Казань храм казанской божьей матери адрес

памятник архитектуры (федеральный)

Каза?нский Богоро?дицкий монасты?рь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится недалеко от Казанского кремля, к востоку от кремлёвского холма, на Большой Красной улице.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектурный ансамбль
  • 3 Монастырь после 1917 года
  • 4 Восстановление. Современная жизнь
    • 4.1 Возвращение Софийской церкви и Крестовоздвиженского собора
    • 4.2 Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери
      • 4.2.1 Пещерный храм
  • 5 Литература
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

8 июля 1579 года 9-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её неизвестна).

Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону, по благословению местоблюстителя патриаршего престола (после мученической смерти Гермогена) казанского митрополита Ефрема.

Подлинник иконы после похода 1612 году был возвращён в Богородицкий монастырь Казани (в Москве, в Казанском соборе на Красной площади, был установлен лишь почитаемый список, хотя некоторые москвичи впоследствии были склонны принимать за подлинник именно его).

Приток паломников сделал Богородицкий монастырь известной святыней Среднего Поволжья.

По реформе Екатерины II (1764), поделившей все обители России на штаты (классы), он был причислен ко второму классу, а в 1809 году — к первому, самому высшему. Число монахинь и послушниц постепенно выросло от 100 с лишним в начале XIX века до 500 к моменту революции.

Территория монастыря занимала несколько гектаров. Его архитектурный ансамбль по размерам и роскоши [ источник не указан 305 дней ] не имел себе равных в Поволжье.

Главный собор, где и пребывала икона, был построен в стиле классицизма в 1798—1808 годах (по проекту архитектора Ивана Старова) на месте обветшавшего каменного собора 1590-х годов.

Его размеры 49 ? 43 м, а высота — 44 м. Облик собора определяли 5 полусферических куполов и 3 огромных фронтона с колоннами — со всех сторон, кроме алтаря.

Никольский храм к северу от него (1810—1816) и Крестовоздвиженский к югу (1882—1884) также были возведены в стиле классицизма, но имели по одному большому полусферическому куполу. Два основных корпуса — Настоятельский и Никольский (1820—1840-е), составили гигантский полукруг, замкнувший классический ансамбль в единое целое.

В этот ансамбль XIX века вошли два более древних сооружения — 55-метровая колокольня, одна из самых высоких в Казани, и маленькая Софийская надвратная церковь (обе — середина XVII века).

После закрытия в сентябре 1918 года Казанского Кремля и его храмов в монастырь были перенесены главные уцелевшие святыни Казанской епархии: мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских.

Хотя монастырь был упразднён, в течение всех 1920-х годов действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после чего большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.

С 1942 года на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика; западная часть разорённого ансамбля позже была застроена 5-этажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филологический факультет Казанского педагогического института (ныне — университета).

Возвращение Софийской церкви и Крестовоздвиженского собора Править

В 1994 году была возвращена верующим Софийская церковь, в 2004—2005 годах возвращён и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм. 21 июля 2005 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращённый папой римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. Этот список был помещён в Крестовоздвиженском храме. Ватиканский список почитается братией и прихожанами, ежедневно к нему приходит множество паломников.

Монастырь с 2005 года возрождается как мужской, хотя до закрытия был женским. Братия его насчитывает несколько человек. С территории монастыря была выведена находившаяся здесь в советское время табачная фабрика. Во время раскопок на территории монастыря были обнаружены останки монахинь и послушниц обители. 12 октября 2019 года они были перезахоронены на монастырском некрополе [1] .

Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери Править

4 ноября 2015 года — в День народного единства и праздник Казанской иконе Божией Матери — президент Республики Татарстан Рустам Минниханов подписал указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери» [2] [3] .

В соответствии с ним, «в целях сохранения и развития традиционных духовных ценностей, укрепления межконфессионального и межнационального мира и согласия» было постановлено: поддержать инициативу Духовного управления мусульман Российской Федерации, Центрального духовного управления мусульман России, Духовного управления мусульман Республики Татарстан по созданию в городе Болгаре Спасского муниципального района Республики Татарстан научно-образовательного и духовно-просветительского мусульманского центра «Болгарская исламская академия», а также инициативу Татарстанской митрополии Русской православной церкви (Московского патриархата) и мэрии города Казани «о воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери в рамках комплекса Казанского Богородицкого монастыря» [4] [5]

Тем же указом Кабинету министров Республики Татарстан было предписано предусмотреть организацию мероприятий по закладке памятного камня на месте создания Болгарской исламской академии 21 мая 2016 года и камня на месте возрождаемого собора Казанской иконы Божией Матери 21 июля 2016 года, а также предусмотреть учреждение памятных книг и установление мемориальных знаков с целью увековечения памяти лиц, внёсших вклад в создание академии и воссоздание собора [4] [5] .

Поддержку указу выразили участники II Форума православной общественности Республики Татарстан, проходившего в Казани 26 ноября 2015 года, призвав «духовенство и мирян, представителей бизнеса, культуры и науки, всех людей доброй воли оказать всемерное содействие богоугодному делу возрождению всемирно известной православной святыни» [6] .

27 апреля 2016 года на месте, где раньше находился собор Казанской иконы Божией Матери, начались археологические раскопки [7] .

21 июля 2016 года, в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил место закладки восстанавливаемого собора Казанской иконы Божией Матери [8] .

Читайте так же:  Храм в быково готический

Пещерный храм Править

В 1910 году великая княгиня Елизавета Фёдоровна посетила монастырь и предложила устроить иконостас под собором Казанской иконы Божией Матери на месте, где была обретена икона, и пещерный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Разработкой проекта занялся архитектор Алексей Щусев. Работы над устройством в подвальном помещении храма, который также называют «Казанскими пещерами», были завершены в 1913 году. В ходе раскопок 2016 года были найдены его остатки [9] .

Сохранившийся фундамент был законсервирован, и храм было решено восстановить [10] . В праздник Иверской иконы Божией Матери, 25 февраля 2020 года, храм был освящен. Чин освящения совершили митрополиты Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), Берлинский и Германский Марк (Арндт), и епископы Зеленоградский Савва (Тутунов), Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Зайцев) и Елабужский Иннокентий (Васецкий) [11] .

Саграда Фамилия, школа для детей строителей возле церкви

В каждой туристической Мекке, куда ежегодно стекаются тысячи любознательных паломников со всего света, есть свое ассоциативное сооружение-визитка. Это самая главная достопримечательность, которая является обязательным must look’ом для каждого иностранного туриста, и без которой уже невозможно представить ту или иную страну или город. Так, только при одном упоминании о Париже моментально всплывает образ Эйфелевой башни, при виде изображения статуи свободы в сознании мигают проблесковым маячком буквы USA, а значок пирамиды Хеопса вполне может заменять собой название Египта на географической карте. Однако, пожалуй, больше ни в одной стране мира нет такой специфической особенности, которая отличает визитку испанского города Барселоны от других всемирно известных сооружений. Речь идет, разумеется, о знаменитом произведении великого архитектора Гауди, о соборе Саграда Фамилия.

Архитектурное повествование этого автора тянется цепочкой вкладов в строительство от его последователей до наших современников. Оно дышит эхом прошлого, храня в своих стенах воспоминания минувших исторических событий, и звучит в унисон с сегодняшним 21 веком. Собор Святого Семейства — это поистине уникальное архитектурное явление, это мост, связавший поколения, эпохи и подаривший исключительную возможность не только прикоснуться к истории, но и приобщиться к ее созданию. На протяжении полутора столетий сооружение строится, растет, видоизменяется.

И это единственный случай в истории архитектуры, когда долгострой имеет такую колоссальную мировую известность, является источником притяжения миллионов туристов и входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

История строительства собора

Создание собора началось в 1882 году с малознакомого истории архитектора Франсиско де Вильяра. Изначально сооружение задумывалось исполнить в неоготическом стиле, в духе того времени и в классических представлениях о том, как должна выглядеть христианская церковь. В соответствии с этим было заложено строительство и возведена крипта под апсидой. Однако, волею случая Вильяр вскоре отказывается от проекта и его возглавляет Антонио Гауди, который назначается главным архитектором в 1891 году.

С этого момента жизнь Гауди будет неразрывно связана со строительством собора. Он жил и дышал этим произведением, он был фанатично предан ему и часто лично собирал пожертвования на его возведение. Кстати, жил автор в буквальном смысле, в самом соборе, в келье незавершенного здания.

Гауди просто фонтанировал идеями. Как художник абстракционист, охваченный внутренними порывами и эмоциями, он выплескивал свои замыслы хаотично, часто без схем и чертежей, интуитивно, бесконечно что-то меня, ломая и перестраивая заново. Неудивительно, что строительство требовало от него максимального личного присутствия и содействия, поэтому в итоге собор стал для него и рабочей мастерской, и кровом. 43 года жизни мастер отдал своему творению, при этом при его жизни была реализована только треть его замысла. Гауди был глубоко набожным человеком, и Саграда Фамилия должна была стать, по его замыслу, современным прочтением Нового Завета. И действительно, кажется, что каждый камень в сооружении неслучаен, он информативно напитан и рассказывает об очередном библейском сюжете. План здания выполнен в виде латинского креста, на этом собственно исчерпывалось сходство этого футуристического сооружения с обычными каталонскими церквями и храмами.

Впервые в Барсе: что обязательно стоит посмотреть | Осторожно: очень красиво!

Интерьер и архитектура собора

Гауди задумывал выполнить три фасада, Рождество, Страсти Христовы и Воскресение, каждый из которых должен быть увенчан четырьмя остроконечными башнями, высотой до 112 метров, которые бы складывались в общее число 12, что соответствовало бы 12 апостолам. Еще 4 башни, по 120 метров каждая, должны символизировать Евангелистов и окружать центральную, самую высокую башню (170 м), посвященную Иисусу, на которой должен располагаться крест. Башню с колокольней в честь Девы Марии предполагалась расположить над апсидой. Гауди решил, что даже самая высокая башня храма не должна превышать самую высокую гору в Испании, Монжуик.

Как истовый христианин, он не мог свое произведение поставить выше, чем творение Бога.

Говоря о достоинствах архитектуры, необычности формы и структуры здания в целом, хочется обратить внимание на внутреннюю и внешнюю отделку храма. Даже на самой плохой любительской фотографии очевидно насколько внимательно и с любовью отнесся Гауди буквально к каждому квадратному сантиметру своего произведения. Отделка здания и декор просто поражает воображение количеством деталей, продуманностью сюжетов, линий, переходов, сочетанием различных стилей. Это и модерн, и готика, и христианские традиции, щепотка барокко, толика восточного зодчества, и все это не китч, это совершенно гармоничная композиция, в которой нет ничего лишнего. Винтажные ступени, новаторские диагональные опоры, колонны в виде ветвистых деревьев, выложенные майоликой башни и украшенные зодиакальными символами и дарами природы, виноградными лозами и гроздьями, раковинами, пшеничными колосьям. Кроме того, храм напоен особой поэтичностью, которую хотел вложить в него маэстро. Гауди планировал построить колокольню, где колокола раскачивались бы от порывов ветра. Он создал сложною осветительную систему, где свет должен был проникать через проемы в башнях и через витражи на разных уровнях, что создавало бы ощущения струящегося света.

Читайте так же:  Католические храмы лондона

При этом мастер очень ответственно и с возможной долей профессионализма подходил к своему делу. Одно из подтверждений тому, следующий факт: при создании одного из библейских сюжетов «Избиение младенцев», архитектор снимал слепки с мертворожденных младенцев, а для того что бы снять слепок с животного, для более натуралистичного изображения Гауди усыплял на их время с помощью хлороформа.

В 1954 году, многим после смерти Гауди его последователи приступили к постройке фасада Страстей. Внутри этой части храма был впоследствии открыт музей, в котором представлены сохранившиеся наброски, чертежи, разработки самого автора, а так же художественные и технические объекты, связанные со строительством сооружения, на протяжении всей истории его существования. С 1977 и вплоть до начала 21 века велись работы по строительству четырех башен, оформлению фасада скульптурами и внутреннее украшение здания витражами. В 2000 году началось создание фасада Славы и одновременно планировалось воздвижение башни Христа и Девы Марии. Работы ведутся по сей день и по предварительным подсчетам глобальное окончание строительства планируется к 2030 году. Все последнее десятилетие храм окружен желтыми жирафами подъемных кранов, которые забавно и странно смотрятся между коническими верхушками башен. Запечатленные миллионами туристов на фотографиях они, в какой-то степени тоже увековечены и приобщены к истории архитектурного шедевра.

Контакты

Информация для проникшихся творчеством Антонио Гауди и желающим осмотреть собор Святого Семейства:

Любоваться сооружением можно в любое время года. Добраться до храма можно на метро станция Sagrada Familia, линии L2(сиреневая ветка), L5(синяя) либо на автобусах 19, 33, 34, 43, 44, 50 и 51,- остановка Sagrada Familia. Храм находится по адресу Mallorca, 401.

Время работы с ноября по февраль — с 9:00 до 18:00, в марте — с 9:00 до 19:00, с апреля по сентябрь — с 9:00 до 20:00, в октябре — с 9:00 до 19:00, 25 и 26 декабря а также 1 и 6 января — с 9:00 до 14:00.

Стоимость входного билета — 17-30 EUR (с гидом или аудиогидом); цена зависит от выбранной программы.

Для экскурсий в данный момент открыты: одна башня Фасада Рождества, наверх которой можно подняться по узкой винтовой лестнице. Однако если вы не экстремал, то на этот случай имеется старинный винтажный лифт. Так же открыт вход в одну из башен Фасада Страстей и музей. Будьте морально готовы к огромным очередям и поверьте, это того стоит!

В Барселоне, столице Каталонии, есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже 120 лет. Но все когда-нибудь кончается. Заложенный в 1882 году грандиозный Искупительный храм Святого Семейства («Саграда Фамилия») постепенно приобретает вид завершенного творения. Такого, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди.

История строительства храма Саграда Фамилия

Заказ на строительство, точнее, на его завершение (храм начал возводить другой архитектор), Гауди получил, когда ему едва исполнился 31 год. На его счету тогда была всего одна постройка – цех для отбеливания хлопка. «По легенде сеньору Букабелье, председателю Общества Святого Иакова, которое выступало главным заказчиком храма, однажды приснилось, что собор Саграда Фамилия возведет блондин с голубыми глазами. Как понимаете, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда Букабелья увидел Гауди, он сразу п онял: это тот самый человек», рассказывала искусствовед Анжела Санчес-и-Гаргальо. На самом деле заказчики остановили свой выбор на Гауди скорее всего из соображений экономии – маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование, так как уже в первые годы смета была превышена многократно.

Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстр актны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. На вопрос, где он находит для себя образцы, архитектор отвечал: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник – Бог » . Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В храме Саграда Фамилия он « насадил » целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.

Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды храма Саграда Фамилия, – железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал сам Гауди. Колонны уходят под землю на глубину 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибалльное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.

Гауди не разделял элементы своих построек на функциональные и декоративные, ведь в природе такого деления не существует. Опоры спроектированного им акведука в Парке Гуэля выглядят, как древние окаменевшие древесные стволы. Обычным трубам и выходам вентиляционных шахт на крыше доходного дома Каса Мила он придал облик призрачных воинов и стилизованных деревьев. Каса Мила, сразу прозванный барселонцами «Ла Педрера » , то есть « Каменоломня » , замечателен не только своей непохожестью ни на что созданное ранее. Это был первый в истории дом с подземным гаражом. Кроме того, в нем впервые был применен принцип, через десятки лет названный « свободной планировкой » .

Заказать индивидуальную экскурсию

Признание Антонио Гауди и его трагическая смерть

На Гауди обратили внимание, когда он уже начал возводить храм Саграда Фамилия, и вовсе не в связи с этим проектом. В 1878 году он выстроил летнюю виллу для фабриканта Мануэля Висенса. План дома был чрезвычайно прост, но архитектор облицевал виллу разноцветной глазурованной плиткой и украсил таким количеством пристроек и декоративных элементов, что она превратилась в сказочный мавританский дворец. Первые проекты Гауди привели в восхищение богатого мецената графа Эусеби Гуэля. По его заказам Гауди построил несколько замечательных зданий и спланировал городской парк. Хотя заказы сыпались на него со всех сторон, с 1914 года Гауди целиком посвятил себя храму Саграда Фамилия.

Читайте так же:  Какие храмы есть в царицыно

7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Лишь одно событие омрачило тот праздничный день – через несколько часов после открытия движения под колеса вагона попал какой-то нищий старик. Его отвезли в больницу, где он вскоре скончался. Тело уже собрались отправить в общую могилу. Но одна из сотрудниц госпиталя опознала тело. Это был Гауди. Похоронили архитектора в крипте Саграда Фамилия – храме, который он считал главным делом своей жизни.

Анжела Санчес-и-Гаргальо писала: «Гауди понимал, что у него вряд ли хватит времени, ч тобы завершить строительство храма. Поэтому в последние годы он отступил от своего принципа и стал делать эскизы и чертежи для тех, кто придет после него. Много было споров, следует ли продолжать строительство. Победили те, кто считал, что оставить творение мастера незавершенным – значит предать его память » .

Многие в Испании считали кощунством вмешиваться в замысел гения. « Это все равно что приделывать руки статуе Венеры Милосской » , – возмущался архитектор Хосе А себильо. Сальвадор Дали высказался еще категоричнее: « Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать собор. Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом » . Так или иначе, но строительство продолжалось.

В 1936 году, когда в Испании разгорелась гражданская война, возведение храма прервалось. Анархисты, которым в тот период фактически принадлежала власть в городе, уничтожили почти все макеты и чертежи Гауди. Интересный факт: находившийся тогда в Барселоне знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл отнесся к этому акту вандализма вполне положительно. Храм, по его мнению, вообще следовало бы взорвать.

Архитектура храма Саграда Фамилия

Согласно планам Гауди храм должен иметь три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Над каждым возвышаются 12 башен, по числу апостолов. Еще 6 башен должны быть возведены над центральным нефом: 4 – в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице, и самая высокая, стасемидесятиметровая – Христу. При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов. Отделке башен архитектор уделял особое внимание, стремился сделать так, чтобы, по его собственному выражению, «ангелам было бы приятно на них смотреть». Поэт Лорка, увидев башни храма, спросил у Гауди: «Вы что, создаете оргaн для Господа?» Гауди согласно кивнул. Его мечтой было заставить башни резонировать во время ветра так, чтобы в храме звучала музыка Творения.

Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. На фасаде точно воспроизведены растения, характерные для Палестины и Каталонии, а между башнями высится рождественское дерево.

Противоположный фасад Страстей Господних, построенный уже в наше время по проекту современного архитектора, барселонцы недолюбливают и называют «Звездными войнами». На месте жилого квартала на улице Майорка будет построена третья, заключительная часть храма Саграда Фамилия – фасад Воскресения Христова. То, что собор Саграда Фамилия достраивают другие архитекторы, для европейской истории скорее правило, чем исключение. Многие грандиозные готические соборы возводились столетиями. Так, строительство собора в Реймсе заняло 270 лет, в Милане – 550, а в Кельне – 632 года.

Как и в Средневековье, храм Саграда Фамилия возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на те евро, которые туристы платят за осмотр памятника. В последнее время каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро. На данный момент строительство завершено на 70%, предполагается, что полностью храм будет достроен к 2026 году.

7 ноября 2010 года папа римский Бенедикт XVI в рамках визита в Испанию провел обряд освящения храма Саграда Фамилия.

Цены на билеты в храм Саграда Фамилия на 2016 год

Без экскурсии: 15 евро.

С гидом: 24 евро (на испанском, английском, французском, немецком языках).
С аудиогидом: 22 евро ( на русском, испанском, английском, французском, немецком, итальянском, португальском, китайском языках ).
С аудиогидом и осмотром башен: 29 евро.

Время работы храма Саграда Фамилия

Ноябрь – февраль: с 9.00 до 18.00.
Март: с 9.00 до 19.00.
Апрель – сентябрь: с 9.00 до 20.00.
Октябрь: с 9.00 до 19.00.

Укороченный день: 25, 26 декабря, 1, 6 января: с 9.00 до 14.00.

Официальный сайт: http://www.sagradafamilia.org/en/

Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите эти достопримечательности – бесценное наследие Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски», и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии по незабываемым творениям Антонио Гауди.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Собор был закрыт из-за пандемии в середине марта, сообщает ТАСС.

Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне открылся для всех посетителей после четырех месяцев пандемии. За всю историю на такой долгий срок собор закрывался только во время гражданской войны в Испании 1936-1939 годов.

С 25 июля вход в одну из главных достопримечательностей Испании снова открыт по выходным с 09:00 до 15:00, а билеты можно купить на сайте базилики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *