Мечеть на салавата юлаева

Мече?ть (араб. ??????? ? [?m?sd??d] — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 Архитектура и элементы
  • 4 Этикет посещения мечети
  • 5 Факты
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Общепринятая этимология [1] слова «мечеть» производит его от «масджид» (мн. ч. — масаджид), в свою очередь происходящего от арабского корня с-дж-д» — падать ниц — в значении места, и означает «место поклонения», «место совершения земного поклона» [2] [3] [4] . Оно указывает на место, где верующий может поклониться Богу во время молитвы, и не предполагает ничего, кроме ритуально чистого пространства. Другое возможное происхождение слова от аль-масджид аль-джами — «пятничное, или соборное, моление» [5] .

Мечеть служит местом сбора мусульман для совершения коллективных молитв. Кроме этого, мечети могут являться местами собрания народа, обучения основам исламской религии и т. д. [6]

Первой мечетью была Кааба [7] . По словам пророка Мухаммада, после Каабы была построена мечеть аль-Акса в аль-Кудсе (Иерусалиме). Эти две мечети, а также мечеть Пророка в Медине являются местами паломничества мусульман. В первые годы зарождения ислама мусульмане совершали молитвы в специально отведённых для этого местах и зданиях в отдалённых районах Мекки. Сам Пророк совершал молитвы и в окрестностях Каабы. Затем центром мусульманской общины Мекки был дом аль-Аркама. После того, как Умар ибн аль-Хаттаб принял ислам, мусульмане получили возможность совершения намазов у Каабы [6] .

Однако первой мечетью в Мекке считается дом сподвижника пророка Аммара ибн Ясира. Вторую мекканскую мечеть основал Абу Бакр. После совершения хиджры пророк Мухаммад распорядился построить в пригороде Медины Кубе мечеть, относительно которой был ниспослан следующий аят Корана: «…мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня, — достойнее, чтобы ты в ней стоял» [8] . После неё была построена мечеть Пророка в Медине [6] .

По сложившейся постепенно традиции, мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам в Мекке). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от 1 до 9 (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Исключения встречаются редко: благодаря масштабному культу личности Ниязова, стены мечети Туркменбаши Рухы в Туркмении также украшены цитатами из книги «Рухнама» [9] . Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Читайте так же:  Мечеть с юлаева

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:

  • квартальная мечеть — мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
  • соборная джума-мечеть — мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной;
  • кабире — центральная столичная мечеть;
  • мусалла (с перс. — «намазгох») — общегородская мечеть в виде открытой площади (для богослужений в праздники Курбан-байрам или Ураза-байрам).

Соборная мечеть переживает расцвет в эпоху Омейядов, когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины (уммы).

Параллельно с этим простые мечети приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.

У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Каабу в Мекке. Это направление на Каабу называется кибла (с ар. — «то, что находится напротив»). Стена любого молитвенного здания, обращённая к Каабе, тоже называется кибла.

В зависимости от архитектуры мечети делятся на следующие типы:

  • Мечеть с угловой постановкой минарета — в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте;
  • Мечеть с двумя минаретами — купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего Востока и Средней Европы.

Обычно мечети представляют собой одно или двухэтажное здание с куполом и минаретами. Внутри мечетей устанавливаются минбары и михрабы. Недалеко от мечетей находятся общественные туалеты и специальные комнаты для совершения омовений (вуду) [6] .

  • Михраб — ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
  • Аназа («стрела») — стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;
  • Минбар — отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
  • Максура — её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это — квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;
  • Дикка — специальные платформы, стоя на которых, муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;
Читайте так же:  Сонник толкование снов мечеть

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых хаузы.

Автор: muslimpress.ru · 15 октября 2009

Мечеть для каждого мусульманина – святое место. Место покоя, смирения и поклонения. Но иногда, находясь в мечети, мы забываем об этом. В этой статье рассказывается о том, какую роль играет мечеть в жизни мусульманина, и как мусульманин должен относиться к мечетям.

Искушенные красотой

К сожалению, у многих бытует мнение о мечетях, как о музеях; некоторые рассматривают красоту, стиль, качество ремонта, мебель и так увлекаются красотой, что забывают о глав-ном: мы, придя в мечеть, пришли в гости к самому Госпо-ду, ведь не зря мечеть зовется домом Аллаха. Я бы не хотел сейчас поднимать вопрос об ук-рашении мечетей и дозволеннос-ти этого, просто хочу рассказать о том, как мы с вами должны вести себя в ней.

Слово «масджид» с арабского языка переводится, как «место для поклонения». Отсю-да вытекает и суть мечети – это место повиновения нашему Со-здателю, покорности Ему и Его канонам. Мусульманин в мечети ощущает себя рабом перед Алла-хом и понимает, что нет ближе места к Нему, кроме этих мечетей! Мечеть – это место чтения Корана, поминания Всевышнего, со-вместной молитвы. Посещение мечети ради любопытства или для проведения своего досуга – такие намерения нарушают суть мече-ти!

Разговор начистоту

Забота о чистоте в мечети – од-на из важных тем, которая тре-бует внимания. Все мы знаем изречение о чистоте, которая явля-ется половиной веры. Поэтому мы должны четко представлять, что чистота мечетей – это показатель нашей веры. Если учесть и тот факт, что мечети убираются специальным персоналом, то оск-вернение их – греховное дело!

Читайте так же:  Калькутта мечети

Как же Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, реагировал на грязь в мечети? Однажды он, увидев плевок в мечети, протер его и обратился к спод-вижникам, сказав: «В Суд-ный день этот человек придет, и этот плевок будет на его лице» (Ибн Хиббан, 4/517).

Также Посланник Аллаха, да благосло-вит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне были показаны са-мые лучшие и самые худшие по-ступки моей общины: самый луч-ший поступок – убирание камня с дороги, самый худший – плевок в мечети» (Муслим).

Под понятием «плевка» понимается любой мусор, оставленный в мечети. Посланник Аллаха, да благосло-вит его Аллах и приветствует, гово-ря эти слова, хотел подчеркнуть, что сорить – это не уважать дом Аллаха и мусульман.

Еще один факт, свидетельству-ющий о важности мечети в жиз-ни мусульманина, отражен в ха-дисе, где сказано, что «Послан-ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвраща-ясь из поездки, прежде чем войти домой, заходил в мечеть и прочи-тывал два раката молитвы» (Муслим, 2769; аль-Бухари, 4418).

Какова польза от посещения мечети?

Проанализировав все изречения Пророка, да благосло-вит его Аллах и приветствует, относительно мечети, можно выделить следующие аспекты:

– каждый шаг идущего в мечеть вознаграждается;
– посещение мечети побуждает к коллективности мусульман;
– в совместной молитве уменьша-ются наущения сатаны;
– человек теряет качество лице-мера, более того, соблюдение первого такбира совместно слу-жит защитой от лицемерия (ат-Тирмизи, 241);
– молитва всех может быть при-нята из-за одного праведного че-ловека среди молящихся;
– встреча с мусульманами в ме-чети побуждает совершать и другие виды поклонения: приветствие, руко-пожатие, получение знаний, ре-шение религиозных вопросов;
– человек, приходя в мечеть, со-храняет свою религию и ее пос-тулаты;
– в совместной молитве молящи-еся просят проще-ния у Аллаха друг за друга;
– ниспосылаются ангелы и на-крывают молящихся своими крыльями (Муслим, 661);
– соблюдение ночных и утренних молитв в мечети вознагражда-ется так же, как выстаивание молитвы всю ночь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *