Канал соединяет белое море и онежское озеро

Район
Город / населенный пункт Сегежа

«Беломорско-Балтийский канал» представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилых и административных зданий, памятных мест подневольного труда и места захоронения погибших политических заключенных сталинского времени («каналоармейцев»).

Водный путь из центра страны на север был хорошо известен уже в XVI — XVII веках, и не только жителям Обонежья, но и новгородцам, москвичам, жителям далекого Киева да, и, пожалуй, каждому верующему русичу. Через Повенец и Сумский Посад пролегала «тропа богомольцев» к святыням Соловецкого монастыря. Летом 1702 года через эти места тысячи русских крестьян проложили знаменитую «Осудареву дорогу». О необходимости постройки канала говорилось с XIX века. Этой проблемой занималась Государственная дума, рассматривались проекты будущего канала. Однако, ни один из них не был реализован из-за большого объема работ, требовавших огромных финансовых затрат.

18 февраля 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о начале еще одной «сверхударной» стройки — сооружении Беломорско-Балтийского водного пути. Это было сооружение, грандиозное даже по сегодняшним меркам: более ста сложнейших гидротехнических объектов были построены за 1 год и 9 месяцев. Построены при минимальных затратах металла и цемента — основными строительными материалами были дерево, камень и песок. Построены без особой техники — топором и лопатой, зубилом и кувалдой.

Однако особенность этой стройки не только в технических достижениях. Канал строили более ста тысяч заключенных из специально организованного Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря, и, как утверждало Постановление ЦИКа Союза от 4 августа 1933 года, благодаря этому «полностью освобождены от дальнейшего отбывания мер социальной защиты 12 484 человека, как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства, и сокращены сроки отбывания мер защиты в отношении 59 516 человека, проявивших себя энергичными работниками на строительстве».

В результате водный путь между Балтийским и Белым морями сократился в 4 раза. Общая длина этой водной дороги — 227 километров, из них 37 километров — искусственный путь. В систему входят более 100 сложных гидротехнических сооружений, в том числе: 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков и другие гидротехнические сооружения. Так как средняя глубина канала около 5 метров. Беломорско-Балтийский канал проходит через три района Карелии, соединяя Онежское озеро и Белое море. Начало канала — вблизи города Повенца, в Повенецкой губе Онежского озера. Он имеет два склона: южный (Балтийский),длиной 10 км , разность уровней воды 70 м, 7 шлюзов и северный (Беломорский), 190 км, разность уровней воды 102 м, 12 шлюзов, соединенных водораздельным бьефом. Длина его 22 км, он состоит из нескольких озер, в том числе Узкое, Выг и водораздельного канала.

В годы Великой Отечественной войны в южной части канала 8 шлюзов и 19 плотин и дамб была полностью разрушены. Но уже в навигацию 1946 года восстановленный канал снова работал, при этом обновленный конструктивно: по нему стало возможно движение крупнотоннажных судов.

Строительство Беломорско-Балтийского водного пути, канала, а затем и мощного производственно-транспортного комбината, дало жизнь Беломорску, Надвоицам, Медвежьегорску, Сегеже и огромному лесному краю от Белого моря до Онежского озера. К началу 21 века водная система ББК представляет собой каскад водохранилищ и гидроузлов.

В составе учреждения базовую роль играет Беломорско-Балтийский канал – уникальный комплекс судоходных гидротехнических сооружений, соединивший Белое и Балтийское моря. Рассчитанный на 40 лет канал отметил свое 85-летие.

Без вывода из эксплуатации канал постоянно модернизируется.

Гидротехнические сооружения реконструируются за счет средств федерального бюджета.

Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений

В 2019-2020 гг. проводилась работа по включению объектов Администрации в федеральный проект «Внутренние водные пути» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В итоге в план-график по достижению результатов проекта включены семь объектов комплексной реконструкции Беломорско-Балтийского канала, в составе которых планируется реконструкция пяти шлюзов, одной плотины и одного водоспуска. Реализация проектов с одновременным выполнением перспективного плана капремонта позволит к 2024 г. вывести все гидросооружения из аварийного и предаварийного технического состояния.

Анатолий Серов, руководитель ФБУ «Администрация «Беломорканал»

Судоходные пути

Основные судоходные пути в границах бассейна: трасса Беломорско-Балтийского канала; трассы Онежского озера от пунктов Вытегра и Вознесенье до Повенца (шлюз № 1 ББК), Петрозаводска, Кондопоги, о. Кижи, реки Водлы, а также соединительные ходы озера Выгозеро от города Сегежа до основной трассы канала и пункта отгрузки леса в поселке Валдай. Судоходные пути проходят по Республике Карелии, Ленинградской и Вологодской областям. Общая протяженность внутренних водных путей в границах бассейна составляет 3095,5 км, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов – 1599,5 км.

Беломорско-Балтийский канал общей протяженностью 220 км берет начало в северной части Повенецкой губы Онежского озера и выходит в Сорокский залив Белого моря. Трасса канала проложена с учетом природных особенностей края – большого количества рек и озер.

Первые семь шлюзов, расположенных между небольшими искусственно созданными бьефами («Повенчанская лестница») образуют южный склон канала и создают перепад 70 м. Между седьмым и восьмым шлюзами находится водораздел канала длиной 22 км, в который входят озера Воло, Узкое и Вадло.

Трасса северного склона протяженностью 188 км проходит по озерам, спрямленным руслам рек и по искусственным каналам, а также Выгозерскому водохранилищу – участку пути протяженностью 87 км, который объединил озеро Телекино, русло и долину реки Телекинки и Выгозеро. Разность уровней воды в 104 м преодолевается с помощью 12 шлюзов.

Особенности бассейна

Беломорско-Онежский бассейн имеет особенности. Главная из них – это сочетание озерных и речных условий плавания. Существенно отличаются условия выполнения путевых работ и применяемые схемы расстановки знаков навигационной обстановки. На трассе канала и озере Выгозеро, на подходах к причалам и местам погрузки, на реке Водле применяется латеральная система расстановки знаков, используемая на всех реках и озерах ВВП, а в Онежском озере – кардинальная система, соответствующая требованиям Международной ассоциации маячных служб (МАМС) регион А.

Установленные гарантированные габариты судовых ходов были выдержаны на протяжении всей навигации. Замечаний по работе средств навигационного ограждения нет. Контроль качества выполненных путевых работ на путях с гарантированными габаритами проводился в ходе инспекторских осмотров путей.

Путейцы в последние годы планомерно переходят к использованию современных, надежных, легких и не требующих окраски буев, а также вех из полимерных материалов. Производят замену деревянных щитов створных знаков на щиты из металлопрофиля, что в свою очередь позволяет увеличить сроки их эксплуатации.

С 2017 года для сокращения расходов на плановые объезды по контролю действия судоходной обстановки работают 62 фонаря с функцией удаленного мониторинга, информация поступает в диспетчерские службы филиалов, а также в службу пути.

Для обеспечения технической документацией всех видов путевых работ, контролем за состоянием судовых ходов и их средств навигационного ограждения, создания навигационных пособий, обоснований улучшения судоходных условий в бассейне работает русловая изыскательская партия. С 2009 г. при помощи автоматизированных промерных комплексов (АПК и АПИК) русловая изыскательская партия выполняет работы по сбору первичных данных и подготовке цифровых баз данных ВВП в границах Администрации по договорам с победителем конкурсов: «Проведение комплекса работ по созданию баз данных навигационной информации для картографического обеспечения внутренних водных путей с использованием сигналов системы ГЛОНАСС, перспективных глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений» (шифр «Карта-Река»). На 2020 г. создано 63 базовые ячейки электронных навигационных карт (ЭНК) в границах бассейна.

Читайте так же:  Великое соленое озеро

В начале июня 2020 г. от ФГБУ «Канал им. Москвы» получены 63 ячейки ЭНК по бассейну в защищенном формате с файлом лицензии, индивидуальной для каждого судна, на котором установлены СОЭНКИ (система отображения электронных навигационных карт и информации). Произведена успешная загрузка ячеек ЭНК на СОЭНКИ судов технического флота: т/х «Буран», т/х «Пеликан» и т/х «Онежец ББК».

Весь комплекс путевых работ выполняется специализированными судами. По состоянию на 01.01.2020 на балансе находится 48 судов, из которых 34 самоходных и 14 несамоходных. Под наблюдением Российского речного регистра находится 27 судов. Последнее пополнение технического флота проводилось в 2013-2015 гг., из нового строительства получено 4 специализированных теплохода, в том числе одно экологическое судно.

Трудный судоремонт

В прошедшее десятилетие возникли проблемы с постановкой судов в ремонт. Судоремонтные предприятия в бассейне, которые прежде выполняли ремонт судов технического флота Беломорканала, в настоящее время не проявляют заинтересованности. Так, Медвежьегорская РЭБ флота прекратила производственную деятельность, лишь предоставляет подрядчикам в аренду слип и ремонтную площадку, АО «Онежский ССЗ» полностью ориентировано на новое судостроение. Ближайший судоремонтный завод в смежном бассейне, Вознесенская РЭБ флота, полностью загружен судоремонтом. На рынок ремонта судов выходят мобильные предприятия, базирующиеся в отдаленных бассейнах, с новыми технологиями по подъему судов на ремонтные площадки заказчика.

В 2018-2019 гг. проведены опытные судоподъемы на береговую площадку ремонтно-отстойного пункта Сосновецкого района гидросооружений посредством пневматических ролик-мешков. Два судна доковым весом до 100 тонн были подняты с целью ремонта и последующего освидетельствования Российским речным регистром. Данная технология подъема в пункте базирования судна позволяет сократить расходы на переход до места ремонта, также обеспечивает заказчику постоянный контроль за ходом ремонтных работ.

Связь и СУДС

Телефонную и радиосвязь в бассейне обеспечивает Бассейновый узел связи и радионавигации.

Телефонная сеть состоит из пяти АТС общей монтированной емкостью 1080 номеров. Все АТС имеют выход на телефонную сеть общего пользования. С помощью радиорелейных, волоконно-оптических линий связи и организации цифрового синхронного потока Е1 через Ethernet-сеть все АТС объединены в ведомственную технологическую сеть связи. Протяженность радиорелейных линий связи 227 км, протяженность волоконно-оптических линий связи – 57,3 км.

Сеть УКВ-радиостанций состоит из 7 береговых базовых, 5 диспетчерских и 19 шлюзовых радиостанций, расположенных вдоль трассы канала и берегов Онежского озера. Зона покрытия УКВ-радиосвязью – водные пути ББК, северная и центральная части Онежского озера.

Система управления движением судов состоит из:

– трех береговых радиолокационных станций, расположенных на 1, 8 и 11-м шлюзах ББК;

– пяти базовых станций автоматизированной идентификационной системы (АИС), расположенных на 1, 8, 9, 11-м шлюзах канала и в п. Сосновец;

– трех приемников информации АИС, расположенных на восточном, западном берегах и в центральной части Онежского озера.

Информация АИС передается в центры управления СУДС: в Повенецкий РГС, в Сосновецкий РГС, в центральную диспетчерскую службу (Медвежьегорск) и на сервер речных информационных систем Северо-Запад.

В связи с растущей потребностью в проводных и радиорелейных каналах связи, потоках передачи данных (голосовая связь, интернет) для систем мониторинга гидросооружений, систем транспортной безопасности, административных и вспомогательных зданий, удаленных производственных объектов планируется продолжение реконструкции сети технологической бассейновой связи. Цель – увеличение пропускной способности сети передачи данных и обеспечение покрытия всей акватории бассейна устойчивой УКВ-радиосвязью и сетью станций АИС.

Ранняя навигация обеспечила рост грузоперевозок

Ранние сроки очищения судовых ходов ото льда Онежского озера позволили уже 24 апреля 2020 года начать судоходство в бассейне, что поспособствовало значительному росту объемов перевезенных грузов в отношении к соответствующему периоду 2019 г.

Константин Тимонин, первый заместитель руководителя – капитан Беломорско-Онежского бассейна

Динамика и структура грузооборота

Так, на 1 июня в бассейне перевезено 1709, 6 тыс. тонн грузов, что на 50% больше, чем в минувшем году. По номенклатуре грузы распределились:

Перевозки минерально-строительных грузов выросли в 1,4 раза, а перевозки леса увеличились почти в 2,5 раза к соответствующему периоду 2019 г. Наибольшее количество минерально-строительных грузов отправлено из портопунктов Щелейки и Ропручей назначением в основном на Вытегру, Москву и Нижний Новгород.

Почти в четыре раза увеличились объемы перевозок леса на Кондопогу относительно данных прошлого года.

В связи с введением комплекса ограничительных мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) остановлены пассажирские перевозки – как туристические, так и местные. Отменены все рейсы пассажирских судов, запланированные на май, а расписания рейсов на июнь и далее пока что подлежат корректировке.

Под контролем инспекции

С начала навигации портконтроль снизил количество проведенных инспекций в целом и инспекций с выявленными нарушениями обязательных требований примерно до 50% от уровня прошлого года. Ситуация объясняется обстоятельствами, которые сложились в связи с распределением грузов в общем грузопотоке и пассажиропотоке по бассейну. Так, наибольшее количество проведенных инспекций приходится на пункты отгрузки минерально-строительных грузов, а показатели по инспекциям пассажирских судов равны нулю.

Тем не менее такие показатели, как количество инспекций с выявленными нарушениями обязательных требований к общему количеству проведенных инспекций и количество выявленных нарушений обязательных требований на одну проведенную инспекцию, снизились на 2% и 17% соответственно. Это вызвано относительно небольшим количеством проведенных инспекций и более ранними сроками навигационного периода, когда члены экипажей еще не успели настолько устать, чтобы допускать ошибки и упущения.

Показатели по временным задержаниям судов и иных плавобъектов из-за выявленных нарушений обязательных требований, послуживших основанием для такой меры воздействия, за аналогичные периоды 2019 и 2020 гг. выглядят, соответственно, как 3 к 1.

Лоцманы всегда на месте

В навигацию 2020 г. двумя лоцманами службы произведено 4 лоцманские проводки судов в пределах Беломорско-Балтийского канала. Простоев судов по причине невозможности осуществления лоцманской проводки ввиду введенных карантинных мер либо по причине отсутствия лоцманов не отмечено.

В навигацию 2019 г. лоцманская служба Беломорканала отработала успешно и без транспортных происшествий. Учитывая, что общий рост числа лоцманских проводок по отношению к предыдущему году составил 19,7%, а количество лоцманов осталось на прежнем уровне (4 человека), то можно с уверенностью сказать, что служба справилась с поставленными задачами.

Следует отметить также плотный график движения пассажирских судов в летние месяцы навигации. Рост лоцманских проводок пассажирских судов в 2019 г. по сравнению с 2018 г. составил +9,7%, грузовых судов +23,3%. При этом среднее время одной проводки существенно сократилось по сравнению с прошлым годом: по пассажирским судам на 11,16%, а по грузовым – на 9,9%.

Читайте так же:  Озеро белое новый год отзывы

Дипломирование и регистрация

В первом полугодии 2020 г. отдел по регистрации судов произвел 45 юридически значимых действий по предоставлению услуг. Заметным событием стало подписание дополнительного соглашения об информационном обмене между Администрацией бассейна и Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Карелии. Рамки соглашения позволили проводить совместные совещания для мониторинга полноты исправления ошибок форматно-логического контроля, выявленных при передаче и обработке сведений по защищенному каналу связи.

Процесс дипломирования в 2020 г. был сконструирован с учетом санитарно-эпидемиологических требований, направленных на безопасное функционирование водного транспорта в условиях COVID-19. За первое полугодие выдано 118 квалификационных документов членам экипажей судов внутреннего водного плавания.

Квалификационная комиссия в своей работе руководствуется утвержденным регламентом по предоставлению услуги дипломирования членов экипажей судов, который определяет сроки и последовательность административных процедур при осуществлении полномочий по приему заявлений, проведении квалификационных испытаний, выдаче квалификационных документов, а также порядок взаимодействия с кандидатами.

Беломорско-Балтийский канал — судоходный канал в России, соединяющий Белое море с Онежским озером, который является важнейшим транспортным коридором, дающим выход из северных морей в водные пути Европейской части России. Трасса канала проходит по территории республики Карелия. Управление канала находится в городе Медвежегорск.


Фото: Михаил Архипов

История строительства Беломорско-Балтийского канала

Беломорско-Балтийский канал был построен в 1931 — 1933 годах. 18 февраля 1931 года постановлением Совета труда и обороны было дано задание для проектирования и определения габаритов будущего канала. Беломорканал предназначался для пропуска в основном несамоходных барж (лихтеров) с буксирной тягой. Проект канала был разработан группой инженеров под руководством С. Я. Жука. Открытие состоялось 2 августа 1933 года. До 1961 года канал назывался Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. Первоначально канал был построен с меньшими габаритами камер шлюзов и глубинами, чем изначально планировалось. Это произошло в следствии ускорения строительства и сдачи его в эксплуатацию. Ввод Беломорканала в эксплуатацию позволил создать Северную военную флотилию, которая в дальнейшем преобразовалась в Северный флот.

В годы Великой Отечественной войны часть гидросооружений канала, расположенных в южной (в Повенце) части, были разрушены советскими войсками перед захватом их финской армией. В послевоенное время они были восстановлены. В начале 1950-х годов существовал проект по строительству на трассе канала монументов в честь победы в Великой Отечественной войне, но в итоге это было реализовано при строительстве Волго-Донского судоходного канала.

В 1960-х годах судоходные габариты канала были доведены до величин, обозначенных в проекте строительства канала. Первоначально все сооружения канала были из дерева, последний деревянный шлюз на канале был заменен на железобетонные конструкции в 2010 году.

Беломорско-Балтийский канал на карте


(Увеличить карту)

Характеристика Беломорско-Балтийского канала

Длина канала — 227 км, на трассе канала расположено 19 шлюзов, 13 плотин, 47 дамб, 13 водоспусков, 34 искусственных канала. Судовой ход проходит как по искусственным участкам, в том числе и прорубленным в скалах, так и по акваториям озер. Минимальная глубина канала — 4 метра, максимальная глубина по судовому ходу на трассе Беломорканала — 20,5 метров (озеро Выг). Важнейшие сооружения канала — водосбросные плотины №21, №25 и №27, удерживающие объём воды более 10 млрд м3.

Общая длина шлюзов между наружными гранями устоев — от 170 (однокамерные) до 325 (двухкамерные) метров. Габаритные размеры камер: длина — 133,5 метров, ширина — 14,5 метров, гарантированная глубина на пороге — 4 метра.

Камеры шлюзов при строительстве канала имели деревянную ряжевую конструкцию. В современном виде камеры шлюзов имеют три типовые конструкции: на мягких основаниях расположены железобетонные, докового типа с неразрезным днищем и вутами; на скальных основаниях – выполненные в виде подпорных стенок уголкового профиля из монолитного железобетона; две нижние камеры шлюзов N10 и №11 представляют собой облицовку скалы стальными шпунтовыми панелями с засыпкой, выполненной калиброванным щебнем. Система питания — головная, осуществляется через короткие обходные водопроводные галереи, устроенные в головах шлюза и перекрываемые вертикальными цилиндрическими затворами. Рабочие затворы шлюзов выполнены в виде двустворчатых ворот ригельного типа.

Навигация на Беломорско-Балтийском канале

Обслуживанием судоходной обстановки на канале занимается Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Беломорканал»).

Даты начала транзитной навигации на канале зависят от сроков работы судоходных шлюзов. С 20 мая по 31 октября работают шлюзы №1 — №9, а с 20 мая по 15 октября — шлюзы №10 — №19.

Судоходство на Беломорско-Балтийском канале

С вводом в эксплуатацию в 1964 году Волго–Балтийского водного пути объем грузоперевозок по Беломорканалу резко вырос. Он стал важнейшим звеном транзитных перевозок грузов из портов Белого моря в Прибалтику и центральные районы РСФСР. Через канал везли железную руду из Кандалакши на комбинат «Северсталь» в Череповце. С Поволжья на Белое море везли нефть и мазут, с Нижнего Поволжья — соль. Из Карелии и Архангельской области в порты Скандинавии и Северной Европы через канал везли древесину.

Интенсивность судопропуска достигла максимума к 1986 году (более 62 тысячи шлюзований, свыше 7 млн тонн грузов). В 1990–е годы в связи с общим спадом производства по России судопропуск снизился до 7000 шлюзований (1996 год).

В настоящее время регулярным судоходством по каналу являются только круизные пассажирские рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга до Соловецких островов. Местных пассажирских перевозок по каналу нет после 1991 года. Регулярных грузовых рейсов по Беломорканалу также нет и его трассу полностью суда обычно проходят в случае перегонов с Севера в Европейскую часть и обратно. В южной части канала есть регулярные перевозки древесины на Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат.

Круизы по Беломорско-Балтийскому каналу

Регулярное движение пассажирских круизных судов по Беломорско-Балтийскому каналу началось в июне 2001 года рейсом теплохода «Г. В. Плеханов» из Москвы до шлюза №18 в рамках первого речного круиза на Соловецкие острова (от шлюза до островов туристов доставляли другим судном).

В 2004 году теплоход «Белинский» (сейчас — «Шлиссельбург») совершил первый круиз из Москвы через Беломорско-Балтийский канал напрямую на Соловецкие острова. Сейчас прямые рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга до Соловков через Беломорканал выполняет только теплоход «Русь Великая», а с 2020 года такие же круизы должен выполнять теплоход «Александр Пушкин».

Другие круизные суда, следующие маршрутом до Соловков, доходят по Беломорканалу до причала в поселке Сосновец, откуда туристов доставляют на острова на других судах. В навигацию 2020 года такие рейсы будут у теплоходов «И. А. Крылов», «К. А. Тимирязев» и «Северная сказка».

Читайте так же:  Тюмень озеро тулубаево

Беломорско-Балтийский канал в культуре и истории

Строительство канала стало началом массового использования труда заключенных на стройках и в дальнейшем было продолжено на строительстве Канала имени Москвы, Волго-Донского канала и Волго-Балтийского канала. Первоначально заключенных обозначали как «заключенные каналоармейцы», а сокращено — з/к. От этого сокращения было образовано жаргонное слово «зек», которое позже прочно вошло в лексикон. Также именно со стройки Беломорканала в жаргонную речь прочно вошло слово «туфта», которое обозначало выражение «техника учета эффективного труда».

Шлюзы Беломорско-Балтийского канала:

Шлюз №1 (южный склон)
Шлюз №2 (южный склон)
Шлюз №3 (южный склон)
Шлюз №4 (южный склон)
Шлюз №5 (южный склон)
Шлюз №6 (южный склон)
Шлюз №7 (южный склон)
Шлюз №8 (северный склон)
Шлюз №9 (северный склон)
Шлюз №10 (северный склон)
Шлюз №11 (северный склон)
Шлюз №12 (северный склон)
Шлюз №13 (северный склон)
Шлюз №14 (северный склон)
Шлюз №15 (северный склон)
Шлюз №16 (северный склон)
Шлюз №17 (северный склон)
Шлюз №18 (северный склон)
Шлюз №19 (северный склон)

Мосты на Беломорско-Балтийском канале

Города и крупные населенные пункты на Беломорско-Балтийском канале

Озера в составе трассы Беломорско-Балтийском канале

Реки в составе трассы Беломорско-Балтийском канале

Нижний Выг
Повенчанка
Шижня

Волго-Балтийский водный путь (в 1810—1963 годах — Мариинская водная система; в 1964—1992 годах — Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина) — сокр. Волго-Балт — система каналов, рек и озёр на северо-западе Российской Федерации, соединяющая бассейны Каспийского и Балтийского морей. Проходит через Рыбинское водохранилище до г. Череповец, р. Шексна, Белое озеро, р. Ковжа, Мариинский канал, р. Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева. Мариинская водная система сооружена в 1799—1810 гг., переустраивалась в 1890—1896 гг., после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера — не менее 4 м, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 т. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем.

Содержание

  • 1 История создания
    • 1.1 Мариинская система
    • 1.2 Мариинская система в 1917—1953 гг.
    • 1.3 Возобновление строительства по новому проекту
  • 2 Описание
    • 2.1 Гидроузлы Волго-Балта
    • 2.2 Судоходство
  • 3 Затопленные селения
  • 4 Состояние и перспективы развития
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Источники
  • 9 Ссылки

Выход России к Балтийскому морю в начале XVIII века, возрастание роли Петербурга требовали удобных водных сообщений новой столицы с внутренними районами страны. Было создано 3 водных пути — Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709 г.), Тихвинская (1811 г.) и Мариинская (1810 г.).

Мариинская система Править

Трасса Мариинской водной системы соединяла собой Рыбинск, Шексну, Белое озеро, Ковжу, Мариинский (с 1886 г. — заменивший его Ново-Мариинский) канал, проложенный через водораздел между бассейнами Каспийского и Балтийского морей, Вытегру, Онежское озеро, Свирь, Ладожское озеро и Неву (около 1054 вёрст). Собственно Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера. В 1829 году был открыт Северо-Двинский канал, соединивший Шексну и озеро Кубенское. Он соединил систему через Сухону и Северную Двину с Белым морем. Для более безопасного плавания небольших судов по Белому, Онежскому и Ладожскому озёрам были проложены обходные каналы — Белозерский, Онежский, Ново-Свирский, Ново-Сясьский и Ново-Ладожский. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое экономическое значение, но, несмотря на проведённое в 1890—1896 годах переустройство, она уже не удовлетворяла транспортным потребностям страны.

Мариинская система в 1917—1953 гг. Править

  • 1922 г. — открытие Череповецкого гидроузла (шлюз № 40);
  • 1926 г. — открытие Черепановского гидроузла (шлюз № 41);
  • 1930 г. — открытие Ягорбского гидроузла (шлюз № 42);
  • 1933 г. — открытие Нижне-Свирского гидроузла;
  • 24 сентября 1940 г. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли постановление о строительстве Волго-Балта.

9 сентября 1940 года нарком внутренних дел Л. П. Берия обратился к председателю правительства В. М. Молотову с запиской, в которой предлагалось создать в составе НКВД СССР Главное управление лагерей гидротехнического строительства, в связи «со значительным увеличением объема работ по гидротехническому строительству, возложенному на НКВД (реконструкция Волго-Балтийского водного пути и строительство Верхне-Шекснинской ГЭС, реконструкция р. Сухоны, строительство гидроэлектростанций на р. р. Клязьме, Костроме, Которосле и Мсте и изыскание мест для новых ГЭС»). 11 сентября 1940 года соответствующее постановление СНК СССР было принято [1] .

11 октября 1940 года Л. П. Берия подписал Приказ НКВД СССР № 0440 «О строительстве Волго-Балтийского и Северо-Двинского водных путей» во исполнение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б), предусматривавшего завершение первоочередных работ по реконструкции р. Сухоны к навигации 1942 года и всех работ по Волго-Онежскому соединению водного пути к 1 марта 1943 года [2] .

Для выполнения этой задачи были организованы:

  • Управление Вытегорского строительства на участке Волго-Балтийского пути от Онежского озера до истока р. Шексны из Белого озера, во главе с майором госбезопасности Чистовым П. В. (ранее начальника строительства Куйбышевского гидроузла) и главным инженером Саламовым К. П. (ранее зам. главного инженера Волгостроя);
  • Управление Верхне-Шекснинского строительства (в составе Волгостроя) от истока р. Шексны до начала Рыбинского водохранилища, во главе с Циплаковым В. Д. (ранее зам. главного инженера Волгостроя) и заместителем начальника строительства по лагерю Тумаховичем И. С. (ранее зам. начальника Шекснинского гидроузла Волгостроя);
  • Управление Опокского гидроузла (плотины и шлюза) на р. Сухоне, во главе с лейтенантом госбезопасности Салтановым З. С. (ранее зам. начальника Путивльского лагеря по делам военнопленных) и главным инженером Милославским К. П. (ранее начальник отделения производственного отдела Куйбышевского гидроузла);
  • Управление по реконструкции шлюза и плотины «Знаменитая» на р. Сухоне, во главе с Квесисом К.К.

Весной 1941 года началось заполнение Рыбинского водохранилища (напор 18 м), затопление шлюзов № 39—42, однако работы были прерваны войной.

  • 1947 г. — возобновление работ после Великой Отечественной войны. При МВД СССР создано управление «Главгидроволгобалтстрой»;
  • Архитектурная обработка сооружений разрабатывалась сотрудниками ленинградского отделения «Гидропроекта» под руководством Л. М. Полякова в 1952—1953 гг.; соавторы: Л. М. Банщиков, А. И. Горицкий, А. В. Иконников, Р. П. Костылев, Л. Т. Липатов, К. М. Митрофанов, Г. С. Никулин, Г. Ф. Пересторонина, В. А. Петров, З. Ф. Семёнова, М. В. Смагина, Г. А. Шароваров, П. Р. Ясенский;
  • 1948—1953 гг. — прорыт канал от Онежского озера до города Вытегры, спрямивший реку в нижнем течении;
  • 27 апреля 1952 г. — ввод в эксплуатацию Верхне-Свирского гидроузла и шлюза. Поднятие уровня в верховьях Свири, Онежском озере и Онежском канале, в низовьях р. Вытегры (до отметки 32,60 м над уровнем моря);
  • После смерти И. В. Сталина стройка заморожена. Канал построен по изменённому проекту в 1956—1964 годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *