Монастырь александра свирского ленинградская область

Александро-Свирская обитель затеряна среди озер и лесов Северной Руси. Некогда эти глухие и дикие места населяли языческие племена вепсов, карелов и чуди. В те давние времена и пришел сюда преподобный Александр Свирский, основавший здесь монастырь, в будущем почитаемый по всей России. Тихая и светлая обитель эта была основана великим русским подвижником — преподобным Александром Свирским. История ее восходит к 16 столетию, когда тут был возведен первый деревянный храм во имя Святой Троицы.

История

Собор освятили в честь Троицы неспроста — преподобному было явление. Случилось это в начале 16 века, а в 1526 г. возвели уже каменную церковь. Со временем в этих забытых местах, населенных чудью, возник и сам монастырь, ставший впоследствии одним из самых почитаемых мест на Руси. Обитель разрасталась, сюда поступали все новые и новые послушники, многие из которых потом были прославлены в лике Святых. Например, святитель Игнатий Брянчанинов, чьи мощи, дарующие исцеление, были обретены в 1641 г. при строительстве церкви. Но вернемся к фигуре Александра Свирского. В свое время он был очень почитаем русскими государями: так, Иоанн IV Грозный усердно молился преподобному, чтобы тот даровал ему победу и успешное взятие Казани. Часто приезжал и царь Федор Иоаннович, прозванный Блаженным за богомольный характер.

Ездили сюда и Борис Годунов, и Михаил Романов, а его внук — Петр Алексеевич, первый император России, возвел в Санкт-Петербурге часовню во имя святого. Завершает августейшую плеяду сам Петр I.

После 1917 г. с приходом «безбожной» власти монастырь был разорен и разграблен, братия и настоятель расстреляны большевиками, а в строениях обители открыли психлечебницу. Лишь с падением социалистического режима, в начале 90-х гг. 20 века обитель была возвращена РПЦ.

Монастырь в наши дни

Самый старый храм, который сегодня можно увидеть в стенах монастыря, — это Покровская церковь 1553-1536 гг. Возведена она была прославленным архитектором Игнатием, но на сегодняшний день, увы, не действует. В 1695 г. на месте каменного храма 16 века возвели собор в честь Святой Троицы, где сохранились росписи тихвинских мастеров.

В монастырский комплекс также входят храмы во имя Иоанна Дамаскина, Святого Николая и надвратная церковь. На месте явления Святой Троицы преподобному можно увидеть часовню, еще одна возвышается над колодцем, вырытым Александром Свирским.

Практическая информация

Адрес: Ленинградская область, Лодейнопольский р-он, дер. Старая Слобода. Веб-сайт.

Расстояние от Санкт-Петербурга до деревни Старая Слобода — примерно 260 км. Попасть туда можно по трассе «Кола/М18», далее по указателю «Поселок Свирское». От автовокзала на Обводном канале Питера ежедневно курсируют прямой автобус № 863 до Свирского (отправление в 16:10) и автобус № 963 до Питкяранты, который проезжает рядом. Другой вариант — поездом или автобусом через город Лодейное Поле, а оттуда на автобусе (трижды в день) или на такси до деревни Старая Слобода (пос. Свирское).

Преимуществом расположения гостинично-ресторанного комплекса «Старая Слобода» является соседство со Свято-Троицким Александра Свирского мужским монастырем.

Основан монастырь в конце XV века св. Александром Свирским. Так, еще при жизни основателя, обитель состояла из двух комплексов, связанных друг с другом, но при этом расположенных независимо: Троицкого и Преображенского.

Наиболее древним строением в Троицкой части является каменная Покровская церковь, построенная в 1533 году при участии самого Александра Свирского. Церковь выполнена в Новгородском стиле.

Среди отдельных построек, которые обязательно стоит отметить, описывая Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, необходимо выделить:

  • преображенский каменный собор с приделом Александра Свирского, воздвигнут еще в 1644 году;
  • каменный Живоначальной Троицы собор — построен в 1791 году на месте древней церкви, воздвигнутой самим св. Александром Свирским и освещенной в 1509 году;
  • церковь Елизаветы и Захарии, была построена в 1685 году;
  • церковь Иоанна Дамаскина – 1718 года постройки
  • часовня каменная Святой Троицы, которая была построена на том месте, где, согласно с древним преданием, Александру Свирскому и явилась Пресвятая Троица.

С 1764 по 1786 гг. Троицкое отделение монастыря служило резиденцией епископов Олонецких и Каргопольских, а с 1873 года в монастыре учреждено наместничество, а настоятельство монастыря передано Епископам Олонецким и Петрозаводским.

С 1890 года монастырь снова сделан самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом.

В революционные годы (1917-1918) на монастырь было совершено нападение. Грабители потребовали выдать им деньги и богатства, якобы принадлежащие монастырю, после чего все иноки вместе с настоятелем были расстреляны. Мощи преподобного Александра Свирского властями из монастыря были изъяты.

Так как мощи Преподобного оказались нетленными, в 1918 г. их решили тайно отправить в Военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга. Монастырь был закрыт, а на его территории разместилась психиатрическая больница.

В начале 90-х гг. власти передали Русской Православной Церкви Свято-Троицкий собор, а в августе 1997 г. произошла официальная передача Александро-Свирской обители монашеской братии .

Второй раз мощи преподобного Александра Свирского были обретены в 1998 г. 28 июля того же года они были переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время нетленные мощи покоятся в церкви святых Захария и Елисаветы, прилегающей к Преображенскому собору. Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до 20:00 по местному времени, в субботу и в воскресенье ворота открыты с 8:00 утра. Вход в храм со святыми мощами открыт с 6:00 до 20:00 с понедельника по субботу (в воскресенье с 8:00 до 20:00). Официальный сайт монастыря www.svirskoe.org

Расписание Богослужений в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре

Престольные и особо чтимые праздники в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре

дата:

Помимо Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря в Лодейнопольском районе расположен Введено-Оятский женский монастырь в посселке Рассвет и Покровский Тервенический женский монастырь в Тервеничах, а также в населенных пунктахрайона расположено большое количество храмов и часовен.

Монастырь расположен в северо-восточной части Ленинградской области, на берегу реки Оять.

Монастырь основан в XIV веке. В обители покоятся родители преподобного Александра Свирского — св. преп. Сергий и Варвара. Также известен монастырь своим целебным радоновым источником.

Монастырь возник из сестричества, сформировавшегося на базе православной общины при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге.

Главные святыни – Тервеническая икона Божией Матери и святой источник.

  • Достопримечательности
  • Корпоративным клиентам
  • Тургруппам
  • Сотрудничество
  • Новости

Социальные сети:

187729, Ленинградская область,

деревня Старая Слобода, дом 61

Заказать банкет +7 (931) 962 52 44

Моб. телефон +7 (921) 363 77 41

Администратор +7 (81364) 4 44 04

телефон/факс +7 (81364) 4 44 44

© 2012–2021, Старая Слобода. Официальный сайт.

Главная святыня обители – честные мощи блаженной Матроны Московской.

В Покровском храме обители находятся святыни:

  • Икона с частичкой мощей преподобного Нила Столобенского, в честь которого освящен один из престолов Покровского храма, в 1996 году привезена из Ниловой пустыни с озера Селигер (находится на 1-ом этаже Покровского храма);

Икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная по благословению святой праведной блаженной Матроны Московской,(находится на 1-ом этаже Покровского храма);

Икона святителя Николая Мирликийского Чудотворца с частицей мощей (находится на 2-м этаже Покровского храма);

Икона святого благоверного князя Александра Невского и святого великомученика Георгия Победоносца с частичками мощей (находится на 1-ом этаже Покровского храма);

  • Икона преподобного Сергия Радонежского с частичкой мощей (находится на 2-ом этаже Покровского храма)

В Воскресенском храме обители находятся святыни:

  • Икона Киево-Печерских святых с частицами мощей (были выделены Покровскому монастырю в 2004 году по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира);

1. прп. Пимен Многоболезненный
2. прп. Алексей Затворник
3. прп. Онисим затворник
4. прп. Алипий иконописец
5. прп. Иоанн Многострадальный
6. прп. Феодор
7. прп. Аврамий Трудолюбивый
8. прп. Феодосий Чудотворец
9. прп. Антоний Чудотворец
10. прп. Тит пресвитер (иеромонах)
11. прп. Василий иеромонах
12. прп. Марк Гробокопатель
13. прп. Нестор Летописец
14. прп. Нестор Некнижный
15. прп. Лука эконом
16. прп. Нектарий Послушливый
17. прп. Анатолий Затворник
18. прп. Никола Святоша
19. прп. Никон Сухой
20. прп. Исайя Затворник
21. прп. Меркурий, епископ Смоленский
22. прп. Нифонт, епископ Новгородский
23. прп. Лаврентий затворник, епископ Туровский
24. прп. Симон, епископ Суздальский
25. прп. Онуфрий Молчаливый
26. прп. Афанасий Затворник
27. прп. Иоанн Затворник
28. прп. Варлаам, игумен Печерский
29. прп. Ефрем, епископ Переяславский
30. прп. Стефан, епископ Владимирский ?
31. прп. Поликарп, архимандрит Печерский
32. прп. Павел, святитель Тобольский
33. прп. Спиридон просфорник
34. прп. Феофан постник
35. прп. Никодим просфорник
36. прп. Агапит, врач безмездный
37. прп. Феофил Слезоточивый
38. прп. Илия Муромец
39. прп. Григорий иконописец
40. сщмч. Кукша, просветитель вятичей
41 . прп. Никон, игумен Печерский
42. прп. Феодор, князь Острожский
43. прп. Феофил затворник
44. прп. Сисой затворник
45. прп. Сергий Послушливый
46. прп. Сильвестр чудотворец
47. прмч. Моисей Угрин
48. прп. Прохор Чудотворец, называемый Лебедником
49. прп. Дамиан пресвитер, целебник
50. прп. Савва Богоугодник
51. прмч. Евстратий
52. прп. Макарий постник
53. прмч. Анастачий диакон
54. прп. Исаакий затворник
55. прп. Еразм черноризец
56. прп. Василий иеромонах
57. прп. Анатолий
58. прп. Вениамин затворник
59. прп. Леонтий канонарх
60. прп. Аммон затворник
61. прп. Дионисий иеромонах, затворник
62. прп. Сисой схимник
63. прп. Григорий чудотворец
64. прп. Пимен постник
65. прп. Силуан схимник
66. прп. Моисей чудотворец
67. прп. Лаврентий затворник
68. прп. Ипатий целебник
69. прп. Феофил, архиепископ Новгородский
70. прп. Игнатий аримандрит
71. прп. Мартирий диакон
72. прп. Логгин трудолюбивый (вратарь)
73. сщмч. Лукиан
74. прп. Павел Послушливый
75. прп. Илларион схимник
76. прп. Зинон постник
77. прп. Евфримий схимник
78. прп. Иоанн Многоболезный
79. прп. Афанасий затворник
80. прп. Ахила диакон
81. прп. Онисифор исповедник
82. прп. Агафон чудотворец
83. прп. Арсений Трудолюбивый
84. прп. Захарий постник
85. прп. Геронтий канонарх
86. прп. Паисий богоугодник
87. прп. Григорий чудотворец
  • Икона с десницей блаженной царицы Феофании– привезена греческим митрополитом Верейским Пантелеимоном 2 августа 2010 года;
Читайте так же:  Боровский пафнутьев монастырь расписание служб

Икона преподобного Серафима Саровского и Дивеевских святых с частицами мощей (святые жены Дивеевские – Александра, Марфа, Елена, блаженные – Параскева, Пелагия, Мария) – святыни переданы обители в мае 2010 года по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия;

икона святителя Иннокентия митрополита Московского с частичкой его мощей, полученная обителью Святейшим Патриархом Алексием II в дар в 1997 году;

икона святителя Иоанна Шанхайского с частичкой его мощей, полученная обителью в дар от епископа Сиэтлинского Феодосия в 2011 г.

  • икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла
    • икона святых апостолов Иакова и Симона с частицами мощей

    • икона святых апостолов Варфоломея и Фомы с частицами мощей

    Икона великомученика и целителя Пантелеймона с частицей мощей


    Икона Георгия Победоносца с частицей мощей

    • Распятие с камнем горы Голгофы (с частицей Крови Спасителя);
    • рака со святынями со Святой Земли и разных угодников Божиих

    ковчег с частицами мощей угодников Божиих:

    Один из героев нашего времени — эффективный менеджер Русской православной церкви; он настолько успешно решает задачи вверенной ему обители, что очень скоро она обрастает не вполне конфессиональными, но очень доходными предприятиями, а сам клирик и его семья переезжают в особняки и пересаживаются на дорогие автомобили. Сегодня мы расскажем вам удивительную историю настоятельницы Покровского женского монастыря в Москве, игуменьи Феофании, в миру — Ольги Мискиной, создательницы культа святой Матронушки и одной из самых авторитетных женщин в РПЦ.

    Из нашего текста вы узнаете:

    ?? Хотя любительница дорогих автомобилей игуменья Феофания по повелению патриарха продала свой Mercedes-Benz представительского класса, у неё остался другой автомобиль этой марки кроссовер GLA 250 4MATIC особой серии, купленный в 2019 году, выяснили «Открытые медиа». Такая машина тогда стоила 2,8 млн рублей.

    ?? Семья игуменьи крупный бенефициар культа Матроны Московской. Именно её братья снабжают монастырь иконами, церковной утварью и сувенирной продукцией, раскупаемой паломниками. Взаимовыгодное сотрудничество позволило им обзавестись роскошными домами и люксовыми автомобилями.

    ?? Игуменья Феофания не оставляет попытки расширить церковные владения за счёт возвращения РПЦ Таганского парка, примыкающего к ограде монастыря, рассказали «Открытым медиа» московские чиновники.

    Содержание:

    Глава первая. В которой из-за статьи «Открытых медиа» патриарх благословляет игуменью Феофанию продать её Mercedes-Benz

    Поклониться Матроне Московской можно почти в самом центре столицы, на Таганке, но в очереди даже в будний день приходится стоять не менее двух часов. Через аккуратные ворота во двор Покровского ставропигиального (подчиняющегося непосредственно патриарху, а не местным епархиальным властям) женского монастыря бесперебойно втекают сотни посетителей — по большей части посетительниц — в разноцветных платках, масках и перчатках. На входе — кордон из широкоплечих мужчин в темно-синей форме, каждому входящему нужно показать содержимое сумок и подставить запястье под электронный термометр. Паломники в Покровском монастыре на Таганке. Фото: «Открытые медиа» Дальше очередь делится на два потока. Один, более быстрый, заканчивается примерно через 100 метров, у вывешенной на улице иконы Матроны Московской. Верующие ежесекундно прикладываются к ней с поцелуями. Раз в 20 минут у образа появляется молодая монахиня без маски и перчаток и обрабатывает икону дезинфицирующим спреем. Паломники у иконы святой Матроны Московской в Покровском монастыре. Фото: «Открытые медиа» Вторая очередь — побольше — стоит к мощам святой Матроны, которые находятся в серебряной раке в храме. «Меня сегодня прям что-то останавливало, не хотела сюда идти», — говорит девушка без маски. «Это в тебе бесы говорили, сейчас мы их выгоним», — отвечает соседка по очереди, подталкивая её ко входу.

    Покровский монастырь первым в Москве после самоизоляции возобновил приём паломников — уже в мае. Особое позволение на то от патриарха Кирилла — очередное свидетельство особого положения обители и её настоятельницы — игуменьи Феофании.

    Летом она оказалась в центре скандала после того, как «Открытые медиа» обнаружили у неё в собственности Mercedes-Benz S-класса (это представительский класс автомобилей, к которому относятся также, например, BMW 7-й серии или Audi A8), купленный в 2016 году за 9,5 млн рублей. Сам патриарх Кирилл благословил Феофанию продать этот автомобиль, а деньги отправить на благотворительность — в августе матушка повеление исполнила.

    Но, как выяснили «Открытые медиа», сопоставив данные о собственниках автомобилей из открытых баз, без люксового автомобиля Феофания не осталась: у неё есть машина «посвежее» — купленный в 2019 году кроссовер Mercedes GLA 250 4MATIC особой серии. Цена на новую машину такой модели начиналась от 2,8 млн рублей. Насчёт этой машины предстоятель РПЦ никаких указаний не давал. После скандала с Mercedes кроссовер Феофании стал чаще появляться на дорогах Москвы, и в июле получил штраф за нарушение правил дорожного движения.

    Глава вторая. В которой выясняется, что Феофания — одна из самых влиятельных женщин в РПЦ

    После таких находок мы решили побольше узнать о женщине, которая организовала настолько востребованный у паломников культ.

    Собеседники «Открытых медиа» в церковных кругах называют Феофанию самой влиятельной и богатой женщиной в РПЦ . «Но э то всё-таки православная церковь, поэтому влияние женщины в ней измеряется не в способности что-то громко заявить, а в способности добиваться того, что она хочет. Патриарх благословляет любое начинание Феофании, а они всё больше по части развития „бизнеса“ — разрешил ей построить при монастыре отель, создать свой агрохолдинг, и, по сути, дал возможность всей её семье зарабатывать на культе Матроны», — объясняет один из источников.

    Telegram-канал «Церквач» (с самым большим числом подписчиков среди тематических каналов с инсайдами из РПЦ) писал, что если бы составлял рейтинг авторитетных женщин « по логике списков журнала Forbes » , то Феофания была бы на 1-м месте по размеру состояния и на 3-ем по влиятельности (после уполномоченной при президенте по правам ребенка Анны Кузнецовой и руководителя юридической службы Московской патриархии игуменьи Ксении, в миру — Оксаны Чернега ).

    О Феофании в церковной среде ходят легенды, и не всегда добрые: её хвалят за невероятную работоспособность и порицают за жёсткость в общении с зависимыми от неё людьми (например, протодиакон и блогер Андрей Кураев писал об отказе матушки выделить деньги монастырскому священнику на лечение больного ребенка).

    Среди прихожан Покровского монастыря много влиятельных россиян — от певцов Филиппа Киркорова и Стаса Михайлова до Людмилы Путиной и Светланы Медведевой. Сама Феофания знакома и с Владимиром Путиным: в 2018 году она получила из рук президента орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

    Прихожанкой Феофании была и мать девочки, вынужденной до пяти лет жить в частном роддоме Марка Курцера из-за того, что родители считали её неизлечимо больной, писала «Медуза». По рассказам одной из знакомых семьи, когда ребенку было 3?4 месяца, мать встречалась с игуменьей Феофанией и та сообщила, что девочка фактически умерла, то есть стала ангелом божьим, но жизнь на этом свете в ней теплится только благодаря заступничеству Матронушки. Настоятельница Покровского монастыря Феофания со Светланой Медведевой и воспитанницами монастырской школы в январе 2020 года. Фото: сайт Покровского монастыря

    Глава третья. В которой Феофании поручают восстановить Покровский монастырь, а для этого была просто необходима «своя» святая

    В интервью сайту Покровского монастыря Феофания рассказывала , что в монахини она решила уйти внезапно — после поездки к знакомой старице и вещего сна, а расположения патриарха добилась усердным трудом. С историей Матроны Феофания познакомилась ещё в молодости: когда ездила к своему духовнику в Даниловский монастырь, всегда заезжала и на могилку блаженной.

    Но через несколько лет Феофания отпросилась в женский монастырь в Дивеево в Нижегородской области. Там она стала свидетельницей «обретения мощей» старца Серафима Саровского; хлынувший после этого в монастырь поток паломников произвёл на неё большое впечатление. И тут Алексий II вновь вызвал Феофанию в Москву, назначив настоятельницей возрождаемого Покровского монастыря. «Мне патриарх говорил, кто справится, если не ты, вон, на подворье вместо тебя одной сейчас пять человек, и то не справляются», — вспоминала она.

    Читайте так же:  Свято елизаветинский монастырь иконы

    Разбираться с документами, выселением арендаторов и разными другими юридическими вопросами Феофании, получившей только среднее образование, было тяжело. Она утверждает, что уповала на помощь Матроны Московской настолько, что возила не её могилку устав монастыря, который никак не хотели утвердить регистрирующие органы, и прикладывала к погребальному камню. «И через 4 дня мне его возвращают подписанный!» — рассказывала она. После этого Феофания начала прикладывать к могилке все важные документы, а в офисах арендаторов тайком от них «рассыпать песочек с могилки» — после этого компании спешно съезжали.

    Феофания уверяет, что доложила владыке Алексию II о чудесной помощи Матроны в деле восстановления Покровского монастыря, и это стало одним из доводов в пользу канонизации блаженной старицы в конце 1990-х.

    В то время далеко не все в церкви были готовы признать слепую женщину, при жизни почитаемую как чудотворицу, святой. «Всё, что связано с культом Матроны, — это бесконечная череда фейков и манифестация альтернативно-народной религиозности», — писал один из тогдашних противников канонизации Кураев на своей странице в Facebook в августе 2017-го. Жизнь и деятельность Матроны Московской — это легенда, в которой много нестыковок, объясняет религиовед и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

    На сайте Покровского монастыря указано, что Матрона Димитриевна Никонова родилась в 1881 году в семье крестьян села Себино Тульской области (точная дата рождения неизвестна, так как страницы церковной книги с записями того времени вырваны). Сейчас в селе стоит памятник святой и работает посвящённый ей музей, в котором нет личных вещей Матроны.

    С восьми лет Матрона имела глубокую веру, способность исцелять больных и предсказывать будущее, говорится в книге Ждановой. Дочь местного помещика брала девушку с собой в паломничества по России. В 1899 году в Кронштадтском соборе Матрона встретила святого праведного Иоанна Кронштадтского. Согласно преданию, по окончании службы он попросил прихожан расступиться перед подходящей девушкой и громко сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России». В 17 лет у Матроны отнялись ноги, но новое несчастье не озлобило её: она продолжала творить чудеса и прославилась по всей стране, рассказывают её жизнеописания.

    После революции Матрона скрывалась от советской власти у сподвижников. Несмотря на это, к ней в 1941 году, когда немецкие войска подступали к Москве, приезжал за советом Иосиф Сталин, уверяет в своей книге Жданова. Умерла Матрона в Подмосковье в 1952-м.

    Глава четвёртая. В которой Феофания делает Матрону Московскую успешной конкуренткой Ксении Петербуржской

    Канонизация Матроны и, главное, превращение её в самую известную и почитаемую в народе святую — это во многом заслуга Феофании, утверждают собеседники «Открытых медиа», близкие к РПЦ.

    Синодальная комиссия по канонизации не нашла в 1997 году оснований для канонизации Матроны. Но в 1998-м останки старицы по благословению патриарха были перенесены в Покровский монастырь. У же в 1999-м Матрона была причислена к лику местночтимых московских святых, а в 2004-м состоялось её «общецерковное прославление».

    «Патриарх Алексей видел [в 1997 году], что председатель комиссии митрополит Ювеналий занял твёрдую позицию и всеобщей церковной канонизации не будет. А с другой стороны он видел, что в народе стремительно развивается локальный московский культ Матроны. Он принимает решение — в 1999 году причисляет Матрону к лику местночтимых святых Москвы. Это решение не требует подтверждения или рассмотрения вопроса Синодальной комиссии по канонизации», — рассказывает «Открытым медиа» собеседник, близкий к РПЦ.

    Канонизацию поддерживал покровитель Феофании — нынешний митрополит Липецкий и Задонский Арсений, в миру Юрий Епифанов, вспоминают собеседники «Открытых медиа». В то время он был первым викарием патриарха Алексия II и одним из самых влиятельных лиц в РПЦ, именно он вновь и вновь поднимал вопрос о причислении Матроны к святым.

    «Мой друг был секретарём в комиссии по канонизации. И он видел, что каждый раз, когда приходило письмо от Арсения [по поводу канонизации Матроны], председатель комиссии Ювеналий читал это письмо и со смехом выбрасывал в корзину, — подтверждает доктор исторических наук Сергей Бычков, занимавшийся исследованием происхождения Матроны. — А потом Ювеналий вызвал моего друга и говорит: „Готовься к канонизации“. Как же владыка, вы же сами смеялись над этим? Тот ему объяснил, что пришло такое же письмо, как от Арсения, но за подписью патриарха. После этого мой друг покинул церковь».

    В год признания Матроны местночтимой московской святой Арсений, по данным Росреестра, приобрёл квартиру площадью 51,4 кв. м в соседнем с Покровским монастырем доме, на Таганской улице, 31/22. С пустя два года в этом же доме квартира на 53,2 кв. м появилась и у самой Феофании. Дом у монастыря — обычная на вид кирпичная московская многоэтажка, но с влиятельными жильцами.

    Своя святая была просто необходима Покровскому монастырю, объясняет Бычков: «Разрушенная обитель нуждалась в средствах на восстановление. Для этого нужно было привлечь паломников. И вот Арсений решил открыть мощи Матроны». А Мискина уже сделала всё возможное, чтобы этот культ процветал, сходятся во мнении собеседники «Открытых медиа» в РПЦ.

    При этом Покровский монастырь делает всё, что можно, чтобы вся страна узнала о чудесах святой: по его заказу выпущено уже несколько томов с их подробным описанием. «Это истории, которые нам присылают и рассказывают наши прихожане. Кроме книг, мы выпускаем чудеса и на аудионосителях — флешках и дисках, там они представлены в виде аудиоспектаклей, которые без слёз невозможно слушать», — рассказывала Феофания.

    Выпускает Покровский монастырь и детские книги про Матронушку, включая раскраски по мотивам жития святой, убедился корреспондент «Открытых медиа». Покровский монастырь издаёт раскраски для детей по житию святой Матроны Московской. Фото: « Открытые медиа » О чудесах идёт речь и в фильмах о святой Матроне, снятых по инициативе Феофании и ставших для большинства паломников главным источником информации о святой, — два из них показали на федеральных каналах.

    В документальном фильме 2004 года «Взыскание о погибших. Матушка Матрона» студии «Неофит» принимали участие патриарх Алексий II и сама Феофания . « Это был заказ Покровского монастыря. У матушки Феофании, вполне естественно, были какие-то пожелания. Но большого участия в творческой работе она не принимала », — рассказал « Открытым медиа » автор сценария и владелец студии «Неофит» Дмитрий Менделеев.

    Снятый в 2015 году 12-серийный фильм «Чудотворница» содержал эпизоды из жизни святой и интервью людей, которым она помогла, его показывали на телеканале «Домашний». «Матрона — единственная из великих русских святых, до которой мы можем как бы дотянуться во времени. Она была недавно и это очень важно для нас», — рассказала «Открытым медиа» экс-совладелица продюсировавшей фильм компании «Мэйнстрим» Юлия Шамаль. По её словам, сериал заказал сам «Домашний» по собственной инициативе. Во время съёмок происходило много чудес, например, у троих участников съёмочной группы родились дети, уверяет второй экс-совладелец «Мэйнстрима» Никита Чисников.

    Наконец, документальный фильм «Святая Матрона: приходите ко мне, как к живой» был снят в 2018 году на средства Первого канала, рассказал «Открытым медиа» режиссёр картины Евгений Жижкин. Деньги Первого, а инициатива — Феофании, уверяет знакомый гендиректора канала Константина Эрнста.

    Глава пятая. В которой Покровский монастырь обрастает огромным хозяйством — с пятизвёздочной гостиницей и осетрами

    Несмотря на критиков, называющих культ Матроны «недостаточно христианским», её имя ежедневно привлекает в Покровский монастырь сотни тысячи верующих, благодаря чему он стал самой богатой обителью РПЦ, сходятся во мнении все собеседники «Открытых медиа», знакомые с финансовыми делами Московской патриархии.

    Точных цифр не готов назвать никто, но Кураев в июне этого года соглашался с оценкой ежедневного дохода Покровской обители примерно в 1 млн рублей или около $500 тысяч в месяц. Это самый богатый монастырь страны, который только патриархии отчисляет не меньше $100 тысяч в месяц, говорит Бычков. Средний размер отчислений приходов в РПЦ колеблется в пределах 15?25%. Как утверждал «Московский комсомолец», даже нищие у ворот Покровского монастыря — самые богатые в стране.

    «Бизнес на мощах — это крутой бизнес. И главное, его никто не может посчитать, сколько там пожертвований, сколько реально они получают и сколько перечисляют официально в патриархию — нигде не озвучивается. Это очень закрытая бухгалтерия», — говорит «Открытым медиа» собеседник из церковной среды. «Феофания — [человек] со стальной волей, мёртвой хваткой», — объясняет успешность Покровского монастыря один из сановников РПЦ.

    Через несколько лет после канонизации Матроны владения Покровского монастыря начали разрастаться. В 2015 году Феофания на пожертвования построила возле монастыря пятизвёздочную гостиницу «Покровскую», где можно и свадьбу отгулять, и к мощам святой получить доступ без очереди. Когда велась стройка, Архнадзор обвинял монастырь в махинациях с охранными бумагами и незаконном сносе архитектурного памятника — дома с более чем столетней историей. Монастырю тогда потребовалось более просторное здание для размещения в гостинице бассейна, фитнес-центра и банного комплекса.

    Читайте так же:  Монастырь в ежово в марий эл

    В 2018 году патриарх Кирилл отдал Феофании в управление новый актив — гостиницу»Даниловскую», располагающуюся возле официальной резиденции патриарха.

    Феофания пытается присоединить к Покровскому монастырю территорию Таганского парка, разбитого в 1934 году на месте монастырского кладбища. В 2014-м мэрия даже решила этот вопрос в пользу монастыря, но после многочисленных протестов жителей решение о передаче парка обители было отменено. Но, как сообщил «Открытым медиа» чиновник районной управы, от монастыря продолжают поступать предложения по поводу возвращения парка церкви. Чиновник правительства Москвы подтвердил, что «вопрос время от времени поднимается», но не стал обсуждать, есть ли у монастыря шанс получить желаемое. В Таганском парке у стен Покровского монастыря. Фото: «Открытые медиа» Всего за годы игуменства матушка Феофания возродила 8 храмов, отреставрировала и заново отстроила более 50 зданий, полностью благоустроила в Москве территорию площадью более 20 гектаров, где собственноручно посадила более 1500 деревьев и кустарников, говорится на сайте Покровского монастыря. В конце 90-х у монастыря появилось подворье в подмосковном селе Марково.

    Теперь на территории подворья не только производят молоко, сыры и делают овощные заготовки, но даже выращивают осетров, свидетельствуют фотографии на монастырской стене. Огороды и склады подворья окружает многокилометровый железный забор, утыканный острыми пиками и увешанный камерами наблюдения, из-за чего хозяйственный двор издалека слегка напоминает колонию. Восстановленный храм Икона Казанской Божьей Матери в селе Марково Фото: Открытые медиа На ухоженной территории вокруг церкви разбит сад с мостиками и садовыми фигурками, но доступ посетителям туда закрыт. В храме больше всего внимания привлекает огромная современная фреска с горящими в огне грешниками, среди которых есть персонажи, похожие на Владимира Ленина, Иосифа Сталина и почему-то Махатму Ганди. Настенная роспись в храме Иконы Казанской Божьей Матери в селе Марково Фото: « Открытые медиа »

    Глава шестая. В которой на культе Матроны зарабатывает вся большая семья Феофании

    Мискины родом из села Цильна Ульяновской области, в семье было девять детей. Старшая сестра Ольги Капиталина и младшая Татьяна также посвятили себя богу и живут в Покровском женском монастыре, старший брат Александр стал священником в Тверской области.

    Неподалеку от стен монастырского подворья в Марково, в симпатичной березовой роще прячется коттедж, принадлежащий Капиталине Мискиной, обнаружили «Открытые медиа» . М онахиня жила при монастыре в Дивеево, но в 2001 году переехала поближе к Феофании, став насельницей обители на Таганке. А год спустя купила 32 сотки земли в Марково, н а них, судя по выпискам из Росреестра, сейчас находится строение площадью в 253,2 кв. м. На спутниковых картах «Яндекса» виден большой дом из красного кирпича, вживую его не разглядеть: участок обнесён сплошным трёхметровым забором. Ездить Капиталина Мискина тоже предпочитает на Mercedes-Benz, ей принадлежит автомобиль В-класса, следует из открытых баз данных.

    Еще два брата игуменьи, которые не служат РПЦ, всё равно тесно с ней связаны: значительная часть денег, которые тратят паломники, проходят через родственников Феофании , выяснили «Открытые медиа».

    Павел и Аркадий Мискины торгуют через церковные лавки Покровского монастыря, а жена и дочь одного из них управляют семейной гостиницей и рестораном у Троице-Сергиевой лавры в Подмосковье.

    В лавках продаются товары на любой кошелёк — от простых иконок и крестов до изделий, украшенных драгоценными камнями за 50 тысяч рублей и больше. Здесь же предлагают кожаные ремни с молитвами за 1300 рублей и ремень Lacoste без молитв, но с фирменной зажигалкой — за 8000 рублей.

    Главных брендов тут два: под знаком Матроны продаются вода, масло, календари и церковная литература — все освящено возле мощей святой, а под логотипом Покровского монастыря — более светские товары, например, шоколадки и мыло для борьбы с целлюлитом. В лавке при подворье в Марково выставлена целая батарея разноцветных бутылочек с шампунями, лосьонами и кремами. Полки с фирменными косметическими средствами от Покровского монастыря в церковной лавке. Матушка-настоятельница на себе всё пробовала, уверяет продавец. Фото: «Открытые медиа» «Все пробовали эти кремы, и сама матушка. Сначала пощипывать будет, ведь у нас не как в обычном магазине, сырьё нам поставляют натуральное. Я не вру, я здесь не продавец, а говорю словом божьим», — общается с покупателями монахиня. Никакой информации о производителе на упаковке косметических средствах нет.

    Монахиня также охотно консультирует желающих купить образ святой: «А тут у нас Матронушка красивая, со стразами под Swarowski, всего за 500 рублей». Не увидев нужной реакции у покупателей понижает голос: «Только несколько штук у нас осталось, образ с мощевичком, кому будете дарить — оценит». Корреспондент «Открытых медиа» приобрёл икону, на обороте которой наклеен сертификат, свидетельствующий, что встроенный в неё мощевичок, то есть небольшой камешек в стеклянной капсуле, — это кусочек от гроба святой.

    «Я бы сравнил всё это с тем, что есть в Дивеевском монастыре вокруг культа Серафима Саровского. Там продаются сухарики, освященные в горшке Серафима Саровского. Потом продаётся трава из святой канавки Божьей Матери [ров на территории монастыря, одна из главных его святынь]. Продаётся вообще всё. И здесь в общем то же самое», — говорит Лукин. Продукция под брендом Покровского монастыря. Фото: «Открытые медиа» На кассовых чеках из лавки Покровского монастыря и лавки подворья, и даже на чеке из монастырской трапезной (за обед и за баночку аджики, на крышке которой написана фамилия заготовившей её послушницы) получателем денег значится некая «Церковная лавка». Разумеется, это всё не покупки, а пожертвования, а у «Церковной лавки» нет юридического лица. Основная часть товаров в лавках — продукция, произведённая в Ярославле и Сергиевом-Посаде в цехах Павла и Аркадия Мискиных, оба они оформлены как индивидуальные предприниматели.

    Мастерская Павла Мискина «Ярославский иконостас», согласно информации на её официальном сайте, основана в 1995 году и производит церковную утварь, свечи, иконы, масло и другие товары под брендами «Святая Матрона Московская» и «Покровский монастырь». Самая дорогая услуга в мастерской — изготовление резных православных иконостасов. В России такие работы оцениваются от 40 тысяч до 60 тысяч рублей за кв. м. Все товары из каталога «Ярославского иконостаса» продаются в лавках Покровского монастыря, производитель на их упаковке не указан, даны только контакты обители.

    В Ярославле, по данным реестра недвижимости, Павлу Мискину на улице Гагарина, 62, корпус 5 с декабря 2011 года принадлежит склад-мастерская площадью 174,4 кв. м и земельный участок площадью 2 445 кв. м, на котором находится литейный цех площадью 1450,4 кв. м. А личный особняк предпринимателя находится на земельном участке в 994 кв. м в новом коттеджном районе на окраине Сергиева Посада; схожий по площади соседний коттедж продают за 28 млн рублей.

    Бизнес явно шёл неплохо: в 2017 году Павел Мискин приобрёл новый Porsche Cayenne, а за пару лет до этого его супруга купила японский внедорожник Lexus RX200, следует из сопоставления данных открытых баз. Такие машины стоили около 5 млн рублей и 3 млн рублей соответственно. Коттедж Павла Мискина в Сергиевом Посаде. Фото: «Открытые медиа» Продукция «Ярославского иконостаса» продается и в самом Сергиевом Посаде — в магазинах Аркадия Мискина. Лет десять назад он начал приобретать недвижимость в самом центре города: сейчас на проспекте Красной Армии, 107, центральной улице, располагается принадлежащий ему выставочный зал церковной утвари и склад в историческом особняке площадью 520,7 с земельным участком 1145 кв. м .

    Он, как и брат, тоже производит иконы и церковную утварь — в ярославском поселке Толга: в 2015 году купил земельные участки и построил мастерские.

    Но главный актив Аркадия Мискина расположен совсем рядом с Троице-Сергиевой лаврой. Ему принадлежит здание самого известного в городе гостинично-ресторанного комплекса «Келарская набережная», трёхэтажное историческое строение площадью 1 152,2 кв. м на берегу пруда с земельным участком 2 490 кв. м. «Из окон номеров можно любоваться видом вековых белокаменных стен и золотыми маковками соборов. Так приятно прикоснуться к вековой истории наших предков, почувствовать себя её частью и насладиться прекрасными пейзажами!» — написано на сайте комплекса. Управляет им дочь Аркадия. В качестве арендатора здания в выписке на недвижимость значится ООО «Келарская» Людмилы Третяк — знакомые семьи называют её супругой Аркадия Мискина. Кстати, и она тоже предпочитает Mercedes — в её собственности значится внедорожник ML 350. Гостинично-ресторанный комплекс «Келларский дворик» у Троице-Сергиевой лавры принадлежит семье брата Феофании и специализируется на проведении банкетов. Фото: «Открытые медиа» На Третяк с 2019 года оформлен земельный участок в центре города, недалеко от лавры и семейных мастерских, площадью 1 425 кв. м с особняком 367 кв. м, кадастровой стоимостью более 11 млн рублей. Это один из самых эффектных домов в центре Сергиева Посада. Особняк зарабатывающих на церковной утвари родственников Феофании в центре Сергиева Посада. Фото: «Открытые медиа» Представители РПЦ переадресовали вопросы «Открытых медиа» о семье Мискиных в Покровский монастырь. Там на запрос редакции не ответили. Родственники Феофании не стали общаться с журналистами.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *