Карта матрона московская монастырь

Адрес

Таганская улица, 58

Время работы

пн- сб 07:00–20:00, вс 06:00–20:00.

Московский Покровский монастырь, построенный в 1655 году на территории Убогих домов, изначально являлся мужским. Возведен в честь православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы по инициативе царя Российской Империи в знак почтения памяти патриарха Филарета. В разное время своего существования монастырь причислялся к Крутицкой епархии, являлся частью Заиконоспасского монастыря, позже в стенах здания находилось училище, однако после возвращения монастыря Московской епархии во второй половине XVII века, учебное заведение для подготовки христианского духовенства закрыли.

Покровский монастырь в Москве на карте

Первыми постройками монастыря являются два храма, выполненные в романском стиле: Церковь во имя всех святых (ныне Воскресения Словущего) и Церковь покрова божией матери. Также к монастырю относятся каменная 30-метровая трехъярусная колокольня, настоятельные кельи, здание для хозяйственных нужд. Сооружения монастыря многократно перестраивались и реконструировались по ряду причин: недостаточное финансирование государством и отсутствие реконструкционных работ приводило к физическому износу зданий и необходимости их сноса; разрушения по причине войн, а также преднамеренное уничтожение зданий и сооружений монастыря по политическим причинам в период прихода к власти большевиков. Однако благодаря пожертвованиям прихожан и крупным благотворительным дарениям купцов, церкви неоднократно восстанавливались. Покровский монастырь был возрожден в 1994 году по инициативе Священного Синода, а в 1998 году в Покровский ставропигиальный женский монастырь были перенесены мощи святой Матроны.

Некрополь покровского монастыря, начало формирования которого принято считать середину 1650-х годов, имеет высокую историко-мемориальную ценность. Территория вмещает более полутора тысяч захоронений представителей грузинского духовенства, а также царского и княжеских домов.

Москва. 27 мая. INTERFAX.RU — Покровский монастырь Москвы, где хранятся мощи одной из наиболее почитаемых святых — Матроны Московской, открыл двери для посетителей, несмотря на сохранение режима самоизоляции в столице, но принял необходимые меры безопасности.

В этом убедился корреспондент «Интерфакса», посетивший обитель. На пропускном пункте у стен монастыря проверяют температуру и просят надеть маску. Немногочисленные посетители обители могут зайти в Покровский храм, приложиться к мощам святой Матроны, подать записки и набрать освященной воды.

При этом санитарные меры в монастыре соблюдаются. После каждого молящегося рака с мощами протирается антисептиком, регулярно дезинфицируется чудотворная икона на внешней стене храма, прихожан просят соблюдать дистанцию в очереди на поклонение. Это несложно: сейчас посетителей в монастыре в сотни раз меньше, чем в обычные дни (пара человек стояла в очереди к иконе Матроны, еще пять — к мощам, в целом в храме было в общей сложности 15 прихожан).

Бросилось в глаза практически полное отсутствие цветов у мощей Матроны. До карантина монахини забирали их у посетителей охапками, а потом, после освящения, раздавали всем желающим. Меры безопасности пока требуют воздержаться от этой традиции.

По наблюдению корреспондента «Интерфакса», обитель живет обычной жизнью: открыты церковная лавка, водосвятная часовня и трапезная, где навынос продают выпечку. Везде нужно соблюдать дистанцию, благо обширная территория монастыря позволяет избежать скопления людей и перемещаться на расстоянии, а тем, кто забывает о санитарных ограничениях, о них напоминает охрана обители.

Читайте так же:  Лавро-печерский монастырь

Между тем с 13 апреля, то есть с начала Страстной недели храмы и монастыри Москвы закрылись для прихожан по благословению патриарха Кирилла и в связи с рекомендацией главного государственного санитарного врача по столице Елены Андреевой. Такая мера была принята для профилактики распространения коронавируса. Позже запрет был продлен на неопределенный срок.

Ранее глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов выразил надежду, что храмы в России для прихожан могут открыться к празднику Вознесения 28 мая. «Что касается Москвы, это должны решать мэрия и главный санитарный врач, они должны достигнуть соглашения с патриархией», — сказал Гаврилов «Интерфаксу», добавив, что такая работа уже ведется.

Болдин монастырь – Троице-Болдин – Герасимо-Болдинский

Местоположение: Дорогобужский р-н, с. Болдино

Тип памятника: Архитектурный ансамбль, Памятник церковной архитектуры

Статус: Памятник федерального значения

Основатель монастыря, прп. Герасим Болдинский, поселился на территории нынешнего Дорогобужского района в 1528 году. В 1530 году он срубил деревянную Сергиевскую (впоследствии Троицкую) церковь, храм Богородицы, поставил кельи. Монастырь быстро рос: уже при Герасиме братии было 127 человек, к концу XVI века он владел почти 100 селами и деревнями в Дорогобужском и других уездах. В 1611 году монастырь был захвачен и разорён поляками, которые отдали его иезуитам. Обитель была освобождена только в 1655 году.

Грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1683 года дорогобужскому воеводе Степану Богдановичу Темирязеву гласила: «Велели владеть Болдину монастырю по-прежнему пустошью Отрочино, урочище Холм и двумя луками (днепровскими лугами) Троицкой и Зборуля, а также оброчные деньги держать в монастыре на церковную потребу на свечи, на ладан, на вино церковное». Грамота Петра I 1705 года стольнику Ивану Леонтьевичу Нелидову повелела «выдать монахам Болдина монастыря против прочих монастырей денежное жалованье на одежду и на всякую нужду, а также велел владеть Болдина Троицкого монастыря игумену с братией вотчинами по прежнему».

Неподалёку от Болдина монастыря в августе 1698 году ночевал Пётр I по пути из Западной Европы в Москву.

В монастыре было три храма. В приделе Троицкого собора находилась рака, где почивали «под спудом» мощи прп. Герасима. В этом же приделе был похоронен затворник Аркадий, подвизавшийся в обители в конце XVI века. Другой святыней монастыря была древняя Казанская икона Божией Матери. В подклете собора помещался фамильный склеп князей Долгоруковых. В 1812 году, ограбив обитель, французы превратили её в тюрьму для пленных русских солдат.

После революции Болдин монастырь продолжал действовать, в нём оставалось 13 монахов. В 1921 году архитектор П. Д. Барановский начал реставрацию памятника, которая была прекращена в 1928 году. Через год репрессировали всех монахов, и в обитель вселились «трудовые коммуны» и сельхозартели.

Читайте так же:  Ведено-оятский монастырь

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. П. Д. Барановский обмерил руины и заметил, что древние здания обрушились не по кирпичику, а большими фрагментами — их можно было вновь «собрать». В 1964 году началось восстановление архитектурного ансамбля монастыря, являющегося памятником федерального значения. Много сил воссозданию монастыря отдал архитектор-реставратор А. М. Пономарёв, ученик Барановского.

Мужской монастырь возрождён в 1991 году. Отреставрированы трапезная и колокольня (1585–1592), ограда и башня (XVIII век), дом казначея (XIX), дом игумена (XIX), стены с башенками (XVIII). В 1994 году построен новый братский корпус.

Литература

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область. М., 2001. С. 430–433.

Каулен М. Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России. М., 2005. С. 594–597.

Понамарёв А. М. Основание и становление Свято-Троицкого Болдина монастыря (опыт исторической реконструкции) // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. 8. М., 2011. С. 103–128.

Болдинский Свято-Троицкий монастырь, древнейший из ныне действующих на Смоленщине монастырей, находится в 15 км восточнее Дорогобужа, рядом со Старой Смоленской дорогой. Он был основан в 1530 г. преподобным Герасимом.

  • Подробное описание
  • Отзывы

Болдинский Свято-Троицкий монастырь, древнейший из ныне действующих на Смоленщине монастырей, находится в 15 км восточнее Дорогобужа, рядом со Старой Смоленской дорогой. Он был основан в 1530 г. преподобным Герасимом.

Подвижническая деятельность Герасима была направлена на создание монастырей на землях, отвоеванных Москвой у Великого княжества Литовского. Вскоре после своего основания Болдинская обитель превратилась в богатейший и влиятельнейший монастырь всей смоленской земли.

В 1580–90-х годах в монастыре развернулось большое каменное строительство. Именно в эти годы были выстроены основные монастырские здания – Троицкий собор, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня, стены монастыря.

Архитектурный ансамбль Болдинского монастыря являлся выдающимся шедевром русской архитектуры, единственным известным нам ансамблем эпохи царствования Федора Иоанновича. Архитектура и фасадная декорация Троицкого собора восходят к Архангельскому собору Московского Кремля. Представьте, в глубокой провинции стоял храм, по красоте и величию равный одному из лучших соборов Москвы.
Болдинская обитель располагалась около оживленной дороги – тракта, ведущего к западным границам Руси. Здесь останавливались стрельцы, шедшие в поход, царские послы, торговые люди. В Житии преподобного Герасима сохранилось описание чуда исцеления царского посла Михаила Безднина в 1585 году благодаря молебну у раки преподобного. Т.е. уже тогда мощи пр. Герасима были известны и почитаемы как чудотворные.

Большой удар по Болдинскому монастырю был нанесен Смутой начала XVII века и польским нашествием. С 1617 по 1654 гг. Дорогобужский край находился в составе Речи Посполитой, в котором государственной религией было католичество.

Читайте так же:  Монастыри вены

После того, как в 1654 г. Россия отвоевала у Польши смоленские земли, Болдинский обитель была возрождена, но не смогла сохранить за собою былых богатств. В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II у монастыря (как и у всех монастырей государства Российского) были отобраны все земли. Это привело к упадку монастырей, многие из которых из-за бедности закрывались. Выжить Болдинскому монастырю помогли благотворители, из которых выделялся своей щедростью кн. Андрей Николаевич Долгоруков.

В 1929 году, по распоряжению советской власти, монастырь был закрыт. В годы Великой Отечественной войны здесь расположилась партизанская база. В марте 1943 года, когда линия фронта приблизилась к Дорогобужу, гитлеровцы заминировали все старинные постройки: Троицкий собор, трапезную палату с Введенским храмом, колокольню – и взорвали их.

Возрождение Болдина монастыря из небытия связано с именем выдающегося архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Первый в своей жизни проект реставрации Барановский составил в 1912 году для трапезной палаты с Введенской церковью Болдина монастыря. В 1964 году Петр Дмитриевич снова вернулся в Болдино, в свой родной Дорогобужский край, чтобы начать возрождение взорванного фашистами шедевра архитектуры. Именно его трудами по сохранившимся обмерам и фотографиям поднялась из руин удивительной красоты колокольня.

В 1991 году Болдинский монастырь был передан Русской православной церкви и возобновил деятельность. За прошедшие годы были восстановлены трапезная с Введенской церковью и каменная стена с четырьмя башнями, Тихвинская церковь, а также деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище.

В 2001 году при расчистке южного придела Троицкого собора были обретены мощи преподобного Герасима. Сейчас рака с мощами преподобного находится в Троицком соборе, восстановленном в 2010 г. С обретением мощей своего святого основателя Болдинский монастырь начал новый этап истории.

Будучи духовной опорой жизни православных людей, Болдин монастырь стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов России, как князья Звенигородские, дворяне Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы.

В настоящее время возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – семейная усыпальница представителей славного Смоленского (дорогобужского уезда) дворянского рода Вистицких конца XVIII – первой половины XIX веков.

В Троицком соборе находилась усыпальница семьи князей Долгоруковых. Здесь похоронены дед (Николай Владимирович) и бабушка (Екатерина Андреевна), отец (Андрей Николаевич) и два дяди (братья отца: Николай Николаевич и Василий Николаевич) двух выдающихся государственных деятелей России – военного министра (1852–1856), начальника III отделения Собственнго Его Императорского Величества канцелярии и шефа жандармов (1856–1866) кн. Василия Андреевича Долгорукова и знаменитого московского генерал-губернатора (1865–1891) кн. Владимира Андреевича Долгорукова.

В настоящее время, вряд ли найдется еще одна монашеская обитель в нашем Отечестве, которая возродилась к жизни, и жизни активной, от полного разрушения и запустения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *