Киев собор святого александра

Здание с захватывающей историей готовится отметить юбилей, а мы вспомнили все, что ему довелось за этот срок пережить

Галина Зименко

Галина Зименко

Здание с захватывающей историей готовится отметить юбилей, а мы вспомнили все, что ему довелось за этот срок пережить

Киевляне привыкли к тому, что высоко над Европейской площадью хорошо видно большое светлое сооружение – костел Святого Александра. Гости же выделяют его среди общей застройки и всегда расспрашивают о его истории.

А история очень интересная. Достаточно сказать, что это самое старинное здание над Крещатиком. Начало строительства относится к 1817 году (а это значит, в следующем году у здания 200-летний юбилей). В те времена вокруг все выглядело по-другому. Еще не было памятника князю Владимиру на Владимирской горке, а сами склоны стояли практически без деревьев, да и гора называлась Михайловской по имени Михайловского Златоверхого монастыря. Хорошо видна была на горе водонапорная башня. Улица называлась Трехсвятительской, потому что рядом находился небольшой храм в честь Трех Святителей, известный с 1183 года! (На этом месте сейчас здание МИД Украины). Как и Михайловский, он был разрушен в 1930-е гг. воинствующими безбожниками, а улица была названа улицей Жертв революции. Из-за двусмысленности ее позднее все же переименовали в улицу Героев революции. Надо заметить, что еще раньше называлась она и Театральной, ведь когда-то на Крещатике находился театр.

Долгое время костел (даже не костел, ведь он был закрыт, а планетарий) числился по адресу: ул. Челюскинцев (советских героев, дрейфовавших на льдине в 30-е гг. ХХ века). Сейчас улице, что круто сбегает на Майдан Незалежности, возвращено историческое название – Костельная.

Костел строился долго. В Киеве на Печерске католический храм существовал и раньше – с 1799 г., но в 1817 г. сгорел дотла. Для строительства нового представился случай – посещение Киева императором Александром І, победителем Наполеона. Считалось, что государь-освободитель хорошо относится к польскому вопросу. В честь приезда на небольшой площадке бывшего крепостного бастиона (а в Старом городе бастионы были) на Михайловской горе была устроена иллюминация в виде триумфальной арки. Об этом напоминает известный киевовед В. Галайба. Исследованием проектов строительства занимались А. Путовой, Д. Малаков, А. Шамраева и др. при помощи каноников костела. Прошение киевских католиков о строительстве нового храма было удовлетворено. Костел был назван в честь святого Александра, римского мученика, пострадавшего за Христа в начале IV в.

Средства на строительство предоставляли польские помещики Киевской губернии из расчета 25 коп. за каждого крепостного. Первоначальный проект был достаточно дорогим. Как это часто бывает, часть чертежей потерялась, сохранившиеся же говорят о том, что проект был красивее ныне существующего. Однокупольное здание с шестиколонным портиком в классическом стиле могло быть украшено по фасаду четырьмя монументальными фигурами святых. Киевляне сдержанно называли окончательный внешний вид «не особенно красивым». По проекту профессора Киевского университета св. Владимира Ф. Меховича фасад был упрощен, две башни в итоге получились не совсем пропорциональными. Но общую картину Верхнего города тех времен — с куполами и колокольнями православных храмов — костел не нарушил.

В начале ХХ в. рядом находилось интересное сооружение в стиле модерн, по образцу панорамного павильона в Ченстохове, очень популярное у киевлян и посетителей парка «Владимирская горка» – т. н. Голгофа, изображение последнего пути Иисуса Христа, авторского повторения австрийских художников И. Кригера и К. Фроша. По свидетельству современников, художественное исполнение превосходило панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». В 1930-е годы павильон разрушили, полотно свернули в рулон и отправили в Музей атеизма. Больше его никто не видел.

Причт храма беспокоился облагораживанием окрестностей. Так, достаточно глухую ограду вокруг костела предлагалось заменить на низкорастущий кустарник, чтобы от костела открывался красивый вид на Днепр. Прилегающую территорию, правда, увеличить не удалось, а ведь костел вмещал 1200-1500 прихожан! Их количество увеличилось после закрытия католических храмов при университете и 1-й Киевской гимназии после подавления польского восстания. О том, как гимназисты прогуливали уроки неприятного протоиерея и скрывались в классе католического священника, писал в «Повести о жизни» К. Паустовский: «– Сбежал? – сурово спрашивал Олендский. – Нет, пан каноник, я только хотел немного посидеть у вас на уроке. – Немного посидеть? Ах, лайдак, лайдак! – Олендский начинал трястись от смеха.– Подойди сюда! Гимназист подходил к Олендскому. Ксендз громко хлопал его табакеркой по голове. Этот жест обозначал отпущение грехов. – Садись! – говорил после этого Олендский.– Вон туда, в угол, за спину Хоржевского (Хоржевский был очень высокий гимназист, поляк), чтобы тебя не увидели из коридора и не повлекли в геенну огненную. Сиди и читай газету. На! — Олендский вытаскивал из кармана сутаны сложенную вчетверо «Киевскую мысль» и протягивал беглецу. – Спасибо, пан каноник! – говорил беглец».

Но не все было так смешно и весело. Осенью 1861 г. попечитель Киевского учебного округа докладывает губернатору об участии гимназистов в «демонстрации» в римско-католическом соборе св. Александра, полицмейстер доносит о пении патриотического гимна и прикладывает список поющих (на мотив псалмов Boze, cos Polske przez tak liczne wieki Otaczal blaskiem potegi i chwaly). Записывающего агента царской охранки студенческая молодежь поколотила. В результате 100 студентов университета были арестованы, а в дальнейшем наказаны и солдаты, их охранявшие, и сфотографировавшиеся вместе с арестованными. Когда восстание потерпело поражение, католические часовни в университете и в гимназии были закрыты.

Орган из часовни перешел в собственность костела, потом был подарен Киевскому музыкальному обществу. Сайт костела св. Александра сообщает, что за всю историю костела здесь было установлено три инструмента: в 1842 г. к открытию храма, в начале ХХ ст. его заменили на лучший, а в 2011 г. архидиецезия Бамберга сделала чудесный подарок собору св. Александра, посвященный приезду в Киев Папы Иоанна Павла II, – большой орган фирмы M.Weise Plating/BAYERN на 41 голос, который принадлежал парафии св. Магдалены из баварского города Герцогенаурах недалеко от Нюрнберга (инструмент находится на балконе). По заказу общины в польском городе Тацишев были отлиты 5 колоколов: «Иоанн Павел II», «Матерь Божья Неустанной помощи», «Св. Франциск» и «Св. Иван Креститель» (в башнях), пятый, наименьший («Память жертв коммунистического террора»), установлен в кресте у ступеней входа.

Читайте так же:  Исаакиевский собор не будет передан рпц

Но вернемся в век ХІХ. Тарас Шевченко, современник костела, сохранил для нас его внешний вид на своем рисунке. Костел связан еще с одним художником. Здесь крестили Казимира Малевича, замученного в середине 1930-х.

В 1937 г. был казнен последний довоенный настоятель храма — отец Сигизмунд. Костел был превращен в общежитие, пустовал и разрушался. В 1952 г. здание было передано обсерватории при Киевском университете с целью использования его под планетарий — до 1982 г., до открытия нового. Работал в здании и атеистический музей, и филиал Исторической библиотеки.

15 сентября 1990 г. на лестнице костела состоялась первая за многие годы месса. В 1991 г. здание было возвращено римско-католической церкви. Реконструкция храма длилась 4 года. После реконструкции храм вмещает 2 тыс. человек. Храмовый праздник – 3 мая. Мессы проходят на украинском, польском, английском, немецком, русском языках и на латыни. В Ворзеле действует учебное заведение.

За 200 лет все изменилось вокруг. А костел Святого Александра все так же устремлен в киевское голубое небо.

ул. Костельная, 17, Киев

О месте

Александровский костел не только самый древний костел Киева, но и главный католический храм города.

В 1814 г. римо-католическая община Киева приняла решение соорудить собственный костел. Деньги на строительство собирались с польской шляхты. Торжественная закладка собора, автором проекта которого стал петербургский архитектор Висконти, состоялась в 1817 г. Строительство было закончено лишь в 1842. В нем в 1879 был крещен будущий художник Казимир Малевич.
Костел был спроектирован в формах классицизма, популярного в то время. В плане здание представляет собой квадрат, сверху увенчано куполом и двумя башнями. Главный вход украшен портиком. Его основными реликвиями являются привезенное из Италии распятие и чудесно выполненная копия Мадонны Фолиньо Рафаэля.
Назван костел в честь русского царя Александра I.
В 1937 г. советская власть арестовала и казнила последнего священника Александровского костела – Сигизмунда Квасьневского, с тех пор прекратила существование приход. Сначала коммунистическая власть превратила здание в общежитие, а в 1952 – на планетарий Киевского университета. В 1991 роцы ее вернули римско-католической общине Киева в аварийном состоянии. Первые богослужения, еще до возвращения его верующим, проводили прямо на лестнице и в портике храма.
В течение 1990-1994 гг. Происходило интенсивное восстановление одного из красивейших сооружений нашего славного города. Реставрация вернула ему прежний вид. У храма установлен символический крест с текстом на польском языке: «Вера, Надежда, Любовь» и посвящением: «Память жертвам за веру и родину. 1917-1991».
7 октября 1995 костел был освящен во второй раз. Он принадлежит Киево-Житомирской епархии Римско-Католической Церкви. 25 июня 2001 храм посетил папа Иоанн Павел II во время своего визита в Киев.

Успе?нский собо?р — православный храм Московского Кремля, расположенный на Соборной площади, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

  • 1327 — постройка первого храма
  • 1471 — начало строительства
    по проекту Кривцова и Мышкина
  • 1474 — разрушение недостроенного
    собора землетрясением
  • 1479 — постройка современного храма

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771510302110346 (ЕГРОКН )
объект № 7733208038 (БД Викигида)

Собор является старейшим полностью сохранившимся зданием Москвы [1] . Построен в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти. Был главным кафедральным собором России вплоть до 1917 года. Является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия [2] .

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Строительство
    • 1.2 XVI—XIX века
    • 1.3 XX век
  • 2 Архитектура
    • 2.1 Внешний вид
    • 2.2 Иконостас
    • 2.3 Царское место
  • 3 Использование
    • 3.1 Коронации и венчания
    • 3.2 Некрополь
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Строительство Править

Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите, освящён 14 августа 1327 года [3] . Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Изначально это был одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками, к которому позднее пристроили приделы [1] [4] . По стилю он напоминал владимиро-суздальские постройки начала XIII века, в частности Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора [5] [6] [7] [8] . В соборе хранилась икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», привезённая из Византии [9] .

Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — церковь Поклонения вериг апостола Петра, — треснули своды, после чего их укрепили массивными брёвнами. Инициатором обновления собора выступал митрополит всея Руси Филипп. Причиной перестройки также послужило изменение статуса Москвы, которая стала политическим и духовным центром Русского государства. Для сбора средств все монастыри обложили налогами, а мирян и церковнослужителей призывали к пожертвованиям. Проект поручили мастерам Кривцову и Мышкину, руководили работой Владимир Григорьевич и Иван Владимирович Ховрины, а также Василий Ермолин. При Иване III в 1472-м состоялась торжественная церемония закладки храма. В качестве образца строительства был выбран Успенский собор во Владимире. Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался браком с Софьей Палеолог [10] [7] [11] .

Начатое строительство не было закончено: возведённый до сводов храм обрушился после «труса» — землетрясения, случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует:

…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися [12] .

Исследователи причиной разрушения называют недостаточную прочность строительного раствора и тонкие боковые стенки [10] [13] . Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. По его проекту собор возвели из тёсанных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи. Фасады расчленили вертикальными выступами. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием [14] [15] . В 1481 году собор расписывали иконописец Дионисий и его ученики [16] . Сергей Заграевский указывает на особенность инженерной задумки архитектора: кирпичи были встроены в кладку таким образом, что в целом постройка сохранила белокаменный облик [17] .

Читайте так же:  Собор новомучеников икона

XVI—XIX века Править

Во время реставрации после пожара 1547 года верх храма покрыли вызолоченными медными листами, а мощи митрополита Петра переложили из серебряной раки в золотую. В 1561 году из Великого Новгорода привезли и поместили в Успенский собор четыре древних образа: «Спас на престоле (Спас Златая риза)», «Апостолы Пётр и Павел», «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия» [18] [19] [ нет в источнике ] .

В 1624 году угрожавшие падением своды разобрали и вновь восстановили с дополнительным армированием связным железом и с введением подпружных арок. В 1625 году в собор перенесли ризу Господню, присланную в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события был установлен праздник «Положение Ризы Господней». Драгоценный ковчег с ризой поместили в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий [20] .

В 1642—1644 годах собор был расписан заново по образцам 1515 года. До настоящего времени сохранились фрагменты первоначальной стенописи, являющейся древнейшим образцом фресковой живописи на территории Кремля. Среди мастеров были Иван и Борис Паисеины, Сидор Осипов Поспеев, Марк Матвеев, Бажен Савин, Степан Ефемов, иконописцы и знаменщики из Владимира, Новгорода, Костромы и других городов [21] . Они написали 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур [22] . В 1660-х годах обновили роспись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми [23] . Во второй половине XVII века Похвальский придел, в котором проходили службы только на престольный праздник, перенесли в юго-восточную главу. К этому времени собор владел 160 дворами, а к 1670-м годам — 253 [2] . В 1682 году в соборе случился пожар, после чего его капитально ремонтировали. В 1683 году были снова укреплены своды и барабаны, белокаменные архивольты сняли и заменили на кирпичные. Чтобы защитить прясла от дождя, над ними были устроены козырьки из кровельного железа [19] .

Троицкий пожар 1737 года повредил росписи собора и целостность стен. Ремонтные работы провели в период правления Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина. Восстановление росписей началось в 1767 году [24] . В 1775 году по приказу князя Григория Потёмкина в собор передали иконы из Оружейной палаты, которые разместили в иконостасах у северной и южной стен. В 1790-х их закрыли золотыми и серебряными окладами [25] . В 1797 году в собор на хранение передали изданный Павлом I Акт о престолонаследии, отменявший указ Петра I 1722 года [26] .

Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск, из него в 1817 году мастер А. Гедлунг отлил люстру, украшенную изображениями цветов, колосьев, виноградных лоз. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским) [27] [28] [29] .

В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, согласно которому в случае его смерти, в связи с отречением от прав на престол Константина Павловича, наследником короны становился великий князь Николай Павлович [30] . К коронации Александра III в 1880-х храм ремонтировали. На его восстановление было потрачено 200 тысяч рублей. В очередной раз собор отреставрировали в 1896 году перед венчанием на царство Николая II, работами руководили иконописцы Григорий Чириков и Михаил Михайлович Дикарёв, а также архитектор Сергей Родионов. В ходе реставрации были раскрыты фрески середины XVII века, восстановлены иконы, заменены перекрытия над апсидами. Окна в арочном поясе уменьшили до размера верхних и украсили полуциркульными перемычками [31] [24] .

XX век Править

По проделанной в конце века работе было решено провести полное раскрытие древней живописи. В 1910 году для наблюдения за работами создали комиссию, членами которой являлись Владимир Суслов, Николай Покровский, Пётр Покрышкин, Александр Успенский, Николай Лихачёв. Главой комиссии назначили Алексея Ширинского-Шихматова, производителем работ стал Сергей Соловьёв, а после его смерти в 1912-м — Иван Машков. В результате работ реставраторы дописали сюжеты, были позолочены фоны изображений, укреплена роспись маковой олифой [32] [24] [33] .

15 августа 1917 года в престольный праздник в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви, а 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина) [34] .

Однако уже в октябре Успенский собор пострадал от обстрела, когда красногвардейцы бомбардировали занятый юнкерами Кремль. В купол попал снаряд, повредив главы, алтарная стена покрылась выбоинами от пуль и осколков, были выбиты окна, повреждена роспись, погнуты паникадила [34] . В акте осмотра сообщалось:

Удары этих осколков были столь сильны, что выдвинули целые кирпичи внутрь собора, и от этих сдвигов отвалилась и отпучилась штукатурка с росписью в нескольких местах в купольном барабане имеется овальная брешь, вызывает беспокойство юго-западный парус под барабаном Похвальского придела. Большие обломки камня, кирпича, известковая и кирпичная пыль густым слоем покрывают образ над «казною», ярусы лесов, солею и пол у солеи эта пыль покрывает и иконы иконостаса и все окружающие предметы [29] .

22 апреля (5 мая) 1918 года была совершена служба на Пасху, после чего храм, как и остальные кремлёвские церкви, закрыли. Богослужение, которое возглавил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), стало сюжетной основой картины Павла Корина «Русь уходящая» [2] . Однако исследование фресок продолжилось. В первые годы после революции были раскрыты «Владимирская Богоматерь», «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте, «Спас Златые власы», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», «Ангел Златые власы» [35] .

В 1922-м из собора «в фонд помощи голодающим» Гохран изъял 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. В 1930 году иконы и исторические артефакты передали в Оружейную палату и Государственную Третьяковскую галерею [27] .

Читайте так же:  Собор святого антония Падуя

Реставрационные работы в храме начались вскоре после Великой Отечественной войны. Были расчищены иконы XIV века: «Богоматерь Одигитрия», «Апостолы Пётр и Павел», «Троица», «Похвала Богоматери с акафистом» [36] . Летом 1955 года собор открыли для посещений как музей [37] , а в феврале 1960-го его передали в ведение Министерства культуры СССР [23] . В 1978 году были обнаружены три фигуры преподобных возле алтарной преграды и две справа от входа в Дмитриевский придел [38] .

В 1990 году в России на пост патриарха был выбран Алексий II. С этого времени РПЦ было передано множество храмов. Успенский собор сохранил статус музея, с 1991 года находясь в комплексе музея-заповедника «Московский Кремль». Однако с благословения патриарха в нём совершаются богослужения в отдельные дни [29] [39] . В 2017-м в соборе началась комплексная реставрация, в процессе работ планируется восстановить архитектурный облик и строительные конструкции, стенописи в интерьере и на фасадах [40] .

Пятиглавый Успенский собор в Рязани — самый яркий городской архитектурный памятник XVII века, возведенный в 1693–1699 годах архитектором Яковом Бухвостовым. Исторический собор является одним из символов Рязани и доминантой комплекса Кремля.

Жемчужина внутреннего убранства собора — самый высокий в России семиярусный иконостас.

В летнее время в соборе проходят богослужения, и он открыт для посетителей. Побывать в храме можно как во время богослужений вместе с прихожанами, так и с экскурсиями от комплекса музеев Рязанского кремля.

Расписание богослужений в Успенском соборе Рязани в 2021 году

Службы проходят с мая по октябрь, каждый день:

  • Вечернее богослужение в 17:00.
  • Божественная литургия в 9:00.

Для прихожан двери собора открыты с 7:30 до завершения вечерней службы. В зимнее время собор не работает.

Настоятель: митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Историческая справка

В 1677 году на месте старой пороховой палаты решено было возвести новый Успенский храм, в дополнение к уже существующему. Но, в процессе строительства, что-то пошло не так, и в 1692 году вся конструкция рухнула. Тогда на этом месте решили построить собор. Вторая попытка была уже более удачной. Работы над новым кирпичном сооружением шли около семи лет, в период с 1693 по 1699 год. После завершения основных работ, внутри обустроили невероятных размеров и красоты иконостас, сохранившийся до наших дней. Освятил свежепостроенный собор митрополит Стефан (Яворский) в 1702 году.

Уже в следующем после освещения году, храм вновь пришел в бедственное положение. Зимой через многочисленные щели внутрь наметало снег, а летом залетали птицы, угрожая испортить невероятной красоты иконостас. Неоднократно ураганный ветер сильно повреждал купола.

Успенский собор Рязанского Кремля неоднократно пытались ремонтировать, но к концу XVIII века состояния здания ухудшилось настолько, что даже находиться внутри него было не безопасно. Только к 1804 году собор смогли окончательно восстановить, заодно осветив его еще раз.

В 1789 году на месте бывшей Глебовской башни Рязанского кремля началось строительство отдельно стоящей соборной колокольни, закончить которую смогли только к 1840 году, завершив тем самым имеющийся сегодня архитектурный ансамбль.

В 1850-е годы реставрировали иконостаса и стенную живопись

В XX веке Успенский собор, как и многие другие храмы в то время, пострадал от рук Большевиков — в 1929 году собор закрыли, а старинные росписи закрасили. Позже внутри открыли планетарий, а еще через время стали организовывать музейные экспозиции.

Только в 1992 году в собор вернули Рязанской епархии и осветили. Тогда же начали проходить первые службы, первое время не чаще, чем пару раз в год. К слову, выставки на территории собора проходили вплоть до 2007 года.

Архитектура

У летнего кафедрального собора Рязанской епархии имеется пять куполов, стоящих на большом кирпичном подклете — в ширину 31 метр и в длину 45 м, а если считать с галереями то 41 метр в ширину и 56 метров в длину. Выполнен он в так называемом стиле «московское или нарышкинское барокко», ориентированном на современную для того времени европейскую архитектуру.

Работавший над собором зодчий Яков Бухвостовый, смог объединить традиционную для России храмовую архитектуру, с типичной для конца XVII века симметричностью фасадов и прямыми карнизами. Снаружи стены здания декорированы уникальной для тех лет белокаменной резьбой с кружевами. В некоторых местах ширина стен достигает до 2,4 метра. Звонница украшена колоннами и скульптурами ангелов.

До наших дней сохранилась уникальная старинная роспись. Изначально своды и колонны храма не были расписаны, все те немногие сохранившееся фрагменты, были сделаны в уже в XIX веке.

Иконостас летнего Успенского собора в Рязани

Одной из самых интересный вещей в храме, безусловно, является 27 метровый иконостас. Резной шедевр изготовлен руками выдающихся мастеров из артели Сергея Христофорова. Стоит отметить, что резьбу делали в едином художественном стиле с орнаментами на фасадах собора.

Иконы для иконостаса писал Николай Соломонов и его подручные. В XIX веке они зачастую переписывались, в результате чего их пришлось восстанавливать, снимая слои более поздних записей.

В 1701 году на иконостас нанесли позолоту лучшие московские мастера-позолотчики.

Иконостас имеет восемь ярусов — семь «основных» и один «дополнительный», включающий в себя крест и ряд икон с изображениями Страстей Господних.

Святыни Успенского собора

  • Чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, явившаяся, как считается, в поле у села Феодотьево в 1487 году
  • Муромская икона Божией Матери, по преданию перед иконой молился святой Василий, епископ Рязанский
  • В теплое время года в собор пребывают мощи из Христорождественского собора, включая раку с мощами Василия Рязанского

Как добраться до Успенского собора Рязанского Кремля

От Рязанского автовокзала можно доехать на троллейбусе № 1 либо маршрутке № 41, ближайшая к кремлю остановка «Соборная площадь». Если начинать маршрут от ж/д вокзала, то надо будет сперва дойти до Первомайского проспекта, а там, на ближайшей остановке — тем же транспортом.

Также можно воспользоваться приложением для вызова такси: Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Собор находится на территории Рязанского кремля, по адресу: ул. Кремль, 14.

Успенский собор в Рязани на панорамах Google Maps

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *