Мечети в подмосковье

В Подмосковье для правоверных сегодня открылись мечети. Правда, зайти туда можно только при соблюдении ограничений: только в маске и перчатках. Обязательно нужно соблюдать дистанцию, сообщает телеканал « МИР 24».

«Это первый шаг на пути возвращения наших общин к полноценному формату деятельности. И я настоятельно призываю всех своих единоверцев при посещении мечетей и мусульманских центров соблюдать все санитарные предписания, чтобы сберечь свое здоровье и не допустить ухудшения эпидемиологической ситуации», – сказал председатель Духовного управления мусульман Московской области Муфтий Рушан Аббясов.

Также всем необходимо будет захватить с собой молитвенный коврик, а ритуальное омовение провести дома.

Посетить мечеть мусульмане смогут пока только в 14 городах Московской области: Ногинске, Старой Купавне, Орехово-Зуево, Щелково, Солнечногорске, Наро-Фоминске, Звенигороде, Коломне, Яхроме, Зарайске, Домодедово, Тучково, Шаховской и в Родниках. Остальные общины пока собираться в мечетях не будут. Традиционные пятничные молитвы будут проходить на открытом воздухе. Людям старше 65 лет имамы пока не рекомендуют их посещать.

Пресс-служба Совета муфтиев России сообщила об открытии некоторых мечетей и мусульманских центров в Московской области.

После ослабления ограничительных мер, введенных в связи с пандемией, для мусульман сегодня открылись мечети. Их посещение возможно при условии соблюдения санитарных предписаний и ограничений.
Зайти в мечеть можно только в маске и перчатках и обязательно соблюдать дистанцию.

«Это первый шаг на пути возвращения наших общин к полноценному формату деятельности. И я настоятельно призываю всех своих единоверцев при посещении мечетей и мусульманских центров соблюдать все санитарные предписания, чтобы сберечь свое здоровье и не допустить ухудшения эпидемиологической ситуации», — пояснил председатель Духовного управления мусульман Московской области Муфтий Рушан Аббясов.

Посетить мечеть мусульмане смогут пока только в 14 городах региона: Ногинск, Старая Купавна, Орехово-Зуево, Щелково, Солнечногорск, Наро-Фоминск, Звенигород, Родники, Коломна, Яхрома, Зарайск, Домодедово, Тучково, Шаховская. Остальные общины собираться в мечетях пока не будут.

Традиционные пятничные молитвы станут проходить на открытом воздухе. И людям старше 65 лет имамы пока не рекомендуют их посещать.

В исламе желающие вступить в брак мужчина и женщина обязаны совершить обряд никах.

Что такое никах

По нормам ислама никах — это очень важное и знаковое событие. Никах — это союз, заключаемый между мужчиной и женщиной. С арабского слова никах или никях переводится как бракосочетание.

Никах имеет очень длительную историю, еще с давних времен мужчина, изъявлявший желание жениться на понравившейся девушке, должен был выйти на главную площадь (улицу) города или деревни и громко сообщить всем, что берет ее в жены.

Никах состоит из нескольких этапов: сговор, сватовство (хитба), передача невесты в дом жениха (зифаф), свадебное торжество (урс, валима), фактическое вступление в брачные отношения (никах).

Чтобы совершить никах, влюбленные должны выполнить несколько обязательных условий и подойти к этому событию со всей ответственностью.

Условия для никаха

Никах по шариату — брак между женщиной мужчиной, основанный в первую очередь на принципах гласности. Ислам не одобряет намерение пары жить вместе, не говоря об этом никому, это считается большим пороком. Важно, чтобы общество обязательно признало новую семью.

Никах может состояться только после выполнения нескольких условий:

1. Супруг должен быть совершеннолетним мусульманином.

2. Жених и невеста должны дать согласие на брак.

Все мазхабы, кроме ханафитского, настаивают на том, что условием действительности брака является добровольное согласие обеих сторон. Если невеста является девственницей, необходимо также согласие её опекуна.

За неполноправных и недееспособных решают хозяева, опекуны и посредники.

Вдова или разведенная женщина дает согласие на никах сама через доверенного.

3. Женитьба между родственниками строго запрещена.

Супруга не должна подпадать под категорию махрам (близкий родственник). К ним относятся: мать (в том числе молочная мать), бабушка, дочь, внучка, родная и молочная сестра, дочь родной сестры или дочь родного брата, сестра матери или сестра отца, тёща, бабушка жены, падчерица, мачеха и невестка.

Разрешено кровное родство не ближе третьей степени по боковым линиям.

4. Со стороны девушки на церемонии должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола.

Свидетелями на свадьбе могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две женщины (в исламе голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным.

Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие на бракосочетании как минимум двух свидетелей мужского пола является обязательным условием законности брака.

Ханафиты полагают достаточным присутствие двух мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Однако если все свидетели — женщины, такой брак расценивается ханафитами как недействительный. Важно отметить, что в ханафитском мазхабе справедливость свидетелей не является необходимым требованием. При этом ханбалиты и шафииты настаивают на том, чтобы эти свидетели были справедливы (адиль).

Что касается маликитов, то они считают допустимым произнесение брачной формулы без присутствия свидетелей. Однако факт первой брачной ночи при этом должен быть засвидетельствован двумя мужчинами, в противном случае договор о браке аннулируется и объявляется о разводе без права возвращения.

В джафаритском мазхабе присутствие свидетелей вообще не считается обязательным (ваджиб), оно лишь желательно (мустахабб). Если мужчина-мусульманин женится на не мусульманке, то свидетелями с ее стороны могут быть и не мусульмане.

Тем не менее, все пять перечисленных школ считают достаточным, чтобы о браке знал лишь узкий круг людей, оповещение широких слоёв общественности о совершившемся браке не обязательно.

5. Жених дает за невесту калым, то есть уплатить махр.

Имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака (никаха) называется махром. В древности калым предполагал, что это должен быть очень щедрый дар за красавицу, например табун лошадей или верблюдов. Сейчас же суммы подарков более скромные.

Жених должен сделать невесте подарок на сумму не менее 5 тысяч рублей. Чаще всего таким подарком бывает какое-то золотое украшение. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое пожелание невесты в будущем. Это может быть просьба купить квартиру, машину, приобрести другое имущество, главное, чтобы подарок имел стоимость не менее 10 тысяч рублей.

Махр является одним из главных условий для заключения брака. Махр определяется во время сговора (хитба) по соглашению между представителями сторон брачующихся. В случае вдовства или развода по требованию мужа (таляк) махр остаётся у жены. Махр выплачивается непосредственно жене и является частью её собственности. На обязательность махра указывает 4 аят суры ан-Ниса.

В качестве махра могут выступать всё, что имеет какую-либо стоимость и на что может быть распространено право собственности. Это могут быть деньги, драгоценные камни или металлы, или любое другое ценное имущество. Если стороны не оговорили размер махра при заключении брачного договора, то в этом случае отдается установленный шариатом минимальный размер махра.

Так, в ханафитском мазхабе минимальный махр равен стоимости 33,6 граммов серебра или 4,8 граммов золота; в маликитском — три дирхема; в джафаритском мазхабе махром может служить, всё, что имеет хотя бы мизерную стоимость. Если супруги уже имели интимные отношения, муж обязан либо заплатить эту сумму, либо расторгнуть брак и выплатить половину от неё. Выплата меньшей суммы запрещено, даже если она оговаривалась до заключения брака.

Во всех суннитских правовых школ, за исключением маликитского, махр не является необходимым (фард) условием для заключения брака. Таким образом, если немаликит по каким-то исключительным причинам не сумел выплатить махр, то его брак не расторгается.

Время выплаты махра должно быть оговорено при заключении брака. Он может быть выплачен либо сразу по заключении брачного договора, либо путём разделения на части, либо при разводе. Махр может быть передан опекуну или доверенному жены, либо непосредственно жене. Неуплата махра в обусловленный срок дает жене право на условное расторжение брака (фасх), он продолжается впредь до его уплаты.

6. Мужчинам разрешено жениться только на мусульманках, христианках и иудейках.

Брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, рожденные в такой семье, могут воспитываться только согласно Корану.

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за за представителей иных вероисповеданий. Проводить никах и выходить замуж за «неверного» крайне нежелательно.

Количество жен в исламе ограничено четырьмя, поэтому человек, имеющий четырёх жён и желающий взять в жены ещё одну, обязан развестись с одной из прежних.

Полиандрия (многомужество) в исламе запрещено. Вдова или разведенная женщина прежде чем вновь выйти замуж должна выждать определённый срок «идда», в зависимости от мазхаба он составляет от 4 до 20 недель.

Требования к жениху и невесте в исламе

В исламе рекомендуется, чтобы муж и жена при совершении никаха соответствовали друг другу по возрасту и общественному положению. Предпочтительней всего жениться на дальней, а не близкой родственнице.

Произносящие формулу брачного договора мужчина и женщина должны быть вменяемыми и взрослыми, если только брак не заключается их попечителями.

При выборе невесты мужчинам рекомендуется обращать внимание на её религиозность, нрав, красоту, способность рожать и происхождение.

Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено (харам) и считается прелюбодеянием (зина).

Никах между мусульманином и христианкой

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за немусульманина. Мужчинам-мусульманам запрещено жениться на язычнице или неверующей женщине, разрешено, но нежелательно жениться на христианках или иудейках.

Стоит отметить, что никах — это обряд, который проводится не только между мусульманами. К примеру, брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, рожденные в такой семье, могут воспитываться только согласно Корану.

Женщины, исповедующие ислам, как правило, не имеют возможности выходить замуж за представителей иных вероисповеданий.

Проводить никах и выходить замуж за «неверного» крайне нежелательно. При таких обстоятельствах девушке придется выбирать, что ей важнее — вера или любимый человек. Если же ее жених добровольно принял ислам, никах разрешается.

Этапы бракосочетания в исламе

Порядок бракосочетания в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса. Его разработкой занимались исламские правоведы первых веков ислама.

Бракосочетание состоит из нескольких этапов:

  • Первый этап — сговор, сватовство (хитба).

Шариат обязывает жениха, прежде чем жениться, посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься. Это необходимо и для того, чтобы женщина познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать её мужем, и для того, чтобы у жениха было ясное представление о его будущей жене.

Мужчине разрешается посмотреть на женщину независимо от того, даст она на это своё разрешение или нет. Он может делать это неоднократно, однако ему дозволено смотреть только на ее лицо и кисти рук.

Жених сам или через доверенного делает предложение доверенному невесты (отцу или опекуну) и договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене (махр) и других условиях, входящих в брачный договор (сига).

  • Второй этап — передача невесты в дом жениха (зифаф).

Если невеста ещё ребёнок, то её передача откладывается до достижения ею совершеннолетия (13-15 лет).

Данный обычай относится к числу узаконенных шариатом.

  • Третий этап — свадебное торжество (урс, валима).

Во время свадебного торжества оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть (садак).

  • Четвертый этап — фактическое вступление в брачные отношения (никах).

Бракосочетание желательно провести в мечети. Брачный договор заключается при свидетелях, коими могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу. После этого никах считается свершившимся.

Как проходит обряд никах

Обрядность бракосочетания зависит от достатка и общественного положения семей брачующихся и от местных обычаев. Мусульманам по возможности желательно пригласить на свадебную трапезу друзей и родственников.

В настоящее время в большинстве исламских стран никах регистрируется брачным нотариусом (ма’зуном). Несмотря на то, что общий процент полигамных браков никогда не был высок, в отдельных странах принимаются меры по ограничению таких браков, вплоть до полного их запрещения.

На этих торжествах царит всеобщая радость; близкие друзья, родственники и соседи разделяют радость с молодоженами и поздравляют их по случаю заключения брака. Во время свадьбы допускаются невинные развлечения, доставляющие людям радость и украшающие торжество. Во время свадебных торжеств женщина входит в дом мужа в окружении улыбающихся и оказывающих ей знаки уважения людей.

В ряде стран во время проведения мусульманских свадьб совершается ряд запретных действий, противоречащих духу ислама. К числу наиболее запретных вещей относится совместное времяпрепровождение мужчин и женщин, танцы, песни и распитие алкогольных напитков.

После брака у мужа и жены появляются 4 главных обязанности: — жена не может покидать дом без разрешения мужа; — супруга не должна отказывать мужу; — муж, в свою очередь, полностью содержит жену и никогда не должен попрекать ее в этом.

Первая брачная ночь

Первая брачная ночь — это тот период, которого с трепетом и волнением ждут все новобрачные. Этот период требует от мужчины максимальной нежности, терпения и деликатности, чтобы унять испуг девушки.

Если первая ночь будет полна для обоих новых и приятных ощущений, жена будет вспоминать ее всю жизнь. Каждому мужчине необходимо усвоить, что первая ночь может оказать большое влияние на будущую жизнь семьи.

Во время брачной ночи следует придерживаться ряда важных правил:

    Молодым желательно надеть на себя нарядные одежды, надушиться благовониями. Роскошь нарядов подогреет интерес друг к другу и поможет настроить молодых на нужный лад. Яркое украшение комнаты также приветствуется.

Во время близости в комнате молодоженов не может быть посторонних — ни людей, ни животных.

  • В помещении необходимо погасить или уменьшить свет лампы или же раздеваться за занавесью. В этот момент мужчине лучше всего не смотреть в сторону невесты, чтобы не смущать ее. Тем более, нельзя жадно рассматривать ее тело. Сначала нужно снять верхнюю одежду, а нижнее белье — уже в постели, под покрывалом.
  • Если невеста не может успокоиться и испытывает сильное волнение, жених должен постараться понять ее и отложить половой акт на следующий день. Излишняя настойчивость или грубая сила тут неприемлемы.
    • После интимных отношений молодым желательно искупаться. Наутро, после брачной ночи, новоиспеченная пара проводит ритуал омовения. Также омовение проводится в том случае, если молодые решили повторить половой акт. Затем накрывают стол, чаще всего приглашают родственников.

    Секреты брачной ночи

    • Немногие догадываются, что секс в первую брачную ночь у мусульман не является обязательным. После свадьбы отношения между супругами — их личное дело. Жена первое время может даже не раздеваться перед мужем. А их отношения могут сводиться к разговорам и домашним делам. Такие нормы объясняют тем, что, если мусульманский брак совершают по всем правилам, молодые люди совершенно не знакомы друг с другом. Естественно, в такой обстановке нужно для начала побороть стеснение и неловкость — запастись временем.
    • Если брачная ночь пришлась на менструальный цикл невесты, то половой акт откладывают на другие дни, ибо половое сношение в дни хайда является харамом.
    • Согласно шариату после бракосочетания муж обязуется вступать со своей женой в половую связь не реже раза в четыре месяца.
    • Если молодая супруга невинна, муж проводит с ней семь ночей, а если брак для нее не первый — достаточно и трех ночей.
    • Согласно шариату, невеста до свадьбы должна быть девственницей. Но если у мужа появляются сомнения на ее счет, нельзя думать о ней плохо — это грех. Оскорблять и угнетать жену только на основе своих предположений недопустимо.
    • Распространенный в исламе обычай ожидать завершения половой близости между молодыми за дверьми комнаты не только не обязателен, но и вовсе нежелателен. Проверка постели, чтобы удостовериться в невинности невесты, подслушивание и вопросы —все это нарушает предписания ислама не шпионить и не подсматривать за другими людьми. Он делает достоянием общественности то, что является тайной между молодыми.
    Читайте так же:  Картинки красивейшие мечети мира

    Никах в Таджикистане

    Никах в Таджикистане имеет ряд особенностей. К примеру, таджикская невеста не дает своего согласия на замужество, как это принято в других странах.

    В этот очень ответственный момент, когда сваты спрашивают, согласна ли девушка выйти замуж за молодого человека, у таджичек включается упрямство. и несговорчивость.

    Раз у нее спросят, она молчит, два — молчит, на третий с уговорами подключаются родственники и подруги. Они до боли щиплют руку молчаливой красавице, а она не издает ни звука. Молчание — золото, конечно, но в данном случае это просто знак смущения и еще таджикская традиция: невеста не должна сразу давать согласие и кидаться на шею жениха. Не по-таджикски все это.

    И тут начинается самое интересное: чтобы «подсластить» девушку, свидетели со стороны жениха кладут на праздничный дастархан дорогие подарки, а затем и деньги. Иначе не выдавить у красавицы положительного ответа, и затянется процесс уговаривания надолго.

    И наконец, в очередной раз, когда мулла уже довольно нервно задает вопрос, согласна ли она стать женой того самого парня за дастарханом, сидящая с опущенной головой под чадрой красавица под натиском родных вполголоса говорит: «Да».

    Со стороны это может показаться наиграно, поскольку «Нет» она вряд ли бы уже сказала: будь она против, дело бы ведь и вовсе не дошло до никаха. Но что бы там ни гласили традиции, истинной таджичке все равно стыдно вот так сразу быстро ответить на такой важный вопрос.

    Второй особенностью является тот факт, что с недавнего времени многие священнослужители в Таджикистане лишены возможности проводить религиозный обряд бракосочетания — никах. Эта обязанность будет возложена только на имам-хатибов зарегистрированных в Таджикистане мечетей.

    Кроме того, с 2011 года совершение мусульманского обряда никах не разрешается без наличия у пары документа о законной регистрации брака.

    Расторжение никаха

    Расторжение — это прекращение брака (никаха), при котором муж получает компенсацию от жены.

    Расторжение брака не является разводом, а считается лишь прекращением брака. Об этом сказано в книге имама Аш-Шафи‘ий «Ахкямуль-Кур`ан».

    Расторжение бракосочетания не желательно. Данное действие — это макрух, в котором нет вознаграждения, но и греха тоже нет.

    У мусульманских народов к расторжению брака принято прибегать лишь в самой крайней ситуации. Расторжение брака разрешено, но оно ненавистно Богу.

    Однако существует ряд исключений, когда расторжение возможно:

    — если супруги боятся дальнейших разногласий между собой;
    — если один из супругов боится, что будет ущемлять права другого;
    — если муж вызывает у жены неприязнь и отвращение;
    — если жена вызывает у мужа неприязнь из-за совершения ею прелюбодеяния и тому подобное, например, если она не выполняет намаз;
    — если муж, передумав, желает спасти свои отношения после того, как он дал клятву, или поставил условие. Тогда для выхода с того положения, он может сделать расторжение.

    Условия расторжения

    В исламе развод получить довольно просто. Мужчине достаточно произнести фразу: «Ты разведена», и с этого момента начинается период, в течение которого у мужчины и женщины есть возможность подумать и найти иные пути.

    Женщина тоже может быть инициатором. Но в этом случае ей надо обратиться к мусульманскому судье или священнослужителю, который рассмотрел бы причины развода, после этого имам берет на себя ответственность и дает развод.

    Традиционно, нормы шариата признают за мужчиной исключительное право осуществлять в любое время без всяких объяснений односторонний развод путем троекратного произнесения формулы развода. При этом не требуется ни согласия жены, ни даже ее присутствия. Он называется по-арабски «талак».

    При произнесении формулы должны быть соблюдены следующие условия: муж должен быть дееспособен обращаться к жене во втором или в третьем лице, используя любые производные от корня талака, что означает «отпускать», «освобождать». Формула развода может быть абсолютной (мунжаз) (например, «Ты разведена»), а может быть условной (муаллак) (например, «Я разведусь с тобой, если ты войдешь в этот дом»).

    Только после произнесения формулы в третий раз брак прекращается, после же произнесения формулы в первый и во второй раз расторжения брака не происходит, но женщина обязана в доме мужа или, если он разрешит, в доме своих родителей соблюдать период идда (три месяца после первого произнесения формулы), во время него муж может передумать и возобновить совместную жизнь.

    Существуют несколько правил, когда пара может расторгнуть никах.

    1. Если например, муж говорит жене: «Я расторгнул Никях за такую-то сумму», и женщина при этом соглашается.

    2. Муж может сам расторгнуть Никях, а может поручить сделать прерывание доверенному лицу от своего имени.

    3. Женщина может сама компенсировать, или от её имени это сделает кто-то другой. Например, другой мужчина может предложить мужу расторгнуть Никях за определенную сумму, и муж при этом соглашается.

    После расторжения Никяха женщина освобождается от мужа и не может вернуться к бывшему мужу, пока он не сделает с ней новый акт бракосочетания в присутствии попечителя и двух свидетелей.

    Чем расторжение никаха отличается от развода

    По сути, расторжение никаха полностью аналогично разводу, но отличается от него в следующих случаях:

    Во-первых, расторжение не включается в счет 1-2-3 разводов.

    Во-вторых, при возобновлении никяха обязательно заключать его в присутствии попечителя и двух свидетелей, независимо от того, возвращается жена в период идда или нет.

    Любой развод, произведенный вследствие вспышки ярости или возникшей ссоры, не имеет никакой силы — при условии, что прежде человек не связывал с ним свои стремления, не замышлял план развода, предварительно подготавливая для его осуществления необходимые условия и предпосылки.

    Как происходит расторжение никаха

    Верующий мусульманин обязан стремиться к тому, чтобы любыми путями пытаться сохранить семью. Обычно на размышление паре дается три месяца, и, конечно, людям советуют не спешить, понять, что никто в этом мире не идеален.

    Талак является окончательным, кроме того, что на основании принесенной клятвы воздержания от супружеской жизни и на основании нехватки материального содержания. В свою очередь, талак отменяем, кроме после произнесения формулы развода в третий раз, развода до начала супружеской жизни и если муж наделил жену правом на развод, которым она воспользовалась. Развод хал окончателен.

    После третьего произнесения формулы мужчина может жениться на своей разведенной супруге, только если она выйдет замуж за другого мужчину, разведется с ним и соблюдет период идда.

    Когда жена может сама подать на развод

    По ханафитскому мазхабу разрешается передача жене права на развод при заключении никаха или спустя какое-то время после этого.

    Кроме того, если муж или жена обнаруживают друг в друге определенные недостатки, то имам имеет право расторгнуть брак по заявлению одного из них.

    К таким недостаткам относятся:

    К причинам развода по ханафитскому мазхабу могут относиться:

    1. исчезновение супруга без вести (в пути, в плену, в тюрьме);

    2. ненависть друг к другу, безнравственность;

    3. тяжелая болезнь, сумасшествие;

    4. чрезмерное совершение грехов, расточительность, скупость, прожорливость одного из супругов, приводящие к ухудшению положения семьи;

    5. бесплодие одного из супругов;

    6. непонимание друг друга;

    7. плохое отношение мужа к жене или жены к мужу;

    8. недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни;

    9. возникновение препятствий для брака (например, выясняется, что жена — молочная сестра). В этом случае брак автоматически аннулируется;

    10. ридда (отступления от веры). В этом случае брак аннулируется, но если бывший муж или жена вернется в ислам в течение срока идда (трех месячных циклов), то никях восстанавливается, и нет необходимости заново его читать;

    11. зина (прелюбодеяние);

    12. несоблюдение повелений Аллаха.

    Материальное содержание жены после развода

    После развода женщина должна соблюдать период воздержания идда, в течение которого она не может вновь выйти замуж. Цель этого требования — избежать возможной путаницы в вопросах отцовства. Длительность периода различается в зависимости от ряда обстоятельств и прежде всего от того, ожидает или нет женщина ребенка, является она разведенной или вдовой.

    Материальные права разведенной жены различны. Так, в случае отсутствия детей жена имеет право на получение материального содержания в течение периода воздержания идда.

    В случае талаке жена имеет право еще и на получение особого «утешительного» подарка (мута). Слово мута, в дословном переводе «удовольствие», встречается в двух совершенно разных правовых терминах мусульманского семейного права:

    1) заваж аль-мутъа — временный брак, или, в дословном переводе, брак-удовольствие. Временный брак заключается на определенный срок, который может составлять как несколько часов, так и много лет. Заключение временного брака требует присутствия двух свидетелей и вручения жене брачного дара, однако между парой не возникает права наследования, жена соблюдает сокращенный период воздержания, идда, и дети сразу переходят под опеку отца.

    2) мута ат-талак или нафака аль-мута — особый подарок, или компенсация, получаемая женой при талаке.

    Вопрос о том, является ли мута подарком или компенсацией, т.е. обязанность ли это мужа или нет, по-прежнему является предметом спора между мусульманскими правоведами.

    В случае наличия ребенка, кроме выплаты материального содержания на ребенка и оплаты достойного жилья для него, муж должен еще выплачивать:
    1) если ребенку нет еще двух лет — вознаграждение бывшей жене или кормилице за кормление ребенка;
    2) вознаграждение бывшей жене за осуществление надзора за ребенком.

    Что касается материального содержания детей, то отец должен материально обеспечивать своих детей до достижения ими совершеннолетия или до 25 лет, если они учатся. Но в любом случае отец обязан материально обеспечивать дочь, пока обязанность материального обеспечения не перейдет к ее мужу.

    Согласно Кораническому Откровению, супружеский союз между мужчиной и женщиной является одной из важных заповедей, выполнение которой позволяет человеку обрести милость и благодать Всевышнего, познать радости и достоинства семейной жизни, исполнить замысел Господа о продолжении рода человеческого.

    “Аллах сотворил для вас супруг и супругов из вашей среды, и создал для вас через супруг и супругов ваших детей и внуков, и наделил вас благими дарами” (Св. Коран, 16:72).

    “И из Его знамений то, что сотворил Он для вас жен из вашей среды [природа мужчин и женщин одна, они дополняют друг друга], дабы находили вы успокоение с ними. А также то, что заложил Он в вас любовь и милосердие друг к другу. Поистине, во всем этом – знамения для размышляющих” (Св. Коран, 30:21).

    Узаконив брак между мужчиной и женщиной, Мудрый и Справедливый Творец установил угодный Ему порядок заключения супружеского союза.

    ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДВАРЯЮЩИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА

    Исходя из норм шариатского права и исламской традиции, юноша, имеющий намерение жениться, должен соблюсти следующие требования, предваряющие заключение брака:

    – обратить внимание на девушку без ее ведома;

    – если она произвела внешне благоприятное впечатление, то пообщаться с ней в людном месте;

    – предварительно удостовериться в том, что заключению данного брака нет никаких препятствий, предусмотренных исламским законодательством (например, кровное или молочное родство);

    – если она подходит по мировоззренческим принципам и ценностным ориентирам, то намекнуть ей о своем намерении жениться на ней;

    – если девушка согласна на брак, переговорить с ее родителями (или опекуном) для получения их согласия;

    – при получении полного согласия на бракосочетание со стороны девушки и ее родителей (или опекуна) организовать сватовство и помолвку;

    – оговорить определенный срок церемонии бракосочетания.

    В качестве одного из первых шагов к заключению брака юноша должен в явной или завуалированной форме засвидетельствовать избраннице свое намерение жениться на ней. При взаимном согласии вступить в брак, организуются сватовство и помолвка.

    Помолвка есть акт публичного обещания сторон сочетаться супружескими узами, но она не дает жениху и невесте, будущим супругам, большего права, чем право общения в обществе родственников или людном месте. По мнению большинства богословов, во время и после помолвки юноше можно смотреть лишь на те части тела девушки, которые не являются ‘ауратом (лицо и кисти рук). Обниматься или целоваться категорически запрещено, так как до женитьбы молодые люди остаются еще чужими друг для друга.

    Исламские богословы едины во мнении о том, что если на предложение юноши имеется явное согласие со стороны девушки, то в этом случае второе сватовство к этой девушке канонически запрещено. При отсутствии явного согласия сватовство со стороны другого мужчины допустимо.

    Согласно хадису, мужчина “…не имеет права помолвки против [уже имеющейся] помолвки брата своего, кроме как после [его] отказа или с его позволения” (хадис от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и Ахмада).

    Если к девушке посваталось несколько юношей не зная, о намерениях друг друга, то ничего предосудительного в этом нет.

    ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДУХОВНОГО ПОРЯДКА.

    Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: “О юноши! Кто из вас имеет возможность жениться – пусть женится. А кто не имеет такой возможности – пусть постится”. Исламские богословы считают, что под “возможностью” подразумеваются физическое и психическое здоровье, моральная готовность, материальный достаток и религиозная грамотность как условия для полноценной семейной жизни.

    В будущей жене или предполагаемом муже необходимо обратить внимание на здоровье, морально-нравственные качества и материальный достаток. Однако самым главным качеством является духовно-религиозная грамотность и благочестие. “Сочетайтесь браком с людьми благочестивыми, благонравными. Если кто-то из вас будет беден, Всевышний обогатит вас по милости Своей” (Св. Коран, 24:32).

    Пророк говорил: “Выбирайте супругу по четырем критериям: по материальной обеспеченности, воспитанности [в первую очередь – в отношении супруга и его родственников], красоте и религиозности. Но особое внимание обратите на религиозность” (хадис от Абу Хурайры; приведен во всех шести сводах достоверных хадисов, а также в св. х. Ахмада).

    В другом хадисе пророк Мухаммад предостерегает: “Не женитесь на девушке [только] из-за ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь [только] из-за ее богатства, ибо это сделает ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности!” (хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара; св. х. Ибн Маджа, аль-Барраза, аль-Байхакы). То есть главным фактором, побуждающим совершить столь ответственный шаг, каким является женитьба, должно быть не богатство или красота, а именно религиозность будущей супруги.

    “У Пророка спросили: “Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?” Он ответил: “Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе или приказе. И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому” (хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада).

    Две главные цели, которые преследуются при выборе супруги: 1) чтобы она принесла в дом счастье и спокойствие; 2) чтобы она могла воспитать будущих детей в духе высокой морали, религиозной нравственности и богобоязненности.

    Исходя из исламских религиозных канонов, можно назвать качества, наличие которых в будущей супруге желательно:

    – способность родить более одного-двух детей;

    – благородное происхождение (принадлежность к семье, известной своей религиозностью и смирением);

    – наибольшая отдаленность по линии кровного родства.

    При этом важно исходить из того, что будущая супруга станет единственной. Ибо в ином случае велика вероятность того, что муж не сможет исполнить строжайший коранический завет – проявлять справедливость в отношении всех жен. В Священном Коране сказано: “…Женитесь на тех женщинах, что приятны вам, – двух, трех или четырех. А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы [к ним во всем], то – [только] на одной…” (Св. Коран, 4:3). Однако, зная Свое творение и желая ему блага в обоих мирах, Господь говорит: “Вы никогда не сможете быть справедливы [по отношению] к нескольким женам, даже если очень постараетесь” (Св. Коран, 4:129). В хадисе также содержится предупреждение: “У кого будут две жены и он не станет явно одинаково относиться к ним, то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной [тела]” (хадис от Абу Хурайры; содержится в четырех из шести сводов хадисов и в св. х. Ахмада).

    Читайте так же:  Намаз при входе в мечеть

    Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее разумным, соответствующим исламским представлениям о богобоязненности и благочестии является моногамный брак. Наличие второй, третьей или четвертой жены – каноническое исключение, которое снисходительно допускается исламским брачным правом, но обусловливается рядом возможных обстоятельств. Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательн

    Исходя из принципов исламского права (фикха) и исторической практики, правоведы (факихи) определили условия, при которых возможно заключение нового, повторного брака. К ним относятся, например:

    – бесплодие или неспособность первой супруги к деторождению;

    – условия военного или послевоенного времени, когда число незамужних женщин и вдов (нуждающихся в обустройстве семейного очага, заботе и уходе) превосходит число мужчин;

    – физиологические особенности мужчины, выраженные в излишней сексуальной активности (при условии достаточного материального обеспечения двух или нескольких семей), что может создать почву для прелюбодеяния, которое есть великий грех перед Всевышним и семьей.

    КАНОНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ БРАКА.

    1. Отсутствие близких родственных связей или иных причин, препятствующих браку.

    Препятствием к браку могут стать причины как (1) постоянного, так и (2) временного характера.

    К числу первых относится кровное родство, то есть общность крови между лицами, ведущими происхождение от одного близкого родоначальника, независимо от того, состоялись ли эти отношения в законном браке или вне его. Так, невеста не должна приходиться жениху сестрой, тетей по отцу, тетей по матери и т.д.

    К числу препятствий второго рода относятся препятствия временного характера: невестой не может быть сестра жены, супруга другого мужчины, женщина, находящаяся в послеразводном (3 мес.) или траурном периоде по причине смерти мужа (4 мес. и 10 дней). Если женщина, разведенная или оставшаяся без мужа вследствие его смерти, беременна, то срок, в течение которого она не может выйти замуж, завершается с рождением ребенка, независимо от того, будет ли это один день или девять месяцев.

    Сказано в Священном Коране: “Не женитесь на тех, на ком были женаты ваши отцы, кроме того, что уже произошло. [То есть если подобные браки были заключены до данного запрета, то они по обоюдному согласию могут быть сохранены, но с момента коранического запрета и до Конца Света подобные браки недопустимы]. Это (женитьба на жене покойного отца или после развода его с ней) является развратом, скверным путем и вызывает гнев Творца. Запрещается вам брать в жены матерей ваших [бабушек, прабабушек], дочерей ваших [внучек, правнучек], сестер ваших [родных или сводных], теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших [то есть племянниц], тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных и матерей ваших жен. [Запрещается брать в жены] приемных дочерей, оставленных на ваше попечение, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили [и развелись] – нет греха на вас [взять их в жены]. [Запрещается брать в жены] супруг родных сыновей [то есть невесток, внуков] и вместе – двух родных сестер [а также девушку с ее тетей или племянницей]… [И запрещается вам брать в жены] замужних женщин… Все остальное [браки между мужчиной и женщиной, не подпадающие под вышеупомянутые запретные категории, заключать] разрешено для вас” (Св. Коран, 4:22-24).

    Если мужчина и женщина заключили брак, не дожидаясь истечения срока временного запрета или игнорируя запрет постоянный, то брак их незаконен и греховен пред Господом. В этом случае он должен быть расторгнут, а махр остается у невесты или, если он еще не был передан, отдается ей. Выплачивается махр, который был назван при бракосочетании, а если он не был специально оговорен, то такой махр, какой обычно выплачивается невестам.

    За супругой также закрепляется послеразводный срок, в течение которого она не имеет права выходить замуж (3 мес.). Рожденный ребенок берет фамилию отца. При подобном незаконном браке муж и жена не могут участвовать в делах по разделу наследства, которое они могли бы получить в случае законности их брака.

    2. Заключаемый брак не должен быть ограничен временем.

    Если при бракосочетании оговаривается его срок, то такой брак канонически полностью недействителен. Интимные отношения между супругами в таком случае квалифицируются как прелюбодеяние. С этим согласны все суннитские и некоторые шиитские факихи.

    Среди богословско-правовых школ шиитского толка временный брак (мут‘а) допускается только последователями джа‘фаритского (имамитского) мазхаба. Мнение имамитов по данному вопросу не может быть признано, ибо их концепция временного брака противоречит Священному Корану и Сунне Пророка, в которой содержится абсолютный (вплоть до Судного Дня) запрет на временный брак.

    3. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.

    Мнение исламских богословов едино в том, что для канонической действительности брака, помимо опекуна, необходимы как минимум два свидетеля. Данное условие основывается на словах Пророка, переданных ‘Аишей: “Не будет [заключен] брак иначе, как в присутствии опекуна и двух свидетелей” (св. х. аль-Байхакы, Ибн Хаббана и ад-Дара Кутни). Ибн ‘Аббас передает следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): “Распутницами являются те [женщины], которые выдают себя замуж, не объявляя об этом [т.е. без согласия опекуна и без участия свидетелей]” (св. х. ат-Тирмизи; достоверность хадиса подтвердил только ‘Абдуль-А‘ля).

    Требования, предъявляемые к свидетелям:

    1.Обладание здравым рассудком. Различные формы душевных и психических заболеваний, временные расстройства (воздействие алкоголя, наркотиков) делают невозможным участие человека в качестве свидетеля на церемонии.

    2.Совершеннолетие. Согласно Исламу, оно наступает с достижением половой зрелости.

    3.Минимальное количество свидетелей – два человека.

    4.Свидетели должны быть мужчинами. Данное утверждение отражает мнение большей части ученых, за исключением ханафитов, которые считают, что свидетелями могут быть мужчина и две женщины.

    5.Благочестие и справедливость свидетелей. Они должны соблюдать религиозную практику и быть далеки от явного распутства и неверия. В то же время ученые ханафитского мазхаба считают, что “явная праведность и справедливость не являются обязательными добродетелями свидетеля”.

    6.Свидетели должны быть мусульманами. Все исламские богословы говорят об обязательности этого условия. По мнению ханафитских теологов, в случае если невеста принадлежит к людям Писания (христианам или иудеям), то свидетелями могут быть и люди Писания.

    7.Свидетели должны быть зрячими. Шафиитские ученые уделяют этому большое внимание и считают, что свидетели должны видеть весь процесс бракосочетания. Остальные ученые оговорили лишь способность свидетелей слышать.

    8.Свидетели должны понимать язык, на котором ведется церемония бракосочетания.

    4. Присутствие опекуна со стороны невесты.

    Это условие строго оговаривается учеными всех мазхабов, кроме ханафитского. В качестве аргумента используется известный хадис: “Нет брака, кроме как с опекуном” (хадис от Абу Мусы аль-Аш‘ари; приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. Ахмада; часть ученых считает хадис достоверным, а некоторые – недостоверным).

    Супруга Пророка ‘Аиша свидетельствует с его слов: “Если какая-либо женщина выходит замуж без разрешения опекуна, то ее брак недействителен. Если после такого брака были близкие взаимоотношения, то мужчина обязан выплатить (передать) ей махр. Если произошел спор [недопонимание], то правитель является опекуном для тех, у кого его нет” (хадис приведен в трех из шести сводов хадисов, а также в св. х. Ахмада; многие ученые подтвердили достоверность этого хадиса). Другой хадис гласит: “Не выдает замуж женщина женщину и не выдает замуж сама себя” (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа и ад-Дара Кутни).

    На основе этих хадисов, а также некоторых других аргументов подавляющее большинство исламских богословов утверждают: “Без разрешения и присутствия опекуна брак недействителен”.

    А богословы ханафитского мазхаба высказывают мнение о том, что разумная, свободная, совершеннолетняя девушка или женщина может выходить замуж без согласия и присутствия опекуна.

    Имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф считают присутствие опекуна при бракосочетании желательным. Имам Мухаммад аш-Шайбани же говорил, что брак без опекуна возможен, однако согласие его необходимо для действительности брака в дальнейшем.

    В качестве аргументов, подтверждающих правоту своего суждения, теологи ханафитского мазхаба приводят следующие коранические аяты, в которых действующим лицом во время бракосочетания является женщина, а не опекун:

    – “Если разведется он с нею, то запретна она ему до тех пор, пока не выйдет она замуж за другого…” (Св. Коран, 2:230);

    – “И если развелись вы с женами, и они завершили свой [послеразводный] срок, то не запрещайте им выходить замуж за других” (Св. Коран, 2:232);

    – “И если завершат они [послеразводный] срок свой, то нет греха на вас за то, что сделают они в отношении себя праведно” (Св. Коран, 2:234).

    Со слов Ибн ‘Аббаса известен следующий хадис: “Вдова, выходя замуж, имеет больше прав, чем ее опекун, и у девственницы [при выдаче ее замуж] получают согласие на брак. Согласие девственницы может быть выражено ее молчанием” (св. х. Муслима).

    В другом хадисе от Абу Хурайры, приведенном в сводах хадисов аль-Бухари и Муслима, сказано: “Не выдается замуж вдова, пока не даст она согласия на брак. Не выдается замуж девственница, пока не будет получено на то ее согласие. Согласие ее – молчание”. Молчание, о котором говорится в хадисе, не является единственной формой согласия со стороны девственницы. Она может выразить его как молчанием, так и словом. Молчание – лишь признак кротости и скромности, присущий благочестивым женщинам.

    Суждение, явившееся “срединным” мнением по вопросу об опекуне, высказал один из ученых шафиитского мазхаба Абу Савр: “При бракосочетании необходимо согласие как самой девушки или женщины, так и ее опекуна. Если согласие обоих есть, то процесс бракосочетания может вести любой из них. В случае отсутствия согласия одной из этих сторон брак недействителен, ибо женщина в Исламе имеет полные права”.

    5. Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.

    Добровольное и единодушное согласие сторон заключить брачный союз является одним из важных принципов исламского религиозного законодательства о браке и устоев мусульманского института брака, а также непреложной пророческой заповедью.

    Бракосочетание, при котором имеет место принуждение жениха или невесты, является канонически недействительным.

    Жена Пророка ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Однажды к нам пришла девушка и пожаловалась на то, что отец выдает ее замуж за двоюродного брата, однако она не согласна с этим. Я сказала, чтобы она прошла в дом и подождала Пророка. Придя домой, он (да благословит его Аллах и приветствует) внимательно выслушал девушку, затем приказал позвать ее отца, которому сказал, что право выбора супруга передается девушке. Услышав это, девушка воскликнула: “Я согласна с желанием отца и не пойду против его воли! Целью моей было показать всем девушкам, что отцы не имеют полного права распоряжаться их судьбами!” (св. х. ан-Насаи).

    6. Публичное оглашение брачного союза.

    На церемонии бракосочетания жених и невеста должны быть выделены из числа присутствующих или указанием на них, или же упоминанием их имен. После бракосочетания необходимо оповестить об этом родственников, друзей, знакомых, соседей и т.д. В хадисе сказано: “Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является объявление [о нем]” (хадис от ‘Аишы; св. х. ан-Насаи).

    7. Отсутствие ихрама (во время хаджа или ‘умры) у обоих вступающих в брак, а также у опекуна невесты.

    В хадисе от ‘Усмана, приведенном в своде хадисов имама Муслима, сказано: “Находящийся в ихраме не может жениться или женить кого-либо”. Однако, по мнению богословов-ханафитов, “данное условие не является условием канонической действительности брака. Надевший ихрам может как жениться, так и женить. Доказательство тому – хадис, переданный Ибн ‘Аббасом: “Пророк Мухаммад женился на Маймуне, находясь в состоянии ихрама” (св. х. аль-Бухари и Муслима).

    Представляется, что первое мнение более близко к истине, так как в своде хадисов имама Муслима приводятся три хадиса от Маймуны, в которых говорится, что Пророк ко времени женитьбы на ней был уже вне ихрама. Что касается хадиса от Ибн ‘Аббаса, то под словом “мухрим”, употребленным в тексте хадиса, может подразумеваться, что Пророк находился тогда на территории аль-Харама, или то, что это происходило в один из запретных месяцев.

    8. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка).

    Махр – ценный свадебный подарок, безвозмездный дар жениха невесте, выплачиваемый при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время. Этот дар является исключительно собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти. Свадебный подарок может представлять собой любую ценность, движимое или недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, жилье, автомобиль и т.д.).

    Размер махра: (1) минимальный – 10 дирхамов или 30 г серебра, (2) максимальный, по мнению всех богословов, не ограничен, но (3) желательно, чтобы он составлял нечто в пределах 500 дирхамов или 1500 г серебра.

    Во многих исламских государствах ранее, как и сейчас, махр представляет собой значительную денежную сумму или ювелирные украшения, либо дар недвижимого имущества, однако всё это исходя из возможностей жениха и обоюдной договоренности брачующихся. Обоснован такой подход текстом Корана и является своего рода формой социальной защиты для женщины. В реалиях России и стран СНГ полноценный в соответствии с Сунной Пророка (эквивалент 1500 г серебра) и щедрый (все то, что более того) махр будет хорошим доказательством серьезности намерений и должного подхода к происходящему со стороны жениха, а непритязательность и бережливость невесты – признаком ее благородства и надежности.

    Случаи, когда отец или родственники жены оставляют махр себе, противоречит исламским канонам. Подобная практика, например у арабов, была до Ислама, когда женщина не имела должных прав и свобод.

    Ученые-богословы считают, что махр важен, но он не является неотъемлемым условием брака, условием, без оговорки которого бракосочетание недействительно. Брак, при котором стороны не оговорили махр, возможен и допустим. Однако по завершении процесса бракосочетания обязательность передачи махра автоматически закрепляется за супругом. Его размер и форма в таком случае определяются в соответствии с местными традициями.

    9. Отсутствие тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии и неразглашении брака.

    Богословы-маликиты утверждают, что в случае тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии заключаемого брака от родственников первой жены или в силу иных причин, брак недействителен.

    Ученые других мазхабов не согласны с таким мнением и считают, что такое условие не нарушает каноническую действительность брака. Присутствие двух свидетелей и опекуна достаточно для заключения законного брака.

    10. Отсутствие у брачующихся смертельного заболевания[46].

    Данное условие обязательно только согласно маликитскому мазхабу.

    ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ПРИ БРАКОСОЧЕТАНИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

    1. Брачная проповедь.

    Брачная проповедь читается имамом мечети (или кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, исходя из российских условий, целесообразно, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование (имам, кадий, муфтий).

    Читайте так же:  Мусульманские мечети внутри

    Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельство веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), “Салавата” (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности. Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность.

    Примерная последовательность брачной проповеди:

    Чтение ду‘а: “Аль-хамду лил-ляяхи нахмадуху ва наста‘инух, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюх”.

    Всевышний Творец всего сущего, сотворивший все на этой Земле парами, в последнем Писании обращается к нам: “О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души и из нее ей пару. И от них рассеял [по Земле] большое количество мужчин и женщин…” (Св. Коран, 4:1).

    Далее следует самостоятельный комментарий о важности богобоязненности, особенно во взаимоотношениях между мужем и женой.

    Также в Священном Коране сказано: “Сочетайтесь браком с людьми благочестивыми, благонравными. Если кто-то из вас будет беден, то Всевышний обогатит по милости Своей” (Св. Коран, 24:32).

    Последний посланник Господа Мухаммад говорил:

    – “Кому Всевышний даст возможность найти благочестивую спутницу жизни, тому Он поможет обрести половину веры. И пусть такой человек не забывает проявлять богобоязненность во второй половине [веры]” (достоверный хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима);

    – “Каждый из вас ответственен за свое управление: имам управляет теми, кто за ним и будет спрошен о них; муж – глава семьи, и [он] ответственен за нее; жена ответственна за домашний очаг, за что и будет спрошена… Каждый из вас – управляющий, и будет спрошен за управляемое им” (достоверный хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и др.).

    Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимость чувства богобоязненности, верности, взаимопонимания и соблюдения религиозной практики в семье.

    2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

    Абу Хурайра передает: “Когда Пророк поздравлял новобрачных, он говорил: “Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а бэйнэкумаа фии хайр” (“Пусть Всевышний ниспошлет вам во всем баракят (Божью благодать) и объединит вас в благом”) (достоверный хадис из св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

    Также можно прочитать следующее ду‘а:

    “Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, а‘тыхим авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр”.

    “О Аллах! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. О Аллах! Дай им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Аллах! Дай им во всем благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!”

    3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.

    Церемонию бракосочетания лучше проводить в промежутке между третьей молитвой (“‘Аср”) и четвертой (“Магриб”). В хадисе сказано: “Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята” (хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса). Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а).

    4. Упоминание свадебного подарка.

    Весьма желательным является оговаривание во время акта бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).

    5. Приглашение гостей на свадьбу.

    Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдуррахман ибн ‘Авф женился, он сказал: “Устрой свадебное угощение, [зарезав] хотя бы одного барана” (хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима). Большая часть богословов считает, что свадебное угощение – обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма желательно, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивают на его обязательности (ваджиб).

    Приглашенные на свадьбу не должны забывать хадисы:

    – “Если кто-то из вас был приглашен на свадебное торжество и не ответил своим появлением на свадьбе, тот непокорен Господу и посланнику Его” (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима);

    – “Кто приглашен на свадебное торжество, тот обязан прийти” (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима);

    – “Кто приглашен на свадебное торжество, тот обязан прийти, независимо от того, будет он есть или нет” (хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа).

    Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (пьянство), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на такой свадьбе недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что “пророк Мухаммад запрещал сидеть за столом, на котором есть спиртное”.

    6. Чтение молитвы.

    Пророк сказал: “Кто из вас женится, тот пусть скажет: “Аллаахумма иннии ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь”.

    ?? ???? ??? ?????? ????? ? ??? ?? ?????? ???? ? ???? ?? ?? ???? ? ?? ?? ?????? ????

    “О Аллах, я прошу у Тебя блага ее [невесты] и того блага, для чего Ты создал ее. Я прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее”.

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ ПОСЛЕ БРАКОСОЧЕТАНИЯ

    1. Следование исламским принципам семейной жизни, закрепленным в Священном Коране и Сунне, укрепление любви и взаимопонимания в семье, правильное понимание и соблюдение супругами своих прав и обязанностей. Пророк подчеркивал: “Наилучшим из вас является тот, кто наилучшим образом относится к своей жене”.

    2. Материальное обеспечение жены со стороны мужа. Это касается питания, одежды и жилья. Если жена постоянно беспричинно проявляет непокорность, то материальное обеспечение со стороны мужа может быть прекращено.

    3. Запрет для жены на брак с родственниками мужа, а для мужа – с родственницами жены.

    4. Обязательная выплата махра, оговоренного при бракосочетании.

    5. Следование закрепленному в Священном Коране праву наследования.

    6. Ведение родословной детей по отцовской линии.

    7. Ограничение передвижений супруги – жена не имеет права покидать дом кроме как с разрешения супруга (выход в магазин и т.п. – само собой разумеющееся).

    8. В интимной жизни супругов запреты касаются лишь супружеского соития в период менструального цикла, в послеродовой период, в состоянии ихрама (состоянии ритуальной чистоты во время паломничества), а также анального полового акта. Остальное (время, формы, периодичность) по усмотрению и обоюдному согласию супругов.

    Таковы самые общие установления исламского законодательства о бракосочетании. Они проистекают из Божественного Откровения – Священного Корана, Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и основывающегося на них богословско-правового наследия великих исламских ученых, следующих путем Истины.

    Прошу у Милостивого и Прощающего принять сей труд, выполненный лишь с надеждой на Его благоволение, и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственным намерением было принести людям пользу на пути Того, хвалу Которому возносит все сущее на небесах и на Земле.

    Официальный сайт Московской соборной мечети © 2014 — 2021

    Оставьте свои контакты,
    и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

    Никах (nikah) в Исламе – так называется процедура регистрации брачных отношений между мужчиной и женщиной. Когда мусульмане планируют свой никах, условия и правила проведения никаха в мечети или в том месте, где проводится регистрация, должны быть изучены ими тщательно. Ряд ученых считает, что правильным будет проводить никах в мечети, но никях проводят и дома, в ресторане, где бы он ни был проведен – это важный обряд перед вступлением в брачную жизнь и он необходим для тех, кто собирается провести всю свою семейную жизнь в строгом соответствии с нормами Ислама и шариата.

    Провести никах в мечети перед вступлением в брачную жизнь стараются даже те мусульмане, которые очень слабо знакомы с мусульманской религией и не придерживаются ее предписаний в других вопросах. Процедуру регистрации никаха проводят во всех мечетях российских городов: Москве, Казани, Уфе и ее условия будут похожи в любом уголке мусульманского мира.

    С кем можно заключить никах?

    Юридическая регистрация гражданского брака в РФ путем посещения ЗАГСА и проведения там регистрации – это такая гражданская форма установления брачных отношений, которую требуют светские законы. Для мусульманской религии большее значение имеет никах. Проводя никях в мечети, мусульманин и мусульманка берут на себя ответственность перед Создателем друг за друга и за свою семью, за то потомство, которое они родят и воспитают.

    Никах как обряд установления брачных отношений, регистрации новой семьи является исламским обрядом, предназначенным только для мусульман. По каноническому законодательству Ислама, браки мусульман с немусульманами разрешены в том случае, если женщины принадлежат к людям Писания – это христианки и иудейки. Но если женщина мусульманка выходит замуж за мужчину немусульманина, то в этом случае проведение никаха невозможно и запрещено.

    Мусульманину, который собирается жениться на женщине, исповедующей другую религию, необходимо убедиться в серьезности ее намерений впоследствии принять Ислам, а самому следует стать для своей супруги хорошим примером человека, мусульманина, который свято чтит предписания ислама и шариата.

    Где провести никах?

    Проводится никах в мечети с приглашением близких родственников, которые смогут в этот день засвидетельствовать на регистрации брачный союз. Если молодая пара идет в мечеть, чтобы провести никах, она должна быть уверена в том, что брак, который будет создан, сохранится на всю жизнь. Молодожены должны понимать всю степень серьезности своих намерений.

    Молодоженам полезно будет знать, что в мечети проводят бесплатно все важные и большие религиозные обряды, в том числе и никах. Люди могут подавать деньги при посещении праздничных собраний, но это деньги потом попадают не имамам, а идут на то, чтобы поддерживать состояние здания мечети и ее функционирование, на осуществление ее ремонта и обновления.

    В хадисе, переданном от Тирмизи от Аиши, сказано, что Пророк Мухаммад ? назвал мечеть лучшим местом, где следует заключать брак. Данный хадис признан слабым некоторыми мухаддисами, поэтому делать выводы на основании его, что никах следует делать только в мечети, нельзя, поэтому провести никах можно не только в мечети, как диктует традиция: есть варианты провести регистрацию дома или в другом месте, которое нравится молодоженам или будет им более удобным, но для того, чтобы никах был засчитан, следует провести его в строгом соответствии со всеми мусульманскими требованиями к процедуре бракосочетания. Среди таких требований то, что на регистрации должны присутствовать свидетели, должна присутствовать невеста или ее представитель, который находится рядом с женихом, а также на проведение никаха должно иметь согласие отца или опекуна девушки.

    Условия брака

    Для того, чтобы никах был заключен, необходимо соблюсти ряд условий:

    1. между женихом и невестой не должно быть родственных близких связей;
    2. брак, который заключают молодожены, не должен иметь ограничений по времени;
    3. на церемонии бракосочетания обязательно должны присутствовать два свидетеля мужчины;
    4. при заключении брака и невеста, и жених должны дать согласие на брак по доброй воле при условии соблюдения их свободного выбора;
    5. соглашение брачного союза должно быть публичным;
    6. со стороны жениха должен быть выплачен или подарен свадебный подарок или махр;
    7. со стороны невесты должен присутствовать опекун, которым может стать ее отец, старший брат, дядя по линии отца. Лучше, если на церемонии никаха с обеих сторон будут присутствовать родители жениха и невесты, поскольку для заключения брака их обоюдное благословение очень необходимо. Если родители по объективным причинам не могут присутствовать во время обряда никаха, то муллу следует заведомо поставить в известность о том, что такое согласие по доброй воле имеется и у первой, и у второй сторон, и ему важно предоставить письменное согласие;
    8. У невесты, если она была до этого в браке, должен пройти период идды (срока когда она может выйти снова замуж).

    При выборе даты проведения никаха, молодожены должны убедиться, что выбранный ими день не выпадает на время поста, что в это время не будет проходить Ураза. Весь обряд никаха занимает примерно час, поэтому время его проведения тоже следует оговаривать заранее, поскольку в мечети проходят намазы.

    Мулла в течение никаха объяснит жениху и невесте, какие обязанности и права они приобретают, вступая в брак. Мулла должен убедиться, что молодожены – мусульмане, просит их прочесть шахаду, спрашивает их согласия на брак. После этого проводится проповедь, молодым говорят поздравления и читается молитва о том, чтобы вновь образованная семья была благополучной и богобоязненной.

    В Священном Коране есть слова, касающиеся никаха, которые говорил Пророк Мухаммад ?: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является бубен и голос», которые подразумевают, что прежде, чем молодожены смогут быть близки друг с другом, правильно будет, чтобы об их браке было объявлено публично. Если о браке объявлено публично, то сохраняется как достоинство и честь девушки, так и юноши. А уж в какой форме огласить и оповестить о бракосочетании будет правильным – это зависит от того, какие семейные традиции и формы существуют у разных народов.

    Никах в мечети – приемлемая форма проведения никаха, поскольку она является наиболее традиционной. В мечети ваш никах пройдет в такой торжественной и праздничной атмосфере, какую никогда не получится создать дома, начало вашего брака ознаменуется умиротворением и покоем перед лицом Аллаха, осознанием важности ситуации.

    Порядок и правила проведения никаха в мечети предписывают, чтобы невеста, будущая жена была в строгом платье, чтобы на ней обязательно был платок, можно одеть и вуаль, хотя покрытие лица не является обязательным требованием для проведения никяха. Жениху следует одеться красиво в новый нарядный костюм. В качестве гостей на никах приглашают родственников, для них после накрывают праздничный стол с угощениями. Женщины из приглашенных гостей должны также иметь на голове платок и одеты в подобающее платье. Имам произносит молодоженам слова благословения.

    Никах, как и любое религиозное мероприятие, должно быть зафиксировано в специальной книге, которая имеется у имама, на проведение никаха нужно будет подать заявление, а также в мечети выдаются свидетельства о никяхе. Данные свидетельства, выданные в мечети не имеют юридической силы и не котируются гражданским правом в РФ, но там указаны имена мужа и жены, имена свидетелей, а также то, какой подарок был преподнесен невесте женихом и описано конкретное содержание махра, который жених купил невесте в подарок. Будущий муж должен купить свадебный подарок в соответствии с традициями общества и социальным статусом невесты, однако по Исламу будет лучшим небольшой махр, как это пришло из сунны Пророка Мухаммада ?. Много интересной информации о мусульманском бракосочетании вы можете узнать в данных видео.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *