Картинки на тему собор

Храмы монастыря

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы
  • Собор Богоявления Господня
  • Церковь Михаила Архангела

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь расположен на Новгородской земле и занимает полностью один из островов живописного Валдайского озера, переименованного по случаю создания монастыря в 1654 году в Святое.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь.

Созданный в XVII веке Патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии Византийской духовной культуры. Став богатейшим и известнейшим из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом где зарождались и развивались ремесла.

Страницы истории

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх — Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано:

  • «Часослов», два издания, (1657 и 1658 гг.);
  • «Рай мысленный», сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.);
  • «Брашно духовное», (1661 г.);
  • грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).

С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря — Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.

16 декабря этого же года в торжественной обстановке был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. «Поистине нет ему подобного в мире» — отозвался об Иверском монастыре его исследователь Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило «желтой меди», специально выписанное из-за границы, «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами». Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского: «… икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери, но и история пришествие этой святыни в обитель.

Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось: «…Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написать Святую икону». Далее указывалось, что иконописец «токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая».

Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь, им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время, Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше.

В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии. В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне: взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.

Церковь Филиппа, митрополита Московского

Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII — XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688 — 1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым «с товарищами». В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в «великом непомерном пожаре», и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

Читайте так же:  Собор федора ушакова в саранске

Описи XVIII — XIX вв. дают представления о внутреннем и внешнем виде обители. Внутри монастыря находились:

  • соборная церковь во имя Успения Богородицы «о 5 главах», вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (1653-1656 гг.);
  • теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666-1671 гг.);
  • на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус — внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679-1689 гг.);
  • каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679-1689 гг.);
  • слева от нее — двухэтажный каменный флигель братских келий 1679-1689 гг.);
  • в западной части монастыря — двухэтажный братский корпус на погребах (1730 г.);
  • архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683-1689 гг.);
  • двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683-1689 гг.);
  • святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа митрополита Московского (1656 г.; 1874-1875 гг.);
  • в северо-восточном углу — церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702-1708 гг.).

А также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.

Собор Успения Пресвятой Богородицы Иверского Валдайского монастыря

Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской Лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением, четырьмя золотыми напрестольными крестами, двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом.

При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря.

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовность, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.

Много усилий приложил архимандрит Лаврентий для возрождения духовной и хозяйственной жизни обители. В 1858 году была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В 1861 году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. «Это наш долг пред Царицей Небесной» — говорил братии отец Лаврентий.

Церковь Филиппа, митрополита Московского

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей. Тогда жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского. В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 10 — 15 тысяч человек.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

В начале XX века в святой обители часто посещал церковный писатель С. А. Нилус, вместе со своей семьей они прожили на Валдае около 5 лет.
Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский). В 1920 году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.

После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня 1918 года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции «излишков хлеба». Монахи ударили в набат и жители Валдая, любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Все население города как один, вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров вооруженный отряд с тревогой наблюдал за ростом народа на противоположном берегу. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдайский народ. Настоятель согласился. При приближении к берегу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архимандрита. Пострадавшему настоятелю была оказана медицинская помощь, а реквизицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка.

Осенью 1918 года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены, кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет и, конечно, в тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии.

Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков).

В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе.

Наместник монастыря с 2003 — архимандрит Ефрем (Барбинягра).

В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме (храм получил первоначальное посвящение) монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин.
В апреле 2008 года было сообщено о принятом решении впервые позолотить пять куполов Успенского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых «золотых книжек».»
Есть небольшой музей, посвящённый Патриарху Никону и истории монастыря.

Читайте так же:  Кельнский собор факты

Смотрите таже

  • Сайт Валдайского Иверского монастыря
  • Аэропанорама города Валдай и Валдайского озера
  • Достопримечательности Валдайского района

Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.

Валда?йский И?верский Богоро?дицкий Святоозе?рский монасты?рь — православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. Один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, — наряду с Новоиерусалимским и Крестным.

Монастырь
Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Валдайский Иверский монастырь
57°59?19? с. ш. 33°18?15? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Валдай
Конфессия Православие
Епархия Новгородская
Тип мужской
Дата основания 1653 [1]
Известные насельники патриарх Иоаким, Исакий Полоцкий
Реликвии и святыни Чудотворная Иверская икона
Настоятель митрополит Лев, наместник — иеромонах Антоний (Битьмаев), казначей — монахиня Ирина (Фролова)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 531620631410006 (ЕГРОКН ). Объект № 5310072000 (БД Викигида)
Состояние Комплексная реставрация
Сайт iveron.ru
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 История
  • 2 Настоятели Иверского монастыря
  • 3 Восстановление и новейшая история
  • 4 Состав и архитектура
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях» [2] , даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.

Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи праведного Иакова Боровичского.

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской» [3] .

К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

  • Иаков (1653)
  • Иоиль
  • Дионисий I (1654—1655)
  • Дионисий II (1655—1658)
  • Иосиф I (1658 — 6 апреля 1660)
  • Филофей (упом. 1659 — 18 апреля 1669)
  • Феодосий (1669 — 18 октября 1672)
  • Евмений (1672 — 19 июля 1681)
  • Иосиф II (упом. 1683 — 1 января 1692)
  • Феогност (1692 — 28 октября 1693)
  • Антоний I (1693—1694)
  • Тарасий I
  • Аарон (Еропкин) (1704—1708)
  • Вениамин I (упом. 1710)

В 1712—1730 монастырь был приписан к Александро-Невскому монастырю С.-Петербурга

  • Филарет (1731 — ?)
  • Серафим
  • Авраамий (ум. 10 января 1734)
  • Иоанн (Ястрембский)[4]
  • Трифилий (май 1747 — ?)
  • Дамаскин (Аскаронский) (7 января 1751—1758)
  • Пахомий (Добрыня) (1758 — 12 ноября 1769)
  • Виктор (Онисимов) (1770 — 8 мая 1775)
  • Тарасий (Вербицкий) (1775 — 14 мая 1778)
  • Дорофей (14 мая 1778 — март 1783)
  • Амвросий (Андриевский) (1783 — 13 августа 1791)
  • Николай (Киждобрянский) (17 августа 1791—1795)
  • Антоний (Знаменский) (7 апреля 1795 — 9 октября 1799)
  • Феофилакт (Русанов) (октябрь — декабрь 1799)
  • Иустин (Вишневский) (9 декабря 1799—1800)
  • Амвросий (Протасов) (1800 — ?)
  • Парфений (Петров) (14 июня 1802—1804)
  • Флавиан (Ласкин) (12 января 1804 — февраль 1807)
  • Евграф (Музалевский-Платонов) (10 октября 1808 — 9 августа 1809)
  • Вениамин (Жуков) (9 августа 1809 — 14 мая 1811)
  • Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (11 сентября 1811 — 28 января 1816)
  • Владимир (Ужинский) (7 марта 1816 — 10 марта 1819)
  • Гедеон (Федотов), архим. (1819 — 18 января 1822)
  • Герасим (Гайдуков) (21 марта 1822 — 25 февраля 1829)
  • Арсений (Кайзеров) (1829—1840)
  • Иннокентий (Арешников) (июнь 1840 — 28 сентября 1847)
  • Петр (1848—1851)
  • Ириней (Боголюбов) (30 апреля 1851 — 30 сентября 1853)
  • Илларион (октябрь 1853—1854)
  • Лаврентий (Макаров) (май 1854 — декабрь 1873)
  • Вениамин (Поздняков) (1874—1877)
  • Амвросий (Клименко) (1877 — 7 ноября 1883)
  • Леонид (Ильяшкевич) (13 января 1884 — еще 1892)
  • Амвросий (1895—1906)
  • Иосиф (Николаевский) (1906—1930)
  • Настоятель митрополит Лев (Церпицкий) (1991 — по настоящее время)
  • Наместник Стефан (Попков) (1991—1997)
  • Наместник Ефрем (Барбинягра) (5 мая 1997 — 26 июнь 2002)
  • Наместник Нил (Михайлов) (26 июня — 10 декабря 2002)
  • Наместник Никандр (Степанов) (декабрь 2002 — 25 ноября 2007)
  • Наместник Ефрем (Барбинягра) (с 25 ноября 2007 — 5 февраля 2012)
  • Наместник Антоний (Битьмаев) (с 5 февраля 2012 — по настоящее время)

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.

Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950—1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдае. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами Златоуста — Лохтачевым А.А, Лохтачевой Н.В. и Лохтачевым Д.А. [5] , была освящена 25 декабря 2006 года.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался патриарх Алексий II. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном храме, перед тем совершив чин малого освящения собора [6] . После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России Владимир Путин [7] [8] .

В апреле 2008 года появились сообщения о решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“» [9] . Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.

19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Читайте так же:  Исаакиевский собор википедия на английском

Решением Священного синода от 27—28 декабря 2011 года митрополит Лев назначен (журнал № 173) главой Новгородской митрополии и утверждён (журнал № 169) в должности настоятеля (священноархимандрита) Иверского Валдайского мужского монастыря. Управляющей делами монастыря назначена монахиня Ирина (Фролова).

Успенский собор Иверского монастыря — кафоликон Валдайского Иверского монастыря, посвящённый празднику Успения Пресвятой Богородицы. Шестистолпный, приподнятый на подклете храм с галереями и крупным пятиглавием — своеобразный манифест архаизирующего направления русского храмового зодчества середины XVII века, связанного с именем патриарха Никона.

Православный храм
Успенский собор Иверского монастыря

Успенский собор
57°59?21? с. ш. 33°18?20? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Валдай
Конфессия Православие
Епархия Новгородская и Старорусская
Тип общежительный
Строитель Аверкий Мокеев
Основатель патриарх Никон
Строительство 1653—1655 годы
Реликвии и святыни чудотворная икона Божьей матери «Иверская»
Статус Объект культурного наследия № 5310072025 № 5310072025
Состояние действующий храм
Сайт www.iveron.ru
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура
    • 2.1 Фотографии интерьеров собора
  • 3 Реставрация фресок
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

На самом красивом и высоком месте Валдайского острова в 1656 году было возведено первое кирпичное строение — собор Иверской иконы Богоматери, позднее получивший название Успенского.

Собор является главным сооружением Иверского монастыря. Он отличается большими размерами и монументальностью. Это одна из самых крупных построек XVII века в России.

Он задумывался патриархом Никоном как архитектурный образец. Избрав место для постройки каменного соборного храма, патриарх Никон освятил его молитвою. 14 мая 1655 года началось строительство. Руководил строительством «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев, присланный из калязинского Свято-Троицкого монастыря. Помощником был плотнический мастер Иван Белозер, а приставом при постройке — боярский сын Артемий Токмачев. Через год строительство завершилось.

Соборный Иверский храм представляет образец самобытного русского церковного зодчества XVII века.

Храм пятиглавый, трёхнефный, шестистолпный, построен в виде продолговатого квадрата; восточная сторона выдаётся тремя апсидами. Вокруг всего храма галерея (с четырёх сторон, что характерно только для никоновских построек) с входными тремя крыльцами; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажные, в виде часовен, с небольшими позолоченными крестами, такой же крест и на входном крыльце.

Своды собора поддерживаются шестью массивными столбами. Свет льётся с боков сквозь широкие окна (по три на каждой из трёх сторон, что также характерно только для никоновских построек), а сверху — через окна пяти куполов. Длина собора от алтарной стены до входных дверей — 6,8 м, а ширина 21,7 м. В алтаре — деревянные хоры (не сохранились), вход на которые из ризницы, а в самом храме хоры каменные, находящиеся над входною дверью в храм, вход на которые — с северной стороны в стене.

На стенах алтаря и храма — живопись масляными красками XIX века. Стенопись была на 60 % утрачена в советское время, а в 2010-х годах полностью восстановлена проектно-строительным предприятием «Китеж». Так, при входе в собор по правую сторону дверей, изображено принесение в Иверскую обитель чудотворного образа Иверской иконы Божией Матери, а по левую — чудесное явление мощей святого Иакова Боровичского во время ледохода на реке Мсте, чудесное явление святого Иакова больному священнику и др. Пол в храме сделан из путиловской плиты.

Престол в XVII веке был установлен на четырёх каменных столбах, на каменной площадке; с передней стороны к нему примыкает каменная ступень; на престоле чеканная посеребренная одежда и над ним резная вызолоченная сень. Против престола, на восточной стороне, на Горнем месте под резным вызолоченным балдахином — изображение Христа Спасителя, сидящего на престоле в виде архиерея с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. По обеим сторонам этого образа были изображены двенадцать апостолов, апостол Иаков, брат Божий, апостол от семидесяти Никанор, священномученик Ириней Лионский и святой Стефан Сурожский.

Сам алтарь трёхчастный с тремя окнами; в ризнице в 1841 году устроен придел во имя Иверской иконы Божией Матери (сейчас не существует), а главный престол в 1710 году был переименован во имя Успения Божией Матери (освящён митрополитом Новгородским Иовом). Это произошло при восстановлении собора, сильно пострадавшего от пожара в 1704 году.

В 2008 году патриарх Алексий II вновь освятил главный престол (единственный на сегодняшней день) во имя Иверской иконы Божией Матери.

Иконостас в этом храме пятиярусный, резной, деревянный, вызолоченный червонным золотом, венчающийся Распятием (сооружён заново по старинным описаниям, так как иконостас начала XVIII века в советское время был уничтожен).

Фотографии интерьеров собора Править

К сожалению, живопись собора в целом сохранилась плохо: некоторые композиции совсем отсутствуют, многие представлены лишь отдельными красочными фрагментами, и лишь на немногих красочный рисунок читается достаточно хорошо. [1]

На протяжении всего периода реставрации усилиями архиепископа Великого Новограда и Старорусского Льва, главы администрации Валдайского района — Дряницына А. З., начальника ПТО ФГУП «Дирекции по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном Федеральном округе» — Борщёва В. А. и представитель генподрядчика «Строительный холдинг «АРС-центр» — Киселева Э. М. [2] с 2006 года по декабрь 2010 года, в Успенском соборе Иверского монастыря проводилась работа по реставрации живописи основного четверика храма и его алтарной части (жертвенника и диаконника). Все сохранившиеся участки старой живописи были укреплены специальным составом и расчищены. [3]

Следующим этапом реставрационных работ, после укрепления и расчистки, стало подведение отсутствующего левкаса. Эта часть реставрационных работ в Иверском соборе имеет свою особенность. Художники-реставраторы выполняют не просто тонировки, но тонировки с элементами реконструкции. На участки нового грунта художники нанесли красочный слой, одновременно дописывая недостающие детали композиции. Именно таким образом была выполнена композиция нижней южной части западной стены «Встреча патриархом Никоном с братией иконы Иверской Богоматери». [4]

Одновременно, учитывая потребности действующего храма и сегодняшнего времени, было решено на месте практически утраченной композиции «Встреча патриарха Никона с братией мощей Иакова Боровичского» [5] написать композицию на тему современной религиозной жизни: «Встреча патриархом Алексием II с братией и прихожанами иконы Иверской Богоматери». Но и здесь до конца выполнены требования реставрационного подхода к работе. Немногие сохранившиеся кусочки живописи XIX века были осторожно сняты со стены и складированы. [3]

Чтобы вернуть облику храма завершенный вид, мастера церковной живописи написали вновь несколько композиций, некогда украшавших стены собора, но до наших дней не сохранившихся. Среди них самые важные для храмового ансамбля изображения центральных люнетов северной и южной стены «Успение» и «Вознесение Христово».

Реставрационная работа, проводящаяся в Успенском соборе Иверского монастыря, осложнялась тем, что часть росписей XIX века необратимо потемнела. Её не пощадило время да и проведённые ранее реставрационные работы-которые имели несколько методических ошибок. Такие участки стенной росписи пришлось прописать, соблюдая тематику и стилевые особенности позапрошлого века.

В первую очередь художниками были написаны все утраченные композиции. Среди них: «Младенец Христос, спускающийся на землю», «Христос в доме Марфы и Марии», «Хождение по водам», «Христос и грешница», «Иоанн Дамаскин пишущий похвальные песни рождеству Христову», «Сомневающийся Симон Кочет», несколько композиций Протоевангельского цикла и т. д. Также заново написали святых и херувимов на откосах окон алтаря. Разработали и воплотили декорировку — написали полотенечный ряд на нижней части стен собора. Особое внимание было обращено на оформление центральной апсиды храма. Живопись верхней части алтаря была поновлена в 2009 году по старым образцам. [3]

Но в нижней части каких-либо изображений не сохранилось. Не могло помочь художникам в реконструкции утраченного сюжета и описание живописи собора, составленное А. Н. Трофимовой. Вероятно, на протяжении долгого периода стены здесь были чем-то закрыты (например, киотами). [6] На утверждение Архиепископа Льва были представлены несколько композиций. После тщательного обсуждения, художники получили благословение на изображение апостолов.

Следующий этап работ — приведение в единое целое живописного ансамбля. Предстояло решить и воплотить сложнейшую задачу — объединить вместе сохранившуюся отреставрированную живопись и написанные вновь композиции в единое художественное произведение. В зависимости от сохранности все композиции храма в той или иной мере были поновлены. Ряд композиций пришлось прописывать несколько раз, чтобы стиль живописи соответствовала общей манере письма. Непрописанными остались только те изображения XIX века, которые лучше всего сохранились: это апостол Лука и Иоанн в малых люнетах северной и южной стен и отдельные большие фрагменты композиций западной стены.

В целом, за все время работы художниками было отреставрировано, поновлено и вновь написано 2956 метров живописи. [3]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *