Кто же удостоился такой чести, и какие из этих дворцов сохранились в Санкт-Петербурге до нашего времени?

Аничков дворец (Невский пр., 39)

Аничков дворец — первый дворец, появившийся на Невском проспекте. Так его назвали уже через несколько лет, когда рядом с ним появился знаменитый Аничков мост.
Елизавета Петровна, дочь Петра I, взойдя на престол в 1741 году в результате дворцового переворота, в честь своего триумфа приказала выстроить дворец.

Хотя официально было объявлено, что дворец строится для новой императрицы, все понимали, что на самом деле он предназначен для графа Алексея Григорьевича Разумовского, на тот момент являющегося ее фаворитом. Разумовский славился своей красотой и добродушием, и хотя обладал при дворе большой властью, особо этим никогда не пользовался.

К строительству дворца приступили сразу после коронации, начинал его строить архитектор Михаил Земцов, а завершал уже Бартоломео Растрелли. Здание было расположено так, что его парадный вход и главный фасад были обращены на набережную Фонтанки, а не на Невский проспект. В то время Невский проспект еще не был центральной улицей города и, кроме того, многие гости добирались до этого дворца по Фонтанке, по ней тогда проходила граница Санкт-Петербурга.

В 1771 году Разумовский умер, и Екатерина II, выкупив дворец у семейства Разумовских, передарила его своему новому фавориту, Григорию Потемкину. Он решил перестроить дворец в более классическом стиле, что и было сделано. В дальнейшем дворец еще не раз менял своих хозяев, и не раз серьезно перестраивался.

Читайте так же:  Китайский дворец план

Шуваловский дворец (Итальянская ул.,25)

Принадлежал особняк молодому фавориту Елизаветы Петровны Ивану Шувалову, человеку весьма разностороннему, интересовавшемуся политикой, искусством. Во многом благодаря его стараниям были открыты Московский Университет и Академия Художеств.

Вместо того, чтобы строить новый особняк «с нуля», было решено, взяв за основу одно из имеющихся зданий, основательно его перестроить по своему вкусу. К строительству особняка привлекли архитектора Савву Чевакинского, выбравшего для него стиль елизаветинского барокко. Особняк построили очень быстро – всего за два года, и туда переехал Шувалов со своей женой.
Однако в дальнейшем, при императрице Екатерине II, Шувалов был отлучен от двора и вынужден был уехать из России. По распоряжению одного из последующих владельцев дворца, генерал-прокурора Александра Вяземского, дворец перестроили уже в классическом стиле.

Мраморный дворец (Миллионная улица, 5/1)

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец тоже принадлежал Григорию Орлову. Он был выстроен в необычном для России стиле – английского охотничьего замка. Проект выполнил итальянец Антонио Ринальди. Этот дворец тоже строили очень долго – 15 лет, и Орлову пожить в нем довелось весьма недолго – всего два года.

Таврический дворец (Шпалерная улица, дом 47)

Этот дворец, один из самых больших в Европе, Екатерина Великая выстроила для князя Потемкина. Именно под его управлением русская армия, победив в русско-турецкой войне, присоединила Крымский полуостров, называемый тогда «Тавридой». После этого и Потемкина стали называть Таврическим. Но Потемкин уже через год продал этот дворец за ненадобностью и отбыл по делам на юг. Екатерина же выкупила этот дворец и опять ему подарила – на сей раз за взятие турецкой крепости Измаил.

Летний дворец Елизаветы Петровны — несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге , построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок . Снесён в 1797 году

Энциклопедичный YouTube

? Дворец Елизаветы Петровны.

? Деревянный летний дворец Елизаветы

? «Царское Село Елизаветы Петровны»

? Зимний дворец Петра I

Субтитры

История строительства

Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект — гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон . На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером , обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло .

Однако, пока велось строительство произошёл переворот , и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна . К г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём:

«Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами , с Эрмитажем , построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами , все украшения которых были позолочены» .

Несмотря на расположение в городской черте, здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля , что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, как всегда у Растрелли, смещенные с центральной оси. От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца — Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами . Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде . Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

Как нередко бывало с творениями зодчего, с течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям. В 1744 г. для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, г. у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад . В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки . На западном фасаде появляются эркеры -фонарики .

На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами (сохранившиеся до сих пор, они приобрели свободные очертания при реконструкции парка под великокняжескую резиденцию ). О своей работе в парке в 1745 г. Растрелли сообщает:

«На берегу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха».

В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице .

Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, выполненная в 1720-х гг. уже не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции. В середине 1740-х гг. Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку .

Несмотря на то, что дворец являлся парадной императорской резиденцией, прямого сообщения с Невской перспективой не было: дорога, шедшая среди малопрезентабельных случайных построек (на берегу Фонтанки стояли ледники , оранжереи, мастерские и Слоновый двор) поворачивала на Итальянскую улицу, и только минуя дворец И. И. Шувалова , построенный Саввой Чевакинским , экипажи через Малую Садовую попадали на центральную транспортную артерию города . Прямая связь появится только в следующем веке благодаря работам К. Росси .

Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля — начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства . Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома , отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями .

Во времена первого Романова Михаила Федоровича Рубцово принадлежало его матери инокине Марфе. Став царем Михаил любил проводить в Покровском летнее время. В 1615 г. в нем был освящён деревянный храм во имя Николая Чудотворца , Михаил возвел его в благодарность за спасение Москвы от поляков и в честь освобождения его отца — патриарха Филарета, из польского плена. Через восемь лет деревянный храм был заменен каменным, был построен дворец, в котором устраивались семейные торжества.

В 1619 г. в память избавления Москвы от войск польского королевича Владислава заложен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. По храму село стало именоваться «Покровское, Рубцово тож», а затем и просто Покровское.

Церковь Покрова в Рубцово .

Михаил Фёдорович сам занимался обустройством царской усадьбы. Неподалеку располагались конюшни, кухни, пчелиные ульи, пивоварня, мельница и другие сооружения.

Построенный деревянный дворец был обращен фасадом в сторону дороги и речки Гнилушки. В 1632 г. она была запружена, из-за чего образовался Рыбинский пруд , (остатки которого были засыпаны в 1920-х гг.). На берегу пруда разбили плодовый сад, где несколько лет спустя высадили уникальные деревья, кустарники, лечебные травы и цветы и построили каменную беседку.

В Покровском в 1627 г. родилась старшая дочь Михаила Федоровича, великая княжна Ирина Михайловна, в честь небесной покровительницы которой в селе была построена церковь мученицы Ирины . Именно Ирине Михайловне и досталось в собственность Покровское. Ее брат, царь Алексей Михайлович, не особо жаловал родовую вотчину, хотя и регулярно посещал усадьбу, особенно весной, летом и во время охотничьего сезона.

Любил здесь охотиться и молодой царь Петр II. В 1728 году он приехал в Москву со своей юной тетушкой Елизаветой Петровной, и та очень скоро приобщила его к псовой и соколиной охоте в окрестностях Первопрестольной. Со своей свитой они часто выезжали охотиться в Сокольники и останавливались в старом Покровском дворце. Царская охота стала темой известной картины Валентина Серова.

Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, худ. В. Серов, 1900.

Однако в начале 1730 г . Петр II умер. На престол взошла племянница Петра I Анна Иоанновна. Елизавета Петровна оказалась в опале, была выслана из Санкт-Петербурга в Москву и поселилась в полюбившемся ей Покровском дворце со своими родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Дворец более чем на десять лет стал резиденцией цесаревны.

Есть предание, что Елизавета, от природы имея нрав веселый, участвовала в праздничных хороводах, составленных из покровских девиц. Любила нарядиться в атласный сарафан и кокошник, вплести в косу яркую ленту и распевать частушки. Это очень похоже на Елизавету, которая уже став императрицей обожала устраивать карнавалы-метаморфозы, переодеваясь в мужской костюм, чтобы продемонстрировать свои стройные ноги.

Взойдя на престол в 1741 г. , после смерти Анны Иоанновны, Елизавета правила 20 лет и все это время не забывала своего любимого Покровского. Уже в конце февраля 1741 г., прибыв в Москву для коронации, назначенной на 25 апреля, и едва посетив кремлевские соборы, Елизавета уехала в Покровское, «к зимнему своему дому, что на Яузе». Осенью того же года туда по приказу Елизаветы привезли ее племянника герцога Петра Голштинского, которого она объявила своим наследником на российском престоле как ближайшего кровного родственника.

При этом наследник принял православную веру и стал именоваться Петром Федоровичем (Петр III). В феврале 1744 г. в Покровский дворец приехала принцесса Ангальт-Цербстская с 14-летней дочерью Софией-Августой-Фредерикой, предназначавшейся в невесты Петру Федоровичу. 28 июня было совершено миропомазание Софии-Августы, получившей в православии имя Екатерины Алексеевны, а на следующий день она была обручена с наследником престола.

Елизавета время от времени посещала Покровское и подолгу, почти по году, там жила. На месте сгоревшего в пожаре 1737 года, она построила себе дворец из камня . Он представлял собой ризалитный блок с парадным двухсветным залом и системой пересекающихся под прямым углом анфилад. Типовая, в общем-то, для своего времени планировка. Зато комнаты при этом, были отделаны в «китайском вкусе», в том же стиле во дворце было много посуды.

В 1752 году Покровское вошло в состав города. Состояние усадьбы на тот момент уже не удовлетворяло императорский двор. Вот как описал дворец архитектор Иван Яковлев: «В оном дворце потолки и кровля, покрытые тесом, пришли в великую ветхость; и мыльню с покоями за немалою ветхостью надлежит перестроить: и дворец вновь покрыть не повелено ль будет для прочности железом: и сверх всей перестройки не повелено ль будет, что пристроить внов?»

Для составления нового проекта расширения дворца был приглашен Ф.-Б.Растрелли . Архитектор хотел добавить еще один этаж, повысить центральную часть здания и обогатить фасады барочным декором и полукруглыми пандусами, примыкающими к выступающему центральному ризалиту. Однако проект перестройки здания не был претворен в жизнь, и оно оставалось в первоначальном виде вплоть до второй половины ХIХ в .

Зато большой интерес представлял сад в Покровском — один из лучших в Москве (спланированный все тем же Растрелли). Расположенный в виде прямоугольника с церковью в центре, он пронизан расходящимися от овальной площадки вокруг церкви продольными и поперечными веерообразными аллеями. Основу сада составляли плодовые деревья и кустарники. Партеры были засажены грушами, яблонями, сливами, вишнями и орешником. Прогуливаясь по ним, можно было всласть полакомиться.

Уже в 1760 г. Елизавета предприняла поиски проекта Растрелли и осведомилась, не были ли запасены в связи с ним строительные материалы? Однако, на том дело и остановилось.


Проект перестройки Покровского дворца. Главный фасад. Ф.-Б. Растрелли, 1752 г. Б., перо, тушь, акв. РГАДА.

Екатерининский дворец, названный в честь Екатерины I, был любимой резиденцией трех императрицы — Екатерины, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из них добавляла в архитектуру ансамбля что-то свое: Екатерина II, например, отказалась от роскошной позолоты, которую так ценила Елизавета, да и вообще скептически относилась к этому «взбитому крему».

От избушки до дворца

Еще в XVII веке на территории будущего Царского Села располагалась усадьба шведского магната — Сарская мыза. Некоторое время спустя местечно начали называть Сарским селом, позже — Царским. В 1718 здесь заложили первые «каменные палаты», которые и легли в основу роскошного Екатерининского дворца. Известное нам название дворец получил лишь в 1910 году. До этого резиденцию императриц называли Большим дворцом, а позже, после постройки Александровского, стали величать Старым.

Работы поручили архитектору Браунштейну, известному своими проектами строений в Петергофе. В отделке «палат» использовалось дерево, причем не самых прочных пород. В будущем это сыграет злую шутку: деревянные покрытия так прогниют, что пол едва ли не начнет проваливаться. В 1724 в Царском селе устроили первое празднество по случаю приезда императора — «палили из тринадцати пушек трижды».

Полцарства за дворец!

Будущая императрица Елизавета получила мызу в наследство от матери. Цесаревна любила свою дачу, с которой у нее были связаны детские воспоминания. Вступив на престол, Елизавета Петровна принялась тратить огромные деньги на обустройство своей резиденции, чтобы посоперничать с самим Версалем.

Источник: wikipedia.org

Первым делом императрица приняла решение перестроить устаревшие хоромы. Под руководством Земцова и Квасова был разработан детальный проект, о котором писал позднее Бенуа: «»…если Квасовский проект и уступает в роскоши и блеске тому сооружению Растрелли, которым мы ныне любуемся, то в смысле изящества, равновесия и ритма линий oн заслуживает предпочтения».

В 1744 бразды правления передали в руки Растрелли, но непосредственно работами по переустройству дворца архитектор занялся несколько позже. Именно благодаря Растрелли появилось здание в стиле русского барокко, украшенное лепниной и колоннами, выкрашенное в лазоревый цвет. Елизавета Петровна не скупилась — больше 100 килограммов золота ушло на отделку фасада и бесчисленных статуй.

После смерти Елизаветы уже Екатерина II распорядилась позолотить скульптуры в парке, как завещала покойная императрица. Но когда Екатерина узнала, во сколько обойдется казне подобная роскошь, она от работ отказалась.

Старомодный «взбитый крем»

Екатерина II далеко не сразу полюбила Царское село. В 1766 она жаловалась в письме: «Вот уже семь дней, как живу я на даче, в доме который покойная Императрица Елизавета заблагорассудила вызолотить вне и внутри; в нем нет ни одного удобного кресла… Нет даже возможности облокотиться на стол». Новоиспеченная императрица считала этот барочный «взбитый крем» старомодным, и приказала снять лепные украшения и заменить позолоту простой покраской.

Источник: wikipedia.org

Над интерьерами дворца при Екатерине работал шотландец Чарлз Камерон. Ему пришлось изрядно потрудиться: императрица, большая любительница античного искусства, приказала соединить старомодные барочные залы с классицистическими линиями. Именно под руководством Камерона были оформлены парадные залы — Арабесковый, Лионский и Китайский, он же создал Зеркальный, Синий и Серебряный кабинеты, Рафаэлевскую комнату и знаменитую Голубую гостиную. Правда, интерьеры северной половины дворца сгорели во время Великой Отечественной.

Тайна Янтарной комнаты

Известная на весь мир Янтарная комната поначалу была украшена полотнами, расписанными под янтарь. Сами же янтарные панели были подарены Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.

Читайте так же:  Дворец сан лоренцо

Петр писал своей жене Екатерина: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали». Некоторое время мозаики располагались в Людских палатах в летнем саду. Лишь в 1770 в Екатерининском дворце появилась та самая Янтарная комната, которая известная сейчас по фотографиям и в реконструированном виде.

Со смертью императрицы Анны Иоанновны, последовавшей в 1740 году Бирон стал регентом при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче, которому было в ту пору 2 месяца от роду. Впрочем, регентство его было недолгим. Бирон был арестован за злоупотребления и сослан в ссылку. Недолгим было и правление матери малолетнего императора Анны Леопольдовны, назначенной регентшей при нем. 25 ноября 1741 года в результате дворцового переворота на престол взошла дочь императора Петра I Елизавета Петровна. Время ее царствования — время мощного взлета петербургского зодчества. Сама любившая пышность и великолепие, Елизавета Петровна желала видеть детище своего отца украшенным красивыми зданиями и потому очень пеклась о парадном строительстве в Петербурге и его пригородах. Вступив на престол, Елизавета Петровна преимущественно жила в Летнем дворце на месте нынешнего Михайловского замка, который вскоре стал тесен для разросшегося императорского двора. Во время ее царствования были построены Никольский Морской собор, Зимний дворец, был сооружен ансамбль Смольного монастыря, возведены Тучков и Сампсониевский мосты, и, наконец, открыты Московский университет, Академия художеств в Петербурге и Пажеский корпус. Она приглашала в Петербург лучших архитекторов Европы, и среди них самым ярким был Бартоломео Растрелли. Им возведены в Петербурге лучшие здания. Это Зимний дворец, дважды им перестроенный, Аничков, Воронцовский, Строгановский дворцы; Большой Петергофский дворец, Царскосельский (Екатерининский) дворец, Смольный монастырь и другие здания. Глядя на собор Смольного монастыря, Кваренги, не любивший архитектуру елизаветинского барокко, со словами: «Ну и церковь!», — снимал шляпу.
По приезде в Петербург Елизавета Петровна велела строить для себя сразу два дворца, один временный, деревянный около Полицейского моста, другой каменный на набережной Невы. Оба дворца строились по проекту Б. Растрелли. Деревянный дворец, хотя и строился как временный, был отделан с большой роскошью.
Невский проспект к тому времени стал лучшей улицей города. Елизавета следила за его благоустройством. Были изданы указы, запрещающие строить на главной улице города деревянные здания. На проспекте возводились только каменные дома. Но они были не похожи на нынешние. Как правило, это были двухэтажные здания с обязательным палисадником перед фасадом, огражденным узорчатой чугунной решеткой. В 1755 году начали перестраивать Гостиный двор. План Растрелли, отличавшийся большой пышностью отделки здания, не был осуществлен за недостатком финансирования. Сейчас мы видим здание Гостиного двора, построенное по проекту архитектора Вален-Деламота, который сохранил планировку Растрелли, но осуществил постройку здания в стиле раннего классицизма.
Елизавета Петровна по отзывам современников была очень красива, жива и кокетлива. Ее дворцы были уставлены зеркалами, в которых она постоянно видела свое многократно повторенное отражение. Для нее скупались в Европе в большом количестве самые дорогие наряды. После смерти в гардеробе императрицы было 15000 платьев, некоторые из которых не были ни разу одеты. Сама они никогда не одевала дважды одно и то же платье. И того же требовала от придворных, за внешним видом которых очень следила, издавая один за другим указы, регламентирующие внешний облик своих приближенных. Так например, был издан указ, запрещавший придворным дамам носить темные платья, указ о том, чтобы к маскараду ездить только в хорошем платье, а не «в гнусном». А зимой 1747 года вышло «волосяное установление», которое предписывало всем придворным дамам подстричься налысо, а голову покрывать «черными взлохмаченными париками», которые сама же и выдала. Причиной такого жесткого установления было то, пудра с волос императрицы никак не желала сходить, императрица решила выкрасить волосы в чёрный цвет, но и это почему-то не получилось и тогда ей пришлось первой состричь волосы и надеть черный парик. А она не любила, чтобы кто-либо превосходил ее красотой и совершенством. Ну как было не издать «волосяного установления»?
Время Елизаветы — время, когда в искусстве царил стиль барокко, который был под стать веселому характеру императрицы с ее капризами и любовью к роскоши. Архитектурные шедевры Франческо Бартоломео Растрелли, до сих пор поражающие нас изяществом, роскошью и великолепием — памятник тому времени. И один из них -Смольный монастырь, который строился императрицей для себя. Одно время у нее было желание отречься от престола и уйти в монастырь. Для строительства монастыря были согнаны тысячи солдат и мастеровых людей. Он строился с большим размахом. И через несколько лет внешне был готов. Но тут началась семилетняя война, и строительство прекратилось за нехваткой денег. Вскоре и желание уйти в монастырь у Елизаветы тоже пропало.

Г. Р. Державин назвал время правления Елизаветы «веком песен». Елизавета Петровна и в самом деле любила музыку и сама обладала незаурядными музыкальными способностями: играла на многих инструментах и сочиняла песни. Благодаря ей Россия познакомилась с гитарой, мандолиной, арфой и другими инструментами. При ней расцвели опера, балет, а также драматический театр, который она очень любила. На сцене русских театров играли Шекспира, Мольера и, конечно же, пьесы первого русского трагика Александра Сумарокова. В 1750 году в Ярославле был создан Федором Григорьевичем Волковым театр, спектакли которого шли с большим успехом. Узнав о «ярославских комедиях», императрица специальным указом вызвала Волкова с труппой в Петербург. Инициативой Сумарокова и Волкова в 1756 году был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России. Театр поначалу располагался в Меншиковском дворце, в котором в 1732-м открылся Шляхетный кадетский корпус для малолетних дворян. Здесь была поставлена первая русская трагедия «Хорев», здесь же разместили в 1752 году актеров труппы Федора Волкова.
При той активной светской жизни, какую вела Елизавета, до управления государством у нее иногда просто не доходили руки. Министры месяцами бегали за ней, чтобы она успела между переодеваньями к балу или маскараду подписать какой-нибудь документ. К счастью, бюрократическая машина, запущенная некогда Петром, продолжала свою работу, и дело шло своим чередом. К тому же у нее были замечательные помощники. Она вполне могла положиться во внутренней политике на П. И. Шувалова, во внешней на А. П. Бестужева-Рюмина, в сфере просвещения на И. И. Шувалова.
Балы и маскарады сменяли друг друга, соперничая между собой в пышности и блеске. Но на фоне этого, казалось, нескончаемого праздника в Петербурге происходили важные события. Петербург этого времени — это Петербург Ломоносова, основателя отечественной науки и поэзии, это Петербург важных географический исследований и открытий. В 1743 году закончилась одиннадцатилетняя Вторая Камчатская экспедиция, а через два года был издан Академический атлас с картами громадной территории от Байкала до Анадыря и северо-западной Америки.
Создавая в свое время Академию наук, Петр I мыслил ее как центр высшего образования в России. Это видно из проекта «Положения Академии наук и художеств», в котором было сказано, что члены Академии, трудясь «о совершенстве художеств и наук», должны были «те художества и науки публично учить», то есть преподавать. То есть Академию Петр мыслил как университет. В 1745 году профессором этого Академического (или Петровского) университета стал М. В. Ломоносов, который настоял на том, чтобы обучение в университете могли проходить не только дворяне: «Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете тот студент почетнее, кто больше научился». Такая установка профессора первого в России высшего учебного заведения, основателя отечественной науки открыла дорогу к получению образования для многих талантливых молодых людей. Среди первых «природных россиян», окончивших Петровский университет были Антиох Кантемир, Иван Магницкий, Петр Ремизов. Поэтические «Сатиры» Антиоха Кантемира были очень популярны в то время и в списках ходили по рукам.
Повышению интереса к культуре и образованию способствовали и культурные запросы и интересы императрицы и двора, близость к Европе, сам дух города, с самого рождения предназначенный быть «окном в Европу». В городе появляются гимназии, как государственные, так и частные. В 1757 году в Петербурге была образована «Академия трех знатнейших художеств» — живописи, архитектуры и скульптуры. Возведение здания для Академии художеств на Университетской набережной начнется только в 1764 году, а с момента основания до этого времени она располагалась в доме инициатора ее создания И. И. Шувалова, в Шуваловском дворце на Садовой улице, между Невским проспектом и Итальянской улицей. Первыми ее учениками стали Иван Старов, Федор Рокотов, Василий Баженов. Как художник-мозаичист М. В. Ломоносов стал почетным членом Академии. Мозаичное панно работы М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» находится сейчас в здании Академии наук.
В 1751 году на Николаевской набережной Невы, нынешней набережной лейтенанта Шмидта, открылся Морской шляхетный кадетский корпус, позже ставший Морской академией. С причала, где стоит памятник Крузенштерну, уходили в море все выдающиеся русские мореплаватели и адмиралы.

Петербург шумной елизаветинской поры уже мало чем напоминал скромный петровский «Парадиз». В городе к этому времени сложилась благоприятная среда для развития экономики. Он не требовал уже исключительных мер по привлечению населения и финансов. Все возрастающие потребности новой столицы преображали весь это край на многие километры вокруг. Возы со строительным материалом, продовольствием, различными изделиями местных промыслов тысячами тянулись из Новгородской, Псковской, Олонецкой губерний. Корабли из Европы, барки, лодки, плоты сотнями искали места для швартовки у пристаней города.
За время своего двадцатилетнего правления Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора. И может быть, поэтому внутренняя жизнь страны в целом в этот период была стабильной — в стране не было ни бунтов, ни ожесточения. Были запрещены некоторые жестокие забавы: в Москве и Петербурге было запрещено иметь медведей, стрелять из ружей. В сфере внешней политики это время было также временем покоя: из 20 лет царствования Елизаветы 15 лет были мирными. А четыре года участия России в Семилетней войне (1756-1760) обнаружили боеспособность русской армии, нанесшей поражение непобедимым дотоле войскам Фридриха Великого. И это при извечной российской неразберихе, воровстве в тылу, непродуманности стратегических планов.

В XVIII веке императорские фавориты были очень значимыми людьми в государстве, нередко они влияли на политику и участвовали в дворцовых интригах. Фаворитам дарили дорогие подарки, в том числе дворцы, которые строили лучшие архитекторы Петербурга. «Культура.РФ» вспомнила самые интересные особняки императорских любимцев.

Аничков дворец

Строить Аничков дворец начал сразу после коронации императрицы Елизаветы Михаил Земцов, а заканчивал строительство Бартоломео Растрелли. Роскошный особняк в стиле барокко императрица подарила своему фавориту — Алексею Разумовскому. Среди современников ходили толки (впрочем, не подтвержденные историками), что Разумовский был тайным мужем Елизаветы и отцом ее незаконнорожденного сына. Свое название Аничков дворец получил спустя годы, когда неподалеку построили Аничков мост.

Позже особняк не раз передаривали. А Екатерина II выкупила здание у родственников Разумовского и презентовала его своему фавориту — Григорию Потемкину. Также она подарила Потемкину 100 тысяч рублей на перестройку дворца, которую поручили Ивану Старову. Архитектор сделал дворец более строгим и монотонным, как диктовал модный в те годы классицизм. Позже здание перестраивали еще много раз: Джакомо Кваренги по указу Александра I, Карл Росси — для Николая I. Здесь жили Александр II и Александр III. Сегодня в Аничковом дворце находится Дворец творчества юных.

Особняк Шувалова

Особняк другого фаворита Елизаветы Петровны, Ивана Шувалова, расположен неподалеку от Аничкова дворца. От обоих построек можно было быстро добраться до Летнего дворца императрицы. Особняк Шувалова спроектировал в 1749 году Савва Чевакинский. Он построил трехэтажное барочное здание, про которое Екатерина II писала: «Снаружи этот дом, хотя и очень огромный, напоминал своими украшениями манжеты из Алансонских кружев, так много на нем было разных украшений». Впоследствии зданием владели князь Иван Барятинский и генерал-прокурор Александр Вяземский, который распорядился перестроить его в классическом стиле. Позже особняк принадлежал разным государственным ведомствам, а сегодня здесь размещается Музей гигиены.

Мраморный дворец

Григорий Орлов был одним из фаворитов Екатерины II, он стал отцом ее внебрачного сына графа Алексея Бобринского. Императрица дарила Орлову множество подарков, одним из которых стал дворец. В 1768 году Екатерина II приказала архитектору Антонио Ринальди возвести его неподалеку от императорской резиденции.

Позже дворец получил название Мраморный: при его оформлении строители использовали 32 сорта этого камня — на внешних фасадах и в интерьерах. Стены одного из самых красивых залов были облицованы итальянским, греческим, карельским и уральским мрамором, а также лазуритом. Из серебристого мрамора была выполнена Парадная лестница и ее декор — скульптуры работы Федота Шубина.

  • Культурный гид: резиденции и путевые домики Петра I
  • Неочевидное Царское Село
  • Архитекторы, которым не заплатили

Григорий Орлов умер еще до окончания строительства, и Екатерина подарила дворец своему внуку Константину Павловичу. Впрочем, один из фаворитов Екатерины все же жил в этом дворце, уже после смерти императрицы. В 1797–1798 годах здесь поселился бывший польский король Станислав Август Понятовский.

Сегодня в Мраморном дворце находится филиал Русского музея.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец был еще одной резиденцией екатерининского фаворита Григория Орлова. Землю под строительство императрица подарила ему за участие в дворцовом перевороте, во время которого она взошла на престол. Архитектора также выбрала Екатерина: строить дворец пригласили итальянца Антонио Ринальди. Он создал необычный проект — здание напоминало английский охотничий замок, по бокам центрального корпуса располагались пятигранные башни.

Строительство шло 15 лет и закончилось в 1781 году. Григорий Орлов жил в особняке недолго, в 1783 году он умер, и Екатерина II выкупила дворец для своего сына Павла Петровича. Позже он принадлежал другим Романовым — Николаю I, Александру III. После революции дворец был превращен в музей, но в советское время здание использовалось и иначе: там располагалось Военно-Морское училище, НИИ «Электростандарт». Сегодня дворец принадлежит Государственному музею-заповеднику «Гатчина», и его можно посещать с экскурсиями.

Таврический дворец

Одним из самых могущественных людей екатерининского времени был фаворит императрицы Григорий Потемкин. Он служил губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний и большую часть года проводил на Юге России. Однако в Петербурге у Потемкина также была своя резиденция — Таврический дворец. Роскошную городскую усадьбу с просторными залами и красивым зимним садом построил архитектор Иван Старов.

Свое название дворец получил уже после смерти хозяина. Екатерина II распорядилась так назвать его в память о том, что Григорий Потемкин участвовал в присоединении Крыма (Тавриды) в 1787 году. После смерти императорского фаворита здание использовали по-разному: здесь размещались манеж и конюшни, а еще через 100 лет заседала Государственная дума. В настоящее время Таврический дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи стран — участников СНГ.

Дом Анны Лопухиной-Гагариной

Анна Лопухина, которой в конце XVIII века был увлечен Павел I, изначально жила в Москве. Но Павел хотел видеться с ней как можно чаще и предложил отцу фаворитки перевезти всю семью в Петербург. Тот согласился: на одной чаше весов лежал титул светлейшего князя и миллионное богатство, а на другой — сибирская ссылка.

Для семьи Лопухиных Павел I купил дом адмирала Осипа де Рибаса на набережной Невы. Архитектор Жан Батист Валлен-Деламот построил его в середине XVIII века. Когда же Анна Лопухина вышла замуж за князя Гагарина, благородный Павел I в качестве свадебного подарка выкупил для семьи и соседний дом капитана Рогозинского. Архитектор Джакомо Кваренги объединил два здания в одно — в итоге получился двухэтажный особняк с мезонином и висячим садом. Позже в этом особняке снимала квартиру семья Анны Олениной, где часто бывал увлеченный ею Александр Пушкин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *