Красивый хор церкви

Ж ивой орга?н. Хор Сретенского монастыря часто сравнивают по звучанию с этим величественным инструментом. Что бы ни исполнял коллектив: церковные песнопения, русские народные песни или гимн России.

Один из древнейших монастырей столицы. Построен на месте сретения (встречи) чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Этот образ по преданию избавил Москву от Тамерлана. С тех пор зазвучали в обители песнопения – день и ночь монахи молились о мире на Руси.

Ровесник обители – монашеский хор. Самый старый певческий коллектив России – с шестисотлетней историей. Сретенские певчие сопровождали торжественные городские крестные ходы. В 1925 году обитель закрыли – не стало и хора. Лишь спустя 70 лет возродили традиции духовного песнопения.

«С нами Бог». Музыка Павла Чеснокова. Переложение Андрея Полторухина. Солист Алексей Татаринцев.

Хор монастыря не значит хор монахов. В обители пять коллективов: семинаристы, хор братии, прихожан, хор женский и концертный. Все поют на богослужениях, а «представительские» выступления – удел тридцати хористов – профессиональных музыкантов с духовным образованием.

«Верую». Музыка Александра Гречанинова. Переложение Александра Амерханова. Солист Дмитрий Белосельский.

Удивительное a’cappella. «30 человек с голосовой палитрой, заменяющей целый симфонический оркестр. Два баса-октависта, роскошь, которой славятся только русские хоровые коллективы. И каждый певец – настоящая находка», – говорит регент Никон Жила.

«Выхожу один я на дорогу». Музыка Елизаветы Шашиной. Стихи Михаила Лермонтова.

«Особые скрепы». Гармонии звучанию добавляет внимание к духовной составляющей произведений. И здесь помогает статус монастырского хора и тот факт, что его участники – люди воцерковленные. Музыканты дружат семьями, крестят детей и встречают праздники.

«Ой, то не вечер». Казачья народная песня.

Светская премьера. Сретенский хор вне храма впервые выступил в Кузбассе 10 лет назад. С тех пор освоены лучшие концертные площадки: Кремлевский дворец и Консерватория, Рождественский и Пасхальный фестивали. Что не отменяет обязательного участия в богослужениях.

Миссионерские гастроли. Нью-Йорк, Вашингтон, Лондон, Торонто, Сидней, Берлин. Молебен под сводами собора Парижской Богоматери и концерт в ЮНЕСКО. Сретенский хор совершил мировое турне в честь объединения Русской православной церкви.

  • Альбина Шагимуратова: «На сцене нельзя быть одинаковым»
  • 7 редких экспонатов Российского национального музея музыки
  • 7 экспонатов выставки «Экспомузыка»

Олимпийские достижения и… новые спортивные традиции. Исполнение гимна России в «сочинском варианте» произвело настоящий фурор. И обрело последователей. Подмосковный хоккейный клуб «Витязь» решил открывать каждый домашний матч гимном в исполнении Сретенского хора.

«Небо и земля». Название программы хора и краткий экскурс в репертуар. На счету музыкального коллектива восемь альбомов. Духовные песнопения, народные песни, романсы. Произведения известные и уникальные. Как греческое песнопение, основанное на древней Византийской системе ладов.

«Полюшко-Поле». Музыка Льва Книппера, стихи Виктора Гусева. Обработка Дмитрия Лазарева.

Новая страница. В 2017 году в монастыре построят церковь Новомучеников и Исповедников Российских на Крови. Храм большой – на две тысячи прихожан… и слушателей хора. Уникальное звучание коллектива в родной обители дополнится соборной акустикой.

Документальный фильм архимандрита Тихона Шевкунова «Русские»

Церковное просветительство, имеющее своей задачей мак­симально способствовать апостольской деятельности Христо­вой Церкви, немыслимо без осознанного участия в богослужении, одним из основных составных элементов которого является бо­гослужебное пение. Однако за последние три столетия в прак­тику русского богослужебного пения вошел элемент развлечения, препятствующий молящимся в полной мере воспринимать дог­матическое и поэтическое богатство Церкви, лежащее в основе богослужебных текстов. Это, в свою очередь, приводит к утра­те смысла и значения самого богослужения среди многих наших современников. Преодоление этой проблемы, осознанной с конца XIX века, связано как с именами представителей так называе­мой московской школы пения, так и лучших регентов и компози­торов XX-XXI веков.

Ключевые слова: церковное Предание, церковное просвети­тельство, богослужение, богослужебное пение, апостольское служение, духовная музыка, элемент развлечения, композиторы.

Если понимать светское просветительство как стремление устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, спра­ведливости и научных знаний, то, вероятно, церковное просвети­тельство — это прежде всего забота о воцеркоелении человека.

При этом очевидно, что просто приучить человека посе­щать храм недостаточно. Сегодня тысячи людей регулярно по­сещают храмы, но часть из них имеет при этом весьма смутные представления и о христианской догматике, и о христианской этике. Именно поэтому мы говорим о воцерковленности как о необходимости каждому войти в Церковь в самом высоком смыс­ле этого слова, т.е. войти в таинство Христовой Церкви, быть причастниками и проводниками Божией любви и мудрости.

Очевидно, что быть живыми носителями апостольских традиций без активного участия в богослужебной жизни Церк­ви невозможно. Но, как мы видим, сам факт посещения бого­служения еще не влияет на преображение человека.

Богослужение «представляет собой основной критерий церковной жизни», — говорит владыка Иларион (Алфеев) 1 . «Са­мое естественное прославление Творца — это прославление сло­вом и пением Сущность церковного пения заключается в том, чтобы как можно полнее передать музыкальными средства­ми смысл исполняемых молитвословий и донести их до всех уча­ствующих в богослужении, ибо хор — это уста молящихся» 2 .

Основной чертой православного богослужения является пение. В православной традиции, в отличие от католической и протестантской, «вообще не бывает богослужений, которые совершались бы не нараспев («говорком»); не существует раз­личия между sung Eucharist (литургией с пением) и said Eucharist (литургией без пения). Даже в самом скромном сель­ском храме на клиросе всегда стоят хотя бы два-три певца» 3 .

При этом разнообразие духовной музыки, исполняемой в наши дни, велико. Это и суровые одноголосные напевы, до­шедшие до нас из глубокой древности, и сдержанные монас­тырские четырехголосные напевы, и разнообразные авторские сочинения. Диапазон последних, в свою очередь, колеблется от подражания монастырским образцам до воплощения самых смелых экспериментов, более подобающих светской музыке.

Проникая в жизнь того или иного государства одновре­менно с распространением христианства, храмовое, предназ­наченное для богослужения пение становится драгоценной ча­стью общекультурного наследия нации. Пение является выра­жением общей молитвы церковного собрания, придавая ему порядок и благообразие.

При этом очевидно, что пение церковное не может быть чем-то посторонним по отношению к состоянию души певца. Изначальным мнением Церкви, выраженным святыми отцами христианской Церкви 4 , было утверждение глубинной связи между пением и исполнением Божьих заповедей. Иными сло­вами, «правильное» пение в Церкви возможно лишь как пря­мое следствие праведной жизни. В свою очередь, праведная жизнь становится условием правильного пения.

Святитель Григорий Нисский так раскрывает эту мысль: «Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалмом, который слагался бы не из земных звуков (звуками я именую помышле­ния), но получал бы сверху, из небесных высот, свое чистое и внятное звучание. Слушатели этого псалма суть в иносказании те, кому ты подаешь пример достойной жизни». Исполняя эту заповедь, «человек уподобляется ангелам, а поскольку пение есть неотъемлемая часть ангельской природы, то и жизнь пра­ведного человека становится пением» 5 .

Читайте так же:  Сонник дорога в церковь

Музыка в храме — «призыв к более возвышенному об­разу жизни». Эти слова святителя Григория Нисского, являю­щиеся ключевыми в понимании святоотеческой музыкальной антропологии, полагают основание нового, чисто православ­ного отношения к богослужебному пению» 6 , изначально не предполагавшего развлечения в храме случайно пришедших людей или посетителей духовных концертов.

Церковь видит в христианине не некоего «посетителя храма», тяготящегося длительными священнодействиями и чтениями и «просыпающегося» лишь от громких возгласов протодиакона или красивого пения хора. Не бессмысленное выстаивание богослужения в храме, а органическое участие во всем многообразии храмовой жизни, имеющей своей целью обожение, предлагает христианину Церковь. Отсюда и прак­тическое понимание церковного устава не только как чина христианской жизни, но и «восхождения души по некоей таин­ственной лествице к Богу» 7 .

Но отвечает ли сегодня богослужебное пение в подавля­ющем большинстве наших храмов своему столь высокому пред­назначению?

Не останавливаясь подробно на рассмотрении богослу­жебного пения на Руси в исторической перспективе, вспомним, что русская церковная музыка с принятием в конце X века хри­стианства как государственной религии развивалась самостоя­тельно, отлично от византийской музыкальной традиции. «С X по XVII век в России не существовало другой музыкальной профессиональной культуры, кроме хоровой. Пришедшая в Россию из Византии православная вера способствовала подъе­му культуры государства, т.к. совмещала в себе все виды ис­кусства: скульптуру, архитектуру, иконопись и богослужения, сопровождаемые унисонным пением мужского хора. При каж­дом соборном храме был свой хор, а при нем — школы» 8 .

Однако появление профессиональных хоров, исполня­ющих и церковный, и светский репертуар, и обособленных от жизни приходских общин, привело к тому, что уже в конце XVII — начале XVIII века древнерусское певческое искусст­во, создав прочную основу для дальнейшего развития музы­кальной культуры, само пришло в забвение почти на два сто­летия 9 . Этому способствовала и великая трагедия русского народа — старообрядческий раскол. Расколотое по очень ин­тимному — религиозному — принципу, российское общество в начале XVIII века благодаря петровским реформам стало открытым для западноевропейской культуры. На церковное пение стала оказывать влияние вначале польская, затем ита­льянская и немецкая вокальные школы, несмотря на много­численные протесты ревнителей церковной старины. «Осо­бый успех у слушателей имели оперные арии, в которых един­ственная выразительная вокальная линия выступала на фоне гармонического сопровождения. Этот прием позже перешел в духовную музыку — в хоровые концерты итальянского сти­ля, где верхний мелодический голос играл ведущую роль, а остальные голоса как бы аккомпанировали ему. Также италь­янской оперной арии русский духовный концерт обязан манере повторения отдельных слов текста. Если раньше слова священного текста запрещалось повторять, а тем более пере­ставлять местами, и протяженность звучания песнопения до­стигалась за счет медленного темпа и внутрислоговых распе­вов, то в концерте итальянского стиля, как и в оперной арии, для создания развернутой музыкальной формы допускались многочисленные повторы и переставления слов» 10 .

Мы далеки от того, чтобы утверждать бездуховность за­падных образцов музыки, оказавших столь сильное влияние на русское богослужебное пение.

Очевидно, что для композиторов, прославивших свое имя сочинением оперных шедевров, начиная со священника Клаудио Монтеверди (XVII в.) и до лучших мастеров нашего времени це­лью было не только развлечение, но и как высшее предназначе­ние духовное совершенствование людей. «Бах говорил: цель му­зыки — служение славе Божией и освежение духа» 11 . Гендель писал: «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развле­кала моих слушателей: я стремился их сделать лучшими» 12 . В музыке Моцарта Григ усматривал откровение райской красоты. Из цветущего красотой рая музыки, по утверждению норвежского композитора, «мы изгнаны грехами современной жизни» 13 .

Но всегда ли высшими целями руководствовались компо­зиторы и певцы и в театре, и в храме? Очевидно, что наряду с оперными шедеврами великих композиторов XVII-XVIII веков мы легко можем найти массу опер-однодневок (и не только опер, но и предназначенных для использования во время католическо­го богослужения произведений — месс, реквиемов, мотетов), ос­новная цель которых состояла в увеселении праздных зрителей. При этом отказавшемуся от своих корней русскому богослужеб­ному пению так и не удалось подняться до шедевров западной полифонии даже в лице лучших своих представителей. Невозмож­но сравнить уровень музыкального мастерства Бортнянского, Бе­резовского и Веделя с Генделем, Моцартом или Бахом 14 .

Именно этой музыке, иногда довольно примитивной и взывающей не к самым возвышенным чувствам человека, мы обязаны внедрению в православное богослужебное пение эле­мента развлечения, не свойственного прежним видам церков­ного пения — византийскому и знаменному распевам.

Не стоит забывать, что Русская Церковь в конце XVII — на­чале XVIII века еще не вполне оправилась от трагедии старообряд­ческого раскола, выведшего многих активных и богобоязнен­ных христиан за пределы канонической Церкви.

В Церкви и обществе оставалось все меньше людей, стре­мившихся видеть во всем отголоски Горнего мира. Храм, и прежде не всеми воспринимавшийся исключительно как место общественной молитвы 15 , после петровских преобразований для значительной части молящихся становится аналогом современ­ного общедоступного клуба, местом, где можно услышать свет­скую по облику музыку 16 , встретиться с друзьями для празд­ных разговоров. Очевидно, что элемент развлечения был при­сущ культуре петровской эпохи не в меньшей, если не в боль­шей степени, чем прежде, став с того времени доминирующим в культурной жизни России 17 .

Неудивительно, что «певчие и солисты капеллы, обучае­мые итальянцами, помимо пения в церкви участвовали (до орга­низации специального хора в 1800 г.) в постановках итальянс­ких и первых русских опер» 18 , что свидетельствует о продол­жающейся со второй половины XVII века утрате прежнего от­ношения к богослужебному пению. Достаточно вспомнить со­чинение Сарти 19 Slava v vyschnih Bohu для двойного хора и ор­кестра с пушечными выстрелами, а также безобразное поведе­ние «молящихся» за богослужением.

Иван Алексеевич Гарднер, например, приводит в своей истории богослужебного пения свидетельства очевидцев «гас­тролей известного в начале XIX века хора Бекетова: «Съезд та­кой бывает, что весь Тверской бульвар заставлен каретами. Не­давно молельщики до такого дошли бесстыдства, что в церкви кричали “фора” (т.е. “браво”, “бис”). По счастию хозяин пев­чих имел догадку вывести певчих вон, без чего дошли бы до большей непристойности Бекетовский хор пел обыкно­венно в церкви Дмитрия Солунскаго, близ Тверского бульва­ра. В нем отличалась какая-то девушка Анисья (непригожая, впрочем) своим прелестным голосом и методою пения, почти театральною. Вот поют, кажется, “Достойно есть”, и под конец Анисья своим solo и в хоре, а более своими руладами так пора­зила благочестивых и светских слушателей, что один из сих 250 последних, некто князь Визанкур, выкрещенный индеец, лев того времени, захлопал в ладоши в каком-то неистовом вос­торге. Такой соблазн был слишком гласен и дерзок, по требо­ванию известного митрополита Платона, г. Бекетов принуж­ден был отправить своих певчих в деревню» 20 .

Читайте так же:  Новикбож церковь

Все это подтверждает мысль И.А. Гарднера о том, что в период украинско-польского влияния, заимствованного от про­тестантского хорала и им вдохновленного «кантового» стиля, «богослужебное пение перестает пониматься как одна из форм самого богослужения и начинает рассматриваться как музыка, вносимая в храм. Романтика и поэтические настроения в силь­ной степени окрашивают настроение (эмоциональный элемент!) в церковном пении» 21 .

К сожалению, за прошедшие столетия в наших храмах мало что изменилось.

Осталась тенденция воспринимать пение именно как цер­ковную музыку, не вникая в суть распеваемых слов. И наблю­дающееся по местам возрождение старых форм пения (кото­рое не делает певцов христианами автоматически), не меняет общей картины.

Богослужебное пение либо дает человеку приятные эмо­ции во время молитвы (что более востребовано сегодня), либо усиливает впечатление от текста службы, являющегося по пре­имуществу святоотеческим преданием.

Но именно радости от встречи с этими текстами мы, как правило, и не ощущаем, не имея возможности «пробраться» сквозь красивый, но зачастую непонятный текст богослужения к его смыслу — собранию христиан для причащения и про­славления Христа. Многие уже смирились с восприятием бо­гослужения как некоей театрализованной мистерии с чувствен­ным и услаждающим пением, на которой народ Божий лишь пассивно крестится и кланяется, внимая действиям и звукам, которые совершают священник и хор.

Это касается и большинства современных композиторов, как правило, не имеющих священного сана и богословского образования, и в силу этого не чувствующих уместность в оп­ределенный момент богослужения той или иной мелодии и соответствия этой мелодии слову 22 .

Это касается и церковных чтецов и певцов, в большин­стве своем не понимающих смысл тех текстов, который они читают и поют, и неспособных уже в силу этого передать смысл.

Это касается и рядовых участников богослужения, как правило, не представляющих, в чем смысл церковных молит­венных собраний, соборной молитвы, подменяющих духовные ощущения сугубо эстетическими.

Если деятельность церковного музыканта является вне­шним выражением его искренней православной веры и след­ствием глубокого воцерковления, то его действия, как и все религиозно мотивированные действия священнослужителя или мирянина, неизбежно приобретают апостольский характер, становятся частью апостольского Предания.

Ведь очевидно, что апостольское служение не сводится к пересказу основ православия неверующим иноплеменникам. Гораздо важнее самому стать живой частью апостольского Предания и сообщить свою любовь к Богу и Церкви ближним, подтверждая ее всей своей жизнью.

И церковная музыка вполне может быть частью этой про­светительской задачи, частью евангельской проповеди в совре­менном мире.

Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, необходимо достойно свидетельствовать миру о красоте православия «убедительностью проповеди, глубиной богословских исследований, благозвучием музыки» 23 .

«Мы призваны любить Святую Церковь и передавать эту любовь окружающим людям не только словами, но и всем на­шим образом жизни, нашим обликом, — вторит Предстоятелю нашей Церкви митрополит Иларион (Алфеев). — Кто, как не мы, священнослужители и миряне Святой Православной Церк­ви, должны быть апостолами и проповедниками Евангелия? Кто, как не мы, должны свидетельствовать перед этими людьми о красоте и силе православной веры, о ее истинности, о том, что она оживотворяет души и сердца людей и способна каждого че­ловека привести ко спасению? Поэтому и сегодня, как в древние времена, стоит перед нами важнейшая просветительская задача, огромное миссионерское поле открывается для всякого челове­ка, который желает быть делателем на ниве Христовой» 24 .

Вызовы, которые стоят перед Православной Церковью в наше время, не менее страшны, чем те, которые стояли перед ней сто лет назад. И от того, насколько адекватно Церковь от­ветит на них, зависит не только ее будущее, но и судьба Рос­сийского государства в целом.

И было бы крайне неразумно отказом от апостольского делания превратить Церковь в «музей себя самой», в которой подношения современников были бы лишь идеальными по форме, но искусственными цветами.

Примечания

  1. Иларион (Алфеев), архиеп. Православие. Т. 2. М., Изд. Сретенско­го монастыря, 2009. С. 219. ?
  2. Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002-2003: Сб. статей, воспоминаний, архивных документов. М., Поломник, 2005. С. 28. ?
  3. Иларион (Алфеев), архиеп. Православие. Т. 2. М., Изд. Сретенско­го монастыря, 2009. С. 805. ?
  4. Многочисленные высказывания о сути церковного пения свт. Иоан­на Златоустого, свт. Григория Нисского, свт. Василия Великого, Кли­мента Александрийского и др. отцов и учителей Церкви можно най­ти в указанном сочинении митр. Илариона (Алфеева). См. с. 828 и далее. ?
  5. Цит. по Мартынов В. История богослужебного пения. М., 1994. С. 40. ?
  6. Там же. С. 41. ?
  7. Там же. С. 41-42. ?
  8. Умнов А.Ю. Из истории мужского хорового исполнительства в России. Карельская Гос. педагогич. Академия. Петрозаводск. http://www.choral-school.ru/index.php?page=files&action=file&value=/ doc/Umnov.doc (дата обращения 31.03.2012). ?
  9. «На грамоте, составленной в 1668 г. и подписанной по-гречески и по-арабски двумя патриархами, содержится ответ, что хотя “пение, именуемое партесным, воспринято и не от Восточной Церкви, но ни­кем осуждено не было”. Таким образом, 1668 год можно считать да­той официального признания партесного пения в Москве». http:// roman.by/r-4937.html (дата обращения 31.03.2012). ?
  10. http://referat.nur.kz/v663-russkaya-dukhovnaya-muzka-v-xviii- veke?part=4 (дата обращения 31.03.2012). ?
  11. Цит. по: Медушевский В.В. Интонация как язык домостроитель­ства благодати.

http://pravoslavye.org.ua/index.php?action=fullinfo&r_type=&id=12792 (дата обращения 31.03.2012). ?

  • Там же. ?
  • Цит. по: Медушевский В.В. О происхождении и сущности серьез­ной музыки. http://www.portal-slovo.ru/art/36037.php (дата обращения 31.03.2012). ?
  • «Со второй половины XVIII в. указанное движение в области церковной музыки уступает место, — по-видимому, без особой борь­бы, — новым видам итальянского партесного или концертного пе­ния, ведущим свое начало от произведений итальянских приезжих маэстро — Галуппи, Сарти — и их ближайших учеников и после­дователей Начинает упрочиваться в нашей духовной музыке тот слащавый сентиментально-игривый оперно-концертный италь­янский стиль, который до сих пор господствует в ней, определяя вкусы не только общества, но, отчасти, и духовенства (вроде известной оратории “Тебе Бога хвалим”, исполненной в 1789 г. в главной квартире князя Потемкина, под Яссами, хором певчих в 300 человек, оркестром, несколькими хорами военной музыки, с колокольным звоном и пушечной пальбой из 10 орудий)», что как нельзя лучше отвечало «грандиозно-блестящему и в то же время фривольно-чувственному веку Екатерины II».

    У Дегтярева и Веделя преобладает элемент сентиментально-слаща­вый, выраженный в кудреватом, мелодическом по преимуществу сти­ле. Стройной полноты, гармонического равновесия между голосами хора произведения Веделя и Дегтярева не представляют. Оба жертву­ют целым в пользу красивых мелодических выходок в отдельных го­лосах, обрекающих другие на совершенно пассивную и бесцветную роль. Достоинство обоих композиторов — стремление согласовать музыку с текстом и выразить религиозное настроение, заключающее­ся в словах последнего. Это не всегда удавалось им вследствие огра­ниченности дарования, однородности музыкального развития и вкуса.

    Читайте так же:  Православные церкви в мусульманских странах

    У всех трех мы находим отсутствие самостоятельности и художе­ственной свободы в голосоведении, а также разнообразия и непри­нужденности модуляций, присущих Бортнянскому, несмотря на указанные недостатки его стиля. (См. «Библиотека учебной и научной eMmepamypbz».http://sbiblio.com/biblio/d (дата обращения 31.03.2012).

    «Ознакомившись с большой массой сочинений Бортнянского, Чай­ковский так отозвался о нем в письме к Юргенсону: “Бортнянский был талант второстепенный, неспособный пролагать новые хотя бы тропинки. Он был музыкант отличный и превосходно владевший тех­никой в его творениях все гладко, чисто, мило, но однообразно, как степь Херсонской губернии”». http://klikovo.ru/db/msg/9529 (дата обращения 31.03.2012). ?

  • Вопиющую и беспристрастную картину безнравственного пове­дения жителей Руси в храмах в середине XVII в. описывает профес­сор Каптерев Н.Ф. См. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алек­сей Михайлович. В 2 тт. М., 1996. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М.: Индрик, 2003. С. 102-161. ?
  • «Несмотря на то, что Павел I еще в 1797 г. запретил исполнение концертов во время богослужения, оно продолжало держаться; ис­полнялись даже аранжировки оперных арий или хоров из ораторий на священные тексты вроде “Тебе поем” на музыку басовой арии жре­ца из “Весталки” Спонтини или “Херувимской” на музыку хора из “Сотворения мира” Гайдна». (Энциклопедич. словарь Брокгауза и Еф­рона. СПб., 1890-1907.) Исполнение т.наз. «запричастных» концер­тов за литургией во время причащения священнослужителей было запрещено в 1804 г. указом Александра I, а в 1850 г. указом Священ­ного Синода. ?
  • См. напр., свидетельства о литературе и культуре петровской эпо­хи. http://www.bsu.by/Cache/pdf/205513.pdf (дата обращения 31.03.2012). ?
  • Начиная с 1736 г., когда для постановки оперы Франческо Арайи пригласили певчих придворного церковного хора, так как отдельно­го оперного хора не существовало. См. Умнов А.Ю. Из истории муж­ского хорового исполнительства в России. Карельская государствен­ная педагогическая академия. Петрозаводск. http://www.choral- school.ru/index.php?page=files&action=file&value=/doc/Umnov.doc (дата обращения 31.03.2012). ?
  • Джузеппе Сарти (Giuseppe Sarti) (1729, Фаэнца — 1802, Бер­лин) — итал. композитор. Учился в Болонье у падре Мартини. С 1742 г. органист, директор местного оперного театра, директор консерватории в Венеции, регент капеллы Миланского собора. В 1784 года был приглашен в Россию в качестве придворного музы­канта. Здесь он написал оперы «Утешенные любовники», «Мни­мые философы» (1785), и др. Помимо опер Сарти писал в России торжественные оратории, кантаты, духовные концерты, рассчи­танные на большой состав исполнителей и сопровождавшиеся колокольным звоном, пушечной стрельбой, фейерверком. Член Петербургской академии наук. В России Сарти занимался и педа­гогической деятельностью; в числе его учеников русские компо­зиторы С.И. Давыдов, С.А. Дегтярев, Д.Н. Кашин, А.Л. Ведель и др. http://www.c-cafe.ru/days/bio/10/002.php (дата обращения 31.03.2012). ?
  • Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церк­ви. Т. II. М., 2004. С. 205. ?
  • http://kliros-likbez.churchby.info/uchebnik/history.htm (дата обраще­ния 31.03.2012). ?
  • «Несоответствие между музыкальным оформлением и внутрен­ним содержанием богослужения характерно и для самих музыкаль­ных произведений, входящих в репертуар церковных хоров. Многие церковные композиторы XIX в., не будучи священнослужителями, не могли проникнуть в дух православного богослужения “изнутри алтаря”, а потому их музыка подчас не соответствовала исполняе­мым словам или совершаемым литургическим действиям. Литургия воспринималась композиторами как серия концертных номеров, в которых быстрый темп сменялся медленным, форте сменялось пиа­но, благодаря чему создавалось требуемое традициями светской му­зыки разнообразие, однако полностью утрачивалось восприятие бо­гослужения как единой непрерывно развертывающейся мистерии». (Иларион (Алфеев), архиеп. Православие. Т. 2. М., Изд. Сретенского монастыря, 2009. С. 888). ?
  • Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополиту Волоколамскому Илариону по случаю его дня Ангела. Цит. по: http://www.churchcomposer.ru/news94.html (дата об­ращения 31.03.2012). ?
  • Ответное слово митр. Волоколамского Илариона после Божествен­ной литургии в День своего ангела http://www.churchcomposer.ru/ news94.html (дата обращения 31.03.2012). ?
  • Автор — аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Церковное просветительство, имеющее своей задачей максимально способствовать апостольской деятельности Христовой Церкви, немыслимо без осознанного участия в богослужении, одним из основных составных элементов которого является богослужебное пение. Однако за последние три столетия в практику русского богослужебного пения вошел элемент развлечения, препятствующий молящимся в полной мере воспринимать догматическое и поэтическое богатство Церкви, лежащее в основе богослужебных текстов. Это, в свою очередь, приводит к утрате смысла и значения самого богослужения среди многих наших современников. Преодоление этой проблемы, осознанной с конца XIX века, связано как с именами представителей так называемой московской школы пения, так и лучших регентов и композиторов XX-XXI веков.

    По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Игнатия
    Русская Православная Церковь Московского Патриархата

    • Главная /
    • Приход /
    • Любительский хор

    Любительский хор

    Любительский хор при храме начал работу в октябре 2015 года. Среди хористов есть люди разного возраста, разного образования, разной музыкальной подготовки. Кто-то закончил музыкальную школу, имеет опыт выступления с хоровыми коллективами, а кто-то на момент начала занятий не умел читать по нотам. Руководитель хора Диана Александровна принимает всех, независимо от уровня начальной подготовки. При необходимости она занимается индивидуально с теми, кому нужно поработать над звучанием чуть больше, чем остальным. Главное – это желание молитвенно послужить Богу.

    Не стоит забывать, что изначально в храмах пели обычны прихожане, которые прекрасно знали ход службы и помогали священнику. Далеко не во всех церквях были профессиональные певчие. Сегодня нормой является наличие профессионального хора, однако и простые прихожане чувствуют потребность быть не пассивными слушателями, а участниками общего дела, которым является Литургия. Для этого и создаются любительские хоры.

    «Мастерство, — считает Диана, — дело наживное, но и оно необходимо для того, чтобы молитва звучала и красиво, и благоговейно».

    На спевках начинающих хористов учат, прежде всего, понимать духовный смысл богослужения через музыку. А еще здесь учат чисто петь, держать ноту, прислушиваться к звучанию других партий. Это дается не сразу, но этому можно научиться, если работать кропотливо и постоянно.

    В репертуаре коллектива обычный обиход и несложные композиторские произведения. Пока любительский хор поет часть субботней Литургии, но со временем репертуар будет расширяться до полной службы. С Божьей помощью мы учимся петь «едиными усты и единым сердцем».

    Спевки хора проходят 1 раз в неделю. Хор служит Литургию каждую субботу

    На прослушивание приглашаются все желающие.

    Справки по телефону +79271223915

    Руководитель любительского хора: Толкачева Диана Александровна

    Образование: Липецкий областной колледж искусств. Дирижер-хоровик.

    Образование: Саратовская Государственная Консерватория им.Л.В.Собинова. Дирижер-хоровик.

    Любительский хор храма Мефодия и Кирилла в Саратове, 2018 год

    «ЗА ХРИСТА ПОСТРАДАВШИЕ»
    интерактивная карта гонений на территории Саратовской митрополии

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *