Картины в музее рериха

Николай Константинович Рерих — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств (1909).

В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Кавалер нескольких российских и иностранных наград.

В российский период жизни и творчества занимался археологией, коллекционированием, как художник успешно выставлялся, участвовал в проектировании и росписи церквей, работал директором школы Императорского общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства», успешно работал как сценограф («Русские сезоны»), активно участвовал в проектах по защите и возрождению русской старины, в деятельности благотворительных организаций.

С 1917 года жил в эмиграции. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, много путешествовал. Основал Институт Гималайских исследований «Урусвати» и более десятка культурных и образовательных учреждений и обществ в различных странах. Вёл активную общественную деятельность, был связан с политическими и экономическими проектами, имел связи с большевиками и масонством.

Состоял членом многих организаций. Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей — Юрия и Святослава.

С 1920-х годов в разных странах мира существуют общества и музеи Рериха. Сообщества последователей его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское движение. Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России.

Жизнь и творчество

Российский период

Отец — Константин Фёдорович — был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать — Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Братья — Владимир и Борис Рерихи. Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров, М. Микешин, Л. Ивановский и многие другие.

С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие России и Востока.

«Заморские гости». 1901

В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени — В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. При подготовке к дипломной работе Рерих напишет: «В древней и самой Древней Руси много знаков культуры: наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как её хотели представить западники». Открытие, сохранение и продолжение знаков исконной русской культуры на долгие годы станет кредо Н. К. Рериха.

Н. К. Рерих в мастерской. Петербург, 1910-е годы

С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. В последнем учреждении в 1898—1903 годах он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии», организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В 1897 году Рерих стал первым археологом, которому удалось найти погребальный комплекс Води в Петербургском регионе. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого майкопского кургана «Ошад». Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского. В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). С 1905 года начинает собирать коллекцию древностей каменного века, которая уже в том же году на Французском Доисторическом конгрессе в Перигё получила высокую оценку. К 1910 году в коллекции насчитывалось более 30 тыс. экспонатов из России, Германии, Италии, и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже). Летом 1910 года Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде. В 1911 году при деятельном участии Рериха была создана Комиссия по регистрации памятников старины в Санкт-Петербургской губернии при Обществе защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

В 1897 году Н. К. Рерих окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Его дипломная картина «Гонец» была приобретена П. М. Третьяковым. Известный критик того времени В. В. Стасов, высоко оценил эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники». Встреча с Толстым для молодого Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»

«Гонец (Восстал род на род)». 1897

Также духовным напутствием для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадтского, часто посещавшего дом родителей Рериха: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».

Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства Киевского» (1896), «Сходятся старцы» (1898), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» (1903) и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. «Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость» (Р. Я. Рудзитис). Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.

В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.

В 1899 году Рерих знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой; 28 октября 1901 года в церкви при Императорской Академии художеств они были венчаны. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 году — Святослав, будущий художник и общественный деятель.

С 1894 по 1902 годы Рерих много путешествует по историческим местам России, а в 1903—1904 годах Н. К. Рерих уже вместе с женой совершает большое путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря, и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

…Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели ещё отвести должное место, что заменит серые будни весёлою, красивою жизнью.

— Рерих Н. К. По старине, 1903

После масштабного путешествия по городам России, Рерих продолжает путешествия-исследования по русским городам, и уже в 1904 году посещает города вдоль Волги, Можайск, Саввино-Сторожевский монастырь, заканчивая своё путешествие в селе Талашкино под Смоленском (владение Марии Тенишевой), где совместно с Малютиным, Врублем, Бенуа, Коровиным, Репиным и т. д. на практике реализует проекты по возрождению древнерусских традиций в искусстве и народных русских промыслов. Сотрудничество с Тенишевой продлится вплоть до 1917 года, а дружба — до самой кончины Марии Клавдиевны. Вместе с тем, в 1912—1915 годах Рерих активно участвует ещё в одном крупном проекте возрождения русского искусства — возведении Фёдоровского городка. При этом с 1907 года является сотрудником журнала «Старые годы», с 1910 по 1914 год выступает ведущим редактором многотомного издания «История русского искусства» под общей редакцией Грабаря, а в 1914 году — редактором и соавтором большого издания «Русская икона». В исторической концепции Рериха важнейшее значение имеет соотношение прошлого, настоящего и будущего. Прошлое и настоящее измеряется будущим: «…когда зовём изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего». «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

«Спас Нерукотворный и Князья Святые». Мозаика по эскизам Рериха. Троицкая церковь, Почаевская лавра, Тернопольская область, Украина

Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх. Покровский В. А.), а также эскизы мозаик для церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (арх. Покровский В. А.) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910), иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми (1907), изображение св. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). В 1910—1914 годах им была оформлен Храм Святого Духа) (роспись «Царица Небесная» и мозаика «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым. Некоторые мозаики, созданные по эскизам Рериха мастерской В. А. Фролова, сохранились до наших дней. Для Дома Бажанова в Санкт-Петербурге художник создал монументальный фриз из 19 полотен на темы древних русских былин. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно — «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). В 1909—1915 годах участвует в строительстве и оформлении Санкт-Петербургского буддийского храма.

Читайте так же:  Музей городской скульптуры новый зал

Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций, и как искусствовед. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист.

«Сокровище ангелов». 1905. Константиновский дворец. Россия. Санкт-Петербург

С 1905 года в творчестве Рериха, наряду с древнерусской темой, начинают появляться отдельные восточные мотивы. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916 — для теософского центра в Петербурге). Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев», появляется коллекция японского искусства. Рерих, помимо русской философии, изучает философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Тагора, теософскую литературу. Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку с индологом В. В. Голубевым. В 1913 они обсуждают планы совместной экспедиции в Индию с целью изучения общности русской и индийской культур, проект создания музея индийской культуры в Санкт-Петербурге. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами.

С 1906 по 1918 годы Николай Рерих — директор Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. Приняв назначение, он увлечённо принимается за работу: расширяет территорию школы, открывает новые отделения и классы, восстанавливает в правах педагогический совет, создаёт при Школе Музей русского искусства, мечтает о реорганизации Школы ОПХ в Свободную народную академию, или Школу Искусств. При школе организуется ряд мастерских (рукодельная и ткацкая (1908), иконописная (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913) и др.). Иконописную мастерскую возглавил известный иконописец из Мстёры Д. М. Тюлин. При Рерихе увеличилось число женских классов, был создан женский этюдный класс. Были созданы: старшее отделение, класс графики, литографская мастерская, медальерный класс, класс обсуждения эскизов. Введены лекции по анатомии, древнерусскому искусству и зодчеству, занятия хора. Произошли существенные изменения и в учебных программах. Своеобразным отчётом полугодовой деятельности иконописной мастерской стал акт поднесения императору Николаю II 6 декабря 1909 года иконы, выполненной учениками.

С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. В 1907 году во Франции избирается членом Общества осенних салонов, впоследствии — членом Национальной академии в Реймсе и членом французского Доисторического общества. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели музей Люксембурга, Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи. В 1900-х — начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве».

«Святые воины». 1912. Музей искусств Азербайджана

Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного красочного тона на другой. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В России и Европе за период с 1907 по 1918 годы было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха.

В 1908 году Рерих избирается членом Правления Общества Архитекторов-Художников, в 1909 году — членом Совета «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» и Председателем «Комиссии Музея до-Петровского искусства и быта» при Обществе Архитекторов-Художников. В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств.

С 1910 года Рерих возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др. В 1914 году Рерих избирается Почётным Председателем Совета Женских Курсов Высших Архитектурных Знаний, в 1915 году — Председателем «Комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов».

«Ангел Последний». 1912

«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через всё творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры.

В 1910 году Рерих активно участвует в судьбе Спаса на Нередице и Рюрикова Городища в Великом Новгороде, его беспокоили грубые реставрации и ремонты в ярославских, псковских и костромских храмах. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Проект данного Положения станет прообразом будущего международного Пакта о защите культурных ценностей.

…Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет.

В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Великое княжество Финляндское под Сердоболь (Вуорио), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.

4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького, помощниками председателя — А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.

Музеи Рериха

Музей Рериха в Нью-Йорке

Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша. В то время это был единственный в Америке музей, посвящённый творчеству только одного художника. С 1929 года музей и все рериховские учреждения размещались в специально построенном здании на месте прежнего музея — 29-этажном небоскрёбе Мастер Билдинг. Однако конфликт между Рерихами и Хоршем, начавшийся в 1935 году, привёл к закрытию музея.

Читайте так же:  Шолохова музей заповедник

Благодаря усилиям Елены Рерих, Кэтрин Кемпбелл-Стиббе и Зинаиды Фосдик и других почитателей и учеников Н. К. Рериха в 1949 году в Нью-Йорке был открыт новый музей Николая Рериха (англ.)русск.. Он является старейшим в мире центром, представляющим живопись Рериха и распространяющим репродукции его картин и многочисленные книги о нём, о его жизни и творчестве. Почётный директор — Даниэл Энтин.

Музей имени Рериха в Риге (1933—1940)

Музей имени Рериха в Риге начал создаваться в 1933 году Латвийским обществом Рериха по инициативе Н. К. Рериха. Официальное открытие музея состоялось в 1937-м году. Основу экспозиции составили сорок полотен Н. К. Рериха, среди которых «Брамапутра» (1932), «Твердыня Тибета» (1932), «Часовня св. Сергия» (1936), «Кулута» (1937), гималайские и монгольские пейзажи. Музей просуществовал до 1940 года. В январе 2010 года на здании, в котором находился музей, была открыта памятная доска.

Музей Рерихов в Москве

Музей Рерихов (филиал Государственного музея Востока) был создан в феврале 2016 года по решению Министерства культуры РФ. С середины 2017 года располагается в Усадьбе Лопухиных. Коллекция музея насчитывает более 800 живописных работ Николая Константиновича Рериха и его сына Святослава Николаевича Рериха, большое собрание разновременных произведений декоративно-прикладного искусства из России, Индии, Китая, Тибета, Монголии, Египта и других стран, мемориальные вещи семьи Рерихов.

Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре

Музей-усадьба Рериха в Изваре — первый государственный музей Рериха.

В имении Извара под Санкт-Петербургом с 1984 года открыт Музей-усадьба Н. К. Рериха, представляющий собой уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры, первый в России государственный музей Рериха. В настоящее время Музейный комплекс размещается на 60 га и включает 9 усадебных построек XVIII — начала XX века, старинный парк, родниковые озёра.

Усадьба Извара была приобретена в 1872 году К. Ф. Рерихом, отцом художника. Семья Рерихов владела усадьбой в период с 1872 по 1900 год. В 1910-е годы Министерством Юстиции имение было приобретено у последних владельцев для Санкт-Петербургской детской земледельческой колонии, архитектурный ансамбль которой (архитектор А. А. Яковлев, 1916) дополнил облик усадьбы и в настоящее время входит в комплекс Музея.

Музей проводит конференции, праздники, поэтические и музыкальные вечера, международные миротворческие акции. С 2002 года на территории Музея-усадьбы действует комплексная научная экспедиция по изучению природы Извары, проводятся археологические исследования. 31 июля 2006 года губернатором Ленинградской области В. П. Сердюковым было подписано Распоряжение о разработке проекта создания Особо охраняемой природной территории «Памятник природы» в границах Музея-усадьбы Н. К. Рериха в Изваре.

Музей семьи Рерихов в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. Основу мемориальной экспозиции Музея-института составило наследие, сохранённое племянницей Елены Рерих Л. С. Митусовой и её семьёй. За несколько лет существования музея владельцы частных коллекций передали музею ряд художественных и других экспонатов. На сегодняшний день его фонды насчитывают около 15 тысяч предметов, среди которых личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие экспонаты, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов.

Музей Н. К. Рериха в Новосибирске

Музей Н. К. Рериха уникален тем, что он создавался методом народной стройки. Музей организован по инициативе основателя Сибирского Рериховского общества Наталии Дмитриевны Спириной, литератора, посвятившей всю свою жизнь изучению творческого наследия семьи Рерихов.

В кризисный для России 1997 год на её призыв о строительстве Музея Николая Рериха откликнулись тысячи россиян. Свой вклад в создание Музея внесли также жители стран ближнего и дальнего зарубежья. В Новосибирске участниками народной стройки стали около 500 организаций. Существенная помощь была оказана учёными Сибирского отделения Российской Академии наук. Все имена строителей Новосибирского музея Н. К. Рериха, бескорыстно вносивших свои средства, записаны в Почётную книгу вкладов. Она издана в одном экземпляре и хранится как музейный экспонат.

Посетители Музея имеют возможность познакомиться с философскими, научными и художественными работами Рерихов. В музее представлены репродукции картин Николая и Святослава Рерихов, фотографии, карты с маршрутами их экспедиций. Также в Музее проводятся художественные выставки, музыкальные вечера, демонстрируются фильмы студии Сибирского Рериховского Общества, проходят встречи с творческими людьми. Музей участвует в общегородских праздниках, проводит благотворительные мероприятия.

Дом-музей Рерихов в Улан-Баторе

Государственный музей-заповедник им. Н. К. и Е. И. Рерихов в селе Верх-Уймон

Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха», институт «Урусвати» и «индийский период творчества». Также здесь представлены книги из личной библиотеки семьи Рерихов, ряд подлинных документов и прижизненных изданий Н. К., Е. И. и Ю. Н. Рерихов. На базе музея-заповедника развернуты экспозиции, посвященные археологии и истории Горного Алтая, природе Уймонской долины, культуре алтайских народов и русских староверов.

Одесский Дом-музей им. Н. К. Рериха

Одесский Дом-Музей имени Н. К. Рериха расположился по адресу: г. Одесса, ул. Большая Арнаутская, 47, на 3-м этаже 3-этажного дома. Экспозиция размещена в 5 залах, включая концертный.

Культурно-выставочный центр на Байкале

Культурно-выставочный центр на Байкале возник в 2002 году по инициативе Иркутской региональной общественной организации «Рериховское культурное творческое объединение». Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Работают экспозиции, посвящённые Музею им. Н. К. Рериха в Москве и его генеральному директору, академику Л. В. Шапошниковой, Пакту Рериха и Знамени Мира.

Музей Международного центра Рерихов в Москве (1991—2017)

Общественной организацией «Международный центр Рерихов» был создан Музей имени Н. К. Рериха, директором которого долгое время являлась Людмила Шапошникова.

Первая постоянная экспозиция была открыта в музее 12 февраля 1993 года. В залах музея проходили ежегодные международные научно-общественные конференции с участием крупных учёных и общественных деятелей, организовывались выставки и концерты, читались лекции, посвящённые рериховскому наследию.

Музей был закрыт в 2017 году. В том же году в его помещениях был открыт Музей Рерихов (филиал Государственного музея Востока).

© 2003 — 2020 Музеи Мира. О художниках и картинах — все права защищены, перепечатка статей запрещена

Музей Рерихов
филиал Государственного музея Востока

Здание павильона № 13 ВДНХ
Дата основания 1989
Директор Тигран Мкртычев
Сайт Официальный сайт
Медиафайлы на Викискладе

Музе?й Ре?рихов — музей в Москве, посвящённый жизни и художественному творчеству семьи Рерихов.

В период с 1989 [1] по 2019 год располагался в усадьбе Лопухиных, построенной в XVII—XIX веках. С 2019 года находится на ВДНХ в павильоне № 13 (в прошлом павильон «Здравоохранение») [2] . Музей обладает одной из крупнейших в России коллекций картин Николая и Святослава Рерихов, а также крупнейшим в России архивным фондом о деятельности семьи Рерихов [3] .

В начале своей деятельности музей располагал коллекцией, принадлежавшей Советскому фонду Рерихов, и находился в ведении Международного центра Рерихов. Первая экспозиция была открыта 12 февраля 1993 года [4] . С 2016 года [5] является филиалом Государственного музея Востока.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Бывшее здание
    • 1.2 Музей
    • 1.3 Судебные тяжбы
  • 2 Экспозиция и коллекции
  • 3 Выставки и события
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История [ править | править код ]

Бывшее здание [ править | править код ]

Музей был расположен в усадьбе XVII—XIX веков, ранее принадлежавшей семье Лопухиных [6] . В основе лежит постройка, возведённая по указу Фёдора Лопухина в 1689 году на подаренных ему за службу землях. После казни его сына Авраама Лопухина в 1718 году усадьба была конфискована и использована для содержания пленных офицеров Северной войны. В 1721 году здание передали коммерсанту Ивану Тамесу, разместившему на территории полотняную фабрику. В 1728 году Пётр II вернул право на владение зданиями семье Лопухиных [7] .

После революции 1917 года усадьба была национализирована, а затем использовалась в качестве рабочих помещений. В 1920-е годы в комнатах разместили филиал Музея Карла Маркса и Фридриха Энгельса , а после начавшейся политики уплотнения — коммунальные квартиры. С 1965 до 1990 года в здании находился трест Министерства тяжёлого машиностроения [7] . В 1990 году бывшая усадьба была передана под размещение Советского фонда Рерихов и музея имени Николая Рериха. С 1991 по 2017 год в здании размещался Международный центр Рерихов [3] .

Музей [ править | править код ]

В 1987 году Святослав Рерих впервые поднял вопрос о необходимости создания музея, где будет храниться художественное достояние его семьи. Получив одобрение московских властей, в 1989-м он выбрал особняк Лопухиных в Малом Знаменском переулке как площадку для размещения экспозиции. В этот же год был создан Советский фонд Рерихов, учредителями которого являлось множество юридических лиц, что впоследствии вызвало тяжбы за наследие художников. В 1990 году Святослав Рерих передал фонду коллекцию картин, архивных документов и личных вещей [3] .

Читайте так же:  Картинки ребёнок в музее

После смерти Святослава Рериха в 1993 году его супруга Девика Рани Рерих подала запрос правительству России об организации в усадьбе Лопухиных музея Рерихов в качестве филиала Музея Востока. 4 ноября того же года председатель правительства Виктор Черномырдин подписал указ «О создании Государственного музея Н. К. Рериха», согласно которому Музей Востока откроет свой филиал в помещениях усадьбы Лопухиных [8] [9] .

Из-за проблем с финансированием и нестабильности политической власти музей не удалось открыть в нужные сроки, а в усадьбе разместилась общественная организация Международный центр Рерихов. Владельцем центра стал меценат Борис Булочник, по инициативе которого была проведена полная реконструкция здания особняка. Часть денежных средств на реставрацию внутренних помещений собиралась общественностью. В 1997 году при центре открылся музей Николая Рериха, первым директором которого стала востоковед Людмила Шапошникова [10] [11] .

Судебные тяжбы [ править | править код ]

Начиная с 2000-х годов между Музеем Востока и Международным центром Рерихов начались судебные тяжбы по оспариванию права на владение коллекцией картин Николая и Святослава Рерихов и занятие особняка Лопухиных [12] . Обе организации являлись соучредителями Советского фонда Рерихов, что позволяло им претендовать на собрание работ художников. Так, центр оспаривал входящие в состав музея 282 картины, выставляемые в передвижной выставке Святослава Рериха в 1980-е годы. После смерти художника коллекция осталась бесхозной и собрание работ перешло на хранение в музей [13] . Согласно судебным решениям, с 2014 года центр лишился права претендовать на имущество Советского фонда Рерихов, вместе с этим он лишился и права на владение принадлежавшими фонду картинами [14] [15] . В 2017 году в центре прошли обыски по делу Бориса Булочника, экс-главы «Мастер-банка», члена правления центра, изъятые при этом картины были отправлены на экспертизу в Музей Востока. В том же 2017 году по решению суда центр был выселен из занимаемых помещений усадьбы Лопухиных [14] [16] .

Экспозиция и коллекции [ править | править код ]

Экспозиция состоит из более чем 800 художественных и графических произведений Николая и Святослава Рерихов. В музее представлено собрание предметов декоративно-прикладного искусства России, Тибета, Монголии, Египта и Индии [5] , мемориальные вещи, а также обширный архивный фонд литературного наследия семьи Рерихов, включающий в себя документы рериховских учреждений и организаций [17] .

Собрание было сформировано на основе нескольких источников: дара Музею Востока от искусствоведа Кэтрин Кэмпбелл (1977, 1979) [18] , коллекции картин Николая и Святослава Рерихов, поступившей в Музей Востока в 1993 году [19] , а также коллекции бывшего Советского фонда Рерихов, поступившей в Музей Востока в 2017 году [20] .

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Коллекция
  4. Справочные материалы
  5. Именной указатель авторов
  6. Рерих Н. К.

РЕРИХ Николай Константинович

1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия

Живописец, художник театра, автор мозаик, археолог, философ, историк культуры, общественный деятель.

Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Член Югославской Академии наук и искусств в Загребе, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте.

Родился в Петербурге. В 1898 окончил Петербургский университет, одновременно учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у А. И. Куинджи (1893-1897), в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). В 1903-1904 совершил длительное путешествие по древним русским городам. Член обществ «Союз русских художников» и «Мир искусства» (1910-1915). Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906-1916). Работал в театрах Петербурга, Москвы, Чикаго, выполнял заказы для антрепризы С. П. Дягилева (с 1907). С 1918 жил за рубежом, преимущественно в США и Индии.

В 1919 посетил Лондон, где встречался с Р. Тагором. В 1920-1922 вел художественно-просветительскую работу в США. В 1925 предпринял беспримерную экспедицию по маршруту Индия — Гималаи — Тибет — Китай — Алтай — Монголия — Индия. Из этой поездки он привез около 500 картин и этюдов. В 1926-1927 приезжал в СССР, где преподнес в дар правительству многие свои произведения. В 1920-е вместе с женой, Е. И. Рерих, работал над текстами главного своего труда — «Учение Живой этики». Инициатор Международного пакта об охране культурных ценностей человечества («Пакт Рериха»). В 1942-1944 — почетный президент Американо-русской культурной ассоциации.

Крупнейший представитель русского символизма. В его работах нашли отражение идеи «всеединства», множественности миров.

Выставка проводится в рамках культурной Программы «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Эта Программа является совместным проектом Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха и Международного Совета Рериховских организаций и осуществляется в широком сотрудничестве с музеями, культурной и научной общественностью, Рериховскими организациями России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии. В Программу входят беседы, экскурсии, «круглые столы», показ видеофильмов по искусству, встречи с общественностью. Одним из направлений Программы стало научное сотрудничество Рериховских культурно-просветительских общественных организаций с музеями.

В фондах Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника имеется работа Н.К.Рериха, о которой было известно очень немного. Предполагалось, что картина имеет название «Город», написана художником в десятые годы XX века и относится к театрально-декорационному творчеству Н.К.Рериха. На обратной стороне картины сохранилась подпись самого автора и надпись «Н.Дмитриеву».

По информации сотрудника Рыбинского музея И.Л.Зайцевой, картина Н.К.Рериха поступила в музей 30 октября 1921 года от экспертной комиссии Внешторга. В 20-е годы прошлого века существовала коммерческая организация под таким названием. Она скупала у советских и иностранных граждан предметы искусства, антиквариат. Известно, что в то время работники Рыбинского музея Н.Розов, Р.Охлобыстин, П.Кондратьев, А.Золотарев активно сотрудничали с Русским музеем, Эрмитажем, Петроградским Государственным музейным фондом. Именно в Петрограде находилась тогда и контора Внешторга. Вероятно, кто-то из них и приобрел у Внешторга картину Рериха для Рыбинского музея. К сожалению, больше никакой информации о картине в музее не оказалось.

Поиском наиболее полной информации о картине занялся Александр Груничев, сотрудник Ярославского Рериховского общества. Прежде всего, он решил проверить версию о принадлежности картины к серии театрально-декорационных работ художника. Никаких упоминаний об этой картине в фундаментальной монографии Е.П.Яковлевой «Театрально-декорационное творчество Н.К.Рериха» не оказалось.

Ключом к разгадке тайны картины стала книга искусствоведа Сергея Эрнста «Н.К.Рерихъ», изданная в 1918 г. в Петрограде. В этой книге помещен один из первых каталогов картин Н.К.Рериха. Напомним, что на обратной стороне картины из Рыбинского музея есть надпись «Н.Дмитриеву». С именем бывшего владельца картины Дмитриева в каталоге связана только одна из работ Н.К.Рериха. Правда, называется она несколько по-другому — не «Город», а «Замок». Так возникла версия о том, что на самом деле картина из Рыбинского музея имеет иное название.

Эта версия получила подтверждение и в каталоге В.В.Соколовского, где приведены названия и параметры очень многих полотен Н.К.Рериха. Выяснилось, что картина из Рыбинского музея в каталоге Соколовского тоже упоминается, и фигурирует там именно под названием «Замок». Написана работа не для театральной постановки, а является самостоятельным этюдом. Картина создана Николаем Константиновичем Рерихом в 1906 году во время его поездки по Италии. Таким образом, картина представляет для музея особую ценность. Другие этюды этой же серии находятся в Государственном Русском музее и в Государственной Третьяковской галерее.

Сейчас картине Николая Константиновича Рериха в Рыбинском музее возвращено ее настоящее название «Замок», определен год написания. Остается только внести исправления в каталоги и туристические проспекты, где картина фигурирует под своим прежним наименованием.

После завершения культурной программы «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» в Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике она будет продолжена в Костроме.

Том I. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗ НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ, ПОСТУПИВШИЕ ОТ С.Н.РЕРИХА В 1990 ГОДУ

1.1. Николай Константинович Рерих

Горный путь. Гималаи

Том II. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗ НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ, ПОСТУПИВШИЕ ОТ С.Н.РЕРИХА В 1990 ГОДУ (продолжение)

1.2. Святослав Николаевич Рерих

Том II. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПОСТУПИВШИЕ В МУЗЕЙ ИМЕНИ Н.К.РЕРИХА В 1990—2009 ГОДАХ

2.1. Николай Константинович Рерих

28 июня состоялась очередная лекция по творчеству Николая Рериха из цикла «Беседы у картин». «На этот раз предметом моих реконструкций по части замыслов художника стала картина «Священный дар», — рассказал директор Музея Рерихов Т.К. Мкртычев. — Я всю жизнь занимаюсь буддийским искусством Центральной Азии, и сюжет этой картины никогда не представлял для меня загадки. На картине изображен мудрец Дрона, который предложил разделить прах Будды между семью народами. Но теперь, когда я занимаюсь Н.К. Рерихом, могу сказать, что картина — интереснейший пример творчества, теснейшим образом связанного с с делами художника».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *