Кружок по географии программа заповедники россии

Предлагается для учащихся 7-8 классов.

Скачать:

Вложение Размер
programma_zapovedniki_rossii.docx 33.87 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

на методическом совете

Зам. директора по УВР

__________ Щербакова Е. М.

____ _______________ 20__г

___________О. И. Ильинский

____ _______________ 20__г

Кружка по географии

основное общее образование 7 класс

на 2014-2015 учебный год

Программу составила Дубровина И.Б.

В последнее время охране окружающей среды уделяется всё больше внимания не только в Российской Федерации, но и в мире. Особенно трепетно стали относиться к дикой природе, процесс исчезновения которой остановить ещё предоставляется возможным. Именно поэтому необходимо направить все усилия на сохранение тех природных богатств, которые существуют в нашей необъятной стране.

С каждым годом в мире всё больше территорий переходят в разряд сельхозугодий, подвергаются изменениям в связи с ростом городов, добычей полезных ископаемых, строительством заводов и иных объектов народного хозяйства. За 20 веков нашей эры на земном шаре исчезло 150 видов млекопитающих и 139 видов птиц. Каждый исчезнувший вид – это тяжёлая и невосполнимая потеря. Всё, что исчезает в животном мире, исчезает навсегда.

Ещё в 1916 году был принят первый в России закон о заповедниках «Об установлении правил об охотничьих заповедниках». В настоящее время в РФ насчитывается более 100 государственных природных заповедников. В курсе «География России» нет возможности изучить и десятка особо охраняемых территорий достаточно подробно, чтобы учащиеся могли владеть необходимой информацией для расширения своего кругозора и для повышения уровня экологического образования.
Актуальность программы: Программный материал по географии не вместил достаточный объём информации о заповедных территориях РФ и их функциях, а необходимость владения знаниями в данной области диктует время. Возможность изучения экологических проблем, в том числе особо охраняемых территорий появилась с введением профильного обучения и элективных курсов в общеобразовательной школе, а с внедрением ФГОС нового поколения усилилась и роль дополнительного образования.
Заниматься экологическим воспитанием школьников только в стенах учебного учреждения невозможно, необходимо непосредственное взаимодействие с природой. Ребёнок должен научиться ценить красоту окружающего его мира, чтобы потом охранять природу и преумножать её богатства.

Цель программы «Заповедники России» – повышение уровня экологического образования и культуры учащихся, их эстетического восприятия природы, развитие экогуманистического мышления и патриотического отношения к своей Родине, формирование у подростков знания о природном богатстве России.

Задачи курса:
— углубление знаний о природном наследии России
— привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности
— вовлечение в проектно-исследовательскую работу по изучению заповедных территорий родного края
— формирование нравственного отношения к природе

Методика. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми, картографическими, информационно-коммуникативными, схематическими и другими. Содержание большинства тем включает в себя самостоятельную и практическую работу учащихся. Предлагаются разные формы занятий – это лекции, семинары, экскурсии, походы в природу. В ходе обучения необходимо учить детей систематизировать накопленный материал и оформлять его в виде рефератов, презентаций, проектов.

Контингент обучаемых. Программа дополнительного образования по географии и экологии «Заповедники России» ориентирована на подростков (7-9 класс), независимо от уровня их умственного развития.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:
— задачи заповедника
— порядок и структуру образования заповедника
— чем отличаются заповедники от других охраняемых территорий
— основные виды деятельности в заповедниках
— названия и географическое положение заповедников России
— правила поведения в пределах заповедной зоны

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
— находить заповедники на карте России
— давать комплексную характеристику изучаемому объекту
— использовать различные источники информации и самостоятельно работать
с ними в процессе подготовки проектов, презентаций, исследовательских работ, рефератов, докладов
— оценивать степень антропогенного воздействия на заповедной территории
— грамотно проводить экологические десанты

Базой для освоения программы являются школьные курсы природоведения, географии, биологии, физики, химии всех годов обучения учащихся в школе, начиная с начальной.

кружка «Занимательная география»

Коконина Зинаида Ивановна, учитель географии МОАУ «Лицей №2» г. Оренбурга

1. Описание предложенного материала …………………………………………..3

2. Программа кружка «Занимательная география» ……………………………….6

Описание предложенного материала

В нашей школе существует кружок «Занимательная география». Этот кружок посещают дети разных возрастных категорий. Как сделать так, чтобы занятия были интересны всем: и шестиклассникам и семиклассникам, и одинадцатиклассникам? При шестидневной рабочей неделе каждый вторник после уроков ребята хотят отдохнуть и одновременно узнать что-то новое на занятиях кружка. Как не превратить это желание в тяжкую повинность? Кружок посещают дети, имеющие разный уровень географической подготовки. Среди них постоянные члены школьной команды, которые принимают участие в географических олимпиадах и конкурсах, и обычные «троечники». Как учесть интересы и тех, и других? Предлагаемая программа поможет найти ответы на эти вопросы.

Цель разработанного материала: Создание программы кружка «Занимательная география», позволяющей учесть индивидуальные запросы его участников.

Задачи: 1. подобрать разнообразную теоретическую информацию, доступную учащимся разного возраста;

2. подобрать и разработать интеллектуальные игры, позволяющие организовать учебное сотрудничество в разновозрастных группах.

Занятия кружка состоят из двух частей: теоретической (изучение новой занимательной географической информации) и практической ( закрепление и применение знаний). Теоретическая информация предлагается учащимися на занятии кружка как продукт самостоятельной деятельности в разных формах: в виде докладов, коротких сообщений, презентаций или в игровой форме. Список литературы для подготовки первой части занятия прилагается в конце программы. Вторая часть занятия проводится в форме игры с обязательным использованием атласов, это способствует развитию целого «букета» качеств, способностей, умений, навыков личности учащегося. Перечень игр и необходимая литература указаны в тематическом планировании. Учителя, использующие эту программу, могут заменить любую игру своей.

Представленная программа учитывает интересы учащихся, имеющих разные способности и возраст. Материал для подготовки и первой, и второй части занятий легко найти в предложенном списке литературы и в тематическом планировании.

Как правило, команды на игру формируются из детей разных возрастов. Некоторые задания игры посильны для всей команды, другие только для старшеклассников. Иногда старшеклассники забывают материал основной школы, и тогда им помогают семиклассники и восьмиклассники. Таким образом, происходить обмен знаниями и умениями: старшее поколение кружковцев учит младшее, а бывает и наоборот.

Любое занятие, предложенное в программе, может быть использовано как самостоятельное мероприятие при проведении недели географии в школе и организации внеклассной работы по предмету. Некоторые элементы теоретической части программы и предложенные в ней игры, например: « Азы географии», КВН по темам «Литосфера», «Атмосфера» и «Мировой океан» и другие — можно использовать на уроке с целью повышения познавательного интереса учащихся и обобщения материала по темам курса.

Программа рассчитана на два года занятий.

В данном материале реализованы и авторские, и заимствованные идеи, на основе которых разработаны игры: «Земля», «Пентагон – Своя игра», «Пирамида», «Своя игра». Подготовка этих игр достаточно трудоемка, на нее уходят дни, и даже недели. Все четыре игры, предложенные автором, готовы к применению «здесь и сейчас». Разработки представляют собой очень удобный дидактический и раздаточный материал, выполненный в цвете, предназначенный как для учителя, так и для учащихся. К каждой игре прилагаются правила ее проведения. Все это позволяет экономить время учителя. Разработки этих игр содержатся в приложениях к программе.

Результатами реализации разработанной программы являются следующие:

наличие устойчивого познавательного интереса учащихся к занятиям кружка;

высокая результативность участия кружковцев в географических олимпиадах и конкурсах на муниципальном и региональном уровнях;

повышение познавательного интереса к изучению географии на уроке;

сформированность ученического коллектива повышение качества знаний по предмету у участников кружка;

Программа включает следующие разделы:

— Содержание курса 1-го года обучения. «Чудеса природы».

— Содержание курса 2-го года обучения. «Чудеса света».

— Список используемой литературы.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации.

Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников.

Занятия кружка можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.

Программа предназначена для детей с 7-го по 11-й класс, у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с картой. Объём программы составляет 68 часов, 1 час в неделю и рассчитан на 2 года.

Основные дидактические цели курса:

— удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

— развитие интереса к изучению географии;

— расширение кругозора учащихся в области географии;

— воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнователь- ность;

— подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

Задачи и основные идеи курса:

— формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

— развивать умение работать с различными источниками информации;

— развивать умение работать в группе;

— совершенствовать ораторское мастерство.

Прогнозируемый результат обучения:

в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России, своей Родины ( Чувашии)

— истории их возникновения,

приобретут практические навыки и умения:

— работы с картой,

— работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

— навыки организации работы в группе.

Содержание 1-го года занятий. Чудеса природы

Каменная летопись планеты

Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.

В мире песка и камня

Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

Каньоны мира

Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.

В мире падающей воды

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.

Эти удивительные озёра

Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.

В мире мрака и безмолвия

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

Грозное дыхание Земли

Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.

Тепло поземных вод и природных фонтанов

Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.

Этот удивительный ледяной мир

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.

В глубинах неизведанного

Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман — странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.

Гиблые места

Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть. Гиблые места. Здоровье и геопатогенные зоны. Поляна смерти, или тайна Чертова кладбища села Рожково. Корабли – призраки. Бермудский треугольник – треугольник смерти.

Содержание 2-го года занятий. Чудеса света

Великолепная семёрка

Чудо света №1 – египетские пирамиды. «Висячие сады» Семирамиды – семь ступенчатых террас, каждая из которых была своеобразным садом.

Гигантская двенадцатиметровая статуя Зевса признана греками третьим чудом света. Грандиозный беломраморный храм, посвященный богине Артемиде, в Эфесе – четвёртое чудо света. Галикарнасский мавзолей самый первый мавзолей – знаменитая гробница персидского сатрапа Мавсола. Александрийский маяк у острова Фарос. Колос Родосский – 40-метровое бронзовое изваяние.

Афинский Акрополь самый замечательный архитектурный ансамбль классической эпохи. Рим – «вечный город». Величественные сооружения Рима: Форум, Колизей, Палатин, Базилика Константина, Пантеон, Термы Каракаллы. Святая гора Афон – самая высокая в Греции. Монастыри горы Афон. Город Пиза и его знаменитая колокольня. «Окаянная скала» — остров Мальта. Мальтийский орден. Нотр-Дам де Пари – собор Парижской Богоматери архитектурный шедевр готического стиля. Лувр – бывший дворец Французских королей. Замки Луары: Амбуаз, Шамбор, замок мост Шенонсо, Блуа, Шинон. Крепость Архангела Михаила. Самый большой дворец в мире Версаль: история создания, архитектура. Крепость-тюрьма Бастилия: история создания и разрушения. Тауэр – мрачная и неприступная крепость на берегу Темзы. Собор Святого Кутберта в Дареме: история создания, архитектурные решения. «Дорога Великана» — странное нагромождение камней в Ирландии. Легенды и сказания о Дороге Великана. Форты и церкви Лиссабона. «Яичный желток» Барселоны – готический квартал города: архитектура, история строительства. Архитектурный ансамбль в испанской Гранаде Альгамбра. Остров гейзеров Исландия и его достопримечательности: вулканы, гейзеры, водопады. Норвежские деревянные церкви «ставкирки» в форме кораблей: история и легенды. Замок прусского короля Фридриха 2-го, Сан-Суси образец архитектуры рококо.

Десятинная церковь – первый русский храм: история строительства и разрушения. История создания и архитектура Новгородского Детинца, древнейшего из сохранившихся русских кремлей. Псковский кром – центр средневекового города, крепость: башня Кутекрома, Величевая площадь, Троицкий собор. Старый Изборск – «молодший брат» Пскова стратегически важный пограничный пункт 14-15 веков: история города, Труворово городище. Владимир на Клязьме, Храм Покрова на Нерли. История строительства Москвы и её величественных сооружений: Спасских ворот, Московского Кремля, Успенского собора, Архангельского собора, Благовещенского собора и других. Арбат – знаменитая московская улица, заповедное место. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой – самое выдающееся произведение русских зодчих. Древний город Муром: история города. Нижегородский кремль: история строительства, архитектура. Успенский собор в Рязани. «Римский виадук» в Калуге: история строительства, архитектура. Старые ворота Сибири Верхотурье и его замечательные сооружения. Знаменитые Красноярские Столбы – природный заповедник.

Города в песках. Шумер – самая ранняя цивилизация на земле. Города Месопотамии. Большая Купальня в Мохеджо-Даро – техническое чудо Индийской культуры. История раскопок Вавилона. Древний королевский город Непала Катманду: комплекс Сваямбхунагх, площадь Вассантпур, Башня Гадди Байтхак, дворец Кумари Бахал, пагода Кастамандап, храм Кришна Мандир. Древности Дамаска. История Дамаска. Живая вода Мёртвого моря. Иерусалим и его исторические объекты: Стена плача, Гефсинский сад, Масличная гора, Улица Крестного пути, гора Голгофа, Храм Гроба Господня, скальный храм Куббат ас-Сахра. Бронзовый храм на острове Шри – Ланка. Боробудур – второй по величине храм мира на острове Ява: история храма, архитектура. Стамбул: история города. Архитектурные реликвии Стамбула: мечеть Айя-Софии, Голубая мечеть, гробница Абдурахмана. Главная пагода Тайланда – Белая пагода в Бангкоке. Великая Китайская стена: история создания. Шведагон – крупнейший буддийский храмовый комплекс в Юго-Восточной Азии. Священный бык Нанди, огромный каменный бык в индийском городе Майсуре – мифическое существо. Прибрежные храмы Махабалипурама: Салуван-Куппан, Кришна Мантапарам. Персеполь: история разрушения, архитектурные достопримечательности. Баальбек – храмовый комплекс Ближнего Востока: история города, храм Солнца. Загробные воины Сианя — многотысячная армия из глиняннх солдат. Мечеть исфахана в Центральной Персии. История Имперского города в Пекине. Сигирийя – город-дворец на огромной скале: история создания. Древний город Лахор: сады Шалимара, «Дом сновидений». Тадж-Махал – символ Индии. Сэто-Охаси – мост над внутренним Японским морем: параметры, история сооружения. Ходжа-Мумин – соляная гора в Таджикистане.

Доисторическая картинная галерея, самые знаменитые наскальные рисунки на плато Тассили-Аджер. Кто и как строил египетские пирамиды. Инени – знаменитый египетский зодчий. Сфинкс, исторические догадки. Эфиопский «Йерусалим» – священный город эфиопов Лалибэла: история создания, сооружения. Легендарный город в пустыне Тимбукту: «гавань в пустыне». Великий Зимбабве – самый большой в Африке памятник из камня после пирамид. Три комплекса Великого Зимбабве. Римский город в Африке Тимгат. Монастырь Святого Антония – самая древняя христианская обитель: жизнь Антония, сооружение церкви. Серенгети – заповедник в Танзании. Карфаген: история разрушений города. Хан эль-Халиль – знаменитый каирский базар.

Северная Америка

История создания статуи Свободы. Йеллоустоунский заповедник – самый большой национальный парк Америки: заповедные леса, каньоны, горячие ключи, известняковые террасы. Ольмекские головы – памятник древней ольмекской цивилизации в Мексике. Сиэтл: историческое прошлое и настоящее, изумрудный город. Небоскрёбы острова Манхэттен.

Центральная и Южная Америка

Мачу-Пикчу – древний заброшенный город инков на территории Перу: обнаружение города Бингемом, догадки и предположения. Дороги инков. Развалины Копана в Гондурасе – древнего города майя: история города, архитектура. Каменные тайны древнего города Тиауанако в Боливии. Сальвадор – самый древний город Бразилии. Архитектурные памятники Сальвадора, история города. Символ Бразилии – монумент Христа Спасителя: история создания. Город Бразилиа – третья столица Бразилии: история строительства, достопримечательности. Природный заповедник Ла Амистад в Коста-Рике: многообразие видов растений и животных. Боливийский город Потоси – самый высокий город в мире: история города, памятники архитектуры. Галапагосские острова: исследования Дарвина, природа островов. Доблестная Картахена – колумбийский порт: крепость Сан-Фелипе де Барахас и другие сооружения. Панамский канал: шлюзы, история строительства. Наска – пустыня в Перу с гигантскими рисунками: версии создания.

Австралия и Океания

Материк, где всё – самое-самое: история открытия материка, Уникальный континент-заповедник. Большой Барьерный риф: природа кораллового сооружения, опасность исчезновения. Новозеландский аквариум в Окленде: новый принцип устройства. Таравера – одна из вулканических вершин Северного острова Новой Зеландии: сюрпризы уснувшего вулкана. Варакавера – маленькая деревушка посреди величайшей в мире области гейзеров. Истуканы острова Пасхи: история обнаружения, загадка острова.

Программа кружка по географии

«Вокруг света»

МБСКОУ СКОШ № 34 VII вида

2. Перечень нормативных документов

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993)

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к образовательным программам для учреждений дополнительного образования детей»

Письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области»

Постановление администрации Озерского городского округа от 29.05.2014 № 1554 Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, подведомственных Управлению образования администрации Озерского городского округа».

Пояснительная записка

3.1. Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Вокруг света» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими работами.

3.2. Целями реализации программы являются:

— формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии

— получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

— ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

— более глубокое изучение отдельных вопросов физической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;

— изучение своего края, уникальных объектов, городов, народов, составление туристических маршрутов;

— умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов .

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

— способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;

— побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

— обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

— создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видеопутешествия, презентации, деловые игры, практикумы.

Кружок рассчитан на 68 занятий, проводится 2 занятия в неделю.

Возраст учащихся 13-14 лет (7 класс).

Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с задержкой психического развития. У обучающихся отмечается устойчивая сниженная работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности и повышенной возбудимости, связанных с нарушением эмоционально-волевой сферы. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объёме, непрочна. В большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное и словесно-логическое. Отмечаются функциональные нарушения речи.

Среди коррекционных задач выделены следующие:

— развивать познавательную активность учащихся;

— развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

— осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки планирования деятельности, самоконтроля, самооценки;

— развивать словарь, устную монологическую речь учащихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности.

На каждом занятии предусмотрена коррекция и развитие функций обучающихся по следующим направлениям:

— формирование мыслительной деятельности (стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления, развитие конкретно-понятийного мышления);

— развитие памяти, внимания;

— развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и (или) наглядного моделирования в различных видах деятельности;

— формирование мотивационных, ориентировочно-мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

— развитие предметно-практической деятельности;

— формирование пространственно-временных представлений;

— развитие эмоционально-волевой сферы (коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков);

— обогащение сенсорного опыта;

— коррекция индивидуальных пробелов в знаниях .

Сроки реализации программы – 2015-16 уч. год

4. Общая характеристика (краткое обоснование ценностных ориентиров содержания курса, организация образовательного процесса, воспитательная работа)

Данная программа предусматривает получение следующих воспитательных результатов в ходе изучения курса:

— повышение качества географических знаний и умений школьников;

— повышение интереса к предмету;

-повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественнополезной работе;

— активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

— рост самостоятельности школьников ;

— приобретение умений работы с различными источниками информации;

— повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;

— повышение общего уровня культуры школьников;

В течение учебного года учащиеся выполняют индивидуальную творческую работу.

Темы индивидуальных и групповых творческих работ

Русские путешественники, прославившие Россию.

Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).

Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».

Я – туристический гид по родному Уралу.

Страна, в которой я мечтаю побывать.

Этот континент меня удивил.

Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».

Мои кроссворды и викторины по географии.

Моя презентация (тема определяется учащимся).

5. Примерный учебно-тематический план

Посещая данный кружок, учащиеся узнают историю изобретения компаса, научатся решать географические задачи. Узнают о жизни земной коры. Познакомятся с тайнами Мирового океана, его растительным и животным миром. А также узнают о строении воздушного покрывала Земли, грозными явлениями в атмосфере. Как можно предсказать погоду по приметам и местным признакам.

В чем уникальность зеленой планеты? Растения и животные рекордсмены. Заповедники, заказники и национальные парки. Экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях. Ответят на многие, интересующие человечество, вопросы.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся.

Педагоги

Зимина Елена Сергеевна, учитель географии, 1 квалификационная категория.

Расписание

Содержание программы

1. Ориентирование на местности. Время, по которому мы живем. Солнце как маяк, Ориентирование по звездам и луне. Кто придумал компас. Загадочная стрелка. Движение по азимутам. Местность и карта. Географические координаты. Местные ориентиры.

2. Жизнь земной коры. Плавают ли материки. Как растут горы. О чем расскажут камни. Есть ли бесполезные ископаемые.

3. Голубая планета. Великие реки Земли. Удивительные озера мира. Твердый океан. бермудский треугольник. Водяное отопление материков.

4. Воздушное покрывало. Одежда Земли, Миф или правда: искусственный дождь. Живые барометры. Грозные явления в атмосфере.

5. Зеленая планета. Уникальные растения и животные. Зеленое богатство океанов. Экстремальные условия жизни.

Цели программы

Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.

Результат программы

Учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:

— истории их возникновения

Приобретут практические навыки и умения:

— работы с картой

— работы со справочной литературой

— навыки организации работы в группе

— правила поведения при выходе на экскурсию.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в кабинете географии.

В работе кружка используются наглядные пособия: карты, компасы, барометр-анероид, коллекция полезных ископаемых; настольные игры: Пазлы «Физическая география Забайкальского края», лото» Флора и фауна Забайкальского края»; видеоуроки.

Читайте так же:  Сообщение про заповедники и национальные парки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *