Могут ли отправить в монастырь

«Технически» с 18 лет. С 18 можно самому спокойно приехать, поговорить и остаться пожить, служить, трудиться. А вот остаться насовсем и постричься в монахи, это по-разному. Кому-то в 18 разрешают, кому-то и в 30 посоветуют поработать над собой ещё. В монастыре же тоже смотрят на состояние и моральную готовность человека служить Богу. Бегущие от проблем, принимающие сиюминутные решения — это не те люди. Помощь там окажут всем, но стать монахом — это другое решение.

5 · Хороший ответ

\»Технически\» с 18 лет. С 18 можно самому спокойно приехать, поговорить и остаться пожить, служить, трудиться. А вот остаться насовсем и постричься в монахи, это по-разному. Кому-то в 18 разрешают, кому-то и в 30 посоветуют поработать над собой ещё. В монастыре же тоже смотрят на состояние и моральную готовность человека служить Богу. Бегущие от проблем, принимающие сиюминутные решения — это не те люди. Помощь там окажут всем, но стать монахом — это другое решение.

«,»good»:true,»id»:»39977b09-7d8b-4054-b9df-9a21033b237f»,»invalidVerificationsCount»:null,»isThequestion»:null,»liked»:null,»negativeVotes»:0,»pendingModeration»:false,»plainText»:»\»Технически\» с 18 лет. С 18 можно самому спокойно приехать, поговорить и остаться пожить, служить, трудиться. А вот остаться насовсем и постричься в монахи, это по-разному. Кому-то в 18 разрешают, кому-то и в 30 посоветуют поработать над собой ещё. В монастыре же тоже смотрят на состояние и моральную готовность человека служить Богу. Бегущие от проблем, принимающие сиюминутные решения — это не те люди. Помощь там окажут всем, но стать монахом — это другое решение.»,»positiveVotes»:5,»quality»:2,»questionId»:»40d1f06c-8a86-4c6e-bbef-5edc2e0b0d1e»,»repostsCount»:null,»subscribed»:false,»text»:»\»Технически\» с 18 лет. С 18 можно самому спокойно приехать, поговорить и остаться пожить, служить, трудиться. А вот остаться насовсем и постричься в монахи, это по-разному. Кому-то в 18 разрешают, кому-то и в 30 посоветуют поработать над собой ещё. В монастыре же тоже смотрят на состояние и моральную готовность человека служить Богу. Бегущие от проблем, принимающие сиюминутные решения — это не те люди. Помощь там окажут всем, но стать монахом — это другое решение.»,»updated»:»2018-11-02T16:25:07.632277+00:00″,»validVerificationsCount»:null,»viewsCount»:4265,»votes»:5,»type»:»answer»,»verifiedExperts»:null,»video»:null,»validVerifications»:null,»invalidVerifications»:null>>,»question»:<"40d1f06c-8a86-4c6e-bbef-5edc2e0b0d1e":<"cluster":null,"anonymous":true,"callsCount":0,"categories":[<"subscribed":false,"subscribedToAnswer":false,"colors":["#35B1F0","#44518F"],"coverId":"1220555/862c2635-2891-4d32-a9ed-615e29da7e95","questionsCount":17273,"slug":"work","subscribersCount":3469,"title":"Работа и карьера">],»formattedText»:»»,»liked»:null,»mergedTo»:null,»plainText»:»»,»quality»:2,»repostsCount»:null,»subscribed»:false,»tags»:[«монастыри»],»text»:»»,»title»:»Со скольки лет принимают в монастырь?»,»userExperts»:[],»allowIndex»:null,»answersCount»:1,»author»:null,»banned»:false,»canModerate»:false,»commentsCount»:1,»created»:»2018-11-02T10:23:38.877229+00:00″,»deleted»:false,»editorChoice»:false,»expertCall»:null,»experts»:[],»heat»:false,»id»:»40d1f06c-8a86-4c6e-bbef-5edc2e0b0d1e»,»isThequestion»:null,»lastAnswerTime»:null,»limitCommunityAnswer»:null,»negativeVotes»:0,»positiveVotes»:5,»previewAnswer»:»39977b09-7d8b-4054-b9df-9a21033b237f»,»rating1d»:1,»rating30d»:1,»rating7d»:1,»slug»:»so_skolki_let_prinimaiut_v_monastyr_ce362dec»,»subscribersCount»:0,»updated»:»2018-11-08T10:54:54.815536+00:00″,»viewsCount»:5377,»votes»:5,»type»:»question»,»approvedAnswerId»:null,»bgColor»:»#edf1e0″,»coverId»:null,»fill»:»#BCBEE1″>>,»user»:<"6cec71ec-c6d5-4807-8497-2fdeb716e757":<"about":"Пью черный чай, философствую, не смотрю в телефон в метро.","avatarId":"45566/enc-83dd056cc8915b05475731aa7332f96cf97a2066751f12bbdfa983060fedd88f","created":"2018-05-25T16:01:53.960247+00:00","disableRatingParticipation":true,"displayName":"Ольга","excludeFromRating":true,"profileQuality":null,"rating":118,"ratingDelta1d":1,"ratingDelta30d":2,"ratingDelta7d":2,"sex":"f","subscribed":false,"trustLevel":0,"url":"","userType":"passport","banned":false,"deleted":false,"id":"6cec71ec-c6d5-4807-8497-2fdeb716e757","publicId":"9dhhh68ebwymmf457p54c0vgq4","theqMerged":false,"uuid":10038667,"verified":false,"type":"user","coverId":null,"socialVkontakte":null,"socialFacebook":null,"socialInstagram":null,"socialTwitter":null,"socialTelegram":null,"fill":"#F8E3AC">>>,»ui»:<"1":<"40d1f06c-8a86-4c6e-bbef-5edc2e0b0d1e":null,"answer-text-39977b09-7d8b-4054-b9df-9a21033b237f":false,"40d1f06c-8a86-4c6e-bbef-5edc2e0b0d1e-desktop-after-answer-0":null,"40d1f06c-8a86-4c6e-bbef-5edc2e0b0d1e-sidebar-3u16k8":null,"new-rules-banner":true>>>,»appStoreState»:<"routerLoading":true>>

В Горненский женский монастырь прибыла новая настоятельница. Ею стала монахиня Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Екатерина (Чернышева).

На самом деле о назначении монахини Екатерины стало известно еще 11 марта. Тогда Синод Русской православной церкви объявил о своем решении освободить после 30 лет служения игумению Георгию (Щукину) от обязанностей настоятельницы Горненского женского монастыря. Однако в Горненскую обитель новая игумения смогла приехать только 10 августа.

Выбирая Чернышеву, Синод принимал во внимание сразу несколько факторов. Любимая и почитаемая монахинями мать Георгия (ее оставили почетной настоятельницей) давно и сильно болела. Горненский монастырь – место особенное. Безусловно, так можно сказать о любом монастыре, но Горненский находится на Святой Земле – в Израиле. В 7 километрах от старого Иерусалима в районе Эйн-Карем. Там родился Иоанн Предтеча. Там же произошла встреча Девы Марии с праведной Елизаветой. Так что для Московского Патриархата, как и для любой христианской церкви и даже для многих конфессий, монастырь играет важную стратегическую роль.

В пользу выбора монахини Екатерины говорило то обстоятельство, что у нее огромный опыт организации монастырского уклада: она решила стать послушницей в Серафимо-Дивеевском монастыре, когда там только начала возрождаться жизнь (21 сентября 1927 года монастырь был закрыт на 64 года). Монашеский постриг приняла в 1998 году, в монастыре была благочинной.

Можно предположить, как будет складываться жизнь настоятельницы и монахинь в ближайшие годы. При новой игумении начнутся перемены – каждый вновь приходящий человек что-то хоть немного, но меняет в монастыре. Хотя бы потому, что в Горненском она – человек пришлый и за долгие годы жизни в Дивееве привыкший к определенному течению событий.

Самое лучшее для монастыря – избрание игумена из братии. «Нельзя в семью отца назначить», – говорят монахи об игумене со стороны. Даже если настоятельница захочет продолжать традиции игумении Георгии, ей понадобится несколько лет, чтобы понять, как организован монастырь. Поэтому можно предположить, что первые несколько лет всем придется нелегко. Впрочем, в монастырь не идут в поисках легкой жизни.

Уйти в в монастырь

Назначение новой игумении всколыхнуло целый ряд вопросов: как и зачем сегодня попадают в монастыри? По какому принципу люди подыскивают «свою» обитель? Как часто уходят оттуда или сбегают, не выдержав? Для чего современному человеку становиться причастным странной жизни в монастыре? Не лучше ли этот атавизм упразднить: монастыри закрыть, а монахов отправить по домам?

Ответить на эти вопросы согласились послушники, монахи обоих полов, иеромонахи (монах в священническом сане), жившие и продолжающие жить в монастырях не только в России.

Первые же ответы развенчали главный миф, что люди (в первую очередь девушки) уходят в монастырь в состоянии эмоциональной нестабильности, причиной которой может быть несчастная любовь, желание уйти от родительской опеки, увольнение с работы. Словом, любые события, которые молодым людям свойственно драматизировать. С другой стороны оказалось, что желание и потребность изменить жизнь кардинально зачастую испытывают те, кто совсем недавно пришел к вере.

И все же, для большинства молодых людей решение посвятить свою жизнь Богу, пойти по монастырскому пути спасения было осознанным. Произошло это не просто так: в жизни каждого прослеживается цепь событий, приведших к мысли о принятии пострига. Способствовать этому могло многое: обучение в православной гимназии, в семинарии, чтение религиозных книг, знакомство с яркими, способными увлечь своим примером христианами, или алтарничанье с детства. Все происходящее с будущим иноком необходимо умножить на его характер, психотип, ситуацию в семье. Потому что на другую личность те же самые события подобного воздействия не окажут. Возможно, она их даже не заметит.

Начало труднического пути

Следующая ступень – обстоятельства в жизни потенциального монаха начинали складываться таким образом, что он оказывался в монастыре, где ему настолько все нравилось, что просил благословения (разрешения) пожить и поработать там в качестве трудника.

Такая функция предусмотрена во всех монастырях, что называется, «от Москвы до самых до окраин», поэтому «устроиться» на послушание (работы, благословленные настоятелем, которые послушно выполняются) не составляет труда. В большинстве обителей есть паломнические гостиницы или какие-то помещения, где совершающие паломничество по святым местам могут остаться на несколько дней. Если паломники осознают, что хотели быть пожить в монашеской среде подольше, на это надо взять благословение (разрешение) у начальства. Они становятся трудниками, а еду и проживание отрабатывают на послушаниях.

Паломничество и трудничество — идеальное время, чтобы присмотреться к устройству монастыря, его организации, к взаимоотношениям между монахами и игумена с монахами. Во многом это зависит от работ. Если поставят на послушание в поле или в коровнике, ни времени, ни возможностей наблюдать не будет. А на кухне или если дадут убираться в храме между службами – лучшей возможности и представить себе невозможно.

Уставные отношения

Обычно всем хватает времени и на молитву, и на работу, и на общение с монахами и остальными паломниками, чтобы узнать о распорядке монашеского быта, о количестве служб в день, послушать жалобы и даже сплетни. Словом, сделать в очередной раз вывод: стоит ли менять мирскую жизнь на уединение и затворничество. И понять, что монастыри живут по особому своду правил – уставу. За основу современных всегда берутся старинные уставы, но каждая обитель неизбежно переписывает их «под себя». Устав – это не только правила, но и традиции каждого конкретного монастыря. Он пишется годами. Он рождается из условия бытия, порядка, богослужений и даже из природных условий. Уставы разных монастырей могут существенно отличаться друг от друга, и ознакомиться с ними желательно до пострига, а не после, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

Изучение правил и нюансов жизни в общежитии зависит от того, развита ли у человека наблюдательность и насколько высока степень эйфории от осознания, что он находится в богоизбранном месте среди удивительных, практически святых людей. Последнее в большей степени присуще неофитам (новообращенные новички в любой религии). Они восторженно счастливы, пребывая в уверенности, что «в монастыре все святые», и убеждены, что ничего дурного в таком месте с ними никогда случиться не может.

Но для проверки самого себя и своего выбора до принятия окончательного решения желательно съездить в несколько монастырей, чтобы осмотреться. И обнаружить, что монастырь – это общежитие, мужской монастырь – общежитий мужское, а женский монастырь – общежитие женское. Со всеми присущими такому месту событиями, переживаниями, эмоциями.

Читайте так же:  Какой конфликт раскрывается в сцене в чудовом монастыре

Идеальный вариант для знакомства с внутренней жизнью обители – небольшие, малоизвестные скиты, придерживающиеся традиций Святогорского устава, где царит здравый дух. Потом, позже, метания по монастырям не поощряются. Если монах неожиданно начинает ездить – искать обитель «получше» – таких называют «шаталовой пустынью».

За время поиска своего места, самого себя и принятия важнейшего решения важно найти не только монастырь, но и духовника, наставника. Некоторые самонадеянно считают, что справятся без духовного руководства (или даже не знают, что оно нужно), но и они впоследствии убеждаются: на этом пути без поддержки и наставлений обойтись практически невозможно.

Послушание

Если первые дни и месяцы не остудили душевное горение паломника, он идет к игумену и сообщает о своем желании принять постриг в его монастыре. Внимательный игумен обычно догадывается о предмете разговора заранее. Тем более, что в монастыре каждый человек на виду. И если намерения серьезны, он предлагает остаться в монастыре и начинает присматриваться к будущему монаху.

Следующий этап подготовки продлится три года. Он называется послушничество. Послушник – это почти тот же трудник с той лишь разницей, что трудник может уехать из монастыря в любое время (да и приезжает он обычно ненадолго), а послушник живет в монастыре постоянно.

Зато он официально считается человеком, готовящимся к монашеству, привыкая к конкретному монастырю, игумену, братии. Если паломник может пропустить службу или попросить сменить ему вид трудничества, послушник должен беспрекословно выполнять все указания, которые ему даются, даже если в некоторых он не увидит большого смысла. Считается, что так о нем заботятся, в нем воспитываются и проверяются послушание, смирение, кротость и желание посвятить свою жизнь Богу целиком и полностью.

Еще одним отличием послушников является одежда. Она не просто скромная и непритязательная: послушник носит подрясник и скуфью, послушница – подрясник и плотно повязанный темный платок. Зато имя остается данное при рождении.

Как в сказках пролетели три года, за которые были стоптаны три пары железных сапог и изгрызены три каменных хлеба, орошенные счастливыми слезами ожидания пострига. Послушник приходит к игумену за самым важным для него благословением – на монашество. А настоятель предлагает еще подождать – не готов, или отказывает, считая, что этот человек не подходит его обители или вообще не создан для монастырской жизни.

Можно попробовать «уломать» игумена, можно поездить по разным монастырям и скитам – где-то обязательно примут: умеющие петь, читать на церковно-славянском, знающие службу и монастырский уклад люди всегда в дефиците. И начать послушнический путь по новой. Или вернуться «в мир» и продолжить жить как все.

Таких послушников, кого не постригают, приличное количество. Но остальные добрались до заветной цели? Не тут-то было. Есть еще пара промежуточных степеней: рясофорный послушник (послушница) и инок (инокиня). Впрочем, иноческий постриг (иной, отрекшийся от мира) – это и есть первая степень монашества. Во время этого чина совершается символическое пострижение волос в знак принадлежности Церкви и дается новое имя, означающее начало новой жизни. И приближение главного события для человека, решившего дать обеты Богу, – монашеский постриг.

Возвращение в мир

Иночество – последний рубеж, когда можно уйти. Хотя, из монастырей уходят и после того, как дали обеты, после монашеского пострига. Что является огромной трагедией и для монаха, и для всего монастыря, поскольку монашество – звание пожизненное. Принимая это положение, святые отцы Вселенских Соборов исходили из установки, что монашеские обеты даются Богу, поэтому только Он может освободить человека от них, что происходит лишь со смертью монаха. Василий Великий считал, что человек, принесший самого себя в дар Богу, уже не обладает собой. Поэтому уход из монастыря может рассматриваться только как святотатство – воровство у Бога его собственности.

Уходят же потому, что эйфория заканчивается. И внезапно те самые люди, кто совсем недавно видел только свет и радость монастырской жизни, начинают подмечать чужие грехи, проступки, неправедность и разочаровываются в монахах и монашестве. Иногда, если послушник неправильно распределяет свои силы, а наставничества нет, происходит выгорание. Тот самый коллектив, который совсем недавно восхищал, начинает подавлять.

Это означает, что несмотря на всю долгую и серьезную подготовку он оказался не готов к отречению от своей воли. Но это в монастыре самое главное. Не пост, воздержание или молитвы, а отречение. Ты же точно знаешь, как надо, но тебе сказали – иди и делай иначе, и ты должен так делать, не думая «какого рожна она мне это приказала». Отречение своей воли – это классика, описанная во всех монашеских книгах, но достичь его нереально сложно.

Послушник (монах) искренне старается жить с Богом, но постепенно осознает, что не справляется с духовной жизнью, при этом он связан обязательствами и послушаниями с остальной братией монастыря и оказывается вовлечен в бесчисленное множество чужих проблем. Или он не видит для себя примера истинной веры. Иногда – в настоятеле. А для игумена самое главное – ответственность и необходимость быть честным в своих духовных делах, потому что он не имеет права учить других тому, что сам не способен выполнять.

Кому нужны монастыри

Если так трудно жить в монастыре, если главное для каждого христианина – это спасение собственной души, возможно, стоит закрыть монастыри? Тем более, что в Русской православной церкви значительное число монахов и иеромонахов как жили до пострига, так и продолжают жить у себя дома или на приходе. Не говорит ли это о том, что в современном мире монашество в его традиционной форме уже неактуально?

Оказывается, актуально. Больше того, монахи XXI века уверены, что его обязательно нужно оставить, потому что это один из тысяч устоявшихся традиционных путей спасения. Есть люди, для которых монашество – идеальный путь спасения души. Они не расположены к общению с миром, к семье, им необходимо монастырское одиночество.

Мало кто из «непосвященных» знает, что кроме послушаний и общих молитв у монаха есть келья. И основное дело совершается именно там: во время ежедневной встречи с Богом один на один.

Но есть еще один важный момент, который обязательно стоит упомянуть, раз жизнь в монастыре – это путь для небольшого количества людей. В России существует такое странное явление, как монашество в миру. Это когда человек решает стать монахом, проходит все части подготовки, но не остается в монастыре, а уходит к себе домой, где и живет по своему личному монастырскому уставу. Явление это труднообъяснимо, поскольку при постриге монахи отрекаются от мира.

Этот подвид монашества появился совсем недавно. Монахов в миру до октября 1917 года не существовало, кроме ученого монашества, считавшегося особой кастой и преподавателей семинарии. Остальные монахи жили в монастырях. Чтобы монах был настоятелем храма, в деревне такого не случалось. Но вследствие гонений на Церковь, закрытия монастырей, изгнания и расстрелов священнослужителей на приходы стали назначать священников из оставшихся в живых. С течением времени советский опыт успешно укоренился, и теперь считается нормальным, когда монахи (иеромонахи, архимандриты) служат не в монастырях, а на приходе, и живут дома.

Между тем, русское монашество берет свои истоки в Афонской традиции. «Благодать святой горы Афон да будет на горе сей», – написано на свитке, который держит на иконе преподобный Антоний Киево-Печерский, проживший долгое время на Святой горе и принесший Святогорские традиции в Киев. Нил Сорский, Паисий Величковский и многие другие монахи ездили на Афон изучать Святогорские уставы, где ничего не сказано ни о душевном комфорте, ни о монашестве в миру. Но очень много – об отречении от своей воли, уходе из мира.

И ничего не мешает изучить и применить к жизни веками существующие монашеские правила.

Что же до назначения новой игумении в Горненский монастырь, как человек с высшим образованием и красным дипломом она конечно же знает поговорку «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». И наверняка посвящена в греческую традицию: когда в монастырь «со своей командой» приходит новый игумен, старым насельникам обители позволено продолжать жить сообразно привычному укладу и уставу.

Читайте так же:  Праздник хлеба в новоиерусалимском монастыре

А там и до Афона с традициями некоторых его монастырей жить без игумена рукой подать.

Благовещенский Митрофанов монастырь — православный мужской монастырь, существовавший в Воронеже на месте главного корпуса Воронежского государственного университета.

Основан 1 сентября 1836 года на основе архиерейского подворья после канонизации в 1832 году первого воронежского епископа Митрофана и обретения его мощей, на конце Ново-Московской улицы. [1] До 1918 года имел статус 1-классного, кафедрального необщежительного монастыря.

Здания монастыря снесены полностью в 1950-е годы.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Рака святого Митрофана
    • 1.2 XX век
  • 2 Примечания
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки

Обитель была открыта 1 сентября 1836 года Высочайшим соизволением как «Кафедральный Митрофанов Благовещенский монастырь» [2] . В состав монастыря были включены архиерейский дом и кафедра епархиального воронежского архиерея.

Архитектурный комплекс монастыря составлял единую архитектурную композицию с впоследствии утраченным Благовещенским собором. Строительство каменного Благовещенского собора велось при деятельном участии и финансовой поддержке епископа Митрофана. Поэтому новый монастырь и получил своё название по имени главного храма и епископа. Колокольня собора вместе монастырем составила единую композицию. В проектировании этого архитектурного ансамбля, сложившегося в конце XVIII — начале XIX века, если верить местной традиции, принимал участие известный архитектор Д. Кваренги. В монастырь в августе съезжались тысячи людей для поклонения мощам Святителя.

В монастырской ограде находились две церкви: зимняя Архангельская и летняя во имя святого Митрофана, сооруженная в 1839 году. В последней располагалась трапезная [3] . Каменный архиерейский дом, примыкавший к монастырю, был выстроен в 1789 году. При нем находилась крестовая церковь.

Управлялся монастырь епископом Воронежским, которого заменял наместник-архимандрит.

Рака святого Митрофана Править

В Митрофановом монастыре хранились мощи первого воронежского епископа, рака была изготовлена для которых на средства воронежского купечества. На ее крышке был изображен образ святого Митрофана. С одной из сторон находился барельеф с изображением несущих его гроб Петра Великого и вельмож и фразой царя, якобы сказанной при погребении епископа: «Стыдно намъ будетъ, если мы не засвид?тельствуемъ нашей благодарности сему пастырю — отданіемъ чести». Над мощами стоял балдахин, а над отгороженной решеткой могилой святого была установлена плащаница, сооруженная им самим, и его образ в полный рост [3] .

XX век Править

До революции на площади находилось кольцо конно-железной городской дороги. В 1920 году на месте бывших торговых лавок был устроен сквер (просуществовал он недолго). Когда сажали деревья, обнаружили кирпичное подземелье под площадью. В это время в самом монастыре жизнь ещё текла привычным чередом, но в соседних зданиях находились места для заключённых (лагеря). Во время Гражданской войны здания монастыря сильно пострадали, некоторые стали жилыми. В 1927 году их попытались реконструировать.

По смерти митрополита Владимира (Шимковича) (архиепископ Воронежский с 8 августа 1923 года), в январе 1926 года, новым предстоятелем епархии стал Петр Зверев, который под давлением властей сделал местом своего пребывания Алексеево-Акатов монастырь (а не Митрофанов монастырь). В 1929 году обитель была окончательно закрыта, рака мощей Митрофана была передана в музей. В 1920-х годах было запланировано провести к площади трамвайные пути, но к тому времени монастырь уже перестал быть центром города. По сообщениям в газете «Коммуна» [4] от 8 мая и 2 декабря 1930 года следовало, что в промежутке улиц Плехановской и Володарского строится «жилищный комбинат» со столовой, детскими яслями, залом заседаний и общественными комнатами. В 30-х годах XX века в зданиях монастыря были и студенческие общежития, и областной архив, и архивное управление.

Во время Великой Отечественной войны монастырский комплекс пострадал из-за обстрелов и оккупации немцами правого берега Воронежа. Колокольня использовалась как пункт наблюдения за советскими войсками. Она была разрушена практически до основания. Колокольня располагалась когда-то у юго-западного угла главного корпуса ВГУ. После войны, как и другие храмы Воронежа, корпуса Митрофановского монастыря использовались как жилые помещения. В конце 40-х годов этот район называли «Старым городом».

Изначально на месте Митрофановского монастыря в послевоенные годы планировался к возведению мемориал памяти Великой Отечественной. Проект был разработан академиком архитектуры Л. В. Рудневым. Предполагалось построить музей с ротондой и высокой башней в память о колокольне. Но в 1950 году председателем горисполкома Н. В. Бельским, главным архитектором города Н. В. Троицким был подписан акт о строительстве на Митрофановской площади здания Воронежского Государственного Университета; площадь была переименована в Университетскую, все остававшиеся сооружения монастыря снесены.

Легенды Воронежа. Странноприимный дом Митрофановского монастыря

  • ?
  • ?
  • ?
  • ?
  • ?

Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – здание, известное как странноприимный дом Митрофановского монастыря. Двухэтажный жилой дом, ожидающий капитального ремонта, с 1994 года состоит на госохране и расположен в историческом центре Воронежа, на склоне холма, по адресу улица Нарвская, 8.

Гостиница для странников

Наверное, каждый воронежец знает о том, что Воронеж возник на месте современного главного корпуса ВГУ. Именно здесь в 1586 году построили военную крепость для защиты южных территорий от набегов татар. На территории крепости 25 марта 1586 года открылся первый городской собор – Благовещенский. Именно эта дата считается днем рождения Воронежа. С созданием в 1682 году Воронежской епархии Благовещенский собор стал кафедральным. Здесь обосновался первый воронежский епископ Митрофан.

При нем взамен старого Благовещенского собора в Воронеже был построен новый, каменный, а число храмов в епархии увеличилось до 239. Святитель Митрофан умер в 1703 году, его тело было погребено в Благовещенском соборе. Во время реконструкции храма в 1831 году во время замены пола обнаружили нетленные останки святителя, в 1832 году первого воронежского архипастыря причислили к лику святых. Через год мощи святителя Митрофана были захоронены в Благовещенском соборе.

В 1836 году в ансамбле архиерейского подворья открылся Митрофановский монастырь, в который со всех уголков страны потянулись паломники. Среди них были люди разного достатка – от царей до нищих. Приютить верующих, которые шли к мощам святителя тысячи верст, было для монастыря настоящей проблемой. Как отмечает писатель и краевед Павел Попов, на старинных открытках видно, как в летние месяцы паломники повсюду сидели на монастырской земле. Ночевали верующие на земле во дворе, а те, кому не хватило места, спали прямо на площади перед монастырем.

– Естественно, людей город должен был принимать, поэтому вся территория вокруг стала обрастать гостиницами. До нашего времени дошли те самые гостиницы, которые часто назывались подворьями. Среди них – здание поликлиники № 17 (бывшее Троицкое подворье) и нынешнее здание языковой школы «Интерлингва» (бывшее Киевское подворье). Это были платные гостиницы, – отмечает краевед Ольга Рудева.

При всех монастырях были свои странноприимные дома, где останавливались странники, которые пришли пешком. Ночевали в них бесплатно. В приютах для богомольцев часто останавливались нищие, пришедшие побираться у стен монастыря.

Строительство странноприимного дома при Митрофановском монастыре велось в конце 1850-х – начале 1860-х при видном религиозном деятеле Иосифе II Богословском, который на тот момент возглавлял Воронежскую епархию.

Здание было построено на довольно большом участке, который тянулся от современной улицы Нарвской до Горы Металлистов. Там, на бывшей Соборной горе (ныне улица Гора Металлистов, 9) в конце XIX – начале XX веков построили второй корпус странноприимного дома – появился двухэтажный флигель.

Дом на Горе Металлистов

Кстати, второй флигель, с кирпичным низом и деревянным верхом из бревен, тоже сохранился до наших дней сейчас в нем расположено воронежское отделение Всероссийского общества автомобилистов и автошкола. На окнах флигеля – красивые резные наличники.

Правда, в отличие от первого, второй странноприимный дом не состоит на госохране – памятником его пока не признали.

Среди постояльцев странноприимного дома Митрофановского монастыря был 23-летний Алексей Пешков, более известный как будущий писатель Максим Горький. В Воронеже он оказался летом 1891 года, во время своих странствий по Российской империи. В странноприимном доме Максим Горький прожил целое лето и работал помощником садовника поливал в монастырской усадьбе цветы и фруктовые деревья. Кстати, впечатления от общения с паломниками писатель впоследствии отразил в своих произведениях (например, в рассказе «Ма-аленькая. »).

Читайте так же:  Свято-елизаветинский монастырь в минске чай монастырский

Дом, который топят углем

Улица Нарвская расположена на воронежских «низах», которые тянутся от улицы Степана Разина до Большой Стрелецкой. Улочка – тупиковая, поэтому машин здесь ездит немного.

Невооруженным глазом видно, что на улице никогда не было асфальта. Раньше у улицы Нарвской было другое название – Певческая: она выходила на Певческий корпус Митрофановского монастыря.

Фасад бывшей гостиницы-приюта обшарпанный, с отвалившейся штукатуркой, обнажившей старинную кирпичную кладку. Здание было построено в традициях классицизма.

Несмотря на то, что дом аварийный, в нем живут люди. Центрального отопления здесь нет, и жильцы отапливают дом по старинке, углем, который забрасывают в котел, расположенный в подвале. Одного котла хватает на отопление двух подъездов дома.

Во двор ведет большая арка кирпичный свод. Дорога под ним вымощена старинным булыжником, который перемешался в грязью.

В странноприимном доме сохранились роскошные сводчатые подвалы. Среди жителей дома бытует легенда, что в этих подвалах в позапрошлом столетии жили монахи. Но, отмечает Ольга Рудева, это не так. Монахи жили на территории монастыря, а в подвалах хранили продукты.

Дом для глухонемых

После Гражданской войны монастырская усадьба была муниципализирована, ее заселили рядовые воронежцы. Интересна послевоенная история этого дома.


– После войны в Воронеже строили дома для ИТР (инженерно-технических работников), дома для преподавателей (например, знаменитый дом на улице Театральной, 19), в районе Заставы построили дом для слепых, а бывший странноприимный дом отдали глухонемым, – рассказывает Ольга Рудева. – В этом было много здравого смысла. Во-первых, так легче социальным службам, во-вторых, люди с одинаковыми физическими недостатками, живущие на одной территории, легче находят себе пару и строят семьи.

По словам Ольги Рудевой, в 1990-е годы, когда дом оказался ничьим, его обитатели пережили холодную зиму согревались электрическими обогревателями. После этого люди собрали денег на покупку котла, закупили уголь и сделали собственную канализацию.

– В современное время, наверное, сложно себе представить существование многоквартирного дома с котлом. В Воронеже это едва ли не единственный многоквартирный дом, который отапливается углем, – отмечает Ольга Рудева.

Странноприимный дом признан аварийным и ждет своего намеченного на 2019 год капитального ремонта и реставрации. Несмотря на солидный возраст (154 года) у этого дома-старожила – крепкие стены, построенные на совесть. Корреспонденты РИА «Воронеж» не нашли на стенах ни одной трещины.

Сейчас в доме по-прежнему живут глухонемые и слабослышащие жители. Среди них – Раиса Михайловна Коптева и ее соседка, слабослышащая Татьяна Князева. Женщины пригласили корреспондентов РИА «Воронеж» на свой этаж и показали, как они живут.

Внутри первого подъезда дома – старая лестница с шаткими деревянными перилами: стоит только опереться на них, как старые перила ходят ходуном. На лестничных клетках – деревянные перекрытия.

На втором этаже, миновав лестничную клетку, оказываешься в коридоре, организованном по типу общежития, по обе стороны которого расположены комнатки.

В комнатах нет удобств. Слабослышащая хозяйка одной из комнат показывает пятна на потолке крыша дома течет. Напротив две общие комнаты, выполняющие роли и кухни, и туалета. Трудно представить, но туалет здесь отгорожен от плиты маленьким загончиком – фанерной перегородкой.


– Нам штукатурка на голову сыплется, а деревянные стены шатаются, – говорит Татьяна Князева и показывает голую решетку на потолке.

Женщина говорит, что вместе со своей соседкой мечтает переселиться из этого дома в благоустроенные квартиры.

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Основан 1 сентября 1836 года на основе архиерейского подворья после канонизации первого воронежского епископа Митрофана и обретения его мощей. До 1918 года имел статус 1-классного необщежительного монастыря. В 1929 обитель была закрыта. А мощи св.Митрофана переданы в музей. На месте разрушенных во время Отечественной войны 1941-1945 годов построен Воронежский Государственный Университет

Основан 1 сентября 1836 года попечением Воронежского архиепископа Антония (Смирницкого) на базе кафедрального собора. В состав монастыря были включены архиерейский дом и кафедра епархиального воронежского архиерея. Строительный комплекс монастыря составлял единую строительную композицию с утраченным позже Благовещенским собором, строительство которого велось при инициативном участии и денежной поддержке епископа Митрофана, поэтому новый монастырь и получил свое заглавие по имени головного храма и епископа. В проектировании строительного ансамбля монастыря, сложившегося в конце XVIII — начале XIX века, по местному преданию, участвовал узнаваемый конструктор Д. Кваренги.

До 1918 года имел статус первоклассного кафедрального необщежительного монастыря. Храмы обители: Благовещения Пресвятой Богородицы, собор (1718-1733); Живоносного Источника иконы Божией Матери, часовня (1893); церковь Митрофана, епископа Воронежского (1838-1839); Михаила Архангела, собор (1838-1839); церковь Рождества Христова (1826).

До революции на Митрофановской площади находилось кольцо конно-железной городской дороги. В 1920 году на месте бывших торговых лавок был устроен сквер (просуществовал недолго). Когда сажали деревья, нашли кирпичное подземелье под площадью. В это время в самом монастыре жизнь ещё текла обычным чередом, но в примыкающих зданиях находились места для заключенных (лагеря). Во время гражданской войны строения монастыря очень пострадали, а некоторые позже стали жилыми. В 1927 году их попробовали реконструировать.

В январе 1926 года новый воронежский архиерей Петр (Зверев) под давлением властей сделал местом собственного пребывания Алексеево-Акатов монастырь. В 1929 году Митрофанова обитель была закрыта, рака мощей свт. Митрофана была передана в музей. В 1920-х годах было запланировано провести к площади трамвайные пути, но к тому времени монастырь уже не стал быть центром городка. По сообщениям в газете «Коммуна» от 8 мая и 2 декабря 1930 года следовало, что в промежутке улиц Плехановской и Володарского строится «жилищный комбинат» со столовой, детскими яслями, залом заседаний и публичными комнатами. В 1930-х годах в зданиях монастыря были и студенческие общежития, и областной архив, и архивное управление.

Во время Великой Отечественной войны монастырский комплекс пострадал из-за обстрелов и оккупации германцами правого берега Воронежа. Колокольня использовалась как пункт наблюдения за русскими войсками, она была разрушена фактически до основания. Колокольня размещалась когда-то у юго-западного угла головного корпуса ВГУ. После войны, как и другие храмы Воронежа, Митрофановский употреблялся под жильё. В конце 1940-х годов этот район называли «Старым городом».

В послевоенные годы на месте Митрофановского монастыря планировался к строительству мемориал памяти Великой Отечественной войны. Проект был разработан академиком архитектуры Л.В. Рудневым. Предполагалось выстроить музей с ротондой и высочайшей башней в память о колокольне. Но в 1950 году председателем горисполкома Н.В. Бельским, основным архитектором городка Н.В. Троицким был подписан акт о строительстве на Митрофановской площади строения Воронежского государственного университета. Площадь была переименована в Университетскую.

Строения монастыря были окончательно снесены в 1950-е годы.

Митрополит Евгений Болховитинов писал: «Нынешний архирейский дом, Семинария и конюший двор с 1784 по 1787 год выстроен Преосвященным Тихоном III по плану лучшей Италианской Архитектуры, сочинённому славным придворным Архитектором Гварением (Джакомо Кваренги) и конфирмованному Государынею Императрицею Екатериною II, с выдачею на постройку из Казны 35 тысяч рублей.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №224, 2017 г.

В существовавшем ранее Воронежском Благовещенском Митрофановом монастыре находилась свято чтимая не только в пределах Воронежской епархии, но и вне оной, икона Смоленской Божией Матери. Икона эта огромного размера; на ней серебряная позлащенная риза весом 2 пуда.

По преданию, эта икона находилась первоначально в Предтеченском монастыре в г. Азове. По обратном возвращении Азова туркам в начале XVIII ст., монастырь был переведен в Богучарский уезд и соединен с существовавшею тогда Успенскою пустынью, ныне Донецкий Предтечев монастырь, а икона была перенесена в Троицкий Борщев в Корот. уезде, монастырь, а оттуда при преосвящ. Иоакиме, епископе Воронежском, была перенесена городскими священниками в Воронежский Благовещенский кафедральный собор. Первая серебряная риза на эту икону была сделана епископом Иоакимом на свои средства.

В настоящее время эта икона находится в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря на втором левом столбе, в богато устроенном киоте. В том же Митрофановом монастыре пользуется особенным уважением икона Смоленской Божией Матери небольшого размера, по преданию, бывшая келейною у святителя Митрофана.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 4, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1886 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *