Когда был построен киевский собор

Софийский собор в Киеве (Собор Святой Софии)

Софийский собор в Киеве — один из главных символов Киева. Собор был построен в 1017-1031 годах в честь победы князя Ярослава Мудрого над кочевым племенем печенегов, однако в последующие века собор много раз перестраивался. Собор получил название в честь собора Айя-София в Константинополе. Современный интерьер относится к XVII-XVIII векам, когда были внесены изменения в стиле барокко, скрывшие оригинальную структуру храма.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

У Софийского собора 13 куполов, 5 нефов и 5 апсид, а в интерьере — двухъярусные галереи, фрески и мозаики XI, XVII-XVIII веков. Особенно интересны мозаики собора. При их укладке использовано 177 различных оттенков на золотом фоне. Самый прекрасный пример мозаик — Богоматерь Оранта. 21 оттенок синего цвета в ее одеянии мастерски передает расположение складок и текучесть ткани. Высота этой мозаики — 6 м.

К югу от собора располагаются бывшая трапезная, маленькая барочная церковь Малой Софии, резиденция митрополита, духовная семинария и потрясающая колокольня — четырехъярусная, синяя с белым. Богато оформленная рельефами, колокольня поднимается на высоту 76 м.

Тро?ице-Петро?вский собо?р (Петровская церковь Святой Троицы) — первая церковь Санкт-Петербурга, давшая название его первой площади, бывшей центром городской жизни (Троицкую церковь окружали главные государственные и коммерческие учреждения).

Основан в 1709 году. Пётр I постоянно лично заботился о храме и даже принимал участие в его обустройстве собственноручно.

После закрытия в 1714 году первого Петропавловского храма, Троицкая церковь становится главным собором столицы, где в присутствии царя с семьей и приближенными проходили все торжественные государственные богослужения, в том числе службы в честь таких событий, как Полтавская победа и Ништадтский мир. С крыльца церкви объявлялись царские указы. Здесь Пётр I получил титул императора. Здесь отпевали царевича Алексея и объявили царевича Петра наследником престола.

В первой половине XVIII века в соборе многие годы пребывала главная святыня Санкт-Петербурга — Казанская икона Божией Матери.

Собор неоднократно перестраивался из-за пожаров. Окончательно снесён в 1933 году.

В 2002—2003 годах в память о снесённом Троице-Петровском соборе была возведена часовня Троицы Живоначальной.

30 сентября 2020 года на Троицкой площади на месте первой церкви Северной столицы — Троице-Петровского собора — открыт памятный знак. Миниатюрная бронзовая копия храма установлена на фрагменте Гром-камня, который служит постаментом памятника Петру I.

Содержание

  • 1 История собора
    • 1.1 XVIII век
    • 1.2 XIX век
    • 1.3 Проекты строительства собора (1913—1917)
    • 1.4 Троицкий собор в 1917—1933 годы
  • 2 Иконы собора
  • 3 Храм-часовня Троицы Живоначальной
  • 4 Упоминания в литературе и фольклоре
  • 5 Источники архивные
  • 6 Источники
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

XVIII век Править

По преданию, 14 или 16 мая 1703 года царь Пётр I выбрал место для церкви и срубил на нём куст ракиты, собственно же начало строительства в соответствии с этим преданием началось несколько позже — 1 октября. На соборе позднее была установлена памятная доска: «построен государем императором Петром I 16-го мая 1703 года, в память взятия бывшей на Охте крепости новые Канцы или Шанцы». Однако на плане центральной части Санкт-Петербурга 1706 года она ещё не обозначена. Не упоминается Троицкая церковь и в подробнейших описаниях иностранных путешественников, посещавших город в первые годы его существования.

В апреле 1709 года последовал царский указ о сооружении церкви; в этом же году вероятно начало строительства. Собор был освящён 10 июля 1711 года. Находясь в тогдашнем центре столицы, Троицкая церковь некоторое время считалась кафедральной.

Через два года после освящения храм расширили приделами и трапезной, над которой возвышалась двухъярусная колокольня с курантами, снятыми с московской Сухаревой башни, которые каждые четверть часа играли «Господи, помилуй».

В 1721 году в специально устроенном приделе собора была размещена церковь во имя преподобного Харитона Исповедника, созданная ещё в 1708 году после победы при Лесной и сопровождавшая Петра I во всех походах.

В 1727 в Харитоньевский придел из упразднённого храма Рождества Богородицы была передана на время чудотворная Казанская икона Божией Матери, которую позже перенесли в новопостроенный храм на Невском.

В январе 1732 года последовал указ о возведении каменного храма на основании того, что «оная церковь совершенно обветшала и невозможно свеч зажигать, что всегда от ветру угасают», отчего пришлось даже разобрать колокольню. Проекты исполнили П. М. Еропкин и Михаил Земцов, до их осуществления дело не дошло, и приготовленные стройматериалы пошли на Зимний дворец.

Службы с 1739 стали идти в Гостином дворе и в Синодальной канцелярии. В том же году Иван Бланк сочинил новый проект, а два года спустя проект купольного двухэтажного храма подал Михаил Земцов, но в апреле 1743 приказано было, разобрав обветшавшую деревянную постройку, восстановить «ровно такую, какова прежде была». Перестройкой руководил Харман ван Болос под руководством архитектора И. И. Сляднева.

1 июня 1745 году в церкви был освящен придел преподобного Харитона, вскоре перенесённый в церковь Синода, а 17 мая 1746 года в присутствии императрицы — главный. Часть икон происходила из прежнего иконостаса, часть написали И. Я. Вишняков и М. Л. Колокольников.

27 марта 1750 новопостроенный храм сгорел дотла от упавшей свечки; удалось спасти лишь иконостас из придела, петровские реликвии и часть утвари.

В 1752 году принято решение о возобновлении Троицкого собора. В 1754—1756 годы он сооружается на прежнем месте по проекту С. А. Волкова. Несмотря на стремление к воссозданию храма в прежнем виде, по своим внешнему виду, размерам и внутренней планировке он достаточно сильно отличался от старого. Согласно сохранившемуся плану XVIII века, размеры были меньше размеров петровской церкви. 1 июня 1756 года восстановленный собор был освящён.

XIX век Править

С 1802 по 1805 год производился капитальный ремонт обветшавшего собора под руководством архитектора Луиджи Руски. Храм переделан в тёплый, в нем сделаны двойные бревенчатые стены с промежутком, заполненным известью.

Храм сильно пострадал от наводнения 1824 года. Повреждения устранялись архитектором Павлом Филипповым.

С 1867 по 1896 год настоятелем храма являлся протоиерей Алексей Лавровский.

С 1868 по 1877 год в храме хранилась древняя святыня — Греческая икона Божией Матери, привезённая в 1821 в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия.

Следующий крупный ремонт был проведен в 1875—1876 архитектором Е. Е. Аникиным, который подвел под постройку новый фундамент и выстроил часовни. Дополнительные образа для храма написал академик Александр Бейдеман. 19 декабря 1876 последовало освящение обновлённого здания. Император Александр II повелел, «чтобы собор навсегда оставался деревянным».

В 1888 году после спасения императорской семьи при крушении поезда возле станции Борки под Харьковом причт предложил выстроить в ограде новую церковь Греческой Божией Матери по проекту Г. И. Карпова и П. А. Григорьева. Была объявлена подписка по сбору пожертвований, и архитектор Григорьев даже составил проект храма. Но постепенно дело заглохло.

Читайте так же:  Троице-измайловский собор троицкий собор

На бумаге осталась и выдвинутая в 1896 году идея возвести трёхпридельный храм в ознаменование 200-летия столицы — построили лишь часовню у Кронверкского сада по проекту А. В. Малова.

Юбилей собора почти совпал с этой датой и праздновался 22 октября 1903 при участии митрополита Антония и Иоанна Кронштадтского.

Проекты строительства собора (1913—1917) Править

В ночь с 7 на 8 февраля 1913 года из-за неисправности дымовых труб Троицкий собор сильно пострадал от пожара: сгорели купол, крыша, чердак, притвор и колокольня, сохранилась лишь алтарная часть. В сильном огне оплавились колокола.

На пожарище были приглашены известные зодчие. Осмотрев спасённые от огня остатки, Леонтий Бенуа, Владимир Суслов и другие приглашённые высказали своё мнение о нецелесообразности сохранения деревянного храма и его восстановления в допожарном виде.

К этому времени закончилась постройка соборной мечети, появление которой в историческом центре, вблизи Троицкого собора, на очень многих православных произвело тягостное впечатление. Фрейлина императрицы Анна Вырубова писала: «По соседству с петровским собором Святой Троицы, сгоревшем в текущем году, воздвигнута грандиозная мечеть, которая доминирует над всею окружающею местностью. Отнюдь не нарушая принципа веротерпимости, приходится с горечью сознавать, что этим грандиозным видом иноверческого храма на одном из лучших мест столицы православного государства тяжело оскорбляется религиозное чувство христианина. Тяжёлое впечатление, производимое уже отстроенной мечетью, как представляется, может быть ослаблено единственно постройкою на месте Троицкого собора грандиозного храма, который заслонил бы мечеть и отнял бы у неё господствующий над местностью характер. Пожар старой святыни Петербурга и возникшая отсюда необходимость переустройства храма, есть как бы указание свыше».

В августе Дмитрий Ломан передаёт обер-прокурору Синода записку Вырубовой, прибавив, что она «была на прочтении их величеств и на изложенное в ней последовало согласие…». Препровождая эту записку далее, Ломан заметил: «Мечеть уже выстроена и, конечно, представлялось бы совершенно невозможным сносить её, чем возбудилась бы масса совершенно излишних разговоров. Но есть другой достойный выход из положения».

Строительный комитет по возведению каменного собора возглавил князь Иоанн Константинович. Покровительство над комитетом приняла на себя императрица Александра Феодоровна, позднее, с мая 1915 года и её старшая дочь — великая княжна Ольга Николаевна. Перед зодчими была поставлена чрезвычайно сложная художественная и политическая задача — построить огромный храм в стиле, который не знал таких размеров, высоты и объёма.

Первоначально предполагалось соорудить крупнейший в Российской Империи собор вместимостью до 16 000 человек. Особое совещание зодчих остановилось на цифре в 10 000, которая затем уменьшилась до 6 000 — по 3 000 молящихся в верхнем и в пещерном храмах.

В последний день 1913 года Николаем II из четырёх предложенных для нового собора «образцов церковного зодчества» были указаны храмы владимиро-суздальские «в память Св. Александра Невского, великого воителя и борца за русское дело на Неве, почивавшего в г. Владимире на Клязьме до перенесения Святых мощей угодника в Александро-Невскую лавру при императоре Петре I».

Службы в это время проходили во временном деревянном храме, который был построен в 1914 году в 40 метрах к юго-востоку. Временный храм простоял до 1927 года, когда была завершена реставрация собора.

С первых шагов дело храмоздания столкнулось с трудностями: не состоялась покупка земли, принадлежащей великому князю Петру Николаевичу из-за высокой цены, названной заведующим Двором вел. князя. За участок была запрошена огромная сумма, почти в 2 800 000 рублей, более того, комитету было отказано даже в продлении срока переговоров о продаже: «Вопрос о покупке …возбуждается не ради лишь простого приобретения необходимого места, а вызывается глубоким художественным стремлением поставить собор так, чтобы он красовался на берегу Невы и был хорошо виден… Получить эту землю необходимо, иначе вид на собор может впоследствии оказаться застроенным».

К участию в состязании были приглашены шестеро ведущих зодчих неорусского стиля — Владимир Покровский, Алексей Щусев, Андрей Аплаксин, Владимир Суслов, Лев Ильин и Василий Косяков. Последний отказался от участия в состязании из-за отъезда за границу. Вместо него шестым конкурсантом стал письмоводитель комитета А. И. Кипнес. Была разрешена совместная работа над проектами.

Председатель Общества архитекторов-художников Павел Сюзор обратился к председателю строительного комитета великому князю Иоанну с просьбой объявить общедоступный конкурс на составление проекта по предварительно разработанной программе. Ответ гласил: «…Высочайшим указанием устраняется для меня возможность объявить общедоступный конкурс Порядок приглашения художников зодчества к участию в соревновании по представлению проектов храма Высочайше установлен при образовании Комитета, состоящего под моим председательством, и более обсуждению не подлежит».

Зодчие на своём особом совещании для разработки условий под председательством тайного советника Л. И. Новикова решили «придать окружающей собор обстановке единообразный с храмом вид», имея в виду «сопровождающие основную программу сооружения»: дома причта, отдельно стоящая звонница, часовня на месте сгоревшего собора, набережная Невы со спуском и иорданью на нём.

Для оценки проектов Собрание Академии художеств избрало профессоров Леонтия Бенуа, Григория Котова, Александра Померанцева и Михаила Преображенского. Срок представления был назначен на 1 октября 1915 года. Проекты выставили в Мариинском дворце.

Владимир Покровский представил 10 картин — больше, чем другие участники состязания. В своей пояснительной записке к проекту он писал: «Я встретился с необходимостью решить вопрос капитальной важности. Представлялось или значительно уклониться не только от форм прототипов, но и от духа владимиро-суздальской архитектуры, допустив разного рода малые пристройки и крыльца подъездов, коими изобилует программа, или, сгруппировав всё в один общий организм, сосредоточиться на главном — господствующей в эту эпоху кубической форме храма. Я предпочёл выбрать второй приём и старался провести его в чистом виде».

«Для усиления грандиозности» храм получил 13 глав (символы Господа Иисуса Христа и 12 апостолов), 9 глав освещали собор, 4 главы отведены под размещение колоколов общим весом в две тысячи пудов, фасад разделён на семь прясел с каждой стороны, высота с крестом главного купола 35 саженей.

По рассмотрении всех проектов судьи выказали мнение: «…если остановиться на совокупности суждений как представителей академии, так и членов подкомиссии, то надлежит признать работу академика Покровского наилучшею», «фасады… художественно разработаны, но отличаются изобилием глав, что придаёт верхней части сооружения некоторое беспокойство».

Однако окончательное решение, по пожеланию Императрицы, должно было быть принято в царскосельском Александровском дворце, куда в начале июня 1916 году доставили проекты всех шести конкурентов. Объяснения поручили давать члену комитета князю Михаилу Путятину.

Читайте так же:  1549 г первый земский собор судебник 1550 г

По решению Святейшего Синода остатки погоревшего Троице-Петровского собора предполагалось перевезти в Стрельну и передать под подворье Шамординского Казанского Амвросиевского монастыря. Против этого возражала Императорская Археологическая комиссия, но так как у прихода собора не было средств на реставрацию собора, определение Синода пересмотрено не было.

17 апреля 1917 года князь Иоанн Константинович отказался от должности председателя комитета. В том же месяце неизвестным лицом был сделан запрос на имя Комиссара Временного Правительства по бывшему Министерству Императорского Двора с просьбой «не отказать уведомить … о судьбе упомянутых проектов, представляющих значительную художественную ценность» и ниже «Сделать распоряжение о возвращении сих проектов в Комитет».

Троицкий собор в 1917—1933 годы Править

В 1923—1926 году было совершено восстановление собора в виде, как до последнего пожара. Осуществлялось на средства прихода под наблюдением Реставрационной мастерской Ленинградского отделения Главнауки. Проект реставрации выполнен на основе исторических документов Евгением Катониным.

С 1926 года в соборе служил вернувшийся в Ленинград архиепископ Алексий (Симанский).

Закрыт собор 15 августа 1933 и через два месяца снесён по решению Облисполкома, хотя числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. Часть икон из него поступила в Русский музей, имущество — во Владимирскую церковь. Освободившееся место занял разбитый после войны сквер.

На месте разобранного собора в 1956 году построено новое здание (дом 3-5 по Троицкой площади) и разбит газон.

В настоящее время место, где стоял собор, отнесено КГИОПом к выявленным объектам культурного наследия народов России. [1]

Особо чтимая икона святого апостола Андрея Первозванного с житием из Троице-Петровского собора ныне находится в Андреевском соборе на Васильевском острове. [2]

В настоящее время рядом с местом собора находится храм-часовня Троицы Живоначальной [3] , построенная в 2002—2003 годах в память о снесённом Троице-Петровском соборе, — подарок «Балтийской строительной компании» городу к 300-летию Санкт-Петербурга. [4]

В часовне регулярно совершаются богослужения. [5]

Петербургский фольклор связывает с собором известную мистическую легенду, классический вариант которой можно обнаружить на первой странице романа Алексея Толстого «Хождение по мукам»: «Ещё во времена Петра Первого дьячок из Троицкой церкви, что и сейчас стоит близ Троицкого моста, спускаясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору — худую бабу и простоволосую, — сильно испугался и затем кричал в кабаке: „Петербургу, мол, быть пусту“, — за что был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно» [6] .

Текстологический анализ показывает, что А. Н. Толстой использовал протоколы реальных допросов Тайной канцелярии. На их основе можно заключить, что кикимора была замечена в 1722 году и, следовательно, является старейшей зафиксированной в Санкт-Петербурге нечистью [7] .

Пошел в церковь, а попал в храм. Как попасть туда, куда собирался, — в наших суперполезных «Слайдах». Больше не ошибетесь.

Храм

Храм — строение для совершения богослужения и таинств, главное из которых — литургия, во время которой верующие причащаются. В храме всегда есть алтарь, в котором находятся престол, жертвенник, на которых и совершается литургия. Это может быть либо отдельно стоящее здание (как правило — с куполом и крестом), либо оно может находиться внутри большого корпуса или дома (домoвый храм). В древности храмы могли находиться под землей или в пещерах, где жили подвижники. Такие храмы называются пещерными.

Церковь

Церковь — у этого слова несколько значений. Первое — это собрание верующих людей, во главе которых находится Христос. Второе — это сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру. В самом узком смысле слова церковь — это синоним слова «храм» (смотрите слайд № 1).

Собор

Собор — главный (и большой) храм города или монастыря. Если в соборе постоянно служит местный епископ, то он называется кафедральным — то есть там находится епископская кафедра. Кафедрой иногда называют возвышение в центре храма, на котором стоит епископ, но на самом деле кафедра — это большое кресло, которое стоит в алтаре за престолом, с греческого ??????? (кафедра) — сиденье, седалище. Там епископ сидит в определенные моменты богослужений.

Часовня

Часовня — малый храм без алтаря, в котором не служат литургию (поэтому и алтаря нет). Но в часовне можно совершать другие богослужения, например, молебны, панихиды, часы (короткая служба-воспоминание страдания и смерти Христа). Отсюда и название.

Базилика

Базилика — изначально прямоугольное античное здание, поделенное на несколько частей (нефов) колоннами. В Римской империи это была постройка, предназначенная для общественных собраний. Впервые слово «базилика» (имея в виду храм) упоминает церковный историк IV века Евсевий Кесарийский — к этому времени уже появились христианские храмы такой архитектурной формы.

Баптистерий

Баптистерий — круглое помещение с небольшим бассейном внутри для крещения взрослых людей. Иногда в баптистериях были алтари, и в таком случае это был полноценный храм для крещения. Чаще всего баптистерий является пристройкой к основному храму или располагается рядом, а иногда — в подвале.

Собор — это главный храм города или монастыря. — это мнение неграмотных представителей РПЦ МП. Еще можно увидеть мнение , что это самый большой храм города или монастыря.
Связанно это с тем, что во времена самозванцев из дома Романовых на престоле(https://www.youtube.com/watch?v=DCL4TpEo12E), соборы были отменены, и практика проведения их в РПЦ возникла только в постсоветское время.
А объяснять термин Собор, как название храма нужно, а знания потеряны.
Собор (др.-рус. сборъ, соборъ от ст.церковнослав. съборъ) — сбор, собирание . Собор — «главный храм города или монастыря, а также главный храм ведомства, где может совершать богослужение высокое духовное лицо — патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, протопресвитер военного, морского или придворного духовенства». В больших городах в каждой из административных частей города строился свой собор.
Стогла?вый собо?р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7051) года в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.
Всего с 1549 по 1684 год такие соборы созывались от 45 до 60 раз. Однако точное их количество установить не удается из-за малого числа источников и письменных памятников начального периода. На них рассматривались преимущественно вопросы внешней и внутренней политики, правила сбора налогов и прочие законодательные акты.
За рубежом.
Собо?р Пари?жской Богома?тери, также парижский собор Нотр-Да?м или Нотр-Да?м-де-Пари?[1] (фр. Notre-Dame de Paris) — католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Кафедральный собор архиепархии Парижа. Расположен в восточной части острова Сите, в 4-м городском округе, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на фундаменте галло-римского храма Юпитера. Готический собор возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период 1163—1345 годов. 1302 год — открытие Филиппом IV первого парламента Королевства Франции — Генеральных Штатов.
Кафедральный собор.
Из первого века христианства мы имеем об этом классиче­ское свидетельство от апостольскаго ученика, римского епископа Кли­мента в его послании к Коринфянам, где, между прочим, ясно гово­рится о епископском преемстве от Апостолов. Прекрасный и торжественный способ избрания епископа изображается в Апостольских постановлениях следующим образом:
«Собравшийся в день Господень народ с собором пресвитеров и в присутствии епископов пусть даст согласие. Затем старейший среди прочих епископов пусть спросит пресвитеров и на­род, тот ли это, которого желают иметь начальником (епископом — прим. автора)? И когда они ответят утвердительно, пусть снова спросит, все ли свидетельствуют, что он достоин этого великого и знатного начальствования и истинно ли исполнил то, что относится к его обязанностям в отношении Бога, не нарушил ли прав людей, хорошо ли устроил дела по дому (речь о женатом кандидате — прим. автора) и безукоризнен ли по жизни? И когда все свидетельствовали согласно, по истине, а не по предубеждению, как перед судиёю Богом и Христом и перед Духом Святым и всеми святыми и служебными духами, что он таков, тогда опять в третий раз пусть будут спрошены, действительно ли он достоин священнослужительства, чтобы устами двух или трёх свиде­телей подтвердилось всякое слово; когда же и в третий раз под­твердит, что он достоин, то пусть от всех потребуют знак согласия (речь о голосовании поднятием рук — прим. автора). И когда последнее будет добровольно исполнено, пусть умолкнут. Затем, когда настанет молчание, один из первых епископов с двумя другими, став подле жертвенника в то время, когда остальные епископы и пресвитеры тайно молятся, а диаконы держат раскрытая божественные Евангелия над голо­вою рукополагаемого, пусть говорит молитву» и т. д.
Подобное же этому говорит в одном из своих посланий и Киприан, епископ карфагенский III века, например: «надобно тщательно сохранять и соблюдать божественное предание и установление Апостольское, которое сохраняется у нас почти во всех областях и по которому, для законного поставления к известному народу епископа, необходимо, чтобы собрались ближайшие епископы той области, и тогда пусть избирается епископ в присутствии народа, который хорошо знает жизнь каждого в отдельности и обыкновенно наблюдает поступки каждого».
Таким образом, как эти, так и другие свидетельства показывают самым наглядным образом, что Никейский собор данным (4) правилом только выразил в полной форме то, что практи­ковалось при выборе епископа до него и в его время. Эти предписа­ния Никейского собора подтверждаются многими историческими примерами позднейшего времени.
Поэтому и здания специально строились для проведения собраний, соборов.
храм
род. п. -а. Заимств. из цслав., ст.-слав. храмъ, при исконнорусск. хоромъ (см. хоро?мы) [Махек продолжает отстаивать свое сближение слав. слова с хетт. karimmi «храм»; см. «Sрrасhе», 4, 1958, стр. 74. — Т.]
Культовые термины, если бы вера пришла из Византии, должны бы иметь греческую природу, а никак не латинскую. но наш церковный словарь просто переполнен латинизмами.
русское слово церковь созвучно латинскому cyrica (круг верующих), а не греческому эклесия, откуда французское “eglise”. Греческое название перескочило в латинскую Францию, а латинское перенеслось из Рима в Россию.
Слово «церковь» не является переводом какого-либо слова, используемого будь-то Христом или Его Апостолами, но англиканская форма другого слова, которым Римо-Католики заменили слово, использованное Христом и Его Апостолами. В английской Библии по указу короля Иакова, который приказал своим переводчикам в 1611 году не переводить слово «екклезия», как «община» или «собрание», но использовать слово «церковь», вместо перевода. Происхождение слова «церковь» — не с иврита, и не греческого языка. В действительности, когда переводили Библию, слово церковь уже существовало. Греческое слово, используемое в Новом Завете, для обозначения слова «церковь» звучит как «экклезия», что значит «вызванные». Слово «Екклезия» не относится к зданию, но . к группе людей, и правильный перевод слова «экклезия» должен звучать следующим образом «община, собрание или группа». Странно, но в Деяниях 19:32, слово «екклезия» переведено, как «собрание», но в других отрывках это же слово переведено, как церковь.
Обычный перевод слова «церковь» — «здание для публичного поклонения, особенно христианского поклонения: общество всех христиан как духовного тела».
Само слово вера происходит у нас от латинского слова vera, то есть “Истина”, откуда и французское verite, а не от греческого докса.

Читайте так же:  Тема собор олеся гончара

Вера-это слово исконно русское,ве-ведать,ра-солнце или божественный свет

Из всех четырех терминов храм — наиболее широкое понятие. В этом смысле храмом можно назвать религиозное сооружение любого направления: и иудейскую синагогу, и мусульманскую мечеть, и католический костёл. Обозначение «храм» имеет церковнославянское происхождение и образовано от исконно русского слова «хоромы» — так называли большие, просторные дома (отсюда выражение «царские хоромы»).

Церковь, собор, часовня — термины, применяемые как правило к христианским храмам.

Слово «собор» тоже имеет славянское происхождение, вслушайтесь — собирать, собираться. На Руси собором называли не только храм, но и собрание, съезд представителей церковных или иных организаций (например, Земский собор). По поводу происхождения слова «церковь» до сих пор идут споры. Церковь и собор схожи тем, что имеют алтарь, где находится Престол, и помещение для молящихся (трапеза, трапезная). Но церкви алтарь один, а в соборе — несколько, одновременно могут происходить даже несколько разных служб. Кроме того, собором называют обычно достаточно крупные храмы. Впрочем, единого строго различия не выделено. Есть также версия, что собором можно называть храм, который имеет особый статус в городе, например, главный храм города. Впрочем, в городе может быть несколько соборов.

Собор, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным. В Челябинске таковым является Свято-Симеоновский кафедральный собор .

Часовней же принято называть небольшое сооружение, предназначенное для молитвы. Есть две версии о происхождении этого слова: 1) в часовне размещался колокол, который били каждый час; 2) «час» — это вид церковной службы, во время которой читали псалмы и молитвы, которые в свою очередь тоже назывались «часами». Отличие часовни в том, что она не имеет Престола и там не совершается литургия — богослужение, таинство Евхаристии. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. В последние годы часовни часто возводятся меценатами. Так, например, появилась Часовня Александра Невского в Златоусте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *