Католические церкви в америке

Анастасия Кожемяко

Католическая вера в США занимает второе место по числу приверженцев среди религиозных конфессий после протестантизма. В большей мере ее представителями являются испаноговорящие жители страны, которых на сегодняшний день насчитывается уже около 77 миллионов.

В США католицизм начал распространяться в ходе испанской колонизации в начале XVI века во Флориде, где создавались католические миссии с целью остановить распространение пуританских настроений. Подобные миссии возникали также в Калифорнии и Джорджии. Но натиск английских колонизаторов остановить не удалось, и уже к XVII веку численность католиков существенно снизилась (учитывая, что они и так составляли всего 1 %). На такой исход повлияла Английская революция, в ходе которой во всех 13 существовавших на тот момент штатах ограничились права католиков. Запрещалась деятельность католических миссионеров. Сами власти английских колоний поддерживали запретительные меры против католической церкви, так как расценивали враждебное отношение англиканского духовенства и пуритан к католической церкви как фактор, играющий значительную роль в объединении британских переселенцев различных протестантских направлений.

Католической церкви удалось активизироваться только в конце XVIII века. Смягчение отношения к католической церкви привело к тому, что в 1789 году образовывалась первая католическая епархия в Балтиморе, а первым епископом стал уроженец Мэрилэнда Джон Кэролл. Это событие дало существенный толчок к институализации религии, стали появлятся университеты и епархии в других штатах.

XIX век был ознаменован грандиозным увеличением числа католиков. Их количество изменилось от 35.000 до 2 млн. человек, что было связано преимущественно с притоком иммигрантов из различных католических стран Европы. Это повлекло за собой волну протестов, возникла даже политическая партия «нейтивистов», активисты которой принялись преследовать католиков, узрев в них опасность для американской идентичности. Многие политические деятели также недолюбливали католиков, поскольку видели свою страну сугубо протестантским государством. Такое отношение удалось изменить только при президенте Кеннеди, который был избран в 1961 году и сам являлся католиком. Он выступал активным борцом за гражданские права (в том числе право на свободу вероисповедания) и добивался принятия соответствующего закона. Однако в разгар этой борьбы он был убит. Закон все же был принят, он отменял все формы дискриминации и сегрегации.

В период 1976 — 1980 гг. сам епископат активно начал действовать в политических вопросах. Это выражалось в широкой мобилизации католических организаций на борьбу за законодательное запрещение абортов. На выборах 1980 г. список вопросов, имеющих моральное значение, удлинился и стал конкретнее. Епископы оказывали давление на всех кандидатов (будь то кандидаты в Конгресс или в президенты), стремясь навязать им свою программу. Непосредственное участие католической церкви в политической борьбе вызвало осуждение и противодействие со стороны многих влиятельных общественных и политических кругов. Наиболее яростно, однако, политическую активность епископата осуждали сторонники женского равноправия, легализации абортов.

В конце XX века американская католическая церковь занималась проблемами сдерживания гонки ядерных вооружений, а во время войны во Вьетнаме выступала против нее. В пастырском послании 1976 г. епископы заявляли, что нельзя не только использовать ядерное оружие, но даже вынашивать планы применения его против мирного населения. В 1978 г. католические епископы США высказались за договор об ограничении стратегических вооружений.

Говоря о настоящем, можно отметить, что в последнее время церковные иерархи США прилагают огромные усилия к тому, чтобы американизировать католическую церковь. Одним из средств к этому послужила проведенная в Ватикане канонизация святых. До 1973 г. католическая церковь США не имела ни одного святого, американца по происхождению. Стремясь поднять престиж католической церкви в США, Ватикан решил пополнить сонм святых за счет церковных деятелей американского происхождения. Этой чести удостоилась Элизабет Сетон. Она родилась в 1874 г., была прихожанкой епископальной церкви и занималась благотворительностью.

Судьба католицизма в США сложилась весьма непросто. Католичество — одна из первых ветвей христианства, появившихся на американском континенте. Несмотря на то, что США считают протестантским государством, роль католической церкви в стране с течением времени лишь возрастает.

Читайте так же:  Церковь сан пере в фигерасе

Когда 22 сентября первый Папа Римский, чьим родным языком является испанский, прибудет с визитом в Соединенные Штаты, его будут встречать католики, среди которых все больше выходцев из Латинской Америки и Азии.

Большинство из почти 70 млн американских католиков (59 процентов) по-прежнему относится к неиспаноязычным белым. Тем не менее их число неуклонно снижается, так как в этой группе верующих больше пожилых людей, чем молодых.

И наоборот – около 55 процентов американских католиков в возрасте до 30 лет являются испаноязычными .

Демографический сдвиг становится причиной многих изменений в американских церквях. Так, прихожанами основанной немецкими и ирландскими иммигрантами церкви Св. Елены в северной Филадельфии сейчас являются в основном выходцы из таких стран, как Вьетнам, Эквадор и Филиппины. Их активноcть помогает содержать построенное сто лет назад здание.

“Мы посещаем богослужение на испанском или вьетнамском языках, но благодаря неизменности структуры Святой Мессы можем понимать, что происходит. Месса не обязательно должна проводится на нашем родном языке, – сказал один из прихожан в интервью Национальному общественному радио. – Не важно, на каком языке мы говорим, если мы можем вместе молиться”.

Учащиеся-католики молятся с четками в руках в штате Канзас. Около 55% американских католиков в возрасте до 30 лет являются испаноязычными (© AP Images)

В Бенсалеме (штат Пенсильвания) римско-католическая церковь Св. Карло Борромео, основанная ирландскими католиками в 1903 году, объединилась с соседним латиноамериканским приходом Фатимской Божьей Матери. Теперь месса проводится не только на английском языке, но и на испанском.

Один многолетний прихожанин церкви сказал телеканалу CNN: “Мы – белые американцы из среднего класса. Приятно осознавать себя частью всемирной церкви… Это дает нам чувство причастности к чему-то важному. Это дает нам чувство принадлежности к церкви во всем мире”.

Указанная тенденция наблюдается по всей стране. Более 30 процентов церковных приходов в США объединяют представителей, по меньшей мере, двух этнических или расовых групп верующих, говорящих в основном на английском и испанском.

Следует, однако, помнить, что первый католический приход на территории современных США был испанским. Первая церковь построена в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико) в 1523 году, а старейшая католическая миссия создана в 1566 году в Сент-Огастине (штат Флорида). Так что, испаноязычные приходы с самого начала являлись частью американской католической традиции.

Серпухов. Церковь Сретения Господня, 6 августа 2014

Храм в честь Сретения Господня в г. Серпухове (Серпуховское благочиние Московской епархии)

В старину на этом месте стояла деревянная церковь Святых бессребреников Космы и Дамиана, являвшаяся центром Космодемьянской слободки, где жили кузнецы.

Современный каменных храм построен в 1702 году. Трапезная построена в 1813 году. В 1833 построена новая колокольня, сменившая шатровую колокольню начала XVIII века.

В 1889 году при храме открыта церковноприходская школа, которая помещалась в двухэтажном здании, купленном почетным гражданином Т.И. Каштановым.

Устойчивое местное предание связывает с храмом имена серпуховских уроженцев святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца и преподобного Германа Аляскинского.

В советское время храм был закрыт, колокольня разрушена. В середине 1980-х рухнул свод трапезной.

В 2000 году в возрождаемом Сретенском храме состоялся первый молебен.

Архитектура

Серпуховский Сретенский храм, дореволюционное фото

Архитектурный облик церкви представляет собой начальный этап становления городского каменного зодчества. От здания этого времени сохранился основной объем типа «восьмерик на четверике» с трехчастной граненой апсидой, являющейся большой редкостью. Все алтари Серпуховских храмов первой четверти XVIII века были перестроены, и лишь по этой апсиде можно представить облик важной составной части храмовых зданий названного периода.

Большая двухпридельная трапезная построена в стиле классицизма. В основе ее композиционного решения — прямоугольный объем со скругленными углами, украшенный приставными сдвоенными тосканскими колоннами. Южный и северный фасад трапезной завершали треугольные фронтоны с небольшими главками на тонких барабанчиках.

Настоятели

  • Александр Владыченский (? — 1930)
  • Павел Колосов (сентябрь 2000 — 19 мая 2008)
  • Алексий Спигин (с 19 мая 2008 [1])

Престольный праздник: Сретения Господня (15 февраля)

Настоятель: священник Алексий Павлович Спигин, 1987

Приделы:
иконы Божией Матери Толгская (21 августа)
мчч. и бесср. Космы и Дамиана (14 ноября)

Из истории

В Занарье, ближе к Владычнему монастырю, стоит возведенная в 1702 г. Сретенская церковь с приделами в честь Толгской иконы Божией Матери и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана в трапезной. Трапезная построена в 1813 г, колокольня, сменившая шатровую колокольню начала XVIII в., — в 1833 г. В старину на этом месте стояла деревянная церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, являвшаяся центром Космодемьянской слободки, где жили кузнецы.

Архитектурный облик церкви представляет собой начальный этап становления городского каменного зодчества. От здания этого времени сохранился основной объем типа «восьмерик на четверике» с трехчастной граненой апсидой, являющейся большой редкостью. Большая трапезная построена в стиле классицизма. Южный и северный фасад трапезной завершали треугольные фронтоны с небольшими главками на тонких барабанчиках. Теперь их нет, как и свода трапезной, рухнувшего в середине 1980-х гг.

В 1889 г. при храме была открыта церковноприходская школа, которая помещалась в двухэтажном здании, купленном почетным гражданином Т.И.Каштановым.

Устойчивое местное предание связывает с храмом имена серпуховских уроженцев святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, и преподобного Германа Аляскинского.

Служивший в Сретенской церкви протоиерей Александр Владыченский в 1930 г. был выслан на три года, а, вернувшись, поселился в лесу Калужской области, где служил два-три года до нового ареста в 1937 г. Расстрелян 21 октября 1937 г. В 1938 г. расстреляны также служивший в Сретенском храме священник Александр Успенский, певчие — монахиня Владычнего монастыря Лариса (Савельева) и Татьяна Ивановна Рябченкова. Колокольню разрушили в советское время.

В настоящее время в воскресенье и по великим праздникам в храме совершаются молебны и панихиды.

Сретенская церковь

  • Лучшие фотографии (4)
  • Все фотографии (34)
  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид
  • Статьи (3)
  • Комментарии (1)

Сретенская церковь выстроена из кирпича в 1700-1702гг. в традиционных формах «нарышкинского» барокко. Основной объем типа «восьмерик на четверике» с трехчастной апсидой завершается двухъярусным барабаном с главой. При общей композиции, характерной для начала XVIII в., мотивы декоративного убранства храма – пучки угловых полуколонок, оконные наличники с килевидным очельем – восходят к формам московского зодчества середины XVII в. Сочные, пластически разработанные детали сообщают архитектуре памятника скульптурную выразительность. Большая двухпридельная трапезная построена в стиле классицизма в 1814 году. В основе ее композиционного решения – прямоугольный объем со скругленными углами, украшенный приставными сдвоенными тосканскими колоннами. Южный и северный фасады трапезной завершали треугольные фронтоны с небольшими главками на тонких барабанчиках (утрачены в советское время). Выходившая на улицу трехъярусная колокольня 1833 г. снесена в 1930-е годы (сохранились фрагменты первого яруса), тогда же уничтожена глава церкви.

Впоследствии храм лишился всех крыш, что привело к обрушению свода трапезной (в середине 80-х), утрате значительной части архитектурного убранства, стены пропитались влагой и появился грибок, серьезно пострадал белокаменный цоколь. Сейчас над основным объемом и апсидой храма сооружены временные кровли, начато восстановление интерьера, несколько раз в году проводятся службы.

См. также сайт www.pserpuhov.ru/blagochinie/hrami/sretenie.php]Православный Серпухов

Храм Сретения Господня

На данном месте, по крайней мере, с момента описания серпуховского посада кн. В. С. Фуниковым в 1552 г. стояла церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана — почитаемых в древней Руси в том числе как покровителей кузнечного ремесла.

По преданию, ок. 1495 г. в семье священника церкви свв. мчч. Космы и Дамиана родился будущий святой — Тверской епископ Варсонофий — выдающийся православный миссионер, просветитель татар, основавший в Казани Преображенский монастырь. По свидетельству жития святителя Варсонофия, написанного на рубеже XVI-XVII вв. митрополитом Казанским Гермогеном (впоследствии Патриархом Московским, священномучеником), Тверской епископ был сыном серпуховского священника, в миру его звали Василием.

В Серпухове XVII в. на месте Кузьмодемьянского переулка отмечена уже одноимённая улица (позднее Верхняя Казённая, ныне ул. К. Маркса). Здесь, в приходе храма свв. Космы и Дамиана, в 1620 г. значилось 20 дворов, один из которых принадлежал Троице-Сергиеву монастырю. В 1646 г. с храмом соседствовали дворы «кормовых иноземцев» — военных и других иностранных специалистов, состоявших на царской службе. Многих из них здесь знали под чисто русскими именами и прозвищами; частью это были поляки или славяне из Австрийской империи, но и вообще не заметно, чтобы в серпуховской среде эти иноземцы считались изгоями: жилища их стояли «меж посацких дворов», а один из приезжих, прапорщик Иван Романов сын, даже воспитывал приёмыша Екимку Савельева сына — уроженца г. Тарусы.

27 июля 1652 г. Космодемьянский храм г. Серпухова получает благословенную грамоту на освящение трех престолов, в том числе придельных: во имя Богоявления и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 г., однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 г. К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 г., когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю.

В 1813 г. к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 г. взамен шатровой звонницы нач. XVIII в. построена грандиозная колокольня.

К 1917 г. в Сретенский приход входило 104 двора в г. Серпухове, а в них 367 душ мужского и 443 женского пола.

Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII/XVIII вв. Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 г., вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX в. в окнах храма и трапезной.

В 1930-е гг. Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана.

C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 г. у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 г. в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 г., впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и крестом.

Пилипенко А. Д. – старший научный сотрудник СИХМ, tsobor.ru/?p=1215

Просторная трапезная Сретенской церкви в отличие от самого храма построена в стиле классицизма. В прошлом южный и северный фасады трапезной завершали треугольные фронтоны с небольшими главками на тонких барабанах. К сожалению, свод трапезной рухнул в середине 1980-х гг.

Комментарии и обсуждение

Церковь Сретения Господня по адресу: г.Серпухов, ул.Карла Маркса, 36, является объектом культурного наследия республиканского (ныне федерального) значения (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624).

Читайте так же:  Молитвенное служение церкви

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *